"Али-Гаджи из Инхо"
материал по краеведению на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_4.docx | 159.2 КБ |
Предварительный просмотр:
«Душа моя бренного тела моложе,
Упрямо годам не сдаётся она.
Морщин на ней нету — не то, что на коже,
И держится прямо — не то, что спина…»
Однажды спросили Алигаджи из Инхо (да помилует его Всевышний): " Чего не хватает человеку больше всего?" -"Разум"-был его ответ...
Годом рождения поэта, по сведениям А. Шамхалова, считается 1845 г. Родился Али-Гаджи в селении Верхнее Инхо(нынешнего Гумбетовского района) в семье простого и трудолюбивого горца Газимагомеда.
До 12 лет мальчик, воспитывался в семье и учился в примечетской школе аула, затем был отправлен отцом по принятому обычаю на учебу в медресе другого селения — Миатли.
Проучившись в Миатли 10 лет, Али-Гаджи вернулся в родной аул. Вскоре после возвращения он принял приглашение джамаата соседнего аула Орота на должность дибира. Затем переехал на ту же должность в селение Буртунай.
Проработав там год-полтора, он по просьбе жителей кумыкского аула Эндери переезжает к ним и становится на долгие годы (семнадцать лет) дибиром в мечети.
Об Али-Гаджи известно также, что он дважды совершал святое паломничество в Мекку — хадж, за что и получил звание Хаджи (святой). Известно, что первая поездка была организована для встречи горцев с находившимся в Мекке Шамилем (приблизительно в ноябре 1870 г., когда Али-Гаджи работал в Орота), вторую поездку поэт совершил уже в годы жизни в Эндери.
Обладал замечательным голосом, славился не только как поэт, но и как исполнитель своих песен. Автор многих лирических и сатирических стихов, направленных против стяжательства и лицемерия, а также стихотворных философских афоризмов, вошедших в аварский язык как поговорки.
Поэзия Али-Гаджи еще при жизни поэта снискала признание и любовь народа. Широкое хождение и популярность имели его дидактические стихи, мудрые изречения и назидания, религиозные проповеди и песнопения, элегии и сатирические стихи. С 1905 года произведения поэта интенсивно печатаются в Темир-Хан-Шуре в типографии М.Мавраева. Они вошли в сборники Сиражудина из Обода "Бустан Аваристан" ("Сад Аваристан", 1905), Абдуллагаджи из Чоха "Ваг1забазул т1ехь" ("Сборник проповедей", 1912).Причем наряду с религиозными наставлениями в эти сборники были включены и стихи светского характера — "Седой волос", "Как голодные волки", "О невежестве", а также дидактические миниатюры поэта.
В 1913 году в типографии Мавраева отдельным изданием вышла поэма Али-Гаджи "Взятие Мекки", воспевающая исторический поход Пророка в Мекку. Известен был Али-Гаджи и на Востоке, где он издавался наряду с Гасаном из Кудали, Мухамед Тахиром ал-Карахи и др.
Стихи поэта впервые при советской власти были изданы известным аварским филологом Абдулатипом Шамхаловым в составленном им сборнике "Старинные песни и рассказы аварцев" (1928). После значительного перерыва в 1958 году они были напечатаны в "Антологии аварской поэзии".
В 1972 г. вышел первый отдельный сборник произведений поэта "Назмаби" ("Стихи"), а в 1995 г. — новый сборник стихов "Асарал" ("Сочинения"), куда вошла, наконец, и его духовная поэзия. Русский читатель с творчеством Али-Гаджи впервые познакомился в 1934 г в "Дагестанской антологии", позже стихи его были помещены в сборниках "Поэзия народов Дагестана" (1960), "Дагестанская лирика" (1961).
***
"Ты книжку пустую под мышкой таскаешь,
По ней на вопросы невежд отвечаешь.
Гаданье по звездам начни-ка скорей
На радость обманщиков и знахарей.
Ты трижды гадальные камни бросаешь,
Кого ты гаданьем своим утешаешь?
Ведь если бы песню ослу ты завел,
От песни не развеселился б осел.
Пусть бубны и дудки веселые грянут,
Бараны плясать и под бубен не станут,
Коль мудрые ум твой не тронут слова,
То, верно, пуста у тебя голова.
Бездушных не тронешь ты словом душевным,
Нельзя им помочь в их уделе плачевном,
И знай, что ослу неизвестна цена
И свойство породистого скакуна.
И тот, кто телячьи хлева очищает,
Едва ли привычки орлиные знает.
Запомни две-три прибаутки смешных
Для этих — в папахах — медведей лесных.
В запасе держи два-три ласковых слова
Для тех, кто вцепиться друг в друга готовы.
Да не позабудь — пригодится в пути —
Ошейники для дураков припасти,
Да чтоб бубенцы на их шеях бренчали,
Чтоб их издалека везде узнавали.
За труд им давай пред отходом ко сну:
Помои — ослу, а зерно — скакуну.
Кустарник бесплодный, разросшийся в чаще,
Не сравнивай с пальмою плодоносящей,
И не обижайся ты в сердце своем
На тех, кто добро не считает добром.
И очень смешон, кто досадою дышит
На тех, кто цветов аромата не слышит.
Тому, с кем вовек не сойдешься душой,
Махни, уходя, на прощанье рукой,
И не отвечай болтунам болтовнёю,
Их молча минуй и останься собою".
(Перевод с аварского Якова Козловского)
Али-Гаджи из Инхо — один из ярких представителей блистательной когорты дагестанских поэтов.
Так же как даргинец Омарла Батырай, кумык Ирчи Казак, лезгин Етим Эмин, Али-Гаджи открыл новую страницу в истории культуры своего народа, сменив уходящую в глубь веков традицию арабо-язычной литературы на самобытные художественные традиции своего народа и положив тем самым начало развитию аварской литературы на родной языковой основе.
Умер Али-Гаджи в 1889 году в кумыкском ауле Эндери.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Достоинства демократии могут быть сомнительны, но пороки диктатуры самоочевидны» (К.С. Гаджиев).
Эссе ученика 11 класса Вязанкина Владислава на олимпиаду по избирателтному праву....