распространение волн
методическая разработка по краеведению (5, 6, 7, 8, 9 класс) по теме

Солохина Галина Анатольевна

Предварительный просмотр:

 Урок по теме «Распространение звука.Звуковые волны»

(9класс, автор А.В.Перышкин, Е.М.Гутник, М.: Дрофа, 2009) 

 

Цель урока: Формировать универсальные учебные действия на уроке посредством интерактивных заданий.

 

Развивающая: развитие познавательного интереса у учащихся, расширение их кругозора;

Обучающая: распознать природу звуковой волны, формировать навыки анализировать, сравнивать, сопоставлять, на примере изучения природы звуковых волн показать материальность мира;

Воспитывающая: воспитывать самореализацию у учащихся, взаимопонимание и уверенность в знаниях.

 Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, камертон, «поющий бокал, Интернет-ресурс.

Тип урока: урок изучения нового материала.

 

Ход урокаI. Организационный момент урока.

Учитель: Я начну свой урок с английской притчи: Черт поймал трех путников и согласился отпустить их, если они зададут ему невыполнимую задачу. Один попросил сделать растущее дерево золотым, другой – заставить реку потечь вспять. Черт шутя, справился с этим и забрал себе души обоих путников. Остался третий путник...

...А третий свистнул и сказал: “Пришей к этому пуговицу!” – и черт был посрамлен».

Что же такое свист?

Учащиеся. Звук.

Мир звуков так многообразен,
Богат, красив, разнообразен,
Но всех нас мучает вопрос     -1 слайд

Откуда звуки возникают,
Что слух наш всюду услаждают?
Пора задуматься всерьез.

Проверка домашнего задания

1качестввенные задачи

1.Что такое звук?

2.Причина звука? - вибрация (колебания) тел, хотя эти колебания зачастую незаметны для нашего глаза.

3. Источники звука - колеблющиеся тела.

4.Колебания каких частот называют звуковыми?

5.Ультрафиолетовые?

6.Инфракрасные?

7.Чем объяснить высокий и низкий звук? Докажите (линейка)

8.Почему у женщин голос выше,чем у мужчин?(голосовые связки у женщины короче)

9.От чего зависит громкость звука?(бусинка динамик)

Можно ли увидеть звук? (бусинка динамик)

 Ребята как по-другому можно назвать звук?

Если внимательно вглядеться в окружающий мир, можно заметить, что он весь пронизан волнами. Волны живут всюду, куда ни кинешь взор. Они живут своей незаметной жизнью и делают свою работу. Стоит приглядеться хотя бы к себе: все жилки в теле вибрируют, волнами перемещается кровь по артериям, электрические импульсы распространяются по нервам. Импульсы (пакеты волн) идут из глаз к мозгу; световые волны поступают в наши глаза, а звуковые – в уши, гортань издает звуки, являющиеся волнами. Нас сегодня будут интересовать звуковые волны. Благодаря им мы можем разговаривать друг с другом, наслаждаться музыкой.

Тема нашего урока – «Распространение звука.Звуковые волны». Запишите ее в тетрадь.

Распространение звука можно сравнить с распространением волны в воде. Только роль брошенного в воду камня играет колеблющееся тело, а вместо поверхности воды звуковые волны распространяются в воздухе. Каждое колебание ветви камертона создает в воздухе одно сгущение и одно разряжение. Чередование таких сгущений и разряжений и есть звуковая волна.

Цель нашего урока:выяснить


1. Почему при выстреле из ружья слышен звук?

2. Если по краю стакана, в котором наполовину налита вода, провести смычком, то на воде появятся волны. Почему?

3. Для чего смычок перед игрой натирают канифолью?

4. Как изменится высота тона струны при повышении температуры?

**Задачи:

1. Ухо человека наиболее чувствительно к частоте 355 Гц. Определите для этой частоты длину звуковой волны в воздухе (скорость звука принять равной 340 м/с).

2. Расстояние до преграды, отражающей звук в воздухе 68 м. Через какой промежуток времени человек услышит эхо?

3. Длина звуковой волны в воздухе для самого низкого мужского голоса достигает 4,3 м, а для самого высокого женского 25 см. Найдите частоту колебаний этих голосов.

4. Найдите диапазон длин волн человеческого голоса (тенор), высота тона которого соответствует диапазону частоты 130 - 500 Гц.

 

Карточка 2.

1. Опытные шоферы оценивают давление воздуха в баллоне колеса автомашины по звуку, получаемому при ударе по баллону металлическим предметом. Как зависит звук, издаваемый баллоном от давления воздуха в нём?

2. Может ли возникнуть эхо в степи?

3. В зале, заполненном публикой, музыка звучит менее громко, чем в пустом?

4. Для борьбы с уличным шумом в стенах высотных зданий монтируют пористый материал. Почему это препятствует проникновению звука в здание?

**Задачи:

1. По измерениям Феликса Савара (французский физик ,1830г) верхний предел слышимости равен 24000 Гц, а нижний - 14 Гц. Найдите длины волн пределов слышимости.

2. Нижний рекорд мужского баса был поставлен в XVIII веке певцом Каспаром Феспером - 44 Гц. Найдите длину волны, соответствующую частоте.

3. В 1827году на Женевском озере проводились измерения скорости звука в воде. Расстояние, равное 13333487 м, звук проходил за 9,5 с. Какова скорость звука в воде?

4. Частотный диапазон рояля от 90 до 9000 Гц. Найдите диапазон длин волн звуков рояля.

 

Карточка 3.

1. Почему телеграфные столбы шумят при ветре?

2. Почему неполный чайник при кипении звучит громче, чем полный?

3. Почему в горах эхо многократное?

4. Частота взмахов крыльев птицы колибри равна 35- 50 Гц. Будет ли слышен полет колибри?

 

**Задачи:

1. Каковы длины волн инфразвука, имеющего частоту 10 Гц, если скорость звука в морской воде равна 1550 м/с?

2. Струна арфы совершает колебания с частотой 40 Гц. Определите длину звуковой волны в воздухе.

3. Какова частота колебаний камертона, если длина звуковой волны 50 см, а скорость распространения волн 340 м/с?

4. Расчитайте длину самой короткой волны , которую слышат ворона и пингвин.(Скорость звука в воздухе примите за 330 м/с


 Возможные вопросы.

1. Почему при закрытых дверях и окнах шум с улицы или из коридоров в комнате менее слышен? Воздух значительно хуже проводит звук, чем дерево или стекло.

Ответ: Закрытые двери и окна заглушают звуки только потому значительная часть звуковых волн, падающих на их поверхность, отражается назад и количество энергии, попадающей в комнату, значительно уменьшается.

2. Представьте, что вы взяли прочную бечевку (примерно 60 см) и привязали к ней в середине металлическую ложку, концы бечевки привяжем к указательным пальцам. (Опыт демонстрируется). Оба конца имеют одинаковую длину. Заткнув уши пальцами, и наклонившись вперед, чтобы ложка свободно повисла и стукнулась с краем стола. Послышится звук, напоминающий колокольный звон. Объясните опыт.

Ответ: Ударяясь о стол, металл начинает колебаться. Эти колебания по бечевке передаются ушам. Мы слышим, благодаря тому, что наши уши воспринимают различные колебания. Чтобы издавать звук, предмет должен колебаться. Колебания от него передаются воздуху и распространяются в нем. Колеблющиеся молекулы воздуха ударяются о барабанную перепонку, из-за чего она тоже колеблется. Эти колебания идут дальше через костную ткань и жидкость в ухе, пока не доходят до слухового нерва, а он посылает сигнал в мозг.

3. Почему тонкий бокал, наполненный жидкостью, “поет”, если мокрой подушечкой указательного пальца водить по его торцу? (Можно данный опыт продемонстрировать).

Ответ: При движении пальца по бокалу кожа то зацепляется за стекло, то проскальзывает по его поверхности. При этом возникают упругие деформации стакана, сопровождаемые звуком. А так как бокал – твердое тело, имеющее полость, то он является резонатором, усиливающим звук. Высота звука зависит от размеров резонатора.

4. Когда мы держим стакан в руке и размешиваем чай в нем ложкой, то слышим звук. Затем, поставив стакан на стол и продолжая помешивать чай, слышим другой звук. Почему?

Ответ: Звуковые колебания стакана передались столу.

5. Все мы наблюдали грозу, как можно определить, на каком расстоянии находится эпицентр грозы?

Ответ: Увидев вспышку молнии, необходимо по часам засечь время, а потом по часам определить момент, когда слышны раскаты грома. Зная, что молния и гром происходят одновременно, что свет распространяется очень быстро, скорость звука в воздухе при 20 о С примерно 343 м/с и время, за которое до него дошел звук грома, можно рассчитать путь, пройденный звуком. Он равен расстоянию до эпицентра грозы.

6. Как вы думаете, почему трубы отопления так хорошо передают звук?

Ответ: Трубы твердые металлические тела: звук в таких средах распространяется с большой скоростью.Скорость звука в стали 5000-6100 м/с, а в воздухе 340 м/с.
Вторая причина, в металле звук – это продольные волны, а они затухают слабо.

7. Почему  люди начинают кричать?

Ответ: Распространяясь по воздуху, звуковые волны передают часть своей энергии окружающей среде и поэтому затухают; их амплитуда уменьшается, нарушается и периодичность. Кроме того, в среде происходит и дисперсия звука: появляется зависимость скорости распространения волн от их частоты. В результате   в ухо поступает пакет колебаний, отличающийся от испущенного, то есть весьма искаженный. И чем дальше приемник звука находится от источника, тем больше это искажение.

8. Что вы слышите и почему, если на газету насыпать небольшую горку сухого песка и начать катать по нему тяжелую цилиндрическую гирьку? Демонстрация.

Ответ: Песок поскрипывает. Песчинки имеют неправильную форму, и при трении гирьки о шероховатую поверхность возникает звук; кроме того, под действием приложенной силы некоторые из них разрушаются, тоже издают звук.

9. Что произойдет, если пуговицу, через дырки которой продета резинка, прикрепленная к кусочку изогнутой проволоки, завернуть в бумагу? Демонстрация.

Ответ: При вращении пуговица задевает своими краями за плотную бумагу кулька, та начинает колебаться, издавая звук. Для увеличения громкости нужно увеличить амплитуду колебаний бумаги, например, сделав на боковой поверхности пуговицы зубчики.

10. Почему в комнате первичный и отраженный звук доходят одновременно?

Ответ: Потому, что шторы и мебель, находящиеся в комнате, частично поглощают отраженный звук, поэтому звуки не искажаются эхом и звучат четко и разборчиво.

11. Если в стеклянный колокол поместить электрический звонок и выкачать оттуда воздух, то звук становится слабее и слабее, и наконец прекращается. Почему?

Ответ: Для того чтобы распространялся звук, необходимо, чтобы существовала упругая среда. В вакууме звуковые волны распространяться не могут.

12. Назовите, пожалуйста, морское животное, способное воспринимать упругие волны с очень высокими частотами.

Ответ: Дельфин воспринимает волны с частотой колебаний в диапазоне 0,4 кГц до 200 кГц.

3. Подведение итогов.


  1. В какой среде распространяются звуковые волны?
  2. Все ли вещества одинаково хорошо проводят звуки?
  3. Какова скорость звука?
  4. От чего зависит скорость звука?
  5. Продолжить решать задачи

1.Опыт с телефоном под колпаком

2. видеофрагмент вакуума

3. «Поющий бокал». Мокрой подушечкой указательного пальца провести по торцу тонкого стакана, заполненного жидкостью, и стакан «запоет».

(При движении пальца по бокалу кожа то зацепляется за стекло, то проскальзывает по его поверхности. При этом возникают упругие деформации стакана, сопровождаемые звуком. А так как бокал — твердое тело, имеющее полость, то он является резонатором, усиливающим звук. Высота звука зависит от размеров резонатора).

4. «Говорящая веревочка».Этот опыт показывает, что твердые тела могут проводить звук.

В двух пластиковых стаканчиках делаются небольшие отверстия в донышках. Концы бечевки пропускаются в эти отверстия, и завязываются узелки. Два человека натягивают бечевку потуже, один приставляет стаканчик к уху, другой говорит что-нибудь шепотом, а участники эксперимента меняются ролями.

(Голос можно услышать издали потому, что он передается по твердой бечевке. По твердым телам звуки проходят лучше и быстрее, чем по воздуху).

Вывод:звук распространяется в любой упругой среде:твёрдой,жидкой и газообразной.,но не может распространяться в среде,где нет вещества-вакууме.

Все ли вещества одинаково хорошо проводят звуки?


1.часы на край парты,а сами отойдём на другой конец.Приложив ухо к парте,мы услышим ясно ход часов.

2.ложка и бечёвка

3.телефон накрыть ватой

Вывод: хорошо проводят звук упругие вещества: металлы,жидкости,газы

Плохие проводники звука:мягкие и пористые вещества

что нужно сделать, чтобы в доме, где вы живете, было тише: внешние стены должны иметь звукоизоляцию; двойные стекла существенно снижают шум; высадите деревья между домом и дорогой; замените тонкие двери более основательными; настелите толстые ковровые покрытия с хорошей прокладкой; выберите самую тихую модель бытовой техники, в том числе акустической; если бытовые приборы сильно шумят, вызывайте специалиста; пользуйтесь дома мягкой обувью.

Какова скорость звука?От чего зависит скорость звука?

Анализ таблиц .Работа в парах

Вывод: в газах скорость звука меньше, чем в жидкостях, а жидкостях — меньше, чем в твёрдых телах. Также, в газах скорость звука зависит от температуры данного вещества.

Впервые скорость звука была измерена Уильямом Дерхамом в 1636 году. При температуре 20 °C она была равна 343 м/c.

Физминутка.

Взаимосвязь длины, скорости и частоты звуковой волны. 

 IV Закрепление изученного материала

 Задач на закрепление

 

V Рефлексия.

Учитель: Друзья мои, скажите мне, что сегодня нового вы узнали о волне звуковой? Какая она?

 

Источник звука -…колеблющееся тело

Частота звуковых волн - …от 20 до 20000Гц.

Скорость звука в воздухе - …340м/с

При переходе волны из одной среды в другую ее частота - …не меняется

Звуковая волна не распространяется в ….вакууме

VI Подведение итога урока: выставляются оценки за ответы.

VII Домашнее задание: п.38, 39, задачи, сообщение Экология звука.

 Вывод по уроку 

На уроке велась работа по формированию универсальных учебных действий по его четырем основным видам:

 1. Личностный Творческая атмосфера урока способствовала готовности учащихся к саморазвитию, самоопределению.

2. Регулятивный Учащиеся управляли, контролировали и корректировали свою деятельность. Проявляли инициативу, самостоятельность. Ставили цель, планировали свою деятельность.

 3. Познавательный - самостоятельно выделяли и формулировали познавательные цели; - осуществляли поиск и выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; - структурировали знания; - выбирали наиболее удачные варианты предложений; - происходила рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

4. Коммуникативный -на уроке осуществлялась речевая деятельность; -формировались навыки сотрудничества.



Предварительный просмотр:

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК КАК СРЕДСТВО ПОЗИТИВНОЙ МОТИВАЦИИ В ОБУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ.

Интеграция – это объедение в целое разрозненных частей, глубокое взаимопроникновение, слияние в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области.

Интегрированный урок- одно из новшеств современной методики. Эта технология смело вторгается в непоколебимые школьные программы и связывает на первый взгляд несовместимые предметы. Это особый тип урока, объединяющего в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы  или явления. В таком уроке всегда выделяются: ведущая дисциплина, выступающая интегратором, и дисциплины вспомогательные, способствующие углублению, расширению, уточнению материала ведущей дисциплины. Интегрированные уроки могут объединять самые разные дисциплины как в полном их объеме, порождая интегративные предметы типа  биологии и литературы, а могут включать лишь отдельные составляющие содержание, методы. Например, можно интегрировать содержание  дисциплин с сохранением методов обучения ведущей дисциплины.                                  Также можно интегрировать методику обучения разным дисциплинам при сохранении содержания только одного предмета. К использованию интегрированного урока учителя прибегают нечасто и главным образом в следующих случаях:

  • при обнаружении дублирования одного и того же материала в учебных программах и учебниках;
  • при лимите времени на изучение темы и желании воспользоваться готовым содержанием из параллельной дисциплины;
  • при изучении межнаучных и обобщённых категорий (движение, время, развитие, величина и др.), законов, принципов, охватывающих разные аспекты человеческой жизни и деятельности;
  • при выявлении противоречий в описании и трактовки одних и тех же явлений, событий, фактов в разных науках;
  • при демонстрации более широкого поля проявления изучаемого явления, выходящего за рамки изучаемого предмета;
  • при создании  проблемной, развивающей методики обучения предмету.

Цели интегрированного обучения.

  1. Создание оптимальных условий для развития мышления  обучающихся в процессе обучения на основе   интеграции  разных предметов.
  2. Преодоление некоторых противоречий процесса обучения.                 
  3. Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках.

Задачи:

Преимущества интеграции на уроке.

1.      Мир, окружающий детей, познается ими в многообразии и единстве, а зачастую предметы школьного цикла, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты.

2.        Интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. В большей степени, чем обычные, они способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы.

3. - Форма проведения интегрированных уроков нестандартна, увлекательна.

   -  Использование различных видов работы поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о развивающей эффективности таких
уроков.

   -  Они снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счет
переключений на разнообразные виды деятельности, резко повышают
познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти школьников.

4.   Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения,
творчества учителя, способствует раскрытию способностей его учеников.
Интеграция является источником нахождения новых фактов, которые
подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения учащихся в
различных предметах.

                       Интегрированные уроки дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры.

                       Основной акцент в интегрированном уроке приходится не столько на усвоение знаний о взаимосвязи явлений и предметов, сколько на развитие образного мышления. Интегрированные уроки также предполагают обязательное развитие творческой активности учащихся. Это позволяет использовать содержание всех учебных предметов, привлекать сведения из различных областей науки, культуры, искусства, обращаясь к явлениям и событиям окружающей жизни.

При планировании и организации таких уроков учителю важно учитывать следующие условия:

1.            В интегрированном уроке объединяются блоки знаний двух-трех
различных предметов, поэтому чрезвычайно важно правильно определить главную цель интегрированного урока. Если общая цель определена, то из содержания предметов берутся только те сведения, старые необходимы для ее реализации.

2.  Интеграция способствует снятию напряжения, перегрузки, утомленности учащихся за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе урока. При планировании требуется тщательное определение оптимальной нагрузки различными видами деятельности учащихся на уроке.

3.  При проведении интегрированного урока учителями (ведущими разные предметы) требуется тщательная координация действий,

                       В форме интегрированных уроков целесообразно проводить обобщающие уроки, на которых будут раскрыты проблемы, наиболее важные для двух или нескольких предметов, но интегрированным уроком может быть любой урок со своей структурой, если для его проведения привлекаются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методами других наук, других учебных предметов.

                       В интегрированном уроке из нескольких предметов один является ведущим.

                       Чаще всего, интегрированные уроки являются спаренными и проводятся учителями совместно. Возможна разнообразная интеграция учебных предметов.

 

НАШ УРОК ЦВЕТОК – 6 класс

Результаты интегрированного обучения и его значение

  • способствует развитию научного стиля мышления учащихся;
  • даёт возможность широкого применения учащимися естественнонаучного метода познания;
  • формирует комплексный подход к учебным предметам, единый с точки зрения естественных наук взгляд на ту или иную проблему, отражающую объективные связи в окружающем мире;
  • повышает качество знаний обучающихся;
  • повышает и развивает интерес учащихся к предметам естественно-научных дисциплин.

Перспективы развития интегрированного обучения

Практика работы показала плодотворность интеграции и выявила перспективы дальнейшего развития и совершенствования такого подхода к обучению.

По нашему  мнению, интегрированные уроки развивают потенциал учащихся, побуждают к познанию окружающей действительности, к развитию логики мышления, коммуникативных способностей. Именно такая подготовка обеспечивает конкурентоспособного специалиста в интегрированном информационном пространстве современного общества.



Предварительный просмотр:


                           Приложение I к ООП ООО

«Согласовано»

Зам. директора по УВР

________Бровкова Т.В.

«___»__________20____г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ «ООШ   с.Холманка Перелюбского муниципального района Саратовской области» ____________________Тюлюгенева Г.Е.

Приказ №____от «____»________ 20___г.

        


        

        

Календарно-тематический план

по биологии

на 2017-2018 учебный год для 5 класса

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

Протокол №____ от _____________

Разработана учителем

Солохиной Галиной Анатольевной

I квалификационная категория

с. Холманка

2017 год.

Планируемые рузультаты освоения учебного предмета, курса

Планируемые рузультаты изучения предмета «Биология» являются следующие умения:  

– определять роль в природе различных групп организмов;

– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.

–   приводить   примеры   приспособлений   организмов   к   среде   обитания   и объяснять их значение;

– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;

– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.

– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.

– перечислять отличительные свойства живого;

–  различать  (по  таблице)  основные  группы  живых  организмов  (бактерии: безъядерные,   ядерные:   грибы,   растения,   животные)   и   основные   группы растений  (водоросли,  мхи,  хвощи,  плауны,  папоротники,  голосеменные  и цветковые);

– определять основные органы растений (части клетки);

–объяснять        строении и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

– понимать смысл биологических терминов;

–  характеризовать  методы  биологической  науки  (наблюдение,  сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;

–проводить         биологические  опыты и эксперименты        и объяснять        их результаты;        пользоваться увеличительными  приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.

–   использовать   знания   биологии   при   соблюдении   правил   повседневной гигиены;

– различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.

Личностными   результатами  изучения   предмета   «Биология»   являются следующие умения:

  Осознавать  единство  и  целостность  окружающего  мира,  возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе

и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

  Оценивать  жизненные  ситуации  с  точки  зрения  безопасного  образа жизни и сохранения здоровья.

Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

Формировать        экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность  и  поступки  других  людей  с  точки  зрения  сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Метапредметными  результатами  изучения  курса  «Биология»  является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Самостоятельно  обнаруживать  и  формулировать  учебную  проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

Выдвигать версии решения проблемы,осознавать конечный результат,выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения   цели.

 Составлять  (индивидуально  или  в  группе)  план  решения  проблемы (выполнения проекта).

        Работая по плану, сверять        свои        действия        с целью        и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

        В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

        Анализировать,  сравнивать,  классифицировать  и  обобщать  факты  и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

        Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая  основания  икритерии  для  указанных  логических  операций;   строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

        Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

        Создаватьсхематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

         Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).Преобразовывать  информацию из  одного  вида  в  другой  (таблицу  в текст и пр.).

        Вычитывать все уровни текстовой информации.

        Уметь пределять возможные        источники необходимых        сведений, производить        поиск  информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:  Самостоятельно организовывать        учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Содержание учебного предмета

Тема 1. Биология – наука о живом мире (8 ч)

Наука о живой природе

Человек и природа. Живые организмы – важная часть природы. Зависимость жизни первобытных людей от природы. Охота и собирательство. Начало земледелия и скотоводства. Культурные растения и домашние животные. Наука о живой природе – биология

Свойства живого

Отличие живых тел от тел неживой природы. Признаки живого: обмен веществ, питание, дыхание, рост, развитие, размножение, раздражимость. Организм – единица живой природы. Органы организма, их функции. Согласованность работы органов, обеспечивающая жизнедеятельность организма как  единого целого.

Методы изучения природы

Использование биологических методов для изучения любого живого объекта.

Общие методы изучения природы: наблюдение, описание, измерение, эксперимент. Использование сравнения и моделирования в лабораторных условиях.

Увеличительные приборы

Необходимость использования увеличительных приборов при изучении объектов живой природы. Увеличительные приборы: лупы ручная, штативная, микроскоп. Р.Гук, А.Левенгук. Части микроскопа. Микропрепарат. Правила работы с микроскопом.

Строение клетки. Ткани

Клеточное строение живых организмов. Клетка. Части клетки и их назначение. Понятие о ткани. Ткани животных и растений. Их функции.

Химический состав клетки

Химические вещества клетки. Неорганические вещества клетки, их значение для клетки и организма. Органические вещества клетки, их значение для жизни организма и клетки.

Процессы жизнедеятельности клетки

Основные процессы, присущие живой клетке: дыхание, питание, обмен веществ, рост, развитие, размножение. Размножение клетки путём деления. Передача наследственного материала дочерним клеткам. Взаимосвязанная работа частей клетки, обусловливающая её жизнедеятельность как целостной живой системы – биосистемы

Великие естествоиспытатели

Великие учёные-естествоиспытатели: Аристотель, Теофраст, К. Линней, Ч. Дарвин, В.И. Вернадский, Н.И. Вавилов.

Лабораторная работа № 1. «Изучение устройства увеличительных приборов».

Лабораторная работа № 2. «Знакомство с клетками растений».

Демонстрация

  • Обнаружение воды в живых организмах;
  • Обнаружение органических и неорганических веществ в живых организмах;
  • Обнаружение белков, углеводов, жиров в  растительных организмах.

Тема 2. Многообразие живых организмов (11 ч)

Царства живой природы

Классификация живых организмов. Раздел биологии – систематика. Царства клеточных организмов: бактерий, грибов, растений и животных. Вирусы - неклеточная форма жизни: их строение, значение и меры профилактики вирусных заболеваний. Вид как наименьшая единица классификации.

Бактерии: строение и жизнедеятельность

Бактерии - примитивные одноклеточные организмы. Строение бактерий. Размножение бактерий делением клетки надвое. Бактерии как самая древняя группа организмов. Процессы жизнедеятельности бактерий.

Понятие об автотрофах и гетеротрофах, прокариотах и эукариотах.

Значение бактерий в природе и для человека

Роль бактерий в природе. Симбиоз клубеньковых бактерий с растениями. Фотосинтезирующие бактерии. Цианобактерии как поставщики кислорода в атмосферу. Бактерии, обладающие разными типами обмена веществ. Процесс брожения. Роль бактерий в природе и в жизни человека. Средства борьбы с болезнетворными бактериями.

Растения

Представление о флоре. Отличительное свойство растений. Хлорофилл. Значение фотосинтеза. Сравнение клеток растений и бактерий. Деление царства растений  на группы: водоросли, цветковые (покрытосеменные), голосеменные, мхи, плауны, хвощи, папоротники.

Строение растений. Корень  и побег. Слоевище водорослей. Основные различия покрытосеменных и голосеменных растений. Роль цветковых растений в жизни человека.

Животные

Представление о фауне. Особенности животных. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Роль животных в природе и жизни человека. Зависимость от окружающей среды.

Грибы

Общая характеристика грибов. Многоклеточные и одноклеточные грибы. Наличие у грибов признаков растений и  животных. Строение  тела гриба. Грибница, образованная гифами. Питание грибов: сапротрофы, паразиты, симбионты и хищники. Размножение спорами. Симбиоз гриба и растения – грибокорень (микориза).

Многообразие и значение грибов

Строение шляпочных грибов. Плесневые грибы, их использование в здравоохранении (антибиотик пенициллин). Одноклеточные грибы – дрожжи. Их использование в хлебопечении и пивоварении. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора и употребления грибов в пищу. Паразитические грибы. Роль грибов в природе и в жизни  человека.

Лишайники 

Общая характеристика лишайников. Внешнее и внутреннее строение, питание размножение. Значение лишайников в природе и  жизни человека. Лишайники – показатели чистоты воздуха.

Значение живых организмов в природе и жизни человека

Животные и растения, вредные для человека. Живые организмы, полезные для человека. Взаимосвязь полезных и вредных видов в природе. Значение биологического разнообразия в природе и жизни человека.

Лабораторная работа № 3. «Знакомство с внешним строением побегом растения».

Лабораторная работа № 4. «Наблюдение за передвижением животных».

Демонстрация

  • Гербарии различных групп растений.

Тема 3. Жизнь организмов на планете Земля (8 ч)

Среды жизни планеты Земля

Многообразие условий обитания на  планете. Среды жизни организмов. Особенности водной, почвенной, наземно-воздушной и организменной сред. Примеры организмов – обитателей этих сред жизни.

Экологические факторы среды

Условия, влияющие на жизнь организмов в природе – экологические факторы среды. Факторы неживой природы, факторы живой природы и антропогенные. Примеры экологических факторов.

Приспособления организмов к жизни в природе

Влияние среды на организмы. Приспособленность организмов к условиям своего обитания. Биологическая роль защитной окраски у животных, яркой окраски и аромата цветков, наличия соцветий у растений.

Природные сообщества

Потоки веществ между живой и неживой природой. Взаимодействие живых организмов между собой. Пищевая цепь. Растения – производители органических веществ; животные – потребители  органических веществ; грибы, бактерии – разлагатели. Понятие о круговороте веществ в природе. Понятие о природном сообществе. Примеры природных сообществ.

Природные зоны России

Понятие природной зоны. Различные типы природных зон: влажный тропический лес, тайга, тундра, широколиственный лес, степь. Природные зоны России, их обитатели. Редкие и исчезающие виды природных зон, требующие охраны.

Жизнь организмов на разных материках

Понятие о материке как части суши, окружённой морями и океанами. Многообразие живого мира нашей планеты. Открытие человеком новых видов организмов. Своеобразие и уникальность живого мира материков: Африки, Австралии, Южной Америки, Северной Америки, Евразии, Антарктиды.

Жизнь организмов в морях и океанах

Условия жизни организмов в водной среде. Обитатели мелководий и средних глубин. Прикреплённые организмы. Жизнь организмов на больших глубинах. Приспособленность организмов к условиям обитания.

Тема 4. Человек на планете Земля (5 ч)

Как появился человек на Земле

Когда и где появился человек. Предки Человека разумного. Родственник человека современного типа – неандерталец. Орудия труда человека умелого. Образ жизни кроманьонца. Биологические особенности современного человека. Деятельность человека в природе в наши дни.

Как человек изменял природу

Изменение человеком окружающей среды. Необходимость знания законов развития живой природы. Мероприятия по охране природы.

Важность охраны живого мира планеты

Взаимосвязь процессов, происходящих в живой и неживой природе. Причины исчезновения многих видов животных и растений. Виды, находящиеся на грани исчезновения. Проявление современным человечеством  заботы о живом мире. Заповедники, Красная книга. Мероприятия по восстановлению численности редких видов и природных сообществ.

Сохраним богатство живого мира

Ценность разнообразия живого мира. Обязанности человека перед природой. Примеры участия школьников в деле охраны природы. Результаты бережного отношения к природе. Примеры увеличения численности отдельных видов. Расселение редких видов на новых территориях.

Резерв (3 часа)

Экскурсия. «Весенние явления в природе» или «Многообразие живого мира» (по выбору учителя). Обсуждение заданий на лето.


Календарно – тематический план

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

        Дата проведения

По плану

По факту

Биология –наука о живом мире- 8 ч

1

Введение

1

2

Наука о живой природе

1

3

 Свойства живого

1

4

Методы изучения природы

1

5

Увеличительные приборы

1

6

Строение клетки. Ткани.

1

7

 Химический состав клетки

1

8

 Процессы жизнедеятельности

1

Многообразие живых организмов – 11 ч

9

 Царства живой природы

1

10

 Бактерии: строение и жизнедеятельность

1

11

 Значение бактерий в природе и для человека

1

12

 Растения

1

13

 Животные

1

14

 Значение растений и животных в природе и для человека

1

15

 Грибы

1

16

 Многообразие и значение грибов

1

17

 Лишайники

1

18

 Значение живых организмов в природе и жизни человека

1

19

 Систематизация знаний по теме «Многообразие живых организмов»

1

Жизнь на планете Земля – 8 ч

20

 Среды жизни планеты Земля

1

21

 Экологические факторы среды

1

22

 Приспособления организмов к жизни в природе

1

23

 Природные сообщества

1

24

Природные зоны России

1

25

Жизнь организмов на разных материках

1

26

 Жизнь организмов в морях и океанах

1

27

 Систематизация знаний по теме «Жизнь на планете Земля»

1

Человек на планете Земля – 6 ч

28

 Как появился человек на Земле

1

29

 Как человек изменял природу

1

30

Важность охраны живого мира планеты

1

31

Сохраним богатство живого мира

1

32

Систематизация и обобщение знаний

1

33

Итоговое тестирование

Резерв -2 ч

34-35

Задания на лето

2



Предварительный просмотр:


                           Приложение I к ООП ООО

«Согласовано»

Зам. директора по УВР

________Бровкова Т.В.

«___»__________20____г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ «ООШ   с.Холманка Перелюбского муниципального района Саратовской области» ____________________Тюлюгенева Г.Е.

Приказ №____от «____»________ 20___г.

        


        

        

Календарно-тематический план

по биологии

на 2017-2018 учебный год для 6 класса

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

Протокол №____ от _____________

Разработана учителем

Солохиной Галиной Анатольевной

I квалификационная категория

с. Холманка

2017 год.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Планируемые рузультаты изучения предмета «Биология» являются следующие умения:  

Регулятивные УУД

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

Вычитывать все уровни текстовой информации.

Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Коммуникативные УУД

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:

6-й класс

1-я линия развития – осознание роли жизни:

объяснять роль растений в сообществах и их взаимное влияние друг на друга.

2-я линия развития – рассмотрение биологических процессов в развитии:

приводить примеры приспособлений цветковых растений к среде обитания и объяснять их значение;

находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;

объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.

3-я линия развития – использование биологических знаний в быту:

– объяснять значение цветковых растений в жизни и хозяйстве человека: называть важнейшие культурные и лекарственные растения своей местности.

4-я линия развития – объяснять мир с точки зрения биологии:

– различать цветковые растения, однодольные и двудольные, приводить примеры растений изученных семейств цветковых растений (максимум– называть характерные признаки цветковых растений изученных семейств);

определять основные органы растений (лист, стебель, цветок, корень);

объяснять строение и жизнедеятельность цветкового растения;

понимать смысл биологических терминов;

проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты.

5-я линия развития – оценивать риск взаимоотношений человека и природы:

соблюдать и объяснять правила поведения в природе.

6-я линия развития – оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:

– различать съедобные и ядовитые цветковые растения своей местности.

Содержание учебного предмета

Наука о растениях - ботаника -3ч

Царство Растения. Внешнее строение и общая характеристика растений. Клеточное строение растений. Ткани растений

Органы растений -12 ч

Семя, его строение и значение. Л.р. №1. Строение семени фасоли. Корень, его строение Л.р. №2. Строение корня проростка. Видоизменения корней. Значение корней. Побег, его строение и значение Л. Р. №3 Строение вегетативных и генеративных почек. Лист, его строение и значение. Видоизменения листьев. Стебель, его строение и значение . Видоизменения стебля Л.Р. №4 Внешнее строение корневища, клубня, луковицы. Цветок, его строение и значение. Соцветия и их многообразие. Цветение и опыление растений. Плод. Разнообразие и значение плодов

Основные процессы жизнедеятельности растений – 6 ч

Минеральное питание растений. Значение воды в жизни растений. Воздушное питание растений – фотосинтез. Дыхание и обмен веществ у растений

Размножение и оплодотворение у растений. Рост и развитие растений

Многообразие и развитие растительного мира – 14 ч

Систематика растений.Водоросли. Отдел Моховидные. Общая характеристика Л.р. № 6 Изучение внешнего строения моховидных растений

Плауны. Хвощи. Папоротники. Отдел Голосеменные. Отдел Покрытосеменные. Класс Двудольные. Класс Однодольные. Историческое развитие растительного мира. Многообразие и происхождение культурных растений. Дары Старого и Нового света. Обобщение и систематизация знаний по теме «Многообразие и развитие растительного мира». Понятие о природном сообществе – биоценозе. Совместная жизнь организмов в природном сообществе.

Календарно – тематический план

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Дата проведения

По плану

По факту

1

Наука о растениях - ботаника

Царство Растения. Внешнее строение и общая характеристика растений

3

1

2

Клеточное строение растений.

1

3

Ткани растений

1

4

Органы растений

Семя, его строение и значение. Л.р. №1. Строение семени фасоли

12

1

5

Корень, его строение Л.р. №2. Строение корня проростка

1

6

Видоизменения корней. Значение корней

1

7

Побег, его строение и значение Л. Р. №3 Строение вегетативных и генеративных почек

1

8

Лист, его строение и значение

1

9

Видоизменения листьев

1

10

Стебель, его строение и значение

1

11

Видоизменения стебля Л.Р. №4 Внешнее строение корневища, клубня, луковицы

1

12

Цветок, его строение и значение

1

13

Соцветия и их многообразие

1

14

Цветение и опыление растений

1

15

Плод. Разнообразие и значение плодов

1

16

Основные процессы жизнедеятельности растений

Минеральное питание растений

6

1

17

Значение воды в жизни растений

1

18

Воздушное питание растений - фотосинтез

1

19

Дыхание и обмен веществ у растений

1

20

Размножение и оплодотворение у растений

1

21

Рост и развитие растений

1

22

Многообразие и развитие растительного мира

Систематика растений

14

1

23

Водоросли.

1

24

Отдел Моховидные. Общая характеристика Л.р. № 6 Изучение внешнего строения моховидных растений

1

25

Плауны. Хвощи. Папоротники.

1

26

Отдел Голосеменные.

1

27

Отдел Покрытосеменные.

1

28

Класс Двудольные

1

29

Класс Однодольные

1

30

Историческое развитие растительного мира

1

31

Многообразие и происхождение культурных растений

1

32

Дары Старого и Нового света

1

33

Обобщение и систематизация знаний по теме «Многообразие и развитие растительного мира»

1

34

Понятие о природном сообществе - биоценозе

1

35

Совместная жизнь организмов в природном сообществе

1



Предварительный просмотр:

                           Приложение I к ООП ООО

«Согласовано»

Зам. директора по УВР

________Бровкова Т.В.

«___»__________20____г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ «ООШ   с.Холманка Перелюбского муниципального района Саратовской области» ____________________Тюлюгенева Г.Е.

Приказ №____от «____»________ 20___г.

        


        

        

Рабочая программа

по биологии

для 7 класса

Разработана учителем

Солохиной Галиной Анатольевной

I квалификационная категория

с. Холманка

2017 год.


1.Планируемые результаты освоения учебного предмета

Изучение биологии в 7 классе даёт возможность достичь следующих личностных результатов:

  • знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
  • реализация установок здорового образа жизни;
  • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение животного мира; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам;
  • формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
  • формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;
  • формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
  • развитие эстетического сознания через признание красоты окружающего мира.

        Метапредметными результатами освоения материала 7 класса являются:

  • овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности (включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать и защищать свои идеи);
  • умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
  • умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.


2.Содержание учебного предмета

Общие сведения о мире животных (5 ч)

Зоология – наука о царстве Животные. Отличие животных от растений. Многообразие животных, их распространение. Дикие и домашние животные.

Среды жизни и места обитания животных. Взаимосвязи животных в природе. Животные растительноядные, хищные, падалееды, паразиты. Место и роль животных в природных сообществах. Трофические связи в природных сообществах (цепи питания). Экологические ниши. Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме.

Зависимость жизни животных от человека. Негативное и позитивное отношение к животным. Охрана животного мира. Редкие и исчезающие виды животных. Красная книга.

Классификация животных. Основные систематические группы животных: царство, подцарство, тип, класс, отряд, семейство, род, вид, популяция. Значение классификации животных.

Краткая история развития зоологии. Достижения современной зоологии.

Строение тела животных (2 ч)

Животный организм как биосистема. Клетка как структурная единица организма. Особенности животных клеток и тканей. Органы и системы органов организмов. Регуляция деятельности органов, систем органов и целостного организма.

Подцарство Простейшие или Одноклеточные животные (4 ч)

        Общая характеристика простейших как одноклеточных организмов. Разнообразие простейших в природе. Разнообразие их представителей в водоемах, почвах и в кишечнике животных.

Корненожки. Обыкновенная амеба как организм. Внешний вид и внутреннее строение (цитоплазма, ядро, вакуоли). Жизнедеятельность одноклеточных организмов: движение, питание, дыхание, выделение, размножение, инцистирование.

Жгутиконосцы. Эвглена зеленая как простейшее, сочетающее черты животных и растений. Колониальные жгутиковые.

Инфузории. Инфузория-туфелька как более сложное простейшее. Половой процесс. Ползающие и сидячие инфузории. Симбиотические инфузории крупных животных.

Болезнетворные простейшие: дизентерийная амеба, малярийный паразит. Предупреждение заражения дизентерийной амебой. Районы распространения малярии. Борьба с малярией. Значение простейших в природе и жизни человека.

Лабораторные работы:

  1. Строение инфузории-туфельки.

Подцарство Многоклеточные  (2 ч)

Общая характеристика типа кишечнополостных. Пресноводная гидра. Внешний вид и поведение. Внутреннее строение. Двухслойность. Экто- и энтодерма. Разнообразие клеток. Питание гидры. Дыхание. Раздражимость. Размножение гидры. Регенерация. Значение в природе.

Морские кишечнополостные. Их многообразие и значение. Коралловые полипы и медузы.

Значение кишечнополостных в природе и жизни человека.

Типы Плоские черви, Круглые черви и Кольчатые черви (6 ч)

Разнообразие червей. Типы червей. Основные группы свободноживущих и паразитических червей. Среда обитания червей.

Плоские черви. Белая планария как представитель свободноживущих плоских червей. Внешний вид. Двусторонняя симметрия. Покровы. Мускулатура. Нервная система и органы чувств. Движение. Питание. Дыхание. Размножение. Регенерация.

Свиной (бычий) цепень как представитель паразитических плоских червей. Особенности строения и приспособления к паразитизму. Цикл развития и смена хозяев.

Круглые черви. Нематоды, аскариды, острицы как представители типа круглых червей. Их строение, жизнедеятельность. Значение для человека и животных. Предохранение от заражения паразитическими червями человека и сельскохозяйственных животных.

Понятие паразитизм и его биологический смысл. Взаимоотношения паразита и хозяина. Значение паразитических червей в природе и жизни человека.

Кольчатые черви. Многообразие. Дождевой червь. Среда обитания. Внешнее и внутреннее строение. Понятие о тканях и органах. Движение. Пищеварение, кровообращение, выделение, дыхание. Размножение и развитие. Значение и место дождевых червей в биогеоценозах.

Значение червей и их место в истории развития животного мира.

Лабораторные работы:

1.Наблюдение за поведением дождевого червя: его передвижение, ответы на раздражение.

2. Изучение внешнего строения дождевого червя.

Тип моллюски (4 ч.)

Общая характеристика типа. Разнообразие моллюсков. Особенности строения и поведения, связанные с образом жизни представителей разных классов. Роль раковины.

Класс Брюхоногие моллюски. Большой прудовик (виноградная улитка) и голый слизень. Их приспособленность к среде обитания. Строение. Питание. Дыхание. Размножение и развитие. Роль в природе и практическое значение.

Класс Двустворчатые моллюски. Беззубка (перловица) и мидия. Их места обитания. Особенности строения. Передвижение. Питание. Дыхание. Размножение. Роль в биоценозах и практическое значение.

Класс Головоногие моллюски. Осьминоги, кальмары и каракатицы. Особенности их строения. Передвижение. Питание. Поведение. Роль в биоценозе и практическое значение.

Лабораторные работы:

  1. Изучение и сравнение внешнего строения моллюсков.
  2.  Наблюдение за поведением прудовика (виноградной улитки, ахатины), его передвижением, ответом на раздражение.
  3. Изучение раковин различных пресноводных и морских моллюсков.

Тип членистоногие (7 ч)

Общая характеристика типа. Сходство и различие членистоногих с кольчатыми червями.

Класс Ракообразные. Общая характеристика класса. Речной рак. Места обитания и образ жизни. Особенности строения. Питание. Дыхание. Размножение. Многообразие ракообразных. Значение ракообразных в природе и жизни человека.

Класс Паукообразные. Общая характеристика и многообразие паукообразных. Паук-крестовик (любой другой паук). Внешнее строение. Места обитания, образ жизни и поведение. Строение паутины и ее роль. Значение пауков в биогеоценозах.

Клещи. Места обитания, паразитический образ жизни. Особенности внешнего строения и поведения. Перенос клещами возбудителей болезней. Клещевой энцефалит. Меры защиты от клещей. Оказание первой помощи при укусе клеща. Роль паукообразных в природе и их значение для человека.

Класс Насекомые. Общая характеристика класса. Многообразие насекомых. Особенности строения насекомого (на примере любого крупного насекомого). Передвижение. Питание. Дыхание. Размножение и развитие насекомых. Типы развития. Важнейшие отряды насекомых с неполным превращением: Прямокрылые, Равнокрылые и Клопы. Важнейшие отряды насекомых с полным превращением: Бабочки, Стрекозы, Жесткокрылые (Жуки), Двукрылые, Перепончатокрылые. Насекомые, наносящие вред лесным и сельскохозяйственным растениям.

Одомашнивание насекомых на примере тутового и дубового шелкопрядов. Насекомые – переносчики заболеваний человека. Борьба с переносчиками заболеваний. Пчелы и муравьи – общественные насекомые. Особенности их жизни и организации семей. Поведение. Инстинкты. Значение пчел и других перепончатокрылых в природе и жизни человека.

Лабораторные работы:

  1. Изучение внешнего строения комнатной мухи (жука)
  2. Изучение коллекций насекомых – вредителей сада, огорода, комнатных растений. Меры борьбы с ними.
  1. Тип хордовые (30ч)

Краткая характеристика типа хордовых.

Подтип Бесчерепные (1 ч)

Ланцетник – представитель бесчерепных. Местообитание и особенности строения ланцетника. Практическое значение ланцетника.

Подтип Черепные. Надкласс Рыбы (5 ч.)

Общая характеристика подтипа Черепные. Общая характеристика надкласса Рыбы. Класс Хрящевые рыбы. Класс Костные рыбы. Особенности строения на примере костистой рыбы. Внешнее строение: части тела, покровы, роль плавников в движении рыб, расположение и значение органов чувств.

Внутреннее строение костной рыбы: опорно-двигательная, нервная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, половая и выделительная системы. Плавательный пузырь и его значение. Размножение и развитие рыб. Особенности поведения. Миграции рыб. Плодовитость и уход за потомством. Инстинкты и их проявление у рыб. Понятие о популяции.

Хрящевые рыбы: акулы и скаты. Многообразие костистых рыб. Осетровые рыбы. Практическое значение осетровых рыб. Запасы осетровых рыб и меры по восстановлению.

Двоякодышащие рыбы. Кистеперые рыбы. Их значение в происхождении позвоночных животных. Приспособления рыб к разным условиям обитания.

Промысловое значение рыб. География рыбного промысла. Основные группы промысловых рыб: сельдеобразные, трескообразные, камбалообразные, карпообразные и др. (в зависимости от местных условий. Рациональное использование, охрана и воспроизводство рыбных ресурсов.

Прудовое хозяйство. Акклиматизация рыб. Биологическое и хозяйственное обоснование акклиматизации. Аквариумное рыбоводство.

Лабораторные работы:

  1. Наблюдение за живыми рыбами. Изучение их внешнего строения.
  2. Определение возраста рыбы по чешуе. Изучение скелета рыбы.

Класс Земноводные, или Амфибии (4 ч)

Общая характеристика класса. Внешнее и внутреннее строение лягушки. Земноводный образ жизни. Питание. Годовой цикл жизни земноводных. Зимовки. Размножение и развитие лягушки. Метаморфоз земноводных. Сходство личинок земноводных с рыбами.

Многообразие земноводных. Хвостатые (тритоны, саламандры) и бесхвостые (лягушки, жабы, квакши, жерлянки) земноводные. Значение земноводных в природе и жизни человека. Охрана земноводных.

        Вымершие земноводные. Происхождение земноводных.

Лабораторные работы:

  1. Наблюдение за живыми лягушками. Изучение внешнего строения лягушки.
  2.  Изучение скелета лягушки.

Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии (4ч)

Общая характеристика класса. Наземно-воздушная среда обитания.

Особенности внешнего и внутреннего строения (на примере любого вида ящериц). Приспособления к жизни в наземно-воздушной среде. Питание и поведение. Годовой цикл жизни. Размножение и развитие.

Змеи: ужи, гадюки (или другие представители в зависимости от местных условий). Сходство и различие змей и ящериц.

Ядовитый аппарат змей. Действие змеиного яда. Предохранение от укусов змеи и первая помощь при укусе ядовитой змеи. Значение змей в природе и жизни человека.

Другие группы пресмыкающихся: черепахи, крокодилы. Роль пресмыкающихся в природе и жизни человека. Охрана пресмыкающихся.

        Разнообразие древних пресмыкающихся. Причины их вымирания. Происхождение пресмыкающихся от древних земноводных.

Лабораторные работы:

  1. Наблюдение за живыми пресмыкающимися. Изучение их внешнего строения.
  2. Сравнение скелета ящерицы и скелета лягушки.

Класс Птицы (9 ч)

Общая характеристика класса. Среда обитания птиц. Особенности внешнего и внутреннего строения птиц. Приспособленность к полету. Интенсивность обмена веществ. Теплокровность. Усложнение нервной системы, органов чувств, поведения, покровов, внутреннего строения по сравнению с пресмыкающимися. Размножение и развитие. Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл и сезонные явления. Перелеты птиц.

Происхождение птиц. Многообразие птиц. Страусовые (бескилевые) птицы. Пингвины. Килегрудые птицы. Особенности строения и приспособления к  условиям обитания. Образ жизни. Распространение.

Экологические группы птиц. Птицы лесов, водоемов и их побережий, открытых пространств.

Растительноядные, насекомоядные, хищные и всеядные птицы. Многообразие птиц. Охрана и привлечение птиц. Роль птиц в биогеоценозах и жизни человека. Промысловые птицы, их рациональное использование и охрана.

Домашние птицы. Происхождение и важнейшие породы домашних птиц, их использование человеком.

Лабораторные работы:

  1. Внешнее строение птицы. Перьевой покров и различные типы перьев.
  2. Изучение строение куриного яйца.
  3. Наблюдение за живыми птицами

Класс Млекопитающие, или Звери (9 ч)

Общая характеристика класса. Места обитания млекопитающих. Особенности внешнего и внутреннего строения. Усложнение строения покровов, пищеварительной, дыхательной, кровеносной, выделительной и нервной систем, органов чувств, поведения по сравнению с пресмыкающимися. Размножение и развитие. Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл и сезонные явления.

Происхождение млекопитающих. Многообразие млекопитающих.

Яйцекладущие. Сумчатые и плацентарные. Особенности биологии. Районы распространения и разнообразие.

Важнейшие отряды плацентарных, особенности их биологии. Насекомоядные. Рукокрылые. Грызуны. Зайцеобразные.

Хищные (Псовые, Кошачьи, Куньи, Медвежьи). Ластоногие. Китообразные. Парнокопытные. Непарнокопытные. Хоботные. Приматы.

Основные экологические группы млекопитающих: лесные, открытых пространств, водоемов и их побережий, почвенные.

Домашние звери. Разнообразие пород и их использование человеком. Дикие предки домашних животных. Значение млекопитающих. Регулирование их численности в природе и в антропогенных ландшафтах. Промысел и промысловые звери. Акклиматизация и реакклиматизация зверей. Экологическая и экономическая целесообразность акклиматизации. Рациональное использование и охрана млекопитающих.

Лабораторные работы:

1.Наблюдение за животными. Внешнее строение.

2. Изучение строения скелета млекопитающих.

Развитие животного мира на Земле (7 ч.)

Историческое развитие животного мира, доказательства. Основные этапы развития животного мира на Земле. Понятие об эволюции. Разнообразие животного мира как результат эволюции живой природы. Биологическое разнообразие как основа устойчивости развития природы и общества.

Уровни организации живой материи. Охрана и рациональное использование животных. Роль человека и общества и общества в сохранении многообразия животного мира на нашей планете. Памятники природы, заповедники и заказники.

Резерв – 1 ч


№ урока

Тема урока

Количество часов

       Дата проведения

По плану

По факту

Общие сведения о мире животных

5 ч

1

Зоология — наука о животных

1

2

Животные и окружающая среда

1

3

Классификация животных и основные систематические группы

1

4

Влияние человека на животных

1

5

Краткая история развития зоологии

1

Строение тела животных

2 ч

6

Клетка

1

7

Ткани, органы и системы органов

1

Подцарство Простейшие или Одноклеточные животные

4 ч

8

Тип Саркодовые и жгутиконосцы. Класс Саркодовые

1

9

Класс Жгутиконосцы

1

10

Тип Инфузории.

Л. Р. № 1«Строение и передвижение инфузории-туфельки»

1

11

Значение простейших. Обобщение и систематизация знаний по теме «Подцарство Простейшие»

1

Подцарство Многоклеточные

2

12

Тип Кишечнополостные.

1

13

Разнообразие кишечнополостных

1

Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви

6

14

Тип Плоские черви. Общая характеристика

1

15

Разнообразие плоских червей. Класс Сосальщики

1

16

Тип Круглые черви. Класс Нематоды.

1

17

Тип Кольчатые черви. Класс Многощетинковые черви

1

18

Тип Кольчатые черви. Класс Малощетинковые черви

Л. Р. № 2 «Внешнее строение дождевого червя, его передвижение, раздражимость»,

1

19

Обобщение и систематизация знаний по теме

«Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви»

1

Тип Моллюски

4

20

Общая характеристика моллюсков

1

21

Класс Брюхоногие моллюски

1

22

Класс Двустворчатые моллюски

Л. Р. № 4«Внешнее строение раковин пресноводных и морских моллюсков»

1

23

Класс Головоногие моллюски. Обобщение и систематизация знаний по теме «Тип Моллюски»

1

Тип Членистоногие

7

24

Класс Ракообразные

1

25

Класс Паукообразные

1

26

Класс Насекомые.

 Л. Р. № 5 «Внешнее строение насекомого»

1

27

Типы развития насекомых

1

28

Общественные насекомые — пчёлы и муравьи.

1

29

Насекомые — вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека

1

30

Обобщение и систематизация знаний по теме «Тип Членистоногие»

1

Подтип Бесчерепные

1 ч

31

Ланцетник

1

Подтип Черепные. Надкласс Рыбы- 5 ч.

32

Надкласс Рыбы.

Л. Р. № 6«Внешнее строение и особенности передвижения рыбы»

1

33

Внутреннее строение рыб

1

34

Особенности размножения рыб .

Л. Р. № 7 «Внутреннее строение рыбы»

1

35

Основные систематические группы рыб

1

36

Промысловые рыбы. Обобщение и систематизация знаний по теме «Тип Хордовые. Бесчерепные. Надкласс Рыбы»

1

Класс Земноводные, или Амфибии

4

37

Среда обитания и строение тела земноводных.

1

38

Строение и деятельность внутренних органов земноводных

1

39

Годовой жизненный цикл и происхождение земноводных

1

40

Разнообразие и значение земноводных

Обобщение и систематизация знаний по теме «Класс Земноводные, или Амфибии»

1

Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии

4

41

Внешнее строение и скелет пресмыкающихся.

1

42

Внутреннее строение и жизнедеятельность пресмыкающихся

1

43

Разнообразие пресмыкающихся

1

44

Значение пресмыкающихся, их происхождение

1

Класс Птицы

9

45

Внешнее строение птиц. Л. Р. № 8«Внешнее строение птицы.»

1

46

Опорно-двигательная система птиц.

Л. Р. № 9«Строение скелета птицы»

1

47

Внутреннее строение птиц

1

48

Размножение и развитие птиц

1

49

Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц

1

50

Разнообразие птиц

1

51

Значение и охрана птиц. Происхождение птиц

1

52

Экскурсия «Птицы леса (парка)»

1

53

Обобщение и систематизация знаний по темам: «Класс Земноводные, или Амфибии», «Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии», «Класс Птицы»

1

Класс Млекопитающие, или Звери

9

54

Внешнее строение млекопитающих

1

55

Внутреннее строение млекопитающих.

Л. Р. № 9 «Строение скелета млекопитающих»

1

56

Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненный цикл

1

57

Происхождение и разнообразие млекопитающих

1

58

Высшие, или плацентарные, звери: насекомоядные и рукокрылые, грызуны и зайцеобразные, хищные

1

59

Высшие, или плацентарные, звери: ластоногие и китообразные, парнокопытные и непарнокопытные, хоботные

1

60

Высшие, или плацентарные, звери:

приматы

1

61

Экологические группы млекопитающих.

1

62

Значение млекопитающих для человека. Обобщение и систематизация знаний по теме «Класс Млекопитающие, или Звери»

1

63

Развитие животного мира на Земле

Доказательства эволюции животного мира.

7

1

64

Развитие животного мира на Земле

1

65

Этапы эволюции животного мира.

66

Современный мир живых организмов.

1

67

Обобщение и систематизация знаний

1

68

Итоговое тестирование

69

Экскурсия

«Жизнь природного сообщества весной»

1

70

Резерв

1 ч


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Волны. Распространение волн". - 9 класс.

закрепление материала "Волны. Распространение волн". - 9 класс....

Конспект урока по физике "Длина волны. Скорость распространения волн."

повторить причины распространение поперечных и продольных волн...

Волновые явления. Распространение механических волн. Длина волны. Скорость распространения волны. Решение задач.

Уроки по физике на тему "Механические волны", Общее определение волны, определение механической волны, виды волн,свойства волн, характеристики волн, подборка заданий для определения длины волны, скоро...

Урока по ФИЗИКЕ в 9-м классе по теме: «Волновые явления. Распространение волн. Харак-теристики волны: длина волны, скорость волны»

УРОК Цель урока: 1) Объяснить механизм возникновения колебаний частиц в среде          2) Дать определение механических волн. Виды механической волны:...

Урок физики "Длина волны. Скорость распространения волн."

Ввести понятия длина и скорость волны, научить обучающихся применять формулы для нахождения длины и скорости волны....

Презентация к уроку физики в 9 классе "Длина волны. Скорость распространения волн"

Презентация предназначена для использования в качестве наглядного материала при объяснении новой темы...

Длина волны. Скорость распространения волн.

Цель: ввести понятия длины и скорость волны, научить обучающихся применять формулы для нахождения длины и скорости волны....