Рабочая программа по кубановедению 8-9 классы ФКГОС
рабочая программа по краеведению (8, 9 класс) на тему
Рабочая программа по кубановедению 8-9 классы ФКГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_kubanovedenie_8-9_klassy.zip | 24.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Краснодарский край
Муниципальное образование Крымский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 56 станицы Варениковской
муниципального образования Крымский район
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от « ___» августа 2015 года протокол № 1
Председатель ____________ И.В.Власова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по кубановедению
Уровень образования (класс) основное общее образование,8-9 классы
Количество часов 68
Учитель Рыбанчук Надежда Александровна
Программа разработана на основе Программы по кубановедению для 5-9 классов общеобразовательных учреждений Краснодарского края. Авторы-составители: В.И. Басий, Ю.А.Болдырев, Л.М. Галутво, Н.А. Гангур, А.Н. Еремеева, А.Н.Криштопа, С.А.Лукьянов, О.В. Матвеев, Т.А.Науменко, И.А. Терская. - Краснодар: ОИПЦ «Перспективы образования», 2014.
- Пояснительная записка
Программа разработана на основе авторской программы курса «Кубановедение» В.И. Басий, Ю.А.Болдырев, Л.М. Галутво, Н.А. Гангур, А.Н. Еремеева, А.Н.Криштопа, С.А.Лукьянов, О.В. Матвеев, Т.А.Науменко, И.А. Терская. /ОИПЦ «Перспективы образования» Краснодар 2014 год и с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, требований к результатам освоения ООП ООО, программы формирования УУД (приказ Министерства образования и науки от 17 декабря 2010 года № 1897)
2. Нормативные акты и учебно – методические документы:
1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ.
2. Постановление Федеральной службы по надзору в свере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
4. Закон Краснодарского края от 16 июля 2013 года № 2770-КЗ «Об образовании в Краснодарском крае».
5. Постановление Законодательного Собрания Краснодарского края от 25 декабря 2013 г. № 808-П «О ходе реализации Закона Краснодарского края «О государственной политике в сфере сохранения и развития традиционной народной культуры в Краснодарском крае».
6. Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 14 октября 2013 г. № 1175 «Об утверждении государственной программы Краснодарского края «Развитие культуры».
7. Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 2 октября 2013 г. № 1107 «О государственной программе Краснодарского края «Казачество Кубани».
8. Приказ министерства образования и науки Краснодарского края от 17 июля 2013 г. № 3793 «О примерных учебных планах для общеобразовательных учреждений Краснодарского края».
9. Письмо министерства образования и науки Краснодарского края от 22.07.2013 № 47-10635/13-14 «Об учебных планах образовательных учреждений, реализующих федеральные государственные образовательные стандарты общего образования в 2013–2014 учебном году».
10. Письмо министерства образования и науки Краснодарского края от 26.07.2013 № 47-10886/13-14 «О рекомендациях по составлению рабочих программ учебных предметов, курсов и календарно-тематического планирования».
11. Письмо министерства образования и науки Краснодарского края от 20.08.2014 № 47-12136/14-14 «О формировании учебных планов общеобразовательных организаций в 2014–2015 учебном году».
12. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ №56.
В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.
Кубановедение – самостоятельная учебная дисциплина. Специфика предмета заключается в том, что он имеет интегрированный характер, соединяя знания о природе, истории, культуре и через проектно-исследовательскую деятельность дает учащимся 5-9 классов возможность получить целостное представление о географических, исторических, культурологических, экономических, политических особенностях Краснодарского края.
Цель предмета - систематизация знаний о Кубани, накопленных в различных предметных областях, выявление общего и особенного в развитии российского социума и региона, а также создание целостного представления о Кубани как самобытной части Российского государства.
Задачи предмета:
- комплексное изучение малой родины в общероссийском контексте, соответствующее современному уровню знаний;
- воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма и толерантности;
- формирование мировоззренческой, нравственной, экономической, социальной, политической и экологической культуры;
- содействие взаимопониманию и сотрудничеству между представителями различных этнических, религиозных и социальных групп;
- осознание необходимости бережного отношения к родной природе;
- привитие чувства гордости за достижения известных жителей Кубани;
- социализация школьников в современной социокультурной среде и регионе;
- приобщение молодого поколения к сохранению национальных культур и традиций в условиях многонационального государства.
- Общая характеристика учебного курса
Приоритетами преподавания курса кубановедения в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов являются:
- осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к многонациональному народу России;
- понимание и поддержание семейных нравственных устоев, среди которых – взаимопомощь, милосердие, уважение, забота о других людях, ответственность за свои поступки;
- представление об истории Кубани как неотделимом элементе истории России;
- привитие любви к своей малой родине Кубани, к своему народу, к России;
- формирование представления о многонациональном составе жителей Кубани.
Важной задачей в преподавании предмета «Кубановедение» является переосмысление целей образования, требований к организации процесса обучения и взаимодействия с ребенком как активным субъектом учебной деятельности, применение новых педагогических технологий.
Последовательность тем предопределена внутрипредметными и межпредметными связями. Учитываются возрастные особенности школьников, а также требования к знаниям, навыкам и умениям, приобретённым учащимися в ходе изучения основной программы.
Главным унифицированным методическим принципом структуры курса является трёхуровневое построение познавательной деятельности в процессе обучения:
- получение учащимися готовых знаний;
- самостоятельное приобретение знаний на основе предложенных источников;
- исследовательская деятельность учащихся; поиск новых источников знаний с последующим их анализом для повышения собственного образовательного уровня.
В силу того что предмет «Кубановедение» имеет интегрированный характер, основополагающий тематический раздел «Кубань - многонациональный край» становится сквозным для всех ступеней основного общего образования. Включение указанного модуля возможно в рамках вводного и итогового уроков, выстроенных в соответствии с возрастными особенностями школьников. Вводный урок нацеливает на обеспечение на каждом уроке и во внеурочной деятельности принятия учащимися Кубани базовых национальных ценно» поликультурного мира и межконфессионального диалога. Итоговое занятие позволяет определить уровень достижения планируемых результатов обучения и воспитательных эффектов в процессе социализации обучающихся.
- Описание места курса в учебном плане.
Согласно учебному плану МБОУ СОШ № 56 на изучение курса «Кубановедение» в 8-9 классах отводится 1 час в неделю в 8-м классе и 1 час в неделю в 9-м классе, всего 68 часов.
Таблица тематического распределения количества часов
№ | Класс | Разделы, темы | Количество часов | |
Авторская программа | Рабочая программа | |||
8 класс – 34 часа | ||||
1 | Введение | 1 | 1 | |
2 | Раздел 1. Традиционная культура жителей Кубани и Черноморья | 10 | 10 | |
3 | Раздел 2. Страницы истории Кубани первой половины XIX века | 5 | 5 | |
4 | Раздел 3. Кубанские страницы русской классики. Литература Кубани | 2 | 2 | |
5 | Раздел 4. Кубань в пореформенный период | 6 | 6 | |
6 | Раздел 5. Профессиональная культура народов Кубани в XIX веке. | 5 | 5 | |
7 | Итоговое повторение и проектная деятельность | 5 | 5 | |
Итого за 8 класс | 34 | 34 | ||
9 класс – 34 часа | ||||
1 | Введение | 1 | 1 | |
2 | Раздел 1. Наш край на карте России. | 3 | 3 | |
4 | Раздел 2. Кубань в 1900 – конце 1930 – х годов | 9 | 9 | |
6 | Раздел 3. Кубань в 1940-х начале 50-х гг. | 5 | 5 | |
8 | Раздел 4. Кубань в 1950 – 1990 – х годах. | 6 | 6 | |
10 | Раздел 5. Краснодарский край в XXI веке. | 4 | 4 | |
Итоговое повторение и проектная деятельность | 5 | 5 | ||
12 | Заключение. Портрет современной Кубани | 1 | 1 | |
Итого за 9 класс | 34 | 34 |
- Содержание учебного курса
Структура содержания курса кубановедения в средней школе определена следующими разделами:
8 класс – 34 часа | Авторская программа | Рабочая программа | |||
1 | Введение. Народы Кубани в многонациональном российском государстве к началу XIX в. | 1 | 1 | ||
2 | Раздел I. Традиционная культура жителей Кубани и Черноморья. | 10 | 10 | ||
3 | Итоговое повторение и проектная деятельность | 1 | 1 | ||
4 | Раздел II. Страницы истории Кубани первой половины XIX века | 5 | 5 | ||
Итоговое повторение и проектная деятельность | 1 | 1 | |||
5 | Раздел III.Кубанские страницы русской классики. Литература Кубани | 2 | 2 | ||
Итоговое повторение и проектная деятельность | 1 | 1 | |||
6 | Раздел IV. Кубань в пореформенный период | 6 | 6 | ||
Итоговое повторение и проектная деятельность | 1 | 1 | |||
7 | Раздел V. Профессиональная культура народов Кубани в XIX веке | 5 | 5 | ||
8 | Итоговое повторение и проектная деятельность. Кубань многонациональная | 1 | 1 | ||
Итого | 34 | 34 | |||
9 класс – 34 часа | Авторская программа | Рабочая программа | |||
1 | Введение. Кубань в XX - XXI вв.: дорогой межнационального мира и согласия. | 1 | 1 | ||
2 | Раздел 1. Наш край на карте России. | 3 | 3 | ||
3 | Итоговое повторение и проектная деятельность | 1 | 1 | ||
4 | Раздел 2. Кубань в 1900 – конце 1930 – х годов | 9 | 9 | ||
5 | Итоговое повторение и проектная деятельность | 1 | 1 | ||
6 | Раздел 3. Краснодарский край в 1940-начале 1950-х гг | 5 | 5 | ||
7 | Итоговое повторение и проектная деятельность | 1 | 1 | ||
8 | Раздел 4. Кубань в 1950 – 1990 – х годах. | 6 | 6 | ||
9 | Итоговое повторение и проектная деятельность | 1 | 1 | ||
10 | Раздел 5.Краснодарский край в XXI веке. | 4 | 4 | ||
11 | Итоговое повторение и проектная деятельность. Укрепление межнационального мира на Кубани. | 1 | 1 | ||
12 | Заключение. Портрет Краснодарского края |
Содержание раздела «Традиционная культура жителей Кубани и Черноморья» раскрывает понятие о традиционной культуре местного населения Кубани.
Содержание раздела «Страницы истории Кубани первой половины XIX века» отражает историческую хронологию знаменательных событий в истории кубанской земли.
При раскрытии содержания раздела «Кубанские страницы русской классики. Литература Кубани» учащиеся углубляют и систематизируют свои знания в изучении становления литературы на Кубани.
Содержание раздела «Кубань в пореформенный период» углубляет знания в период происходящих реформ в стране и их реализацию в регионе.
Содержание раздела «Профессиональная культура народов Кубани в XIX веке» формирует знания и представления о становлении профессиональной культуре народов, населяющих Кубань.
Освоение раздела «Наш край на карте России» позволяет познакомить обучающихся с особенностями ГП Кубани, природой, ресурсами и исследовать природные богатства региона.
Освоение раздела «Кубань в 1900 – конце 1930 – х годов» направлено на формирование умений описывать и сопоставлять исторические события в даннный период.
Содержание раздела «Краснодарский край в 1940-начале 1950-х гг» раскрывает значение исторических и экономических событий на данном этапе в стране и крае.
При раскрытии содержания раздела «Кубань в 1950 – 1990 – х годах» учащиеся углубляют и систематизируют свои знания в области изучения истории, реформ, происходящих в стране и их отражение на жителях кубанской земли.
Содержание раздела «Краснодарский край в XXI веке» направлено на формирование умений описывать и строить модели экономики, хозяйствования, прогнозировать перспективы развития Краснодарского региона.
- Тематическое планирование
8 класс – 34 часа
Раздел 1. Традиционная культура жителей Кубани и Черноморья
Тема 1. Освоение кубанских степей.
Тема 2. Языковое разнообразие Кубани и Черноморья.
Тема 3. Лексика кубанских говоров
Тема 4. Повседневность и верования народов Кубани
Тема 5. Материальная культура казачества
Тема 6. Богатство музыкального кубанского фольклора. Обрядовые традиции
Итоговое повторение и проектная деятельность
Раздел 2. Страницы истории Кубани первой половины XIX в.
Тема 7. Черноморцы в Отечественной войне 1812 г.
Тема 8. Декабристы на Кубани
Темы 9. Кавказ в международной политике первой половины и середины XIX в.
Итоговое повторение и проектная деятельность
Раздел 3. Кубанские страницы русской классики. Литература Кубани
Тема 10. Русские писатели первой половины XIX в. о Кубани
Тема 11. Становление литературы Кубани
Итоговое повторение и проектная деятельность
Раздел 4. Кубань в пореформенный период
Тема 12. Преобразования на Кубани в период общероссийских реформ
Тема 13. Хозяйственно-экономический потенциал Кубани во второй половине XIX в.
Тема 14. Кубанцы в Русско-турецкой войне 1877 - 1878 гг.
Тема 15. Общественно-политическая жизнь Кубани во второй половине XIX в.
Тема 16. Кубань в творчестве русских писателей второй половины XIXв.
Итоговое повторение и проектная деятельность
Раздел 5. Профессиональная культура народов Кубани в XIX в.
Тема 17. Образовательный и культурный уровень жителей Кубани в XIX в.
Тема 18. Изобразительное искусство Кубани в XIX в.Архитектура и скульптура
Тема 19. Музыкальная и театральная жизнь Кубани в XIX в.
Итоговое повторение и проектная деятельность
9 класс – 34 часа
Раздел 1. Наш край на карте России
Тема 1. Особенности географического положения Краснодарского края
Тема 2. Природные ресурсы и их рациональное использование
Итоговое повторение и проектная деятельность
Раздел 2. Кубань в 1900 - конце 1930-х гг.
Тема 3. Кубанская область и Черноморская губерния в 1900- 1916 гг.
Тема 4. Участие кубанцев в Русско-японской и Первой мировой войнах
Тема 5. Культурная жизнь Кубани в 1900 - 1917 гг.
Тема 6. События революции 1917 г. на Кубани.Гражданская война
Тема 7. Культурная жизнь Кубани в 1917 - 1920 гг.
Тема 8. Кубань в 1920-х гг. Нэп.
Тема 9. Культура Кубани в 1920 - 1930-х гг.
Тема 10. Кубань в 1930-х гг. Индустриализация. Коллективизация
Тема 11. Культура и образование на Кубани в предвоенные годы
Итоговое повторение и проектная деятельность
Раздел 3. Краснодарский край в 1940-х – начале 1950-гг.
Тема 12. Краснодарский край в годы Великой Отечественной войны
Тема 13. Культурная жизнь Кубани в годы Великой Отечественной войны
Тема 14. Восстановление и развитие края в 1945 - 1953 гг. Политика и идеология в послевоенное время
Тема 15. Культура Кубани в послевоенные годы (1945 – 1953гг.).
Итоговое повторение и проектная деятельность
Раздел 4. Кубань в 1950 - 1990-х гг.
Тема 16. Реформы в политике и экономике (1953 - 1964)
Тема 17. Культурная жизнь Кубани в период «оттепели».
Тема 18. Достижения и провалы кубанской экономики. Застойные явления в обществе
Тема 19. Культурная жизнь в середине 60 - середине 80-х годов
Тема 20. «Перестройка». Политика и общество
Тема 21. Культурная жизнь Кубани в условиях трансформации общества (конец XX - начало XXI в.)
Итоговое повторение и проектная деятельность
Раздел 5. Краснодарский край в XXI в.
Тема 22. Краснодарский край – многонациональный регион Российской Федерации
Тема 23. Особенности экономического развития региона
Итоговое повторение и проектная деятельность
Заключение. Портрет современной Кубани
- Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности
- Кубановедение: Уч. пособие для 8 кл. общеобразоват. учреждений/Б.А. Трёхбратов, Ю.М. Бодяев, С.А. Лукьянов, Р.М. Гриценко. - Краснодар: Перспективы образования, 2011.
- Кубановедение: Учебное пособие для 9 кл. общеобразоват. учреждений/А.А. Зайцев, С.А. Лукьянов, А.Н. Еремеева, И.А. Терская. - Краснодар: Перспективы образования, 2012.
- Бодяев Ю.М. Символы Краснодарского края: Пособие для общеобразовательной школы. 2-е изд. Краснодар, 2008.
- История Кубани: Атлас с комплектом контурных карт. - Краснодар, ОИПЦ «Перспективы образования», 2006.
- Маслов А.В. Кубанская старина. Жизнь и быт казаков: Элективный курс. 2-е издание. - Краснодар: Перспективы образования, 2007.
- Терская И.А., Терский А.В., Терский Д.А. География Краснодарского края. Природа. Экономика: Учебное пособие для 8-9 классов общеобразовательных учреждений – 4-е изд., доработанное. – Краснодар: Перспективы образования, 2009.
- Моя Кубань. Природа, история, хозяйство, города Краснодарского края/автор-составитель Ситдикова Н.В. – Ростов н/Д.: «Издательство БАРО-ПРЕСС», 2007.
- Вклад Кубани в Великую победу. Материалы Х краевой научно-практической конференции архивистов, краеведов, историков. – Крымск: 2015.
Цифровые и электронные образовательные ресурсы
- http://www.kubangov.ru/ — сайт администрации Краснодарского края. Символика Краснодарского края (герб, гимн, флаг), историческая справка. Города и районы: политическая карта края - изображение районов края;
- www.yuga.ru - информационный портал Краснодарского края: общество, культура, спорт, история, деловая жизнь, афиша культурной жизни г. Краснодара (фильмы, спектакли, выставки, концерты);
- http://budetinteresno.narod.ru/krasnodar.htm — экскурсия по г. Краснодару на сайте туризма на юге России. История, археология, этнография; старинные карты Кубанской области;
- описание самых красивых уголков Юга России (водопады, пещеры, ущелья);
- http://rnustarnhi.narod.ru/ — Таманский археологический музей;
- http://darkaterina.narod.ru/ Екатеринодар православный.
- Фотогалереи, художественная и документальная литература по православию;
- http://www.kultura.kubangov.ru - культура Кубани. Департамент культуры Краснодарского края. Памятники (истории, архитектуры, природы, церкви и пр.), деятели культуры и искусства;
- http://pushkin.kubannet.ru/ - Краснодарская краевая универсальная научная библиотека им. А.С. Пушкина;
- http://www.kavkazonline.ru/encyclopedia/peoples — энциклопедия культур народов Юга России на сайте Кавказ on-line.
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания кафедры учителей «Естественных и математических наук» от «___» ____________ 2015 года № ____ _______________ Е.Р. Мартыненко
| СОГЛАСОВАНО Руководитель методической службы ________________ В. М. Лемтюгова
« _____» _____________ 2015 года |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по кубановедению в 7 классе
Рабочая программа составлена на основе программы курса «Кубановедение» для 7, 8 класса общеобразовательных учреждений Краснодарского края. Авторы – составители: Галутво Л.М., Болдыре...
Рабочая программа по кубановедению 10-11 классы ФКГОС
Рабочая программа по кубановедению 10-11 классы ФКГОС....
рабочая программа по географии 10- 11 класс фкгос к учебнику Дронов Савельева
Рабочая программа по географии разработана на основе: 1)Государственного образовательного стандарта основного общего образования по географии; 2) примерная программа по географии основного общего обра...
рабочая программа по географии 6-9 класс фкгос к учебнику Дронов Савельева
Рабочая программа по географии разработана на основе: 1)Государственного образовательного стандарта основного общего образования по географии; 2) примерная программа по географии основного общего обра...
Рабочая программа по кубановедению 5-11 класс и КТП 5-11 класс
Рабочая программа по кубановедению 5-11 класс и КТП 5-11 класс...
Рабочая программа по кубановедению. 5-9 класс. На основе авторской программы 2015 года
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа разработана в соответствии:1) с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего о...
Рабочая программа по предмету "Химия" 10 класс ФкГОС
Рабочая программа по предмету "Химия" 10 класс ФкГОС...