Крещение Руси и распространение христианства на Коломенской земле
план-конспект урока по краеведению (8 класс) по теме

Перова Мария Викторовна

Методическая разработка урока по духовному краеведению Подмосковья для 8 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа № 3

городского округа Коломна Московской области

Методическая разработка урока по духовному краеведению Подмосковья

 для 8 класса

«Крещение Руси и распространение христианства на Коломенской земле»

Выполнила:

Перова М.В.,

учитель русского языка и литературы

Коломна

2015

Пояснительная записка

Тема урока «Святыни Коломенской земли» входит в раздел «Христианская культура на землях Подмосковья» и позволяет рассмотреть тему: «Князь Владимир – святой Креститель Руси» на основе краеведческого материала.

Рабочая программа предмета «Духовное краеведение Подмосковья» составлена на основе «Примерного содержания образования по учебному предмету «Православная культура», представленному Министерством образования Российской Федерации. - М., 2002. (Концепция и программа учебного предмета: православная культура. 1-11 класс, Шевченко Л.Л.)

Учебник: Шевченко Л.Л. Духовное краеведение Подмосковья. Учебное пособие для учащихся основной школы общеобразовательных учреждений. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2010.

Цель и задачи урока:

1. Сформировать представление о Великом князе Русской земли – Владимире, о принятии Русью христианства.

2. Воспитывать интерес к истории родного города на  объектах духовной культуры Коломны.
3. Развивать интеллект, творческое мышление, находчивость, сообразительность, формировать мотивацию к изучению дополнительной информации по теме.

Планируемые результаты:

  • познавательные УУД (учащиеся осуществляют поиск нужной информации, высказываются в устной форме),
  • коммуникативные УУД (учащиеся формулируют собственное мнение и позицию),
  • регулятивные УУД (учащиеся планируют свои действия, устанавливают аналогии),
  • личностные УУД (учащиеся ориентированы на понимание причин успеха в учёбе, на интерес к новому учебному материалу).

Тип урока: комбинированный урок.

Средства: учебное пособие (Шевченко Л.Л. Духовное краеведение Подмосковья. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2010); словари; презентация; видеоролики (http://www.youtube.com/); раздаточный материал (в печатном и электронном виде).

Технологии:

  • технологии реализации межпредметных связей в образовательном процессе;
  • технология проблемного обучения  с целью развития творческих способностей обучающихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей;
  • личностно-ориентированные технологии обучения;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • технология дифференцированного обучения;
  • технология развития критического мышления.


Виды деятельности: беседа, чтение, пересказ, обсуждение, работа со словарем составление кроссворда, просмотр презентации, видеороликов, просушивание рассказа учителя и ученика.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная, самостоятельная.

Оборудование: компьютер, телевизор, ноутбуки, система контроля и мониторинга качества знаний (пульты-передатчики).

Литература:

  1. Шевченко Л.Л. Духовное краеведение Подмосковья. Учебное пособие для учащихся основной школы общеобразовательных учреждений. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2010.
  2. Шевченко Л.Л. Православная культура. Учебное пособие для средних и старших классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. Святая Русь. Книга 1. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2007.
  3. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Под общ. ред. Проф. Л.И.Скворцова. – 25-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство  «Мир и образование», 2008.
  4. Прот. Пэнэжко О. Храмы и монастыри города Коломны. – Владимир, 2011.
  5. Храмы и монастыри Соборной площади города Коломны. Под ред. Н. Качанкина. – Коломна: Издательский дом «Лига», 2009.
  6. Коломна: путеводитель. – Коломна: Лига, 2011.
  7. http://www.vidania.ru/
  8. http://liga.org.ru/
  9. http://церкви-коломны.рф/

План урока


1. Актуализация знаний учащихся.
2. Постановка проблемы.
3. «Открытие» учащимися нового знания.
4. Закрепление изученного материала.
5. Итог урока.
6. Домашнее задание.

  1. Актуализация знаний учащихся.

Учитель: Посмотрите внимательно на доску (На доске написано слово «святыня»). Что же такое святыня? Какие значения имеет это слово? (ответы учеников).

Святыня (Толковый словарь С.И. Ожегова) (работа учащихся со словарями)

1. Предмет или место религиозного поклонения.

2. То, что является особенно дорогим, любовно хранимым и чтимым.

Святыня (православный словарь)

  1. все посвященное или отделенное для Господа.
  2. Все, чему в православии принято воздавать честь почитания: святые реликвии, предметы, связанные с почитанием Божией Матери; святые и чудотворные иконы; мощи святых угодников; места, относящиеся к жизни и подвигам святых, их личные вещи; святые источники; обители; могилы святых людей, почитаемых Церковью. (слайд 1)    

Учитель: При изучении христианской православной культуры, мы соотносим слово «святыня» с объектами духовной культуры (храмы, монастыри, памятники, иконы). На предыдущих уроках мы знакомились со святынями таких городов, как Сергиев Посад, Звенигород, Дмитров, Дзержинский и др. Скажите, экскурсию по какому городу мы будем совершать сегодня? (учащиеся рассматривают на стендах иллюстративный материал «Виды Коломны») (Приложение 1)

Ученики: Мы совершим экскурсию по Коломне и  познакомимся с ее святынями.

  1. Постановка проблемы.

Учитель: Сегодня наш урок пройдет в рамках предметной недели «Святой Креститель Руси – равноапостольный князь Владимир». 2015 год – это 1000-летие со дня кончины святого князя Владимира. В русской истории имя его очень значимо. За какой подвиг был прославлен князь Владимир?(слайд 2)

Ученики: Называют его Равноапостольным, потому что подвиг князя Владимира вполне соизмерим с апостольским: в 988 году Русская земля приняла христианство в качестве официальной, государственной религии, и это событие на тысячелетие определило весь ход истории.

Учитель: Как вы думаете, есть ли на Коломенской земле объекты духовной культуры, связанные с именем князя Владимира и принятием христианства? Давайте попробуем сформулировать тему и цель урока.

Учащиеся с помощью учителя выводят тему: «Крещение Руси и распространение христианства на Коломенской земле» и цель: сформировать представление о великом князе Владимире при изучении святынь Коломенской земли.(слайд 3)

  1. «Открытие» учащимися нового знания.

  1. Первая проповедь христианства на Московских землях.

Начнем мы свое путешествие с церкви Петра и Павла (слайд 4), которая находится в Мемориальном парке города Коломна. Перед вами на столе информационные карточки (Приложение 3), которые рассказывают об истории этого храма. Внимательно ознакомьтесь с материалом, составьте устный рассказ об этой церкви  и ответьте на вопрос:

- Памятник какому святому был установлен рядом с Петропавловским храмом? (Памятник Апостолу Андрею Первозванному) (слайд 5)

-Кто такой апостол? (ученики и последователи Иисуса Христа)

-Что вы знаете об этом святом? (просмотр видеоролика № 1 «Апостол Андрей Первозванный»)

Крещение Руси при равноапостольном князе Владимире имело неоценимое историческое значение для нашего народа. С принятием христианства Древняя Русь постепенно преображалась и просвещалась светом веры Христовой. Но ещё задолго до этого события на нашу землю приходили проповедники христианской веры.

 Первым из них проходил по славянским землям, шествуя в варяжские страны, святой апостол Андрей Первозванный. Он был одним из самых близких учеников Христовых, входил в число двенадцати тех, кто был рядом с Господом во время земной  Его жизни. Как и другие ученики Господа, он проходил по разным странам с проповедью о спасении, о жизни вечной, о пострадавшем на Кресте и воскресшем Спасителе мира Господе Иисусе Христе. Церковное предание хранит память об этом посещении наших земель великим учителем истинной веры. Древние летописи подтверждают это церковное предание своими свидетельствами. В Повести временных лет содержится рассказ о том, как апостол Андрей посещал русские земли. Согласно летописному рассказу, когда апостол Андрей прибыл в Корсунь, он узнал, что неподалёку находится устье Днепра; решив отправиться в Рим, он из устья поднялся вверх по Днепру. Случилось так, что он пристал у подножия гор к берегу. Апостол обратился к своим ученикам со словами: «Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет город великий и много церквей Бог воздвигнет» После этого он взошёл на гору, благословил её и поставил крест. На этом месте позднее возник Киев – мать городов русских и колыбель Русской Православной Церкви. Затем  апостол отправился дальше на север, посетил пределы будущего Новгорода, после чего отбыл в Рим.  Повесть временных лет вкладывает высокий смысл в это пророческое благословение апостолом Киевской земли и в утверждение им на месте грядущего Крещения Руси святого креста – символа спасения человеческого рода.

  1. Первые святые Руси – князья Борис и Глеб.

Учитель: Христиане Руси старались в своей жизни подражать христианским святым. Святые люди принимали заповеди Божии всем сердцем и выполняли их до конца жизни. Примером для них был сам Христос. Такими были и святые князья Борис и Глеб. Их христианский подвиг был столь почитаем на Руси, что оба брата стали первыми святыми, прославленными Русской Церковью.

Работа с учебником «Духовное краеведение Подмосковья», параграф 11, чтение раздела «О святых князьях Борисе и Глебе». Ответьте на вопросы:

-За какой подвиг были прославлены святые Борис и Глеб? Назови христианскую добродетель, проявленную святыми князьями. (Святые князья Борис и Глеб – пример кротости и смирения).

-Есть ли в нашем городе храм, освященный в честь этих святых? (храм Святых страстотерпцев Бориса и Глеба)

Сообщение ученика «Храм Святых страстотерпцев Бориса и Глеба» в Коломне» (Приложение 4) (слайд 6)

Задание (Приложение 5)

Составить кроссворд с использованием ноутбука, определить ключевое слово.

Инструктаж (у каждой группы):

  1. Включить ноутбук, открыть документ «Святые Борис и Глеб».
  2. 3 человека из группы отгадывают слова по заданию (можно воспользоваться дополнительной информацией из учебника и материалов на стендах).
  3. 2 человека из группы после того как отгаданы все слова, должны вписать ответы в ячейки и составить кроссворд так, чтобы по вертикали получилось загаданное слово из 5 букв.

Ключевое слово: семья.

3. Святые Кирилл и Мефодий

Учитель: От каждой группы приглашается участник, который выполняет индивидуальное задание.

Задание

Расшифровать слово (приложение 6) с помощью глаголицы и подобрать к нему современный синоним. Получившееся слово написать на обратной стороне карточки, продемонстрировать группам (слово: алфавит, азбука).

Зашифрованные слова:

Группа № 1 – буквица

Группа № 2 – глаголица

Группа № 3 – кириллица

Группа № 4 - букварь

Остальные учащиеся проводят минуту релаксации (просмотр видеоролика № 2 «Пролетая над Коломной»)

-Кто является создателями азбуки? 

Кирилл и Мефодий — просветители славян, создатели славянской азбуки (862 г.). Деятельность Кирилла и Мефодия имела общеславянское значение, оказала влияние на формирование многих славянских литературных языков. За сто лет до Крещения Руси святые Кирилл и Мефодий перевели книги Священного Писания с греческого на славянский. Они заложили основы христианской культуры южнославянских народов. В конце 10 века в 988 году при великом князе Владимире, Русь была крещена прибывшими из Византии греческими священниками. С этого времени появились на Руси драгоценные рукописные книги, в которых излагалось христианское учение. Написаны эти книги были на славянской языке.

-Как в нашем городе увековечена память об этих святых? (Памятник святым равноапостольным Кириллу и Мефодию в городе Коломна расположен рядом с Успенской шатровой колокольней, на территории Коломенского Кремля. Памятник был открыт 23 мая 2007 года, и это событие было связано с празднованием славянской письменности и культуры в Коломне. Композиция памятника составлена заслуженным художником России, скульптором А.А. Рожниковым и архитектором М.В. Тихомировым).(слайд 7)

  1. Первые школы на Руси.

Сообщение ученика «Первые школы на Руси» (Приложение 7 + презентация «Первые школы на Руси»)

Задание

Составьте из данных слов высказывание известного человека и определите, в каком слове заключена основная мысль (слова фразы даны на отдельных карточках). 

Группа № 1 (слайд 8-11)

Публичное пользование собственным разумом всегда должно быть свободным, и только оно может дать просвещение людям. Иммануил Кант

Группа № 2

Просвещение приносит народу и благосостояние, и могущество: оно доставляет человеку такое душевное наслаждение, с которым ничто не может сравниться. Н.Г. Чернышевский

Группа № 3

Что может быть прекраснее и достойнее человека, чем направлять свои страсти к единственной цели повышения своей просвещенности. Анри Сен-Симон

Группа № 4

Люби и распространяй просвещение: оно – славнейшая подпора благонамеренной власти; народ без просвещения есть народ без достоинства. В.А. Жуковский

Ответ: просвещение

- Что такое просвещение? (знания, образованность)

-Что было центром просвещения и книжности на Руси? (Центрами просвещения и книжности на Руси были монастыри. Каждый монастырь имел богатое собрание книг. Там же воспитывались многие деятели русской письменности. Монахи занимались переписыванием книг, ведением летописей, описанием жизни христианских святых).

-Назовите 4 монастыря Коломны. (Богородице-Рождественский Бобренев монастырь, Ново-Голутвин монастырь, Богоявленский Старо-Голутвин монастырь, Успенский Брусенский монастырь).(слайд 12)

4. Закрепление изученного материала.

Часовня князя Владимира и Анастасии Узорешительницы

Учитель: Коломна - один из старейших городов Подмосковья. Его история соткана из удивительных исторических фактов и событий, таинственных легенд и преданий. Храмы, монастыри, часовни, крепостные стены коломенского кремля до сих пор хранят память об этом. В настоящее время в Коломне и ее пригородах насчитывается более 20 действующих храмов и четыре монастыря. Есть в Коломне святыня, которая связана с именем князя Владимира – «Часовня князя Владимира и Анастасии Узорешительницы». В 2001 году на средства благотворителей Оситис А.П. и Соколова В.Ю. была воздвигнута деревянная часовня в честь святого равноапостольного князя Владимира и великомученицы Анастасии Узорешительницы. 6 февраля 2002 г. она была освящена Преосвященным епископом Видновским Тихоном. Внутреннее убранство часовни: керамические лампады, мозаичная водосвятная чаша с крестом, вышитые иконы, деревянные резные киоты и наличники. В часовне находится Икона святого равноапостольного князя Владимира с частицей мощей. Часовня надкладезная, в воскресные и праздничные дни открыта для посещений.

Задание

  1. Просмотр видеоролика № 3 «Часовня князя Владимира и Анастасии Узорешительницы».
  2. Определите месторасположение часовни, а затем на карте разместите карточку с ее изображением. (Приложение 8)

Месторасположение: Коломенский кремль, Ново-Голутвин монастырь (слайд 13)

  1. Итог урока.

Сегодня на уроке мы совершили небольшую прогулку по тем святым места Коломны, которые непосредственно связаны с принятием христианства и именем князя Владимира.

Задание (слайд 14)

Подберите к тезису доказательства и сформулируйте вывод по плану (опирайтесь на цель и задачи урока): 

Тезис: Коломна – духовная жемчужина Подмосковья

    I. Тезис (то, что надо доказать, объяснить или опровергнуть).

    II. Доказательства (аргументы, доводы, обоснования, объяснения):

1…

2…

3…

     III. Вывод (то, что доказано, объяснено или опровергнуто).

Ответы учеников:

  I. Коломна – духовная жемчужина Подмосковья.

  II.

В настоящее время в Коломне и ее пригородах насчитывается более 20 действующих храмов и четыре монастыря.

Многие святыни Коломны связаны с принятием христианства и именем князя Владимира.

Коломна является архиерейской резиденцией митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия.

С Коломной связаны имена великих подвижников: Сергия Радонежского и Дмитрия Донского.

III. Духовность и святость сопровождают Коломну на всем протяжении ее исторического развития.

Рефлексия.

1.Составление синквейна. Составьте синквейн с ключевым словом «Князь Владимир».

Пример синквейна:

  • Князь Владимир
  • Равноапостольный, великий
  • Проповедовал, защищал, просвещал
  • Киевский князь
  • Креститель Руси

Ученики каждой группы читают синквейны.

2.Заполнение карты оценки работы «Я и МЫ»

№ п/п

Фамилии членов команды

Оценка по 5-ти балльной шкале

1

2

3

4

5

Ваша фамилия:

Самооценка:

3.Использование системы контроля и мониторинга качества знаний (пульты-передатчики)

Прослушав вопрос и варианты ответов, учащиеся обдумывают ответ и по команде учителя нажимают на пульте кнопку, соответствующую выбранному ответу.

Вопрос: Оцените, насколько вы усвоили материл на уроке?

Ответы: 1 – отлично; 2 – хорошо; 3 – удовлетворительно.

После этого анализируются результаты.

4. Оценка содержания учебного материала (с помощью сигнальных карточек) с последующим выбором домашнего задания

Информация меня заинтересовала, я хотел(а) бы узнать больше по этой теме

Информация пригодится в дальнейшем

На уроке я узнал(а) много нового

уровень домашнего задания

высокий

средний

низкий

6.Домашнее задание

1 уровень (высокий) - написать эссе «Моя святыня» (Что для меня является святыней?)

2 уровень (средний)- подготовить устное сообщение по материалам учебника «Святыни Коломенской земли»

3 уровень – составить синквейн к слову «храм»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общество Древней Руси. Крещение Руси и его значение

Цели урока: характеристика личности и правления Владимира I; определение причин принятия христианства и его значения для развития Древнерусского государства. Анализ причин, сущности и резул...

Конспект урока истории в 6 классе на тему "Принятие и распространение христианства на Руси"

Данная разработка включает в себя изучение целой темы , которую можно раскрыть за один учебный час, если позволяет учебный план, то лучше эту тему изучать на 2 уроках....

Внеклассное мероприятие по духовному краеведению для учащихся 5 классов «Новомученики коломенской земли»

Внеклассное мероприятие по духовному краеведению для учащихся 5 классов «Новомученики коломенской земли»...

Урок кубановедения 5 класс "Распространение христианства на Кубани"

Урок по теме «Распространение христианства на Кубани» 1. Просмотреть и подробно разобрать презентацию2. Письменно ответить на вопрос (на последнем слайде)...

Историческое сочинение " Процесс распространения христианства на Руси". Задание 25 в ЕГЭ по истории

В данной статье представлен разбор по критериям сочинения по процессу, которое предлагается на экзамене по истории в 2021 году.  Сочиение "Процесс распространения христианства на Руси"...

Святой князь Владимир – креститель и молитвенник земли Русской.«Великое Крещение Руси».

Крещение Руси в 988 году, проведенное князем Владимиром Святославичем, является одним из наиболее значимых событий в ранней истории России. Этот исторический поворот от язычества к христианству был не...