По следам античных мифов.
учебно-методический материал по краеведению по теме
По следам античных мифов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Миф о рождении Геракла В древнейшем городе Микены Жила прекрасная Алкмена. И посвящал лишь только ей Ночные песни соловей. Хоть голуби пугливы были, Алкмену и они любили. Лишь её и не дичились И на плечи к ней садились.
Была Алкмена и красивой И доброй, умной, не спесивой. Она не думала, что скоро Покинет свой любимый город. У своего родного дома Увидела Амфитриона. Поджидали здесь Алкмену Уже большие перемены. Амфитрион супругом стал- Алкмену в Фивы он забрал.
Но должен муж был непременно Надолго оставлять Алкмену И в ясный день и в непогоду Да и в любое время года. Он на охоту отправлялся- С женой надолго расставался. Встречать его ходила часто- Ведь любила мужа страстно. И в жизнь красавицы Алкмены Опять стучатся перемены. В великолепную погоду Алкмена вышла на дорогу.
И очень долго там стояла- Амфитриона ожидала. На той дороге Зевс и встретил - Алкмены красоту заметил. Её уж обольстить старался- В виденьях да и в снах являлся. Но на коварную измену Не смог ведь Зевс склонить Алкмену. И на обман пойти решился- В Амфитриона превратился. А Гера очень ревновала. О Зевсе всё она ведь знала. О любви его к Алкмене, О коварстве, об измене. Богиня знала: сын родится, Которым Зевс будет гордиться.
Царём не станет Зевса сын- Расправиться решила с ним. Накажет мужа за измену Да и красавицу Алкмену. Пока Геракл младенцем был, Расправиться решила с ним, Подыскала змей в болоте, Малышу чтоб их подбросить
Фрагмент рисунка 18 века.. с вышивки 16 века. Франция Алкмене Гера отомстила: К её сыну змей впустила. Они уже у колыбели Извивались и шипели Да хвостами сильно били И Геракла разбудили.
Джошуа Рейнолдс. «Младенец Геракл, удушающий змей, подосланных Герой». Государственный Эрмитаж. Не успел моргнуть и глазом- Две змеи напали разом. Малыш руками их схватил И стал душить изо всех сил. А та сила, уж известно, От отца его, от Зевса. Младенец крепко змей держал И кулачки свои сжимал.
Донеслись до спящих слуг, Шипенье змей, какой-то стук И к младенцу в колыбельку, Заглянув лишь только мельком Заорали, задрожали И с испугу убежали. На раздирающий крик тот Собрался во дворе народ. А когда про змей узнали, К колыбельке подбежали, Младенец уж спокойно спал Да змей задушенных держал.
По заказу Екатерины Второй английский художник Джошуа Рейнолдс написал картину «Младенец Геракл, удушающий змей, подосланных Герой». Помимо гонорара императрица прислала живописцу в дар бриллиантовую табакерку со своим портретом.
К Гераклу прилетел Гермес, А вестника послал сам Зевс, Хотел чтоб сын пошёл в Аргос, Ведь там на силу его спрос. Ведь на царство там когда-то Еврисфею, его брату, Богиня Гера помогла. Ему там власть она дала. Ничтожный, слабый Эврисфей Обязан Гере, только ей.
Теперь Геракл в Аргос идёт. Но что его в том царстве ждёт? А Эврисфей думал о том, Как бы Геракл не стал царём. Волевой Геракл и сильный, А он, царь совсем бессильный. Чтоб власть в том царстве сохранить Задумал брата погубить. Злой, ничтожный Эврисфей Ходил с той мыслью много дней.
И снится Эврисфею сон: Вошла как будто Гера в дом И сказала, чтоб с Гераклом Разговор завёл он завтра, И на бой с немейским львом Отправил бы его потом. Не убить ведь льва мечом И не сразить его копьём. Не сможет ранить и стрела. Сказала это – и ущла. Глаза он тут открыл и встал ,А за Гераклом слуг послал.
Хоть этот царь труслив и хил, Но брату грозно поручил, Бой принять с людским врагом- С чудовищем, с немейским львом. У льва того отец дракон- Огнём дышать умел ведь он, А сын его ещё страшней- Живьём он поедал людей. И добавил, что Гераклу На охоту идти завтра. А Зевса сын лишь услыхал, Так сразу собираться стал. Ведь хочется людей спасти- Злодею голову снести.
Для битвы силы чтоб набрать , Гераклу долго надо спать. До долины лишь добрался, На дерево он забрался, Устроился удобней спать, Для битвы силы чтоб набрать. И девять дней Геракл проспал, На десятый день лишь встал. А за эти десять дней Намного стал Геракл сильней.
И хочется людей спасти- Злодею голову снести, Но увидел великана- Из гранита истукана. Подошёл и удивился: На холме как очутился? Какой же скульптор сотворил? Осматривал Геракл, ходил. А глаза-то вдруг открылись, И усы зашевелились. Мгновенно лук Геракл схватил- Стрелу в чудовище пустил..
Но она не поразила, А со звоном отскочила. Каменным то веко было. Стрела, конечно, не сразила.. Геракл тут палицу поднял, Но лев в пещеру убежал. А Зевса сын его настиг- Желанной цели уж достиг. Злодея чтоб не упустить, Он сильно палицей стал бить. И льва немейского герой До смерти бил в пещере той. Узнав, что брат пришёл живой, Аргосский царь поднял тут вой.
Скульптурная группа «Геракл в борьбе со львом». Римская копия с оригинала Лисиппа. Эрмитаж.
Лисипп, греческий скульптор IV века до н.э., придворный скульптор Александра Македонского. В скульптуре Лисипп представил первый из двенадцати подвигов Геракла, показав кульминационный момент схватки с немейским львом.
Музей Прадо: Сурбаран Франсиско де- «Борьба Геракла с немейским львом»
Геракл спасает Прометея Гераклу был неведом страх. Помочь он Прометею смог, Его на муки, смерть в горах Оставил Зевс, верховный бог. Ведь Зевс велел надеть оковы- И ими он к скале прикован За то, что людям помогал- Для них огонь титан украл.
Г.К. . Михайлов. «Прометей» А Зевсу вовсе не хотелось, Чтоб в людей вдохнул он смелость. Зевс титана приковал, А орлу заданье дал: Мучить и клевать титана, Наносить на печень раны.
Якоб Йорданс «Орёл, терзающий Прометея». Кёльн
«Прометей прикованный». Питер Пауль Рубенс
Могуч Геракл, как лев, и смел. Спасти несчастного хотел. Запустил в орла стрелу: Орёл пал мёртвым на скалу. Геракл с титана цепи снял, А Прометей, как столб, стоял. Освободитель удивлён-. Бедняга стержнем прикреплён. Алмазный стержень вынул он- И Прометей освобождён. И хоть сквозная в теле рана- Свобода - счастье для титана.
В путешествии за золотыми яблоками Геракл встречает великана Антея. В схватке с врагами Антей побеждал. Ведь силу свою от Земли получал. Геракл догадался, где силы берёт. Лишь надо на миг взять врага в оборот. Той силы его на мгновенье лишить. Гераклу такую задачу решить. Антея герой от земли оторвал- И схватку Антей великан проиграл.
Скульптурная группа «Схватка Геракла с Антеем» на лестнице Горного института. Скульптор Пименов.
«Геракл и Антей». Поллайоло Антонио Темпера. Галерея Уффици. Флоренция.
Геракл на здании Академии художеств.
Геракл на лестнице Камероновой галереи в Царском Селе
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мифы, рассказывающие о том, что бывает с теми, кто нарушает запреты 1.Венера и Адонис 2.Орфей и Эвридика 3. Миф о Нарциссе
Некоторые древнегреческие мифы рассказывают о том, что бывает с теми, кто нарушает запреты. Скульптуру смертельно раненого Адониса можно увидеть в Эрмитаже, а барельеф о Венере и Адонисе – в Аничковом дворце. Вспомните, какой запрет Венеры нарушил Адонис.
Хендрик де Клерк. Венера и Адонис. сын царя Кипра Кинира и Мирры У кипрского царя был сын. Венера всюду была с ним. Она Адониса любила И даже про Олимп забыла. И строен,и прекрасен он. В богиню тоже был влюблён.
На охоту вместе ходят, На природе дни проводят. Когда её не было с ним, Охотился тогда один. Но Венера волновалась. За жизнь его опасалась. Просила юношу она, Чтоб не ходил на кабана И не преследовал чтоб льва: В тревоге за него была.
Венера и Адонис. Тициан. Прадо. Мадрид. Адонис –человек, не бог, И дикий зверь растерзать мог. Упрям Адонис был и смел, А у Венеры много дел. В горах ходил один с копьём. Собаки только лишь при нём.
Джузеппе Маццуола «Гибель Адониса» Эрмитаж Кабана они догнали И к хозяину погнали. Копьё-то быстро он метнул, Но зверь у гон его мелькнул. Боль Адониса пронзает. Ведь кабан клыки вонзает.
Франсиско Гойя. Гибель Адониса. Узнаёт Венера вскоре, Что её постигло горе. И богиня захотела Отыскать, увидеть тело. Тяжелы в горах дороги, Кровоточат её ноги. По горам ходить устала, но искать не перестала. По узеньким тропинкам шла И место гибели нашла.
Антон Павлович Лосенко. Смерть Адониса.
По легенде анемоны (адонисы) выросли из слёз Венеры (Афродиты), когда она оплакивала Адониса Нектаром окропила кровь, Увековечив так любовь. Где кровь Адонис проливал, Цветок любви уж расцветал. Расцвёл прекрасный анемон - Любовь увековечил он.
Венера вся в слезах отправилась на Олимп к Юпитеру Она принялась умолять возвратить ей Адониса. Властелин богов решил, что юноша будет проводить полгода в жилище смерти, а полгода на земле с Венерой. Адонис перед ней предстал, И свет опять ей милым стал. Когда природа оживает, Адониса она встречает.
И летом и весной они Проводят на Олимпе дни. Но лишь природа засыпает Его богиня провожает. На полгода он уходит. В подземном царстве дни проводит.
Сюжеты мифа об Орфее и Эвридике в искусстве
Нимфа Эвридика была женой Орфея Он её очень любил.. Однажды змея подползла к нимфе тихо И, вскрикнув, упала без чувств Эвридика. Закрылись глаза и -уже не дышала И в царство Плутона тотчас же попала. Страдая от горя, несчастный Орфей За нимфой отправился в царство теней.
Пейзаж с Орфеем и Эвридикой.. Никола Пуссен. Лувр. Париж.
Препятствия чтобы с дороги убрать, Орфей должен петь и на лире играть. И лиру с собою недаром он взял - Препятствия часто в дороге встречал. Но лишь запевал о жене дорогой, Они исчезали ведь сами собой
Какой запрет Орфею дан? Плутон (Аид), покорённый звуками печальной лиры Орфея, соглашается вернуть ему Эвридику, но только с тем условием, что он не взглянет на неё до тех пор, пока не выйдет из царства теней.
Спешили, счастливые, выйти скорей Из царства Плутона, из царства теней. Орфей за воротами сможет опять Супругу свою дорогую обнять. И кажется долгим отсюда им путь. Мечтает Орфей на супругу взглянуть
Мечтает Орфей на супругу взглянуть
Идёт Эвридика за мужем своим: Какое условие строгое им: А вот и врата : Орфей улыбнулся-- Обнять Эвридику в тот миг повернулся ,И руки жена протянула к нему- Увы! В этот миг и уходит во тьму. Нарушил запрет- и случилась беда- Жену потерял он теперь навсегда. .
Орфей и Эвридика. Акимов В.Я.
МИФ О НАРЦИССЕ При рождении Нарцисса Явилось предсказание - Для отца его, Кефисса, Как будто в наказание. Речным ведь богом был Кефисс- Прекрасен сын его Нарцисс. Но горд он был и одинок - Влюбиться ни в кого не мог. Предсказанью чтобы сбыться, Достаточно отразиться: Залюбоваться лишь собой И облик будет уж другой.,
А красавца все любили, Но отвергнуты им были. Беззаветно же влюблялись. И немало настрадались. Одна влюбилась на беду, А звали - Эхо - нимфу ту. Ведь в Нарцисса так влюбилась, Что усохла, растворилась. Решили девушки тогда Покончить с этим навсегда.
Нарцисс и Эхо. Николо Пуссен. Лувр. Париж. А красавца все любили, Но отвергнуты им были. Беззаветно же влюблялись. И немало настрадались. Одна влюбилась на беду, А звали - Эхо - нимфу ту. Ведь в Нарцисса так влюбилась, Что усохла, растворилась. Решили девушки тогда Покончить с этим навсегда.
Источник с чистою водой Царевичу грозил бедой Навестили Немесиду - Изложили ей обиду. И возмездия богиня Согласилась сразу с ними: Нарцисс не должен заставлять Прелестных девушек страдать. Источник с чистою водой - Царевичу грозил бедой. Изменить судьбу не сможет- И никто уж не поможет. . Ведь в воде зеркально- чистой Отразился взгляд лучистый..
Нарцисс, смотрящий в воду. Карл Брюллов. Русский музей. Сверкала золотом луна- Со звёздами плыла она...- Отражались кипарисы - Не до них теперь Нарциссу
Облака в воде мелькали, Но его не привлекали. Ни звёздным небом, ни луной - Любуется Нарцисс собой, Приводит в изумление Своё лишь отражение.
Нарцисс и Эхо. Художник Нина Сергеевна Краснова Приводит в изумление Своё лишь отражение. Но оно уже менялось. Предсказание сбывалось Ведь Нарцисс в себя влюбился И,как Эхо, растворился.
Легенда гласит,что Нарцисс мог бы долго прожить, если бы никогда не видел своего лица
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Рыцари- крестоносцы в конце XI века ходили в Палестину. Они боролись за Иерусалим с сарацинами во время Первого Крестового похода. На фоне конфликта вероисповеданий и героических событий разворачивается история рыцаря Танкреда и взятой им в плен царской дочери, волшебницы Эрминии.
В походы рыцари ходили- В битвах время проводили. В плен Эрминия попала- Пленницей Танкреда стала. Он просьбам девушки внимал. Ничем её не донимал. Дочь царя в него влюбилась Доброте его дивилась Узнаёт пленница вскоре, Танкред ранен - лежит в поле.
Слуга и девушка бегут С надеждой, что его спасут На траве лежит Танкред- Ведёт к нему кровавый след. Амазонка побелела- Ничего сказать не смела, Склонила голову над ним. По вере, над врагом своим.
Картина Пусскена «Танкред и Эрминия». Эрмитаж. А доблестный рыцарь уже умирает- Её охватило волненье и страх. Свои она волосы быстро срезает: Волшебная сила в её волосах.
Эрминия отрезает волосы для спасения любимого человека. С точки зрения людей XVI-XVII веков ЭрминияСОВЕРШАЕТ БОЛЬШОЙ ПОДВИГ. Глаза с трудом открыл Танкред. Видит: пленница склонилась. И подумал- это бред. Как она здесь очутилась.? Драматической теме любви амазонки Эрминии к рыцарю- крестоносцу посвящено полотно Николо Пуссена «Танкред и Эрминия».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Акрисий сына очень ждал. О нём давно тот царь мечтал. Неистово богам молился, Но у него не сын родился. А явилась дочь Даная. Вот какая судьба злая!
Тогда Акрисий к Аполлону Послал своих людей с поклоном. Оракул должен точно знать, О сыне надо ли мечтать. Они судьбу царя узнали , А, возвратившись, так сказали: Оракул этот предсказал, О сыне чтобы не мечтал.
Родится внук лишь от Данаи, И тот оракул даже знает, Что дед умрёт из-за него. Отцу Данаи каково! О предсказаньи долго думал. Судьбу, как обмануть, придумал. Лишь взрослой станет дочь его, Не сможет видеть никого.
Ян Госсарт.(Мабюзе) Даная. 1527г
Росла царевна, расцветала, И время для неё настало Сидеть в покоях взаперти, Чтоб к ней никто не смог войти. Одна лишь няня и приходит- Даная с ней все дни проводит. Однажды золотым дождём Пробрался Зевс к царевне в дом.
Даная. Тициан. Эрмитаж.
Лучами солнца, а не тенью Проник в запретные владенья. Царевну нежно обнимал И даже в губы целовал. С тех пор стал приходить к Данае. О том, одна лишь няня знает. От судьбы царю не скрыться- Предсказанью, видно, сбыться.
То ль специально, то ль случайно, Но выдала служанка тайну. Акрисий от неё узнал, Что Зевс Данае мужем стал. И дочери своей на горе Услышал голос внука вскоре.
А как узнал, что дедом стал , Ларец достать- приказ он дал В него Данаю посадили И с сыном в море опустили. На смерть такую обрекли, А нереиды их нашли. Ларец тот Диктису вручили- В его ведь сети положили. С большим трудом он сеть тащил. Как много рыбы наловил!
Рыбак тот добрый- нимфы знали. И потому ему отдали. Ларец он вынул из сетей, А там Даная и Персей.
Джо Уильям Уотерхауз. Даная
И стали жить они у моря, Забыв про деда и про горе. Им Диктис много помогал- От брата своего скрывал. Царём ведь братец его был А Диктис брата не любил. Не бывал в гостях у брата: Разошлись пути когда-то. У Полидевка крутой нрав, Считал, что он всегда был прав.
А с рыбаком Персей уж вскоре Стал ходить за рыбой в море. О Персее и Данае Полидевк пока не знает. А мальчик вырос, возмужал И очень сильным, смелым стал. Не прятался ни от кого, А полюбили все его.
И царь вопрос уж задаёт Откуда он и где живёт? Царю посланник доложил, Что юноша у брата жил. Полидевк не мог поверить И решил всё сам проверить, У Диктиса о том спросить. Спешил он брата навестить.
Да не поверил и глазам: Красавицу увидел там. Полидевк пленён был сразу. Жаль, что не был здесь ни разу. Ведь в Данаю он влюбился И покоя, сна лишился. А заснёт- Даная снится И решает он жениться. Должна Даная дать ответ. Сказать решила она –нет!
Ведь только Зевс по нраву ей- Его же сыном был Персей. Призадумалась Даная- Отомстит он, как узнает. Надёжная защита ей- Лишь только сын её- Персей.
И это царь предусмотрел- Прийти Персею повелел. Его уж погубить решил И порученье дать спешил. Медузе голову снести – Ему в подарок принести. Ведь думал царь: медузы пламень Персея превратит там в камень.
Афина же про то узнала И сразу вестника послала. Как бой вести совет давала, Особый щит передавала. Смотреть Персею в щит лишь можно, Тогда и победить возможно. А на медузу в том сраженьи Смотреть в щите- лишь в отраженье. И ядовитый её пламень Не превратит Персея в камень.
Гермес Персея провожал И сыну Зевса меч свой дал- Медузе голову отсечь Поможет этот острый меч. А от нимф он получил три подарка: шлем, который делал невидимым всякого, , кто его надевал, сандалии с крыльями и волшебную сумку.
Эдуард Берн- Джонс «Снаряжение Персея»
На крыльях юноша летел- С Горгоной в бой вступить хотел. Мечтал сразиться поскорей С медузой страшною Персей. Встречал преграды на пути, Но смог достойно их пройти. Советов он не забывал И точно их он выполнял.:
Как победитель, как герой, Летел Персей к себе домой. В опасной битве победил - Горгоне голову срубил. И пролетая мимо скал, Он голову её держал. Осталось к северу свернуть, И здесь до дома прямой путь.
Скульптор Бенвенуто Челлини. «Персей с головой медузы Горгоны»
Рубенс. «Андромеда, прикованная к скале». Но девушку увидел он. Казалось, даже, слышал стон, На утёсе что искала? На те скалы как попала? Глазами же его звала, Как будто помощи ждала. И Персей остановился. Приблизившись, удивился. Ведь крепкими оковами Та девушка прикована.
Пьер Миньяр. Кассиопея За что наказана она? И кем оставлена одна? Про чудовище и беды Узнал Персей от Андромеды, Про её отца Кефея И про мать Кассиопею. Что дородна и красива, Холодна, горда, спесива. А как нимф-то унижала! Лишь себя и восхваляла!
Те нимфы в наказание Послали ей страдание. Ведь стали люди пропадать: Живьём их начал змей глотать И очень сильно всех пугал, Когда на берег приплывал. К оракулу послал Кефей, Узнали чтобы поскорей, Какую жертву принести, Чтоб от него людей спасти.
Теодор Шассерио. Андромеда, прикованная к скале И оракул в ответ сразу Произнёс такую фразу: Андромеды лишь страданье Отменяет наказанье. Её решили люди сдать - К скале для змея привязать. Персей на девушку смотрел И, слушая её, жалел.
Гюстав Доре. Андромеда, прикованная к скале
«Чудовище, разинув пасть, готовилось уже напасть.» Картина Рубенса Продолжать она хотела, Да от страха онемела. Чего -то очень испугалась?: Чудовище показалось. Огромную разинув пасть, Готовилось на них напасть.
Тициан Вечеллио. «Персей и Андромеда» Но Персей уже с ним дрался - Со злодеем расправлялся. Потом оковы Персей снял - Свободу Андромеде дал. И в неё герой влюбился, Красоте её дивился. От девушки узнал Персей, Что нравится он тоже ей.
Пронесутся дни ненастья- безоблачным их будет счастье
Рубенс. Персей и Андромеда В своей картине Рубенс изобразил момент, когда подвиг уже совершён. Мирный конь, Пегас- красавец, В волнении копытом бьёт. Ам уры здесь Персея славят. Богиня же венок несёт.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Миф о Кипарисе Кипарис был сыном царя на острове Кеос, где в Карфейской долине жил олень, просвящённый нимфам. Его ветвистые рога были вызолочены, жемчужное ожерелье, украшало его шею, а с ушей спускались драгоценные украшения.
Олень на острове Кеос Среди людей когда-то рос. Недалеко в лесу он жил- С островитянами дружил. Приходил олень в долину И играл там с царским сыном.
Скульптура «Кипарис» Дени Антуан Шоде. Эрмитаж Кипарис, с душой поэта, Владел игрой теней и света. Природу в красках воспевал, В стихах поэмы создавал. Полюбил он так оленя, Что без него скучал всё время.
И с Кипарисом, словно, тень Всегда и всюду был олень. Под листвой олень в день знойный Отдыхал в лесу спокойно. Так от жары спасался он, Но одолел оленя сон. А Кипарис о том не знал. Он зверя дикого искал.
Кто-то вдруг в кустах мелькнул Копьё царевич и метнул. Охотник зверя поразил- Ведь копьё в него вонзил. И рад был очень Кипарис: Ведь он подумал- это рысь.
Доменико и помощник. «Превращение Кипариса в дерево». Британская галерея Когда ж к добыче подбежал, Олень убитый там лежал. Случайно друга погубил, Которого всегда любил И не хотел себя простить. Чтоб вечно тосковать, грустить, Задумал деревом стать он, Поможет, верил Аполлон.
Душевный потеряв покой, Пошёл он к другу, сам не свой. И умолял его , просил, Чтоб в дерево он превратил. Той просьбе сребролукий внял= Царевич деревом предстал Клод Мари Дюбоф. Аполлон и Кипарис. Лувр. Париж.
Так Кипарис, соединявший красоту с даром к стихотворству и художествам, стал деревом плача и тоски. Во многих мифах «бог солнечного света, гармонии и красоты» Аполлон помогал людям стать растением.
Сюжеты мифа о Гефесте (Вулкане) в произведениях искусства Гефест ( Вулкан) античный бог кузнечного ремесла
Из мифа все давно известно: Кузнец Гефест- сын Геры, Зевса. Джордано Лука. Кузница Вулкана. Эрмитаж
Законный бога сын, богини, Но детство он провёл не с ними. Хромым ребёнок был и слабым- Такого сына им не надо. С Олимпа сбросили Гефеста. Ведь не нашлось ему там места.
Пьеро ди Козимо Нахождение Вулкана на Лемносе. 1505. Попал Гефест в морские волны, А малыша там ждали, словно. Ребёнка подхватив скорее, Дочь старца вещего Нерея Помчалась к царственному дому: Хотела видеть Эвриному.
Пошли подруги к Океану., А он ведь строгим был, упрямым. Она отца уговорила- Гефеста в доме приютила. Заботились же о Гефесте Фетида с Эвриномой вместе. .
Хромым остался, некрасивым, Зато работником стал дивным. Ковал Гефест, чертоги строил И хоть никто не беспокоил, В душе Гефеста гнев копился- Он на родителей сердился.
Фетида в мастерской Гефеста. Помпеи 10 г. н.э.
Веласкес Диего. Кузница Вулкана
Пьеро ди Козимо. Гефест и золотое кресло Ковал же бог – кузнец прелестно- Золотое создал кресло. И отослал в подарок Гере. Понравится оно- уверен. Подарок Гера получила И кресло это поразило. В восторге на него смотрела. Потом с величьем гордым села.
И путы приковали к креслу Жену блистательную Зевса. Марков Михаил. Наказание Геры
Но кто оковы снять поможет? Пытались все- никто не может. Гермес до кузницы добрался. Гефесту объяснить старался, Какая помощь нужна срочно, О том кузнец и сам знал точно, Но отказался помогать. А как с ним поступила мать?
Чтоб выручить супругу Зевса, Дионис навестил Гефеста. Споить вином намеревался И для того сюда примчался. С ним вместе и сатиры были- Вино Диониса хвалили. И увезли Гефеста с пира Гермес, Дионис и сатиры. Хмельной Гефест снимал оковы, И стала жизнь Гефеста новой.
Произведения искусства на сюжеты мифа «Похищение Европы» Четыре картины «Похищение Европы» находятся в Эрмитаже
Дочь финикийского царя Европа славилась не зря Фигурой изумительной, Улыбкой обольстительной. С богинями той красотой Соперничать царевне той. Юпитер уж мечтал о ней- Украсть решил да поскорей. И белоснежным стать быком Задумал не на шутку он.
Приходит этот бык на луг Европу развлекать, подруг. К стадам царя он подошёл И там за своего сошёл. У белоснежного быка, Как серп, изогнуты рога. Он умел со всеми ладить – Позволял себя погладить. И девушки охотно сами Рога украсили цветами.
В.Серов. «Похищение Европы» 1910г. Третьяковская галерея В доверие войти он смог И раз у ног царевны лёг. А она резвилась смело- К нему на шею сама села. На Крит Юпитер с ней поплыл. И там от всех царевну скрыл. В том царстве не было другой С походкой лёгкою такой, Со взглядом выразительным, Со станом обольстительным.
Вероне Либерале Да. Похищение Европы. Дерево. Лувр. Париж
Джордано Лука. Похищение Европы. Эрмитаж .
Схют Корнелис. Похищение Европы. Эрмитаж.
О какой картине, находящейся в Эрмитаже, идёт речь? Суровый циклоп на свирели играл, Песни любимой своей он слагал. Лес околдован мелодией той, Заслушались нимфы и пахарь простой. Не слышит его лишь одна нереида. Она влюблена ведь в красавца Акида.
Пуссен. «Полифем и Галатея». Эрмитаж
Миф о Полифеме и Галатее (кратко) Однажды увидел нимфу Галатею громадный циклоп Полифем. Она, выплывая из волн лазурного моря, сияла своей красотой. Полифем воспылал к ней неистовой любовью. Влюбившись в эту морскую нимфу , Полифем слагал в её честь песни, полные мольбы и покорной нежности. Он страдал, и пела об этом его свирель.
Художественные особенности картины Пуссена «Пейзаж с Полифемом». Идеальный пейзаж Н. Пуссена не имел прототипов во французской живописи. На родине художника пейзажная живопись не зародилась. А Н. Пуссен, создает шедевры, ставшие образцами героических пейзажей. Пейзажные фоны его исторических и мифологических картин, написаны с подлинно поэтическим вдохновением. Даже в тех случаях, когда главным в произведении является пейзаж, Н. Пуссен вводит в них небольшие фигуры, чтобы создать определенное настроение. Посетите Эрмитаж и рассмотрите картину «Пейзаж с Полифемом». Постарайтесь ответить на вопросы карточек. Они вам помогут понять, как в классицизме, основателем которого считают Пуссена, рождался образ идеального мира, устроенного согласно высшим законам разума. Пуссен отличался даром композиции.
Для передачи чего здесь используется цвет художником? Что вы видите на переднем плане картины ? 3 . Какой цвет использовал художник для первого плана? Пейзаж с Полифемом (фрагмент)
4 ВОПРОС Что вы видите на втором плане? Какой локальный цвет на этом плане? 5 ВОПРОС А что на третьем и четвёртом планах? Какой цвет стал локальным на третьем плане, а какой на четвёртом? 6 ВОПРОС Что помогло вам определить пространственные планы картины? Конечно же локальный цвет, который художник использовал на каждом плане картин 7 ВОПРОС Какие цвета преобладают в картине? Так появилась система, названная «трёхцветка».
В классицистической живописи изображение всегда строится по принципу «рельефов», то есть чередованием пространственных планов, параллельных плоскости картины, их взаимосвязью и ясной перспективой, а также локальным цветом, выявляющим пластичность. Этот принцип наиболее ярко проявился в картинах Пуссена. 1. Цвет разделяет пространственные планы картины; средство для создания объёма и глубокого пространства. Он не должен отвлекать глаз зрителя от рисунка и композиции ВОПРОС, Какой приём применил художник для уравновешивания композиции? (обратите внимание на правую и левую сторону в картине)
На каждом плане новое изображение, сменяющиеся картины напоминают театральную сцену. ВОПРОС,А что здесь, по вашему мнению, напоминает сцену? ( классицизм базируется на античном наследии). Пуссен обладал глубоким знанием рисунка. Какой приём он использовал для изображения фронтальной перспективы, который помог ему показать переход изображённого в гармонию небес. Что в этой картине наводит на мысли о языческом Храме Природы?
Эта картина навеяна художнику античным мифом о страшном великане циклопе и красавице Галатее. Сюжетом картины Пуссен избрал поэтическое изложение по мотивам «Метаморфоз» Овидия. Миф о Полифеме и Галатее был популярен в европейской живописи конца XVI — начала XVII веков. Для Н. Пуссена, в стихах Овидия заключена прелесть поэтического осмысления природы, и Пуссен тоже старается передать свое лирическое мироощущение
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мифы о Троянской войне В мифе об Ахиллесе говорится Отец Ахилла –царь Пелей, А правил он Фессалией. Идти на смертный сыну бой Предназначалось же судьбой. Что Ахиллу смерть принять От троянцев- знала мать.
Фетида купает Ахилла в водах Стикс. Донато Крети Судьбу же хочет изменить- Бессмертье сыну подарить. Старалась мать изо всей силы Спасти от злой судьбы Ахилла. В реке священной искупала: Бессмертье та река давала. И в ней Фетида сына мыла. В подземном царстве это было. Когда же в воду окунала, За пяточку его держала.
Питер Пауль Рубенс. Фетида окунает младенца Ахилла а Стикс
Пьер Пюже. Обучение Ахилла. Кентавр Ахилла воспитал. Он мудрым был и много знал. Стрелять Ахилла научил И врачеванью обучил. Умён Фетиды сын и смел. Играл он на кифаре, пел. Как сын морской богини вырос, Его отправили на Скирос. И никто не знал, не ведал, Что Ахилл у Ликомеда
Обучение Ахилла кентавром. Помпео Батони. Эрмитаж.
Царице Трои сон приснился: В семью её огонь явился, И город пламя охватило. Оно же всё испепелило. Жрецы тот сон истолковали- Гекубе сразу предсказали, Что сын родится совсем скоро- И он погубит этот город.
И сон наполовину сбылся: У царицы сын родился. Чтоб им спокойно жить и править, В горах его хотят оставить. Пастух Париса там находит И с ним всегда и всюду ходит. Так сын Гекубы и Приама Пасти стада стал очень рано. Но быстро время пролетело, Царевич вырос сильным, смелым.
Парис. (скульптор Антониа Канова) Умён Парис, красив и строен. Жены-красавицы достоин.
Однажды боги пировали. Эриду в гости не позвали. И бросила на стол для спора Эрида яблоко раздора. Оно для той, что всех прекрасней. Для судей темы нет опасней. И Зевс к Парису посылает. В лесу пастух пусть спор решает
К Парису и явились вскоре- Посредником он стал в их споре. Они дать яблоко просили Богине той, что всех красивей. Афина не снимает шлема, А Геру красит диадема. Одна богатство обещала, Как мудрым стать, другая знала.
Фабр. Суд Париса Лишь Афродита понимает, О чём тот юноша мечтает. И обещала непременно Найти Прекрасную Елену. И самой хитрой оказалась. То яблоко ведь ей досталось.
Музей Каподимонте , Неаполь. Парис отдаёт яблоко раздора Афродите. Подстерегала судьба злая Париса, Трою, Менелая
Сандро Боттичелли. «Суд Париса»
Гвидо Рени. Похищение Елены. Парис мечтает ведь напрасно О той девушке прекрасной. У Париса судьба злая: Она супруга Менелая. Желанию Париса сбыться -Бежать Елена согласится. Афродита помогает- Она украсть её решает.
С помощью Афродиты юноша похитил дочь Зевса и Леды, супругу спартанского царя Менелая, отличающуюся необыкновенной красотой и потому названной Прекрасной. Дерзкий поступок Париса греки восприняли как оскорбление, нанесённое всему народу и решили напасть на Трою.
Разгневан царь спартанский, зол. И на врагов в поход пошёл. А предсказанье говорило: Троянцев победят с Ахиллом. По предсказанью-то им надо, Чтобы Ахилл сражался рядом. И воевал чтоб вместе с ними- Тогда они непобедимы. Такое предсказанье было. Но где же им найти Ахилла?
Батони Помпео. Ахилл у дочерей царя Ликомеда. Галерея Уфицци. Флоренция. Как сын морской богини вырос, Его отправили на Скирос. И никто не знал, не ведал, Что Ахилл у Ликомеда Хоть долго Одиссей искал, Но где скрывается- узнал. И вот уже на остров сей спешит к Ахиллу Одиссей.
Как на остров Скирос прибыл, За купца себя он выдал. А среди девушек Ахилл В наряде женском там ходил. Никто из девушек не знал, Что с ними юноша играл. А Одиссей совсем недаром Здесь разложил свои товары. Глядят девицы с умиленьем На ткани да на украшенья. Одну же это не волнует. А что её интересует?
На передней стенке саркофага в Эрмитаже изображён Ахилл в женском наряде
Глазами на оружье косит, А чтобы посмотреть- не просит. И тайну Одиссей раскрыл- Недаром хитроумным слыл. Лишь смелым, умным, не иначе Всегда сопутствует удача. Сказал он слугам своим: нужно В щиты ударить громко, дружно. А сам за всеми наблюдал. Недаром ведь приказ тот дал. И Одиссей увидел тут, Как с криком девушки бегут,
«Узнанный Ахиллес». Анна Кауфман. Академия художеств
Не побежал с ними Ахилл, Копьё он сразу же схватил.
Ему поведал Одиссей, Зачем пришёл на остров сей. Совсем недолго говорил- Уже согласен был Ахилл Убежать от Ликомеда, Чтоб сражаться до победы.
Ему поведал Одиссей, Зачем пришёл на остров сей. Совсем недолго говорил- Уже согласен был Ахилл Убежать от Ликомеда, Чтоб сражаться до победы. Шарль Антуан Куапель. «Неистовство Ахилла» Эрмитаж.
Готовые к атакам, к бою, Ахейцы двинулись на Трою. Супруга Зевса помогала. Она советы им давала. Блистательная Зевса дочь Решила тоже им помочь. Удавалось ведь быть сними В решающий момент Афине.
В одном из боёв Ахилл в неистовстве мстил за убитого троянцами друга. Победа Ахилла над Гектором. Питер Пауль Рубенс
А.А. Иванов.»Приам, испрашивающий у Ахилла тело Гектора». Третьяковская галерея
Неистовый Арес ликует- В бою кровавом торжествует. Заметила Афина скоро, Что он разит всех без разбора. Арес мечом своим ужасным Губил всех воинов напрасно. Афине это не по нраву- Решила учинить расправу. И Диомеду помогала- Его богиня направляла. Ареса ранил он под Троей, И бог покинул поле боя. Афина, мудрая дочь Зевса, Прогнать сумела так Ареса ы)
Она и Гера непременно Вернут прекрасную Елену. И грекам помогли те боги- Горят Приамовы чертоги. Земля пылает по ногами- Всю Трою охватило пламя. А грекам не было покоя, Пока не станет пеплом Троя. Гекубе вещий сон приснился, Хоть через много лет, но сбылся.
И предсказание другое тогда сбылось на поле боя Парису Аполлон помог. Лишь он про пяточку знать мог. Той божественною силой И сразил Парис Ахилла. Судьбу река не изменила- Водою пятку не омыла. Парису Аполлон помог. Лишь он про пяточку знать мог. Той божественною силой И сразил Парис Ахилла. Судьбу река не изменила- Водою пятку не омыла.
Греки победили. Когда окончилась война, Елена, виновница всех этих бед, ищет спасения у алтаря. Менелай, увидев супругу, был вновь поражён её красотой и, простив, увозит с собой. А месть его была так зла: Ведь Троя сожжена дотла.
Корабль, на котором он отправился с Еленой домой, потерпел крушение, И Менелай был выброшен на египетский берег, где прожил восемь лет вдали от родины. Одиссея же преследовал Посейдон, гневаясь на то, что он циклопа Полифема, сына Посейдона.
Картина Серова «Одиссей и Навзикая». Русский музей
Владыки феакийцев дочь Сон странный видела в ту ночь: На море звал тот сон её Постирать семье бельё. Встретила, бельё стирая, Незнакомца Навзикая. Нет одежды на мужчине: В листьях и в морской он тине.
О своём поведал горе : Двадцать дней он плавал в море. Дочь Алкиноя Навзикая, Ничего о нём не зная, Указала путь в свой дом И там узнала лишь о том, Что не простой человек сей, То царь Итаки - Одиссей. И дал корабль царь Алкиной- Так прибыл Одиссей домой.
И вот вернулся Одиссей - На родину, к семье своей. Ведь верная жена ждала - И женихов своих гнала. А предлагали руку ей В Итаке много ведь мужей. Но ждала, сказать- не смея, Пинелопа Одиссея.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Миф о Диоскурах Царём в Спарте Тиндарей. Жена его- всех жён милей. Прекрасных женщин в стране той Затмила Леда красотой. А дочь ,завидную невесту, Они назвали Клитемнестрой. Потом у них и сын родился И Кастором отец гордился.
Но громовержец Зевс проведал О красоте царицы Леды. .Однажды к ней и сам явился. Её увидел и влюбился. С Олимпа лебедем спускался- В любви царевне объяснялся. И в образе той гордой птицы Он часто навещал царицу.
У них родились сын и дочь. Как Кастор Полидевк, точь- в-точь. А дочь Елену не напрасно Все называть стали Прекрасной. Из-за неё, дочери Зевса, Война случилась, как известно. А братья неразлучны были И с детства самого дружили. А как собой были пригожи. Во всём-во всём похожи.
Отец К;астора царьТиндарей, Отец Полидевка Юпитер (Зевс ).
Статуи Диоскуров у входа Конногвардейский манеж на Исаакиевской площади Статуи являются копиями Диоскуров, установленных в Риме у Квиринальского дворца. Копии созданы в Италии скульптором Паоло Трискорни.
Всегда и всюду бой кулачный Для Полидевка был удачный. А Кастор- лучший укротитель. Искусно правил колесницей. Ему все кони подчинялись, А люди только удивлялись, Что укрощать коней мог Кастор, Не грубостью, не силой- лаской.
И люди братьев почитали- Их Диоскурами назвали. В бою смертельно ранен Кастор- Спасти старались, но напрасно. И Полидевк тогда решил, Что Кастору отдаст часть сил. Хотел бессмертье поделить- Ту просьбу к Зевсу обратить. Бессмертьем поделиться смог. В том бог отец ему помог.
. Судьбу два брата разделили: К Аиду вместе уходили. И вместе на Олимп являлись. С тех пор они не расставались
Сюжеты мифа «Пигмалион и Галатея « в искусстве Этьен Морис Фальконе создал скульптурную группу «Пигмалион и Галатея». В Эрмитаже находится созданная скульптором Пьетро Стаджи с оригинала Фальконе. В ней изображён и Амур.
Сюжеты мифа о Пигмалионе и Галатее Работать мог Пигмалион Не уставая целый день. Не приглашал он женщин в дом И даже обходил их тень. Разочарован в них давно- Не ищет он себе жену, Хоть будь красива, всё равно Уж не полюбит ни одну.
Пьетро Стаджи. Пигмалион и Галатея. Эрмитаж. В уединении, в тиши немало он скульптур создал. И все скульптуры хороши. Одну же очень обожал. Красотой его пленила, А улыбкой обольстила. А совершенна так она, Что скульптора свела с ума.
Эрнест Норман. Пигмалион и Галатея.
Константин Маковский. Пигмалион и Галатея И к Афродите пошёл он И стал просить Пигмалион, Как Галатея, чтоб жену Она смогла найти ему.
Буше. Пигмалион и Галатея.
Лёше Лоран. Пигмалион и Галатея Кто Афродите служит верно, Доброта её безмерна. Велела скульптору домой Идти за будущей женой. Дорога долгою была, Но всё же к дому привела. Пигмалион был поражён, Когда жену там встретил он. Ведь Галатея ожила И мужа своего ждала.
Жан Леон Жером. «Пигмалион и Галатея» А Галатея ожила И мужа своего ждала
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
8 класс МХК Античность. Этапы античности . критское царство. Микенская цивилизация
презентация к уроку МХК В 8 КЛАССЕ расчитанна на 2 урока. по мптериалу книги для преподавателей МХК поурочные планы 8 класса (автор-составитель Ю.Е. Галушкина) +прастейший опрос буквально н...
Районная акция "След в след"
Одним из ведущих направлений деятельности МБОУ ТСОШ является профилактика алкоголизма, табакокурения и наркомании, профилактика правонарушений и преступлений учащихся...
Отличие мифа от легенды. Мифы древней Греции
Конспект первого урока из системы уроков по теме "Мифы Дрквней Греции"...
Презентация по геометрии 10 класс по теме :"Метод следов. Построение следа секущей плоскости."
Презентация по теме "Метод следов.Построение секущей плоскости." поможет лучше усвоить и закрепить материал . Построение следа секущей плоскости в прямоугольном параллелепипеде.Секущая плоскость...
Цикл офортов Сальвадора Дали 1963-1965 годов на темы античных мифов.
Выставка "Сальвадор Дали. Другое измерение. Графика, скульптура, фарфор" в Шереметевском дворце Санкт-Петербурга.Произведения великого мастера из своего собрания представила галерея современного искус...
Внеклассное мероприятие по русской литературе для 6 классов "По следам мифов"
Цель данного мероприятия - активизация знаний учащихся, побуждение их к углубленному чтению, развитие творческих интересов и способностей....
Презентация "По следам мифов". Викторина по литературе для 6 класса.
Викторина по мифам Древней Греции и Древнего Рима для учащихся 6 классов....