Игра деда- краеведа по сказкам Т.И.Кулик.
план-конспект занятия по краеведению (5 класс) по теме

Балакшина Людмила Александровна

Игра по сказкам кубанской пимательницы Т.И.Кулик поможет не только хорошо знать содержание сказок, но и обращает внимание на языковые особенности, например, на диалектные слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra_deda-kraeveda.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

                                                Игра деда – краеведа

                                  (по сказкам Татьяны Ивановны Кулик)

                                                         (5 классы).

Автор: учитель русского языка и литературы МОБУ ООШ №99  имени Героя России

               Д.Д.Тормахова  Балакшина Л.А.                                                

Цели внеклассного мероприятия:

1) обучающие: а) обобщить сведения из биографии Т.И.Кулик;

                           б) вспомнить и повторить сказки : «Чернобривцы», «Про  

                                 Грицка-обжору», «Наказ атамана Остроуха», «Грушовая скатерка»,              

                                «Перевал «Пронеси, Господи», «Белая кувшинка», «За кем счастье

                                ходит», «Добро добром откликается», «Про то, как казачка Галюня

                              мировым судьей стала», «Ермила, живи мило!»

                          в) провести словарную работу с диалектными словами.

2) развивающие: развивать умение самостоятельно находить информацию,        анализировать ее; выступать перед аудиторией, показать владение ораторским искусством; доказывать свою точку зрения. Развивать память, творческое мышление, способность владения точным выразительным языком.

3) воспитывающие: воспитывать любовь к родному краю, интерес к литературе кубанских писателей, стимулировать  у детей желание читать.

Предварительная подготовка.

До проведения урока проводится подбор игроков. Для этого среди учащихся 5  проходит конкурс сочинений на тему: «Моя любимая сказка Т.Кулик». Лучшие 9 победителей назначаются участниками игры.

Готовятся листы плотного картона, обтянутые цветной самоклеящейся лентой, для обозначения дорожек: 4 зеленых. 3 желтых, 2 красных. Делается запись музыки из  передачи «Умники и умницы». По заказу из пластика изготавливаются  ордена, из тонкой атласной ленты делается петля длиной 80 см., чтобы ее можно было свободно надевать отвечающему. (Ордена можно сделать вместе с детьми и самим, но это займет достаточно много времени).

Игрокам предлагается повторить некоторые факты из биографии Т.И.Кулик, а также содержание сказок. Выполняя задание учителя, находят тропы (сравнения, олицетворения, эпитеты), слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, диалектные слова.

Приглашаются коллеги и учащиеся старших классов в качестве членов жюри. Оформляется зал (Фотография Т.И.Кулик, рисунки учащихся по произведениям  писательницы, декорация казачьей избы, элементы быта).

Ведущий,  в казачьем костюме с бородой, изображает деда-краеведа. В роле ведущего - старшеклассник.

                                                               

                                                          Ход игры

Ведущий

     

Я, уважаемые мои, дед-краевед. Вы меня помните? В начальной школе часто в гости к вам захаживал. Полюбилось мне у вас. Снова в гости пришел. Да не с пустыми руками. Принес я вам книгу волшебную, сказки в ней дивные про край наш, про людей добрых. Автор книги Татьяна Ивановна Кулик. Знаете эту писательницу? Вот и отлично. Сыграем с вами в умную игру, знания ваши проверим, себя потешим, самых умных наградим.

Я рад приветствовать всех присутствующих на интеллектуальной игре «Умники и умницы».

Тема игры: «Мир сказок Т.И.Кулик».

Мы выбрали 9 участников игры, будем называть их агонистами, от греческого слова «агон», что значит «соревнование». Если агонисты не справятся с вопросами, то право предоставляется теоретикам, то есть зрителям. За верный ответ теоретик получает орден «Умника». Секретарь судейской коллегии внимательно следит, кто из теоретиков первым поднял руку для ответа, а также за тем, сколько орденов вы заработали. Тот, у кого больше орденов, как и победитель игры, будет удостоен награды. Желающие после игры могут поменять ордена на пятерки по русскому языку или литературе.

   

Представляю нашу судейскую коллегию:

Судья _________________________

Ученый секретарь______________________          

Ответственный секретарь________________________

Ордена вручает моя помощница_______________________

     

Правила игры:

Свойство дорожек:

Красная – самая короткая (2 этапа), но на ней нельзя ошибиться, если все-таки это происходит, то игрок может согласиться на блиц (Время на обдумывание не дается, нужно определить кто герой сказки).

Желтая – 3 этапа, можно ошибиться один раз.

Зеленая – 4 этапа, можно ошибаться 2 раза.

На размышление дается одна минута.

4 этапа игры: 3 агона, победители выходят в финал.

               

Каждый раз участникам предлагаются ключевые слова: «Факты биографии», «Особенности языка», «В мире сказок». Выбрав, ребята слушают вопрос и отвечают.

Но вначале нам необходимо разыграть дорожки. Итак, пролог. В нем два конкурса:

Русский язык. Задача – объяснить значение диалектных слов (обязательно ведущим комментируется то, что делают участники, зачитывается правильный ответ).

Конкурс ораторов. За 15 минут до игры участником предлагается подготовить выступление на тему: «Чему учат сказки». Время выступления 5 минут.

Судьи по итогам пролога называют места: 1, 2, 3. Участники выбирают дорожки.

Пролог: русский язык.

Буреки – вкусные пресные пирожки из специально приготовленного теста, которые долго не портятся. Казаки брали их в походы.

Торба – походная сумка.

Картопля – картошка.

Жинка - жена.

Кавун – арбуз.

Шутковать – шутить.

Болобонить – болтать, говорить ерунду.

Брехать – рассказывать.

Хата – дом.

Тата – отец.

Факты биографии.

Татьяна Ивановна Кулик – автор ярких, самобытных произведений. Перечислите известные вам сборники сказок, рассказов, повестей.

«Кубанские сказки», «Казацкие сказки», «Страна сказок», «Сказки Кавказа», «Над Таманской под вековыми платанами», «Соната по вторникам», исторический роман «Не крадите луну в беззвездную ночь».

Где и когда родилась будущая кубанская сказочница?

В 1947 году в столице Республики Адыгея Майкопе.

Какое у нее образование? Какой круг интересов?

Окончила Краснодарское музыкальное училище имени Н.Римского-Корсакова, затем Львовскую государственную консерваторию имени Н.Лысенко. Защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Преподавала в должности доцента в Кубанском госуниверситете. Очень любит музыку и историю.

Какова журналистская деятельность Т.Кулик?

Много занималась публицистикой. Регулярно печатается в кубанских газетах «Вольная Кубань», «Кубанские новости», была литературным редактором «Небо Кубани» и членом редколлегии художественно-публицистической газеты «Душа моя».

За что Т.И.Кулик была награждена премией «Золотое перо Кубани»?

За серию очерков о творчестве и жизни народного артиста СССР композитора Григория Пономаренко.

Особенности языка

Какие жанры фольклора использует в своих сказках Т.И.Кулик? Приведите примеры.

Песни:  Вспомним братцы, мы, кубанцы,

              Как стояли под Текой.

              Мы разбили супостата

              Ружьем, саблей и штыком…

Скороговорки: «Ты казак, я казак; сядь ты, казак, на меня, казака; погоняй казак казака железным прутом!»

Загадки: «Что на свете слаще всего?»

Приведите примеры слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Зачем автор их использует в таком количестве?

Салфеточка, думочка, хозяюшка, сестренка, братишка, гнездышко, головушка.

Показано доброе уважительное отношение к положительным героям, сочувствие им автора.

Часто в речи героев автор использует смешение стилей, что вообще свойственно речи казаков. Приведите хотя бы один пример.

«Вылупил очи». Первое слово – разговорный стиль, второе - свойственно высокой поэзии.

Какие изобразительно-выразительные средства языка использует автор? Приведите примеры.

Сравнения: «И забилось казачье сердце, что телячий хвост».

Олицетворение: «Поднялась вся земелюшка Кубанская на подвиг ратный».

Эпитет: «Черное сердце было у нее».

В мире сказок.

Чему учат сказки Т.И.Кулик?

Доброте, трудолюбию, умению дружить, смекалке, тому, что добро всегда побеждает зло.

Кто герои сказок Т.И.Кулик?

Казаки и казачки, жители земли кубанской, земляки автора.

Что такое чернобривцы и какую роль они сыграли в одноименной сказке?

Чернобривцы – это цветы. Они росли в саду богатой казачки, к которой сватался Остапко. Он превратился в цветок, хозяйская дочка приколола его на своей груди и не смогла жениха найти. Так Остапко женился на единственной дочке богатого казака.

Как Хазыз отблагодарил Грицка-обжору и за что?

Грицко откусил кусок от груши и упало семечко, из семечка появился Хазыс. Грицко освободил его от долгого заточения. За это Хазыз исполнил три желания Грицко. А в четвертый раз исполнил свое желание: чтоб Грицко перестал быть обжорой.

Где жил атаман Юлиан Фомич Остроух и чем огорчил его единственный сын?

Атаман жил в граде Екатеринодаре. Огорчился он,  потому что сын не справился с его поручением. Он велел сыну найти надежное убежище. Тот понастроил куреней. А надо было искать надежных друзей.

Как и за что была наказана завистливая соседка из сказки «Грушевая скатерка»?

Злая соседка, желая разбогатеть, поломала птенчику ножку. Из арбуза выползла черная змея и беспощадно принялась ее кусать. Жестокая казачка так и осталась от укусов змеи кривой и хромоногой.

Почему перевал назвали «Пронеси, господи»?

Существовала легенда, кто на том перевале споткнется и упадет, то не жить ему более трех лет.

Кем приходился Красный Человечек казаку Пантелею?

Братом.

Что хотели попросить у Счастья члены семьи старика и что попросили в результате?

Хотели попросить скот, землю и богатую одежду. А попросили Любовь. И Счастье осталось в доме старика навсегда, потому что без любви счастья не бывает.

Что заставляла делать злая мачеха Свиридушку?

Носить воду. Каждый раз выливала воду, требуя чистой.

Какой удивительный сад появился по желанию Свиридушки?

В этом саду одни деревья цвели, на других плоды зрели, а на других уже созрели. Ежедневно урожай собирали.

Как ответила на три загадки судьи умная дочка Галюня?

Жирнее всего земля, слаще всего сон, людские мысли быстрее всего.

По совету чертенка, что пожелал Ермила у семьи чертей?

 Отдать ему его добро.  Ермила перестал быть жадным.

Блиц.

Кто из героев сказки был таким обжорой, что мог съесть целый погреб еды?

Грицко.

Как звали атамана, который давал наказ своему сыну о том, что главное для казака – это иметь надежных и верных друзей-товарищей?

Атаман Остроух.

Как звали героиню сказки, которая из семечка вырастила кавун и разбогатела?

Марьюшка.

Кто помог советом умирающему старику, говоря так: «Вам, дедусь, чичас надобно пойти на перевал и там ще раз гэпнуться»?

Гнаток.

Как звали девушку, которая была очень любопытна и напугала Красного Человечка?

Белая Кувшинка.

Кто оказался самым умным в сказке «За кем счастье ходит» и дал правильный совет семье?

Молодая невестка.

Как звали героя сказки, которому в благодарность змея дала кусочек желтой чешуйки, исполняющей любое желание?

Свиридушка.

Как звали девочку, которая благодаря своему уму стала мировым судьей?

Галюня.

Как звали жадного скрягу, « каких свет не видывал»?

Ермила

По окончанию игры жюри подводит итоги. Два победителя: один на дорожке,  другой – по наибольшему количеству орденов. Происходит торжественное награждение грамотами и сборниками сказок Т.И.Кулик.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вопросы Деда Краеведа

Викторина к 40-летию Красносельского района...

Викторина "Вопросы деда Краеведа"

Викторина с краеведческим материалом по географии...

Игры деда Буквоеда

В презентации представлены игры с буквами, которые можно использовать как на уроке, так и во внеклассной и внеурочной деятельности....

Игра "Битва краеведов"

Игру можно проводить в 5-7 классах. Последнее задание "Создай экскурсию" добавляю только для 8-9 классов. Во время игры предусмотрена смена видов деятельности. Задание с гербами - выполняют ...