Мероприятие "Мой Ямал"
методическая разработка по краеведению на тему

Яр Ия Сергеевна

Предназначено для учащихся младшего звена

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл meropriyatie_o_yamale.docx26.75 КБ

Предварительный просмотр:

«Мой северный край – родной Ямал»

                                                                                                          И.С. Яр

                                                                                                          Воспитатель:

ГООУ «Санаторно – лесная школа»  

Предварительная подготовка: просмотр участниками виртуальной экскурсии «Мой Ямал», центральная библиотека  г. Салехард.

Цель: познакомить воспитанников с географическим положением Ямало-ненецкого автономного округа.

Задачи:

1.Воспитание любви и трепетного отношения к своей земле.

2.Получение дополнительной информации о Ямало-ненецком автономном округе.

3.Формирование познавательного, эмоционального отношения  природному окружению, накопление знаний об окружающем мире.

Оборудование: карта России (масштаб 1:95000000), карта Ямало-ненецкого автономного округа,  плакаты с тундровой, лесотундровой и таежных зон,  набор открыток о Ямале, книга с иллюстрациями «Этот удивительный Ямал», фотоальбом М.Х.  Яунагада  «Мой Ямал», папка с рисунками детей о природе Ямала,   карточки с изображением  Ямало -  Ненецкого автономного округа.

 

Ход мероприятия:

Ведущий: (в форме почтальона).

Кто стучится в дверь ко мне

С толстой сумкой на ремне,

С цифрой 5 на медной бляшке,

В темной форменной фуражке?

Это он, это он…

Ну, конечно почтальон.

Добрый день, дорогие ребята. Сегодня мне на почте выдали посылку, но вот беда, на ней нет адреса, и я не знаю куда мне ее доставить, вы мне поможете? А для того, чтобы узнать адрес, мы с вами должны выполнить задания.

Задание № 1:Сейчас мы разгадаем этот ребус и узнаем в какую страну нужно доставить посылку, нужно разгадать ребус, в нем перепутаны буквы, по порядку расставим и узнаем.

2

О

5

И

3

С

1

Р

6

Я

4

С

Ведущий: Россия – это страна, в которой мы живем, она самая большая в мире. Россия – это наша Родина, мы в ней родились и живем она является самой крупной по площади страной в мире, это огромная страна.

Ведущий: «Ой, а на посылке загадка, попробуем отгадать:

Моря есть - плавать нельзя,

Дороги есть-пахать нельзя. Что это?(КАРТА)
Ведущий: Карта,  ребята – это чертеж нашей земли, только в уменьшенном виде.

Знакомство с картой России. Посмотрите на карту, что мы видим: на ней изображены: горы,  моря, озера, леса и все разными цветами - это все находится в нашей стране. Поиграем в игру: «Горы, реки, леса ».

Условие игры: учащиеся становятся в круг, водящий становится в круг, произнося при этом: леса, горы, реки, огонь; если  водящий сказал слово «леса», то кто поймал мяч, должен назвать дикое животное, вода-рыбу, горы-повернуться кругом, ошибающийся выбывает из игры.

Интересно, а куда дальше должна отправится наша посылка

Задание №2: Сейчас мы решим примеры, расположим  ответы в порядке возрастания:

10

7

5

2

Я

М

А

Л

А 2+3

Л 1+1

Я 5+5

М 3+4

Ведущий: Что это за слово получилось? Ямал это, округ  в котором, мы живем.

Физминутка:

У оленя дом большой,

Он сидит глядит в окошко,

Зайка по полю бежит,

В дверь к нему стучит,

Тук,тук ,тук  - дверь открой,

Там в лесу охотник злой,

Зайка, зайка забегай, лапку мне давай.

Ведущий: Я  - мал,  говорит он за себя, на карте он выглядит совсем маленьким, на самом деле, он очень большой. На сегодняшнем занятии мы будем говорить о Ямало – Ненецком автономном округе. Сейчас я вам расскажу одну ненецкую легенду: «НУМ» -это верховное божество, создатель земли. Решил однажды Нум поделиться  своим богатством с людьми. Полетел он над землей, стараясь ровно разбросать реки, горы, леса. Но вдруг над полярным кругом у него сильно замерзли руки и разжались и все природное богатство досталось именно Ямалу».

Посмотрим на карту: какие цвета мы видим? Правильно, зеленый,  желтый,  это горы, равнины. Наш округ состоит из 2 частей: горной и равнинной, обратим внимание на горы,  горы это возвышенности, которые поднимаются над  реками, озерами, лесами, А равнины от слова – ровные, на них нет гор, только леса, поля.  Возьмите на партах карандаши и попробуйте нарисовать горы, а внизу леса, растения. Севернее мы видим Карское море, слева Уральские горы, а южнее расположена тайга.

На партах у вас лежат карты, только в уменьшенном виде, посмотрите, что  там обозначено синим – это вода, видите темные, извилистые нити – это все реки, озера, а самая большая река – это красавица Обь, она впадает в Карское море.

Ведущий: поиграем в игру «Леса, реки, горы».

«Горы»  - поднимаем руки вверх и соединяем пальцы;

«Реки» - показываем руками волнистые движения

«Леса» - хлопок в ладоши.

Ведущий: А что же еще мы видим на карте, обозначенное кружочками, ребята это поселки из которых, вы приехали, сейчас каждый подойдет к карте и найдет свой поселок, обозначая его фишкой. Каждый поселок обозначен определенным цветом: Гыда (зеленый), Антипаюта (фиолетовый),Мыс- Каменный (оранжевый),Яр-Сале (черный), Мужи (синий), Се – Яха (желтый),Тазовск (голубой),Овгорт (малиновый),Панаевск (серый) (нашли вот в нем находятся ваши родные и близкие).Вы все живете в разных поселках и у каждый был, наверно, в лесу, тундре, а наш округ можно разделить на 3 части: тундра, лесотундра, тайга. Они различаются по растительности: ведущий: тундра в переводе « с финского языка»  означает голое место, в действительности она дает жизнь очень редким, больше нигде не растущим растениям. Сейчас мы вспомним, что же растет в тундре (карликовые березки, мхи, кустарники)- это самая северная сторона нашего округа,  посмотрите на карту.

Ведущий: второй зоной в нашем округе является  - лесотундра, ее еще называют тундролесье, в ней уже растения более высокие, ветвистые (небольшие елочки, лиственницы, березы).

Ведущий: И самая богатая зона  нашего округа-это таежная зона (в ней в основном увидим богатую растительность (это кедры, сосны, высокие  березы, ели), сейчас посмотрим на карте, эти зоны.

Ведущий: Интересно, а в какой город будет отправлена посылка, справимся с последним заданием: мы должны решить эти примеры, а каждый ответ соответствует порядковому номеру буквы в алфавите

1)7+2+9=              5)13+10=

2)5-4=                   6)11-10=

3)8+5=                  7)9+6+3=

4)8-2=                   8)16-11=

Салехард, вот сюда мы и доставили посылку, это самый главный город в нашем округе, это столица нашего округа, переводится с ненецкого (сале харад) – город на мысу.

Сегодня мы узнали о том, где находится наш округ, что обозначено на карте нашего округа, а мне хотелось бы узнать, а как вы поняли нашу тему, я буду задавать вопросы, на каждый ответ « да»-вы хлопаете, « нет» -мотаете головой.

1.Мы живем в стране «Россия»?

2.Наш округ называется «Обь»?

3.Наш округ делится на горы и равнины?

4.Вы все прибыли из одного поселка?

5.Самая большая река- Обь?

6.Столица нашего округа –Тюмень?

7.Горы называются красными?

8.Наш округ разделяется на тундру, тайгу, лесотундру?

9.Вы молодцы!

Используемая литература:

1.Этот удивительный Ямал / Под  общ.  ред. С.В. Анисимова. Красноярск: ООО  ИПК «Платина», 2010. – 172 с., илл.

2.Мое отечество / Под ред. Д.Д. Данилова. Вводный курс истории и обществознания. Учебник для 3 класса в 4-х частях.  Часть 1. М.: Баласс, 2004. – 64 с. илл.

3.Уроки экологии в начальной школе: Практическое пособие. – 2-е изд., испр.  и  доп. – М.: АРКТИ, 2008. – 48 с.

4.Коренные малочисленные народы севера Ямала: Популярный очерк /   Под. Ред. Л.П. Вэлло, А.В. Евая.2-е изд., дополн. Спб.:ООО «Русская коллекция Спб» 2009 .96с.

5.Родной язык: опыт и перспективы развивающего обучения: Материалы окружной научно – практической конференции. Салехард, 3 декабря 2003 года. – Салехард: ЯНОИПКРО, 2004, стр. 77

6.Занимательное краеведение для младших школьников / Под  ред. А. Шугубаевой. Учебное пособие для учащихся начальной школы. – Салехард.- ГОУ ДПО ЯНОИПКРО, 2008. – 28 с.

7.Мой северный край. /  Под ред. Л.А. Лымарь. Разработки внеклассных мероприятий. – Салехард: ГОУ ДПО ЯНОИПКРО, 2009. – 75 с.

8.Занятия и сценарии с элементами музейной педагогики для младших школьников. / Под ред. Т.Н. Панкратова. Учеб. -  метод. - пособие. – М.:  Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 160 с.

9.География ЯНАО: Учебное пособие. -  Тюмень:  Изд – во Тюменского госуниверситета, 2001, 328 с.

10.Ямал: Грань веков и тысячилетий : Изд – во «Русское слово» 199178 Санкт- Петербург, В.О.,13-я лин,656с.

11.www.istorya. ru

12.www.r89.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие: "Экологические беды Ямала"

Внеклассное мероприятие "Экологические беды Ямала"...

Интегрированное внеклассное мероприятие «Мой Ямал, олений край!»

Тема: «Мой Ямал, олений край!» Форма: путешествие-состязание. Данное мероприятие четко связано с другими, направленными на воспитание чувства патриотизма и соответствует возрастным особеннос...

Презентация к интегрированному мероприятию "Мой Ямал, олений край!"

При налаживании контакта между детьми, используются различные виды взаимоотношений (взаимной заинтересованности, взаимопомощи), делается опора на активность и самостоятельность учащихся. Используются ...

Интегрированное внеклассное мероприятие - оленьи гонки "И это всё о тебе, Ямал!"

Тема: Тема: «И это все о тебе, Ямал!» Форма: состязание. Данное мероприятие рассчитано на учащихся 5-6 классов, в число которых входят дети «группы риска». Форма выбрана не случайно: дети «группы р...

Исследовательский проект "Сокровища Ямала"

Данный проект реализуется в школе-интернате в рамках школьного краеведческого кружка "Исток"....

Драгоценная оправа газонефтяной чаши Ямала

Цель урока: сформировать знания о минеральных богатствах Ямала, их промышленном значении для России; познакомить с перспективами развития нефтегазоносного и горнодобывающего комплекса на Ямале....

Священные животные Ямала. Проект по Культуре народов Ямала и биологии.

Священные животные Ямала. Проект по Культуре народов Ямала и биологии....