Участие в Муниципальном этапе Регионального конкурса "Мой музей"
методическая разработка по краеведению на тему

Сочнева Наталья Алексанлровна

Участие в Муниципальном этапе Регионального конкурса "Мой музей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kvest_zagadki_babushkinogo_sanduka.doc646 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальный этап областного конкурса музеев

 образовательных организаций

«Мой музей»

 Номинация «Музейная игра»

Наименование музея Музей этнографии

Профиль музейной работы Историческое краеведение

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 «Гимназия имени Подольский курсантов»

Адрес Городской округ Подольск, мкр.Климовск, пр-т 50лет Октября,18

Тема «Загадки  из бабушкиного сундука»

Автор:

Пименова Василина,

Пестова Настя,

Синельникова Настя,

Резниченко Глеб

учащиеся 6-Б класса

Зачесова Анна (фотографии) 11-А класс

Руководитель работы:

Сочнева Н.А.

зам. директора гимназии,

 руководитель музея Этнографии

8(916)834-37-79

2017год

Цель:  познакомить детей с историей и назначением отдельных  экспонатов музея этнографии.

 Задача: посредством игры  расширить и представление учащихся о жизни и быте народов нашей страны в XIX - начале XX века.

Область применения:  уроки литературы, ИЗО,  истории, внеурочная деятельность, обзорная экскурсия в музее, классные часы.

Возраст игроков:  4-6-е классы

Инструкция с применением правил игры: в данную игру могут одновременно играть 10-15 человек, можно разделить класс на команды. Перед ними ставится цель, дойти до которой можно, последовательно разгадывая загадки. Каждая загадка – это ключ к следующей точке на «маршруте» нашего движения к цели, т.е. к следующей задаче. Задания могут быть активными, творческими, интеллектуальными.

 Перечень оборудования: утюги, прялки, балалайка, шест с лентами для игры, рушник, рубель, скалка, веретено, крынка, гребень, ложка деревянная,  кроссворд, лапти, самовар.

Рекомендации к использованию игры:

Играть в эту игру можно как в классе, при проведении праздников, интеллектуальных игр,  на уроках истории, литературы, ИЗО,  на внеурочных занятиях, в музее, а так же и за пределами помещения, например, во время похода, на привале.

«Загадки бабушкиного сундука»

          Ведущий1:Всем добрый день.

 За окном осень, а там не за горами и зима со своими забавами и потехами: санки, лыжи, коньки днем и -  компьютер вечером.

Наш первый вопрос вам:

Как вы думаете, а чем занимались   вечерами  ваши

прабабушки и прадедушки?

        (ответ детей: пряли, ткали, вышивали, пели песни)

Ведущий 2:Вопрос второй. Вы, конечно,  бывали на экскурсии в  этнографическом  музее гимназии,  и знаете, что изучает наука этнография?

(Этнография- наука изучающая быт и нравы народов, их материальную и духовную культуру;)

        Ведущий 3. В нашем музее, собраны предметы, которые использовали наши прабабушки и прадедушки,  бабушки и дедушки в повседневной жизни. Всего их около пятисот. В правом углу комнаты стоит большой кованый железом сундук, который  является «героем» многих русских народных сказок. В нашем сундуке хранится множество загадок и    квест-игра так и называется  «Загадки из бабушкиного сундука».

(Ведущий держит в руках большой конверт с рисунком старинного сундука)

Ведущий 4.Квест - это приключенческая игра, в которой необходимо решать задачи для продвижения по сюжету. Есть некая цель, дойти до которой можно последовательно разгадывая загадки. Каждая загадка – это ключ к следующей точке на маршруте игры и новой задаче.

Ведущий 1. А задачи могут быть самыми разными: активными, творческими, интеллектуальными. Замечательно то, что квесты могут проводиться  не только  в классе, школе, но и на природе, например, во время походов на привале.

Итак, мы начинаем.

Ведущий 2. Загадки у нас не простые, а с секретом, загаданный предмет нужно будет найти. Не торопитесь, внимательно посмотрите вокруг себя, может быть, очередная загадка находится ближе, чем вы думаете. И вот вам  загадка первая.

  1. Пройдусь слега горячим я,
    И гладкой станет простыня.
    Могу поправить недоделки
    И навести на брюках стрелки.

Отгадка: («Утюг». См. приложение 1, фотография №1).

Правильно.

Ведущий 3. Внутри утюга (или под ним) находится конверт, в котором кусочек пазла и текст с историей утюга.

Вы нашли первый  кусочек пазла и можете положить его на стол. А текст с историей нужно прочитать вслух. Возможно, информация из него вам еще пригодится. ИСТОРИЯ УТЮГА (Текст на карточке в конверте)

Утюг был изобретён очень давно. В IV веке до нашей эры в Древней Греции. На Руси рубахи из натуральной льняной ткани после стирки и сушки требовалось хорошо размять для придания мягкости и ворсистости. Это осуществлялось оригинальным способом. Бельё наматывалось на скалку, после чего несколько раз тщательно прокатывалось «рубелем» — длинной деревянной плашкой с рёбрами на нижней поверхности и рукоятью на конце. Такой способ глажки просуществовал в русских деревнях некоторых регионов до конца XIX века. Может  кто-то  хочет попробовать погладить полотенце с помощью скалки и рубеля?

Ведущий 2. Появление утюга на Руси можно, согласно документа,  отнести к 1631 году “А Ивашке уплатить пятиалтынный за изготовление утюга в царские палаты» ( из распоряжения  жены царя Алексея Михайловича). Это был цельнолитой утюг.

В XVIII веке пришел утюг паровой. В нем угли помещались внутри корпуса и закрывались крышкой. Чтобы угли лучше горели, делали специальные отверстия по бокам. Даже усиливали вентиляцию, размахивая утюгом взад-вперед.  Работа с таким утюгом могла заменить физзарядку. Вот какой интересный утюг был у наших прабабушек.

Ведущий 4. Именно с этого утюга и  началась история нашего музея этнографии. У нас даже есть проектная работа, которая называется «Как утюг музей создал». Всем кому интересно узнать об этом поподробнее – милости просим к нам в гимназию, в наш музей. Что-то я отвлекся.

 Давайте вновь заглянем в бабушкин сундук и отгадаем вторую загадку эта загадка еще про один очень известный предмет, которым пользовались наши предки.

Ведущий 1. «На липе сижу, сквозь лён гляжу, березой трясу»

Отгадка: прялка и веретено (См. приложение № 1, фотография №2)

 Эта старинная русская загадка полностью описывает из чего этот предмет был сделан. Донца вырезали из осины или липы, гребень делали из твердых пород, чаще всего из клена, ну а веретено было березовым. Под донцем закреплен следующий конверт. В нем очередной кусочек пазла и карточка.

ПРЯЛКА (Текст на карточке в конверте)

Ведущий 2. Прялка – орудие для ручного прядения – состояла из вертикального стояка с лопаткой, к которой привязывалась кудель для прядения, и донца – горизонтального сиденья для пряхи. Прялка была не только орудием труда, но и произведением искусства:  её украшали резьбой или росписью. Часто прялка была подарком: жених дарил прялку невесте, отец – дочери, муж – жене. Подарок каждый хотел сделать на радость и удивление.  

Ведущий 3. Прялка становилась гордостью её владелицы, передавалась по наследству от матери к дочери, от бабушки к внучке.  У нас в музее их четыре и все они привезены из разных мест. Самая «старшая» – Архангельская область, Мезенский район, вторая из Шатурского района, третья – из Костромы, а четвертая, для девочки, из города Александрова.  Они не похожи друг на друга, но назначение у всех одно: прясть пряжу.

 

Ведущий 4. А, что девочки тоже пряли?

Ведущий 1. А как же, с 5 лет приучали. А если девушка не умела прясть или ткать, то про нее  говорили в народе «не пряха, не ткаха».

Ведущий 2. Как вы думаете, чем любили заниматься свободными зимними  вечерами наши пра-пра-пра... бабушки и дедушки? (Ребята дают варианты ответов. Один из них «посиделки»)

Правильно они собирались в одном из домов,  вязали, пряли, плели лапти, били баклуши – заготовки для деревянных ложек, пели песни, плясали, под немудреный инструмент, например, вот этот.  А сможете ли вы угадать, что это за инструмент?

 («Балалайка» См. приложение № 2,  фотография № 3)

За балалайкой закреплен следующий конверт. В нем очередной кусочек пазла и карточка.

Ведущий 3. БАЛАЛАЙКА (Текст на карточке в конверте)

Упоминания о балалайки встречаются в документах времен правления Петра I, например, в «Реестре» 1714 года. Начиная с 18-го столетия, балалайка постепенно начала завоевывать любовь славянских народов и со временем была признана национальным инструментом, став символом русского народа.

Ведущий 4. Изначально инструмент имел круглую форму, очень длинный гриф, превышающий длину корпуса в четыре раза и две струны, которые делали из металла, что придавало ее звучанию звонкости, и, одновременно, мягкости. Со временем балалайку преобразовали из округлой в треугольную, добавили еще одну струну и сократили длину грифа.

Ведущий 1. А сейчас давайте поиграем.

Она называется «Карусель».( см. приложение 2, фотография №4)

Как в неё играть?

Один человек держит шест с лентами, а остальные должны заплести три косы из этих лент и если вы уложитесь в 30 секунд – получите пазл. (Звучит музыка. )

Наигрались?

Молодцы! Получайте кусочек пазла!

Ведущий 2. Вот вам новое задание. В классе спрятаны 6 конвертов, а седьмой лежит у меня на столе. В нем спрятаны картинки тех предметов, названия, которых «зашифрованы» в ваших  конвертах и вы их должны найти. В каждом конверте находится слово, но буквы в нем перемешались. Вам нужно собрать слова из отдельных букв, а потом определить к какой картинке относится данное слово.

 Рушник и рубель

 Веретено

Крынка

 Ухват

 Патефон

 Гребень

Все собрали? Отлично.  (см. приложение 3, 4, 5 фотографии №№5-9)

Ведущий 3. Получайте очередной кусочек пазла и новая загадку, на этот раз кроссворд.

Ведущий 1.

     Все ребята знать должны

Из чего пекут блины!

Ты не знаешь что ли?

Молоко, мука, яйцо и щепотка...

СОЛИ (см.приложение № 6 фотография № 10)

Ведущий  4.

     Праздник русский и раздольный,

Вкусный, сытый и довольный,

Со сметаной, маслицем –

Что за праздник?...

МАСЛЕНИЦА  (см. приложение № 6, фотография № 11)

 

      Ведущий 1.

     Пора за стол.

Все для еды накрыто.

Приятного желаем...

АППЕТИТА  (см. приложение № 7, фотография  № 12)

     Ведущий 2.

     Вот любимый наш гарнир,

Покорил он целый мир.

Поскорей берите ложку,

Ешьте вкусную…

КАРТОШКА   (см. приложение № 7, фотография № 13)

    Ведущий 3.

     Получается из теста,

В сковородке ему место,

Масленицы господин,

Что же это? Вкусный...

         БЛИН ( см. приложение № 8, фотография № 14)

с

о

л

Ь

м

а

с

л

е

н

и

ц

а

а

п

п

е

т

и

т

а

к

а

р

т

о

ш

к

а

б

л

и

н

Разгадали и какое слово у вас получилось?

А есть ли в музее лапти? (см. приложение № 8, фотография № 15)

И что там?

В лаптях последний кусок пазла и какрточка

 Ведущий 4.ЛАПТИ (Текст на карточке в конверте)

Лапти - один из самых древних видов обуви. Кочедыки - крючки для плетения лаптей - археологи находят даже на неолитических стоянках. Неужели ещё в каменном веке люди плели обувь, используя растительные волокна? 

Ведущий 1.С глубокой древности плетеная обувь была широко распространена на Руси. Плели лапти из коры многих лиственных деревьев: липы, березы, вяза, дуба, ракиты и т.д. В зависимости от материала и плетеная обувь называлась по-разному: берестяники, вязовики, дубовики, ракитники. Самыми прочными и мягкими в этом ряду считались лыковые лапти, изготовленные из липового лыка, а самыми плохими - ивовые коверзни и мочалыжники, которые делали из мочала.

Ведущий1. Нередко лапти назывались по числу лыковых полос, использованных в плетении: пятерик, шестерик, семерик. В семь лык обычно плели зимние лапти. Для прочности, тепла и красоты лапти проплетали вторично, для чего применяли пеньковые веревки. С этой же целью иногда пришивали кожаную подметку.

Ведущий 2. Для праздничного выхода предназначались писаные вязовые лапти из тонкого лыка с черной шерстяной тесьмой, которая закреплялась на ногах. Для осенне-весенних хозяйственных работ во дворе более удобными считали простые высокие плетеные ступни без всякой тесьмы.Зимой мужик носил одни лапти не более десяти дней, а летом в рабочую пору стаптывал их в четыре дня.

Ведущий 3.Ну вот и собран пазл. Что-же у нас получилось ? САМОВАР.

Ведущий 4. И он ждет всех вас за столом со вкусным угощением. Приятного чаепития! (См. приложение № 9 фотография № 17)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационная карта кандидата на участие в муниципальном этапе профессионального конкурса республики Татарстан "Учитель года - 2016"

В информационной карте отражены общие сведения, работа, семья, досуг, контакты документы участника....

приказ об участии в муниципальном этапе этапе олимпиады 2017 год

приказ об участии в муниципальном этапе этапе олимпиады 2017 год...

Итоги муниципального этапа регионального конкурса рисунков "Сохраним лес от пожара", 2024г.

Ребята, принявшие участие в конкурсе, постарались отразить в своих работах предупреждение пожаров, современную пожарную и спасательную технику для борьбы с лесными пожарами, борьбу с лесными пожарами,...

Итоги муниципального этапа регионального конкурса рисунков "Сохраним лес от пожара", 2024г.

Берегите лес от пожара! В лесу живут деревья, цветы, трава... Словом все, что помогает нам жить, дышать, дает кислород. И если это чудо исчезнет по причине пожара всему виной будут... люди. Конечно де...

Муниципальный этап регионального конкурса рисунков «Сохраним лес от пожара»,2024г.

Конкурс проводился с целью привлечения широкого круга подрастающего поколения школьников и коллективов школьных учреждений к активному участию в решении задачи сохранения лесов от пожаров....