РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Основы экскурсоведения»
рабочая программа по краеведению на тему
Программа предназначена для проведения факультативных занятий учащихся 8–10 классов. При профильном обучении она может быть использована в рамках предпрофильной подготовки учащихся 8-9 класса, а так же в качестве элективного курса в 10 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy2.docx | 55.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса
«Основы экскурсоведения»
Составитель: учитель истории и обществознания Тюбина-Москвина И.М.
г. Тихвин
2013
ОГЛАВЛЕНИЕ
Пояснительная записка
Учебно-тематическое планирование. 9
Методические рекомендации к проведению занятий.
Содержание курса. 10
Планируемые результаты изучения учебного предмета…………………
Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения. ……………………………………………………………………….
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
С чего начинается Родина…
С заветной скамьи у ворот.
С той самой берёзки, что во поле
Под ветром склоняясь, растёт.
(М. Матусовский).
Современное российское общество переживает сложный период становления новой системы ценностей. Перед образованием стоит задача соотнесения ценностей современной цивилизации с традициями России. Главной целью исторического образования остается формирование самосознания юных россиян, воспитание патриотизма, приобщение их к национальным традициям. В этих условиях все большее значение имеет развитие краеведения, которое способствует пробуждению у школьников чувства малой родины, стремления к знанию его истории, местных обычаев и традиций, что составляет основу роста духовной культуры всего общества.
Для формирования у школьников верности и любви к Родине, готовности к служению Отечеству, что является основными задачами патриотического воспитания, необходимо изучение истории и культуры родного края. Любовь к малой Родине постепенно перерастает в любовь к своей Отчизне. Поэтому подрастающему поколению просто необходимо более подробное, детальное изучение родного края.
Краеведение как региональный компонент школьной программы в настоящее время изучается практически во всех школах. В курсе краеведения учащиеся знакомятся с историей родной земли, её природой, уникальными памятниками, творчеством земляков. Но в рамках программы не всегда удаётся более глубокое и детальное изучение какой-либо темы, события и т.п. Данный элективный курс позволит изучить жизнь города Тихвина со дня его основания до настоящего времени. Кроме обучающей роли курс должен помочь воспитывать в детях уважение к истории родного края, его жителям, а также осознать свою роль и причастность к происходящему вокруг.
Элективный курс призван удовлетворить познавательный интерес школьников, будет полезен тем, кто собирается связать свою жизнь с историей, музейным делом, туризмом.
Основу теоретико–методической разработки программы составила региональная программа «Ленинградская земля: история и культура», созданная в Ленинградском областном институте развития образования для общеобразовательных учреждений. Предлагаемый курс является дополнением к региональному - «Ленинградская земля: история и культура». Практическая направленность курса заключается в начальном этапе подготовки экскурсоводов.
Преимущества данной программы в том, что она позволяет использовать развивающие методы обучения, так как ориентирована, прежде всего, на исследовательскую, проектную деятельность; предоставляет учащимся возможность реализовать интеллектуальные запросы, развивать творческие способности, выражать собственную точку зрения по отдельным проблемам, то есть, способствует формированию их гражданской позиции.
Главная идея, положенная в основу курса - идея духовного развития личности ребенка, важно, чтобы учащиеся не только овладели знаниями и умениями, соответствующими данной программе, но стремились стать созидателями истории родного края, почувствовали себя частью своей Родины и своего народа, умели поделиться информацией со своими сверстниками.
Цель курса – сформировать у школьников систему ценностей и убеждений, основанных на нравственных и культурных достижениях нашего народа; воспитать гуманизм, патриотизм и уважение к традициям и культуре народов России.
Задачи курса.
Для реализации намеченной цели ставятся задачи:
- ознакомить учащихся с событиями исторического прошлого родного края в контексте отечественной и региональной истории;
- развивать умения учащихся самостоятельно анализировать исторические события и источники; обобщать и систематизировать факты; устанавливать причинно–следственные связи; применять знания, полученные в курсе отечественной истории и других дисциплин;
- предоставить школьникам возможность заниматься исследовательской, проектной деятельностью, оформлением результатов работы в виде рефератов и мультимедийных продуктов, защищать их и позиционировать, выступать перед аудиторией с докладами и сообщениями, экскурсиями;
- воспитать интерес и уважение к истории своего края, своего Отечества.
Цель курса является актуальной в целом и полностью соответствует образовательной программе и концепции образовательного учреждения, которое ведет экспериментальную работу по отработке модели многопрофильной школы.
Программа предназначена для проведения факультативных занятий учащихся 8–10 классов. При профильном обучении она может быть использована в рамках предпрофильной подготовки учащихся 8-9 класса, а так же в качестве элективного курса в 10 классе.
Она адресована учащимся, интересующимся краеведением, склонным к ведению исследовательской работы. Освоившие данную программу, получают более полные знания по истории края, приобретают опыт научно–исследовательской, реферативной, проектной деятельности; перед ними открываются возможности участия в конкурсах творческих работ по краеведению.
Программа отвечает интересам учащихся, расширяет их кругозор, позволяет развивать общие и специальные способности. Обучение учащихся происходит на основе знаний и умений, полученных в школьных курсах истории, географии, литературы и других дисциплин, что дает возможность осуществлять межпредметные связи.
В основу построения программы положены следующие принципы отбора и структурирования содержания:
• принцип хронологической последовательности;
• тематический;
• принцип интеграции, то есть соотношения между естественно–научными знаниями и знаниями, отражающими различные виды деятельности человека;
• культурологический принцип, что дает возможность развивать общую культуру школьника;
• принцип неотделимости знаний от практических навыков гражданского участия, от решения назревших общественных проблем.
Критерии результативности обучения – создание учащимися самостоятельной исследовательской работы по краеведению, оформление и защита своего проекта (итогового продукта), презентация его перед сверстниками.
Требования к учителю, реализующему данную программу – владение проблемно–поисковыми методами, проявление творческого подхода к организации учебной деятельности учащихся, умение проводить нетрадиционные формы занятий, осуществление личностно–ориентированного подхода.
Программа предусматривает использование развивающих методов преподавания, групповых форм работы; научно-исследовательской, проектной, реферативной форм деятельности, способствующих развитию личности ребенка. Особенность организации учебного процесса – разнообразные формы занятий: семинары, экскурсии, экспедиции, встречи, конференции.
Курс рассчитан на 34 часа. Он построен с учетом хронологии исторических событий, связан как с федеральным, так и с региональным компонентами. Его содержание и уровень соответствуют нормам и требованиям образовательных стандартов.
Программа содержит перечень основных понятий курса, примерные вопросы и задания, которые учитель может использовать при оценке знаний и умений учащихся. Основу методического аппарата составляют разнообразные творческие, проблемные, практические задания, обозначена тематика рефератов и творческих работ; курс снабжен хронологической таблицей, словарем, списком литературы.
При опытно–экспериментальной проверке выявилось, что курс способствует распространению знаний по истории и культуре родного края, развивает интерес к краеведческой работе, побуждает школьников вести исследовательскую деятельность.
При освоении данной программы учитывались пожелания родительской общественности: проводить более разнообразные формы занятий. Это замечание учтено. Программа предусматривает организацию самых разнообразных типов занятий.
Формы проведения контроля использую психологически щадящие. Отсутствует традиционная пятибалльная оценка в журнал. Оценка выражается в доброжелательной форме (как положительная, так и указывающая на недостатки в работе) в виде зачета, зачета с рекомендациями по уровню усвоения ЗУН: минимальный, средний, максимальный. Для определения уровня по всем видам контроля разработан критерий оценивания, с которым учащиеся знакомятся заранее.
Методы проведения контроля:
-собеседование (диалоговая диагностика);
-педагогическое наблюдение;
-тестирование;
-самооценка учащимися своей работы;
-взаимоконтроль;
-зачет по практической работе;
-отчет о результатах исследований;
-защита учебного проекта.
Оценивание достижений учащихся проводится по результатам защиты исследовательского проекта.
Формы подведения итогов:
• рефераты, презентации, проекты на выбор по теме курса;
• разработка и проведение экскурсии;
• подготовка литературно-музыкальной композиции «Жизнь и творчество великого композитора»;
• разработка буклетов-маршрутов экскурсий по городу;
Темы проектов:
1. Путь иконы в Тихвин.
2. Первые шаги в музыке Н.А. Римского-Корсакова.
3. О чем расскажут улицы старого Тихвина.
4. Тихвин глазами современников.
5.Знаменитые тихвинцы – кто они?
6.Культурное наследие Тихвинского края.
7.Уникальность архитектуры города.
8. Тихвинские монастыри. Прошлое и настоящее.
9.Русские цари в Тихвине.
10.Образ края в литературном творчестве.
11.Война женскими глазами.
12.Меценаты Тихвинского края.
13.Тихвинские ярмарки.
14.Музейное дело в Тихвине.
15.Новое на карте Тихвина.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Раздел | Тема | Количество часов | Теория | Практика |
Основы экскурсоведения | Введение. История развития туризма и экскурсионного дела. | 1 | 1 | |
Понятие об экскурсии. | 1 | 1 | ||
Классификация экскурсий. | 1 | 1 | ||
Экскурсовод- профессия. | 1 | 1 | ||
Методика составления экскурсии. | 1 | 1 | ||
Требования к экскурсионной методике | 1 | 1 | ||
Техника проведения экскурсии. | 1 | 1 | ||
Методическая разработка городской экскурсии. | 2 | 2 | ||
«Вспомним,как русская сила солдатская немцев за Тихвин гнала…» | Тихвин-год 1941-й. | 1 | 1 | |
«Дорогами былых сражений» | 1 | 1 | ||
Тихвинские герои-комсомольцы | 1 | 1 | ||
Подвиги артиллеристов,лётчиков,танкиста | 1 | 1 | ||
Памятники военно-исторического значения | 1 | 1 | ||
Методическая разработка заочной экскурсии «Путь к Победе лежал через Тихвин». | 2 | 2 | ||
Тихвинская оборонительная операция. | 1 | 1 | ||
Тихвинская наступательная операция. | 1 | 1 | ||
Астраченский рубеж | 1 | 1 | ||
Братские захоронения | 1 | 1 | ||
Слава героям | 1 | 1 | ||
Методическая разработка обзорной экскурсии «По местам боевой славы». | 2 | 2 | ||
История Тихвинского края. | История возникновения Тихвина. | 1 | 1 | |
Тихвин в 16 веке. | 1 | 1 | ||
Тихвин в период польско-шведской интервенции | 1 | 1 | ||
Развитие Тихвинского края в 17 -18веке. | 1 | 1 | ||
Тихвинский край в 19 веке. | 1 | 1 | ||
Участие Тихвинских ополченцев в Отечественной войне 1812 года. | 1 | 1 | ||
Тихвин и декабристы. | 1 | 1 | ||
Знаменитые тихвинцы. | 1 | 1 | ||
Тихвинский край.Век 20-й. | 1 | 1 | ||
Методическая разработка пешеходной экскурсии «Историческое прошлое нашего города». | 2 | 2 |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.
Курс включает в себя 3 раздела.
1 раздел(8 ч.) –«Основы экскурсоведения»-знакомит учащихся с программой курса понятием экскурсии, функциями, признаками и классификациями экскурсий, образцами заданий, критериями оценки, а также с методикой составления экскурсий. Разъяснение целей обучения по программе. Знакомство с примерами учебных проектов. Требования к содержанию учебного проекта. Оценка мультимедийных материалов проектов. Подготовка к разработке учебного проекта. Алгоритм работы над проектом. Планирование содержания учебного проекта. Продумывание темы проекта. Актуальность проекта. Выбор основополагающего вопроса. Обсуждение возможных тем проектов. Формулирование проблемы (выбор темы индивидуально или в группе исследований учащихся). Определение творческого названия проекта. Требования к структуре и содержанию проекта.
2 раздел(14ч.)-«Вспомним, как русская сила солдатская немцев за Тихвин гнала…»-даёт представление о роли нашего города в освобождении Родины от немецко-фашистских захватчиков. Тихвинская военная операция. Немецкая оккупация. Итоги и значение тихвинской военной операции в ходе Великой Отечественной войны. Герои Советского Союза в боях за Тихвин.
Юные герои – тихвинцы. Братские захоронения. Орден Отечественной войны первой степени. Тихвин - город воинской славы.
3 раздел(12ч.)-«История Тихвинского края»- рассматривает
основные исторические события из прошлого нашего края. История
возникновения Тихвина. Явление чудотворной иконы. Сведения об иконе
Тихвинской Богоматери, особенности ее иконографического образа.
Значение образа в судьбе России и нашего края. История создания
Тихвинского Успенского монастыря. Развитие архитектурного ансамбля
монастыря на протяжении четырех столетий. Успенский собор –
выдающийся памятник архитектуры XVI века. Описание монастырского
ансамбля Я. И. Бередниковым и А. П. Башуцким. Тихвинский монастырь –
центр духовной жизни края. Становление Тихвина как крупнейшего
религиозного центра северо–западной Руси.
Развитие Тихвина в 16 веке. Тихвин в период польско-шведской
интервенции в начале 17 века. Социально–экономическое развитие края во
второй половине XVII века. Тихвинский посад – крупнейший торговый и
ремесленный центр Северо-Запада России. Расцвет ремесленного
производства. Тихвинская ярмарка. Внешняя торговля. Монастырское
землевладение в крае. Положение посадского населения. Противоречивость
положения Тихвинского посада. Нравы тихвинцев в XVII веке.
Тихвин в 18 веке. Статус города. Герб города. Экономическое и хозяйственное развитие Тихвина. Пути сообщения. Тихвинская водная система. Кустарные промыслы края. Участие тихвинцев в отечественной войне 1812 года. Тихвин и декабристы. Н.А. Римский-Корсаков – великий русский композитор. Я.И. Бередников – крупный учёный археограф. Поэт А.А. Крылов и художник П.Е. Заболотский. Просветительская, педагогическая и научная деятельность И.П. Мордвинова. В.И.Равдоникас – деятель мировой науки. Восстановление хозяйства в послевоенный период. Промышленное и жилое строительство. Организация и развитие предприятий города. Развитие медицины ,образования, культуры. Повседневная жизнь тихвинцев.
Основные понятия: монастырь, инок, братия, подвижник, пустынь, Преподобный, рака, мощи, икона, иконографический образ, Одигитрия, Оранта, риза, архимандрит, иеромонах, набат, богадельня ,благовест,
пятина, погост, волость, торжок, починок , пустошь, мир, губа, тяглая земля, земцы, ратники, половники, бобыли, помещики, опричнина, посад, посадские люди, пашенные люди, обжа, соха, писцовая книга, ключник, целовальник, волостель, челобитная, владыка, церковный приход, часовенный приход, церковный причт, дьякон, пономарь, опричнина. Клеть, сени, горница, подклет, повалуша, дранка, хоромы , алтарь, иконостас, киот, тябло, трапезная, анафема, единоверцы, секуляризация, барка, жито, поташ, ям.
имение, усадьба, исполу, аренда, отходничество, удельные крестьяне, временнообязанные крестьяне, чересполосица, амбар, гумно, рига, ледник, омшаник, пилевня, овин, шлюз.
Хронологические сведения.
В летописи под 1383 г. сообщается о явлении иконы Пречыстыя Богородицы в "области Великого Новгорода, нарицаемой Тихфина".
В XV - начале XVI вв. важный религиозный центр на Северо-Западе Руси.
В 1560 г. были возведены Большой Успенский мужской и Малый Введенский женский монастыри, вокруг которых вырос Тихвинский посад.
В 1611-13 г. героическая оборона Тихвина от шведских захватчиков.
В 1773 г. Тихвинский посад получил права уездного города Новгородского наместничества (с 1796 г. - губернии).
В конце XVII - XVIII вв. значительный торговый центр с развитым кузнечным производством. В 1811 г. была открыта Тихвинская водная система, соединившая Волгу с Балтийским морем, открыто судоходство.
1844-1908-годы жизни Н.А.Римского-Корсакова.
До XX в. развивался как крупный торговый и религиозный центр северо-западной части России. Через Тихвин проходил Сибирский тракт (из Петербурга в Сибирь); здесь находилась большая почтовая станция.
1906г.-строительство железной дороги Санкт-Петербург-Вологда, которая прошла через Тихвин.
С 1918 г. Тихвин - уездный город Череповецкой губернии, с 1927 г. районный центр Ленинградской области.
В годы Великой Отечественной войны 1941-45 Тихвин был оккупирован немецко-фашистскими войсками 8 ноября 1941; освобождён 9 декабря 1941 г
2004г-возвращение иконы Тихвинской Богоматери из США.
Защита проектов.
Понятие «защита проекта». Требования к представлению проектов. Корректировка материалов проекта и подготовка их к защите. Экспертиза и оценка проектов. Консультации с руководителем проекта.
Круглый стол: Защита созданных учебных проектов.
Форма организации деятельности обучающихся – фронтальная, групповая, индивидуальная.
№ п/п | Раздел, тема | Форма занятий | Приемы и методы организации занятия | Дидактический материал, техническое оснащение занятий | Форма подведения итогов |
1 | Основы экскурсоведения | Комбинированные Лекция Беседа Дискуссия Практическая работа Контроль умений | Объяснительно-иллюстративный Репродуктивный Словесные методы Тренировка Наглядный метод Тестирование Частично-поисковый "Круглый стол" Моделирование ситуаций | Презентации Тест входного контроля Анкета Вопросы к дискуссии, памятка для составления буклета | Входное тестирование разработка буклетов-маршрутов экскурсий по городу |
2 | «Вспомним, как русская сила солдатская немцев за Тихвин гнала…» | Лекция Беседа Практическая работа Контроль умений | Объяснительно-иллюстративный Репродуктивный Словесные методы Наглядный метод Частично-поисковый | Вопросы к дискуссии и «круглому столу». Алгоритм работы над проектом | Проект, проведение заочной экскурсии в младших классах |
3 | История Тихвинского края. | Комбинированные Беседа Дискуссия Самостоятельная работа. | Объяснительно-иллюстративный Репродуктивный Словесные методы Наглядный метод Частично-поисковый | Примерные темы проектов, основополагающих вопросов | Проведение экскурсии, выступление на конференции,подготовка радиопередачи |
Дидактические материалы:
- презентации к учебным проектам;
- образцы работ обучающихся;
- памятки по работе с приложениями;
- рекомендации к практической работе;
- методическая литература по проектной методике;
- методические разработки учебных занятий;
- сценарии дискуссий;
- мультимедийные энциклопедии;
- проверочные тесты.
Технические средства обучения:
- компьютерный класс, подключенный к сети Internet;
- локальная сеть;
- мультимедийный проектор;
- сканер;
- принтер;
- цифровая фотокамера;
- Microsoft Word;
- Microsoft Excel;
- Microsoft PowerPoint;
Ожидаемые результаты и способы их проверки.
В результате обучения учащиеся:
Будут иметь представление:
- об особенностях и этапах исследовательской деятельности;
- об истории метода проектов;
- о закономерностях творческого процесса.
Будут знать:
- что такое проект;
- какие виды проектов существуют и могут разрабатываться учащимися;
- требования к проектам, разрабатываемым учащимися;
- где и как искать необходимую информацию;
- общую логику исследования и порядок работы над проектом.
Будут уметь:
- работать с документом, составлять таблицы, строить диаграммы и графики;
- оценивать логическую правильность рассуждений, извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках;
- создавать презентации, публикации по краеведению;
- планировать самостоятельную и коллективную деятельность по работе
над проектом;
- осуществлять поиск необходимой информации по краеведческим темам;
- проводить локальные исследования;
- проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия
из известных или ранее полученных утверждений;
- аргументировать свою точку зрения и выступать в качестве оппонента;
- представлять результаты исследований в электронном виде;
- использовать информационные технологии для поиска и обработки информации, общения.
Будут владеть:
- методом мозгового штурма для решения проблем;
- методом аналогий;
- методом поиска альтернатив;
- доказательства от противного;
- методом постановки смысловых вопросов;
- моделированием;
- техникой компьютерного представления информации.
Будут понимать:
- необходимость личной ответственности за результат;
- роль группы в решении проблемы;
- необходимость согласованности действий;
- свои сильные и слабые стороны;
- необходимость соблюдения авторских прав.
Формы подведения итогов реализации образовательной программы
Результатом обучения является выполненный учебный проект, а также проведение экскурсии.
В процессе обучения проводится систематическая диагностика знаний, умений и навыков по отдельным темам.
Используемая литература.
- Виноградова Л.В. Уездный город Тихвин. – СПб.: «Сударыня», 2006 – 176 с.
- Витмер А.Н. Памяти Римского-Корсакова. – В ж. «Нива», 1912, №21.
- Гинева Л. Изгнанники. «Ленинградская правда», 1975, 25 декабря.
- Григорьев Л.И. Тихвин и его святыня. Описание города, Тихвинского Большого монастыря и пребывающей в нём святыни. – Т.-СПб.: «Икар», 1999 – 64 с.
- Коваленко Г.М. Русско-шведские отношения в XVII веке. Петрозаводск, Карелия, 1982.
- Кононов В. Из истории создания Тихвинской водной системы. Тихвин, «Дивья», 1999, 12-18 февраля.
- Крупейченко И.П. Курганы. Тихвин, «Трудовая слава», 1990, 31 августа.
- Мордвинов И.П. Старый Тихвин и НагорноеОбонежье. – Т.-СПб.: «Икар», 1999 – 64 с.
- Мордвинов И.П. Тихвин и Столбово в 1609 – 1617 гг. Тихвин, 1917.
- Народное ополчение в Отечественной войне 1812 года. Сборник документов. М., 1962.
- Никонов Н. Планировка старого Тихвина. Тихвин, «Трудовая слава», 1978, 12 мая.
- Римская-Корсакова Т.В. Детство и юность Н.А. Римского-Корсакова. СПб., «Композитор», 1995.
- Светловский А. Тихвинские ярмарки. Тихвин, «Трудовая слава», 1981, 21 августа.
- Сербина К.Н. Очерки из социально-экономической истории русского города. Тихвинский посад XVI – XVII вв. М.- Л., 1951.
- Тихвинец: публицистический, литературно-художественный, краеведческий журнал.
- Шаскольский И.П. Столбовский мир 1617 и торговые отношения России со шведским государством. М., «Наука», 1964.
- Шаскольский И.П., Файнштейн Л.А., Самушенкова М.Л. Тихвин. – Л.: Лениздат, 1984 – 191 с.
- Кутузов В. Что мы знаем о нашем гербе? Тихвин, «Трудовая слава», 1998, 5012 февраля.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА "Основы религиозных культур и светской этики""
Данный материал поможет учителям, преподающим новый курс ОРКСЭ, дана подробная расчасовка тем по предметам...
Рабочая программа курса Основы безопасности жизнедеятельности 5-9класс
Рабочая программа разработана на основе программы среднего (полного) общего образования по ОБЖ, авторской программы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» ...
Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 6-х классов
Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 6-х классов средней общеобразовательной школы № 169 разработана в соответствии с учебным планом образовательного учреждения...
Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 7-х классов
Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 7-х классов средней общеобразовательной школы № 169 разработана в соответствии с учебным планом образовательного учре...
Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 8-х классов
Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 8-х классов средней общеобразовательной школы № 169 разработана в соответствии с учебным планом образовательного учре...
Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 9 классов
Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 9 классов школы № 169 является локальным и индивидуальным документом образовательного учреждения. Она показывает как ...
Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 10-го класса
Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 10-го класса средней общеобразовательной школы № 169 разработана в соответствии с учебным планом образовательного учр...