Музеи и памятные места г.Сургута и Сургутского района
рабочая программа по краеведению (6 класс) на тему

Назарова Елена Сергеевна

Рабочая программа "Музеи и памятные места г.Сургута"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_muzei_i_pamyatnye_mesta_goroda.docx39.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение лицей №1

Образовательная  программа

по внеурочной деятельности

(общекультурное направление)

«Музеи и памятные места города»

для учащихся 5 А  класса

Сургут  2014-2015 уч.год

Пояснительная записка.

Рабочая программа внеурочной  деятельности духовно-нравственного направления  разработана на основе учебной программы «Истоки», программ «Воспитание на социокультурном опыте» и «Моя семья», плана воспитательной работы лицея №1 с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

В настоящее время главной миссией системы образования должно быть не столько передача знаний, сколько обеспечение условий, необходимых для обретения подрастающим поколением традиционной системы ценностей, поскольку именно традиционная культура и традиционная система ценностей обеспечивают стабильное развитие общества.

           Федеральный законе «Об образовании РФ» определяет, что «содержание образования должно обеспечивать развитие его (человека) личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями».

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России акцентируется внимание на том, что «православное миропонимание, православная культурно-историческая традиция - сокровищница базовых ценностей, усвоение и принятие которых является содержанием процесса духовно-нравственного воспитания в отечественной школе».

Органичной частью Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования нового поколения стала программа воспитания и социализация обучающихся  на средней ступени общего образования , ориентирующая школу на системное взаимодействие с традиционными российскими религиозными организациями как институтами общественного участия в обучении и воспитании детей совместно с родителями.

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определены следующие базовые национальные ценности:

  • Патриотизм;
  • Социальная солидарность;
  • Гражданственность;
  • Семья;        .
  • Труд и творчество;
  • Наука;
  • Традиционные российские религии;
  • Искусство и литература;
  • Природа;
  • Человечество.

Все эти базовые ценности раскрываются в содержании программы «Истоки» для общеобразовательной школы.

Содержание курса «Истоки», программ «Воспитание на социокультурном опыте» и «Моя семья» соответствует требованию ФГОС общего образования, который призван играть важнейшую роль в воспитании высоконравственных, творческих, компетентных и успешных граждан России, осознающих ответственность перед обществом и нацией за настоящее и будущее своей страны.

Наш лицей является опорным образовательным учреждением в городе по направлению духовно-нравственного развития и воспитания личности школьника. Работа по духовно-нравственному развитию и воспитанию личности обучающегося в лицее осуществляется в соответствии с программой «Социокультурные истоки».

Урок «Истоки» - это сердцевина Истоковедения. Однако для реализации в лицее целей и задач духовно-нравственного воспитания в объеме, определенном нормативными и концептуальными документами, недостаточно только урочной деятельности. Поэтому учебный курс должны сопровождать программы «Воспитание на социокультурном опыте» и «Моя семья», в рамках, которых категории и ценности курса Истоки трансформируются в собственный опыт учеников, родителей, педагогов.

Главными целями программы «Воспитание на социокультурном опыте» являются:

 - приобщение детей, их семей, педагогов к вечным непреходящим ценностям через совместную деятельность;

  - организация взаимодействия детей и взрослых. Развитие единого контекста воспитания в семье и в лицее. Формирование активной педагогической позиции родителей;

 - создание условий для развития познавательной сферы ребенка, где лейтмотивом выступает формирование бережного и созидательного отношения к окружающему миру;

  - формирование способности получать значимые социокультурные результаты.

Уникальностью данной программы является ее интегративный характер, что также отвечает требованиям ФГОС общего образования. Социокультурные технологии, которые являются частью методического инструментария «социокультурных истоков», так же содержат достаточно возможностей для работы в образовательном пространстве, так как посредством их применения может быть реализован определенный спектр требований ФГОС, в частности, формирование УУД.

Для воспитания определённых нравственных черт личности необходимы жизненные ситуации, в которых требуется проявить гражданскую активность, ответственность, принципиальность, инициативу. Такие ситуации классный руководитель может смоделировать во внеурочной деятельности.  Это способствует формированию моральных и нравственных качеств, развивает эмоциональную сферу, волю, воображение, художественный вкус, воспитывают такие качества личности, как патриотизм и толерантность, расширяют границы приобретения личного творческого опыта в условиях совместной деятельности.

В развитии и воспитании духовности и нравственности играет роль не только содержание деятельности, но и атмосфера в момент деятельности, стиль отношений детей между собой, между педагогом и детьми, так как эмоционально-нравственный климат в коллективе формирует, в том числе успешность детей в творчестве, уважительное отношение друг к другу.

Образование призвано обеспечивать и отражать становление системы личностных смыслов учащихся, что возможно на основе взаимодействия их с глубинными основами мира и личностного осознания этого взаимодействия. Узловыми точками данного процесса являются базовые социокультурные ценности, выступающие в качестве фундаментальных образовательных объектов. Это позволяет выйти на новое понимание качества образования, включающего не только усвоение содержания, но и развитие духовности, коммуникативности и управленческих умений, а также мотивации к обучению и приобретению социокультурного опыта. Именно о таком образовании идет речь в ФГОС общего образования.

Программа «Воспитание на социокультурном опыте» и программа «Моя семья» представляют собой целостную систему внеклассных занятий, определяющих воспитательные ориентиры лицея, семейного воспитания. Классный час в программе «Воспитание на социокультурном опыте» является прямым продолжением работы детей и педагогов, начатой на уроке Истоки. Здесь специально моделируются условия для утверждения личности ребенка, учителя, родителей через значимую совместную деятельность. Соблюдается преемственность в содержательном, технологическом, организационном плане.

Особенностью внеклассного занятия является обязательное активное участие в нем родителей ребенка. Освоение содержания, организация познавательной деятельности детей и взрослых осуществляется через активные формы обучения и воспитания, которые являются обязательным компонентом занятия. Используются различные его виды: разновидности ресурсного круга, работа в парах, микрогруппах.

Активные формы воспитания должны находить свое продолжение в различных видах полезной деятельности. Результаты совместной работы детей, родителей, педагогов в 1-4 классах отражаются на страницах «Первой книги», в 5-8 классах в Книге «Звучащее сердце России». Данная работа будет продолжена в 9-11 классах. Каждое занятие завершается оформлением очередной страницы. На занятиях родители получают воспитательный ориентир, четкое видение дальнейших шагов сотрудничества с детьми.

Научная основа курса.

Программа «Воспитания на социокультурном опыте» в своей основе имеет ряд фундаментальных наук, до сих пор практически не представленных в школьном современном образовании.

    Методология курса.

Методологической основой программы «Воспитание на социокультурном опыте» является системный подход.

Важно и то, что социокультурный подход направляет развитие на утверждение человека в обществе, создает условия для управления внутренними ресурсами человека, формирует социокультурный стержень всех участников образовательного  процесса, вырабатывает «социальный иммунитет», позволяющий защитить ребенка, подростка от негативных воздействий внешней среды.

Социокультурный подход позволяет образование школьников рассматривать как единую систему, как комплексную проблему, затрагивающую методологические, психологические, внутрипредметные и  другие аспекты.

В основе преподавания программы  лежит идея активного образования  – одна из ведущих в социокультурном системном подходе. На практике эта идея воплощается с помощью активных форм обучения. Главными целями системы активных форм являются развитие у учащихся духовно – нравственных ценностей, накопление социокультурного опыта, развитие навыков общения, управления собственной  деятельностью, деятельностью группы, эффективного  взаимодействия, обеспечивающего достижение значимых для индивидуума и  группы результатов.

В каждом активном занятии выделяются пять аспектов:

Содержательный – освоение социокультурных и духовных нравственных категорий учебного курса «Истоки»;

Коммуникативный – развитие способности эффективного общения;

Управленческий – развитие управленческих способностей;

Психологический – формирование мотивации на работу в группе и совместное достижение значимых результатов;

Социокультурный  — осознание смысла служения Отечеству.

Это позволяет выйти на новое понимание качества образования, включающего не только усвоение содержания, но и развитие духовности, коммуникативности  и  управленческих умений, а также мотивации к обучению и приобретению социокультурного опыта.

   Место курса в учебном плане и ценностные ориентиры его содержания.

Занятия по программе «Воспитание на социокультурном опыте» в лицее проводиться 1 раз в неделю.

В основной школе открывается новый, второй концентр в познании социокультурных истоков: учащиеся приобщаются к главным категориям жизни Отечества.

Планируемые результаты реализации Программы.

Показатели оценки формирования основ духовно – нравственного развития учащихся в процессе освоения программы «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» представлены по аспектам качества образования, определенным в данной программе и ФГОС:

 - показатели развития коммуникативных умений;

 - показатели развития управленческих способностей;

 - показатели развития эмоционально - чувственной сферы;

 - показатели социокультурного развития личности школьника.

Обобщенный результат освоения обучающимися программ «Истоки» и «Воспитание на социокультурном   опыте» может быть представлен в следующих личностных характеристиках выпускника:

По показателю развития коммуникативных умений  проявляет:

 - речевые умения;

 - социально-психологические умения;

 - психологические умения;

 - нормы речевого этикета;

 - умение пользоваться невербальными средствами общения.

По показателю развития управленческих способностей умеет:

 - управлять собственной деятельностью в ресурсном круге, группе;

 - делать нравственный выбор (выделять главные ценности жизни);

 - принимать собственное решение и представлять его;

 - определять цель;

 - понимать и принимать ответственность за свои решения и действия;

 - структурировать время;

 - достигать результата;

 - давать нравственную оценку своим и чужим поступкам (развитие рефлексии);

 По показателю развития эмоционально-чувственной сферы

 - распознает эмоции других людей, осознает свои чувства;

 - проявляет внимание, эмоциональную отзывчивость и социальную чувствительность другим людям;

 - проявляет чувства благодарности к людям, природе;

 - проявляет положительные эмоции (жизнерадостность, открытость, доверие);

 - проявляет мотивацию взаимодействовать в АФО;

По показателю социокультурного развития личности

 - проявляет в жизни навыки нравственного поведения;

 - усвоил первый социокультурный опыт родного народа (принимает и проявляет ценности семьи, народа, мира).

Структура программы

Программа предусматривает четыре раздела:

  1. Звучащее сердце России
  2. Славное наше Отечество
  3. Едины мы непобедимы
  4. Слово и образ творчества

Воспитание на социокультурном опыте

«Звучащее сердце России»  в 5«А» классе

Истоки

Программа «Воспитание на социокультурном опыте»

Тема классного часа, совместного с родителями (9 занятий)

Программа «Моя семья»

Цель: формирование единой системы ценностей в семье и в ОУ (5 занятий)

п/п

тема урока

дата

тема и содержание курса

дата

Занятия проводятся с родителями  и предваряют занятия с детьми по программе «Воспитание на социокультурном опыте»; проводятся на родительских собраниях по 20-25 мин

1

2

3

4

5

6

1

Семь чудес России

06.09

1.Звучащее сердце России

1.Беседа о главном в Первой книге, созданной детьми совместно с родителями в начальной школе (1-4 классы).

2.Рассказ о Преподобном Сергии Радонежском и Свято-Троице-Сергиевой Лавре. Об учениках Преподобного Сергия Радонежского.

3.Работа в микрогруппах. «Первый – всем слуга».

4.Работа над первой страницей Книги «Любовь к   Отечеству». Образ ЗВУЧАЩЕГО СЕРДЦА РОССИИ.

2

Соха и топор

13.09

3

Куда соха и топор вместе ходили?

20.09

4

Чему соха и топор человека учили

27.09

5

Соха и топор как чудеса России»

04.10

6

Крестьянские хоромы

(Состав крестьянских хором)

11.10

2. Для чего труд? (классный час совместно с родителями)

1.Беседа о значении труда в жизни человека. Размышление над пословицами о труде. Какой смысл несет в себе слово «трудиться»? Почему необходим труд на земле? Что развивает этот труд?

2.Ресурсный круг «Праведный труд» (сбор материалов по теме занятия).

3.Работа в микрогруппах «Как развивается трудолюбие в семье?»

4.Работа над страницей Книги «Для чего нужен труд?»

  1. Трудолюбие в семье.

(родительское собрание)

7

И тесен дом,

да просторен он

18.10

8

Домашний лад и порядок

25.10

9

Крестьянские хоромы – чудо России

(возможен вариант проведения урока в музее «Крестьянская изба»)

01.11

3. Мир и лад

  1. Размышления о главном богатстве семьи. Чем отличается устройство жизни в деревенском доме? (презентация). Что значит быть в согласии с Богом? Что значит быть хорошим хозяином и хорошей хозяйкой?
  2. Ресурсный круг «Главное в домостроительстве» (сбор материалов по теме занятия)
  3. Работа в микрогруппах «Семейный уклад».

Работа над страницей Книги «Мир и лад».

10

Особый мир монастыря

15.11

11

 Этапы жизни Соловецкого монастыря

22.11

4.Чудо Преображения

1.О празднике Преображения Господня. Рассказ о Спасо-Преображенском Соловецком монастыре. О духовном подвиге преподобных Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев.

2.Ресурсный круг «Соловецкий монастырь – духовный центр освоения северных окраин России». Общерусская святыня Работа в четверке «Подвиг первопроходцев».

3.Работа над страницей Книги «Чудо преображения»

4.«Освоение окраин России» (виртуальная экскурсия по святым местам России)

22.12

2.Первопроходцы. Освоение севера. (родительское собрание)

12

Путешествие в Соловецкий монастырь

29.11

13

Чудо Преображения

06.12

14

Соловецкий монастырь – чудо России

13.12

15

Когда я бываю в храме…

(возможен вариант экскурсии в храм перед этим уроком)

16

Покров Пресвятой Богородицы

20.12

5.Под Покровом Пресвятой Богородицы

1.О празднике Покрова Пресвятой Богородицы. Размышления о храме Покрова на Нерли – первом храме Покрова Пресвятой Богородицы в России. Размышления о словах песни «Как по речке Нерль плывет лебедь бел».

2.О святом благоверном князе Андрее Боголюбском.

3.Работа в четверке «Подвиг святого благоверного князя Андрея Боголюбского»

Работа над страницей Книги «Под Покровом Пресвятой Богородицы».

2.02

3.Образ Пресвятая Богородица. (родительское собрание)

17

На святом

 месте

27.12

18

Храм Покрова –символ гармонии

17.01

19

Храм покрова на Нерли  - одно из чудес России

24.01

20

Икона «Живоначальная  Троица»

(возможен вариант урока – экскурсии в художественный музей или использования видеофильма «Андрей Рублев»

31.01

6. Творения преподобного Андрей Рублева

  1. 1.Рассказ о преподобном Андрее Рублеве –последователе Преподобного Сергия Радонежского. Обретение мощей Преподобного Сергия Радонежского. Строительство каменного Троицкого собора.
  2.  О том, как ученик Преподобного Сергия игумен Никон просил Андрея Рублева «образ написати Пресвятыя троицы в похвалу отцу своему святому Сергию».  Ресурсный круг
  3. 2.«Почему икона преподобного Андрея Рублева «Троица» соединяет многие поколения в России?»
  4. 3.Работа в четверке «Дабы воззрением на Святую Троицу побеждался страх ненавистной розни мира сего»

4. Работа над страницей Книги «Творения преподобного Андрея Рублева». Размышления о словах академика Д.С.Лихачева «Творения Рублева – мечта о лучшем человеке».

2.03

21

Путешествие в мир иконы

7.02

22

Звенящие краски иконы

14.02

23

Нераздельность и неслиянность лиц Святой Троицы

21.02

24

«Икона «Живоначальная Троица» как чудо России».

28.02

25

Щит военный.

Щит духовный

7.03

7 .Духовный щит России

  1. 1.О Московском Кремле при первом московском князе – святом благоверном Данииле Молсковском, святом благоверном князе Димитрии Донском, Великом князе Иоанне Ш Русские поэты А.С.Пушкин, Ф.И.Тютчев, М.Ю.Лермонтов о Московском Кремле.
  2. 2.Ресурсный круг «Что значат Москва и Кремль для русского человека?» Под Покровом пресвятой Богородицы. 3.Успенский собор Московского Кремля – главный собор России.
  3. Работа в микрогруппах «Соборная площадь Московского Кремля».

4.Работа над страницей Книги «Духовный щит России». О значении Московского Кремля в период испытаний.

30.03

4.Щит духовный. (родительское собрание)

26

Сооружения и соборы Московского Кремля.

(«Кто в Кремле не бывал, тот красоты не видал»)

(возможно использование в/ф «Московский Кремль»)

14.03

27

Московский Кремль – центр государства

21.03

8. Истоки Великой Победы

  1. О Преподобном Сергии Радонежском – игумене земли Русской. О чуде восстановления первоначального образа иконы преподобного Андрея Рублева «Троица» через 500 лет после её написания.
  2. Ресурсный круг «Значение иконы «Троица» для объединения нашего народа». О святом молитвеннике за русских воинов в Куликовской битве. О героизме наших воинов в годы Великой Отечественной войны.

3.Работа над страницей Книги «Истоки Великой Победы». О явленииПреподобного Сергия Радонежского в годы Великой Отечественной войны.

27.04

5.Истоки Великой победы в каждой семье. (родительское собрание)

28

Хранитель истории, доблести, славы.

(возможно использование в/ф «Московский Кремль»)

4.04

29

Московский кремль – чудо России

11.04

30

Первые летописцы и первые летописи

18.04

31

Как писали и украшали летописи?

(возможно проведение урока в музее или интегрированного урока с литературой)

25.04

32

Преподобный Нестор и его летописи

16.05

33

Младшие братья летописей

23.05

9. Память и мудрость Отечества

1.Беседа в круге о создании первой главы Книги «Любовь к Отечеству» на основе комплекта книг для развития учащихся 5 класса.Ресурсный круг «Летописи – духовный опыт истории нашего народа».О подвиге во имя Отечества.

2. Осмысление значимых результатов в программе «Воспитание на социокультурном опыте» в 5 классе. Работа в микрогруппах «Главные ценности в жизни Отечества»

3.Работа над страницей Книги «Память и мудрость Отечества». Подведение итогов развития учащихся и их родителей в течение года в контексте Истоковедения.

1.06

34

Летописи – чудо России.

30.05

35

Семь чудес России


Календарно-тематическое планирование

п/п

раздел

дата

Тема занятия

Кол-во часов

план

факт

1.

Соха и топор

1.09

Первая книга

1

2.

8.09

Преподобный Сергий Радонежский

1

3.

15.09

Первый всем слуга

1

4.

22.09

Звучащее сердце России

1

5.

29.09

Пословицы о труде

1

6.

6.10

Праведный труд

1

7.

13.10

Как развивается трудолюбие в семье

1

8.

20.10

Для чего нужен труд

1

9.

Соловки

27.10

Жизнь в деревенском доме

1

10.

10.11

Главное в домостроительстве

1

11.

17.11

Семейный уклад

1

12.

24.11

Мир и лад

1

13.

1.12

Спассо-Преображенский Соловецкий монастырь

1

14.

8.12

Подвиг первопроходцев

1

15.

15.12

Освоение окраины России

1

16.

22.12

Чудо Преображения

1

17.

Храм      Покрова на Нерли

12.01

Праздник Пресвятой Богородицы

1

18.

19.01

Подвиг святого благоверного князя Андрея Боголюбского

1

19

26.01

Под Покровом Пресвятой Богородицы

1

20.

Икона «Живоначальная Троица»

2.02

Преподобный Андрей Рублев

1

21.

9.02

Строительства каменного Троицкого собора

1

22.

16.02

Икона «Троица»

1

23.

2.03

Творения преподобного Андрея Рублева

1

24.

Московский Кремль

16.03

Русские поэты о Московском Кремле

1

25.

30.03

Успенский собор Московского Кремля

1

26.

6.04

Духовный щит России

1

27.

13.04

Сергий Радонежский-игумен земли Русской

1

28.

20.04

Героизм наших предков «Куликовская битва»

1

29.

27.04

Значение иконы  «Троица» для объединения нашего народа

1

30.

4.05

Истоки Великой Победы

1

31.

11.05

Проект «История одного подвига»

1

32.

Летописи

18.05

Любовь к Отечеству

1

33.

25.05

Летописи – духовный опыт истории нашего народа

1

34.

1.06

Главные ценности в жизни Отечества

1

35.

Память и мудрость Отечества

1

Описание материально-технического обеспечения

  • Компьютер
  • Плазма
  • Колонки

                

Список литературы:

        

  1. Великий русский полководец А.В.Суворов http://www.adjudant.ru/suvorov/suvorov012.htm
  2. Герои Великой Отечественной войны http://www.otvoyna.ru/geroy.htm Сиона И.В. Русские святыни. Справочник школьника. – Санкт-Петербург «Литера», 2008.
  3. Идет война народная /Сборник стихов о войне/.- М., 2001г.
  4. Кузьмин И.А., Сергеева М.А., Костромина Н.А. Воспитание на социокультурном опыте. Программа для 5-8 классов общеобразовательной школы. – М.: Изд.дом «Истоки», 2011.
  5. Николай Пирогов: война с болью http://www.realisti.ru/main/strong_men?id=109
  6. Образ Родины в произведениях русских писателей, поэтов, художников. Авт.-сост. Ушакова О.Д.. – Санкт-Петербург «Литера», 2009.
  7. Образ русского богатыря http://prezentacii.com/obschestvoznanie/6308-obraz-russkogo-bogatyrya.html 
  8. Павел Бажов: Сказы. – «Эксмо», 2008
  9. Пословицы и поговорки о хлебе  http://www.poslovitza.ru/o_hlebe.html
  10. Стихотворения о родной природе. Серия «Классика в школе», - «Эксмо», 2014
  11. Сто великих полководцев. М.И.Кутузов http://100.histrf.ru/commanders/kutuzov-mikhail-illarionovich

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Природные парки Сургута и Сургутского района

Природоохранные места города Сургута и района...

Памятные места Калининского района (классный час в 7 классе)

"Памятные места Калининского района" (классный час)...

Проект "Экскурсия по памятным местам Ленинского района г. Нижнего Новгорода"

Материал посвящен 75-й годовщине победы в ВОв. В Ленинском районе г. Нижнего Новгорода 42 памятных сооружения: посвященных событиям и Героям ВОв в том числе:  один мемориальный компле...

«По памятным местам Нестеровского района» Отчёт о комбининрованной автобусно-пешеходной экскурсии

Отчёт о  комбининрованной автобусно-пешеходной   экскурсии Маршрут:п.Илюшино – п.Ильинское – р.Писса (место последнего боя Героя Советского Союза С.К.Нестерова) &ndash...

Статья: "Виртуальная экскурсия по памятным местам Василеостровского района Санкт-Петербурга"

Виртуальная экскурсия  по памятным местам Василеостровского района Санкт-Петербурга....