«Экскурсия по родному селу. (Урок-повторение по теме "Глагол") ».
план-конспект урока по русскому языку (11 класс)
1. Тема учебного занятия: «Экскурсия по родному селу. (Урок-повторение по теме "Глагол" ».
2. Место занятия в учебном процессе: Тема «Глагол. Повторение 15 урок
3. Форма занятия: урок -повторения с применением ИКТ
Этап урока | Форма использования ИКТ | Цель |
Организационный | Демонстрационная презентация | Создание рабочего настроя на урок, проверка готовности. |
Актуализация (Рефлексия) | Демонстрационная презентация | Повторение изученного материала (поэтапно) |
Поэтапное повторение изученного материала (Рефлексия) | Демонстрационная презентация | Повышение наглядности, мотивации для восприятия материала. Отработка умений и навыков работы с морфологическими признаками глагола. |
Заключительная часть урока | Демонстрационная презентация | Для домашнего задания |
Проблема изучения глаголов остается открытой на данном периоде обучения. Если учащиеся в 6 классе не будут хорошо знать темы, то в старших классах они будут путаться с отглагольными частями речи причастиями и деепричастиями, определением их морфологических признаков. Поэтому уроки-повторения (в частности темы "Глагол") очень актуальны. Умение учащихся распознавать часть речи, отличать ее морфологические признаки, знать орфограммы должны быть сформированы на достаточно высоком уровне.
Я давно занимаюсь краеведением, поэтому тема любви к своей Родине меня очень волнует. На своих уроках я стараюсь совмещать предметный материал с изучением своего края. Это делает урок более интересным, наглядным, близким, запоминающимся. Результаты очевидны: дети пишут хорошие сочинения о своем селе, при опросе могут рассказать что-либо из истории села.
Поэтому учебную деятельность на
уроке я организовала так, что в процессе изучения истории своего села дети находили глаголы, определяли их морфологические признаки, формулировали понятия, находили пути решения учебных задач, делали выводы. Восприятию очень помогает электронная презентация (в которой использованы фотографии, сделанные учащимися школы), используемая на уроке через проектор на экран; записи песен, звона колоколов. При повторении данной темы, попутно повторяются и изученные орфограммы, пунктограммы.
Ну а чтобы урок хорошо усвоился, необходимо и прекрасное настроение. Для этого используется рефлексия (с прослушиванием пения птиц).
Считаю, что такие нетрадиционные уроки с краеведческим уклоном должны все чаще входить в изучение предметов, в том числе и русского языка. Такой урок можно использовать каждому учителю (не зависимо от программы), заменяя только краеведческий материал.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕМА: «Ничто на этом свете не добывается с такими трудами, как истина». (В. Ирвинг)
Подготовка к итоговому сочинению. 11 класс
ФАУСТОВА ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА МБОУ СШ №52 г. ЛИПЕЦКА
Технологическая карта.
Тип урока: Интегрированный урок повторения и закрепления полученных знаний, подготовки к итоговому сочинению (Системно - деятельностный подход на уроке литературы в 11 классе). Рассчитан на 2 часа.
УУД: Планируемые результаты:
Предметные - проявлять позитивное отношение к правильной устной и письменной речи; уметь анализировать текст (в том числе с аудио-видео-прослушиванием); работа со словом, высказываниями, текстами (жанрами) художественной и публицистической литературы в контексте подготовки к итоговому сочинению; уметь работать с сочинением, в том числе и по алгоритму, с инструкциями.
Л- личностные П- познавательные Р- регулятивные К- коммуникативные
Форма проведения – урок с применением ИКТ (презентация).
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация учебного материала, созданная при помощи программы Microsoft Office Power Point; тексты инструкций по подготовке к итоговому сочинению, приложение 1 «Притча об истине»; приложение 2 видео «Притча об истине. Читает Разомазова М.»; приложение 3 «Истина по учебнику обществознания 10 класс»; приложение 4 «Ку́рцио Малапа́рте Биография»; приложение 5 «Отрывок из книги Курцио Малапарте», приложение 6 «Список художественных произведений», приложение 7 «Супер-релакс», приложение 8 «Алгоритм работы над сочинением», приложение 9 «Клише», приложение 10 «Инструкции написания сочинения», приложение 11«Рефлексия», приложение 12 «Стихотворение К.Русских «Истина»
№ п\п | Этапы урока | Функции и виды деятельности учителя | Формы и виды деятельности учащихся | Планируемые результаты УУД |
1 | Мотивация к учебной деятельности | Создание условий для возникновения внутренних потребностей включения в деятельность (хочу!)Активизирует требования к ученику со стороны учебной деятельности (надо!), устанавливает тематические рамки учебной деятельности (могу!) –Добрый день, ребята! Посмотрите на парты: готовы ли вы к работе? | Ученики приготовились к уроку, настроились на работу, поделились эмоциями. | Самоопределение к деятельности – (Л); Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К); |
2 3. 4 | Актуализация знаний Выявление места и причины затруднения Повторение изученного по синтаксису, анализу текста Построение проекта выхода из затруднения 1.Тема: «Ничто на этом свете не добывается с такими трудами, как истина» В. Ирвинг (Подготовка к итоговому сочинению) 2.Целеполагание Реализация построенного проекта. 1.Первичное закрепление во внешней речи. 2.Самостоятельная работа по алгоритму 3.Взаимопроверка. 4.Выявление места и причины затруднения. 5.Работа по подготовке к итоговому сочинению 6.Работа со словом, с пословицами | Активизация мыслительных операций учащихся, познавательных процессов(внимание, речь, память, мышление). Организация подготовки к повторению и закреплению материала, с целью подготовки к итоговому сочинению - Ребята, сегодняшний урок мы начнем с притчи (внимание на экран) Приложение 2 Приложение 1(раздатка) -Что такое притча? -Какова основная мысль текста? -Определите тему? -К какому стилю речи относится? Слайд 1 Что же такое истина? Истина — это правдивое, объективное отражение действительности в нашем сознании и у всех людей она разная. Молодцы! -Какую проблему поднимает автор в своем произведении? Слайд 2 Это интересно! В римской мифологии была богиня Истины -Веритас (означающая правду), дочерью Сатурна и матерью Добродетели. Она заставляла людей говорить правду, что побуждало их убивать себя или друг друга. Таким образом, люди невольно отдавали себя ей в качестве дани. Веритас забирала тела жертв и питалась ими, чтобы сохранить свою власть. Считала деликатесом человеческий язык, так как именно с него слетает ложь. -Попробуйте сформулировать тему нашего сегодняшнего урока Предлагаю для темы взять слова замечательного русского писателя Слайд 3 «Ничто на этом свете не добывается с такими трудами, как истина» В. Ирвинг (Подготовка к итоговому сочинению) Анализ итоговых контрольных работ, олимпиадных работ, ВПР выявляет проблему: учащиеся школы показывают слабое качество знаний при анализе текста художественного произведения. Вам предстоит в декабре писать итоговое сочинение – допуск к ЕГЭ, поэтому умение работать с текстом художественной литературы пригодится. Сегодняшний урок будет подготовительным в этом направлении. Слайд 4 -Как вы понимаете слова Ва́шингтона И́рвинга — американского писателя – романтика, которого часто называют «отцом американской литературы». (1783 -1859) Наибольшую известность получил за рассказы «Легенда о Сонной Лощине», «Рип ван Винкль», «Дьявол и Том Уокер», «Пират Кидд» Советую почитать! - Что вам известно из курса «Обществознание» 10 класс об истине? Сформулируйте цели урока. Молодцы! После ответов детей уточняет цели и задачи урока: Деятельностная цель: формирование способностей к отбору и структурированию изученного материала по заданной теме и написанию сочинения. Содержательная цель: Подготовка к итоговой аттестации по литературе, расширение понятийной базы учащихся за счёт включения в неё новых элементов. Задачи урока: предметные ∙ формировать умение разрабатывать подходы к написанию итогового сочинения по литературе; ∙ формировать умение работать с текстом зарубежной литературы, строить высказывание регулятивные; ∙ формировать умения ставить цель, планировать свою деятельность, прогнозировать результат, выполнять контроль, коррекцию, давать оценку своей работе коммуникативные ∙ развивать умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации личностные ∙ формировать культуру речи; ∙ воспитывать умение нравственно-этической ориентации в потоке литературных произведений. Слайд 5 Предлагаю познакомиться с еще одним зарубежным (итальянским) писателем Курцио Малапарте (настоящее имя Курт Эрих Зуккерт). Будьте внимательны, данное сообщение пригодится в дальнейшей работе! Краткий рассказ о писателе ученицы Слайд 6 Словарная работа (по Толковому словарю) по рядам: кинорежиссёр, сценарист, журналист, дипломат, писатель, военный корреспондент, романист, эссеист, драматург. Составьте по предложение с использованием одного из данных слов + слово «истина» Молодцы! Продолжим работу со словом «истина». Чтение учащимися вслух отрывка из рассказа Курцио Малапарте «Капут» (раздатки) -Отметьте ключевые моменты . -На чем остановилось ваше внимание? Почему? -В чем заключается истина? Работа с понятием коллаборационисткий режим(Коллаборациони́зм (фр. collaboration — «сотрудничество») — осознанное, добровольное и умышленное сотрудничество с врагом, в его интересах и в ущерб своему государству; сотрудничество с оккупантами) Слайд 7 Письменно в сочинении –рассуждении ответьте на вопросы по вариантам: 1в. - В чем заключается истина в отрывке? 2в. - В чем состоит истина самого автора (по прослушанной биографии автора)? Учитель дает направление работы. Алгоритм написания сочинения: 1.Тезис 2. Доказательство-рассуждение 3. Выводы Заслушаем ответы. Молодцы! -Можно ли данные ответы взять для аргументации при написании итогового сочинения на тему «Истина»? Слайд 8 Посмотрите на слайд презентации с критериями оценивания сочинения, какие критерии являются обязательными для получения зачета?
Вывод: то есть сейчас вы выполнили критерий? (№2) Молодцы! Для подбора второго аргумента рекомендую прочитать и повторить следующий список литературы -Какие у кого возникли вопросы? -Какой синоним можно подобрать к слову истина? Антоним (правда-ложь) -Как вы понимаете слова "Повторять старую истину"? Какие пословицы с этим словом вам известны? Как вы их понимаете? Молодцы! Учитель направляет коррекционную работу. | Воспроизводят и закрепляют свои знания, умения, навыки. Актуализируют изученный ранее материал (знаю, могу) Учащиеся смотрят видеозапись В старинной литературе: иносказательный рассказ с нравоучением Истина, автор призывает искать истину в себе К книжному: художественному Учащиеся определяют понятие по словарю: И́СТИНА1.То, что существует в действительности, отражает действительность, правда. 2.Утверждение, суждение, проверенное практикой, опытом. Какая бы ни была истина, она все равно для каждого своя Запись темы в тетрадь. Учащиеся высказывают свои мнения. Учащиеся записывают названия в тетрадь. Учащиеся высказываются на поставленный вопрос Приложение 3 Учиться анализировать текст из художественной литературы, развивать умения применения теоретических знаний при выполнении практических упражнений; продолжить подготовку к итоговому сочинению Приложение 4 Учащиеся раскрывают значение слов, составляют предложения, учащиеся записывают в тетради. Приложение 5 Учащиеся читают текст и письменно с приведением примеров отвечают на вопросы.Работа по вариантам Работа с лексическим значением слова (запись в тетрадь). Учащиеся зачитывают сочинения Можно (1 аргумент) Учащиеся повторяют информацию Выборочная проверка сочинений (№1,№2) №2 Приложение 6 Учащиеся записывают (можно дать раздатки) Учащиеся называют и дают характеристику. Устами младенца глаголет истина. Нет истины верней любви. Платон мне друг, но истина дороже. Практика — критерий истины | Мыслительные операции (обобщение, анализ, синтез, сравнение)-П; осознанные и произвольные речевые высказывания – К; волевая саморегуляция в затруднении, контроль, коррекция, прогнозирование – Р; -выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью – К; -аргументирование своего мнения и позиции - К Развитие монологической речи -К Самостоятельное выделение и формирование темы, цели, планирование, прогнозирование-Р; Выдвигают гипотезы и обосновывают их—П; Развитие монологической речи -К Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; уметь выражать свое мнение-К; построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез-Л; решение проблем поискового характера-П. уметь выражать свое мнение-К; построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез-Л; решение проблем поискового характера-П. Умение сверять свои действия с целью- Р Развитие связной речи, умение отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее, умение учиться подтверждать аргументы фактами- К Выдвигают гипотезы и обосновывают их—П; Умение сверять свои действия с целью - Р Развитие связной речи, умение отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее, умение учиться подтверждать аргументы фактами–К Развитие связной речи, умение отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее, умение учиться подтверждать аргументы фактами - К -поиск и выделение необходимой информации- П. |
5 | Физкультминутка. Релаксация | Мудрецы говорят, что истинное счастье человека состоит в гармонии. Посмотрите релаксацию, расслабьте тело, наслаждайтесь увиденным | Учащиеся отдыхают Приложение 7 | Умение расслабляться, переключаться на другой вид деятельности -Л |
6 | Включение в систему знаний, повторение и закрепление 1.Самостоятельная работа с взаимопрверкой 2.Выявление места и причины затруднения. | Учитель выступает в роли организатора. Подготовка к итоговому сочинению - неотъемлемая часть современного курса литературы 11 класса. - Посмотрите и вспомните алгоритм работы по написанию итогового сочинения (раздатка), который поможет вам при написании домашнего сочинения -Каков план написания сочинения? См на Слайд 9 -Какие клеше можно использовать при написании аргументов в итоговом сочинении? Учитель советует: прочитайте инструкцию, организует деятельность учащихся. Выберите клише для написания сочинения по плану написания сочинения. Проверка ответов. Взаимоконтроль. Оцените ответы одноклассников. Молодцы! Создаёт (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребёнка, для уч-ся допустивших ошибки. Предоставляет возможность выявления причин ошибок и их устранения (индивидуальная коррекционная деятельность) Молодцы! -В чем вы видите затруднения? | Формулируют конкретную цель своих будущих, учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения(чему учиться) Приложение 8 Работа по запоминанию алгоритма. Учащиеся работают с планом написания сочинения, инструкциями Приложение 9 Работа с инструкциями Приложение 10 Самостоятельная письменная работа в тетради Взаимоконтроль Учащиеся решают причину затруднения, пошагово проверяют свои действия самостоятельного задания. | Мыслительные операции – П; -поиск и выделение необходимой информации- П. Установление причинно – следственных связей -П; Развитие связной речи, умение отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее, умение учиться подтверждать аргументы фактами- К Саморегуляция в затруднении, контроль, коррекция, прогнозирование – Р; Умение преодолевать трудности в выполнении –Л. |
7 | Итоги урока Рефлексия учебной деятельности | Давайте подведём итог нашего урока. По какой теме мы работали? -Каковы были цели урока? Достиг ли урок их? -Что повторили на уроке? - А теперь в карточке «Рефлексия» подчеркните выбранный ответ Оценивание работы учащихся на уроке Слайд 10 В заключении предлагаю послушать стихотворение «Истина» К. Русских (подготовила ученица) Выводы: Вы сегодня все хорошо поработали. Оцените свою работу за весь урок. Молодцы! Вы хорошо поработали, думаю, хорошо справитесь с итоговым сочинением. | Приложение 11 Оценивают свои результаты. Соотносят цель и результат учебной деятельности Фиксируют степень соответствия. Выставление оценок за активную работу Ученица читает стихотворение «Истина» К. Русских Приложение 12 | Рефлексия способов и условий действий – П; Контроль и оценка способов своей деятельности -Р; Самооценка на основе критерий успешности-Л; Адекватное понимание успешности или неуспешности; Планирование успешного сотрудничества - К |
8 | Домашнее задание | Слайд 11 Учитель определяет дифференцированное домашнее задание для самостоятельной работы: 1)Прочитать три из предложенных на уроке произведений 2) Усложнение: написать сочинение на тему ««Люби истину, но будь снисходителен к заблуждениям» (Вольтер), или «Противоположностью истины является другая истина» (Жорж Вольфром) используя материал урока | Запись дифференцированных заданий в дневники | Планирование, прогнозирование –Р Оценивание трудности выполнения –Л. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок (математика + история родного села) по теме «Повторение. Действия с натуральными числами. Дроби. Проценты». 5 класс.
Д.С.Лихачёв говорил: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту люб...
Экскурсия "Люблю тебя, село родное"
Обзорная экскурсия по селу Берёзовский Рядок Бологовского района Тверской области с посещением местных достопримечательностей и использованием стихов местных авторов....
«Друзья, прекрасен наш союз!» (Заочная экскурсия в Царское Село) 9 класс
Урок «Друзья, прекрасен наш союз!» (заочная экскурсия в Царскосельский лицей) отличается высокой значимостью проникновения в духовный мир молодого человека начала двадцать первого века, заставляет его...
Урок практической подготовки к сочинению-рассуждению о родном крае «Прошлое и настоящее родного села».
урокУрок практической подготовки к сочинению-рассуждению о родном крае «Прошлое и настоящее родного села» в 9 классе...
Устный журнал "Родничок - село моё родное"
Классный час...
Интегрированный урок-повторение по теме "Причастие" 7 класс (Экскурсия по г. Липецку)
Интегрированный урок повторения и обощения по теме "Причастие" с экскурсией по достопримечательносям г. Липецка...
Экскурсия "Герои из села Донское"
Увековечивание памяти о Победе и Героях Великой Отечественной войны Липецкого края....