Экскурсия "Все для фронта"
методическая разработка по краеведению на тему

Экскурсия-встреча "Все для фронта" Экскурсия в школьном музее с участниками трудового фронта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekskursiya_vse_dlya_fronta-_tyl.docx27.54 КБ

Предварительный просмотр:

Экскурсия-встреча «Все для фронта!»

Цели:

  1. Способствовать патриотическому воспитанию учащихся.
  2. Прививать любовь к родному краю.
  3. Развивать умения поисковой и исследовательской деятельности.

На встрече присутствуют женщины, участницы трудового фронта, дети войны.

Время все дальше отдаляет нас от трагической, славной и героической страницы в истории нашей Родины - Великой Отечественной войны. Но наша победа не ушла в прошлое. Это живая Победа, добытая кровью и мужеством советского народа, обращенная в настоящее и будущее, (исп. Песня «Священная война»)

С началом В.О.в. опустели села и города. Мужчины ушли на фронт. Остались женщины, старики и дети.

Как подули железные ветры Берлина,

Как вскипели над Русью военные грозы!

Провожала российская женщина сына...

 Материнские слезы,

Материнские слезы...

(Воспоминания женщин о начале войны.)

                  « В Сибири не было войны…

                     Здесь орудийные раскаты

                     Не нарушали тишины.

                     На этом поле не найдёшь патрона,

                     Пробитой каски ржавого штыка,

                     Но здесь стояла насмерть оборона

                     Четыре долгих года, как века.

                     Четыре года!

                     Не свистели пули,

                     Не лезли танки на стену стена,

                     Но здесь трудились, спин не разогнули,

                     Пока весь мир корёжила война»

                                                             Константин Мартовский

Многие жители села узнали о войне на своих рабочих местах. Шли работы в поле, туда и скакал вестовой, чтобы сообщить это страшное известие. Потянулись к военкомату в Исетске мужчины. Все дела и заботы в колхозе легли на плечи женщин и детей.

Да разве об этом расскажешь-

 В какие ты годы жила!

Какая безмерная тяжесть

 На женские плечи легла!

В то утро простился с тобою

Твой муж или брат, или сын,

И ты со своею судьбою

Осталась один на один

Один на один со слезами,

С несжатыми в поле хлебами

Ты встретила эту войну

И все - без конца и без счета –

 Печали, труды и заботы

Пришлись на тебя на одну.

Осенью убирали хлеб, а вот весной совсем плохо стало. Женщины и дети рвали жилы на пахоте. Изнуренные люди и лошади падали от усталости прямо в борозде. Рядом с тракторами обрабатывали землю на лошадях и коровах. Сердобольные хозяйки не могли спокойно смотреть, как их кормилицы тянут тяжелую борону, и подпрягались сами.

Фронтовые воскресники, декадники, месячники. Все перепуталось. Сутки измерялись не часами, а гектарами. Стёрлась граница между днем и ночью. Работа. Работа. Работа.

Такой же тяжелой была и работа на ферме. Падерина Анна Афанасьевна вспоминала, что всё доярки делали сами. Копали силосную яму летом, зимой долбили силос ломами. А доили коров в галошах, в которые наливали горячей воды, чтобы ноги не мерзли.

Одной тебе - волей-неволей, -

А надо повсюду поспеть:

Одна ты и дома и в поле,

Одной тебе плакать и петь.

Женщинам за годы войны приходилось менять работу. Летом в поле, зимой на заготовке дров. Совсем молоденьких девчонок посылали на лесозаготовки. Сметанина М. М. вспоминала, что даже отдыха не давали. Только приедут домой, сразу опять забирали.

Многие работали под Богандинкой на строительстве 2-й ветки железной дороги. Зимой мерзлую землю отдалбливали ломом, киркой, лопатой, отвозили на тачках. На лесозаготовках работала Гусева 3. Л. (Вопросы к Зинаиде Лаверовне о её работе)

А какие тяготы вынесли на своих плечах подростки. Мамонтова Т.Ф., которая работала бригадиром, вспоминает маленького парнишку Власова Е. «Жалко его было: маленький, а придет на работу, все время с улыбочкой: Что нужно сегодня сделать?»

  •  Настасья Федоровна! Тетя Настя! (кричат ребятишки) - Мы колосья собирали.
  •  Я больше! Я больше!
  •  Чего, Аркаша?

-Я больше всех собрал. Триста колосков. Целый пуд!

  •  Молодец! Идите, отдыхайте.

Ученики после уроков в школе, шли помогать взрослым

Дом бревенчатый - настежь ставни –

 Синей полночью обнесен

Там к окну подступает давний,

 дальний - дальний невнятный сон

Там над сизым ползет болотом

Вся в багровом дыму луна

И старуха бормочет что-то

У крутого крыльца одна

Ночь махнула звездой падучей

Спишь ли, старая? Где твой сын?

Ждали женщины и девушки своих мужей и женихов домой. По вечерам сбегутся девушки к кому-нибудь и ну читать, перечитывать фронтовые письма.

Шуршат зачитанные листки, приглушенно гудят девичьи голоса. Из рук в руки переходят маленькие фотокарточки, на которых застыли в бравой позе парни в пилотках набекрень или ушанках на макушке. А потом заведут песню о синем платочке или о девичьем огоньке, что за тысячу верст видится солдату. Негромко, но дружно подхватят девушки приглянувшуюся песню. И столько скрытой тоски и затаенной тревоги, столько душевной боли будет в ней, что у самих певуний слёзы заблестят на глазах. (Исполняется песня «Огонек» или «Синий платочек»)

А на следующий день снова ждали почтальонку.

  •  Почтальонка! Почтальонка!

Бабы к сердцу руки прикладывают, старики самокрутки раздувают, а девчата то бледнеют, то краснеют. С почтальоншей все здороваются заискивающе ласково, как со своей судьбой.

Почтальонка. «Тебе ничего!» «Тебе тоже» «Вам газетка» «Вам письмо»

-Казенное?

-Казенное, только вы не волнуйтесь. Из госпиталя. Значит жив».

Знаю, в сердце у меня тревога –

Нелегко быть матерью солдата!

Знаю, все ты смотришь на дорогу,

По которой я ушел когда-то.

Знаю я, морщинки глубже стали

И чуть-чуть сутулей стали плечи

Нынче насмерть мы в бою стояли

 Мама, за тебя, за нашу встречу.

Во многих семьях не дождались мужчин. 188 погибших. Жены в двадцать с небольшим остались вдовами. Одна из них Власова Апполинария Игнатьевна. Работала дояркой, на зерноскладе. Может, дал бы ей бог не одного сына, а несколько, да ещё и дочек в придачу. Да забрала у ней война мужа. Не родилось счастья. И судьбой стала доля вдовья. И всякое бывало, а пожалеть некому.

Богомоловой Татьяне Савельевне тоже пришла похоронка на мужа. В время бомбежки города завалило подвал, где он находился за несколько минут до этого. А потом пришло письмо из госпиталя, что жив муж.

А тучи свисают все ниже

 А громы грохочут все ближе,

Все чаще недобрая весть.

А ты перед всею страною,

 А ты перед всею войною

 Сказалась - какая ты есть

Ты шла, затаив свое горе,

Суровым путем трудовым.

Весь фронт, что от моря до моря,

 кормила ты хлебом своим.

Хлеб отправляли на фронт, а сами ели, что придётся. Вспоминают, что на трудодни давали немного муки, ожимок, ели лепешки из беленьких цветочков, да из листа боярышника. Иногда не было зерна, чтобы посеять а нужно было сдавать государству.

Сценка.

  •  Есть у нас хлеб, нужно только желание и труд, чтобы сдать его армии.
  •  Где ты нашел хлеб?
  •  Говори толком, на что намекаешь?
  •  Может семена хочешь вытрясти?
  •  Нет, не семена. У нас в амбарах сотни центнеров отходов. В них немало пшеницы. Надо её добыть и сдать. Хоть по зерну отбирать, а надо очистить. Солдаты ждут от нас хлеб.

Стали работать люди. Очищенное зерно ссыпали в кучу. Она росла медленно, но все же росла. Пустели амбары. А люди становились все мрачней.

  •  Если каждый колхоз по столько сдаст - невелика подмога.
  •  Без хлебушка не повоюешь.
  •  С пустым брюхом уснуть-то трудно, не то, что воевать.
  •  Что же делать?
  •  Люди... Товарищи... С довоенных лет берег этот мешочек зерна. Думал: придет сын с фронта раненый - старуха его блинами да шанежками попотчует. Да, видно, не до блинов сейчас. Примите вот... до общей кучи. ( Старик принес мешочек с зерном, старуха принесла узелок)

- Не обессудьте, родимые. Больше нет. Чем могла. Сами на кортофи до лета пробьёмся.

(Подошла девчонка с блюдом пшеницы)

  •  Откуда это у тебя?
  •  Мы осенью колосков насобирали, сами на жерновах ободрали. На кашу. Возьмите. Пусть папке там блинов напекут. Мамка говорит, он их страсть любит.

И потянулась живая цепочка людей с кошелками, саночками, сумочками. У себя, у детей, у больных и у сирот отнимали они хлеб и несли его в общую кучу, которая за один день увеличилась вдвое.

По вечерам вязали варежки, шили кисеты и отправляли на фронт посылки.

Нашим землякам приходилось в войну работать везде.

Бросалися в грохоте, в дыме

Советские воины в бой

И рушились вражьи твердыни

 От бомб, начиненных тобой.

Дедюрина Маргарита Петровна вспоминала, как в 1943 г. пять гаевских девчонок отправились на военный завод в г. Челябинск. Там они изготовляли капсулы для мин, проработали до 1946 г.

Война всколыхнула всех людей. Они отдавали тогда этой страшной, но великой войне все, что могли. Громкие слова не всегда уместны. Но не употребить слово «героизм», не сказать о силе человеческого духа применительно к военным годам невозможно.

Гусева Надежда Спиридоновна вспоминает о тех днях, как о бесконечной работе. С весны ходили на посевную, сеяли из тазиков вручную. Косили хлеб литовкой с граблями, вязали в снопы. Зимой ездили на лошадях за дровами, силосом, сеном.

За все ты бралася без страха,

И как в поговорке какой,

Была ты и пряхой и ткахой.

Умела иглой и пилой.

Рубила, возила, копала –

Да разве же все перечтешь?

А в письмах на фронт уверяла,

что будто отлично живешь.

Бойцы твои письма читали,

И там, на переднем краю,

Они хорошо понимали

 святую неправду твою.

1418 дней и ночей длилась смертельная битва с жестоким врагом. Весь народ стал стеной на защиту Отечества. Особую роль в победе над Германией сыграли труженики тыла.

 Родина, суровая и милая,

Помнит все жестокие бои

Вырастают рощи над могилами,

 славят жизнь по рощам соловьи.

Мы прошли столетия с Россиею

 От сохи до звездного крыла,

А взгляни - все то же небо синее

 И над Волгой та же тень орла.

Те же травы к солнцу поднимаются,

Так же розов неотцветший сад,

Так же любят, и с любовью маются,

И страдают, как века назад.

И еще немало будет пройдено,

 коль зовут в грядущее пути

 Но святей и чище чувства Родины

Людям никогда не обрести.

С этим чувством человек рождается,

 с ним живет и умирает с ним.

Все пройдет, а Родина - останется,

Если мы то чувство сохраним.

( Присутствующие на встрече делятся своими воспоминаниями о работе в колхозе, на лесозаготовках, на заводах).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПИсьма с фронта.

Работа посвящена моему деду....

Презентация по теме "Атмосферные фронты. Циклоны и антициклоны".

Разработка урока по географии в 8 классе по теме "Атмосферные фронты. Циклоны и антициклоны" с использованием презентации и видеосюжетов....

Урок географии"Атмосферные фронты.Циклоны и антициклоны"

Урок географии в 8 классе "Атмосферные фронты.Циклоны и антициклрны"...

Интегрированный урок русского языка и литературы "Письмо с фронта" 7 класс

Данный урок проведен в дни, посвященные 70-летию освобождения г.Калинина (Твери) от немецко-фашистских захватчиков. Направлен на углубление и расширение представлений уч-ся об эпистлярном жанре. Спосо...

Урок внеклассного чтения по теме "Письма с фронта и на фронт" Урок-мастерская "Историческая и духовная ценность фронтовых писем"

Основой данного урока литературы является краеведческий материал, имеющий неоспоримую воспитательную ценность...

Классный час "Учителя Быстрого Истока на фронте и в тылу"

Классный час посвящён учителям, работающим в годы Великой Отечественной войны в школах Быстрого Истока. Материалы для составления сценария классного часа взяты из школьного музея....

Атмосферный фронты. циклоны, антициклоны

Атмосферный фронты. циклоны, антициклоны. урок по теме =Климат=...