Конституция Республики Мордовия
методическая разработка по краеведению на тему
Дать представление о Конституции Республики Мордовия; ознакомить учащихся с символикой: флагом, гербом, гимном Республики Мордовия; воспитывать гордость за свою республику.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
16-17-konstitutsiya_respubliki_mordoviya.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
«Конституция Республики Мордовия»
Воспитательное занятие. 22.09.16г.
Цели: дать представление о Конституции РМ; ознакомить учащихся с символикой: флагом, гербом, гимном РМ; воспитывать гордость за свою республику.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация.
Воспитатель: Республика Мордовия – часть нашей огромной страны России.
Сегодня республика занимает достойное место в ряду российских регионов. Мордовский народ пережил много испытаний и добровольно вошёл в состав Российского государства и сыграл немалую роль в его истории. История единения русского и мордовского народов насчитывает уже больше 1000 лет.
Воспитатель: Долгое время в истории человечества царил закон: «Око за око, зуб за зуб». -Как вы понимаете это изречение?
Много тысяч лет назад появились на Земле люди, а с ними – главные вопросы:
– Что люди могут делать и чего не могут?
– Что они обязаны делать и что не обязаны?
– На что они имеют право и на что не имеют?
Сегодня мы попробуем найти ответы на эти вопросы.
2. Конституция Республики Мордовия — Основной закон Республики Мордовия.
Конституция (от лат. слова – устройство) – это основной закон государства, который определяет порядок. В Конституции записаны основные права и обязанности граждан нашей страны.
Конституция Республики Мордовия — Основной закон Республики Мордовия. Принята 21 сентября 1995 г. и в этом году исполняется 20 лет нашей Конституции. Этот закон должны знать и выполнять все люди и маленькие, и большие. Ребята, как вы думаете, зачем нужны законы? (Чтобы был порядок. Не будет закона, будет много преступлений.)
В Конституции записано: Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенный общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешними и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем Конституцию Российской Федерации и Конституцию РМ.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, когда человек только рождается, он имеет какие-нибудь права? (Наверное, имеет.)
Воспитатель: Да. Имеет. Человек, когда рождается на свет, уже имеет право на жизнь, на гражданство (это значит право проживать в стране), медицинское обслуживание, равенство, свободу, отдых, социальное обеспечение, наслаждение искусством. И пусть маленькому человеку непонятны его права, он еще и говорить не может, но в это время его права отстаивают его родители. Ребенок, как и всякий человек, имеет право на собственную личную жизнь, на свою тайну. Он сам может выбирать себе друзей. Никто не имеет права заставить вас думать только так и не иначе. Но все, же к мнению взрослых стоит прислушиваться, они мудрее, у них больше жизненный опыт.
-А теперь подумайте, ребята, когда человек подрастает, какие еще у него появляются права? (Право учиться.)
Воспитатель: Правильно. Право учиться, передвигаться свободно даже по другим странам, право на защиту, свободу мысли и высказывания, получение информации и так далее. А в 18 лет у вас становится еще больше прав, вернее с 18 лет вы будете обладать всеми правами, прописанными в Конституции.
Ребята, скажите, а человек только правами обладает? (Нет. Есть и обязанности.)
Воспитатель: Очень верно. И какая наша главная обязанность? (Соблюдать законы.)
Воспитатель: Правильно. Для этого и существует Конституция.
Человек живет в обществе и должен соблюдать свои права и обязанности. Вот когда вы окончите школу, какое у вас будет право? (Выбрать профессию.)
Воспитатель: Но вступает и обязанность. Профессия должна быть не противозаконной. Человек должен исполнить в своей жизни многое.
– Подумайте, какой гражданский долг вы должны будете выполнить по отношению к своим близким? по отношению к Родине?
Итак, человек должен многое: должен любить и почитать родителей, беречь и защищать Родину, беречь и охранять свою Землю.
Ребята, а каждый человек имеет права и обязанности, прописанные в Конституции, или нет? (Каждый.)
Воспитатель: Правильно. Независимо от нации, веры, цвета кожи, социального положения, у всех права и обязанности по Конституции одинаковые.
Статья 3 гласит:
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
3. Викторина «Права».
А теперь давайте попробуем применить Конституцию к сказкам
«Дюймовочка» « Три поросенка» «Мороз Иванович» «Золушка» «Красная Шапочка» | 1. В какой сказке нарушено право на неприкосновенность жизни?(Красная Шапочка) 2. В каком произведении нарушено право на неприкосновенность жилища? (Три Поросёнка) 3. В каком произведении нарушено право на отдых и досуг?(Золушка) 4. В каком произведении нарушено право работающего на справедливое вознаграждение?(Мороз Иванович) |
4.Игра «Да! Нет!»
Давайте поиграем. Я зачитываю статью. Если это в пользу человека – говорим: «Да!». Если это противоречит закону, говорим: «Нет!».
– Россия – наша страна?
– Да!
– Имеет ли человек право на личную неприкосновенность?
– Да!
– Можно ли человека обращать в рабство?
– Нет!
– Можно ли относиться к человеку жестоко?
– Нет!
– Защищён ли человек законом?
– Да!
– Имеет ли право человек защищать себя с помощью суда?
– Да!
– Можно ли без разрешения войти в жилище человека?
– Нет!
– Может ли человек свободно передвигаться по своей стране?
– Да!
– Можно ли уехать из страны, а потом вернуться назад?
– Да!
– Может ли человек владеть имуществом?
– Да!
– Имеет ли человек право на социальное обеспечение?
– Да!
– Можно ли запретить свободный выбор труда?
– Нет!
– Защищает ли закон материнство и младенчество?
– Да!
5. Символы республики Мордовия
На протяжении всемирной истории все государства имели свои символы. Их могло быть много, и они могли быть самыми разными. Кто знает основные символы любого государства? Да, это герб, гимн, флаг.
– Какие символы Мордовии вы знаете?
Для любого современного государства его символы существуют в триединстве: герб, флаг и гимн. Эти символы –объединяют все народы данного государства. Почитание символов есть проявление гражданской позиции.
– Что представляет собой герб РМ?
– Опишите флаг РМ.
– Что, по вашему мнению, символизируют цвета флага?
Флаг Республики Мордовия — государственный символ Республики Мордовия. Принят Парламентом Республики 30 марта 1995 года.
Флаг Республики Мордовия представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из расположенных горизонтально в последовательности сверху вниз трех полос маренового (темно-красного), белого и темно-синего цветов. Верхняя и нижняя полосы по размеру одинаковы. Ширина каждой из них составляет 1/4 ширины флага. Соотношение сторон флага - 1:2. В середине белой полосы располагается восьмиконечная розетка – солярный знак тёмно – красного цвета, символ солнца.
Герб Республики Мордовия — государственный символ Республики Мордовия. Принят Парламентом Республики 30 марта 1995 года.
Герб Республики Мордовия представляет собой изображение геральдический щита с гербом города Саранска — изображением бегущей лисы красного цвета, расположенной под тремя вертикально направленными вниз стрелами, на фоне флагa Республики Мордовия в середине. Герб обрамленный золотыми колосьями пшеницы и золотой нашейной гривной. Колосья пшеницы олицетворяют приверженность мордовского народа к сельскому хозяйству, a нашейная гривна это национальное украшение женщин. Колосья перевитыми лентой маренового (темно-красного), белого и синего цветов (цвета флагa Республики Мордовия). Ha гривнe нaxoдитcя семь орнаментов, означающих 7 городов республики: Ардатов, Инсар, Ковылкино, Краснослободск, Рузаевка, Саранск и Темников. В верхней части восьмиконечнaя розеткa красного цвета — солярный знак, символ солнца.
Гимн Республики Мордовия — Государственный символ Республики Мордовия. Принят Парламентом Республики 30 марта 1995 года.
Гимн – это торжественная песня, которая исполняется в особых случаях: во время национальных праздников, подъёма Государственного флага, проведения воинских ритуалов, во время спортивных праздников, ежедневно утром по радио. Когда звучит гимн, все встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к республике. Гимн прославляет могущество, свободу, славу, мудрость, силу нашей Родины, выражает веру в лучшее будущее нашей страны. Каждый человек должен знать слова гимна своей Родины.
Куплеты Гимна Республики Мордовия написаны на трёх государственных языках республики: 1 куплет — на мокшанском, 2-ой — на эрзянском и 3-ий на русском языке. Припев написан на смеси мокшанского и эрзянского языков с преобладанием мокшанских фраз.
Автор музыки — Н.Кошелева; автор текста — С. Кинякин
– Почему государство должно иметь государственные символы?
Для того чтобы граждане страны чтили память предков, передавших им любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, сохраняли исторически сложившееся государственное единство.
Народам России не раз приходилось браться за оружие, чтобы отстоять свою свободу и независимость в борьбе с иноземными захватчиками. Грозные события войны уходят все дальше в прошлое. Но время не властно над людскими сердцами. В них живет, и всегда будет жить слава героев войны, память о подвигах и мужестве тех, кто отстоял нашу Родину, спас мир от порабощения. Память о прошлом, верность традициям, заветам наших отцов и дедов, героическому прошлому России дают силы в наше время.
Воспитатель: Вот и молодцы! На этом наша беседа заканчивается. Вы узнали сегодня о своих правах, записанных в главном законе- Конституции. А ваша главная обязанность, какая? (Хорошо учиться.)
Воспитатель: А право? (Бесплатно учиться.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ«Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №30» г.о. Саранск Республики Мордовия Алямкиной Татьяны Борисо
В данной статье автор делится опытом по проведению уроков разного типа....
Символы России и Республики Мордовия - тематическое занятие
Ознакомление детей с символами России и Республики Мордовия....
Социальный проект "Молодежь - будущее республики Мордовия"
Аннотация проекта, осуществляемого в 2010 -2011 годах....
Эссэ на тему: "Перспективы развития сельского туризма в Республике Мордовия"
В эссе рассматриваются факторы, способствующие развитию туризма в Республике Мордовия. Акцентируются внимание на том, что эта сфера обслуживания не только слабо развита в Мордовии, но и в Р...
Эссэ на тему: "Перспективы развития сельского туризма в Республике Мордовия"
В эссе рассматриваются факторы, способствующие развитию туризма в Республике Мордовия. Акцентируются внимание на том, что эта сфера обслуживания не только слабо развита в Мордовии, но и в Р...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №30» г.о. Саранск Республики Мордовия Богатырёвой Анны В
Основная цель современного образования – воспитать самостоятельно мыслящую личность, способную адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, сформировать у учащихся умение и желание самосовершен...
"Конституция Республики Мордовия". Воспитательное занятие.
Познакомить детей с конституцией РМ....