Рабочая программа "География ЯНАО"
рабочая программа по краеведению (8 класс) на тему

Заварзина Наталья Николаевна

Цели предмета:

  1. формировать у учащихся правильных представлений в природных, социальных и экономических системах Ямала;
  2. расширять и углублять знания по географии ЯНАО;
  3. совершенствовать картографические умения, навыки наблюдения, обрабатывать и анализировать результаты, пользоваться источниками краеведческого содержания.

Задачи учебного предмета:

  1. Общеобразовательные задачи:
  • обеспечить личностно - ориентированный характер образования, создавать условия для ценностного, социального, культурного самоопределения и саморазвития личности.
  • способствовать самоопределению личности в системе социальных, межличностных отношений к природной, социальной  и культурной среде по отношению к другим народам, этносам и их ценностям.
  • способствовать развитию творческих исследовательских способностей учащихся, целенаправленно удовлетворять и развивать их образовательные потребности в исследовании и реализации.
  • развивать гибкость мышления и поведения как необходимых условий непрерывного общего и профессионального образования и самообразования, объективно- необходимых в условиях становления рыночной экономики и наукоемких производств.
  1. Предметные задачи:
  • сформировать системное представление о ЯНАО как целостном регионе и одновременно как  о субъекте Российской Федерации, в которой локализируются и развиваются как общероссийские, так и специфические региональные процессы и явления.
  • развивать представление о регионе как о сложном, динамически развивающемся пространстве, в котором осуществляется жизненное и профессиональное самоопределение и саморазвитие личности. Показать большое практическое значение взаимосвязи природных, экономических, социальных, культурных, демографических и геоэкологических явлений в природе.
  • формировать культуру учащихся через приобщение к конкретным знаниям о ЯНАО, развивать умения работать с источниками информации.

3. Воспитательные задачи:

  • Воспитание ценностного отношения к географической среде; патриотического отношения к своему краю, населенному пунк­ту, к своей малой родине; позитивных установок для решения экологических и социально-экономических проблем своей стра­ны, своего региона, своей местности; формирование потребно­сти к активному соучастию в решении социально-экономических, экологических и других проблем Ямала.
  • Приобретение компетентности в использовании полученных знаний и умений в повседневной жизни и в выборе учащимися в дальнейшей жизни путей наиболее рационального и эффектив­ного приложения сил на благо округа и России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл i_geografiya_yanao_fgos_8a_b_kl.docx101.56 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ЛАБЫТНАНГИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГИМНАЗИЯ ГОРОДА ЛАБЫТНАНГИ

Рассмотрена на заседании методического объединения

протокол от_____________ 2013 г  № ______

Утверждена приказом от_________ 2013 г № ______

Принята на заседании НМС. протокол от_____________ 2013 г  № ______

Рабочая программа

по учебному предмету

«География ЯНАО»

8 а, б классы

Составитель: Заварзина Наталья Николаевна,

учитель  географии  высшей  квалификационной категории

2013 – 2014 учебный год

Содержание рабочей программы

  1. Пояснительная записка……………………………………………………….   стр.2

  1. Место учебного предмета в Учебном плане Гимназии г. Лабытнанги

               на 2013 – 2014 учебный год…………………………………………………… стр. 3

  1. Особенности содержания, структуры и методики изучения учебного предмета………………………………………………………………………… стр.3

  1. Личностные, предметные и метапредметные  результаты освоения географии на ступени основного общего образования……………………………………… стр.6

.

  1. Учебно-тематический план на текущий учебный год……………………… стр. 10

  1. Перечень практических работ…………………………………………………стр.11

  1. Содержание учебного предмета «География  ЯНАО» ………………….......стр.12

  1. Тематическое планирование уроков «География ЯНАО»  (с описанием основных видов учебной деятельности)……………………………………………….…стр.16

  1. Планируемые результаты изучения учебного предмета «География ЯНАО» (личностные, метапредметные, предметные)………………………………… стр.25

  1. Система оценки достижения планируемых результатов……………………  стр. 28

  1. Географическая номенклатура, обязательная для изучения курса географии

……………………………………………………………………………………стр.31

  1. Оснащённость учебного процесса по предмету……………………………….стр.32

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа (далее — Программа) — нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание изучения и преподавания учебной дисциплины (элективного курса, факультатива, курса дополнительного образования), основывающийся на государственном образовательном стандарте (федеральном и региональном компонентах, компоненте образовательного учреждения), примерной или авторской программе по учебному предмету (образовательной области).

Рабочая  программа по учебному предмету «География ЯНАО» для 8а,б классов разработана с учётом требований и положений, изложенных в следующих документах: 

  • Закон РФ «Об образовании»;
  • Авторская программа «География ЯНАО»: Ускова М.В., Орлова А.Н.,Козориз М.М. (Программа Ямало-Ненецкого Окружного Института Усовершенствования учителей, учебная программа, региональный компонент,  География ЯНАО 8-9 кл., Салехард, 2003г). Рекомендована Департаментом образования Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа. Программно-методические материалы. - Салехард: ЯНОИПКРО  2003г.

Учебный предмет «География Ямало-Ненецкого автономного округа» введен в учебный план Муниципального общеобразовательного учреждения Гимназия города Лабытнанги в качестве учебного предмета национально-регионального компонента содержания образования в рамках Целевой окружной образовательной программы «Наш дом-Ямал» в объеме 35 часов. Курс географии ЯНАО изучается целостно и в полном объёме в 8 классе.

Цели предмета:

  1. формировать у обучающихся правильных представлений в природных, социальных и экономических системах Ямала;
  2. расширять и углублять знания по географии ЯНАО;
  3. совершенствовать картографические умения, навыки наблюдения, обрабатывать и анализировать результаты, пользоваться источниками краеведческого содержания.

Задачи учебного предмета:

  1. Общеобразовательные задачи:
  • обеспечить личностно - ориентированный характер образования, создавать условия для ценностного, социального, культурного самоопределения и саморазвития личности.
  • способствовать самоопределению личности в системе социальных, межличностных отношений к природной, социальной  и культурной среде по отношению к другим народам, этносам и их ценностям.
  • способствовать развитию творческих исследовательских способностей учащихся, целенаправленно удовлетворять и развивать их образовательные потребности в исследовании и реализации.
  • развивать гибкость мышления и поведения как необходимых условий непрерывного общего и профессионального образования и самообразования, объективно- необходимых в условиях становления рыночной экономики и наукоемких производств.
  1. Предметные задачи:
  • сформировать системное представление о ЯНАО как целостном регионе и одновременно как  о субъекте Российской Федерации, в которой локализируются и развиваются как общероссийские, так и специфические региональные процессы и явления.
  • развивать представление о регионе как о сложном, динамически развивающемся пространстве, в котором осуществляется жизненное и профессиональное самоопределение и саморазвитие личности. Показать большое практическое значение взаимосвязи природных, экономических, социальных, культурных, демографических и геоэкологических явлений в природе.
  • формировать культуру учащихся через приобщение к конкретным знаниям о ЯНАО, развивать умения работать с источниками информации.

3. Воспитательные задачи:

  • Воспитание ценностного отношения к географической среде; патриотического отношения к своему краю, населенному пункту, к своей малой родине; позитивных установок для решения экологических и социально-экономических проблем своей страны, своего региона, своей местности; формирование потребности к активному соучастию в решении социально-экономических, экологических и других проблем Ямала.
  • Приобретение компетентности в использовании полученных знаний и умений в повседневной жизни и в выборе учащимися в дальнейшей жизни путей наиболее рационального и эффективного приложения сил на благо округа и России.

  1. Место предмета «География ЯНАО» в Учебном плане Гимназии

г. Лабытнанги на 2013 – 2014 учебный год

В Учебном плане Гимназии г. Лабытнанги на 2013 – 2014 учебный год для обязательного изучения учебного предмета «География ЯНАО» на уровне основного общего образования в VIII классе предусмотрено 35 часов в год, из расчета 1 учебный час в неделю; 14 практических работ, 1 контрольная работа.

  1. Особенности содержания, структуры и методики изучения учебного предмета:
  • Особенностью содержания учебного предмета География ЯНАО является ориентация на личность обучающегося, его потребности и ценности, на реализацию концепции личностно - деятельного интеграционного подхода.
  • Принцип междисциплинарности и комплексности объясняется интегративным характером географических знаний, так как в географии любая территория рассматривается как совокупность геосистем, объединенных пространственными связями и межсистемным обменом. Геосистемы представляют собой интегральные образования, включающие природу, человека (население), хозяйство (экономику).
  • Личностный принцип проявляется в учете особенностей обучащихся подросткового возраста, реализует идею гуманизации образования, ориентирует учеников на осознание разносторонности их связей с природой. Позволяет формировать новое целостное отношение школьников к природе, экологический и экономический стиль мышления. Данный принцип реализуется также через систему методов, форм и средств обучения. Гуманизация курса достигается за счет введения краеведческого материала, в т. ч. сведений об истории территориального и хозяйственного освоения ЯНАО, знакомства с выдающимися людьми: деятелями науки, культуры, экономики промышленности, внесшими свой вклад в освоение и развитие региона.
  • Деятельностный принцип – непосредственное вовлечение обучающихся в работу по изучению и оценке качества окружающей среды. При этом предусматривается конкретная оценка влияния различных видов хозяйственной деятельности человека на окружающую среду.
  • Проблемный принцип предполагает овладение системой знаний о природных условиях, территориальном распределении ресурсов, видах воздействия человека на природу и т.п., а также рассмотрение проблем ресурсного, отраслевого и территориального природопользования на основе экологических, географических и экономических законов и закономерностей.
  • Принцип историзма дает возможность проследить  основные этапы изменений во взаимодействии общества и природы, в характере влияния на окружающую среду по мере развития масштабов и объёмов воздействия, а так же уровня экономической и экологической культуры населения округа.

        Гуманитарное образование составляет основу гимназического образования и предполагает воспитание обучающихся, способных учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение. Умение работать с различного вида информацией, критически относиться к ней и др.

В рабочей программе по географии прописаны основные виды деятельности учащихся на уроке с учётом введения в 2015 году Федеральных государственных стандартов общего образования в Гимназии  г. Лабытнанги на II ступени общего образования.  Включение в рабочую программу основных видов деятельности; личностных, предметных и метапредметных результатов обучения географии позволит безболезненно пройти этап введения ФГОС.

Такой комплексный подход в изучении родного края позволяет сформировать глубокие знания и умения краеведческого содержания, так как программа включает характеристику основных объектов природы, населения, проблемы,  от местного, окружного до российского. Реализация регионального компонента ориентирует обучающихся на организацию личностного познания родного края от непосредственного восприятия, изучения, ощущения к осмыслению.

Программа построена с учётом интеграции содержания физической, экономической и   социальной географии.

При определении содержания программного материала учитывалась значимость практической направленности предлагаемого материала, гуманизации курса географии, концентрации внимания на взаимосвязи природных, экономических, социальных и демографических явлений.

В разделе «Пространства ЯНАО» рассматривается географическое положение округа. Раздел «Природа Ямало-Ненецкого автономного округа» рассматривается с точки зрения условий жизни и хозяйственной деятельности населения и предполагает оценочные суждения. При этом природная среда рассматривается преимущественно как измененная человеком.

В разделе «Население ЯНАО» изучаются не только демографические элементы характеристики населения, но и происходит ознакомление школьников с рядом вопросов географии культуры. Следует показать содержание вклада населения округа в культуру России, рассмотреть не только экономические, но и культурные функции городов, поселков региона.         Заслуживает особого внимания вопрос о трудовых навыках местного населения, складывавшихся на протяжении длительного времени и не потерявших свое значение и в наши дни. Необходимо усиление внимания к раскрытию природно-этнографических факторов (Л.Н. Гумилев) и местных особенностей населения.

В разделе «Экономика и территориальная организация хозяйства Ямало-Ненецкого автономного округа» даётся экономическая характеристика округа. Помимо традиционных элементов, показывается его хозяйственное своеобразие, раскрываются процессы и этапы его становления в прошлом и особенности экономической ситуации в настоящее время.

Специальный раздел «Экология и охрана природы» предполагает обзор изменений в природной среде под влиянием деятельности населения, выявления экологических  проблем, обзор путей их решения.

Существенно изменена практическая часть программы. Увеличено количество практических работ, усилена их направленность на конечный результат учебно-воспитательного процесса - развитие личности учащихся и, в частности, таких ее качеств, как владение методами познания географической и социальной среды, навыками исследовательской и проектной  деятельности, так как они предусматривают собственную оценку полученных результатов учебной деятельности, помогают не только формированию умений, но и усвоению новых знаний о географических особенностях округа, о многообразии современного мира на его разных уровнях (от локального до глобального), их оценке для жизни и деятельности человека, что, безусловно, способствует приобретению компетентности в использовании обучающимися полученных географических знаний и умений в повседневной жизни для: организации  рационального природопользования, защиты окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней, решения практических задач и т.п.

Содержание курса географии ЯНАО раскрывается через систему понятий, часть из которых уже знакома учащимся, и в данном курсе развивается и обобщается. Особенностью содержания курса является его практическая направленность. Практическая направленность реализуется за счет введения в каждую тему практических, творческих заданий (разработка и защита проектов, проведение исследований, описаний, систематизации и т. п.).

Обучающиеся не только самостоятельно изучают особенности предмета с помощью специально организованных наблюдений, зарисовок, сравнений, проведения практических работ, высказывая собственные гипотезы, но и как бы проживают явления природы и культуры, пропуская их через собственное творчество.

Личностно-деятельностный интегративный подход к отбору содержания курса географии ЯН АО определяет выбор методов и форм его изучения, ведущее место среди которых, отводится методам поискового и исследовательского характера. Возрастает доля самостоятельной работы с различными источниками знаний, включая, помимо учебника, дополнительную и справочную литературу, периодическую печать.

  1. Личностные, предметные и метапредметные результаты освоения географии ЯНАО

Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Гимназисты  включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям, структурировать материал и др.

Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в сотрудничестве (паре и группе), представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.

Личностным результатом обучения географии ЯНАО в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

Важнейшие личностные результаты обучения географии ЯНАО:

  • гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
  • осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
  • осознание целостности природы, населения и хозяйства своего округа;
  • осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
  • умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
  • эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
  • патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
  • уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;
  • готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;

– образовательные результаты – овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.

Средством развития личностных результатов служит учебный материал и прежде всего продуктивные задания.

 – понимание собственной деятельности и сформированных личностных качеств:

  • умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;
  • умение толерантно определять своё отношение к разным народам;
  • умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.

Метапредметными результатами изучения курса «География ЯНАО» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

– умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:

8а,б  классы

  • Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.
  • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели.
  • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
  • Подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель.
  • Работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и  дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер).
  • Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
  • Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет).
  • Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.
  • В ходе представления проекта давать оценку его результатам.
  • Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.
  • Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;

– организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;

– умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

– формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:

8а, б  классы:

  1. Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия:
  • давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;
  • осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений; обобщать понятия
  • осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом.
  1. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
  2. Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
  3. Представлять  информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.
  4. Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации.
  5. Представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата.
  6. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы слушания.
  7. Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
  8. Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.

Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания для обучающихся, направленные на:

– осознание роли географии в познании окружающего мира и его устойчивого развития;

– освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве, на основе которых формируется географическое мышление учащихся;

– использование географических умений для анализа, оценки, прогнозирования современных социоприродных проблем и проектирования путей их решения;

– использование карт как информационных образно-знаковых моделей действительности.

Коммуникативные УУД:

8а, б  классы

  • Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
  • В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).
  • Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.
  • Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты;  гипотезы, аксиомы, теории.
  • Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

Предметными результатами изучения курса «География ЯНАО» в 8а, б  классах являются следующие умения:

  1. осознание роли географии в познании окружающего мира:

- объяснять основные географические закономерности взаимодействия общества и природы;

- освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве своего округа:

- выявлять зависимость размещения населения и его хозяйственной деятельности от природных условий территории;

- определять причины и следствия геоэкологических проблем;

- приводить примеры закономерностей размещения населения, городов;

-оценивать особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, демографической ситуации, степени урбанизации.

- иметь системное представление о ЯНАО как целостном регионе и одновременно как о субъекте Российской Федерации, в которой локализируются и развиваются как общероссийские, так и специфические региональные процессы и явления; представление о регионе как о сложном, динамически развивающемся пространстве, в котором осуществляется жизненное и профессиональное самоопределение и саморазвитие личности.

  1. использование географических умений:

- анализировать и объяснять сущность географических процессов и явлений;

- прогнозировать изменения: в природе, в численности и составе населения;

- составлять рекомендации по решению географических проблем.

  1. использование карт как моделей:

- пользоваться различными источниками географической информации:   картографическими, статистическими и др.;

- определять по картам местоположение географических объектов.

  1. понимание смысла собственной действительности:

- формулировать своё отношение к культурному и природному наследию;

- выражать своё отношение к идее устойчивого развития России, рациональному природопользованию, качеству жизни населения, деятельности экономических структур, национальным проектам и государственной региональной политике.

  1. Учебно-тематический план на текущий учебный год

Тема раздела

Количество часов

В том числе

Практические работы

1

Раздел 1. Пространства ЯНАО

2

1

2

Раздел II. История заселения и хозяйственного освоения ЯНАО

3

2

3

Раздел III. Природа Ямало-Ненецкого автономного округа.

14

4

Тема 1. Геологическая история, строение недр и рельеф территории ЯНАО

4

2

5

Тема 2. Климат и климатические ресурсы округа

4

1

6

Тема 3. Внутренние воды и водные ресурсы

2

1

7

Тема 4. Почвы и земельные ресурсы округа

1

8

Тема 5. Растительный и животный мир территории округа

2

2

9

Тема 6. Ландшафты территории округа

1

1

10

Раздел IV. Население Ямало-Ненецкого автономного округа

2

1

11

Раздел V. Экономика и территориальная организация хозяйства Ямало-Ненецкого автономного округа

8

2

12

Раздел VI. . Экология и охрана природы  ЯНАО

3

1

13

Итоговая контрольная работа по курсу «География ЯНАО»

1

14

Резерв

2

15

Итого

35

14

  1. Перечень практических работ

Тематика практических работ

1

Обозначение на контурной карте границ округа и граничащих с ним регионов и субъектов России, столицы округа, центров муниципальных образований, крайних точек территории ЯНАО.

2

Составление таблицы «Этапы освоения территории ЯНАО»

3

Подготовка сообщений о путешественниках и исследователях ЯНАО

4

Оформление контурной карты «Рельеф ЯНАО»

5

На основе текста учебника и географических карт атласа ЯНАО составить таблицу «Полезные ископаемые округа».

6

Составление характеристики климатических показателей своей местности.

7

Составление геоэкологической характеристики рек округа.

8

Составление каталога растительного и животного мира ЯНАО.

9

Подготовка сообщений, проектов и рефератов о видах растительного и животного мира округа; о народных промыслах, медицине, использующих ресурсы растительного и животного мира Ямала.

10

Составление комплексной характеристики ландшафтной провинции.

11

Описание городов ЯНАО.

12

Составление таблицы «Экономические районы ЯНАО».

13

Подготовка сообщений по проблеме «Экономика Ямала»: становление, состояние, расстановка сил, тенденции развития.

14

Сбор и обработка информации об экологической ситуации в ЯНАО

  1. Содержание учебного предмета география ЯНАО в 8а классе

Раздел I. Пространства ЯНАО - 2 ч.

Географическое положение округа. Территория, границы, географическое положение округа.  Округ на карте России, в циркумполярной зоне мира. Оценка размеров территорий округа, его сухопутных и морских границ; географического, экономико-географического и геополитического положения. Современное административно-территориальное устройство. Географическая уникальность округа.

Практическая работа 1. Обозначение на контурной карте территории ЯНАО.

Раздел II. История заселения и хозяйственного освоения ЯНАО -2ч

Формирование современного коренного населения. Освоение Севера новгородцами, московитами, поморами. «Златокипящая» Мангазея. Освоение ямальской земли в досоветский период: правительственная политика и роль Русского императорского географического общества. Имена путешественников на карте ЯНАО.

Освоение территории округа и его хозяйство в советский доиндустриальный период. Советское строительство (создание округа), индустриализация и коллективизация, «501-я» и «503-я» стройки.

Нефтегазовое освоение Ямала в 50-80-х годах прошлого столетия. Превращение Ямала в топливно-энергетический центр России. Позитивные и негативные последствия индустриального периода освоения Ямала.

Современные проблемы хозяйственного освоения территории округа. Арктический совет

Практические работы и проектные задания:

  1. Составление таблицы «Этапы освоения территории ЯНАО»
  2. Подготовка сообщений о путешественниках и исследователях ЯНАО.

Раздел III. Природа Ямало-Ненецкого автономного округа. 14 ч.

Тема 1. Геологическая история, строение недр и рельеф территории ЯНАО -4ч

Строение недр и рельеф-важнейшее условие формирования современного облика территории округа. Геологическая история формирования недр. Палеогеография территории округа. Современное строение недр территории.

Рельеф равнинной части территории округа. Рельеф горной части округа. Происхождение рельефа и его формы: рельеф, созданный морем; рельеф, созданный древними ледниками; рельеф, созданный реками и озерами: рельеф, созданный человеком.

Углеводородное сырье-важнейший минеральный ресурс округа и России. Нефтегазоносный бассейн округа и нефтегазоносные области. Характеристика важнейших месторождений углеводородного сырья: Уренгойского, Медвежьего, Карского и других.

Полезные рудные ископаемые на территории округа: железа, хрома, полиметаллов и других металлов, минерально-строительное и другое сырье.

Практическая работа:

  1. Оформление контурной карты «Рельеф ЯНАО»
  2. На основе текста учебника и географических карт атласа ЯНАО составить таблицу «Полезные ископаемые округа».

Тема 2. Климат и климатические ресурсы округа – 4ч.

Особенности климата округа. Климатообразующие факторы: солнечная радиация, циркуляция атмосферы и влагооборот, физико-географические особенности, антропогенные воздействия.

Характеристика климатообразующих метеоэлементов: температурный режим и режим увлажнения; ветровой режим. Наиболее характерные метеорологические явления: метели, гололед, изморозь, туманы.

Характеристика сезонов года. Агроклиматические ресурсы округа.

Многолетняя мерзлота и ледники. Криогенные явления и микро- и мезоформы рельефа, образованные ими.

Практические работы:

  1. Составление характеристики климатических показателей своей местности.

Тема 3. Внутренние воды и водные ресурсы -2ч

Своеобразие гидрографической сети округа. Реки округа и особенности их гидрологического режима. Озера округа, их разнообразие по размерам, форме и генезису. Болота, их формирование и типы. Подземные воды. Источники загрязнения местных вод и меры по сохранению и восстановлению чистоты вод.

Практические работы:

  • Составление геоэкологической характеристики рек округа.

Тема 4. Почвы и земельные ресурсы округа-1ч

Своеобразие почвенного покрова территории округа. Почвообразующие факторы: суровость климата, обилие осадков, выравненность рельефа, пестрота материнских пород, наличие многолетней мерзлоты. Почвообразующие процессы: сочетаемость и комплексность, оглеение и оподзоливание. Типы почв и их агропроизводственная оценка: почвы тундры и лесотундры, северной тайги, горной территории округа.

Земельные ресурсы и структура земельного фонда округа.

Тема 5. Растительный и животный мир территории округа -2ч

История развития растительного покрова территории округа. Своеобразие и разнообразие растительного покрова. Характеристика растительного покрова по растительным зонам: тундра, лесотундра, тайга, растительность горных территорий. Растительные ресурсы округа, дикоросы и их значение для человека.

Видовой состав животного мира территории округа. Зональное распределение животных: арктическое побережье, тундра, лесотундра, тайга. Животный мир гор. Животный мир территории округа и хозяйственная деятельность человека: охота, рыболовство.

Практические работы и проектные задания:

1.Составление каталога растительного и животного мира ЯНАО.

2.Подготовка сообщений, проектов и рефератов о видах растительного и животного мира округа; о народных промыслах, медицине, использующих ресурсы растительного и животного мира Ямала.

Тема 6. Ландшафты территории округа -1ч

Типологические ландшафтные комплексы территории округа. Региональные ландшафтные комплексы: области, провинции и подпровинции.

Практические работы и проектные задания:

  1. Составление комплексной характеристики ландшафтной провинции своей местности.        

Раздел IV. Население Ямало-Ненецкого автономного округа -2ч

Численность населения округа и его динамика. Структура занятости населения. Национальный состав населения и его изменения в советский период. Коренные народы округа: ненцы, ханты, селькупы, особенности их жизнеобитания.

Демографическая ситуация в ЯНАО. Естественное и механическое движение. Половозрастная структура населения.

Система расселения населения в округе, история формирования межселенных связей: период колонизации округа (казачьи остроги: Мужи, Шурышкары, Горки, Обдорск-Салехард), период нефтегазового освоения. Западная и восточная периферии системы расселения населения; Надымская, Новоуренгойская и Ноябрьская система расселения. Городское и сельское население округа. Молодые города - базовые города нефтегазового комплекса.

Практические работы и проектные задания:

  1. Описание городов ЯНАО.

Раздел V. Экономика и территориальная организация хозяйства Ямало-Ненецкого автономного округа – 8 ч

Особенности развития хозяйства округа: экстремальность природных условий, тип природопользования, традиционный и новый секторы экономики, переходный период в экономике округа. Традиционный сектор экономики. Оленеводство, состояние и проблемы дальнейшего развития. Рыболовство и рыбопереработка. Охотничье-промысловое хозяйство и клеточное звероводство. Традиционный и новый хозяйственные уклады в сельском хозяйстве округа.

Нефтегазовый комплекс важнейший и определяющий в экономике округа. Стадии нефтегазового комплекса: нефте-и газодобыча, нефтепереработка, нефте- и газохимия и другие отрасли. Проблемы нефтегазового комплекса: экономическая эффективность, создание инфраструктуры, производительность. Главные месторождения нефти и газа в округе. Расстановка сил в нефтегазовом комплексе: РАО «Газпром», АО «Ноябрьскнефтегаз», «Пурнефтегаз» и другие. Перспективы развития нефтегазового комплекса: освоение полуострова Ямал, средних и малых месторождений центральной части округа.

Строительный комплекс. Становление, современное состояние и расстановка сил, перспективы развития отрасли.

Лесной комплекс. Сырьевая база, состояние лесозаготовок. Деревообработка - состояние и тенденции развития. Проблемы лесопользования.

Транспортный комплекс. Транспорт как важнейший элемент инфраструктуры экономики округа. Становление транспорта в округе. Структура и современное состояние водного, железнодорожного, автомобильного, воздушного транспорта, тенденции и проблемы развития. Характеристика трубопроводного и электронного транспорта.

Социальный комплекс. Состав социального комплекса: жилищный фонд и коммунальное хозяйство, городской автомобильный транспорт, образование, здравоохранение и культура. Особенности развития социального комплекса в округе и проблемы, сопровождающие его.

Территориальная организация хозяйства.

Нижнеобско-Ямальский экономический район. Состав и географическое положение региона. Особенности природных условий. Специфика экономического развития. Полуостров Ямал - центр оленеводства в округе и будущий энергетический центр России. Салехард - административный центр округа и старейший город Ямала. Единый транспортно-распределительный и промышленный узел - Салехард и Лабытнанги. Другие населенные пункты.

Надым-Пуровский экономический район. Состав и географическое положение региона. Специализация экономики на нефтегазодобыче. Надым - город-первенец нефтегазового комплекса. Новый Уренгой - «газовая столица» автономного округа. Ноябрьск - центр нефтедобычи в округе. Молодые города округа - Муравленко и Губкинский.

Пуровский район - основный нефтегазодобывающий регион ЯНАО. Программы, проекты и объекты особого внимания.

Тазовско-Гыданский экономический район. Особенности положения на территории округа. Становление, современное состояние, тенденции развития и проблемы региона. Административные центры: Красноселькуп, Тазовский.

Внешние экономические связи ЯНАО. Становление отраслей специализации округа: «Мягкая рухлядь» в период колонизации, углеводородные энергоресурсы в наше время. Экспортно-импортный баланс округа. Роль округа в экономике России. Внешнеторговые связи округа. Международные инвестирования средств. Внешнеэкономический потенциал округа.

Практические работы и проектные задания:

       1. Составление таблицы «Экономические районы ЯНАО».

  1. Подготовка сообщений по проблеме «Экономика Ямала»: становление, состояние, расстановка сил, тенденции развития.

Раздел VI. Экология и охрана природы  ЯНАО 3  ч.

Экологическая ситуация в округе. Экологические проблемы при добыче нефти и газа, возможные пути их разрешения. Техногенное воздействие на атмосферный воздух и поверхностные воды. Радиационная обстановка в округе. Нарушение многолетнемерзлых пород и почвенно-растительного покрова. Проблемы землепользования. Экология и здоровье населения.Мероприятия по охране природы и сохранению природных ресурсов: недр, земельных ресурсов, растительного покрова и животного мира.

Особо охраняемые природные территории в округе: заповедники (Верх-не-Тазовский, Гыданский), заказники (Нижне-Обский, Куноватский, Надымский и другие), памятники природы.

Практические работы и проектные задания:

  1. Сбор и обработка информации об экологической ситуации в ЯНАО.

8.ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ГЕОГРАФИИ ЯНАО (8а,б  классы)

Тема урока, практической работы.

Дата

Коррекция / Причины

Опорные знания и умения

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий УДД)

ИКТ

§ учебника/ домашние задания

Раздел 1. Пространства ЯНАО - 2 ч.

1

Географическое  положение ЯНАО.

Географическое положение округа, площадь, границы (сухопутных и морских); ЭГП и политическое положение, его современное административно – территориальное устройство, численность населения, географическая уникальность округа.

Береговая линия. Прибрежные воды (губы Байдарацкой, Обской, Тазовской, Гыданской, Юрацкой).

Называть показывать географические объекты, изучаемые в теме, предусмотренные программой (согласно перечню номенклатуры); определять по географическим картам атласа ФГП, ЭГП округа.

ЦОР

п.1

2

Практическая работа 1. Обозначение на контурной карте территории ЯНАО.

Географическое положение округа, площадь, границы (сухопутных и морских); ЭГП и политическое положение, его современное административно – территориальное устройство, численность населения, географическая уникальность округа.

Обозначать на контурной карте границ округа и граничащих с ним регионов и субъектов России, столицы округа, центров муниципальных образований; крайних точек территории ЯНАО.

ЦОР

Конт. карта

Раздел II. История заселения и хозяйственного освоения ЯНАО -3ч

3

 1.Этап традиционного освоения округа.

Практическая работа № 2. Составление таблицы «Этапы освоения территории ЯНАО»

Формирование современного коренного населения. Освоение Севера новгородцами, московитами, поморами. «Златокипящая» Мангазея. Освоение ямальской земли в досоветский период: правительственная политика и роль Русского императорского географического общества. Имена путешественников на карте ЯНАО

Называть и показывать народы, типы этнических контактов, этапы формирование современного коренного населения округа; составлять характеристику истории хозяйственного освоения территории округа.

Находить на карте объекты, названные именами путешественников, исследователей.

4

2. Этап индустриального освоения округа.

Практическая работа № 3.Подготовка сообщений о путешественниках и исследователях ЯНАО

Освоение территории округа и его хозяйство в советский доиндустриальный период. Советское строительство (создание округа), индустриализация и коллективизация, «501-я» и «503-я» стройки.

Оценивать значение  «501» и «503» стройки;

 выявлять положительные стороны и недостатки нефтегазового освоения территории округа; 

5

3.Современные проблемы хозяйственного освоения территории округа.

Современные проблемы хозяйственного освоения территории округа.

Арктический совет.

оценивать и прогнозировать современные проблемы хозяйственного освоения территории округа.

Раздел III. Природа Ямало-Ненецкого автономного округа. 14 ч.

Тема 1. Геологическая история, строение недр и рельеф территории  ЯНАО -4ч

6

1.Геологическая история и строение недр ЯНАО

Строение недр и рельеф-важнейшее условие формирования современного облика территории округа. Геологическая история формирования недр. Палеогеография территории округа. Современное строение недр территории.

сопоставлять и анализировать их; устанавливать взаимосвязи между основными тектоническими структурами и объектами рельефа; определять по геохронологической таблице основные этапы развития жизни на Земле и связанные с ними события;  

7

2.Рельеф равнинной и горной частей округа.

Практическая работа 4.Оформление контурной карты «Рельеф ЯНАО»

Рельеф равнинной части территории округа. Рельеф горной части округа. Происхождение рельефа и его формы: рельеф, созданный морем; рельеф, созданный древними ледниками; рельеф, созданный реками и озерами: рельеф, созданный человеком.

называть и показывать основные географические объекты, изучаемые в теме (согласно перечню номенклатуры): тектонические структуры; основные формы рельефа; основные месторождения (бассейны) полезных ископаемых; обозначать их на контурной карте;

8

 3.Полезные ископаемые, углеводородное сырье.

Углеводородное сырье-важнейший минеральный ресурс округа и России. Нефтегазоносный бассейн округа и нефтегазоносные области. Характеристика важнейших месторождений углеводородного сырья: Уренгойского, Медвежьего, Карского и других.

оформлять контурные  карты;  работать с географическими картами и другими источниками географической информации;

9

4. Полезные ископаемые недр округа.

Практическая работа 5. Составление таблицы «Полезные ископаемые округа».

Полезные рудные ископаемые на территории округа: железа, хрома, полиметаллов и других металлов, минерально-строительное и другое сырье.

объяснять зависимость расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на территории округа.

Тема 2. Климат и климатические ресурсы округа-4ч

10

Особенности климата округа. Климатообразующие факторы.

Особенности климата округа. Климатообразующие факторы: солнечная радиация, циркуляция атмосферы и влагооборот, физико-географические особенности, антропогенные воздействия.

Называть и показывать климатообразующие факторы, особенности  сезонов года; оценивать основные климатические показатели территории округа для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения;  прогнозировать экологическую ситуацию своей местности.

11

Характеристика климатообразующих элементов.

Практическая работа №6. Составление характеристики климатических показателей своей местности.

Характеристика климатообразующих метеоэлементов: температурный режим и режим увлажнения; ветровой режим.

определять параметры природных явлений по различным источникам географической информации; объяснять влияние географического положения на особенности природы округа, образование атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов, их влияние на состояние погоды; влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека;  

строить графики хода температур, «Розу ветров».

12

Характеристика сезонов года. Агроклиматические ресурсы.

Наиболее характерные метеорологические явления: метели, гололед, изморозь, туманы. Характеристика сезонов года. Агроклиматические ресурсы округа.

определять параметры природных явлений (закономерности распределения солнечной радиации, радиационного баланса;  по синоптической карте особенности погоды для различных  пунктов округа, составлять прогнозы погод, характеристики климатических показателей округа; выявлять особенности распределения средних температур января и июля, годового количества осадков по территории округа,  используя различные источники географической информации;

13

Многолетняя мерзлота и ледники.

Многолетняя мерзлота и ледники. Криогенные явления и микро- и мезоформы рельефа, образованные ими.

определять параметры природных явлений; объяснять распределение многолетней мерзлоты, ее влияние на состояние природных компонентов и освоение территории человеком.

Тема 3. Внутренние воды и водные ресурсы -2ч

14

Своеобразие гидрографической сети округа. Реки.

Практическая работа № 7. Составление геоэкологической характеристики рек округа.

Своеобразие гидрографической сети округа. Реки округа и особенности их гидрологического режима.

Называть и показывать географические объекты, изучаемые в теме (согласно перечню номенклатуры): основное распределение рек и озер по  территории округа; основные области современного оледенения, крупные ледники; примеры рационально и нерационального использования внутренних вод территории округа; определять особенности влияния на реки рельефа и климата; составлять характеристики экологического состояния одной из рек и озер с использованием тематических карт и климатограмм; возможности их хозяйственного использования; особую роль воды в природе и хозяйстве; неравномерность распределения водных ресурсов по территории округа; причины и закономерности размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений, их зависимость от рельефа и климата; оценивать и прогнозировать изменения внутренних вод под воздействием природных и антропогенных факторов.

15

Озера .Болота,. Подземные воды. Источники загрязнения местных вод и меры охраны.

Озера округа, их разнообразие по размерам, форме и генезису. Болота, их формирование и типы. Подземные воды. Источники загрязнения местных вод и меры по сохранению и восстановлению чистоты вод.

Тема 4. Почвы и земельные ресурсы округа-1ч

16

Своеобразие почвенного покрова территории округа, типы почв. Земельные ресурсы и структура земельного фонда округа.

Своеобразие почвенного покрова территории округа. Почвообразующие факторы: суровость климата, обилие осадков, выравненность рельефа, пестрота материнских пород, наличие многолетней мерзлоты. Почвообразующие процессы: сочетаемость и комплексность, оглеение и оподзоливание. Типы почв и их агропроизводственная оценка: почвы тундры и лесотундры, северной тайги, горной территории округа. Земельные ресурсы и структура земельного фонда округа.

Называть и показывать основные географические объекты, изучаемые в теме (согласно перечню номенклатуры): зональные типы почв, их главные свойства; рациональное и нерациональное использования почв; объяснять почвообразовательные процессы, факторы их формирования, закономерности распространения основных типов почв на территории округа; устанавливать взаимосвязь типов почв с климатом и растительностью; работать с географическими картами и другими источниками информации; выявлять  условия почвообразования основных типов почв (количество тепла и влаги, рельеф, характер растительности)  и оценивать  их плодородие; определять типы почв своей местности по образцам коллекций; распределяемость земельного фонда в пределах округа, зональную и азональную дифференциацию природы; строить почвенный профиль (разрез), круговые диаграммы; составлять краткую характеристику (по плану) одно из типов почв своей местности; оценивать и прогнозировать экологическую ситуацию  своей местности; изменения почв  под воздействием природных и антропогенных факторов.

Тема 5. Растительный и животный мир  территории округа -2ч

17

Своеобразие и разнообразие растительного покрова, характеристика по растительным зонам.

Практическая работа № 8. Составление каталога растительного и животного мира ЯНАО.

История развития растительного покрова территории округа. Своеобразие и разнообразие растительного покрова.

Характеристика растительного покрова по растительным зонам: тундра, лесотундра, тайга, растительность горных территорий.

Растительные ресурсы округа, дикоросы и их значение для человека.

Называть и показывать основные виды, типичных представителей растительного и животного мира территории округа,  примеры их пространственного размещения, рационального и нерационального использования; работать с географическими картами и другими источниками информации; объяснять особенности растительного и животного мира различных природных зон; составлять  прогнозы изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса; оценивать и прогнозировать экологическую ситуацию своей местности; изменения биологических ресурсов под воздействием природных и антропогенных факторов.

18

Животный мир территории округа, видовой состав

Практическая работа № 9. Подготовка сообщений, проектов и рефератов

Видовой состав животного мира территории округа. Зональное распределение животных: арктическое побережье, тундра, лесотундра, тайга. Животный мир гор. Животный мир территории округа и хозяйственная деятельность человека: охота, рыболовство.

Тема 6. Ландшафты территории округа -1ч

19

Типологические ландшафтные комплексы территории округа. Практическая работа № 10. Составление комплексной характеристики ландшафтной провинции.

Типологические ландшафтные комплексы территории округа. Региональные ландшафтные комплексы: области, провинции и подпровинции.

Называть и показывать типологические ландшафтные комплексы территории округа; составлять  комплексные характеристики ландшафтных провинций; оценивать и прогнозировать тенденции изменения природных ландшафтов и природных комплексов в результате хозяйственной деятельности человека.

Раздел IV. Население Ямало-Ненецкого автономного округа -2ч

20

Численность, структура, национальный состав  населения ЯНАО. Демографическая ситуация в ЯНАО

Численность населения округа и его динамика. Структура занятости населения. Городское и сельское население округа. Молодые города - базовые города нефтегазового комплекса. Национальный состав населения и его изменения в советский период. Коренные народы округа: ненцы, ханты, селькупы, особенности их жизнеобитания. Демографическая ситуация в ЯНАО. Естественное и механическое движение. Половозрастная структура населения.

Называть и показывать основные народы и народности, особенности естественного и механического движения населения и его расселения, города нефтегазового комплекса;  анализировать демографическую ситуацию в своем регионе и на основе анализа составлять характеристику.

21

Система расселения населения. Города и села ЯНАО. Практическая работа № 11.Описание городов  ЯНАО..

Система расселения населения в округе, история формирования межселенных связей: период колонизации округа (казачьи остроги: Мужи, Шурышкары, Горки, Обдорск-Салехард), период нефтегазового освоения. Западная и восточная периферии системы расселения населения; Надымская, Новоуренгойская и Ноябрьская система расселения.

Называть и показывать основные народы и народности, особенности естественного и механического движения населения и его расселения, города нефтегазового комплекса;  анализировать демографическую ситуацию в своем регионе и на основе анализа составлять характеристику.

Раздел V. Экономика и территориальная организация хозяйства Ямало-Ненецкого автономного округа – 8 ч

22

1. Особенности развития хозяйства округа  Традиционный сектор экономики  ЯНАО

Особенности развития хозяйства округа: экстремальность природных условий, тип природопользования, традиционный и новый секторы экономики, переходный период в экономике округа.

Традиционный сектор экономики. Оленеводство, состояние и проблемы дальнейшего развития. Рыболовство и рыбопереработка. Охотничье-промысловое хозяйство и клеточное звероводство. Традиционный и новый хозяйственные уклады в сельском хозяйстве округа.

Называть и показывать основные отрасли хозяйства, объяснять особенности хозяйственной специализации округа.

23

2. Нефтегазодобывающая промышленность ЯНАО

Нефтегазовый комплекс важнейший и определяющий в экономике округа. Стадии нефтегазового комплекса: нефте-и газодобыча, нефтепереработка, нефте- и газохимия и другие отрасли. Проблемы нефтегазового комплекса: экономическая эффективность, создание инфраструктуры, производительность. Главные месторождения нефти и газа в округе. Расстановка сил в нефтегазовом комплексе: РАО «Газпром», АО «Ноябрьскнефтегаз», «Пурнефтегаз» и другие. Перспективы развития нефтегазового комплекса: освоение полуострова Ямал, средних и малых месторождений центральной части округа.

Называть и показывать основные отрасли хозяйства, факторы их размещения, нефтегазовые, нефтеперерабатывающие, нефтехимические, газохимические базы, объяснять особенности хозяйственной специализации округа; прогнозировать тенденции изменений социально – экономических явлений;

24

3. Строительный комплекс. Лесной комплекс

Строительный комплекс. Становление, современное состояние и расстановка сил, перспективы развития отрасли. Лесной комплекс. Сырьевая база, состояние лесозаготовок. Деревообработка - состояние и тенденции развития. Проблемы лесопользования.

Называть и показывать основные отрасли хозяйства, факторы их размещения, ,  лесозаготовительные базы, базы деревообработки, рыбопереработки,  базы охотничье – промыслового хозяйства и клеточного звероводства; объяснять особенности хозяйственной специализации округа; прогнозировать тенденции изменений социально – экономических явлений;

25

4. Транспортный комплекс. Социальный комплекс ЯНАО

Транспортный комплекс. Транспорт как важнейший элемент инфраструктуры экономики округа. Становление транспорта в округе. Структура и современное состояние водного, железнодорожного, автомобильного, воздушного транспорта, тенденции и проблемы развития. Характеристика трубопроводного и электронного транспорта. Социальный комплекс. Состав социального комплекса: жилищный фонд и коммунальное хозяйство, городской автомобильный транспорт, образование, здравоохранение и культура. Особенности развития социального комплекса в округе и проблемы, сопровождающие его.

Называть и показывать основные отрасли хозяйства, факторы их размещения, виды транспорта, основные транспортные пути

26

5. Нижнеобский экономический район

Нижнеобско-Ямальский экономический район. Состав и географическое положение региона. Особенности природных условий. Специфика экономического развития. Полуостров Ямал - центр оленеводства в округе и будущий энергетический центр России. Салехард - административный центр округа и старейший город Ямала. Единый транспортно-распределительный и промышленный узел - Салехард и Лабытнанги. Другие населенные пункты.

Называть и показывать основные отрасли хозяйства, факторы их размещения, объяснять особенности хозяйственной специализации округа; прогнозировать тенденции изменений социально – экономических явлений.

27

6. Надым-Пуровский  

экономический район

Надым-Пуровский экономический район. Состав и географическое положение региона. Специализация экономики на нефтегазодобыче. Надым - город-первенец нефтегазового комплекса. Новый Уренгой - «газовая столица» автономного округа. Ноябрьск - центр нефтедобычи в округе. Молодые города округа - Муравленко и Губкинский.

Называть и показывать основные отрасли хозяйства, факторы их размещения, объяснять особенности хозяйственной специализации округа; прогнозировать тенденции изменений социально – экономических явлений.

28

7. Тазовско-Гыданский

экономический район

 Практическая работа № 12. Составление таблицы «Экономические районы ЯНАО».

Тазовско-Гыданский экономический район. Особенности положения на территории округа. Становление, современное состояние, тенденции развития и проблемы региона. Административные центры: Красноселькуп, Тазовский.

Называть и показывать основные отрасли хозяйства, факторы их размещения, объяснять особенности хозяйственной специализации округа; прогнозировать тенденции изменений социально – экономических явлений.

29

8. Внешнеэкономические связи округа.

Практическая работа № 13. Подготовка сообщений по проблеме «Экономика Ямала»:

Внешние экономические связи ЯНАО. Становление отраслей специализации округа: «Мягкая рухлядь» в период колонизации, углеводородные энергоресурсы в наше время. Экспортно-импортный баланс округа. Роль округа в экономике России. Внешнеторговые связи округа. Международные инвестирования средств. Внешнеэкономический потенциал округа.

Называть и показывать внешнеэкономические партнеры округа экономические районы их административные центры, молодые города, внешнеэкономические связи; составлять сравнительную характеристику экономических районов; объяснять особенности хозяйственной специализации округа; прогнозировать тенденции изменений социально – экономических явлений;

30

Итоговая контрольная работа «география ЯНАО»

Решать тестовые задания различного уровня сложности.

Раздел VI. . Экология и охрана природы  ЯНАО-3ч

31

Экологическая ситуация в округе. Мероприятия по охране природы и сохранению природных ресурсов.

Практические работы и проектные задания:15.

Сбор и обработка информации об экологической ситуации в ЯНАО.

Экологическая ситуация в округе. Экологические проблемы при добыче нефти и газа, возможные пути их разрешения. Техногенное воздействие на атмосферный воздух и поверхностные воды. Радиационная обстановка в округе. Нарушение многолетнемерзлых пород и почвенно-растительного покрова. Проблемы землепользования. Экология и здоровье населения. Мероприятия по охране природы и сохранению природных ресурсов: недр, земельных ресурсов, растительного покрова и животного мира.

32

Конференция «экологические проблемы ЯНАО»

Экологическая ситуация в округе.

прогнозировать тенденции изменений социально – экономических явлений;

33

Особо охраняемые природные территории в округе

Особо охраняемые природные территории в округе: заповедники (Верх-не-Тазовский, Гыданский), заказники (Нижне-Обский, Куноватский, Надымский и другие), памятники природы.

составлять  характеристику особо-охраняемых территорий.

34*

Викторина «Мой Ямал»

35*

Урок –путешествие по Ямалу.

*резерв – 2 часа


9. Планируемые результаты изучения учебного предмета «География ЯНАО»

в 8а,б классах

  1. Знать содержание основных понятий и терминов.
  2. Называть/показывать:
  • основные объекты рельефа территории округа, гидрографической сети, биосферы;
  • виды природных ресурсов и природные комплексы;
  • важнейшие месторождения полезных ископаемых;
  • пространственное размещение основных физико-географических объектов, явлений, процессов;
  • основные географические объекты хозяйственной деятельности человека в округе;
  • основные народы и народности, населяющие территорию округа;
  • особенности естественного и механического движения населения и его
  • особенности расселения населения на территории округа;
  • отрасли хозяйства округа, факторы их размещения по территории округа;
  • основные внешнеэкономические партнеры округа;
  • пространственное размещение экономико-географических объектов, процессов и явлений.
  1. Определять:
  • характеристику территории, пользуясь разными источниками  (карты, статистические материалы, данные многолетних наблюдений);
  • источники физико-географической  и экономико-географической информации для решения конкретных проблем и задач;
  • экономико-географическую характеристику территорий по разным источникам (карты, статистические материалы, таблицы, диаграммы);
  1. Описывать: 
  • физико-географические объекты, явления и процессы;
  • экономико-географические объекты, явления и процессы
  1. Объяснять:
  • процессы и явления, происходящие в географической оболочке, их пространственное распространение и ритмику;
  • зональную и азональную дифференциацию природы округа;
  • процессы и явления, происходящие в хозяйственной деятельности человека и общества, их пространственное распространение по территории округа;
  • региональные особенности населения округа, пространственные различия в расселении и занятости;
  • особенности хозяйственной специализации округа и его экономических районов, экономических связей округа с другими регионами России и странами;
  • особенности экологической ситуации в округе и на его отдельных территориях.
  1. Прогнозировать:
  • тенденции изменения социально-экономических объектов, явлений и процессов природных комплексов и его составляющих элементов в результате хозяйственной деятельности человека;
  • тенденции изменения природных объектов и природного комплекса в целом в результате хозяйственной деятельности человека.

10.Система оценивания

Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является оценка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы.

 

Критерии оценки устного ответа:

Оценка "5" ставится, если ученик:

1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

 2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументированно делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям

4. хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Оценка "4" ставится, если ученик:

1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

4. Ответ самостоятельный;

5. Наличие неточностей в изложении географического материала;

6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений; 9. Понимание основных географических взаимосвязей;

10. Знание карты и умение ей пользоваться;

11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

 

Оценка "3" ставится, если ученик:

 1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);

10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;

11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;

12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

 

Оценка "2" ставится, если ученик:

1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

2. Не делает выводов и обобщений.

3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

6. Имеются грубые ошибки в использовании карты.

 

Требования к работе в контурных картах:

  • Каждую контурную карту подписывают. В правом верхнем углу ученик ставит свою фамилию и класс.
  • При выполнении практической работы в контурных картах, в левом верхнем углу карты подписывают номер и название практической работы.
  • Все надписи на контурной карте делают мелко, четко, красиво, желательно печатными буквами. Название рек и гор располагают соответственно   вдоль хребтов и рек, названия равнин - по параллелям. Объекты гидросферы желательно подписывать синей пастой.
  • Если название объекта не помещается на карте, то около него ставят цифру, а внизу карты пишут, что означает данная цифра.
  • Если того требует задание, карту раскрашивают цветными карандашами, а затем уже подписывают географические названия.
  • В начале учебного года все работы в контурных картах выполняются простыми карандашами, потому что навыки работы с контурными картами слабы, и ученики делают ошибки.

Критерии оценки качества выполнения практических и самостоятельных работ

Отметка «5». Работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работают полностью самостоятельно: подбирают необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показывают необходимые для проведения практической работы теоретические знания, практические умения и навыки.

Работа оформляется аккуратно, в наиболее оптимальной для фиксации результатов форме.

        

Отметка «4». Практическая или самостоятельная работа выполняется учащимися в полном объеме и самостоятельно. Допускаются отклонения от необходимой последовательности выполнения, не влияющие на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т. д.).

Учащиеся используют указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показывает знание учащихся основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.

Могут быть неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Отметка «3». Практическая работа выполняется и оформляется учащимися при помощи учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на «отлично» данную работу учащихся. На выполнение работы затрачивается много времени. Учащиеся показывают знания теоретического материала, но испытывают затруднение при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими приборами.

Отметка «2» выставляется в том случае, когда учащиеся не подготовлены к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Показывается, плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны по причине плохой подготовки учащегося.

11.Номенклатурный материал по курсу географии ЯНАО

1.Моря:

Карское море.

2. Заливы

Байдарацкая губа, Обская губа, Тазовская губа, Гыданская губа

3.Низменности

Надымская, Пуровская, Тазовская.

4. Возвышенности

Таз-Пуровская, Нижнеенисейская, Ненецкая, Полуйская.

5. Хребет

Пай-Хой.

6. Горы

Пайер, Ханмей.

7.Полезные ископаемые.

Нефть, газ

Холмогорское, Вынгапуровское, Муравленковское, Суторминское, Уренгойское, Заполярное, Бованенковское, Ямбургское, Медвежье.

Железо, магнит

Юнь-Яга, Новое, Дорожное месторождения

Хромиты

Рай-Из, Пай-Ер.

Полиметаллические руды

галенит, сфалерит - Саурейское месторождение.

Медь

Предгорное, Брусничное месторождения.

Молибден

Харбейское месторождение.

Золото

Новогоднее Монто, Карьерное месторождения.

Самоцветы  -агаты

Ягодное месторождение.

8. Реки

Обь, Пур, Таз, Надым, Куноват, Полуй, Мессояха, Мордыяха, Щучья, Сыня, Собь.

9. Озёра

Большое Щучье, Малое Щучье, Боргато.

10. Равнинные озёра

Шурышкарский сор, Питлярский сор, Войкарский сор, Полуйский сор.

11.Острова:

Белый, Литке, Шараповы кошки, Шокальского, Вилькицкого, Олений.

12. Полуострова

Ямал, Тазовский, Гыданский

13. Адм. районы

Приуральский, Тазовский, Ямальский, Пуровский, Красноселькупский, Надымский, Шурышкарский.

14.Города:

Салехард, Надым, Новый Уренгой, Ноябрьск, Губкинский, Муравленко, Лабытнанги.

15. Заповедники:

«Верхнетазовский», «Гыданский».

16.Заказники:

«Нижне-Обский», Куноватский, Надымский, Ямальский, Ево-Яхинский, Тыды-Оттинский, Мессо-Яхинский, Часельский, Собты-Юганский, Полярно-Уральский, Пякольский, Варка-Сыльский, Горнохадатинский, Полуйский.

17. Растительность

Лиственница, сосна обыкновенная, ель сибирская, кедр, берёза пушистая, берёза повислая, пихта сибирская, багульник, голубика, брусника, клюква, вероника, золотой корень (родиола розовая).

18.Животный мир

белый медведь, кольчатая нерпа, морской заяц, гренландский тюлень, полярный кит, финвал, белуха, песец, полярный волк, росомаха, горностай, ласка, соболь, бурундук, колонок, бурый медведь, лемминг.

19 Птицы:

чайка серебристая, бургомистр, моевка, розовая чайка, сибирская гага, гага-гребешушка, краснозобая казарка, стерх, орлан белохвост, полярная сова, куропатка, глухарь

12.Список учебно-методической литературы:

Учебно-методический комплекс

  • Учебник: География  Ямало-Ненецкого автономного округа: учебное пособие 8-9 класс. Тюмень: Изд. Тюменского госуниверситета, 2001г.
  • Географический атлас ЯНАО. – М.: Издательство ДИК, 1999г.
  • Исторический атлас ЯНАО. – М.: Издательство ДИК, 1999г.
  • Полякова Т.Ю. Физическая география Ямало-Ненцкого автономного округа: Рабочая тетрадь.8 класс. – СПб.: ООО «Миралл», 2005.
  • Полякова Т.Ю. Учебно-методическое пособие по географии Ямало-Ненецкого автономного округа: Для учителей 8-9 классов. – СПб: «Миралл», 2005

Дополнительная литература

  1. Быковский В.А. Огонь, вода и нефтяные трубы Западной Сибири. Екатеринбург, 2002г.
  2. Быковский В.А. Экологические вопросы при разработке нефтяных месторождений Крайнего Севера. Екатеринбург 1999г.
  3. Бахарева О.А. Национально - региональный компонент в курсе географии.- Йошкар-Ола, 2002г.
  4. Бакулин В.В., Козин В.В. География Тюменской области, Екатеринбург, Средне-Уральское книж. Из-во, 1996.
  5. Гурулев С.А. Звери и рыбы Сибири: происхождение названий. – Иркутск: Изд-во Иркут. Ун-та, 1992.
  6. Дудников Н.Ф. Мой дом Север. Москва, 1997г.
  7. Ларин С.И. и др. География ЯНАО 8-9 класс.- Тюмень, издательство ТГУ. 2001г.
  8. .Сафиуллин А.З. Географическое краеведение в общеобразовательной школе (пособие для учителей)- Москва «Просвещение», 2003г.
  9. Сусой Е.Г. Из глубины веков. Тюмень, 1994г.

Электронное сопровождение:

  • Рисуем карту Ямала. Образоват. Программа, посвященная 100-летию экспедиции Б. Житкова на п-ов Ямал.
  • Электронная версия «Красная книга ЯМАЛА.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Население ЯНАО

Компьютерная презентация по  географии ЯНАО по теме: "Численность населения, его динамика и структура занятости"."...

Рабочая программа по учебному предмету "География ЯНАО"

Данная рабочая программа предназначена для преподавания географии своего родного края и содержит, как пояснительную записку, так и календарно-тематическое планирование, систему оценивания, требования ...

Урок географии ЯНАО по теме: «Реки, озера, болота, подземные воды ЯНАО»

Разработка урока географии Ямало-Ненецкого автономного округа окажется полезной учителям географии ЯНАО. В ходе данного урока учащиеся получают знания о внутренних водах ЯНАО, о размещении крупных рек...

Закон ЯНАО "Об образовании в ЯНАО"

Закон ЯНАО от 27.06.2013 № 55 - ЗАО...

Приказ ДО ЯНАО №580 от 30.06.2023 О проведении конкурса на получение денежного поощрения лучшими учителями образовательных организаций ЯНАО в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование»

лен группы экспертов регионального конкурса на получение денежного поощрения лучшими учителями образовательных организаций ЯНАО в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образован...

Приказ Департамента образования ЯНАО от 25.12.2019 №1035 «О региональных инновационных площадках в системе образования ЯНАО»

О продлении реятельности РИП «Технопарк как современное профессионально-ориентированное образовательно-развивающее пространство» на базе МОУ ДО "Центр детского творчества"...