Музеи Югры
рабочая программа по краеведению (6 класс) на тему

Назарова Елена Сергеевна

Рабочая прорамма внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnite._zapiska_muzei_yugry.docx31.78 КБ
Файл ktp_muzei_yugry.docx30.22 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Воспитание патриота страны – одно из главных условий национального возрождения. Формирование в молодежи таких качеств, как гражданственность, уважение к правам и свободам человека, любовь к Родине, семье, является одним из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленных в Федеральном Законе “Об образовании в Российской Федерации». Необходимо использовать все возможные средства для воспитания у учащихся общей культуры, верности духовным традициям России.

Патриотическое воспитание школьников начинается с изучения истории своей малой Родины. Чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его людях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родной земле, уважении к традициям своего народа. Только став патриотом своей малой Родины, своего края, можно стать гражданином России, освоить её огромную культуру и постичь выдающиеся ценности мировой цивилизации. В качестве конкретизации такого подхода к изучению края в среднем звене предлагается программа «Виртуальный музей Югры».

Цели:

  • формирование активной гражданской позиции, чувства любви к прошлому, настоящему и будущему страны, родного края, своего города.

Задачи:

  • утверждение в сознании и чувствах воспитанников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;
  • привлечение учащихся к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края;
  • сформировать внутреннюю потребность личности в постоянном самосовершенствовании.
  • вести постоянную работу по социализации обучающихся, готовить их к жизни в современной действительности.

Программа опирается на принципы

  • последовательности
  • гуманизации
  • интеграции 
  • системности
  • культуросообразности.

Этапы реализации Программы

Программа рассчитана на 1 год.

Участники: учащиеся 7 класса МБОУ лицея №1 г. Сургута, родители  учеников.

Ведущая деятельность: творческая, поисковая, исследовательская.

Предполагаемый результат деятельности: 

  • Воспитание любви к родному краю, осознание своей причастности к его истории через судьбы собственной семьи, личного отношения к прошлому и настоящему
  • Формирование гражданской позиции, нравственных основ личности, понимание прав и свобод личности;
  • Повышение уровня духовной культуры
  • Повышение уровня патриотического воспитания.

Планируемые результаты изучения курса

В результате освоения программы  «Виртуальный музей Югры» формируются следующие универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС НОО:

Личностные результаты:

  1. принятие и освоение традиций, ценностей, форм культурно-исторической, социальной, духовной жизни своей страны;
  2. формирование гражданского самосознания и чувства патриотизма;
  3. формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов России;
  4. формирование нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире.

Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,
  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,  умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
  • работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;

Формы и методы реализации программы:

- Познавательные занятия, экскурсии;

- Продуктивная деятельность;

- Фотовыставки,  выставки, презентации.

Описание ценностных ориентиров содержания

Ценность природы основывается на общечеловеческой  ценности жизни, на осознании себя частью природного мира частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, ее совершенства, сохранение и приумножение ее богатства, отражение в художественных произведениях, предметах декоративно-прикладного искусства.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни,  потребности творческой самореализации, состояния нормального человеческого  существования.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека,  выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Содержание программы

         1. Наша родина - Югра (2 ч.)

           Символика Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

           Югра в истории России

2 .История Югры (5 ч.)

Век богатырей”

         Под властью России

         Эпоха нефти и газа

         Новая жизнь Югры

         История Югры - история России

3. Флора и фауна Югры (5 ч.)

Экологическое краеведение

Красная книга: встречи с животными и растениями

        «Красная книга глазами детей»

         Природа края

4.Традиционная культура обских угров (6ч.)

Хантыйский быт

Жилище: дом и селение

Промыслы

Традиционная хантыйская кухня

Ремесла

Годовой цикл

5. Год культуры в Югре (9ч.)

Коренные народы севера в современном мире

В гостях у ханты

Мифология хантов и манси

Югра литературная

Сказки народов Севера

Моя северная сказка

6. Памятники истории и культуры Югры (4ч.)

Музеи Ханты-Мансийского округа

К юбилею округа…

7. Страницы Великой Победы (4ч.)

Каменные ветераны

«Никто не забыт, ничто не забыто…»

                               Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование раздела

Общее количество учебных часов

Теория

Практика

1.

  Наша родина - Югра

2

1

1

2.

   История Югры

5

2

3

3.

 Флора и фауна Югры

5

2

3

4.

Традиционная культура обских угров

6

3

3

5.

Год культуры в Югре

9

4

5

6.

Памятники истории и культуры Югры

4

2

2

7.

Страницы Великой Победы

4

2

2

Итого:

35

16

19

Форма продуктов творческой и исследовательской деятельности:

  • фотографии, рисунки, поделки
  • презентации, видеофильмы.

В процессе работы учащиеся должны  овладеть:

  • навыками коммуникативной деятельности;
  • умениями самостоятельно добывать знания, используя различные источники информации, тем самым, развивая свой кругозор;
  • научиться вырабатывать навыки работы по чётко определённому плану (поэтапно);
  • развивать умения логически мыслить, анализировать, обобщать и делать выводы;
  • развивать творческие способности.

Ожидаемые результаты деятельности.

  • Все участники  должны проявить активность, получить положительный эмоциональный заряд от проделанной работы.
  • Расширить знания о своем родном крае,  интересах и традициях коренных народов Югры.

Описание материально-технического обеспечения

 -  выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий (Центральная детская и школьная библиотеки; музеи, кабинет истории, городской архив и др.);

-  материалы для оформления и творчества детей;

-  наличие канцелярских принадлежностей;

-  аудио- и видеоматериалы и видеотехника;

-  компьютер;

-  телевизор.

Список литературы

  1. Банников В.Н. «Изобразительное искусство в национальной школе» (методическое пособие). – Ханты-Мансийск: «Полиграфист», 2005.
  2. География Ханты-Мансийского автономного округа : учеб. пособие для 8-9 кл. / сост.: В. В.     Бакулин и др. ; под ред. : Э.В. Ким и др. – М : Экопрос, 1996.
  3. Жизнь реки // Сикорская Г.П. Экологическое сафари  по Югорскому краю: кн. для доп. образования учащихся 7-9 кл. / Г.П. Сикорская , Г.И. Кушников. –  Екатеринбург: «Аква-пресс», 2004.
  4. Журналы: «В мире растений», «Флора», «Обруч»,  «Мир животных и растений Югры» «Сократ»
  5. Лапина М.А. «Этика и этикет хантов». -  Томск, 2001.
  6. Лукина Н.В «Народы Северо-Западной Сибири». Томск,  2002
  7. Мещ В.А. «Здравствуй, Югра!». - Ханты-Мансийск,  2000
  8. Привалова Р.В. «Лесные сказки». -  РИИЦ «Нефть Приобъя» Сургут, 2001.
  9. Сирелиус У.Т. «Путешествие к хантам». - Томск,  2001.
  10. Сусой Е.Г. «Из глубины веков», - Тюмень,1994.
  11. Тарханов А.С., Мартовский С.Б. «Уроки души». Сборник стихов, сказок, праздников Югры. – Ханты-Мансийск, 2005.
  12. Шесталов Ю., Лахно В., Фидорович О. « Ханты, манси кто мы?», СПб.: «Стерх», 2003.
  13. Шешкин П.Е., Шабалина И.Д. «Мансийские орнаменты».  – Москва: «Просвещение», 2001.
  14. Чучелина Т. «Сказки Югры».  Москва: «Наш современник», 2004
  15. Харамзин Т.Г., Хайрулина Н.Г. «Традиционный уклад и образ жизни обских угров» Москва: «Икор»,  2002.



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование

№  

Дата

Темы занятий

Основное содержание занятий

Продукт творческой и исследовательской  деятельности (ресурсы)

план

факт

         1. Наша родина - Югра (2 ч.)

1

2.09

Символика Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Моя Родина - Югра   (расположение на карте России),

 герб округа, гимн - тематическое занятие

Выставка рисунков "Моя Югра".

 (фотовыставки, презентации). Интерактивная карта Сибири http://our-siberia.ru/interaktivnaya-karta-sibiri 

2

9.09

Югра в истории России

Экскурсия в краеведческий музей «Старый Сургут»: Дом купца Клепикова

Фотографии

История Югры (5 ч.)

3

16.09

«Век богатырей»

Палеонтология. Западная Сибирь в каменном веке. Эпоха раннего средневековья -  символ лучших времен в истории обских угров.

4

23.09

Под властью России

Первые упоминания «югры» в русских летописях ХI века. Российское воздействие на традиционную культуру хантов и манси.  Советский период.

Презентации учащихся

5

30.09

Эпоха нефти и газа

Открытие нефти и газа. Сургут  - опорная база для промышленного освоения нефтегазоносных месторождений Западной Сибири. Промышленное освоение нефтегазоносных месторождений.

6

7.10

Новая жизнь Югры

Просмотр документального  фильма «Последние в тайге». Беседа.  Проект «Герои необъявленной войны».

http://our-siberia.ru/hanty

7

14.10

История Югры  – история России

Посещение краеведческого музея г. Сургута

Фотоотчет

Флора и фауна Югры (5 ч)

8

21.10

Экологическое краеведение

Виртуальный тур по музейно-выставочному центру г. Когалыма: зал «Природа, флора и фауна края». Обзор коллекции музея.

http://museumkogalym.ru/uslugi/98  сообщения учащихся

9

28.10

Экологическое краеведение

Виртуальный тур по Музею природы и человека г. Ханты-Мансийска. Игротека: как древние люди строили плот, жилище, разводили костер.

http://www.ugramuseum.ru/pano/index11.htm 

10

11.11

Красная книга: встречи с животными и растениями

Знакомство с животными и растениями , занесенными в Красную книгу Ханты-Мансийского округа

http://www.myshared.ru/slide/565483  Сообщения учащихся, http://animals.ecougra.ru 

11

18.11

 «Красная книга глазами детей»

Создание страниц Красной книги Югры.

Выставка детских работ

12

25.11

Природа края

Посещение Сургутского Дома природы в ИКЦ «Старый Сургут»

Фотоотчет

Традиционная культура обских угров (6 ч.)

13

2.12

Хантыйский быт

Особенности крестьянской одежды. Элементы национального костюма, его функциональный характер.

14

9.12

Жилище: дом и селение

Устройство жилища. Хозяйственные сооружения: для хранения продуктов и вещей, для приготовления пищи, для животных. «Земляной» дом.  Культовые постройки народа ханты.

Сообщения учащихся

15

16.12

Промыслы

Исконные занятия обских угров  - охота и рыболовство. Приемы и орудия рыбной ловли. Пушной промысел. Сбор ягод и растении.

16

23.12

Традиционная хантыйская кухня

Шомох, соломат,  подовуха – традиционные блюда народа ханты. Продукты и способы их обработки.

http://www.hmao-museums.ru/gallery/1360/#ci10046 Музеи Югры (объединенный ресурс): традиционная кухня (презентация с фото)

17

13.01

Ремесла

Обработка шкур, кожи рыб, ткачество. Рукоделия: шитье, ручное производство. Плетение

18

20.01

Годовой цикл

Промысловый календарь. Вороний праздник. Лосиный праздник. «Обряд укрощения луны»

Инсценировка. http://our-siberia.ru/hanty Документальный фильм  «Народы Севера. Ханты» (26 мин)

Год культуры в Югре (9 ч.)

19

27.01

Коренные народы севера в современном мире

Просмотр фильма «Хранители». Беседа.

http://etnic.ru/video/dok-film-o-semje-korennih-hantov.html

20

3.02.

В гостях у ханты

Знакомство с культурой и  обрядами народа ханты. Народные приметы о погоде.

Подготовка инсценировки обряда «Поклонение огню»

21

10.02

Мифология хантов и манси

Создание мира. Мансийская мифология в картинках. Богини-матери. Огонь и божество огня.

Презентация http://etnic.ru/category/edu/myth 

22

17.02

Мифология хантов и манси

Мифы о происхождении  космоса. Мифы о сотворении человека. Семейные духи-покровители. Животные в мифах ханты и манси.

Сообщения учащихся

23

24.02

Югра литературная

Чтение стихотворений поэтов Югры: Ешимова Г.К., Вэлла (Айваседа) Ю.К.,

http://www.okrlib.ru/elektronnye_resursy/elektronnaya_biblioteka/yugra_literaturnaya/pisateli_yugry 

24

3.03

Югра литературная

Литературная гостиная: произведения Е.Айпина, легенды и сказы Коньковой А.М.

25

10.03

Сказки народов Севера

Глухарь и щука (тофаларская сказка).  Особенности поэтики северных сказок. Сказки  Вагатовой  (Волдиной) М. К.

26

17.03

Моя северная сказка

Сочинение сказок, мифов о создании мира, происхождении полезных ископаемых.

Рабочие материалы

27

31.03

Моя северная сказка

Подготовка материала для участия в конкурсе творческих работ им. А.М..Коньковой. Оформление работ.

Творческие работы учащихся

Памятники истории и культуры Югры (4 ч)

28

7.04

Музеи Ханты-Мансийского округа

Виртуальная экскурсия по музеям Югры: Музей истории и этнографии (г.Югорск). Игротека: «Объективная фиксация». Обзор коллекции музея: 3D-экскурсия.

http://muzeumugorsk.ru/ekspozitsii/3D/start.html 

29

14.04

Музеи Ханты-Мансийского округа

Виртуальная экскурсия по музеям Югры: Эколого-этнографический музей Библиотечно-музейного центра г. Радужный. Игротека: викторина «В гости к северному народу»

http://www.hmao-museums.ru/hmaohistory 

30

21.04

Музеи Ханты-Мансийского округа

Виртуальная экскурсия по музеям Югры:  Музейно-выставочный центр г. Лангепас. Игротека: викторина «В гостях у бабушки Лукерьи». Галерея.

http://www.hmao-museums.ru/museum/mvc_langepas/about 

31

28.04

К юбилею округа…

Викторина, посвященная 80-летию ХМАО-Югры.

http://www.proshkolu.ru/club/classru/file2/841371

Страницы Великой Победы (4 ч.)

32

5.05

Каменные ветераны

Памятники  Югры, посвященные Победе в Великой Отечественной войне

Сообщения учащихся

33

12.05

Каменные ветераны

Возложение цветов к Мемориалу славы

Фотоотчет

34

26.05

«Никто не забыт, ничто не забыто…»

Конкурс чтецов.

Фотоотчет, дипломы победителям

35

2.06

«Никто не забыт, ничто не забыто…»

Разработка проекта  «Герои  России моей".

Интернет-ресурсы:

http://www.okrlib.ru/sobytiya/meropriyatiya1/god_kultury/ Государственная библиотека Югры

http://etnic.ru/edu/ugry/ugry6.html Жилище ханты

http://besponto.3dn.ru/blog/khantyjskij_folklor_istorija_izuchenija_skachat/2013-12-05-7 Т.Е.Волдина. Хантыйский фольклор: история изучения

http://www.intelros.ru/pdf/60_paralel/2011_42/17.pdf Шомох, соломат,  подовуха – традиционные блюда народа ханты

http://www.hmao-museums.ru/gallery/1360/#ci10046 Музеи Югры (объединенный ресурс): традиционная кухня (презентация с фото)

http://hmao-museums.ru/agg/fund/view-funds.jsf  Региональный каталог музейных предметов и коллекций

http://etnic.ru/video/dok-film-o-semje-korennih-hantov.html Документальный фильм «Хранители» (3 части)

http://our-siberia.ru/hanty Документальный фильм «Последние в тайге» (12 мин.), «Народы Севера. Ханты» (26 мин)

http://vdohnovlennye.ru/?page_id=9659 «В гостях у ханты»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока - игры по истории ХМАО-Югры для 10 или 11 класса по теме "Города на карте Югры"

урок по теме "Города на карте Югры" урок-игра или урок-путешествие по истории Ханты-Мансийского округа для учащихся 11 класса. Материал может быть использован для внеклассного мероприятия или как итог...

«Приказ департамента образования и молодежной политики ХМАО – Югры №1762 от 27.12.2018г. «О решении аттестационной комиссии Департамента образования и молодёжной политики ХМАО – Югры по результатам заседания, проведённого 19.12.2018 года»

Приказ департамента образования и молодежной политики ХМАО – Югры №1762 от 27.12.2018г. «О решении аттестационной комиссии Департамента образования и молодёжной политики ХМАО – Югры ...

«Педагог года - Югры 2020» (приказ ДОиМП ХМАО-Югры от 26.02.2020 №260)

laquo;Педагог года - Югры 2020» (приказ ДОиМП ХМАО-Югры от 26.02.2020 №260)...