История тавдинских лесозаводов
статья по краеведению (9 класс) на тему
Статья рассказывает о зарождение лесопереработки в Тавдинском районе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_tavdinskih_lesozavodov.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Зарождение лесопереработки в Тавде
Начало XX века в России характеризовалось бурным развитием промышленного и железнодорожного строительства.
На Урале в 1910 году началось интенсивное строительство железных дорог. Главной целью строительства было освоение неисчерпаемых лесных массивов северо-востока и перевалки богатств Тобольского Севера с водного транспорта на железнодорожный транспорт для перевозки в центральные районы стран.
Для освоения богатейшего лесного района-бассейна реки Тавды и Туры, располагающих десятками миллионов кубометров деловой и дровяной древесины, царское правительство в 1912 году приступило к строительству железной дороги Екатеринбург - Тавда.
необходимость строительства железной дороги вызывалась также полным истощением лесов на уральских металлургических заводах, которые в тот период целиком работали на древесном угле. Особую нужду в топливе испытывали наиболее старые Уральские заводы - Алапаевской и Кушвинской группы /Алапаевский, Синячихинский, Кушвинский, Нижне-Салдинский/.
Еще до окончания постройки железной дороги Екатеринбург - Тавда, в Тавде началось лихорадочное строительство лесопильных и лесоперерабатывающих заводов, как частных промышленников, так и казенных государственных заводов.
Условия для развития лесопильной промышленности в этом районе были весьма благоприятными. Леса было много. Нетронутые до того времени массивы бассейна реки Тавды имели сотни миллионов кубометров прекрасного леса. Большинство их расположено вблизи рек, по которым можно было сплавлять заготовляемую древесину к заводам, а пиломатериалы - далее на юг по Тавде, Тоболу, Иртышу в безлесные районы Западной Сибири.
было найдено и место для строительства заводов на ровной, редко затопляемом правом берегу реки Тавда, около озер Матюшино и Кривое, которые были использованы для устройства лесобирж. Под строительство лесозаводов был занят берег реки до крутояра деревни Каратунка.
Начало строительства лесозаводов в районе Тавды положил промышленник Рохлин, построивший, в 1910 году шпалорезную установку в трех километрах к северо-западу от деревни Каратунка, на берегу озера Кривое, соединявшегося протокой с рекой Тавдой. Двигателем установки служил локомобиль мощностью около 40 л. сил. Продукция шпалорезки - шпалы и доски - в барках отправлялась водным путем в города Тюмень, Омск, Новониколаевск и другие, главным образом, для строительства железных дорог.
В 1912 году лесопромышленное товарищество Переломов, Жернаков и К°, откупило шпалорезную установку. На её месте ими был построен двухрамный лесопильный завод. Продукция лесозавода — пиломатериалы и шпалы - отправлялась водным транспортом в безлесные районы Западной Сибири, на жилищное и железнодорожное строительства.
В 1913 году товарищество приступило к строительству второго нового 5-рамного лесозавода.
В этой же районе в полукилометре от озера Кривое промышленник Шастаев в 1913 году построил 3-рамный лесопильный завод. В 1913 году он был продан спичечному акционерному обществу "Василий Логинов и К°". Продукция лесозавода отправлялась в баржах в города Западной Сибири по Иртышу и Оби.
К началу 1917 года в Тавде работало 3 завода:
1. Старая лесопилка товарищества Переломов, Жернаков и К°, с локомобилем и паровой машиной. В результате многолетней эксплуатации, здания и машины находились в ветхом состоянии.
2. Лесопильный завод акционерного общества "Василий Логинов и К°". С 3 лесопильными рамами, обрезным станком и торцовками. Оборудование было размещено в дощатом каркасном здании, Машины были размещены в кирпичном здании. При лесозаводе имелась мельница для помола зерна. Оборудование находилось в работоспособном состоянии.
3. Бывший казенный лесотехнический завод министерства земледелия; завод располагался на берегу озера Матюшино, имеющего протоку с рекой Тавдой. Строительство завода началось в 1915 году и к 1917 году было в основном завершено. Основным производством к 1917 году был выжиг древесного угля для металлургических заводов Урала. Имелись 24 углевыжигягательние печи «Шварца», работали электростанция, механическое оборудование для распиловки и колки бревен на дрова, кирпичный завод для производства кирпича для строительства печей по выжигу угля. Лесохимическое отделение для сухой перегонки древесины не было закончено.
Кроме того в различной стации строительства находилось еще шесть заводов;
1. завод Лаптева, расположенный на правом берегу реки Тавды, несколько выше деревни Каратунка / по течению реки Тавда/. на строительной площадке имелось значительное количество пиловочного и строительного леса. 2 больших дома в разобранном виде и часть необходимого технологического оборудования.
2. Лесопильный завод товарищества «Процвет», на котором была подготовлена строительная площадка, пиловочный и строительный лес на воде,
3. Лесопильный завод Белоусова / строительная площадка, различное оборудование/,
4 Лесопильный завод Туполева /строительная площадка, несколько домов и казарм для рабочих, различные материалы, оборудование и инструмент/,
5.Андреевская фабрика, в поселке "Фабрика”, где имелись различные производственные постройки, жилые дома, не смонтированные лесопильные рама и другое оборудование.
Завод Белоусова находился в стадии окончания строительства, но в 1919 году оборудование завода по решению Тюменского Губревкома было вывезено в городе Тюмень. Кроме этих заводов почти законченном виде находился завод товарищества Переломова на 5 лесопильных рам. Завод в техническом отношении считался современным. К 1917 году было построено здание машинного зала с паровыми котлами и паровой машиной на 180 л. сил, фундамент для лесопильного цеха и заготовлены деревянные срубы для цехов завода, не достроена бревнотаска и не установлено технологическое оборудование.
После Октябрьской революции заводы работали под руководством своих хозяев. В годы гражданской войны большое количество рабочих ушли в Красную Гвардию или к белым. В 1919 году строительство лесопилок было прекращено. В июле 1919 года Тавду захватили войска Колчака. После захвата власти белыми на заводы вернулись их старые хозяева, бежавшие весной 1918 г. В августе 1919 Тавду освободили от Колчаковских войск. Заводы были национализированы. Для управления создана коллегия из трех человек под руководством представителя лесного отдела Тюменского Губкома инженера Максимовича.
Лесозаводы Логинова, Переломова и казенный лесотехнический завод находились в рабочем состоянии. К моменту национализации лесозаводы были обеспечены сырьем до следующей навигации кругляк количестве 29 тыс. кубометров и для лесокуренного завода - 88 тысяч кубометров разделанных дров. Из готовой продукции имелось 5500 кубометров пиломатериала и 5 тысяч коробов древесного угля / короб-18 пудов /.
С первых дней организации коллегиального управления лесозаводами перед руководством встали серьезные задачи по обеспечению рабочих жильем т.к. значительное количество их проживало в землянках и тесных неблагоустроенных бараках.
Несмотря на большую нехватку рабочей силы/ с заводов уехало 110 человек китайцев и военнопленных австрийцев/ заводоуправление до января 1920 года сумело достроить школу; найти вместительный дом для второй школы; построить пожарное депо, зерносушилку, начать строительство 3-х жилых домов. В то же время с Андреевской фабрики перевезли 13 жилых домов, где были поселены рабочие. Одновременно шла достройка и монтаж оборудования на новом Переломовском 5-рамном заводе. За период с сентября 1919 года по январь 1920 года включительно лесозаводами выработано 2930 кубометров пиломатериалов и 4300 коробов угля.
В 1924 году лесозаводы перешли в подчинение треста Камуралбумлес Уральского Совета народного хозяйства. Лесозаводам присвоена номера: трехрамному лесозаводу Логинова - №7; заводу бывшего лесопромышленного товарищества Переломова - №9; лесотехнический завод по выжигу угля прекратил свою деятельность; оборудование вывезено па другие предприятия.
Умпелев, начальник нормативно-исследовательской группы
Тавдинского Лесокомбината имени В.В.Куйбышева
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...
Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...
Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...
История, застывшая в граните. Памятники Тавды и Тавдинского района. 1ч.
Презентация о памятниках Тавды и Тавдинского района....
История, застывшая в граните. Памятники Тавды и Тавдинского района. 2ч.
Презентация о памятниках Тавды и Тавдинского района....
История работы Печерского лесозавода в г.Нарьян-Мар.
национально- региональный компонент...
Памяти воинов, умерших в Тавдинских госпиталях
Памяти воинов, умерших от ран и болезней в Тавдинских эвакогоспиталях...