Аносин – Борисоглебский монастырь - Женская Оптина нашей Малой родины
план-конспект урока по краеведению (8 класс) на тему
Урок по Духовному Краеведению Подмосковья Аносин – Борисоглебский монастырь - Женская Оптина нашей Малой Родины
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_duhovnomu_kraevedeniyu_podmoskovya_zhenskaya_optina.doc | 545 КБ |
Предварительный просмотр:
Городской округ Истра
МОУ «Покровская СОШ»
Гончарова Н.А.
Тема урока: Аносин – Борисоглебский монастырь - Женская Оптина
нашей Малой родины.
Цели урока:
- Продолжить изучение внешнего облика православного храма;
- Дать знания о монастыре как центре христианской культуры;
- Рассказать об истории малой Родины в XIX веке, связанной с Аносин – Борисоглебским монастырём;
- На примере жизни княгини Е. Мещерской показать отражение таких христианских ценностей, как любовь к ближнему, вера, надежда, смирение.
Главные понятия: храм, монастырь, женский монастырь, смирение, любовь к ближнему.
Тип урока: комбинированный, урок -экскурсия
Средства обучения:
- Экспозиция школьного краеведческого музея, посвящённая Аносин – Борисоглебскому монастырю
- Шевченко Л.Л. Духовное краеведение Подмосковья (История и культура религии((Православие)). Под редакцией Л.Н. Антоновой. М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2010
- Женская Оптина. Материалы к летописи Бориса – Глебского женского Аносина монастыря. М.: Паломника, 2005
План занятия:
- Вступительное слово учителя, проверка домашнего задания.
- Постановка задачи, составление маршрута духовного краеведения на основе подготовленной экскурсоводами школы экскурсии в музее.
- Заключение: закрепление материала.
Варианты проблемных и познавательных заданий:
1. Объясните происхождение названия монастыря?
2. Почему для княгини Мещерской стала главной целью - христианская добродетель смирение?
3. Как любовь к ближнему проявилась в делах Игумении Евгении?
Планируемые результаты деятельности учащихся:
Учащиеся знакомятся с понятиями темы, историей Аносин – Борисоглебского монастыря, уясняют, что история края находится в неразрывной связи с историей и культурой православия. Получают представление о христианской добродетели – смирении.
Развитие умений учащихся: учатся слушать экскурсии и слышать главное, что до них хотят донести, анализировать содержание экспонатов, документов, отвечать на поставленные вопросы.
-1-
1. Проверка домашнего задания.
Учитель: Ребята! Сегодня мы продолжаем изучать тему «древнерусское зодчество» на примере замечательного монастыря, который находится на территории нашей малой Родины – Истринской земли, в деревне Аносино-
Аносин – Борисоглебский монастырь. Для начала, давайте с вами вспомним тему 4, стр.72-73 нашего учебника по духовному краеведению Подмосковья,
рисунки, которые мы делали в тетрадях и ответим на вопросы:
- Учитель: Как называется не обычный дом, посвящённый Богу? Ученики: храм
- Учитель :А что такое храм? Ученики:
-Храм – это памятник русской культуры, который надо бережно сохранять.
-Храм – это дом Бога.
-Храм – один из символов христианской веры.
Храм – место, где священник совершает богослужение.
- Учитель : Ребята, вы все отвечаете правильно. Давайте сейчас вспомним части православного храма, когда мы здание рассматриваем снаружи, то есть с улицы.
Ученики: барабан, закомара, кокошники, апсида, паперть.
- Учитель: Дети, вы заметили, что на храмах часто разное количество куполов? Вспомните, что это означает?
Ученики:
Однокупольный храм – символ единства Бога, совершенство творения
Два купола символизируют двойственную природу Иисуса Христа
Три – Святую Троицу
Четыре купола – символ четырех евангелистов
Пять с одним возвышающимся – Христос и 4 евангелиста
Семь – 7 таинств Церкви.
- Учитель: дети, а какое символическое значение имела сама форма построек?
Ученики:
Храмы, имевшие в плане форму креста (крестово-купольные) символизировали Крест Христов
Храмы, имевшие в плане форму круга, символизировали Вечность Церкви (круг – символ вечности)
Храмы, в виде восьмиугольной звезды – Вифлеемскую звезду
Строились храмы в виде прямоугольника – символ корабля.
2. По маршруту духовного краеведения.
Учитель: ребята, вы все хорошо поработали, но нам пора с вами отправляться дальше по маршрутам духовного краеведения. Мы не случайно проводим наш урок в школьном музее. Вы стоите возле экспозиции, посвящённой Аносин – Борисоглебскому монастырю. В какой деревне находится этот монастырь?
Ученики: В Аносино.
-2-
Учитель: ребята, а какие ещё храмы находятся не так далеко от нашей деревни Покровское, на Истринской земле или рядом с ней?
Ученики: в Звенигороде – Саввино – Сторожевский монастырь,
в Новом Иерусалиме храм, основанный патриархом Никоном и другие храмы, в Княжьем озере – храм Александра Невского.
Учитель: правильно дети, наша земля богата святыми жемчужинами – храмами, связанными со святыми или святынями. А сегодня мы отправляемся маршрутом духовного краеведения в деревню Аносино- Аносин – Борисоглебский монастырь, Игуменией которого в настоящий момент является Матушка Мария. Слово предоставляется нашему школьному экскурсоводу Качановой Дине. Во время её рассказа я буду прерывать рассказ о монастыре и задавать вам вопросы.
Я прошу вас, также подумать и затем ответить на вопрос: почему для прихожан этот монастырь является святым местом?
Рассказ экскурсовода: Основательницей и первой настоятельницей Аносина Борисо-Глебского монастыря была игумения Евгения (1774-1837), в миру Евдокия, урожденная Тютчева (тетка известного русского поэта Ф.И.Тютчева). В 22 года Евдокия вышла замуж за князя Бориса Мещерского. Однако Господь судил ей иной путь. Едва коснувшись устами чаши радостей земных в благословенном браке, княгиня Евдокия Николаевна Мещерская испила горесть полной чашей. Менее чем через три месяца после венчания горячо любимый супруг скоропостижно скончался, оставив молодую вдову в ожидании младенца. Княгиня не пожелала вторично связывать себя узами брака, сначала хотела наложить на себя руки, но вовремя поняла, что таким поступком она обидит Бога, даровавшего ей и её будущему ребёнку жизнь, она смиренно решила посвятить свою жизнь воспитанию дочери и делам благотворительности.
Учитель: ребята, как вы понимаете слово благотворительность?
Ученики: благотворительность - это значит делать добро людям, делать это не за деньги, а бесплатно.
Учитель: с каким христианским качеством тесно переплетается благотворительность?
Ученики: с уважением людей, стремлением помочь людям.
Учитель: правильно, ребята. Всё, что вы назвали называется христианской добродетелью – любовь к ближнему. Эта любовь означает творить добро , ничего не требуя взамен, помогать всем, кто в этом нуждается. А мы продолжаем слушать экскурсовода.
Рассказ экскурсовода: в 1799 году Евдокия Мещерская приобрела сельцо Аносино на живописном берегу реки Истры. Несмотря на тяготы и нестроения, причиненные наполеоновской армией, тщанием княгини Мещерской была возведена церковь в честь Живоначальной Троицы с приделами Тихвинской иконы Божией Матери и святых страстотерпцев Бориса и Глеба (в память о почившем супруге).
-3-
Учитель: ребята, а кто такие святые Борис и Глеб? Кто –то помнит о них из истории России 6 класса?
Ученики: это молодые князья, которые отказались драться за великокняжеский престол и отдали свои жизни, чтобы не проливалась народная кровь.
Рассказ экскурсовода: в 1821 году при церкви была открыта богадельня, преобразованная вскоре в женское общежитие, а затем в монастырь. Устав для общежития был составлен лично святителем Филаретом (Дроздовым), который и впоследствии не оставлял Аносину пустынь своим милостивым вниманием, любил навещать её и дорожил духовной дружбой с её настоятельницами.
Княгиня Евдокия Мещерская, давно желая принять монашество, ходатайствовала о своём вступлении в общежитие. Её душа стремилась к смиренному пути простой инокини, но по настоянию святителя Филарета она приняла крест игуменства. Так в 1823 году княгиня Евдокия Мещерская стала первой настоятельницей Аносина монастыря – игуменьей Евгенией.
Учитель: ребята, только ли мужские монастыри существуют? Чем они отличаются от мужских?
Ученики: существуют кроме мужских женские монастыри. Там главными считаются женщины – монахини. Во главе женского монастыря стоит одна монахиня – игумения.
Рассказ экскурсовода: при мудрой и деятельной начальнице монастырь быстро благоустраивался как внешне, так и внутренне. Матушка Евгения, стараясь ввести древний чин общежительской иноческой жизни, не забывала и о созидании собственной души.
Евдокия Николаевна отдала дочери Анастасии, вышедшей замуж за Семёна Николаевича Озерова, свой дом в Москве и все имения. Так Аносино перешло к Озеровым.
3 февраля 1837 года на 62 – м году жизни мирно скончалась игуменья Евгения.
Настоятельницей монастыря стала дочь управляющего имением - Анастасия, а затем в 1854 году настоятельницей стала внучка княгини - Евдокия Семёновна Озерова, в монашестве Евгения.
В 1867 году обновлённый собор был освящён, при этом придел Тихвинской иконы переименован в Успенский.
Учитель: посмотрите на фотографию левой стороны Троицкого храма. Какие три женщины здесь покоятся?
Ученики: это три монахини: мать - игуменья Евгения, её дочь и внучка, которые были также настоятельницами монастыря.
Рассказ экскурсовода: в 1852-1880гг. при селе было имение девицы варвары Семеновны Озеровой, сестры третьей игуменьи Аносина монастыря и внучки основательницы обители.
-4-
Уже в первые месяцы после Октябрьского переворота монастырь ощутил на себе особенности новой жизни, когда монастырю запретили заготавливать в лесу дрова, т.к. лес перешёл в собственность Павловского волостного правления. 1 февраля 1920 года насельницы обители, стараясь сохранить монашескую жизнь в новых условиях, объявили о создании в монастыре сельскохозяйственной артели. Они смогли создать артель, которая была на хорошем счету у властей, и получали ссуду от государства. Но к концу 20-х годов официальная точка зрения на монашеские артели изменилась: они должны были заниматься культработой, что было совершенно не совместимо с устоями церкви.
Последняя церковная служба в обители состоялась в день Пресвятой Троицы 7 июня 1928года. Двух священников и семерых насельниц свезли в ГПУ в Москву под предлогом сокрытия церковных ценностей, а остальные покинули обитель в один день. После закрытия обители земля была передана артели «Крестьянин» с целью создания колхоза.
Учитель: Дети! А теперь внимательно послушайте меня и после рассказа попробуйте ответить на вопрос: в чём проявилось смирение и любовь к ближнему в жизни настоятельницы монастыря?
Учитель продолжает рассказ о монастыре: По территории монастыря никто из посторонних вообще не ходил (это правило строго соблюдалось вплоть до его закрытия в советское время). По уставу в обители не допускалось наемного труда. Все работы, вплоть до изготовления обуви, сестры выполняли самостоятельно. При этом запрещалось ходить в мир «за сбором» (то есть за милостыней на нужды монастыря). Труда в монастыре было много, но столько, чтобы он не препятствовал молитве. Уставные, долгие службы начинались глубокой ночью. Келейно же сестры упражнялись в молитве Иисусовой. Дабы ничто не отвлекало сестер от внутреннего делания, в кельях не было даже освещения (кроме лампадки перед иконами). Общежительный устав избавлял насельниц от излишних попечений и вместе с тем приучал к смирению и нестяжательности. По кельям не позволялось иметь ничего лишнего, только самое необходимое, никто ничего не мог получить от мира. При мудрой и деятельной начальнице монастырь быстро благоустраивался как внешне, так и внутренне.
Стараясь ввести древний чин общежительной иноческой жизни, матушка Евгения не забывала и о созидании собственной души. В храме молилась благоговейно, в келлии неукоснительно исполняла монашеское правило, кроме самонужнейших вещей не имела почти ничего, наблюдая воздержание, довольствовалась простой пищей в монастырской трапезе, носила на теле власяницу и спала на жестком ложе, самым кратким сном.
Большую часть ночи проводила она в молитве, чтении Слова Божия и святоотеческих книг. Чтобы пробудить в себе память смертную, она за много лет до кончины велела устроить гроб и вырыть могилу, которую нередко посещала со слезами и плачем. Игумения Евгения была наделена живым умом и даром красноречия, беседа ее увлекала слушателей.
-5-
Но особой отличительной чертой матушки было глубочайшее нелицемерное смирение, которое пронизывало ее отношение как к монашествующим, так и к мирянам.
Ученики: в обители не допускалось наемного труда, запрещалось ходить в мир «за сбором», не позволялось иметь ничего лишнего, не забывала и о созидании собственной души, довольствовалась простой пищей в монастырской трапезе, носила на теле власяницу и спала на жестком ложе, самым кратким сном.
3.Закрепление нового материала.
Учитель: Для закрепления знаний о частях храма слово экскурсоводу о Троицком Соборном храме Аносин – Борисоглебского монастыря.
Экскурсовод: Троицкий собор сооружен в стиле зрелого классицизма. Храм и двух придельная трапезная соединены между собой коротким переходом, над западной папертью поднимается стройная колокольня, завершенная цилиндрическим ярусом звона. Двусветная ротонда храма покрыта куполом с легким деревянным фонариком. Оштукатуренные фасады и карнизы выполнены из белого камня. По замечанию свт. Филарета (Дроздова), «странная архитектура того времени, вкус Александровского царствования, круги да столбы. Да ветхое все, строилось на гроши».
Учитель: какие новые архитектурные слова вы услышали?
Ученики: колокольня, ротонда, фасад, карниз.
Учитель: О каких христианских ценностях, ребята, мы сегодня говорили?
Ученики: смирение, любовь к ближнему.
Учитель: только ли служители церкви должны обладать этими христианскими добродетелями?
Ученики: мы все в повседневной жизни, во время общения в школе, дома, с друзьями и посторонними людьми должны относиться друг к другу уважительно, бережно, понимать, что и другим людям хочется внимания, заботы. Если мы к другим людям будем относиться так, как хотели бы, чтобы относились к нам самим, то мир вокруг нас станет намного добрее.
Домашнее задание: повторить тему 4, стр.72-75 учебника Духовное краеведение Подмосковья, подготовить рассказ о внутреннем строении храмов.
Спасибо всем за работу на уроке!
-6-
Иллюстрации экспозиции школьного музея
Аносин – Борисоглебский монастырь - Женская Оптина
нашей Малой родины
Игумения Евгения (Мещерская)
У Святых врат Аносин – Борисоглебского монастыря
Троицкий Собор Аносин – Борисоглебского монастыря в наши дни
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Они защищали Родину. Герои моей малой Родины"
Классный час "Они защищали Родину. Герои моей малой Родины"...
Сочинения и художественные работы конкурса "Моя малая родина"в номинации «Живой символ малой родины».
В работе представлены описания "живых символов" , характерных и уникальных для родного края.Также прилагаются художественные работы (рисунки)....
Новоторжский Борисоглебский монастырь
В презентации представлена история монастыря с фотографиями...
презентация на тему: "Борисоглебский монастырь"
История борисоглебского монастыря...
проект Моя малая Родина "Свято-Дмитриевский монастырь"
Представленный материал о достопримечательности и святом месте Скопинской земли Свято-Дмитриевском монастыре....
Карачаево-Черкесия - моя малая Родина Классный час « Моя малая Родина» « Моя малая Родина» Цель: рассказать, показать, как люди разных национальностей воспевают родную землю в песнях, стихах, танцах; научить выразительно читать стихи; воспитывать л
Карачаево-Черкесия - моя малая РодинаКлассный час« Моя малая Родина» « Моя малая Родина»Цель: рассказать, показать, как люди разных национальностей воспевают родную землю в песнях, сти...
Презентация "История моей малой Родины. Краснореченке - 200 лет: много это или мало?
Краснореченка - небольшое отдаленное село от районного центра в Грибановском районе Воронежской области. В 2016 году селу исполняется 200 лет. Для человека это очень много. А для поколений? Что мы соз...