Рабочая программа
рабочая программа по краеведению (9 класс) на тему

Филиппова Екатерина Игоревна

Рабочая программа по краеведению для 9 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kraeved.doc140.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

к рабочей программе курса «Историческое краеведение».

Историческое краеведение изучается на основе учебного плана курса «История Тверского края», включенного в региональный компонент. Курс призван сформировать у учащихся 9 класса основы понимания истории как закономерного процесса, имеющего культурно-хронологическую специфику, воспитывать у школьников чувство патриотизма, уважения к своему историческому прошлому, стремления сохранить памятники истории и культуры, желание быть нужным и востребованным на своей «малой Родине», стремление к самостоятельному краеведческому поиску, к выработке на основе знаний собственной жизненной позиции.

Синхронизация курсов истории Тверского края и истории России позволяет избежать дублирования изучаемого материала, ведет к снижению перегрузки учащихся, больше внимания уделяя тверским событиях, проследить  на их основе  историю России.

Учебный курс преподается по учебнику «История Тверского края» под общей редакцией Воробьева В.М. Программа и тематическое планирование курса краеведения предполагает изучение истории Тверского края, начиная с вопроса его заселения в первобытную эпоху и  до начала XXI века).

        

Изучение исторического краеведения

в 9 классе направлено на достижение следующих целей:

  • Способствовать духовному становлению личности, приобщая
    учащихся к историко-культурному наследию родного края.
  • Развить у учащихся интерес к его истории и культуре.
  • Расширить представления учащихся об истории в целом и
    региональной и локальной истории в частности

-   Помочь учащимся проникнуть в мир наших предков, осознать причины, цели и значимость их деятельности.

  • Обогатить знания учащихся по различным аспектам истории края
    /политическому, социально-экономическому, культурологическому/.
  • Оказать влияние на развитие патриотизма учащихся: уважение, к своим
    корням, своей малой родине.
  • Повлиять на процесс социализации личности учащихся, формируя
    ответственность за сохранение исторической памяти и передачу ее
    другим поколениям.
  • Способствовать развитию творческого потенциала учащихся    
    посредством исследовательской и преобразующей деятельности.

Предполагаемые результаты изучения курса определяются поставленными в программе целями.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

В области предметной компетенции на основании изучения данного курса учащиеся могут и должны:

  • Понимать сущность взаимодействия отечественной, региональной и
    локальной истории.        
  • Знать основные факты и события из истории края.
  • Уметь характеризовать вклад Тверского края в общероссийскую историю
    и культуру.
  • Понимать значение деятельности выдающихся исторических личностей
    территории края и его уроженцев.

-  Определять тенденции экономического, политического, социального и духовного  развития края в различные исторические эпохи.

 В области межкультурной компетенции учащиеся развивают:

-  Способность понимать духовный мир других людей через личностное культурное развитие, освоение и принятие социально-значимых ценностей.

В области коммуникативной компетенции:

 -  Овладение учащимися формами проблемной коммуникации /умение восстанавливать и понимать позиции участников исторического процесса.

В области социальной компетенции :

-   Формирование ответственности за сохранение исторической памяти и передачу ее потомкам; развитие у учащихся навыков социального взаимодействия через групповую деятельность при выполнении проблемных заданий.

В области компетенции саморазвития данный курс стимулирует потребность и способность к самообразованию.

Для работы по данному тематическому планированию

 используются следующие учебные пособия:

  1. Воробьев В.М. История Тверского края. Тверь: «Созвездие», 2005.
  2. Авторские презентации.

Содержание программы.

Тема 1. Тверской край в первобытную эпоху. Первоначальное заселение Тверского края. Этапы. Стоянки эпохи палеолита и мезолита. Тверской край в эпоху неолита. Великий водораздел - один, из центров взаимодействия европейских и азиатских культур. Льяловская культура. Раскопки поселения у д. Языково. География неолитических раскопок в Тверском крае. Стоянки Верхнего Подвинья, их связь с Юго-Восточной Прибалтикой. Проникновение финнов на территорию Верхневолжья. Волосовская культура. Тверской край в бронзовом и раннем железном веке. Изменение природно-климатических условий. Фатьяновская культура. Культура текстильной керамики. Дьяковская и Днепро-Двинская культуры. (1 час). 

Тема 2. Тверской край до н. XVI в. Понятия Тверская область, Тверской край, Тверская земля. Тверская область - великий водораздел трех морей. Монголо-татарское нашествие на территорию края. Оборона Твери и Торжка. Опустошение края. Битва на р. Сить. Выделение Тверского княжества в самостоятельное, из состава Переяславского. Княжение Михаила Ярославича и его преемников. Отношения с Москвой и Новгородом, мученическая смерть в Орде. Тверские земли при приемниках Михаила Ярославича. Дмитрий «Грозные Очи», Александр Михайлович. Антиордынское восстание в Твери в 1327 г. Тверское княжество во второй половине XIV в. Территория, экономическое развитие. Михаил Александрович Тверской и его борьба с Дмитрием Ивановичем Московским. Последний век самостоятельности. Тверской край в XV в. Новый расцвет Тверского княжества при Борисе Александровиче (1425-1461). Ликвидация расселения. Помощь властей. Карелы в Верхневолжье. Развитие научных, знаний. П. Роговский. Л. Магницкий. Практическая направленность научных знаний. Развитие языка. Устное народное творчество. Литература. Сатирические /«Калязинская челобитная»/ и исторические /«Повесть о Тверском Отрочь монастыре»/ повести. Документы времен «смуты» / письма Скопина_- Шуйского, грамоты Ивана Болотникова/ отражение бурных событий начала XVII в. на территории края. Мемуарная литература /«Повесть об осаде Торопца»/. Архитектура. Тверская школа иконописи в XVI - XVII вв. Вклад культуры Тверского края в сокровищницу общерусской культуры. (7 часов). Образование независимости Тверского княжества (1485 г.). Историческая география Тверских земель в удельный период. Территория Тверского княжества. Города. Путешествие Афанасия Никитина в Индию. Культура Тверского княжества в XIII - начале XVI века. Место Тверского княжества в русской средневековой культуре. Тверское летописание. Зодчество. Тверская школа иконописи. Влияние культуры Киева, Владимира, Византии и православного Востока. Архитектура городов Тверского княжества в XV - начале XVI в. Литература. «Инока Фомы слово, похвальное о благоверном великом князе Борисе Александровиче». (6 часов).

Тема 3. Тверские земли в XVI - XVII веках. Тверская земля в составе Московского государства в XVII в. Территория и население. Экономическое развитие края в XVI - XVII вв. Развитие земледелия, и землевладения. Размывание старинных боярских тверских родов и складывание нового тверского дворянства. Повинности крестьян. Рост ремесла. Торговля. Города Тверского края в списке русских городов XVI в. Тверь; Торжок, Старица, Ржев, Зубцов, Городецк, Торопец. Старицкий удел и его судьба. История удела и старицких князей. Трагическая судьба Владимира Андреевича Старицкого и его семьи. Ликвидация удела. Тверской край в годы Ливонской войны и опричнины. Начало опричнины. Заточение митрополита Филиппа в Тверской Отрочь монастырь. Поход Ивана IV на Новгород в 1569 г. через Тверские земли. Разорение края. Убийство Малютой Скуратовым Митрополита Филиппа. Старица и Бежецкая пятина в составе опричнины. Кризис хозяйства и социальной жизни в Тверском крае. Старица в годы Ливонской войны - ставка Ивана Грозного. Экономическое развитие Тверского края в XVII в. Развитие основных видов феодального землевладения. Рост населения. Новшества в хлебопашестве и крестьянских повинностях. Развитие ремесла и товарно-денежных отношений. Участие Тверского края во всероссийской и внешней торговле. Культура Тверского края в конце XVI - XVII вв.

Тверская земля в к. XVI- н.XVII вв. «Посадское строение» на территории края. Мероприятия по укреплению дворянского землевладения /хозяйства/. Голод. Народные  волнения в Тверском крае. Разорение тверских земель поляками и войсками Лжедмитрия П. Сопротивление захватчикам. Борьба Скопина - Шуйского с захватчиками на территории Тверского края. Урон, нанесенный краю смутой. Расселение карел на Верхней Волге. Причины, осуществление и значимость Тверской губернии в составе Новгородского наместничества: состав, система управления, формирование губернский учреждений. Получение Тверской губернией статуса самостоятельного административного образования. Перепланировка Твери, и ее образцовая застройка командой П. Никитина. Роль М. Казакова в работе «архитектурной команды». Перепланировка уездных городов.

Тема 4. Тверские земли в XVIII веке Тверской край при Петре I. Влияние реформ Петра 1 и Северной войны на экономическое и социальное развитие края. Тверской край в составе Ингерманландской и Смоленской губерний. Образование Тверской провинции Петербургской губернии. Города Тверской губернии: численность, социальный состав, занятия населения. Экономический подъем края. Развитие ремесел, промыслов. Торговые связи Тверского края. Вышневолоцкая водная система. Причины строительства системы. Проект М. Сердюкова. Строительство и дальнейшая реконструкция Системы, ее эксплуатация. Петр I в Вышнем Волочке. Развитие Тверского края в 30-80-е годы XVIII в. Территория и население. Развитие земледелия. Положение крестьян Тверского края: категории, занятия, повинности Развитие ремесел и промыслов. Появление мануфактур. Рост числа городов и их экономическая специализация. Место Тверского края во всероссийском рынке. Ярмарки края /Крещенская в Весьегонске, сентябрьская в Торжке/. Образование Тверского наместничества и губернии. Осуществление административной реформы Екатерины II на территории края. Культура Тверского края в XVIII в. Развитие образования. Вклад Тверского края в развитие просвещения, науки, военного дела. Д. Карманов, Т. Волосков, Л. Сабакин, П. Суворов, И. Третьяков, Д. Ильин. Расцвет архитектуры.- Церковное и гражданское зодчество. Усадебное строительство. М. Казаков. Н. Львов. С. Чевакинский. Живопись. Живописные династии. Осташкова. М. Колокольников, Е. Камеженков - академик живописи. В. Б. (4 часа).

Тема 5. Тверские земли в начале XIX века. Тверская губерния в 1812 -1861 гг. Тверской край в начале XIX вв. Экономический и культурный подъем края. Тверь - центр наместничества в составе Тверской, Новгородской и Ярославской губерний. Оживление общественной жизни Твери. «Малый двор» Г. Ольденбургского. О. Кипренский и Н. Карамзин в Твери. К. Росси- главный архитектор Тверской губернии. Тверская губерния в Отечественной войне 1812 г. Формирование тверского дворянского ополчения и егерского батальона. Отряд Е. Суворова; Пожертвования населения. Поставки провианта и фуража для армии. Участие тверских частей в заграничных походах русской армии. Герои войны 1812 г. -уроженцы Тверского края: А. Сеславин, Н. Свечин, 3; Олсуфьев. Тверская провинциальная культура в первой половине XIX в. Появление первого городского театра/Осташков/, библиотеки /Осташков/, газеты / «Тверские губернские ведомости»/. Дворянские усадьбы - центры культурной жизни. Усадьбы Бакуниных, Полторацких, Вульфов, Рачинских, Озеровых-Выдающиеся деятели культуры края: А. Измайлов, Ф. Глинка, И. Лажечников, А. Куницын, А. Венецианов и его школа, Н. Уткин, М. Воробьев. Губернский архитектор И. Львов. Первые русские фольклористы И. Сахаров, А. Афанасьев, П. Киреевский на Тверской земле. Хозяйство Тверского края в 20-50- е годы XIX в. Численность и состав населения. Сельское хозяйство. Промышленность. Торговля. Транспорт. (3 часа).

 Тема 6. Тверской край во второй половине XIX в. Проведение крестьянской реформы в Тверской губернии. Численность и положение крестьян накануне реформы. Тверской губернский комитет для составления проектов улучшения быта крестьян. А. Унковский. Радикальный проект отмены крепостного права. Протест тверских мировых посредников. Осуществление реформы в губернии и ее результат. Развитие капиталистической промышленности в' губернии. Земская реформа. Проведение земской реформы в Тверской губернии. Деятельность земств в крае. Земские деятели. П. Максимович. Культура Тверского края во второй половине XIX- начале ХХ вв. Просвещение. Развитие образования в крае. Типы учебных заведений. Школа Рачинского. Подъем духовной жизни губернии: создание музея, деятельность ТУАК Литература. Тверской край в жизни и творчестве М. Салтыкова-Щедрина, А. Островского Л. Толстого, Ф. Достоевского, А. Чехова, А. Ахматовой, Н. Гумилева, В. Шишкова и др. Крестьянский поэт С. Дрожжин. Театр. Музыка. Д. Леонова, Е. Лавровская, В. Андреев, Т. Филиппов. Архитектура, Живопись. Тверской край в жизни и творчестве И. Левитана, Г. Сороки, П. Чистякова, И. Шишкина. В. Серова, Н. Богданова-Бельского. Академическая дача. Скульптура. Народная культура. (3 часа).

Тема 7. Тверская губерния с начала XX века по 1917 год. Экономика губернии на рубеже XIX - XX веков. Население. Сельское хозяйство. Промышленность. Торговля. Транспорт. Рабочее движение в начале XX в. Положение рабочих Тверской губернии. Борьба рабочих за его улучшение: стачки, забастовки, деятельность рабочих кружков. События 1905-1-907 гг. на территории края. Выступления рабочих Деятельность партий в Тверском крае: кадетов, социал-демократов, эсеров, черносотенцев. Тверская губерния между революциями. Осуществление земельной реформы в Тверском крае.

Начало экономического подъема в крае. Влияние первой мировой войны на экономическое и социальное развитие края. (2 часа).

Тема 8. Наш край в 1917-1945 годах. Тверская губерния в 1917 г. Тверской край на различных этапах революции 1917 гг. События и деятели. Установление Советской власти. Тверской край в годы гражданской войны. Трагедия братоубийственной войны на территории края. Социально-экономическая жизнь Тверского края в 20-30-е гг. XX века. Экономический и политический кризис после окончания гражданской бойцы. Тверской край в годы НЭПа. Проведение индустриализации в крае. Коллективизация в Тверском крае. Наш край в годы массовых репрессий. Экономическое развитие края накануне войны. Культура Тверского края в 20-30-е годы. Развитие образования. Осуществление культурной политики советской власти в нашем крае: противоречия, достижения и потери. Калининская область в годы Великой Отечественной войны. Военные действия на территории края. Массовый героизм. Партизанское движение. Уроженцы края - герои войны. Память потомков. (4 часа). 

Тема 9. Тверской край во второй половине XX - начале XXI века. Калининская область в послевоенный период. Урон, нанесенный войной. Восстановление разрушенного хозяйства. Калининская область в период апогея сталинизма Наш край в период хрущевской «оттепели» и реформ. Калининская область в. годы «застоя». Культурная жизнь Калининской области в 1946-1985 гг. Политическая, экономическая, социальная и культурная история края в годы перестройки ив постперестроечный период. Тверская область в начале XXI века.    (3 часа).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

(34 урока)

Календарно – тематическое планирование

№ урока

§

Название тем уроков

Кол-во часов

Сроки

1-2.

1-4

Тверской край в первобытную эпоху

2

Сентябрь

3.

5-7

Славянское освоение Великого водораздела.

Образование. Тверского княжества.  

1

4-5.

8-10

Тверские земли в XIV в.

2

Октябрь

6.

12

Тверской край в XV в.

1

7.

13-15

Историческая география тверских земель в удельный период. Путешествие Афанасия Никитина в Индию.

1

8.

11;16-17

Культура Тверского края в XIII-начале XVI вв.

1

Ноябрь

9-10.

18-19;

20

Тверские земли в первой половине XVI в.

2

11.

20/ 21

Тверской край в годы Ливонской войны и опричнины.

1

Декабрь

12.

22-23

Тверской край на рубеже XVI-XVII вв.

1

13.

24

Расселение карел на Верхней Волге.

1

14.

25-26

Хозяйственное развитие Тверского края в XVII в.

1

15.

27-28

Культура Тверского края в конце XVI-XVII вв.

1

Январь

16.

29-30

Тверские земли при Петре I. Вышневолоцкая водная система.

1

17-18.

31-33

Развитие Тверского края в 30-80-е гг.XVIII в.

2

Февраль

19

34-35

Культура Тверского края в конце XVI-XVII вв.

1

20.

36-37

Тверские земли в начале XIX века. Тверская губерния в Отечественной войне 1812 г.

1

21.

38

Тверская провинциальная культура в первой половине XIX в.

2

Март

22.

39

Хозяйство Тверского края в 20-50-е гг. XIXв.

2

23-24.

40-44

Реформы 60-70-х годов XIX в. Тверской губернии.

2

Апрель

25.

45-46

Культура Тверского края во второй половине XIX- начале XX вв.

1

26.

47

Экономика губернии на рубеже XIX-  XX вв.

1

27.

48-49

Рабочее движение. События 1905-1907 гг. в губернии. Тверская губерния между революциями.

1

28.

50-52

Тверская губерния в 1917 г. И в годы гражданской войны.

1

29-30.

53-54

Социально-экономическая и политическая жизнь края в 20-30-е гг. XX века.

2

Май

31.

56

Калининская область в годы Великой отечественной войны.

1

32-33.

57-59

Калининская область в 1946-конце 90-х гг. XX века.

2

34.

59

Тверская область в начале XXI века.

1

Требования к уровню подготовки учащихся:

знать/понимать:

  • основные этапы и ключевые события  истории Тверского края; выдающихся деятелей;
  • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
  • изученные виды исторических источников;

уметь:

  • соотносить даты событий  с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий   истории Тверской области;
  • показывать на исторической карте территории расселения народов, границы, города, места значительных исторических событий;
  • рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
  • соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий.

Дополнительная  литература для учителя и учащихся:

  1. Борзаковский В.С. История Тверского княжества. Тверь, 1994.
  2. Веселовский Б.Б. Исторический очерк деятельности земских учреждений Тверской губернии (1864-1913 гг.). Тверь, 1914.
  3. Гончарова А.В., Забелин Л.А. К истории культуры Тверского края. Тверь, 1990.
  4. Клюг Э. Княжество Тверское (1247-1485 гг.). Тверь, 1994.
  5. Середа Н.В Тверской край в период становления российского самодержавия (конец ХV – ХVII вв.). Тверь, 1991.
  6. Скрынников Р.Г. Опричный террор. Л., 1969.
  7. Собалевский А.И. Древнейшее население Верхнего Поволжья. Калинин, 1976.
  8. Сорина Х.Д., Урбан Ю.Н. Из истории Верхневолжья. Калинин, 1976.
  9. Сорина Х.Д. Роль Верхневолжья в образовании и развитии русского централизованного в ХУ-ХУП вв. Уч. пос. Калинин, 1978.
  10. Страницы народного подвига. Калининская область в годы ВОВ М., 1974.
  11. Тверская земля в прошлом и настоящем. Сб. науч. тр. Тверь, 1994.
  12. Прошлое и настоящее Тверской земли. Сб. науч. тр. Тверь, 1996.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...