Рабочая программа по историческому краеведению.
рабочая программа по краеведению (9 класс) на тему

Тема: « Война и общество »

Форма: факультативные занятия

Вид деятельности: познавательная деятельность

Направление воспитания: патриотическое воспитание учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_kraevedeniyu.docx27.16 КБ

Предварительный просмотр:

                        Рабочая программа по историческому краеведению.

               Реализация деятельностного подхода, заявленного ФГОС 2-го

               поколения на примере изучения темы « Война и общество».            

ПОТАНИНОЙ ГАЛИНЫ НИКОЛАЕВНЫ

учителя МКОУ Верхнехавская СОШ №1

Верхнехавского района Воронежской области

               

                       

                           

Большие перемены произошли в нашей жизни в последнее время: изменились запросы общества, внедрены инновационные компьютерные технологии. Сегодняшний ученик – это не ученик, послушно выполняющий задания и повторяющий учителя и учебник. У него есть свой особый менталитет, свои взгляды на изучаемый материал. Поэтому учителю важно найти на уроке, да и во внеурочных занятиях, индивидуальный подход к обучающимся. Нужно не заставлять, а мотивировать их к деятельности.   Необходимо в первую очередь, так построить образовательный процесс, чтобы заинтересовать ребёнка трудной, но интересной «дорогой» познания, показать ему направления пути, затем, вооружить всеми необходимыми навыками  для активного исследования, анализа и преобразования действительности. В этой связи курс краеведения даёт возможность развивать творческий потенциал ученика в соответствии с личностно-ориентированным и деятельностным подходами.

Этим задачам на данном этапе соответствуют ФГОС  2-го поколения, которые в качестве ведущих принципов подразумевают принципы преемственности и развития. Сформированные как социальный заказ цели образования трансформируются в требования к результатам, а после их конкретизации и операционализации в планируемые результаты.

Требования к результатам представлены описанием предметных, метапредметных и личностных результатов и конкретизируются в ПООП

примерных основных образовательных программах, результатов освоения междисциплинарных программ  УУД – программы развития универсальных учебных действий и др.

   

 

Тема: « Война и общество »

Форма: факультативные занятия

Вид деятельности: познавательная деятельность

Направление воспитания: патриотическое воспитание учащихся

                                   Пояснительная записка

Программа направлена на формирование у детей чувств любви к Родине, патриотизма и гражданственности. Программа предполагает ознакомление учащихся с событиями  Великой Отечественной войны, героическими буднями тружеников тыла, подвигами героев-земляков в Афганской войне, чеченских конфликтах. Программа может быть использована педагогами организаторами в области патриотического воспитания детей и подростков, классными руководителями общеобразовательных учреждений.

Цель: воспитание нравственно-патриотических чувств учащихся посредством организации коммуникативно-рефлексивной деятельности.

Задачи:

      информировать детей о событиях Великой Отечественной войны, Афганской войны, чеченской кампании через форму этических бесед, ( направляющая функция у учителя, заявка на определение проблематизации темы 1-й уровень);

      научить формировать эмоционально-ценностное отношение учащихся к важным событиям из истории нашего края и людям-участникам или инициаторам этих знаменательных событий (направляющая функция-коллективное-дискуссионное обсуждение обозначенной проблемы 2-й уровень);

      научить создавать и реализовывать социальный проект в рамках пространства образовательного учреждения ( направляющая функция-личностно-ценностное отношение к решению проблемы, 3-й уровень).

                   Учебно- тематический план

№ п\п

Тема

Кол-во часов

Форма

1.

Воронежская область на военном положении

Цикл бесед Тестирование Дискуссия

2.

Героические 212 дней и ночей

Тестирование Дискуссия

3.

Боевые и трудовые подвиги наших земляков. ППХГ- 4348

 Тестирование Экскурсия в районный краеведческий музей

Презентация

4.

Афганская война 1979 – 1989гг. Чеченская война 90-х гг 20 века

Встреча с воинами -интернационалистами  Дискуссия

Написание эссе

5.

Реализация социального проекта «Горжусь своим прадедом, дедом, отцом… »

Социальный проект

     

                                     Содержание тем

Тема 1. Начало Великой Отечественной войны. Мобилизации в армию и формирование Воронежского добровольческого полка. Строительство оборонительных рубежей. Перевод промышленных предприятий на военный лад. Массированные налёты фашистской авиации на город. Трагедия в Саду пионеров.

Тема 2. Наступление на воронежском направлении (лето 1942). Образование Воронежского фронта (командующий генерал Н. Ф. Ватутин). Двести двенадцать дней боёв за Воронеж. Героизм защитников города. Острогожско-Россошанская и Воронежско-Касторненская наступательные операции и их значение.

Тема 3. Злодеяния гитлеровцев на воронежской земле. Боевые и трудовые подвиги наших земляков. Герои Советского Союза. Героизм, запечатленный в мемориалах, памятниках, музеях, названиях улиц и площадей. Верхняя Хава в годы Великой Отечественной войны. Полевой подвижной хирургический госпиталь 4348  в Верхней Хаве. Самоотверженная работа юных следопытов по воссозданию истории госпиталя. Экспонаты музея.

Тема 4. Афганская война 1979-1989 гг. - один из этапов гражданской войны в

стране. Участие в  конфликте вооружённых сил ДРА с одной стороны и вооружённой оппозиции (моджахедов) с другой. Нахождение советских войск на территории ДРА с целью защиты дружественного режима от агрессии извне. Невосполнимые потери для СССР от этой войны. Сепаратизм в России – одна из трагических страниц отечественной истории конца 20-го столетия. Чеченский кризис 90-х и его преодоление.

Тема 5. Работа над социальным проектом «Горжусь своим прадедом, дедом, отцом… ». Сбор и оформление  материалов для создания проекта. Документы семейного архива, фотографии, письма, награды.

                 Контрольно-измерительные материалы.

Вопросы для обсуждения по итогам представленных тем.

К теме 1.

 1. Когда Воронежская область была объявлена на военном положении?

а) 22. 08. 1941

б) 22. 06. 1941

в) 02. 05. 1943

г)  30. 06. 1942

2. Когда рабочие завода им. Коминтерна освоили изготовление реактивных установок « катюша»?

а) летом 1942

б) осенью 1943

в) летом 1941

г) зимой 1943

3. Как называлось в Воронеже любимое место отдыха детей?

а) Пионерский сад

б) Счастливое детство

в)  Детская площадка

г)  Сад пионеров

4. Кодовое название наступательной операции фашистов под Воронежем

а) « желтая»

б) «синяя»

в) «белая»

г)  « коричневая»

5. Кто осуществлял командование Воронежским фронтом?

а) Жуков

б) Василевский

в) Ватутин

г) Черняховский

К теме 2.

1. Когда был создан Воронежский фронт?

а) 10 августа 1942

б) 7 июля 1942

в) 1 сентября 1941

г)  7ноября 1942

2. Сколько дней и ночей бился Воронеж с захватчиками?

а) 240

б) 215

в) 200

г)  212

3. Как называлась наступательная операция Воронежского фронта, проведённая зимой 1942/43гг.?

а) Сатурн не виден

б) Большой Сатурн

в) Малый Сатурн

г) Привет Сатурна

4. Когда был освобождён город Воронеж?

а) 20 декабря 1942

б) 25 января 1943

в) 25 февраля 1943

г) 15 февраля 1943

5. Дата открытия памятника-мемориала на Московском проспекте.

а) в 1967

б) в 1970

в) в 1975

г)  в 1987

Дискуссия 1 .Что было бы, если бы Воронеж не остановил продвижение фашистов на восток?

К теме 3.

  1. Когда был размещён Полевой подвижной хирургический госпиталь 4348 в Верхней Хаве?

а)  в 1941

б) в 1942

в) в 1943

г) в 1944

  1. Сколько рублей  в Фонд обороны было сдано верхнехавцами в 1942 году?

а) 1,5 млн. руб.

б) 3 млн. руб.

в) 2 млн. руб.

г) 2,5 млн. руб.

  1. Как называется улица в верхней Хаве, носящая имя лётчика?

а) Георгиева

б) Калинина

в) Чкалова

г) Тимирязева

  1. Какой урожай сахарной свёклы вырастили звенья комсомолок Лебедевых и Севостьяновой в 1942/43гг?

а) 300 ц с 1га

б) 350 ц с 1га

в) 400ц с 1 га

г) 500 ц с 1 га

  1. Сколько Героев Советского Союза в Верхней Хаве?

а) 4

б) 8

в) 5

г) 7

 

Дискуссия. Отдавать деньги в фонд обороны-это геройский поступок?

К теме 4. Дискуссия.

  1. Кто и зачем воевал в Афганистане?
  2. Афганская ловушка или бесценный опыт ведения войны против иррегулярных вооружённых формирований?
  3. Почему в нашем обществе сложилось неоднозначное отношение к Афганской войне?
  4. Чеченская война: рецидив или феномен?
  5. Переговоры – признак слабости или мудрости?

   

           К теме 5. Социальный проект « Горжусь своим прадедом, дедом, отцом ». Создание тематической выставки в школьном музее. Дни воинской славы России и семейная история.

Литература

  1. О. К. Кретова. «Русский город Воронеж» -Воронеж, 1986.
  2. Т. А. Старцев. « В центре Черноземья» - Воронеж, 1970.
  3. А. В. Енин. « Внеурочная деятельность» - Воронеж, ВОИПКиПРО, 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса «Историческое краеведение» 9 класс

  Рабочая программа курса «Историческое краеведение» разработана на основе авторской программы  для 9 класса общеобразовательных школ (авторы Булычев М.В. Аристархова Е.В., Самс...

рабочая программа по историческому краеведению в 9 классе

Рабочая программа по историческому краеведению в 9 классе. Она расчитана на 34 учебных часа....

Рабочая программа по историческому краеведению (Оренбургская область)

Рабочая программа составлена с использованием основных элемнтов ФГОС и состоит из пояснительной записки, тематического и календарно-тематического планирования, системы оценивания...

Рабочая программа по историческому краеведению (Оренбургская область)

Рабочая программа для 8 класса содержит основные элементы ФГОС и состоит из пояснительной записки, тематического и календарно-тематического планирования, а так же системы оценивания...

Рабочая программа по историческому краеведению (Оренбургская область)

Рабочая программа составлена с использованием основных элементов ФГОС и состоит из пояснительной записки, тематического и календарно-тематического планирования, системы оценивания...

Рабочая программа по историческому краеведению 7 кл

Рабочая программа по историческому краеведению для 7 класса  составлена на основе авторской программы «Историческое краеведение» Г.Б. Гречухина, Новгород, 2011 г....

Рабочая программа по историческому краеведению

Рабочая программа по историческому краеведению Воронежского края....