Служители церкви Успения Пресвятой Богородицы деревни Внуто в период репрессий
творческая работа учащихся по краеведению (8 класс) на тему

Девальд Анна Викторовна

Содержание работы

1.      Введение

2.      Батюшка Виктор Никитин Александрович.

3.      Жизненный путь Отца Иосифа

4.      Заключение

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение

«Средняя школа с. Анциферово»

«Служители церкви Успения Пресвятой Богородицы

деревни Внуто в период репрессий »

                                                                            Работу выполнила:

                                                                            Рудина Елизавета,

                                                                            ученица 8 класса.

                                                                            Руководитель работы:

                                                                            Девальд Анна Викторовна

                                                                            учитель истории и обществознания         

                    2015 год.

Содержание:

  1.  Введение
  2.  Батюшка Виктор Никитин Александрович.
  3.  Жизненный путь Отца Иосифа
  4.  Заключение

   

        Введение:

Тема моей работы «Служители церкви Успения Пресвятой Богородицы деревни Внуто в период репрессий». На уроках истории я узнала, что у Советской власти было особое отношение к церкви: священнослужители подвергались гонениям, многие из них прошли тюрьмы и лагеря, большинство не смогли пережить этот страшный для православия исторический период. Мне стало интересно, а что происходило в моем Родном краю, может наш тихий уголок, беда обошла стороной? Объектом моего исследования стала церковь Успения Пресвятой Богородицы деревни Внуто, но в процессе работы я больше внимания уделила личности Отца Иосифа Сафронова и его непростому  жизненному пути.

Считаю свою работу актуальной и своевременной, современная молодежь не знает людей, с которых действительно хотелось бы брать пример. Кто сейчас кумиры  молодежи – популярные актеры, певцы и т.д., а все ли они заслуживают восхищения и подражания?  Поэтому цель моей работы:  доказать, что в моем Родном краю, жили и живут люди, с которых можно и нужно брать пример. Считаю, что молодым людям необходимо знать этих людей, знать их биографию, и как они смогли добиться всеобщего уважения и почитания. Задачи моего исследования: - познакомиться с историей церкви деревни Внуто в период репрессии, с судьбой служителей церкви в этот исторический период, а так же познакомить других ребят с моей исследовательской работой, чтобы возбудить интерес к изучению Родного края.

В основу моей работы лег удивительный фильм1991 года, который мне удалось обнаружить в процессе работы. Фильм киностудии «Леннаучфильм» режиссера Хмельницкой, автора сценария Соболевой. Фильм документальный, главный герой Отец Иосиф Сафронов, который рассказывает о своей жизни. Это единственная запись, благодаря которой мы может посмотреть, какой он  – батюшка Иосиф, услышать его речь, узнать его точку зрения на многие события. Посмотреть, как скромно живет человек, всю жизнь посвятивший служению Богу и людям, как общается с прихожанами, как служит Богу. Уникальный фильм, но к сожалению, забытый.

1. Батюшка Виктор Никитин Александрович.

История нашей церкви начинается с 1869 года.  До 1937, она непрерывно функционировала, но 5 октября 37 года батюшка был арестован, в миру его звали Никитин Виктор Александрович, 1900 года рождения.  4 ноября он был осужден по статье 58-10, 58-11 УК РСФСР,  и приговорен к высшей мере наказания – расстрелу.  12 ноября приговор был приведен в исполнение.

В чем была вина батюшки? Вот какое обвинение содержали эти статьи:

Статья 58-10: пропаганда или агитация, содержащая призыв к свержению, подрыву или ослаблению Советской власти.

Статья 58-11: Всякого рода организационная деятельность, направленная на подготовку свержения, подрыва или ослабления Советской власти.

Был ли наш батюшка виновен? Мы никогда не узнаем. Но разве он заслуживал такого наказания, как расстрел?

Имя священника церкви деревни Внуто внесено в памятные списки, которые носят название «Православные духовные войны», эти списки содержат имена и фамилии служителей православной церкви, которые подверглись жестоким репрессиям и их жизни трагически оборвались.

Виктор Никитин вызывает у меня чувство глубокого уважения, предо мной встает образ человека готового бороться за свое дело даже под угрозой смерти. Я думаю, что наш батюшка критиковал отношение Советской власти к православной вере, к нашему культурному наследию, и  спустя десятилетия, мы можем смело сказать: «Он был прав». Ведь после его смерти нашу церковь стали использовать под сельский клуб, люди перестали искать спасение души своей в стенах этого храма, а приходили сюда весело провести свой досуг. И так продолжалось до 1945 года.

К сожалению, я не смогла обнаружить фотографий нашего батюшки, и уже давно нет в живых людей, которые могли бы рассказать об этом человеке. Скромная информация, которой я поделилась с вами в своей работе, это все что мне удалось узнать о нем.

2. Жизненный путь Отца Иосифа.

Большую часть своей работы я посвятила изучению жизни Архимандрита Иосифа Сафронова, или как его ласково называли прихожане батюшке Иосифу, он служил Богу и людям в нашей церкви 30 лет.

Батюшка Иосиф прошел сложный жизненный путь: родился он 21 июля 1901 года в деревне Лаврово Тульской губернии в простой крестьянской семье. С восьмилетнего возраста жил в Ново – Иерусалимском монастыре в Москве. В 1912 году за успехи в хоровом пении был приглашен на фестиваль церковной музыки в Рим, а после Иосиф посвятил святые места в Иерусалиме.

Но после прихода к власти Советов, жизнь Иосифа резко изменилась.

«Служил я в Ново-Иерусалимской обители» - вспоминает батюшка Иосиф: «пришли и выгнали, как есть, всех выгнали вон из монастыря. Было это в четыре часа вечера, конная милиция, на лошадях, кого передавила, кого как. А ведь богатейший монастырь был, работали все, не покладая рук, молились все, обеспечивали не только себя, но и других, питалися там богомольцы, общая трапезная для них была, скота было всякого, хутора были, и все сыты были, а теперь вот как расправились с жизнью, до чего довели страну».

Вот тогда и начался крестный путь отца Иосифа по советским тюрьмам и лагерям, путь длиной в двадцать четыре года и четыре месяца. Сначала была Лубянка (одно только название Лубянской площади вызывало у людей ужас, там располагалось НКВД (Народный комиссариат внутренних дел СССР, где вершился неправый суд над человеческими судьбами)), а за ней концентрационный лагерь СЛОН (Соловецкий лагерь особого назначения). Когда – то на Соловецких островах располагался красивейший монастырь, Советы стали использовать его под содержание политических заключенных. В 1936году Иосиф был отправлен на поселение в северный поселок Медвежья Гора. В 1937 году, когда разделили народ на жертв и палачей, особист (работник особого отдела по делам государственной безопасности) ГУЛАГа (Государственное управление лагерей и мест заключения) Анатолий Воронин предупредил отца Иосифа: «Ночью тебя расстреляют, попробуй бежать». Чудо, но побег удался, Иосиф добрался до Финляндии.

Вспоминает Иосиф Сафронов: «Сколько я там не жил, чужой язык, был я и в Европе, куда не придешь все чужое. Нет, жаль мне стало свою страну, поеду я домой, пусть хоть и повесят». Но повесить, не повесили, арестовали, приговор 25 лет заключения, по тем же статьям что и его предшественника Виктора Никитина.

В лагере приключился с Иосифом такой случай – от тяжелой работы, голода и сырости, у него начали отниматься ноги. Его отправили умирать на делянку. В забытье было ему видение, надо ноги березой лечить. Стал Иосиф к ногам листья березовые прикладывать, пил березовый отвар, и действительно, береза его спасла. Конвоиры пришли, думали прикопать труп, а батюшка оказался жив. О чем говорит этот случай? О святости человека, или о его огромном желании жить и бороться до конца?

«Вам как священнику тяжелее было чем другим заключенным?»: - задали вопрос Иосифу два героя фильма: Саша Сорокин и Ваня Филев, будущие священники.

«Заключенный мир, всем было тяжело, все стояли перед смертью, а священники, они первым делом шли на истребление, чтоб никто не мог вернуться, из 100% духовенства вырвался только один процент, только один процент» - отвечает батюшка.

«Церковь пытались избить, к 1 мая 1937 года имя Бога должно быть забыто – это из Декрета советского правительства. В 80 году я покажу вам последнего попа – из речи главы государства.  По суду казнено белого духовенства – 2,5 тысячи, монахов – 2 тысячи, монахинь и послушниц – 3,5 тысячи, 15 тысяч священников расстреляны без суда и следствия и это только за 1 год – 1922. Если бы я знал их по именам, если бы мог за каждого помолиться, жизни бы не хватило.» - с болью в голосе говорит батюшка.

И вот только в 1962 году батюшка Иосиф, казалось, обрел долгожданный покой, этим местом стала наша церковь Успения Пресвятой Богородицы деревни Внуто, в которой он служил с 1962 по 1993 год. Но в 85 году вновь арест, за шпионаж, да, в нашей глубинке шпионам раздолье.

«Я только стал печку растоплять, смотрю в окно, Боже мой, целый полк идет, обыск, залезли даже в подвал, иконы конфисковали, записи конфисковали, книги тоже конфисковали, все расшвыряли, такого ареста я не помню. Раньше приезжали спокойно, 2-3 приедут, арестуют и все» - вспоминал батюшка

В этот раз продержали его недолго, привычное обвинение не сработало, наступали новые времена. Вернулся батюшка во Внуто, продолжать служить Богу и людям.

«Да, раньше совсем другой приход был, тут такая деревня была, 45 домов, несравнима ни как, и часовня была, а теперь нет ничего, теперь все выжили» - вспоминает батюшка.

«А молодых священников присылают сюда?» - спросили студенты

«Никого нет, так ведь что тут молодому делать? На горе сидеть – соловьем петь. Я то, привык. То тот хлеб привезет, то тот – вот и ладно. А молодой приедет - он же семейный, чем ему жить то здесь?  А я целиком и полностью здесь до конца. Смогу ли я служить до конца, нет ли, но я должен до конца здесь жить и никуда отсюда не намерен» - отвечает батюшка.

Его прихожане люди, которые совсем недавно были гонимы за веру, они просят не снимать их, боятся, до сих пор боятся. Много здесь одиноких военных вдов, они сироты при живых детях, бросили матерей, подались в город, там легче, вот и приходят старухи сюда, за десятки километров, пешком. Вера помогает им жить по-людски, не озлобляться, помогает прощать. Церковь Успения Пресвятой Богородицы – место где они могут помолиться за своих детей, попросить у Господа помощи и сил, а отец Иосиф – человек, который дарит им надежду, веру в завтрашний день, ведь благодаря ему, этот Божий храм принимает людей и дарит им утешение.

«Вы смогли бы простить тех людей, которые творили такое зло?»- задают студенты, наверное, самый сложный вопрос.

«Видишь ли, какое дело, если бы они осознали это, что они творили зло, тогда и простить легко. Как говорит Евангелие «Молитесь за обижающих вас и за убивающих вас, ибо ваши души они не могут убить никогда. Телеса убьют, а души не убить». Я бы лично сказал, что я прощаю. Пусть будет так, я живой, но вы будете мучиться, вас задавит тоска о том, что вы натворили. Бог всегда оставляет свидетеля, ничего не делается, чтоб не было свидетеля. Кого – то сохранит он обязательно. Меня видимо и сохранил» - вот такой ответ дал батюшка. Он простил 25 лет мучений и лишений, ссылок и арестов. Ведь не людям судить, есть Божий суд, где каждый ответит за дела свои.

«26 лет я здесь прожил, а оглянулся назад, ничего я и не сделал. Ох, сколько делов осталось, а силы теперь уж ушли» - с печалью в голосе говорит батюшка. Как же вы Отец Иосиф неправы, низкий поклон вам – за церковь нашу, за веру нашу, за души наши. Вы сделал невероятно много для развития нашей церкви,  и нашего Родного края.

Заключение:

Согласитесь, разве батюшки, с которыми я познакомила вас в своей работе, не примеры для современной молодежи?  Сложный путь прошли батюшки, но трудности они не сломили их, а предавали сил, для новой борьбы против Советов, борьбы за веру православную. Эти люди несмотря ни на что, сохранили веру, душу, и остались людьми, людьми с большой буквы.

Батюшки трудились в сложный период для православия – период Советской власти. Этот период истории нашего государства,  как и любой другой, бесспорно имел и положительные и отрицательные моменты. Служить Богу – тяжелый труд, а когда тебе противостоит власть невозможный. Наши батюшки доказали, что нет ничего не возможного – они жили и помогали жить другим, они верили, и вселяли веру в сердца других людей.

В нашей стране закрывались, разворовывались и уничтожались церкви, храмы, монастыри,  а нашу церковь сохранили, сберегли и это заслуга наших батюшек.

Вот истинные примеры, о которых нельзя забывать, о которых нельзя молчать. Зачем искать, зачем придумывать героев, стоит оглянуться, и вот они, жили, а может, и живут, рядом с нами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Введение во храм Пресвятой Богородицы"

Литературно -музыкальная композиция....

Благовещение Пресвятой Богородицы

Благовещение (Annuntiatio — возвещение) — евангельское событие и посвящённый ему христианский  возвещение архангелом Гавриилом Деве Марии о будущем рождении по плоти от неё Иисуса Христа[b]Благов...

Урок-лекция "ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦА"

Цели урока:- познакомить учащихся с земным жизненным путём Пресвятой Богородицы;-показать нравственный образ и славу Пресвятой Богородицы;-показать взаимосвязь Матери Небесной и Матери Земной  че...

Земная жизнь Пресвятой Богородицы. Образ Пресвятой Богородицы-прообраз женщины-матери

Муниципальный этап краевого конкурса на лучшую тематическую разработку урока «Земная жизнь Пресвятой Богородицы» («Образ Пресвятой Богородицы - прообраз женщины- матери»), посвящённый Дню Матери в Рос...

Земная жизнь Пресвятой Богородицы. Образ Пресвятой Богородицы-прообраз женщины-матери (презентация)

Презентация к уроку краевого конкурса на лучшую тематическую разработку урока «Земная жизнь Пресвятой Богородицы»( «Образ Пресвятой Богородицы- прообраз женщины- матери»), посвящённый  Дню Матери...

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в деревне Гимрека XVII века. Видеоэкскурсия по памятнику русского деревянного зодчества.

Труднодоступная для любителей русского деревянного зодчества постройка. Рождественская церковь, датируемая 1659-1695 годами, в деревне Гимрека Подпорожского района Ленинградской области. Экскурсия (вн...

Нравственный подвиг служителей церкви в годы Великой Отечественной войны

Говоря о роли Русской Православной Церкви в Великой Отечественной войне, необходимо исходить из того, что положение Православной Церкви в нашей стране 75 лет назад было совсем не таким, как сейчас. На...