Аносин – Борисоглебский монастырь - Женская Оптина нашей Малой родины
план-конспект урока по краеведению (8 класс) на тему

Гончарова Наталья Анатольевна

Урок по Духовному Краеведению Подмосковья Аносин – Борисоглебский монастырь  - Женская Оптина нашей Малой Родины

Скачать:


Предварительный просмотр:

Городской округ Истра

МОУ «Покровская СОШ»

Гончарова Н.А.

Тема урока: Аносин – Борисоглебский монастырь  - Женская Оптина

нашей Малой родины.

Цели урока: 

  1. Продолжить изучение внешнего облика  православного храма;
  2. Дать знания о монастыре как центре христианской культуры;
  3. Рассказать об истории малой Родины в XIX веке, связанной с Аносин – Борисоглебским монастырём;
  4. На примере жизни княгини Е. Мещерской показать отражение таких христианских ценностей, как любовь к ближнему, вера, надежда, смирение.

Главные понятия: храм, монастырь, женский монастырь, смирение, любовь к ближнему.

Тип урока: комбинированный, урок -экскурсия

Средства обучения:

  1. Экспозиция школьного краеведческого музея, посвящённая Аносин – Борисоглебскому монастырю  
  2. Шевченко Л.Л. Духовное краеведение Подмосковья (История и культура религии((Православие)). Под редакцией Л.Н. Антоновой. М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества,  2010
  3. Женская Оптина. Материалы к летописи Бориса – Глебского женского Аносина монастыря. М.: Паломника, 2005

План занятия:

  1. Вступительное слово учителя, проверка домашнего задания.
  2. Постановка задачи, составление маршрута духовного краеведения на основе подготовленной экскурсоводами  школы экскурсии в музее.
  3. Заключение: закрепление материала.

Варианты проблемных и познавательных заданий:

1. Объясните происхождение названия монастыря?

2. Почему для княгини Мещерской стала главной целью - христианская добродетель смирение?

3. Как любовь к ближнему проявилась в делах Игумении Евгении?

Планируемые результаты деятельности учащихся:

Учащиеся знакомятся с понятиями темы, историей Аносин – Борисоглебского монастыря,  уясняют, что история края находится в неразрывной связи с историей и культурой православия. Получают представление о  христианской добродетели – смирении.

Развитие умений учащихся: учатся  слушать экскурсии и слышать главное, что до них хотят донести, анализировать содержание экспонатов, документов, отвечать на поставленные вопросы.

-1-

1. Проверка домашнего задания.

Учитель: Ребята! Сегодня мы продолжаем изучать тему «древнерусское зодчество» на примере замечательного монастыря, который находится на территории нашей малой Родины – Истринской земли, в деревне Аносино-

 Аносин – Борисоглебский монастырь. Для начала,  давайте с вами вспомним тему 4, стр.72-73 нашего учебника по духовному краеведению Подмосковья,

рисунки, которые мы делали в тетрадях  и ответим на вопросы:

  1. Учитель: Как называется не обычный дом, посвящённый Богу? Ученики: храм
  2. Учитель :А что такое храм? Ученики:

-Храм – это памятник русской культуры, который надо бережно сохранять.

-Храм – это дом Бога.

-Храм – один из символов христианской веры.

Храм – место, где священник совершает богослужение.

  1. Учитель : Ребята, вы все отвечаете правильно. Давайте сейчас  вспомним части православного храма, когда мы здание рассматриваем снаружи, то есть  с улицы.

         Ученики: барабан, закомара, кокошники, апсида, паперть.

  1. Учитель: Дети, вы заметили, что на храмах часто разное количество куполов? Вспомните, что это означает?

         Ученики:

       Однокупольный храм – символ единства Бога, совершенство творения

      Два купола символизируют двойственную природу Иисуса Христа

      Три – Святую Троицу

      Четыре купола – символ четырех евангелистов

      Пять с одним возвышающимся – Христос и 4 евангелиста

       Семь – 7 таинств Церкви.

  1. Учитель: дети, а какое символическое значение имела сама форма построек?

Ученики:

        Храмы, имевшие в плане форму креста (крестово-купольные)     символизировали Крест Христов

        Храмы, имевшие в плане форму круга, символизировали Вечность Церкви (круг – символ вечности)

       Храмы, в виде восьмиугольной звезды – Вифлеемскую звезду

       Строились храмы в виде прямоугольника – символ корабля.

2. По маршруту духовного краеведения.

        Учитель: ребята, вы все хорошо поработали, но нам пора с вами отправляться дальше по маршрутам духовного краеведения. Мы не случайно проводим наш урок в школьном музее. Вы стоите возле экспозиции, посвящённой Аносин – Борисоглебскому  монастырю. В какой деревне находится этот монастырь?

        Ученики: В Аносино.

-2-

    Учитель:  ребята, а какие ещё храмы находятся не так далеко от нашей деревни Покровское, на Истринской земле или рядом с ней?

     Ученики: в Звенигороде – Саввино – Сторожевский монастырь,

в Новом Иерусалиме  храм, основанный патриархом Никоном и другие храмы, в Княжьем озере – храм Александра Невского.

Учитель:  правильно дети,  наша земля богата святыми жемчужинами – храмами, связанными со святыми или святынями. А сегодня  мы отправляемся маршрутом духовного краеведения в  деревню Аносино- Аносин – Борисоглебский монастырь, Игуменией которого в настоящий момент является Матушка Мария. Слово предоставляется нашему школьному экскурсоводу Качановой Дине. Во время её рассказа я буду прерывать рассказ  о монастыре и задавать вам вопросы.

Я  прошу вас, также подумать и затем ответить на вопрос: почему для прихожан этот монастырь является святым местом?

Рассказ экскурсовода: Основательницей и первой настоятельницей Аносина Борисо-Глебского монастыря была игумения Евгения (1774-1837), в миру Евдокия, урожденная Тютчева (тетка известного русского поэта Ф.И.Тютчева). В 22 года Евдокия вышла замуж за князя Бориса Мещерского. Однако Господь судил ей иной путь. Едва коснувшись устами чаши радостей земных в благословенном браке, княгиня Евдокия Николаевна Мещерская испила горесть полной чашей. Менее чем через три месяца после венчания горячо любимый супруг скоропостижно скончался, оставив молодую вдову в ожидании младенца. Княгиня не пожелала вторично связывать себя узами брака, сначала хотела наложить на себя руки, но вовремя поняла, что таким поступком она обидит Бога, даровавшего ей и её будущему ребёнку жизнь, она смиренно решила  посвятить свою  жизнь воспитанию дочери и делам благотворительности.

Учитель:  ребята, как вы понимаете слово благотворительность?

Ученики: благотворительность  - это значит делать добро людям, делать это не за деньги, а бесплатно.

Учитель:   с каким христианским качеством тесно переплетается благотворительность?

Ученики: с уважением людей, стремлением помочь людям.

Учитель:  правильно, ребята. Всё, что вы назвали называется христианской добродетелью – любовь к ближнему. Эта любовь означает творить добро , ничего не требуя взамен, помогать всем, кто в этом нуждается. А мы продолжаем слушать экскурсовода.

  Рассказ экскурсовода: в 1799 году Евдокия Мещерская приобрела сельцо Аносино на живописном берегу реки Истры. Несмотря на тяготы и нестроения, причиненные наполеоновской армией, тщанием княгини Мещерской была возведена церковь в честь Живоначальной Троицы с приделами Тихвинской иконы Божией Матери и святых страстотерпцев Бориса и Глеба (в память о почившем супруге).

-3-

       

Учитель:  ребята, а кто такие святые Борис и Глеб? Кто –то помнит о них из истории России 6 класса?

Ученики: это молодые князья, которые отказались драться за великокняжеский престол и отдали свои жизни, чтобы не проливалась народная кровь.

  Рассказ экскурсовода: в 1821 году при церкви была открыта богадельня, преобразованная вскоре в женское общежитие, а затем в монастырь. Устав для общежития был составлен лично святителем Филаретом (Дроздовым), который и впоследствии не оставлял Аносину пустынь своим милостивым вниманием, любил  навещать её и дорожил духовной дружбой с её настоятельницами.

         Княгиня Евдокия Мещерская, давно желая принять монашество, ходатайствовала о своём вступлении в общежитие. Её душа стремилась к смиренному пути простой инокини, но по настоянию святителя Филарета она приняла крест игуменства. Так в 1823 году княгиня Евдокия Мещерская стала первой настоятельницей Аносина монастыря – игуменьей Евгенией.

 Учитель:  ребята, только ли мужские монастыри существуют? Чем они отличаются от мужских?

Ученики: существуют кроме мужских женские монастыри. Там главными считаются женщины – монахини. Во главе женского монастыря стоит одна монахиня – игумения.

    Рассказ экскурсовода:   при мудрой и деятельной начальнице монастырь быстро благоустраивался как внешне, так и внутренне. Матушка Евгения, стараясь ввести древний чин общежительской иноческой жизни, не забывала и о созидании собственной души.

         Евдокия Николаевна отдала дочери Анастасии, вышедшей замуж за Семёна Николаевича Озерова, свой дом в Москве и все имения. Так Аносино перешло к Озеровым.

         3 февраля 1837 года на 62 – м году жизни мирно скончалась игуменья Евгения.

         Настоятельницей монастыря стала дочь управляющего имением  - Анастасия, а затем в 1854 году настоятельницей стала внучка княгини  - Евдокия Семёновна Озерова, в монашестве Евгения.

         В 1867 году обновлённый собор был освящён, при этом придел Тихвинской иконы переименован в Успенский.

Учитель:  посмотрите на фотографию левой стороны Троицкого храма. Какие три  женщины здесь покоятся?

Ученики: это три монахини: мать - игуменья Евгения, её дочь и внучка, которые были также настоятельницами монастыря.

Рассказ экскурсовода:   в  1852-1880гг. при селе было имение девицы варвары Семеновны Озеровой, сестры третьей игуменьи Аносина монастыря и внучки основательницы обители.

-4-

             Уже в первые месяцы после Октябрьского переворота монастырь ощутил на себе особенности новой жизни, когда монастырю запретили заготавливать в лесу дрова, т.к. лес перешёл в собственность  Павловского волостного правления.  1 февраля 1920 года насельницы обители, стараясь сохранить монашескую жизнь в новых условиях, объявили о создании в монастыре сельскохозяйственной артели. Они смогли создать артель, которая была на хорошем счету у властей, и получали ссуду от государства. Но к концу 20-х годов официальная точка зрения на монашеские артели изменилась: они должны были заниматься культработой, что было совершенно не совместимо с устоями церкви.

              Последняя церковная служба в обители состоялась в день Пресвятой Троицы 7 июня 1928года. Двух священников и семерых насельниц свезли в ГПУ в Москву под предлогом сокрытия церковных ценностей, а остальные покинули обитель в один день. После закрытия обители земля была передана артели «Крестьянин» с целью создания колхоза.

Учитель: Дети! А теперь внимательно послушайте меня  и после рассказа    попробуйте ответить на вопрос: в чём проявилось смирение и любовь к ближнему в жизни настоятельницы монастыря?

Учитель продолжает рассказ о монастыре: По территории монастыря никто из посторонних вообще не ходил (это правило строго соблюдалось вплоть до его закрытия в советское время). По уставу в обители не допускалось наемного труда. Все работы, вплоть до изготовления обуви, сестры выполняли самостоятельно. При этом запрещалось ходить в мир «за сбором» (то есть за милостыней на нужды монастыря). Труда в монастыре было много, но столько, чтобы он не препятствовал молитве. Уставные, долгие службы начинались глубокой ночью. Келейно же сестры упражнялись в молитве Иисусовой. Дабы ничто не отвлекало сестер от внутреннего делания, в кельях не было даже освещения (кроме лампадки перед иконами). Общежительный устав избавлял насельниц от излишних попечений и вместе с тем приучал к смирению и нестяжательности. По кельям не позволялось иметь ничего лишнего, только самое необходимое, никто ничего не мог получить от мира. При мудрой и деятельной начальнице монастырь быстро благоустраивался как внешне, так и внутренне.

Стараясь ввести древний чин общежительной иноческой жизни, матушка Евгения не забывала и о созидании собственной души. В храме молилась благоговейно, в келлии неукоснительно исполняла монашеское правило, кроме самонужнейших вещей не имела почти ничего,  наблюдая воздержание, довольствовалась простой пищей в монастырской трапезе, носила на теле власяницу и спала на жестком ложе, самым кратким сном.

        Большую часть ночи проводила она в молитве, чтении Слова Божия и святоотеческих книг. Чтобы пробудить в себе память смертную, она за много лет до кончины велела устроить гроб и вырыть могилу, которую нередко посещала со слезами и плачем. Игумения Евгения была наделена живым умом и даром красноречия, беседа ее увлекала слушателей.

-5-

Но особой отличительной чертой матушки было глубочайшее нелицемерное смирение, которое пронизывало ее отношение как к монашествующим, так и к мирянам.

Ученики: в обители не допускалось наемного труда, запрещалось ходить в мир «за сбором», не позволялось иметь ничего лишнего, не забывала и о созидании собственной души, довольствовалась простой пищей в монастырской трапезе, носила на теле власяницу и спала на жестком ложе, самым кратким сном.

3.Закрепление нового материала.

Учитель: Для закрепления знаний о частях храма слово экскурсоводу о Троицком Соборном храме Аносин – Борисоглебского  монастыря.

Экскурсовод: Троицкий собор сооружен в стиле зрелого классицизма.  Храм и двух придельная трапезная соединены между собой коротким переходом, над западной папертью поднимается стройная колокольня, завершенная цилиндрическим ярусом звона. Двусветная ротонда храма покрыта куполом с легким деревянным фонариком. Оштукатуренные фасады и карнизы выполнены из белого камня. По замечанию свт. Филарета (Дроздова), «странная архитектура того времени, вкус Александровского царствования, круги да столбы. Да ветхое все, строилось на гроши».

Учитель: какие новые архитектурные слова вы услышали?

Ученики: колокольня, ротонда, фасад, карниз.

Учитель: О  каких христианских ценностях, ребята, мы сегодня говорили?

Ученики: смирение, любовь к ближнему.

Учитель: только ли служители церкви должны обладать этими христианскими добродетелями?

Ученики: мы все в повседневной жизни, во время общения в школе, дома, с друзьями и посторонними людьми должны относиться друг к другу уважительно, бережно, понимать, что и другим людям хочется внимания, заботы. Если мы к другим людям будем относиться так, как хотели бы, чтобы относились к нам самим, то мир вокруг нас станет намного добрее.

Домашнее задание: повторить тему 4, стр.72-75 учебника Духовное краеведение Подмосковья, подготовить рассказ о внутреннем строении храмов.

Спасибо всем за работу на уроке!

-6-

Иллюстрации экспозиции школьного музея

Аносин – Борисоглебский монастырь  - Женская Оптина

нашей Малой родины

Игумения Евгения (Мещерская)

У Святых врат Аносин – Борисоглебского монастыря 

Троицкий Собор Аносин – Борисоглебского монастыря в наши дни


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Они защищали Родину. Герои моей малой Родины"

Классный час "Они защищали Родину. Герои моей малой Родины"...

Сочинения и художественные работы конкурса "Моя малая родина"в номинации «Живой символ малой родины».

В работе представлены описания "живых символов" , характерных и уникальных  для родного  края.Также прилагаются художественные работы (рисунки)....

Новоторжский Борисоглебский монастырь

В презентации представлена  история монастыря с фотографиями...

презентация на тему: "Борисоглебский монастырь"

История борисоглебского монастыря...

проект Моя малая Родина "Свято-Дмитриевский монастырь"

Представленный материал о достопримечательности и святом месте Скопинской земли Свято-Дмитриевском монастыре....

Карачаево-Черкесия - моя малая Родина Классный час « Моя малая Родина» « Моя малая Родина» Цель: рассказать, показать, как люди разных национальностей воспевают родную землю в песнях, стихах, танцах; научить выразительно читать стихи; воспитывать л

Карачаево-Черкесия - моя малая РодинаКлассный час« Моя малая Родина»  « Моя малая Родина»Цель: рассказать, показать, как люди разных национальностей воспевают родную землю в песнях, сти...

Презентация "История моей малой Родины. Краснореченке - 200 лет: много это или мало?

Краснореченка - небольшое отдаленное село от районного центра в Грибановском районе Воронежской области. В 2016 году селу исполняется 200 лет. Для человека это очень много. А для поколений? Что мы соз...