Судьбы людей в истории ВОв
статья по краеведению (9, 10, 11 класс) на тему
Материал дает сведения о земляках-жителях деревни Бугаевка, которые в годы Великой Отечественной войны выполняли поручение партии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sudby_lyudey_v_gody_vov.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Роковое утро 22 июня 1941 года для советских людей стало не только началом Великой Отечественной войны, но и тяжелейшим испытанием, казалось, длиною в целую вечность. В наш край война ворвалась неожиданно быстро. Уже на пятый день после её начала жители Погарского района увидели в небе фашистские самолёты с чёрными крестами, уверенно нагло летевшими так низко, что казалось ещё чуть-чуть, и можно будет увидеть лётчика. Но рассматривать фашистов никто не собирался. Люди в ужасе прятались в погреба и подвалы. И только несколько несмышлёных пацанов подростков пробежали вдогонку пару десятков метров и швырнули в сторону улетающих бомбардировщиков сухие комья земли. Фашисты летели бомбить Унечу и Брянск – важные железнодорожные узлы. А меньше чем через две недели уже Погарская земля содрогалась от сброшенных бомб у Витемли и Гринёва.
До последних дней никто не верил, что враг придёт в наш дом, а если и придёт, то Красная армия разобьёт его очень скоро. Но вести с фронта приходили все более неутешительные. А из дальних и ближних районов за Десну катился поток беженцев. И 12 августа жители узнали о том, что наш район должен проводить эвакуацию.
В райкоме партии посёлка было принято решение угнать колхозный скот на восток. В деревне Бугаёвке старшим по перегону скота был назначен ветеринар колхоза Коржов Пётр Алексеевич. Вместе с ним в этот нелёгкий путь отправилось ещё несколько односельчан, в том числе и героиня моего повествования – Ольга Афанасьевна Дмитроченко.
Рано утром в окошко избы, где жила Ольга, постучался председатель колхоза. К нему на порог вышла мать. Через некоторое время она медленно вошла в дом, и Ольга поняла, что произошло что-то очень нехорошее. Соскочив с печи, девушка быстро оделась и обняла мать за плечи: «Что случилось?». На печи в это время безмятежно посапывали младшие брат и две сестрёнки. «Оля, - сказала мама, - Семёнович просит тебя отпустить сопровождать колхозный скот. Его нужно отогнать подальше на восток, чтобы не достался фашистам». В груди что-то кольнуло и тревожно забилось сердце. Нет, Оля не боялась трудностей и была уверена, что справится с заданием. Ей просто стало очень жаль мать, ведь та оставалась совсем одна с малышами. Отец и старший брат Ваня в первые дни войны ушли на фронт.
Сборы были быстрыми: вчерашняя варёная картошка, бутылка молока, да не успевшие как следует налиться яблоки антоновки. Вот пожалуй и всё. Мама достала из сундука Ванины хромовые сапоги. Они хоть и велики, но ногам все же теплее будет, в лаптях далеко не уйдёшь. Оля оделась, поцеловала мать в морщинистую влажную от слёз щёку и выбежала из дома. Ком подкатил к горлу, но девушка смогла себя сдержать и уверенно направилась к ферме.
Ветеринар Пётр Алексеевич уже успел выгнать коров, сложить на повозку нехитрый провиант, топор, котелок и сковороду. В это время подошёл председатель Василий Семёнович и положил на воз увесистый мешок. «Это вам в дорогу хлеб, соль, мука и картошка. Смотрите там…». Он похлопал по крупу гнедого Воронка, в словах и движениях председателя чувствовалось волнение. Пожелав в дороге удачи, Семёнович направился к дальнему сараю, в котором на зиму хранилось сено.
Тридцать семь коров насчитывало колхозное стадо. Больше десятка из них были уже в запуске. А остальных нужно было доить в дороге. Оля прошла в сарай, взяла два ведра и большую алюминиевую флягу. Затем вспомнила, что нужна марля, чтобы цедить молоко, но возвращаться назад не стала – плохая примета.
Стадо прогнали по знакомой до боли улице на шлях, ведущий в Трубчевск. Алексеевич, как и положено заправскому пастуху, шёл впереди. Подросток Павлик, усевшись на повозку, ехал сзади, горделиво поглядывал по сторонам, ища завистливых зрителей своему такому важному поручению. Но бугаёвская ребятня ещё спала и только дым, вырывающийся из труб домов говорил о начинающемся новом дне. Каким он будет, этот день?...
Ольга шла с левой стороны стада, её подруга Зина должна была следить за бурёнками справа. Грустные мысли о расставании с дорогими для неё людьми постепенно ушли. И вдруг в небе показался нестройный косяк журавлей. Казалось, каждый очередной взмах крыльев птицам давался очень и очень нелегко. Девушка подумала, что даже им тяжело расставаться с родными местами и мысленно пожелала лёгкого перелёта. Вскоре показался соседний посёлок Федоровский, а дальше по шляху Хотьяновка, Любовня, Тёмное. Эти деревни девушка знала. А за Трубчевском начиналась неизвестность…
Шёл восемнадцатый день их пути. За это время отелилась Зорька, и её вместе с маленьким бычком пришлось оставить в хуторе Зырянка соседней Орловской области. Алексеевич взял расписку с местного председателя колхоза. А вот за трёх коров, которые обессилев пали по дороге, расписку брать не у кого. И хотя в сентябре травы ещё оставались сочными, коровы постепенно худели.. Почти у всех пропало молоко. Да это и понятно, за день приходилось преодолевать расстояние в 60 и более километров, а ночевать под открытым небом. Порядком устали и люди. Запасы продуктов давно закончились и часто завтрак, обед и ужин состоял из кружки молока, да редких яблок колхозных садов.
Однажды, поредевшее стадо нужно было перегнать через речушку, преградившую путь в лесу на территории Липецкой области. О том, что когда-то здесь был мост, напоминали сиротливо торчащие из воды покосившиеся и порядком подгнившие деревянные столбы. Павел проворно вырубил длинную жердь орешника и уверенно направился вброд. Но не успел он сделать и трёх шагов, как земля ушла из-под ног, и мальчишка с головой окунулся в осеннюю холодную воду. Пётр Алексеевич бросился было спасать паренька, как тот вынырнул из воды и самостоятельно выкарабкался на берег. Эта леденящая ванна не прошла бесследно даже несмотря на то, что одежду просушили на костре. Вскоре он закашлял, а через день поднялась высокая температура. Хорошо, что на пути пролегало большое село Криньки, где Павла оставили у местной учительницы.
И снова дорога. Чем дальше от дома уходила Ольга, тем чаще и чаще её мысли возвращались в родную Бугаёвку. Скоро ли закончится их путь, как там мама с детьми, живы ли отец с братом? Она посмотрела на свои ноги. Правый сапог был перевязан тонким кожаным ремешком, который Алексеевич отрезал от уздечки, так как подошва в нём до половины оторвалась. Нога постоянно была мокрой и мёрзла. Девушка подумала о том, что Ваня поколотил бы её, если бы узнал что стало с его сапогами. Ольга грустно улыбнулась, посмотрела на небо. «Журавли наверное уже давно долетели до тёплого моря. Счастливые, они не знают, что такое война. А может это и хорошо. Пусть хоть птицы будут счастливы».
Через два дня Пёрт Алексеевич сообщил, что оставшихся коров передаст в руки председателя колхоза «Призыв» Тамбовской области и девушкам можно возвращаться домой. Сам он записался в военкомате добровольцем на фронт.
Ольга Афанасьевна вместе с подругой вернулась в родную деревню, оккупированную фашистами, в начале февраля 1942 года.
Эту историю я узнал от своей бабушки Дмитроченко Александры Григорьевны. Ольга Афанасьевна была её тётей.
На первый взгляд кажется, что Ольга не совершила никакого подвига. И её судьба мало чем отличается от тех, кто пережил страшное время оккупации, кто потерял своих отцов, братьев в годы военного лихолетья. Но это не так. Я считаю, что наш советский народ победил ещё и потому, что о таких, как Ольга Афанасьевна Дмитроченко знаменитый поэт Михаил Исаковский написал:
…Да разве об этом расскажешь-
В какие ты годы жила!
Какая безмерная тяжесть
На женские плечи легла!...
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Жизнь леса и судьбы людей. Сбереги красоту
Сочинение на экологическую тему...
Конспект урока « Итоги Великой Отечественной войны. Война и судьбы людей»
Тема урока: «А нам нужна всего одна Победа, одна на всех....
“Стихия, которая ворвалась в судьбы людей”(по повести А.С. Пушкина «Метель»)
Урок проводится по технологии развития критического мышления через чтение и письмо. В ходе урока с помощью стратегии РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо)“Шесть шляп ...
Судьбы людей в «Донских рассказах» - М. Шолохова
Урок является, одним из первых при изучение творчества Шолохова....
«Маленькая трилогия» А.П.Чехова: ложные представления, определяющие судьбы людей («Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви») 9-11 классы
Разработка урока...
История района в судьбах людей
В честь юбилея района кл. руководитель совместно с учениками собрали материал о почетном жителе района. Вот что получилось....
"Родной край и судьбы людей"
Исследовательская работа о роли татарской деревни в судьбах людей.Также расскзывается о том, как эта деревня была связана с судьбой великого татарского композитора Салиха Сайдашева, артистки Розы Хайр...