Воспитательный результат внеурочной деятельности в рамках реализации концепции исторического образования
статья по краеведению на тему

Плетнева Валентина Алексеевна

Для воспитания настоящих патриотов России в нашей школе в 3-4 классах организована работа краеведческого кружка «Поиск» с целью создания условий для реализации каждым учащимся собственной гражданской позиции через внеурочную деятельность. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Филиал муниципального казенного общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа с. Биджан» в с. Башмак

Ленинского района Еврейской автономной области

   

Воспитательный результат внеурочной деятельности в рамках реализации концепции исторического образования

Руководитель краеведческого кружка

Плетнева Валентина Алексеевна

2017


Воспитательный результат внеурочной деятельности в рамках реализации концепции исторического образования

Современный подход в преподавании истории предполагает единство знаний, ценностных отношений и познавательной деятельности школьников. Действующие федеральные государственные образовательные стандарты основного общего и среднего (полного) общего образования  содержат такие задачи изучения истории в школе как (приводятся в сокращении):

  • воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству многонациональному Российскому государству;
  • формирование у школьников умений применять исторические знания в учебной и внешкольной деятельности.

Эти задачи можно реализовать посредством участия в краеведческой деятельности, которая позволяет воспитывать патриота и гражданина не на абстрактных идеалах, а на конкретных примерах, приобщать ребят к культурному наследию страны и «малой родины». Именно краеведение обращает к прошлому, чтобы школьники, зная свои корни, могли создать достойное будущее.

Для воспитания настоящих патриотов России в нашей школе в 3-4 классах организована работа краеведческого кружка «Поиск» с целью создания условий для реализации каждым учащимся собственной гражданской позиции через внеурочную деятельность.

Идеология программы краеведческого кружка «БЕРЕГИ ТЕХ, КТО ЖИВ. ПОМНИ ТЕХ, КОГО НЕТ».

Немного конкретных примеров работы кружка «Поиск».

Члены краеведческого кружка «Поиск» систематически работают с сайтом «Мемориал». Это сайт содержит обобщенный банк данных, содержащий информацию о защитниках Отечества, погибших и пропавших без вести в период Великой Отечественной войны и в послевоенный период.

В 2014 году именно на сайте «Мемориал» ребята уточнили судьбу нашего односельчанина, Атаманского Афанасия Романовича, который, считалось, пропал без вести 9 сентября 1942 года.  На сайте ребята нашли учетную карточку военнопленного Атаманского Афанасия Романовича. Стала ясна судьба этого человека – он попал в плен. Дата и место пленения: 6 сентября 1942, Сталинград. Дата смерти: 1 марта 1943 г. Место содержания в плену: Шталаг II Б Хаммерштайн. Получается, Афанасий Романович пробыл в плену около  шести месяцев.

Во время Великой отечественной войны в нашем селе Башмак стоял 302-й истребительный авиационный полк и 605-й батальон авиационного обслуживания.

Ребята из кружка «Поиск» узнали новые сведения о летчиках, погибших на территории села. Во-первых, из старых писем, которые получали активисты группы «Поиск» 70-х годов прошлого столетия под руководством бывшего директора нашей школы Ирины Ивановны Огородник. Во-вторых, на страницах сайта «Мемориал» кружковцы нашли документы на некоторых летчиков. В-третьих, от потомков одного из погибших летчиков. Статью о работе кружка «Поиск», написанную журналисткой муниципальной газеты «Амурская нива» Ириной Демьяновой, прочитал внук летчика Фёдора Владимировича Артющенко Ошеров Михаил Аркадьевич, проживающий в г. Москве. Началась переписка. Значит, труд маленьких поисковиков не напрасен, а чрезвычайно важен и очень нужен всем, и не только тем, кто живёт рядом.

В мае 2015 администрация Биджанского сельского поселения установила новый обелиск погибшим летчикам с новыми данными, добытыми юными краеведами. Накануне праздника 9 мая ученики прочитали стихи около памятника.

Члены краеведческого кружка «Поиск» также работают с архивными документами, имеющимся на сайте «Электронный банк документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»». Это - уникальный информационный ресурс открытого доступа, наполняемый всеми имеющимися в военных архивах документами о ходе и итогах основных боевых операций, подвигах и наградах всех воинов Великой Отечественной.

Мы нашли на этом сайте такие документы, как приказы на награждение, наградные листы с подробным описанием ратных подвигов каждого бойца, отмеченного орденом или медалью. Для того, чтобы младшим школьникам были понятнее сухие строчки из военных документов, кружковцы попытались изобразить подвиги наших односельчан-фронтовиков, таких как  Былков Петр Иванович,  Жижикин Петр Иванович в рисунках. 

        История родной школы – важное направление исследований краеведческого кружка, тем более что близок 90-летний юбилей нашей школы (2018). Мы решили часть нашей работы посвятить директорам и педагогам школы.

Первого учителя нашей школы звали Василий Иванович Панов. Основные сведения о нем мы узнали из книги «Учитель в судьбе ЕАО». Дополнительные же  сведения о его педагогической и научной деятельности - на сайте школы № 1 города Вяземский Хабаровского края, на странице, посвященной истории школы; на сайте «Заметки краеведа» в статье «Учителями написаны строки истории», в которой подробно описывается деятельность Василия Ивановича по созданию летописи Вяземского района Хабаровского края; а также на портале г. Вяземский Хабаровского края в разделе «История города Вяземский. Почетные граждане».

Следующим директором нашей школы был Белокопытов Данила Михайлович. Сведений о нем сохранилось очень мало. Мы обратились к его родственникам из г. Хабаровска, и они нам прислали старые дневники Данилы Михайловича. С большим трудом, где-то при помощи лупы, мы расшифровали те записи в воспоминаниях, которые касались школы, жизни в селе Башмак.  Ребята узнали много нового и познавательного о нашем селе в предвоенные и военные годы, в 50-х годах. Сложилась яркая картина жизни очень уважаемого педагога,  коммуниста, настоящего патриота своей Родины директора Белокопытова Данила Михайловича.

Третий директор Пермин Иван Алексеевич работал в нашей школе с 1959 по 1980 годы. Он был тот, о котором писали  «надев солдатские шинели, на фронт ушли учителя». Всю недостающую информацию о боевом пути Ивана Алексеевича мы нашли на сайте «Подвиг народа».

         Обо всех своих краеведческих изысканиях мы периодически информируем всех учеников школы, учителей, общественность села Башмак. С большой охотой ребята-кружковцы участвуют в очных и заочных конференциях, конкурсах «Юный исследователь».

        За активное сотрудничество с ветеранской организацией и большой вклад в военно-патриотическое и нравственное воспитание молодежи в 2016 году школа получила благодарность от  Областного совета ветеранов войны и труда.

Мы надеемся, что реализация этой программы внеурочной деятельности позволит сформировать у младших школьников такой нравственный стержень, который поможет школьникам противостоять натиску бездуховности, сохранить чистоту души, богатые национальные традиции родного народа.

На сайте ГТРК «Бира» в в 6-й части документального фильма «Давным-давно была война», посвященной советско-японской войне, есть упоминание и о памятнике погибших лётчиков и о работе юных краеведов.

http://biratv.ru/sovetsko-yaponskaya-vojna/


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Воспитательный результат внеурочной деятельности в рамках реализации концепции исторического образования Руководитель краеведческого кружка «Поиск» Плетнева Валентина Алексеевна Филиал МКОУ СОШ с. Биджан в с. Башмак

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Жижикин Петр Иванович Былков Петр Иванович

Слайд 3

Первый учитель школы села Башмак Василий Иванович Панов

Слайд 4

Белокопытов Данила Михайлович

Слайд 5

Пермин Иван Алексеевич

Слайд 6

Грамоты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Технология деятельностного метода и её реализация на уроках ИЗО в начальной школе и внеурочной деятельности ( в рамках реализации ФГОС )."

Введение системы ФГОС в обучающий процесс , позволило по иному взглянуть на возможности организации познавательной деятельности школьников с учетом их индивидуальных пот...

«Проектно-исследовательская деятельность на уроках математики и внеурочной деятельности, в рамках реализации концепции ФГОС ООО через технологию Веб-квест»

«Весь смысл жизни заключается в бесконечном завоевании неизвестного, в вечном усилии познать больше.»Золя Э....

Программа элективного курса «Проектно-исследовательская деятельность на уроках математики и внеурочной деятельности, в рамках реализации концепции ФГОС ООО через технологию Веб-квест»

«Весь смысл жизни заключается в бесконечном завоевании неизвестного, в вечном усилии познать больше».Золя Э. Программа элективного курса по  проектно-исследовательской деятельности на уроках...

Педагогический опыт: "Внеклассная работа по математике как фактор личностного развития обучающихся в рамках реализации Концепции математического образования"

Настоящий опыт основан на реализации принципов развивающего обучения, активности обучающихся, которые характеризуются  высоким уровнем мотивации, особыми личностными характеристиками обучающихся,...

Система работы с одаренными детьми в рамках реализации Концепции математического образования

Одаренный ребенок… Лишние раздражающие вопросы на уроке или поле для совместного творчества? Статья будет полезна увлеченным математикой, творчески работающим педагогам....

Программа внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС основного общего образования

Программавнеурочной деятельности в рамках  реализации ФГОСосновного общего образования на 2015 - 2020 г...

Программа для реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС основного общего образования и предметной области ОДНКНР «Евангелие в шедеврах русской живописи»

Программа для реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС основного общего образования и предметной области ОДНКНР ...