Учителя - фронтовики
проект по краеведению (6 класс) на тему
Каждый год 9 мая мы всей страной чествуем ветеранов войны и труда и празднуем по традиции день Великой Победы, который принесли нам наши прадедушки и прабабушки в те страшные 40- е годы прошлого столетия, во времена Великой Отечественной войны, защищая свою Родину и своих близких и последующие поколения от фашистов. Благодаря им мы сегодня живём в мирное время, когда над головой светит яркое солнце, поют птицы и счастливы граждане моей страны. Время идет, и народ начинает забывать своих героев. Для нынешнего подрастающего поколения кумирами стали герои голливудских фильмов, где геройскими поступками становятся погоня за богатством, признание своей силы и установление своего авторитета с помощью бандитских действий. Всё чаще появляются в СМИ сообщения о осквернении памятников войны и мемориалов, грабежах и убийствах ветеранов Великой Отечественной войны, бездушном и жестоком обращении с ними. Мошенники, пользующиеся немощью стариков, втираются к ним в доверие и обкрадывают; воруют деньги и медали ветеранов, за которые заплачено кровью. Среди молодого поколения бытует мнение, что современным людям не нужно знать о Великой Отечественной войне. Многие не знают не только имён героев, но даже имён своих родственников, переживших эти страшные времена. Данные наблюдения приводят нас к главной проблеме – утрате чувства патриотизма как одной из духовных ценностей, отчуждение подрастающего поколения от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа. Исходя из вышесказанного, мы предполагаем ожидаемые результаты: заинтересованность судьбой старшего поколения своей семьи, односельчан приведет к уважению памяти предков, традициям своего народа, к заботе о родном крае, возникновению гордости за свою историю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект "Учителя - фронтовики" | 39.3 КБ |
Титульный лист | 13.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Оглавление.
- Введение…………………………………………………………………2
- Биография и фронтовой путь учителей – ветеранов села Турукта…..4
- Булатов Алексей Максимович…………………………………..4
- Жураховский Михаил Иванович……………………………….6
- Гомзяков Иннокентий Борисович………………………………7
- Заключение……………………………………………………………..10
- Литература……………………………………………………………...11
- Приложения…………………………………………………………….12
- Введение.
Актуальность. Каждый год 9 мая мы всей страной чествуем ветеранов войны и труда и празднуем по традиции день Великой Победы, который принесли нам наши прадедушки и прабабушки в те страшные 40- е годы прошлого столетия, во времена Великой Отечественной войны, защищая свою Родину и своих близких и последующие поколения от фашистов. Благодаря им мы сегодня живём в мирное время, когда над головой светит яркое солнце, поют птицы и счастливы граждане моей страны. Время идет, и народ начинает забывать своих героев. Для нынешнего подрастающего поколения кумирами стали герои голливудских фильмов, где геройскими поступками становятся погоня за богатством, признание своей силы и установление своего авторитета с помощью бандитских действий. Всё чаще появляются в СМИ сообщения о осквернении памятников войны и мемориалов, грабежах и убийствах ветеранов Великой Отечественной войны, бездушном и жестоком обращении с ними. Мошенники, пользующиеся немощью стариков, втираются к ним в доверие и обкрадывают; воруют деньги и медали ветеранов, за которые заплачено кровью. Среди молодого поколения бытует мнение, что современным людям не нужно знать о Великой Отечественной войне. Многие не знают не только имён героев, но даже имён своих родственников, переживших эти страшные времена. Данные наблюдения приводят нас к главной проблеме – утрате чувства патриотизма как одной из духовных ценностей, отчуждение подрастающего поколения от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа. Исходя из вышесказанного, мы предполагаем ожидаемые результаты: заинтересованность судьбой старшего поколения своей семьи, односельчан приведет к уважению памяти предков, традициям своего народа, к заботе о родном крае, возникновению гордости за свою историю. Объектом исследования является личность учителей – фронтовиков села Турукта. Предметом исследования являются фронтовой путь учителей – ветеранов села Турукта. Целью нашей работы является пополнение знаний о людях, оставивших след в памяти односельчан, в истории страны, воспитание патриотизма.
Задачи:
- Проследить воинскую биографию учителей- фронтовиков села Турукта;
- Изучить биографию и фронтовой путь учителей- ветеранов села Турукта;
- Внести коррективы в уже собранные материалы и пополнить архивные материалы об учителях ветеранов.
- Презентовать материал учащимся, родителям, односельчанам.
Методы исследования:
- теоретические: синтез, дидактическое абстрагирование;
- эмпирические: изучение литературы (монографической и периодической), изучение архивных материалов;
- экспериментальные: составление презентации по данной теме; моделирование.
- Биография и фронтовой путь учителей – ветеранов села Турукта.
- Булатов Алексей Максимович.
Булатов Алексей Максимович родился в 1916 году в Томской области в простой крестьянской семье. Учился в сельской школе. Алексей Булатов по комсомольской путёвке был направлен в Якутию и стал работать в Ленском районе.[1] До войны он работал в Джербинской школе, заочно обучался в Якутском педагогическом училище, которую окончил в 1947 году и получил диплом[2]. Потом после войны работал в школе с. Нюя, где 18 сентября 1950 года становится директором. Наконец, с 5 сентября 1958 года по 1985 год работал в Туруктинской школе преподавателем истории, биологии и географии.[3] В 1939 году, 11 марта Киренским военкоматом Иркутской области был призван в армию.[4] Служил он сначала в войсковой части около посёлка Дацан Иркутской области, а потом его вместе с товарищами направили на 74- разъезд, на советско – китайскую границу . Там он поступил в танковую школу. Через 2 месяца в Нижний Тагил, продолжает учебу в танковом училище. Военная служба подходит к концу в 1941 году. Алексей готовился к демобилизации, когда грянула война. В октябре 1941 года он проходит военную подготовку в Омске; получает звание младшего сержанта и права механика – водителя танка. До лета служит бойцом стрелкового полка 62-й армии в районе Дона, затем водителем танка Т-34 и участвует в боях за Сталинград. Булатов в составе 31-го танкового полка участвует в Орловско – Курской битве, а в июле 1943 года – в самом крупном танковом сражении Второй мировой войны – в битве близ деревни Прохоровка. Экипаж танка, водителем которого был Булатов, метко бил по немецким «тиграм» и «фердинандам» и вышел из боя невредимым. Осенью 1943 года танк Булатова участвует в освобождении Киева, проходит через территории Белоруссии и борется за освобождении Гомеля, далее – Прибалтика. Его танковый батальон сражался в составе 1-го, 2- го Белорусского и Степного фронтов. В битве за освобождение Варшавы в танк попал снаряд, три боевых товарища погибли; его, раненого, санитары доставили в военный госпиталь. Командование посчитало Алексея Максимовича погибшим; Его жене Вере Александровне пришла похоронка, она долго оплакивала его.[5] После выписки из госпиталя Алексей Максимович стал работать электромехаником в военном аэропорте, где ремонтировал американские бомбардировщики и истребители. Летом 1946 года Алексей Максимович вернулся домой живой, победитель, солдат, муж, отец. За свой героизм, отвагу и мужество, проявленные в годы войны, кавалер ордена Отечественной войны II степени Алексей Максимович Булатов награжден медалями «За победу в Великой Отечественной войне», «За освобождение Киева», орденом Красной Звезды и многими другими военными наградами.[6] Около 30 лет преподавал в Туруктинской школе в послевоенное время. Его ученики и сегодня вспоминают его демократизм, требовательность, доброту. Он воспитал много детей- школьников, своих собственных шестерых детей, внуков и правнуков. Учитель, наставник, мудрый человек, проживший на свете 94 года.
2. 2. Жураховский Михаил Иванович
Жураховский Михаил Иванович родился 9 мая 1926 года в деревне Болдавка Брянской области Воронежского района. Партийный с 1952 года. Был призван на военную службу Пануровским РВК Брянской области 11 ноября 1943 года. С июля 1944 года по апрель 1945 года служил пулеметчиком в составе 1-го Белорусского фронта, 1210-го стрелкового полка 362 стрелковой дивизии.[7] Закончил курсы танкистов, окончил Великую Отечественную войну танкистом, командиром орудия в городе Сталинграде. Был ранен. Уволен в запас в 1950 году в должности командира танка Т-34 в звании старшего сержанта. Инвалид Отечественной войны 2- ой группы. Награжден орденом Отечественной войны II степени, медалями «За отвагу», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг.», юбилейными медалями. В 1967- 1972 годах работал директором Туруктинской школы, учителем географии. Строгий, требовательный, хозяйственный, обязательный, он был примером служения делу для коллег и учеников.
2.3. Гомзяков Иннокентий Борисович
Гомзяков Иннокентий Борисович родился 30 декабря 1917 года. В 1942 году был призван в армию служил в Монголии. За участие в Великой Отечественной войне был награжден медалями «За Победу над Германией», юбилейными медалями «20 лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг», «30 лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг», «40 лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг». После войны закончил Иркутский государственный педагогический университет в 1962 году. Работал учителем русского языка в селе Орто – Нахара, затем директором детского дома в городе Якутске, потом директором начальной школы поселка Турукта[8]. Из его воспоминаний: «После войны Туруктинский лесоучасток был перебазирован в Нюю, отсюда были перевезены материальные фонды, многие здания. Люди стали уезжать. В Турукте остался мастерский лесоучасток, занимавшийся заготовкой швырковых дров для пароходства. Кроме этого, население выжигало известь и выращивало картофель. Здание школы было перевезено в Нюю и фактически в Турукте не осталось ни одного здания, где можно было открывать заново школу. Под здание школы оборудовали леспромхозовский барак. Детей школьного возраста с первого по четвертый класс набралось 48 человек. В число учащихся вошли дети из колхоза «Труд», который находился на территории нынешнего плотбища. Председателем колхоза «Труд» был Авдеев Николай Иванович. Заведующий Ленским районо Кудрин В.В. в деревне Русская Жерба выкупил дом под школу и поручил мне перевезти его в Турукту. Это можно было сделать в летнее время только по реке. Я купил карбаз и погрузил в него это здание в разобранном виде. В Ленском леспромхозе был единственный катер, который притянул этот карбаз в Турукту. Собрать это здание стоило больших усилий, т.к. требовались пиломатериалы. За ними пришлось ехать в п. Пеледуй, где в то время были судоверфь и своя пилорама. Из Пеледуя пиломатериалы мне пришлось доставлять самосплавом по реке Лене. А это 340 км. Дом был поставлен под школу, в котором долгие годы занимались начальные классы. В 1950 г. в Турукте образовалась перевалочная база Амакинской экспедиции. Это были первопроходцы по поиску алмазов. База располагала автомашинами, и грузы доставляли в геологические партии, находившиеся на реке Вилюе и ее притоках по Лено-Вилюйской дороге. С открытием базы увеличился контингент учащихся, построили дополнительное здание школы»[9] . Вот так Гомзяков Иннокентий Борисович сыграл огромную роль в истории развития Туруктинской школы и его воспитанников. В школе проработал с 1947 по 1956гг. С его именем связано еще одна история, которая очень тесно переплетается с судьбами ссыльных литовцев. Кольцо обручальное из желтого металла (золото). На внутренней стороне гравировка «Juozas». Принадлежало Сюзанне Качюлене (1906-1967), жене Иозаса Качюлиса (1908-1972). В июне 1941 семья Качюлис была депортирована из Литвы. В 1942-1947 они находились на спецпоселении в пос. Турухта Ленского района Якутской АССР. В том же поселке с 1946 проживала семья И.Б. и Е.И. Гомзяковых. Иннокентий Борисович Гомзяков (1917-1993) был основателем и директором Турухтинской школы, а также преподавал в этой школе. Предположительно (по мнению дочери Гомзякова – Лидии Иннокентьевны Гомзяковой), кольцо было подарено И.Б. Гомзякову в знак благодарности: он много помогал литовским спецпоселенцам. После смерти матери, Е.И. Гомзяковой, кольцо хранилось в семье дочери. В 2009 Л.И. Гомзякова написала В.В. Прибыткиной, председателю Якутского отделения общества «Мемориал», изложила историю появления кольца в их семье и выразила желание вернуть кольцо потомкам Качюлиса. В.В. Прибыткина связалась с Ионасом Маркаускасом, руководителем объединения литовских ссыльных на море Лаптевых (Общество "Лаптевцы"), он, в свою очередь, – с Центром исследований геноцида и резистенции жителей Литвы в Вильнюсе. Литовские историки выяснили, что в пос. Турухта Ленского района в 1940-е – 1950-е находилось 114 литовских спецпереселенцев. И только один мужчина, глава семьи Качюлис, носил имя Иозас. В результате был найден сын Иозаса Качюлиса - Римантас Качюлис, проживающий в г. Игналина (Литва). В октябре 2010 В.В. Прибыткина, приехав в Санкт-Петербург для участия во 2-м международном семинаре «Забытые могилы» (21-22.10.2010), передала кольцо другой участнице семинара – Регине Стасишките, сотруднице одного из департаментов Центра исследований геноцида и резистенции жителей Литвы. В ноябре 2010 кольцо было передано Р. Качюлису.[10] На кладбище поселка делегацией из Литвы в 1990 году установлен католический крест в знак памяти погибших в ссылке и не вернувшихся на Родину. В 2013 году группа молодежи села Турукта участвовал в районном конкурсе на грант главы МО «Ленский район» на лучший молодежный проект социально – экономического развития сельских поселений РС (Я) с проектом «Строительство памятной часовни в поселке Турукта в память о репрессированных 30-40 гг. XX века, в честь новомученников и исповедников российских». Проект московские организаторы и представители комитетов по молодежной политике отбраковали как неактуальный, но, не смотря на это, жители поселка Турукта на собственные средства начали строительство часовни.
Гомзяков Иннокентий Борисович жил до 76 лет, отец 7 детей: Галины, Валентины, Александры, Иннокентия, Николая, Лидии и Владимира.
- Заключение.
В ходе работы изучена биография и, в связи с отсутствием некоторых архивных сведений и личных воспоминаний родственников, не до конца прослежен фронтовой путь учителей – ветеранов села Турукта, но в перспективных планах нами ставится цель довести дело до конца, пополнить собранные материал новыми сведениями и создать маршрут, по которому шли наши учителя - ветераны в годы войны, приближая ту долгожданную Победу.
Гомзяков Иннокентий Борисович, Жураховский Михаил Иванович, Булатов Алексей Максимович – учителя – ветераны, наставники, прошедшие через горнило военного ужаса, именно к ним , я полагаю, обращены торжественные строки Н.А. Некрасова:
«Учитель, перед именем твоим
Позволь смиренно преклонить колени…».
Литература .
- Газета «Ленский вестник» №24 от 31 марта 2010 года
- Газета «Ленский вестник»№49 от 21 июня 2014 года
- Газета Якутия от 9 сентября 2006 года выпуска
- Копия аттестата №158/14.Булатова Алексея Максимовича
- Копия военного билета Жураховского Михаила Ивановича
- Копия трудовой книжки Булатова Алексея Максимовича
- Школьный альбом «Знай свою историю»
- http://lib2.podelise.ru/docs/94462/index-6306.html
- http://www.gulagmuseum.org/showObject.do?object=22430686&language=1
[1] Газета Якутия от 9 сентября 2006 года выпуска.
[2] Копия аттестата №158/14.
[3] Копия трудовой книжки Булатова Алексея Максимовича
[4] Школьный альбом «Знай свою историю»
[5] Газета «Ленский вестник» №24 от 31 марта 2010 года
[6] Газета «Ленский вестник»№49 от 21 июня 2014 года
[7] Копия военного билета
[8] Школьный альбом «знай свою историю»
[9] http://lib2.podelise.ru/docs/94462/index-6306.html
[10] http://www.gulagmuseum.org/showObject.do?object=22430686&language=1
Предварительный просмотр:
Республика Саха (Якутия)
Ленский район
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа села Турукта»
Название работы: Учителя – фронтовики
Название секции: «Земляки»
Выполнила: Новикова Екатерина, 5 класс
Руководитель: Григорьева Лилия Федоровна,
учитель истории
с. Турукта
2016г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учителя-фронтовики моего села
Исследовательская работа...
"Судьба человека - славного сына Отечества, учителя - фронтовика"
презентация и описание жизненного пути учителя - фронтовика...
ЭТИХ ДНЕЙ НЕ СМОЛКНЕТ СЛАВА: УЧИТЕЛЯ - ФРОНТОВИКИ ТИМАШЕВСКОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЦЕНТРА
22 июня 1941 года фашистская Германия вероломно нарушила границы Советского Союза. Десятки тысяч орудий открыли огонь по пограничным заставам и частям Красной Армии. Крупные танковые...
Учитель-фронтовик
Воспоминание о Старооскольском учителе-фронтовике Бирюковой Лидии Петровне....
Презентация к исследовательской работе о ветеране ВО войны и учителе-фронтовике
Презентация содержит материал о жизни учителя-фронтовика Комелина С.П....
Классный час «Памяти школьного учителя – фронтовика»
Цель: привлечение школьников к изучению истории ВОВ на примере биографии учителя-фронтовика.Задачи:Изучить материалы семейного архива.Познакомить с историей учителя-фронтовика.Встрети...
Учителя-фронтовики
Проектная работа...