Образовательная роль скульптуры в жилой застройке
статья по краеведению на тему

Журина Светлана Николаевна

В статье рассказывается о приемах обогащения жилых кварталов монументально-декоративной скульптурой для создания композиционного разнообразия и обучающей роли скульптуры в новой застройке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnaya_rol_skulptury.docx20 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

на тему:

«Образовательная роль скульптуры в жилой застройке. »

Автор: Журина Светлана Николаевна

учитель истории и культуры Санкт-Петербурга

ГБОУ – школы № 543 Московского района

г. Санкт-Петербурга

e-mail: s.shurina@ mail.ru 

Образовательная роль скульптуры в жилой застройке.

     За три с лишним века Санкт-Петербург обогатился огромным количеством произведений монументальной скульптуры.

Несмотря на многие утраты, мы можем  объективно оценивать все этапы её формирования.  Монументальная скульптура Петербурга в большей степени определяет воспетый поэтами и художниками прекрасный образ города на Неве. Она придаёт неповторимость многим улицам,  площадям, дворам,  садам и паркам. Скульптура живёт с горожанами, и каждое поколение по-своему воспринимает её.

Конечно выполненные в разное время, в разных материалах памятники городской скульптуры неравноценны по своим художественным достоинствам. У каждого времени свои герои.

    Современная городская скульптура признана не только украшать  внешнюю среду, но и образовывать людей, в том числе и маленьких петербуржцев. Последнее время в Санкт-Петербурге успешно осуществляется задача обеспечения людей жильём, но постепенно накапливаются противоречия, количество построенного опережает качество и эстетику жилой среды. Появились однообразные, невыразительные,  незапоминающиеся дворы в новых жилых районах. Как раз здесь роль декоративной скульптуры малых форм чрезвычайно велика, даже выше , чем в старых районах. Там и без того много декоративных элементов. Проблема места и роли монументально-декоративной скульптуры в структуре жилых районов Петербурга мало обсуждается. Зачем обогащать типовую архитектуру современных домов, зачем тратить средства на обустройство дворов. Жаль только, что экономим на очень важном. С помощью скульптурных композиций мы могли бы образовывать наших детей. Было бы хорошо, если бы внутриквартальные пространства жилых комплексов были бы композиционно разнообразны и отражали историю города и района, рассказывали бы  об известных людях и событиях. Скульптура дворов не только бы развивала творческое воображение детей, их эстетические чувства, понимание

Формы, цвета, но и давала бы знание о месте, где они живут, открывала бы для них малоизученные страницы истории города и района. Главное назначение памятников - быть хранителями исторической памяти. Они иногда дают нам не меньше, а может быть и больше, чем многотомные научные труды. Это и есть приобщение к культуре.

     Зрительное и осязательное восприятие приучало бы детей домысливать и фантазировать, так как в современной скульптуре есть некоторая недосказанность,  условность . И это здорово , есть над чем задуматься.

Так весьма удачно решалась бы проблема формирования художественного облика новых районов.

     Было  бы  наверное неплохо иметь ещё площадки в разных районах для установления музейной скульптуры в городском пространстве и лучших работ с временных выставок. Это бы приблизило искусство к народу и приобрело новое звучание при удачно найденном фоне.

Монументальная и декоративная скульптура – наиболее доступная искусство массовому зрителю. Быть может не сразу приходит понимание произведения, но почти сразу устанавливается взаимосвязь его со зрителем.

Городская скульптура может быть чрезвычайно  многообразна – это необычный музей под открытым небом. Если возможности любого, даже крупного музея ограничены экспозиционными  площадками, то возможности уличной городской скульптуры неисчерпаемы. Она могла бы обогатить облик современных жилых районов. Это тем более важно и потому, что эти районы ещё не имеют культурных традиций, и новые памятники могли бы стать связующим звеном между центром и окраинами.

Литература

1. В. Г. Исаченко. Памятники Санкт-Петербурга. Справочник. – СПб.:

«Паритет». 2004.-400с.,ил.

2. В. Г. Исаченко. Монументальная и декоративная скульптура Санкт-Петербурга. Справочник. – СПб.: «Паритет» 2005. – 368 с., ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые роли участников образовательного процесса при интерактивном обучении

О необходимости принципиальных изменений ориентиров и задач педагогики, формирования нового отношения к учащимся, использование в школе современных форм и методов обучения, внедрение эффективных образ...

Влияние различных типов застройки на формирование орнитофауны города Губкина

В данной исследовательской работе выявленна сезонная орнитафауна г. Губкин....

роль и место современных образовательных методик и технологий обучения в образовательном процессе.

Чтобы осознанно и обоснованно выбирать педагогические технологии необходимо понимать их сущностные характеристики, реальные возможности....

Профилактика ДДТТ и ее роль в формировании безопасного образовательного пространства в образовательных организациях

Работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма - первостепенная задача каждой образовательной организации, каждой семьи, каждого педагога. Главное направление в борьбе с ДТП являетс...

Статья "Роль краеведческой работы в практике образовательной деятельности современной школы и дополнительного образования как основы образовательно-воспитательной системы"

В настоящее время общественное развитие страны требует от педагогов воспитания социально активных, самостоятельных, творческих личностей, адаптированных к условиям современной жизни. Об этом можно суд...

Современные образовательные технологии на уроках биологии. Роль современных образовательных технологий

В современной России образование становится личностно-ориентированным, предусматривает обращение к сфере личных интересов и потребностей ученика. Сегодня ученик должен получить возможность выбора инди...