Проект "Мы - высоковцы"
проект по краеведению (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Вельма Евгения Викторовна

Мы живем в очень сложное время, когда отклонения становятся нормой. Считается нормальным любой ценой уклониться от службы в армии, бросить из машины на дорогу пустую пивную банку, не заводить детей ради сохранения материальных благ или ограничиться одним ребенком, неполная семья, спокойно относимся к повсеместному открытию сиротских приютов при живых родителях. Однако трудности переходного периода не являются причиной приостановки патриотического воспитания. Как бы не менялось общество, а воспитывать у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за нее – необходимо всегда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_na_shag_v_budushchee.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6»

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ

«Мы - высоковцы»

Выполнили:

ученики 6 б класса

Руководитель:

Вельма  Евгения Викторовна

учитель истории и обществознания

пгт. Высокий

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение.                                                                                 3
  2. Тема проекта.  Цель проекта.                                                        4
  3. Этапы реализации проекта.                                                                4

      4. Проверка, реализация гипотезы.                                                        7

      5. Итоги и перспективы проекта.                                                        8

   

 1. Введение.

Школьные годы жизни имеют решающее значение в становлении основ личности учащихся, поэтому важно правильно организовать воспитание и процесс усвоения ими опыта общественной жизни, продумать условия для активного познания школьниками окружающей его социальной действительности.

Каждый народ, каждое время, каждая эпоха оставляют в истории свой след, свои вехи. Что-то в людской памяти стирается бесследно, а что-то ярким пятном ложится на карту истории. Время идет, рождаются новые традиции, складываются новые обычаи. Но без наследия прошлого и настоящего не может быть и будущего. Из поколения в поколение передается любовь к ближнему, широта души и другие качества, присущие русскому народу.

«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов, авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Народные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием души, а не только передачей знаний» (Д.С. Лихачев).

Мы живем в очень сложное время, когда отклонения становятся нормой. Считается нормальным любой ценой уклониться от службы в армии, бросить из машины на дорогу пустую пивную банку, не заводить детей ради сохранения материальных благ или ограничиться одним ребенком, неполная семья, спокойно относимся к повсеместному открытию сиротских приютов при живых родителях. Однако трудности переходного периода не являются причиной приостановки патриотического воспитания. Как бы не менялось общество, а воспитывать у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за нее – необходимо всегда.

Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему отечеству, а с другой – сохранение культурной самобытности каждого народа, входящих в состав России.

В Законе «Об образовании» говорится о необходимости формирования в школьном возрасте начала самосознания ребенка, себя как члена семьи, гражданина города, как активного преобразователя окружающей и общественной среды. Задача учителя – растить гражданина-труженика, которому в будущем предстоит стать созидателем, принося людям, семье, обществу пользу.

Основной из задач образовательных учреждений является приобщение детей к общечеловеческим ценностям.

Данный проект имеет практико-ориентированное значение, потому что все собранные материалы помогут учащимся и преподавателям при подготовке заданий по истории посёлка.

Участие учеников в работе над созданием методического сборника по истории родного посёлка, который может быть использован на уроках учениками и преподавателями, актуально. Знание истории страны, края, посёлка нужны не только старшему поколению, которое создавало эту историю, но, даже в большей степени, это знание необходимо молодым, тем, кому передается эстафета истории.

2. Тема проекта: «Мы - высоковцы»

Цель проекта:

  • Развитие исследовательских и коммуникативных способностей учащихся, ориентированных на формирование активной гражданской позиции и социальное   образование обучающихся .
  • Развитие     интеллектуальных и творческих способностей   детского коллектива через предоставленную возможность воплотить в проекте своё видение истории.
  • Активизация   и сплочение детского коллектива и общественности посёлка.

3. Этапы реализации проекта:

  1. Выбор проблемы.
  2. Сбор информации.
  3. Разработка плана действий.
  4. Реализация плана.

1 этап. Выбор проблемы

 Социологический опрос № 1. «Какие мы, жители края?» (Приложение 1).

Цель опроса: исследование духовно-культурных ценностей, социальных и личностных качеств школьников для их реализации на благо общества.

Анализ полученных данных

Результаты опроса:

  1. Знаете ли Вы что такое патриотизм?

ДА – 90 %, НЕТ – 10 %

  1. Чувствуете ли Вы себя гражданином России?

 ДА – 93 %, НЕТ – 7 %

Вывод 1:

Быть жителем края                                           Знать историю своего края

Социологический опрос № 2: «Знаете ли вы историю своего родного посёлка?» (Приложение 2).

Вывод 2:

 

Необходимо пробудить интерес                    КАК?

к истории родного края         «мозговой штурм»

Как использовать собранные в ходе реализации проекта материалы?

Опубликовать материалы по истории города в методическом информационном сборнике.

Подведение итогов первого этапа.

Два социологических опроса («Какие мы, жители края?» и «Знаете ли вы историю своего родного посёлка?») показали следующие результаты.

Ответы респондентов свидетельствуют, что участники опроса понимают важность значения историю своей страны, своей малой Родины, однако этих знаний недостаточно. Следовательно, необходима просветительская и пропагандистская работа по распространению знаний по истории своего родного посёлка. Есть посёлок, но нет его жизнеописания. Выявленное противоречие обусловило   тему нашей работы: история родного посёлка. Но это должно быть не просто перечисление исторических фактов на примере нашего посёлка, хотя это тоже может быть интересно.

Проблема является актуальной и может стать предметом рассмотрения в школьной проектной деятельности. Наша   идея заключается в том, чтобы:

1) провести исследование по истории родного посёлка, собрать всю имеющуюся на сегодня информацию и добыть качественно новую, выходящую за рамки официально принятой; создать  информационную базу о   людях с интересной судьбой, живущих в поселке Высокий  на основе краеведческого материала.

2) организовать личные встречи участников проекта со старожилами и   запись их воспоминаний, фотографий и др.

3) создать на такой универсальный продукт, в котором достаточно полно и долговечно можно будет не только сохранять, но и практически применять собранную информацию по истории посёлка.

Чтобы воплотить нашу идею, мы поставили перед собой задачи:

  • заинтересовать и привлечь к сотрудничеству как можно больше ребят и    жителей посёлка – свидетелей и участников больших и малых исторических событий, придав этому сотрудничеству ещё более социально значимый характер
  • проявить свои творческие и организаторские способности, направленные на сплочение ребят вокруг идеи проекта с целью   их гражданского воспитания и образования.
  • активизация   и сплочение детского коллектива и общественности посёлка.

Продуктом проектной деятельности может стать презентация и информационный методический сборник, в который будут включены исследовательские работы детей по истории образования посёлка Высокий,  материалы о деятельности людей, внесших вклад в развитие посёлка. Издание сборника может способствовать решению задач по развитию интереса к истории малой Родины  и родного края.        

4. Проверка, реализация гипотезы.

1. Организация поисковой работы:

·          провели опрос учителей, учащихся, представителей официальных органов, работников культуры и других жителей посёлка: кто и какой информацией по истории посёлка располагает, где хранятся   собранные   ранее материалы;

Сбор информации   дал   первые результаты:

·          получили возможность воспользоваться личными архивами жителей посёлка, собирающих   свою историю посёлка;

·          анкеты жителей посёлка   позволили уточнить и дополнить информацию какие люди пользовались авторитетом   среди жителей и почему; какие события в жизни посёлка представлялись наиболее значимыми;

·          выбрали тех, кто может   рассказать о времени и о себе что-то интересное, за рамками анкеты.

          2. Проведение исследовательской работы на основе   собранных материалов

Цель исследования: выяснить, что в воспоминаниях   жителей посёлка имеет общественное значение, отражает характерные   тенденции в жизни посёлка и содержит объективные оценки (совпадение мнений разных свидетелей), а что в данной информации случайного, нетипичного и неточного, требующего дополнительного подтверждения фактами.

·                наиболее значимые в судьбах жителей посёлка события связаны с историей страны: переселение людей, годы строительства и расцвета посёлка.

Выводы:

собранные фактические и свидетельские материалы имеют уникальный характер и   займут важное место в истории посёлка.

 3.   Работа   над   содержанием проекта:

а) в соответствии с основной мыслью проекта выбрали название – «Мы - Высоковцы»;

б) разбили весь имеющийся материал на следующие   основные разделы:

  • Историческая хроника (возникновение посёлка)
  • Посёлок   сегодня
  • Знаменитые люди посёлка.
  • Ветераны Великой Отечественной войны и труженики тыла.

в)   внутри разделов   - свои композиционные элементы; они уточняются и компонуются   ответственными за данный раздел;

г) отбор иллюстративного, фактического материала и   создание текстов в соответствии с принятой композицией.

В качестве фактического материала будем использовать в основном сканированные фотографии,   некоторые документы, набранные в редакторе WORD, и, главное,   звуковые файлы – новые, с диктофона, и старые – перезаписанные с магнитофонных лент. Совместить это в одном   продукте мы решили с помощью компьютерной презентации, способной скомпоновать и сохранить в цифровом виде разнообразную по форме информацию. А так же создать сборник «Мы – высоковцы», который будет храниться в школьной библиотеке.

5. Итоги и перспективы проекта.

            Нам представляется, что создание проекта «Мы - высоковцы» само по себе станет ещё одним важным событием в истории посёлка и принесёт огромную пользу всем его жителям и нам, его   авторам, в том числе. Работа над проектом увлекает не только создателей его, но и многих жителей посёлка, которые оценили предоставленную возможность оставить о себе   добрую память.

Приложение 1.

Уважаемый респондент!

  К Вам обращается инициативная группа социального проектирования МБОУ «СОШ №6» Просим ответить на вопросы нашей анкеты. Результаты опроса помогут определить тему  проекта в нашей школе (При заполнении анкеты укажите, пожалуйста, Ваш возраст/класс.)

Вопросы:

1.        Знаете ли Вы что такое патриотизм?

•        Если да, то напишите, как Вы это понимаете.

•        Нет

2.        Чувствуете ли Вы себя гражданином России?

•        Да

•        Нет

3.        Какими качествами должен обладать житель нашего края? Выберите 5 качеств, которые соответствуют Вашему представлению:

•        Нравственность

•        Эгоизм

•        Безразличие к себе и окружающим

•        Чувство долга

•        Приверженец идеалам, ценностям, традициям общества

•        Гражданственность

•        Духовность

•        Любовь к малой Родине

•        Безответственность

•        Безграмотность

4.        Знаете ли вы, что такое малая Родина?

•        Если да, напишите, как вы это понимаете.

•        Нет

Благодарим за сотрудничество!

Приложение 2.

Уважаемый респондент!

 К Вам обращается инициативная группа социального проектирования МБОУ «СОШ №6». Просим ответить на вопросы нашей анкеты. Результаты опроса помогут определить тему социального проекта в нашей школе.

Вопросы:

  1. Знаете ли Вы историю возникновения нашего посёлка, его названия?
  2. Что Вы знаете об улицах нашего посёлка? В честь кого они были названы?
  3. В каком году построена наша школа?
  4. Ваш пол.
  5. Возраст.
  6. Род занятий.