Классный час «С чего начинается Родина?».
классный час по краеведению (5, 6, 7 класс) по теме

Внеклассное мероприятие предназначено для учащихся 5-7 классов и направлено на формирование у них стремления больше узнать о своей малой Родине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_s_chego_nachinaetsya_rodina.doc96 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час «С чего начинается Родина?».

Возраст- 5-7 класс

Цели и задачи мероприятия:

Образовательные:

1.Актуализировать знания учащихся о своей малой Родине.

2.Привлечь их внимание к культурному, природному и историческому наследию малой Родины.

3.Показать значение Родины в жизни каждого человека.

Развивающие:

1.Расширять кругозор, изучая исторический материал о своей  малой Родине.

2.Развивать навыки ораторского искусства и публичных выступлений.

3.Развивать навыки устной и письменной речи.

Воспитательные:

1.Побудить интерес к изучению истории своей семьи, истории своего города.

2.Воспитывать чувство патриотизма, любви и гордости за свою Родину.

3.Способствовать формированию гражданской позиции, чувства принадлежности к своему краю.

Оснащение мероприятия: мультимедийная установка, материалы детских сочинений, выставка рисунков и плакатов, методическая разработка, презентация мероприятия.

Подготовительный этап:

Учащиеся получают домашнее задание:

  1. Собрать сведения об истории своей семьи, своего края и изложить в форме мини-сочинения.
  2. Найти определения «Родина», «малая Родина», «патриотизм».

1 группа. Найти пословицы о Родине, нарисовать их, оформить стенд.

2 группа. Провести анкетирование учащихся параллельных классов на тему «Знаю ли я свою малую Родину?»

Класс делится на группы по 4 – 6 человек.

Сценарий классного часа

Учитель: Добрый день!

Я рада приветствовать вас на классном часе, посвященном очень сложной, но вместе с тем, очень важной теме – нашей малой Родине.

Звучит куплет  песни в исполнении Марка Бернеса «С чего начинается Родина?».

 Насколько же это объемная, глубокая и трогательная для каждого человека тема! Хотя у каждого из нас Родина своя, но есть в этом что-то неуловимо общее. Вот для меня лично при слове Родина всплывает в памяти старенькая изба, в которой жила моя бабушка и куда я каждое лето ездила на каникулы. И еще усеянное ромашками поле по дороге на речку. И квартира, в которой, к счастью, до сих пор живет моя мама. Но это у меня.  У каждого из нас слово Родина вызывает свои собственные чувства. А подумайте только: сколько среди жителей нашей страны людей с разными  национальностями, разговаривающих на разных языках и наречиях? И на каждом языке поэты писали свои стихи о Родине.

Ученик:  Что мы Родиной зовём?
               Дом, где мы с тобой живём,
               И берёзки, вдоль которых
               Рядом с мамой мы идём.
               Что мы Родиной зовём?
               Поле с тонким колоском,
               Наши праздники и песни,
               Тёплый вечер за окном.
               Что мы Родиной зовём?
               Всё, что в сердце бережём,
               И под небом синим-синим
               Флаг России над Кремлём.         (В. Степанов)

Учитель:  У каждого человека есть своя малая Родина–край, где он родился, где все ему кажется особенным и родным. Что для вас значит Родина? С чем ассоциируется у вас это слово? Что в вашем понимании малая Родина?

(Идет беседа с детьми,  можно прочитать выдержки из сочинений, лучшие сочинения ребята читают сами, обобщение делает учитель).

Учитель: Как с понятием Родина соотносится понятие патриотизм? Какие определения этому слову вы нашли? Как вы сами его понимаете? Сейчас вашему вниманию я предлагаю творческое задание – дать расшифровку слову «патриот». Патриот – это какой человек? Какими качествами он обладает? У вас на столах есть карточки, которые вы должны сейчас заполнить. На каждую букву этого слова вы должны придумать качество, которое на ваш взгляд есть в личности патриота. Работать вы должны в команде, на выполнение задание вам дается 5 минут (идет работа в группах).

Учитель: Прошу представителей групп прокомментировать результаты вашего обсуждения. (Обсуждение результатов работы).

Ученик:            У каждого листочка,

                        У каждого ручья,

                        Есть главное на свете –

                        Есть родина  своя!

                        Для ивушки плакучей

                        Нет реченьки милей

                        Для  беленькой березки

                        Опушки нет родней

                        Есть ветки у листочка,

                        Овражек у ручья…

                        У каждого  на свете

                        Есть  родина  своя,

                        А там, где мы родились,

                        Где радостно  живём,

                        Края свои родные

                        Мы Родиной зовём. (А. Казанцева)

Учитель: В рамках подготовки данного классного часа ребятами 1-ой группы были найдены различные пословицы, высказывания видных людей о Родине. Ребята оформили стенд, где разместили рисунки, на которых они нарисовали некоторые из найденных пословиц. На этом стенде вы также можете ознакомиться с высказываниями видных людей о Родине. А, мы с вами сейчас поиграем в игру «Собери пословицу». У вас на столе лежит конверт, в котором находятся части от пословиц. Каждая пословица может быть разделена на две, три или четыре части. Ваша задача за 3 минуты собрать как можно больше пословиц (идет работа в группах).

Учитель: Прошу представителей групп прокомментировать результаты вашей работы (зачитывают собранные пословицы).

Ученик:  Сторона любимая, приметная,
                У тебя приметы есть предметные.
                Только вот им верить не приходится — 
                Все они изменчивы, как водится.
                Где-то есть такие ж кедры с соснами,
                Где-то есть такие ж зимы с веснами.
                Горы есть со снеговыми шапками
                И поселки с трубами и шахтами.
                Только нет нигде чего-то главного,
                По цене одной лишь жизни равного,
                Очень близкого чего-то, очень местного.


Такие строки написал кузбасский поэт Виктор Баянов о своем крае. Этот край носит несколько названий: Кемеровская область, Кузнецкий каменноугольный бассейн, Кузбасский регион, земля КузнецкаяРебята, кто из вас знает, когда была образована  Кемеровская область? (26 января 1943 года.)

Учитель: Ребятами 2-ой группы проводилось  анкетирование на тему: «Знаю ли я свою малую Родину?». Результаты данного анкетирования сейчас вам будут представлены (учащиеся рассказывают о результатах анкетирования, обобщение делает учитель).

Ученик:  В российской нашей необъятной шири 
               Есть край известный. 
               Край, где мы живем. 
               Зовут его «Жемчужиной Сибири», 
               А мы землей любимою зовем. 
               Кузбасс - земля особенного рода, 
               Ее не спутать ни с какой другой. 
               И днем и ночью жаркая работа 
               Кипит и на земле и под землей.
               Хранит земля несметные запасы. 
               Щедры поля родимой стороны. 
               От ритма жизни нашего Кузбасса 
               Зависит состояние страны. 
               Шумит тайга. 
               Зовут к вершинам горы. 
               Земля отцов нам с детства дорога. 
               Волнуют сердце милые просторы, 
               Ласкают взгляд крутые берега.
               Гордимся мы твоею доброй славой, 
               Твоим богатством, наш родимый край. 
               Кузнецкий край, на благо всей державы, 
               На счастье нам живи и процветай!  (В. Иванов)

Учитель: Есть ли среди вас те, кто хотел бы дополнить результаты анкетирования рассказами о своей малой Родине? (рассказы  учеников). Закрепить знания о своем крае я предлагаю в ходе игры. Своя игра «Хорошо ли я знаю историю своего края?». Презентация вопросов (приложение)

Ученик:  

Я себя не мыслю без России,
Без её берёз и тополей,
Без её невыплаканной сини,

Без её заснеженных полей.
Без её работника и бога —
Человека с опытом Левши,
Без её Есенина и Блока,
Без её пророческой души.
Я себя не мыслю без России,
Без родной земли, где все моё,
Где легла мне на сердце впервые
Песня колыбельная её.
Без её легенд и сказок вещих,
Горных ветров, горьких как полынь.
Без её преображенных женщин
Из безвестных Золушек в богинь.
Без её железных комиссаров,
Падающих с песней на устах,
Без её космических Икаров
На своих немыслимых постах.
Без её неизмеримой силы,
Без её распахнутых морей...
Я себя не мыслю без России,
Без её любви и без моей!
(М. Лисянский)

Учитель: Благодарю всех, кто принял участие в игре (награждение победителей).

Учитель: Наш сегодняшний урок подошел к концу. Мне очень хочется верить, что вы многое поняли и усвоили. Каждый человек, живущий на планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и историю. И нам сегодня стоит помнить о прошлом, знать настоящее, чтобы построить светлое будущее. Чувство Родины весомо.

И я верю, что вы будете достойными гражданами своей страны. И совершите много добрых и полезных дел, а, может быть, кто-то из вас станет известным человеком или совершит подвиг. Мне бы хотелось, чтобы в вашем сердце жила любовь к своей семье, своей стране, своей Родине.

Приложение 1.

Анкета «Что я знаю о своей малой Родине?»

Инструкция: выберите один или несколько ответов.

1.Знаете ли Вы историю жизни Ваших родственников (Ф.И.О., род

деятельности, место жительства)?

  • Знаю все о своих родителях
  • Знаю все о своих родителях и бабушках, дедушках
  • Знаю о своих родителях, бабушках-дедушках, прабабушках-прадедушках
  • Затрудняюсь ответить
  • Владею информацией частично

2.Являетесь ли Вы коренным сибиряком (3 и более поколения Вашей семьи

проживали в Кемеровской области)?

  • Да
  • Нет
  • Затрудняюсь ответить

3.Знаете ли Вы знаменитых земляков?

  • Не знаю
  • Знаю (укажите)_______________________________________________

4.Знаете ли Вы историю своего города (области)?

  • Да
  • Нет
  • Затрудняюсь ответить
  • Владею информацией частично
  • Другое ______________________________________________________

5.Хотели бы Вы свои пополнить знания?

  • О своих родных
  • Об истории области и города
  • Другое _______________________________________________________

Приложение 2.

Примерные вопросы для игры  «Хорошо ли я знаю историю своего края?»

Раздел «Люди»

Вопрос 1.

Рудознатец, открывший уголь в районе нынешнего города Кемерово (Михайло Волков, 1721 год).
Вопрос 2.

Кто из лётчиков-космонавтов жил в Кузбассе? (Алексей Леонов родился в селе Листвянка Тисульского района, учился в г. Кемерово. Борис Волынов житель г. Прокопьевска) 

Вопрос 3.

Кто из  известных в стране и за рубежом мастеров театра и кино начинал свой путь в искусство играя на сцене кемеровского театра?  (Владимир Самойлов, Георгий Бурков, Михаил Светин, Евгений Гришковец, Андрей Панин). 

Вопрос 4.

Откуда появилось название «Кузнецкая земля»? (Оно появилось ещё в 16 веке. Коренные жители (шорцы) занимались здесь кузнечным делом) 

Раздел «Символика»

Вопрос 1.

Как выглядит Герб города Кемерово? Какие элементы он в себя включает?

Вопрос 2.

Опишите флаг Кемеровской области.

Вопрос 3.

Кто является автором гимна Кемеровской области? (Слова: Геннадия Юрова
Музыка: Евгения Лугова).

Вопрос 4.

Когда и кем был принят Закон о символике Кемеровской области? (29 мая 2002 года Советом народных депутатов Кемеровской области)

Раздел «География»

Вопрос 1.

Какова длина нашей красавицы реки Томь?  (827 км)

Вопрос 2.

Назовите республики, граничащие с нашей областью (Алтай, Хакасия).

Вопрос 3.

Назовите полезные ископаемые, добываемые в Кузбассе. (Уголь, железная руда, бокситы, алмазы, мрамор, гранит, огнеупорные глины, песок, известняк, фосфориты, минеральные воды, золото, марганцевые руды, киноварь (руда и ртуть), кварц) 

Вопрос 4.

Где в Кузбассе создано искусственное «море»?  (Беловское море на реке Ине) 

Раздел «Города Кузбасса»

Вопрос 1.

Название старинного города нашей области, который славится деревянными резными украшениями домов (Мариинск).
Вопрос 2.

Как называется город, находящийся между двух рек? (Междуреченск)
Вопрос 3.

Город, название которого в переводе с шорского означает «каменный лог» (Таштагол).

Вопрос 4.

Самый молодой город области (Полысаево, год образования 1989).

Раздел «Природа»

Вопрос 1.

Назовите основные лекарственные растения, распространённые в Кузбассе. (Берёза, подорожник большой, крапива двудомная, мать-и-мачеха, зверобой, тысячелистник, череда, ромашка, малина, черёмуха, шиповник, левзея, рябина, калина, пижма, боярышник, хвощ, смородина, полынь и др.) 

Вопрос 2.

Какие хвойные деревья распространены на территории Кемеровской области? (Пихта, сосна, кедр, ель, лиственница) 

Вопрос 3.

Назовите птиц, которые зимуют в нашей области. (Ворона, сорока, сойка, тетерев, глухарь, рябчик, белая и серая куропатка, воробьи, дятлы, синица, поползень, снегирь, щегол, клёст, чечётка, оляпка и др.) 

Вопрос 4.

Какая дикая кошка встречается в лесах нашей области?  (Рысь) 

Приложение 3.

29 мая 2002 года Советом народных депутатов Кемеровской области принят Закон о символике Кемеровской области.

Герб Кемеровской области

Герб Кемеровской области представляет собой французский щит, обрамленный дубовыми ветвями, скрепленными орденской лентой ордена Ленина и увенчанный короной в виде стилизованной чащи.

Щит окаймлен узкими полосами черного и золотого цветов. Нижняя часть щита – зеленого цвета. Зеленый цвет символизирует сельское хозяйство и природные богатства. Зеленый цвет – это традиционный цвет молодости и надежды. В центре щита – треугольник черного цвета, усеченный с боков и окаймленный узкой полосой золотого цвета, террикон, символизирующий угольную промышленность. В центре террикона расположены перекрещенные кузнечный молот и кирка, обозначающие индустриальную принадлежность Кемеровской области. Из зеленого поля через перекрещенные кузнечный молот и кирку к вершине террикона устремлены три пшеничных колоса. Колосья символизируют также важность для Кемеровской области сельского хозяйства.

Треугольники красного цвета в левом и правом углах щита символизируют раскаленный металл. Герб обрамлен дубовым венком, определяющим статус Кемеровской области как субъекта Российской Федерации, наделенного правами государственной власти.

Нижняя часть венка переплетена орденской лентой ордена Ленина, которым Кемеровская область была награждена дважды: в 1967 году и 1970 году. В центральной части орденской ленты обозначена дата: 1943 год – год образования Кемеровской области.

В разрыве дубового венка над центром гербового щита изображена корона в виде стилизованной полной чаши, символизирующей богатства Кузбасса.

Флаг Кемеровской области

Флаг Кемеровской области представляет собой прямоугольное полотнище красного цвета с синей полосой вдоль древка во всю ширину флага, составляющей одну треть длины. В верхней части синей полосы, посередине помещается герб Кемеровской области. Отношение ширины флага к его длине – 1 : 2.

За основу флага Кемеровской области взят флаг РСФСР, но есть и отличие; у нашего синяя полоса от древка несколько шире. Благодаря этому лучше сочетаются цвета при изображении на флаге герба Кемеровской области.

Впервые о символике Кузбасса заговорили в 1992 году. Представленные варианты получили отрицательное заключение Государственной геральдики при Президенте России. В 1997 году был объявлен новый конкурс, на который представили 27 вариантов герба и 16 вариантов флага. Конкурсная комиссия отобрала по три из них, вобравших лучшие элементы всех представленных эскизов. Затем депутаты областного Совета остановились на варианте герба и флага, после чего проект получил одобрение Государственной геральдики.

Литература и интернет-ресурсы:

  1.  Балибалов, И. А. Кемерово вчера, сегодня, завтра [Текст] / И. А.  Балибалов. – Кемерово: Кемеровское книжное издательство, 1968.–182с.
  2. Кузбасс. Прошлое. Настоящее. Будущее [Текст] / – Кемерово: Кемеровское книжное издательство, 1978. - 368с.
  3. http://www.ako.ru/default.asp  - Официальный сайт Администрации Кемеровской области
  4. http://www.kemerovo.ru/glavnoe/gorodskoj_konkurs_molodaya_semya-2013.html  -  Официальный сайт Администрации г. Кемерово
  5. http://lik-kuzbassa.narod.ru/stihi-o-kuzbasse.htm  Литература, Культура. История  Кузбасса.
  6. http://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2012/05/09/stikhi-o-rodnom-gorode  Алые паруса (проект для одаренных детей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "С чего начинается Родина"

Классный час направлен на воспитание любви к малой Родине....

Конкурс: "Я - классный руководитель" - "С чего начинается учитель"

Личное размышление о становлении педагогом....

Классный час "С чего начинается Родина?"

Данный классный час содержит сведения из истории строительства нашего родного города, а также появления основных промышленных объектов....

Тематический классный час «С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА?»

Классный час, посвященный очень сложной, но вместе с тем, очень важной теме – малой Родине. В ходе мероприятия учащиеся работают с понятиями «родина», «малая родина», «патриотизм», деляться своими рас...

Классный час "С чего начинается Родина"

Классный час «С чего начинается Родина….». Цели: Ознакомить с отдельными эпизодами истории республики Мордовии, её символами и великими людьми; раскрыть смысл понятия «патриотизм»; развивать речь...

Классный час "С чего начинается Родина?"

Сценарий классного часа " С чего начинается Родина?"...