Рабочая программа
рабочая программа по краеведению (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
к рабочей программе курса «Историческое краеведение».
Историческое краеведение изучается на основе учебного плана курса «История Тверского края», включенного в региональный компонент. Курс призван сформировать у учащихся 9 класса основы понимания истории как закономерного процесса, имеющего культурно-хронологическую специфику, воспитывать у школьников чувство патриотизма, уважения к своему историческому прошлому, стремления сохранить памятники истории и культуры, желание быть нужным и востребованным на своей «малой Родине», стремление к самостоятельному краеведческому поиску, к выработке на основе знаний собственной жизненной позиции.
Синхронизация курсов истории Тверского края и истории России позволяет избежать дублирования изучаемого материала, ведет к снижению перегрузки учащихся, больше внимания уделяя тверским событиях, проследить на их основе историю России.
Учебный курс преподается по учебнику «История Тверского края» под общей редакцией Воробьева В.М. Программа и тематическое планирование курса краеведения предполагает изучение истории Тверского края, начиная с вопроса его заселения в первобытную эпоху и до начала XXI века).
Изучение исторического краеведения
в 9 классе направлено на достижение следующих целей:
- Способствовать духовному становлению личности, приобщая
учащихся к историко-культурному наследию родного края. - Развить у учащихся интерес к его истории и культуре.
- Расширить представления учащихся об истории в целом и
региональной и локальной истории в частности
- Помочь учащимся проникнуть в мир наших предков, осознать причины, цели и значимость их деятельности.
- Обогатить знания учащихся по различным аспектам истории края
/политическому, социально-экономическому, культурологическому/. - Оказать влияние на развитие патриотизма учащихся: уважение, к своим
корням, своей малой родине. - Повлиять на процесс социализации личности учащихся, формируя
ответственность за сохранение исторической памяти и передачу ее
другим поколениям. - Способствовать развитию творческого потенциала учащихся
посредством исследовательской и преобразующей деятельности.
Предполагаемые результаты изучения курса определяются поставленными в программе целями.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
В области предметной компетенции на основании изучения данного курса учащиеся могут и должны:
- Понимать сущность взаимодействия отечественной, региональной и
локальной истории. - Знать основные факты и события из истории края.
- Уметь характеризовать вклад Тверского края в общероссийскую историю
и культуру. - Понимать значение деятельности выдающихся исторических личностей
территории края и его уроженцев.
- Определять тенденции экономического, политического, социального и духовного развития края в различные исторические эпохи.
В области межкультурной компетенции учащиеся развивают:
- Способность понимать духовный мир других людей через личностное культурное развитие, освоение и принятие социально-значимых ценностей.
В области коммуникативной компетенции:
- Овладение учащимися формами проблемной коммуникации /умение восстанавливать и понимать позиции участников исторического процесса.
В области социальной компетенции :
- Формирование ответственности за сохранение исторической памяти и передачу ее потомкам; развитие у учащихся навыков социального взаимодействия через групповую деятельность при выполнении проблемных заданий.
В области компетенции саморазвития данный курс стимулирует потребность и способность к самообразованию.
Для работы по данному тематическому планированию
используются следующие учебные пособия:
- Воробьев В.М. История Тверского края. Тверь: «Созвездие», 2005.
- Авторские презентации.
Содержание программы.
Тема 1. Тверской край в первобытную эпоху. Первоначальное заселение Тверского края. Этапы. Стоянки эпохи палеолита и мезолита. Тверской край в эпоху неолита. Великий водораздел - один, из центров взаимодействия европейских и азиатских культур. Льяловская культура. Раскопки поселения у д. Языково. География неолитических раскопок в Тверском крае. Стоянки Верхнего Подвинья, их связь с Юго-Восточной Прибалтикой. Проникновение финнов на территорию Верхневолжья. Волосовская культура. Тверской край в бронзовом и раннем железном веке. Изменение природно-климатических условий. Фатьяновская культура. Культура текстильной керамики. Дьяковская и Днепро-Двинская культуры. (1 час).
Тема 2. Тверской край до н. XVI в. Понятия Тверская область, Тверской край, Тверская земля. Тверская область - великий водораздел трех морей. Монголо-татарское нашествие на территорию края. Оборона Твери и Торжка. Опустошение края. Битва на р. Сить. Выделение Тверского княжества в самостоятельное, из состава Переяславского. Княжение Михаила Ярославича и его преемников. Отношения с Москвой и Новгородом, мученическая смерть в Орде. Тверские земли при приемниках Михаила Ярославича. Дмитрий «Грозные Очи», Александр Михайлович. Антиордынское восстание в Твери в 1327 г. Тверское княжество во второй половине XIV в. Территория, экономическое развитие. Михаил Александрович Тверской и его борьба с Дмитрием Ивановичем Московским. Последний век самостоятельности. Тверской край в XV в. Новый расцвет Тверского княжества при Борисе Александровиче (1425-1461). Ликвидация расселения. Помощь властей. Карелы в Верхневолжье. Развитие научных, знаний. П. Роговский. Л. Магницкий. Практическая направленность научных знаний. Развитие языка. Устное народное творчество. Литература. Сатирические /«Калязинская челобитная»/ и исторические /«Повесть о Тверском Отрочь монастыре»/ повести. Документы времен «смуты» / письма Скопина_- Шуйского, грамоты Ивана Болотникова/ отражение бурных событий начала XVII в. на территории края. Мемуарная литература /«Повесть об осаде Торопца»/. Архитектура. Тверская школа иконописи в XVI - XVII вв. Вклад культуры Тверского края в сокровищницу общерусской культуры. (7 часов). Образование независимости Тверского княжества (1485 г.). Историческая география Тверских земель в удельный период. Территория Тверского княжества. Города. Путешествие Афанасия Никитина в Индию. Культура Тверского княжества в XIII - начале XVI века. Место Тверского княжества в русской средневековой культуре. Тверское летописание. Зодчество. Тверская школа иконописи. Влияние культуры Киева, Владимира, Византии и православного Востока. Архитектура городов Тверского княжества в XV - начале XVI в. Литература. «Инока Фомы слово, похвальное о благоверном великом князе Борисе Александровиче». (6 часов).
Тема 3. Тверские земли в XVI - XVII веках. Тверская земля в составе Московского государства в XVII в. Территория и население. Экономическое развитие края в XVI - XVII вв. Развитие земледелия, и землевладения. Размывание старинных боярских тверских родов и складывание нового тверского дворянства. Повинности крестьян. Рост ремесла. Торговля. Города Тверского края в списке русских городов XVI в. Тверь; Торжок, Старица, Ржев, Зубцов, Городецк, Торопец. Старицкий удел и его судьба. История удела и старицких князей. Трагическая судьба Владимира Андреевича Старицкого и его семьи. Ликвидация удела. Тверской край в годы Ливонской войны и опричнины. Начало опричнины. Заточение митрополита Филиппа в Тверской Отрочь монастырь. Поход Ивана IV на Новгород в 1569 г. через Тверские земли. Разорение края. Убийство Малютой Скуратовым Митрополита Филиппа. Старица и Бежецкая пятина в составе опричнины. Кризис хозяйства и социальной жизни в Тверском крае. Старица в годы Ливонской войны - ставка Ивана Грозного. Экономическое развитие Тверского края в XVII в. Развитие основных видов феодального землевладения. Рост населения. Новшества в хлебопашестве и крестьянских повинностях. Развитие ремесла и товарно-денежных отношений. Участие Тверского края во всероссийской и внешней торговле. Культура Тверского края в конце XVI - XVII вв.
Тверская земля в к. XVI- н.XVII вв. «Посадское строение» на территории края. Мероприятия по укреплению дворянского землевладения /хозяйства/. Голод. Народные волнения в Тверском крае. Разорение тверских земель поляками и войсками Лжедмитрия П. Сопротивление захватчикам. Борьба Скопина - Шуйского с захватчиками на территории Тверского края. Урон, нанесенный краю смутой. Расселение карел на Верхней Волге. Причины, осуществление и значимость Тверской губернии в составе Новгородского наместничества: состав, система управления, формирование губернский учреждений. Получение Тверской губернией статуса самостоятельного административного образования. Перепланировка Твери, и ее образцовая застройка командой П. Никитина. Роль М. Казакова в работе «архитектурной команды». Перепланировка уездных городов.
Тема 4. Тверские земли в XVIII веке Тверской край при Петре I. Влияние реформ Петра 1 и Северной войны на экономическое и социальное развитие края. Тверской край в составе Ингерманландской и Смоленской губерний. Образование Тверской провинции Петербургской губернии. Города Тверской губернии: численность, социальный состав, занятия населения. Экономический подъем края. Развитие ремесел, промыслов. Торговые связи Тверского края. Вышневолоцкая водная система. Причины строительства системы. Проект М. Сердюкова. Строительство и дальнейшая реконструкция Системы, ее эксплуатация. Петр I в Вышнем Волочке. Развитие Тверского края в 30-80-е годы XVIII в. Территория и население. Развитие земледелия. Положение крестьян Тверского края: категории, занятия, повинности Развитие ремесел и промыслов. Появление мануфактур. Рост числа городов и их экономическая специализация. Место Тверского края во всероссийском рынке. Ярмарки края /Крещенская в Весьегонске, сентябрьская в Торжке/. Образование Тверского наместничества и губернии. Осуществление административной реформы Екатерины II на территории края. Культура Тверского края в XVIII в. Развитие образования. Вклад Тверского края в развитие просвещения, науки, военного дела. Д. Карманов, Т. Волосков, Л. Сабакин, П. Суворов, И. Третьяков, Д. Ильин. Расцвет архитектуры.- Церковное и гражданское зодчество. Усадебное строительство. М. Казаков. Н. Львов. С. Чевакинский. Живопись. Живописные династии. Осташкова. М. Колокольников, Е. Камеженков - академик живописи. В. Б. (4 часа).
Тема 5. Тверские земли в начале XIX века. Тверская губерния в 1812 -1861 гг. Тверской край в начале XIX вв. Экономический и культурный подъем края. Тверь - центр наместничества в составе Тверской, Новгородской и Ярославской губерний. Оживление общественной жизни Твери. «Малый двор» Г. Ольденбургского. О. Кипренский и Н. Карамзин в Твери. К. Росси- главный архитектор Тверской губернии. Тверская губерния в Отечественной войне 1812 г. Формирование тверского дворянского ополчения и егерского батальона. Отряд Е. Суворова; Пожертвования населения. Поставки провианта и фуража для армии. Участие тверских частей в заграничных походах русской армии. Герои войны 1812 г. -уроженцы Тверского края: А. Сеславин, Н. Свечин, 3; Олсуфьев. Тверская провинциальная культура в первой половине XIX в. Появление первого городского театра/Осташков/, библиотеки /Осташков/, газеты / «Тверские губернские ведомости»/. Дворянские усадьбы - центры культурной жизни. Усадьбы Бакуниных, Полторацких, Вульфов, Рачинских, Озеровых-Выдающиеся деятели культуры края: А. Измайлов, Ф. Глинка, И. Лажечников, А. Куницын, А. Венецианов и его школа, Н. Уткин, М. Воробьев. Губернский архитектор И. Львов. Первые русские фольклористы И. Сахаров, А. Афанасьев, П. Киреевский на Тверской земле. Хозяйство Тверского края в 20-50- е годы XIX в. Численность и состав населения. Сельское хозяйство. Промышленность. Торговля. Транспорт. (3 часа).
Тема 6. Тверской край во второй половине XIX в. Проведение крестьянской реформы в Тверской губернии. Численность и положение крестьян накануне реформы. Тверской губернский комитет для составления проектов улучшения быта крестьян. А. Унковский. Радикальный проект отмены крепостного права. Протест тверских мировых посредников. Осуществление реформы в губернии и ее результат. Развитие капиталистической промышленности в' губернии. Земская реформа. Проведение земской реформы в Тверской губернии. Деятельность земств в крае. Земские деятели. П. Максимович. Культура Тверского края во второй половине XIX- начале ХХ вв. Просвещение. Развитие образования в крае. Типы учебных заведений. Школа Рачинского. Подъем духовной жизни губернии: создание музея, деятельность ТУАК Литература. Тверской край в жизни и творчестве М. Салтыкова-Щедрина, А. Островского Л. Толстого, Ф. Достоевского, А. Чехова, А. Ахматовой, Н. Гумилева, В. Шишкова и др. Крестьянский поэт С. Дрожжин. Театр. Музыка. Д. Леонова, Е. Лавровская, В. Андреев, Т. Филиппов. Архитектура, Живопись. Тверской край в жизни и творчестве И. Левитана, Г. Сороки, П. Чистякова, И. Шишкина. В. Серова, Н. Богданова-Бельского. Академическая дача. Скульптура. Народная культура. (3 часа).
Тема 7. Тверская губерния с начала XX века по 1917 год. Экономика губернии на рубеже XIX - XX веков. Население. Сельское хозяйство. Промышленность. Торговля. Транспорт. Рабочее движение в начале XX в. Положение рабочих Тверской губернии. Борьба рабочих за его улучшение: стачки, забастовки, деятельность рабочих кружков. События 1905-1-907 гг. на территории края. Выступления рабочих Деятельность партий в Тверском крае: кадетов, социал-демократов, эсеров, черносотенцев. Тверская губерния между революциями. Осуществление земельной реформы в Тверском крае.
Начало экономического подъема в крае. Влияние первой мировой войны на экономическое и социальное развитие края. (2 часа).
Тема 8. Наш край в 1917-1945 годах. Тверская губерния в 1917 г. Тверской край на различных этапах революции 1917 гг. События и деятели. Установление Советской власти. Тверской край в годы гражданской войны. Трагедия братоубийственной войны на территории края. Социально-экономическая жизнь Тверского края в 20-30-е гг. XX века. Экономический и политический кризис после окончания гражданской бойцы. Тверской край в годы НЭПа. Проведение индустриализации в крае. Коллективизация в Тверском крае. Наш край в годы массовых репрессий. Экономическое развитие края накануне войны. Культура Тверского края в 20-30-е годы. Развитие образования. Осуществление культурной политики советской власти в нашем крае: противоречия, достижения и потери. Калининская область в годы Великой Отечественной войны. Военные действия на территории края. Массовый героизм. Партизанское движение. Уроженцы края - герои войны. Память потомков. (4 часа).
Тема 9. Тверской край во второй половине XX - начале XXI века. Калининская область в послевоенный период. Урон, нанесенный войной. Восстановление разрушенного хозяйства. Калининская область в период апогея сталинизма Наш край в период хрущевской «оттепели» и реформ. Калининская область в. годы «застоя». Культурная жизнь Калининской области в 1946-1985 гг. Политическая, экономическая, социальная и культурная история края в годы перестройки ив постперестроечный период. Тверская область в начале XXI века. (3 часа).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
(34 урока)
Календарно – тематическое планирование
№ урока | № § | Название тем уроков | Кол-во часов | Сроки |
1-2. | 1-4 | Тверской край в первобытную эпоху | 2 | Сентябрь |
3. | 5-7 | Славянское освоение Великого водораздела. Образование. Тверского княжества. | 1 | |
4-5. | 8-10 | Тверские земли в XIV в. | 2 | Октябрь |
6. | 12 | Тверской край в XV в. | 1 | |
7. | 13-15 | Историческая география тверских земель в удельный период. Путешествие Афанасия Никитина в Индию. | 1 | |
8. | 11;16-17 | Культура Тверского края в XIII-начале XVI вв. | 1 | Ноябрь |
9-10. | 18-19; 20 | Тверские земли в первой половине XVI в. | 2 | |
11. | 20/ 21 | Тверской край в годы Ливонской войны и опричнины. | 1 | Декабрь |
12. | 22-23 | Тверской край на рубеже XVI-XVII вв. | 1 | |
13. | 24 | Расселение карел на Верхней Волге. | 1 | |
14. | 25-26 | Хозяйственное развитие Тверского края в XVII в. | 1 | |
15. | 27-28 | Культура Тверского края в конце XVI-XVII вв. | 1 | Январь |
16. | 29-30 | Тверские земли при Петре I. Вышневолоцкая водная система. | 1 | |
17-18. | 31-33 | Развитие Тверского края в 30-80-е гг.XVIII в. | 2 | Февраль |
19 | 34-35 | Культура Тверского края в конце XVI-XVII вв. | 1 | |
20. | 36-37 | Тверские земли в начале XIX века. Тверская губерния в Отечественной войне 1812 г. | 1 | |
21. | 38 | Тверская провинциальная культура в первой половине XIX в. | 2 | Март |
22. | 39 | Хозяйство Тверского края в 20-50-е гг. XIXв. | 2 | |
23-24. | 40-44 | Реформы 60-70-х годов XIX в. Тверской губернии. | 2 | Апрель |
25. | 45-46 | Культура Тверского края во второй половине XIX- начале XX вв. | 1 | |
26. | 47 | Экономика губернии на рубеже XIX- XX вв. | 1 | |
27. | 48-49 | Рабочее движение. События 1905-1907 гг. в губернии. Тверская губерния между революциями. | 1 | |
28. | 50-52 | Тверская губерния в 1917 г. И в годы гражданской войны. | 1 | |
29-30. | 53-54 | Социально-экономическая и политическая жизнь края в 20-30-е гг. XX века. | 2 | Май |
31. | 56 | Калининская область в годы Великой отечественной войны. | 1 | |
32-33. | 57-59 | Калининская область в 1946-конце 90-х гг. XX века. | 2 | |
34. | 59 | Тверская область в начале XXI века. | 1 |
Требования к уровню подготовки учащихся:
знать/понимать:
- основные этапы и ключевые события истории Тверского края; выдающихся деятелей;
- важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
- изученные виды исторических источников;
уметь:
- соотносить даты событий с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий истории Тверской области;
- показывать на исторической карте территории расселения народов, границы, города, места значительных исторических событий;
- рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
- соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий.
Дополнительная литература для учителя и учащихся:
- Борзаковский В.С. История Тверского княжества. Тверь, 1994.
- Веселовский Б.Б. Исторический очерк деятельности земских учреждений Тверской губернии (1864-1913 гг.). Тверь, 1914.
- Гончарова А.В., Забелин Л.А. К истории культуры Тверского края. Тверь, 1990.
- Клюг Э. Княжество Тверское (1247-1485 гг.). Тверь, 1994.
- Середа Н.В Тверской край в период становления российского самодержавия (конец ХV – ХVII вв.). Тверь, 1991.
- Скрынников Р.Г. Опричный террор. Л., 1969.
- Собалевский А.И. Древнейшее население Верхнего Поволжья. Калинин, 1976.
- Сорина Х.Д., Урбан Ю.Н. Из истории Верхневолжья. Калинин, 1976.
- Сорина Х.Д. Роль Верхневолжья в образовании и развитии русского централизованного в ХУ-ХУП вв. Уч. пос. Калинин, 1978.
- Страницы народного подвига. Калининская область в годы ВОВ М., 1974.
- Тверская земля в прошлом и настоящем. Сб. науч. тр. Тверь, 1994.
- Прошлое и настоящее Тверской земли. Сб. науч. тр. Тверь, 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...