Музеи Югры
рабочая программа по краеведению (6 класс) на тему
Рабочая прорамма внеурочной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnite._zapiska_muzei_yugry.docx | 31.78 КБ |
ktp_muzei_yugry.docx | 30.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Воспитание патриота страны – одно из главных условий национального возрождения. Формирование в молодежи таких качеств, как гражданственность, уважение к правам и свободам человека, любовь к Родине, семье, является одним из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленных в Федеральном Законе “Об образовании в Российской Федерации». Необходимо использовать все возможные средства для воспитания у учащихся общей культуры, верности духовным традициям России.
Патриотическое воспитание школьников начинается с изучения истории своей малой Родины. Чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его людях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родной земле, уважении к традициям своего народа. Только став патриотом своей малой Родины, своего края, можно стать гражданином России, освоить её огромную культуру и постичь выдающиеся ценности мировой цивилизации. В качестве конкретизации такого подхода к изучению края в среднем звене предлагается программа «Виртуальный музей Югры».
Цели:
- формирование активной гражданской позиции, чувства любви к прошлому, настоящему и будущему страны, родного края, своего города.
Задачи:
- утверждение в сознании и чувствах воспитанников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;
- привлечение учащихся к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края;
- сформировать внутреннюю потребность личности в постоянном самосовершенствовании.
- вести постоянную работу по социализации обучающихся, готовить их к жизни в современной действительности.
Программа опирается на принципы
- последовательности
- гуманизации
- интеграции
- системности
- культуросообразности.
Этапы реализации Программы
Программа рассчитана на 1 год.
Участники: учащиеся 7 класса МБОУ лицея №1 г. Сургута, родители учеников.
Ведущая деятельность: творческая, поисковая, исследовательская.
Предполагаемый результат деятельности:
- Воспитание любви к родному краю, осознание своей причастности к его истории через судьбы собственной семьи, личного отношения к прошлому и настоящему
- Формирование гражданской позиции, нравственных основ личности, понимание прав и свобод личности;
- Повышение уровня духовной культуры
- Повышение уровня патриотического воспитания.
Планируемые результаты изучения курса
В результате освоения программы «Виртуальный музей Югры» формируются следующие универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС НОО:
Личностные результаты:
- принятие и освоение традиций, ценностей, форм культурно-исторической, социальной, духовной жизни своей страны;
- формирование гражданского самосознания и чувства патриотизма;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов России;
- формирование нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
- работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
Формы и методы реализации программы:
- Познавательные занятия, экскурсии;
- Продуктивная деятельность;
- Фотовыставки, выставки, презентации.
Описание ценностных ориентиров содержания
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, ее совершенства, сохранение и приумножение ее богатства, отражение в художественных произведениях, предметах декоративно-прикладного искусства.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, потребности творческой самореализации, состояния нормального человеческого существования.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Содержание программы
1. Наша родина - Югра (2 ч.)
Символика Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
Югра в истории России
2 .История Югры (5 ч.)
“Век богатырей”
Под властью России
Эпоха нефти и газа
Новая жизнь Югры
История Югры - история России
3. Флора и фауна Югры (5 ч.)
Экологическое краеведение
Красная книга: встречи с животными и растениями
«Красная книга глазами детей»
Природа края
4.Традиционная культура обских угров (6ч.)
Хантыйский быт
Жилище: дом и селение
Промыслы
Традиционная хантыйская кухня
Ремесла
Годовой цикл
5. Год культуры в Югре (9ч.)
Коренные народы севера в современном мире
В гостях у ханты
Мифология хантов и манси
Югра литературная
Сказки народов Севера
Моя северная сказка
6. Памятники истории и культуры Югры (4ч.)
Музеи Ханты-Мансийского округа
К юбилею округа…
7. Страницы Великой Победы (4ч.)
Каменные ветераны
«Никто не забыт, ничто не забыто…»
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование раздела | Общее количество учебных часов | Теория | Практика |
1. | Наша родина - Югра | 2 | 1 | 1 |
2. | История Югры | 5 | 2 | 3 |
3. | Флора и фауна Югры | 5 | 2 | 3 |
4. | Традиционная культура обских угров | 6 | 3 | 3 |
5. | Год культуры в Югре | 9 | 4 | 5 |
6. | Памятники истории и культуры Югры | 4 | 2 | 2 |
7. | Страницы Великой Победы | 4 | 2 | 2 |
Итого: | 35 | 16 | 19 |
Форма продуктов творческой и исследовательской деятельности:
- фотографии, рисунки, поделки
- презентации, видеофильмы.
В процессе работы учащиеся должны овладеть:
- навыками коммуникативной деятельности;
- умениями самостоятельно добывать знания, используя различные источники информации, тем самым, развивая свой кругозор;
- научиться вырабатывать навыки работы по чётко определённому плану (поэтапно);
- развивать умения логически мыслить, анализировать, обобщать и делать выводы;
- развивать творческие способности.
Ожидаемые результаты деятельности.
- Все участники должны проявить активность, получить положительный эмоциональный заряд от проделанной работы.
- Расширить знания о своем родном крае, интересах и традициях коренных народов Югры.
Описание материально-технического обеспечения
- выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий (Центральная детская и школьная библиотеки; музеи, кабинет истории, городской архив и др.);
- материалы для оформления и творчества детей;
- наличие канцелярских принадлежностей;
- аудио- и видеоматериалы и видеотехника;
- компьютер;
- телевизор.
Список литературы
- Банников В.Н. «Изобразительное искусство в национальной школе» (методическое пособие). – Ханты-Мансийск: «Полиграфист», 2005.
- География Ханты-Мансийского автономного округа : учеб. пособие для 8-9 кл. / сост.: В. В. Бакулин и др. ; под ред. : Э.В. Ким и др. – М : Экопрос, 1996.
- Жизнь реки // Сикорская Г.П. Экологическое сафари по Югорскому краю: кн. для доп. образования учащихся 7-9 кл. / Г.П. Сикорская , Г.И. Кушников. – Екатеринбург: «Аква-пресс», 2004.
- Журналы: «В мире растений», «Флора», «Обруч», «Мир животных и растений Югры» «Сократ»
- Лапина М.А. «Этика и этикет хантов». - Томск, 2001.
- Лукина Н.В «Народы Северо-Западной Сибири». Томск, 2002
- Мещ В.А. «Здравствуй, Югра!». - Ханты-Мансийск, 2000
- Привалова Р.В. «Лесные сказки». - РИИЦ «Нефть Приобъя» Сургут, 2001.
- Сирелиус У.Т. «Путешествие к хантам». - Томск, 2001.
- Сусой Е.Г. «Из глубины веков», - Тюмень,1994.
- Тарханов А.С., Мартовский С.Б. «Уроки души». Сборник стихов, сказок, праздников Югры. – Ханты-Мансийск, 2005.
- Шесталов Ю., Лахно В., Фидорович О. « Ханты, манси кто мы?», СПб.: «Стерх», 2003.
- Шешкин П.Е., Шабалина И.Д. «Мансийские орнаменты». – Москва: «Просвещение», 2001.
- Чучелина Т. «Сказки Югры». Москва: «Наш современник», 2004
- Харамзин Т.Г., Хайрулина Н.Г. «Традиционный уклад и образ жизни обских угров» Москва: «Икор», 2002.
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование
№ | Дата | Темы занятий | Основное содержание занятий | Продукт творческой и исследовательской деятельности (ресурсы) | |
план | факт | ||||
1. Наша родина - Югра (2 ч.) | |||||
1 | 2.09 | Символика Ханты-Мансийского автономного округа - Югры | Моя Родина - Югра (расположение на карте России), герб округа, гимн - тематическое занятие | Выставка рисунков "Моя Югра". (фотовыставки, презентации). Интерактивная карта Сибири http://our-siberia.ru/interaktivnaya-karta-sibiri | |
2 | 9.09 | Югра в истории России | Экскурсия в краеведческий музей «Старый Сургут»: Дом купца Клепикова | Фотографии | |
История Югры (5 ч.) | |||||
3 | 16.09 | «Век богатырей» | Палеонтология. Западная Сибирь в каменном веке. Эпоха раннего средневековья - символ лучших времен в истории обских угров. | ||
4 | 23.09 | Под властью России | Первые упоминания «югры» в русских летописях ХI века. Российское воздействие на традиционную культуру хантов и манси. Советский период. | Презентации учащихся | |
5 | 30.09 | Эпоха нефти и газа | Открытие нефти и газа. Сургут - опорная база для промышленного освоения нефтегазоносных месторождений Западной Сибири. Промышленное освоение нефтегазоносных месторождений. | ||
6 | 7.10 | Новая жизнь Югры | Просмотр документального фильма «Последние в тайге». Беседа. Проект «Герои необъявленной войны». | ||
7 | 14.10 | История Югры – история России | Посещение краеведческого музея г. Сургута | Фотоотчет | |
Флора и фауна Югры (5 ч) | |||||
8 | 21.10 | Экологическое краеведение | Виртуальный тур по музейно-выставочному центру г. Когалыма: зал «Природа, флора и фауна края». Обзор коллекции музея. | http://museumkogalym.ru/uslugi/98 сообщения учащихся | |
9 | 28.10 | Экологическое краеведение | Виртуальный тур по Музею природы и человека г. Ханты-Мансийска. Игротека: как древние люди строили плот, жилище, разводили костер. | ||
10 | 11.11 | Красная книга: встречи с животными и растениями | Знакомство с животными и растениями , занесенными в Красную книгу Ханты-Мансийского округа | http://www.myshared.ru/slide/565483 Сообщения учащихся, http://animals.ecougra.ru | |
11 | 18.11 | «Красная книга глазами детей» | Создание страниц Красной книги Югры. | Выставка детских работ | |
12 | 25.11 | Природа края | Посещение Сургутского Дома природы в ИКЦ «Старый Сургут» | Фотоотчет | |
Традиционная культура обских угров (6 ч.) | |||||
13 | 2.12 | Хантыйский быт | Особенности крестьянской одежды. Элементы национального костюма, его функциональный характер. | ||
14 | 9.12 | Жилище: дом и селение | Устройство жилища. Хозяйственные сооружения: для хранения продуктов и вещей, для приготовления пищи, для животных. «Земляной» дом. Культовые постройки народа ханты. | Сообщения учащихся | |
15 | 16.12 | Промыслы | Исконные занятия обских угров - охота и рыболовство. Приемы и орудия рыбной ловли. Пушной промысел. Сбор ягод и растении. | ||
16 | 23.12 | Традиционная хантыйская кухня | Шомох, соломат, подовуха – традиционные блюда народа ханты. Продукты и способы их обработки. | http://www.hmao-museums.ru/gallery/1360/#ci10046 Музеи Югры (объединенный ресурс): традиционная кухня (презентация с фото) | |
17 | 13.01 | Ремесла | Обработка шкур, кожи рыб, ткачество. Рукоделия: шитье, ручное производство. Плетение | ||
18 | 20.01 | Годовой цикл | Промысловый календарь. Вороний праздник. Лосиный праздник. «Обряд укрощения луны» | Инсценировка. http://our-siberia.ru/hanty Документальный фильм «Народы Севера. Ханты» (26 мин) | |
Год культуры в Югре (9 ч.) | |||||
19 | 27.01 | Коренные народы севера в современном мире | Просмотр фильма «Хранители». Беседа. | ||
20 | 3.02. | В гостях у ханты | Знакомство с культурой и обрядами народа ханты. Народные приметы о погоде. | Подготовка инсценировки обряда «Поклонение огню» | |
21 | 10.02 | Мифология хантов и манси | Создание мира. Мансийская мифология в картинках. Богини-матери. Огонь и божество огня. | Презентация http://etnic.ru/category/edu/myth | |
22 | 17.02 | Мифология хантов и манси | Мифы о происхождении космоса. Мифы о сотворении человека. Семейные духи-покровители. Животные в мифах ханты и манси. | Сообщения учащихся | |
23 | 24.02 | Югра литературная | Чтение стихотворений поэтов Югры: Ешимова Г.К., Вэлла (Айваседа) Ю.К., | http://www.okrlib.ru/elektronnye_resursy/elektronnaya_biblioteka/yugra_literaturnaya/pisateli_yugry | |
24 | 3.03 | Югра литературная | Литературная гостиная: произведения Е.Айпина, легенды и сказы Коньковой А.М. | ||
25 | 10.03 | Сказки народов Севера | Глухарь и щука (тофаларская сказка). Особенности поэтики северных сказок. Сказки Вагатовой (Волдиной) М. К. | ||
26 | 17.03 | Моя северная сказка | Сочинение сказок, мифов о создании мира, происхождении полезных ископаемых. | Рабочие материалы | |
27 | 31.03 | Моя северная сказка | Подготовка материала для участия в конкурсе творческих работ им. А.М..Коньковой. Оформление работ. | Творческие работы учащихся | |
Памятники истории и культуры Югры (4 ч) | |||||
28 | 7.04 | Музеи Ханты-Мансийского округа | Виртуальная экскурсия по музеям Югры: Музей истории и этнографии (г.Югорск). Игротека: «Объективная фиксация». Обзор коллекции музея: 3D-экскурсия. | ||
29 | 14.04 | Музеи Ханты-Мансийского округа | Виртуальная экскурсия по музеям Югры: Эколого-этнографический музей Библиотечно-музейного центра г. Радужный. Игротека: викторина «В гости к северному народу» | ||
30 | 21.04 | Музеи Ханты-Мансийского округа | Виртуальная экскурсия по музеям Югры: Музейно-выставочный центр г. Лангепас. Игротека: викторина «В гостях у бабушки Лукерьи». Галерея. | ||
31 | 28.04 | К юбилею округа… | Викторина, посвященная 80-летию ХМАО-Югры. | ||
Страницы Великой Победы (4 ч.) | |||||
32 | 5.05 | Каменные ветераны | Памятники Югры, посвященные Победе в Великой Отечественной войне | Сообщения учащихся | |
33 | 12.05 | Каменные ветераны | Возложение цветов к Мемориалу славы | Фотоотчет | |
34 | 26.05 | «Никто не забыт, ничто не забыто…» | Конкурс чтецов. | Фотоотчет, дипломы победителям | |
35 | 2.06 | «Никто не забыт, ничто не забыто…» | Разработка проекта «Герои России моей". |
Интернет-ресурсы:
http://www.okrlib.ru/sobytiya/meropriyatiya1/god_kultury/ Государственная библиотека Югры
http://etnic.ru/edu/ugry/ugry6.html Жилище ханты
http://besponto.3dn.ru/blog/khantyjskij_folklor_istorija_izuchenija_skachat/2013-12-05-7 Т.Е.Волдина. Хантыйский фольклор: история изучения
http://www.intelros.ru/pdf/60_paralel/2011_42/17.pdf Шомох, соломат, подовуха – традиционные блюда народа ханты
http://www.hmao-museums.ru/gallery/1360/#ci10046 Музеи Югры (объединенный ресурс): традиционная кухня (презентация с фото)
http://hmao-museums.ru/agg/fund/view-funds.jsf Региональный каталог музейных предметов и коллекций
http://etnic.ru/video/dok-film-o-semje-korennih-hantov.html Документальный фильм «Хранители» (3 части)
http://our-siberia.ru/hanty Документальный фильм «Последние в тайге» (12 мин.), «Народы Севера. Ханты» (26 мин)
http://vdohnovlennye.ru/?page_id=9659 «В гостях у ханты»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 1 июля 2013 года №68-оз "Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре"
Нормативно - правовой документ...
Методическая разработка урока - игры по истории ХМАО-Югры для 10 или 11 класса по теме "Города на карте Югры"
урок по теме "Города на карте Югры" урок-игра или урок-путешествие по истории Ханты-Мансийского округа для учащихся 11 класса. Материал может быть использован для внеклассного мероприятия или как итог...
Приказ Об итогах проведения городского мероприятия «Виртуальный музей: история ХМАО-Югры – история России» в МАОУ СОШ № 7 корпус 2 в 2015г.
Участие в данном мероприятии...
Приказ Об организации и проведении городского мероприятия «Виртуальный музей: история ХМАО-Югры – история России» в МАОУ СОШ № 7 корпус 2 в 2015г.
Приказ в целях популяризации памятных дат военной истории...
«Приказ департамента образования и молодежной политики ХМАО – Югры №1762 от 27.12.2018г. «О решении аттестационной комиссии Департамента образования и молодёжной политики ХМАО – Югры по результатам заседания, проведённого 19.12.2018 года»
Приказ департамента образования и молодежной политики ХМАО – Югры №1762 от 27.12.2018г. «О решении аттестационной комиссии Департамента образования и молодёжной политики ХМАО – Югры ...
«Педагог года - Югры 2020» (приказ ДОиМП ХМАО-Югры от 26.02.2020 №260)
laquo;Педагог года - Югры 2020» (приказ ДОиМП ХМАО-Югры от 26.02.2020 №260)...