Классный час "Байкал - жемчужина планеты"
классный час по краеведению на тему

Тугутова Туяна Доржиевна

Классный час "Байкал - жемчужина планеты".  Форма - литературная композиция, где использованы стихи Дамбы Жалсараева, Галины Раднаевой Солбоной Туяа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon baykal_-_zhemchuzhina_planety.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тугутова Т.Д.

Классный час: «Байкал  - жемчужина планеты»

 Цель: способствовать воспитанию  любви к родному краю, к величавой красоте Байкала.

Форма:  литературная композиция.

Методическое обеспечение: мультимедиа проектор, выставка книг, компакт – диск «У края чарующей бездны».

План:

  1. Организационный момент.
  2.  Литературно – мультимедийная композиция:

 «Байкал- жемчужина планеты».

  1. Викторина « Что я узнал о Байкале?».
  2.  Итоги  классного часа.

Учащиеся читают стихотворение Д.З. Жалсараева

В нем тайна далеких столетий,

В нем вечности бездна живет-

Не озеро это, а море,

Народ его морем зовет.

В нем ум и духовная сила,

Загадка прозрачных глубин,

Богатство и слава России-

Байкал на планете один.

«Славное море, священный Байкал»…

словно святыми словами венчая,

кто-то тебя справедливо назвал,

внукам своим завещая.

«Славное море – священный Байкал»…

плещется эхом далекого зова.

                               Дамба Жалсараев

Вступительное слово  классного  руководителя:

Среди заснеженных хребтов,  на самой окраине Северной Азии лежит огромное пресноводное озеро. Древнее. Чистое.  Самое  глубокое. Самое красивое. Одно из величайших озер планеты, колыбель многих племен и народов древности.

Мы сегодня увидим фильм «У края чарующей бездны», послушаем  легенду Галины Раднаевой об образовании озера Байкал, ребята прочитают стихи Солбонэ Туя, Дамбы Жалсараева, Цыдена Галсанова, посмотрим презентацию, которую оформили инициативная группа.

Будьте внимательны, потому что в конце занятия мы с вами проведем викторину «Что я узнал о Байкале?», где победителя ждет приз.

Ведущая:

Давайте все вместе прикоснемся к природному волшебству величавой красоты Байкала.  Образ Байкала великолепно создала поэтесса Галина Раднаева. По этой поэме мы подготовили  литературно- музыкальную  композицию.

О нем - бездонном, сизо-голубом,  (Демонстрация слайдов о красотах   озера)

О нем - как небо, беспредельно синем,    

О нем - бескрайнем, бурном, штормовом,

О нем - прозрачном, тихом, лебедином,

 Могли бы бесконечно говорить. (1 учащийся)

О том, сколь он прекрасен и велик,

Являя нам в любое время года.

Неповторимый многосложный лик

И душу неизбывную народа.                (2 учащийся)

О том, как ничтожно мало знаем

О величавой красоте Байкала.

Скажи, что, словно на дыбы коня,   (Демонстрируются репродукции картин)

Вздымает волны он, рыча и воя,        (Байкал на картинах художников)

Но буйный нрав его поймет сполна,

Кто сброшен на песок его волною,        (3 учащийся)

Скажи, что быстр он, словно конь-огонь,

Неудержимый, кто тебе поверит,

Покуда не увидит сам, что конь,

Летит, а грива белопенно реет.        

 Идет навстречу из туманной дали.      (4 учащийся)

«О, бедные! – кажется вам раем

края, где прежде не бывало вас…

но ведь Отчизну мы не выбираем!      (1 учащийся)

Рай, сотканный из призрачных надежд,   (Демонстрируются слайды  из балета          «Красавица Ангара»)

Вовек родного дома не заменит,

И счастье обошедший целый свет

Не встретит, если Родину не ценит.      (2 учащийся)

Да может ли оно лежать, как клад,

В чужой земле, коль не создали сами,

Вы собственными ничего руками,

Что, словно плети, без трудов висят,    (3 учащийся)

Вернитесь в край, завещанный отцами…

И, благородно вняв его словам  

                                                 (Демонстрация слайдов о флоре и фауне Байкала)

На родину назад побрел народ мой,

Как старая волчица, по пятам,

Шла смерть за ним                                  (4 учащийся)

Но, юношески прям,

Шагал вперед старик белобородый,

Струилась и сияла борода,

Напоминая чем-то людям воду…            (5 учащийся)

И вот уже родимые места, но не вода, а знойная гряда,

Иссохших сопок встретилась народу,

Снова умирали,  стар и млад,

От нестерпимой жажды  изнывая…

Курились сопки без конца и края  

Стервятников парила в небе стая,     (Демонстрируются слайды о  Байкале)

Не было, увы, пути назад.

И стали все роптать и старика

Хулить и хаять за обман и муки,

И мстительно тянуть к сединам руки,

И выбирать каменья из песка…                 (6 учащийся)

Но он все шел – и вел их! – между скал,

Хотя уже летели камни в спину,

И вывел их … в пустынную долину!     (Демонстрируются слайды  

                          с выставки  рисунков «Славное море, священный Байкал»)

И повернувшись, крикнул им Байкал!-

И, вырвав свое сердце, наземь кинул!

И тут  же, как взорвавшийся вулкан,  

Торжественно ликуя на просторе,

Взметнулся ввысь целебный аршан -

И вмиг долина превратилась в море,              (2 учащийся)

А люди в страхе бросились назад

И средь стихии старика забыли…

Доныне пряди бороды летят

И реют там, где раньше скалы были,

Да умирает за волной волна

У ног себя нашедшего народа.

Да льются песни вдаль сквозь времена              (3 учащийся)

Все краше, полнозвучней год от года…

Был мой народ навеки удивлен

Рождением великого Байкала

И потому душою наделен                              (1 учащийся)

Певучей, щедрой с самого начала

И, шествуя по жизни сквозь века,

Осваивая, времена и дали,

Он будет видеть предка – старика

Всегда в седом сказителе – Байкале.

     

Просмотр фильма « У края чарующей бездны»

Учащиеся читают стихи о Байкале и его красотах (С.Туя, Ц.Галсанова, Г.Раднаевой и др.)

А теперь проведем игру – викторину:

Викторина:

  1. Назовите наибольшую глубину Байкала. (1637м)
  2. Какое место занимает в мире Байкал по своей площади? (3 место)
  3. Сколько рек впадает в озеро Байкал? (510)
  4. Как называется камень, который бросил Байкал вдогонку дочери Ангаре?  (Шаман)
  5. Перечислите все варианты названий Байкала. (Ламу, Туха, Байгал, Бэйхай,Тэнгис.)
  6. Когда Байкал покрывается льдом полностью?  (В середине января)
  7. Сколько километров составляет длина Байкала?  (636 км)
  8. Назовите самый большой остров Байкала.  (Ольхон)
  9. Самый сильный ветер Байкала.   (Сарма)
  10. Сколько метров достигает высота волны?  (4-5 метров)
  11. Назовите толщину льда. (130 см)
  12. «Легенда об Ангаре». Кто является автором?   (Солбонэ Туя)
  13. Самый маленький остров Байкала.   (Бакланий камень).

 Заключительное слово классного руководителя:

       Байкал недаром называют жемчужиной планеты. Мы с вами должны гордиться тем, что можем часто бывать на Байкале, любоваться его красотами, восхищаться людьми, живущими  на Байкале. Надеюсь, что вы,  наши потомки,  сумеете сохранить Байкал для будущих поколений.

 

Давайте составим синквейн, где ключевое слово Байкал.

Байкал

Могучий, древний

Манит, призывает, радует

Всех туристов своей красотой природы

Жемчужина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Крым - жемчужина планеты Земля

Данная разработка поможет  формировать представление учащихся об образе малой родины, ее  роли для  государства в целом;   способствовать развитию  чувства гражданственности, ...

Классный час "Жемчужины России"

Разработка классного часа "Жемчужины России" , посвященного году культуры. Данный материал знакомит обучающихся с культурными памятниками России, имеющими мировое значение....

Классный час "Жемчужины русских промыслов"

Познакомить учащихся с русскими традициями и промыслами...

Классный час "Жемчужины русских промыслов"

Классный час на тему «Жемчужины русских промыслов» Цели:1) познакомить учащихся с русскими промыслами и традициями;2) приобщить ребят к ценностям русской культуры; воспитывать интерес и уважение ...

Классный час " Жемчужины народных промыслов"

Агрессивное наступление западной поп-культуры приводит к утрате ориентиров, к массовому падению эстетического вкуса у молодежи. В этих условиях знакомство детей с образцами народного творчества нам пр...

Презентация к классному часу: "Жемчужины России"

Презентация к внекласному мероприятию: "Жемчужины России". В представлена подборка фотографий, сделанных автором ....