Художественное осмысление прошлого в произведениях Ивана Торопова
творческая работа учащихся по краеведению (10 класс) на тему
Творческая работа посвящена анализу повестей в творчестве видного коми писателя Ивана Григорьевича Торопова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskaya_rabota_po_literature_respubliki_komi.docx | 22.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Творческая работа по литературе Республики Коми
Чугуевой Ирины, ученицы 10а класса,
МБОУ «СОШ № 4 с углубленным
изучением отдельных предметов»
Художественное осмысление прошлого в произведениях Ивана Григорьевича Торопова.
В том то- ведь и жизни смысл,
чтобы людское знание передавать
из колена в колено…
И пускай бы всегда передавалось…
И. Торопов. Повесть «Тян»
Запах свежескошенной травы легким дуновением ветра обволакивает душу, согревает сердце. Духом незыблемой старины веет здесь. Средь зеленых холмов и бескрайних просторов пармы возвышается Храм Спаса Нерукотворного Образа, хранителя истории земли Коми. Величественные и нерушимые стены его через времена несут память о великом прошлом. Рядом – матушка Сысола, многое повидавшая на своем веку, кормилица народа, живущего здесь. А называются эти земли койгородскими, где и родился в далеком 1928 году славный сын коми края Иван Григорьевич Торопов. В многочисленных интервью писатель не раз называет себя Человеком Леса, Человеком Великой Пармы и Чистых Вод: « Сколько помню себя, все ходил за грибами, собирал чернику и бруснику, потом на глухарином току встречал божественный рассвет». Ивану Торопову посчастливилось увидеть величественные сосновые боры, безбрежно распластавшиеся в водоразделе Сысолы, Вятки и Лузы на чистейшем беломошнике. «…И сосны те были ровнющие, без единого сучочка до самой макушки, и каждая давала тебе свою жизненную силу…».
Биография писателя проста, но духовный опыт богат, неповторим, неисчерпаем. Детство его пришлось на войну и голодные послевоенные годы.
Ему не было и тринадцати, когда отец будущего писателя погиб в бою под Ленинградом осенью 1941 года. Пришлось оставить учебу – нужно помогать матери. И вновь на семью обрушилось страшное горе: умерла мать. Неопытный подросток Иван вмиг становится мужчиной, на плечах которого оказалась ответственность за свою семью: за братьев и сестренку. Чтобы прокормить, пахал и сеял в родном колхозе, был молотобойцем, валил лучковкой лес, работал мастером в лесоучастке, сплавлял плоты, гнал моль по Сысоле-реке.
Трудное детство без отцов, раннее взросление – все это найдет свое воплощение в будущих книгах Ивана Торопова. Особую яркую выразительность это приобретет в целом цикле рассказов и повестей о Феде Мелехине. Но цикл этот не об одном герое – здесь автором талантливо раскрывается эпоха целого поколения молодых людей, которые в тылу помогали победить врага в военную годину, а затем поднимать страну после войны.
Рассказы и повести Ивана Григорьевича очень близки и понятны для читателя любого возраста и поколения. Война, как и в жизни автора, резко и беспощадно перевернула жизнь семьи Мелехиных. Трое братьев и сестра остаются сиротами. Феде четырнадцать. В рассказе «Шуркин бульон» на его руках больной младший брат.
Время испытывает героя на прочность. Ему страшно за брата:«…тяжело, оказывается, быть старшим». Он потерян, чувствует свою вину за болезнь брата… Однако жизнь посылает герою наставника Пока Митита, который направляет Федю в лес за глухарем. Это и будет первым испытанием для маленького взрослого Феди. Не легок путь юного охотника - одолевает страх перед надвигающейся ночью, неизвестность. Но он вспоминает заповеди отца, советы, и, словно с его помощью, мальчик находит добычу и возвращается домой с двумя наградами: спасительным глухарем и с чувством выполненного долга: «…иду – и чувствую себя совсем взрослым, старшим братом…». А это так и было в действительности.
Поколение Феди Мелехина заменило отцов и старших братьев. В рассказе «Где ты, город?» мы видим ребят, заменивших взрослых мужчин, ушедших на фронт. И эти ребята выполняют самую недетскую работу – сплавляют лес, так необходимый для страны, для победы.(«…мальчишки, а вон какой плотище плавят, мужское дело делают…») Федор отправляется сплавлять плоты по Сысоле. Путь этот нелегкий. Трудно будет добраться до затона с целым плотом. И вновь мальчик вспоминает отца: («…но ведь отец был сильный… воткнет, бывало, в землю березовый прикол…а у меня даже прикола нет…» Какую гордость ощущают в себе ребята, стоящие на плотах из сосновых бревен с пометкой «авиа» и сколько горечи и слез приносит нашим героям взрослая жизнь, требующая полной самоотдачи: «…Коварная река таит массу неожиданностей, к которым надо быть готовым в любую минуту – это водовороты, мели, встречные пароходы!...». Тут уж кому как повезет. «…никогда не забуду, какими глазами Микол смотрел…» - вспоминал Федя. Хотя герой понимает, что не мог помочь односельчанину в беде ( у Миколы на крутом повороте разбился плот), однако душит Федю мысль о пострадавшем. Автору удается показать, что, несмотря на сложное время, человек должен оставаться человеком, быть совестливым, стараться помочь тем, кто нуждается в помощи, потому что цель у всех одна – победа. Да и жизнь тоже одна…
Время летит неумолимо… Фёдору шестнадцатый год. Он уже совсем взрослый. Чувствуется скорое приближение победы. Но продолжаются будни в далеком северном лесном поселке в глубоком тылу. Феде Мелехину предстоит работать в сложном рабочем коллективе. Он уже мастер Ыбинского лесопункта. Его охватывает естественное чувство страха перед ответственностью, но отказаться не смеет: отказаться - значит предать и себя, и семью, и страну. Но в этот сложный и ответственный период на пути жизненном Федю окружают хорошие наставники и добрые люди, подобные Шуре Рубакину и директору лесопункта Лобанову. Они всячески помогают мальчишкам, которые заменили своих отцов, учат их понимать сложную действительность. Позже Федя скажет: «…когда я вспоминать о нем буду, я земным поклоном кланяюсь судьбе за то, что свела она меня с Шурой. Тем более в такое время и в таком месте…». Рубакин учил своими поступками не гнаться за похвалой, не трясти медалями, не кичиться подвигами. Зато как никто другой Рубакин умеет твердо и решительно настоять на своем, так как понимает : «…где фашист прошел – людям жить негде. Войне скоро конец, и леса потребуется уйма…». А хлебнуть всего в стране Советов Шура успел в свои двадцать семь лет предостаточно: сын врага народа, спецпереселенец, за геройский подвиг на фронте награжден орденом Красного Знамени. Но встречались на пути Феди Мелехина и другие «хорошие люди». Судьба сталкивает его с разными людьми. Супруги Маргарита Беляева и Юлий Шварц, Македон сначала пришлись по душе молодому мастеру. Но на деле оказалось совсем по-другому: они ловко использовали его неопытность. Зато встреча с поляком Казимиром Бордзиловским показала, что он, коми паренек, выросший в тайге, оказался более приспособленным к суровым условиям. Герой, не понимая политику руководства страны по переселению на север ни в чем не повинных поляков, помогает «болезненного вида» Казимиру валить лес и выполнить дневную норму. А потому он помогает «высланному», что отвергает жестокость, сохраняя в себе Человека. («…и жалко его…под провалившимися глазами темно-синие омуты…»).
И вот настал этот долгожданный день Великой Победы над Злом. Ликует страна, радуются герои Ивана Торопова, усаживаясь за праздничный стол. И Федя видит «…лица, лица, лица…Радостные, грустные, с горячим блеском глаз, с голодным блеском глаз, с опухшими от слез глазами…и прекрасные, похорошевшие…худющие, но прекрасные, словно освободившиеся от тяжелой копоти войны…». В их глазах светится надежда на счастливое будущее. И мечты, мечты… «И, может я, Федя Мелехин, взращенный войною сопляк, отныне всегда буду куда-то лететь – в какие-то новые для меня совсем – совсем неизвестные, но обязательно счастливые пределы». Дай Бог!
Прошли года. Много воды с тех пор утекло. Другое время, люди тоже другие, даже природа другая… Одно неизменно – душа человека, законы нравственности, человеколюбия. Изменился ли человек, живущий в мире и в сытости? Герои Торопова после войны растили детей, работали на благо родины и своей семьи, уже и внуками успели обзавестись.
В повести «Тян» Иван Торопов ведет рассказ о Солдат Иване, коми охотнике, с любовью относящемся к своей родной парме. Пред нами предстает таежная речка с таинственный именем Тян. Имя свое она получила в честь легендарного богатыря Тяна, непокорного, доброго, любящего свой край. Хранит он и по сей день великую парму и взращенные его руками сибирские кедры. Наш герой Солдат Иван словно вековой нитью связан с Тяном. У них предназначение – хранить и беречь родную землю. А Солдат Иван , в свою очередь, передает накопленные за долгий век охотничьи навыки, обучает лесному мастерству, любви к человеку. И надо же тому случиться, что именно здесь, в царственно тайге, пересекаются пути Солдат Ивана и его врага – Бисина. Бисин оказался здесь через много лет не для того, чтобы отдать дань памяти родным. Его влечет сюда жажда очередной наживы: «…значит ты прибыл слопцы свои проверить?..». Ясно, что Бисин – браконьер, и сын его тоже браконьер. Вот только с внуком им не повезло. Давид не принимает способы наживы отца и деда. Он отторгает зло, отказывается от низменного, что всегда определяло поступки его деда. В этом он очень схож с внуком Солдат Ивана, который в мельчайших подробностях перенимает лучшие качества Коми охотников, завещанные и наследуемые многими поколениями…
Так обычные жизненные ситуации, трудности, сложные обстоятельства, в которых оказывались наши герои, их поведение, речь – то спокойная, то взволнованная, то рассудительная, нелегкие взаимоотношения - создали целый художественный образ, удивительный и неповторимый, такой родной и привычный. Познав вкус тороповской правды жизни, не захочешь довольствоваться дешевыми любовными романами, детективами, над которыми не нужно рассуждать, думать: прочитал и забыл. Его книги несут вечные ценности познания прошлого, настоящего, будущего. Он словом своим помогает нам, живущим в новом времени, приобретать духовный и нравственный багаж для достойной жизни Человека, хранящего и передающего будущим поколениям дух предков, их силы, героизм и душевную чистоту.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практико-значимый проект «Образное восприятие и осмысление содержания музыкальных произведений на уроках специальности»
Объект исследования - образное восприятиеПредмет исследования - музыкальное мышление как процесс постижения музыкального произведения личностью. Цель исследования - специфика развития...
Медицинский факт и его художественное осмысление в рассказе А.П.Чехова «Черный монах»
В данной статье рассматривается многогранность личности А.П Чехова, уникальность манеры великого художника и блестящего врача, которые слились в лице одного человека. Аналитическое про...
Медицинский факт и его художественное осмысление в рассказе А.П.Чехова "Черный монах"
Многогранность таланта А.П.Чехова ( врач и присатель) создает уникальное видение мира и человека. В данной статье проводится попытка рассмотреть произведения глазами медиков и филологов, ...
Медицинский факт и его художественное осмысление в рассказе А.П.Чехова «Черный монах»
В 2014 году исполнится 110 лет со дня его смерти, но до сих пор не утихают споры о творческом наследии писателя, в котором рассказ «Черный монах» - одно из самых сложных и н...
«Образ Ивана Грозного в произведениях художественной литературы19 века. Осмысление прошлого и настоящего: милостив или жесток государь?»
Образ Ивана Грозного в художественных произведениях 19 века» (А.К. Толстой «Князь Серебряный», «Василий Шибанов", М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника...
Изучение средств музыкальной выразительности с целью развития у учащихся осмысленного восприятия музыкальных произведений
В статье рассматривается вопрос изучения средств музыкальной выразительности на уроке музыки в общеобразовательной школе, что является необходимым условием понимания содержания и замысла сочинен...
Проект: «Роль детских фортепианных произведений Н. Тороповой в художеством развитии учащихся».
Проект предназначен для использования в процессе обучения учащихся фортепианного отделения.Тип проекта: творческий, групповой, долгосрочный.Участники проекта: учащиеся, педагог по классу фортепиано....