Программа "Краеведение"
рабочая программа по краеведению на тему
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКИЙ (ПОДРОСТКОВЫЙ) ЦЕНТР»
АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КИРЕЕВСКИЙ РАЙОН
«УТВЕРЖДАЮ»:
ДИРЕКТОР МКУДО
«ДЕТСКИЙ (ПОДРОСТКОВЫЙ) ЦЕНТР»
____________Антонова Ю.А.
«___»______________ 201__ г.
РАССМОТРЕНА НА ЗАСЕДАНИИ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА
«___»______________ 201__ г.
ЗАСЕДАНИЕ № __
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«КРАЕВЕДЕНИЕ»
НАПРАВЛЕННОСТЬ: ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ: ДВА ГОДА
УРОВЕНЬ РЕАЛИЗАЦИИ: ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
СОСТАВИТЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
АНТОНОВА ЮЛИЯ АЛЕКСЕЕВНА
Г. КИРЕЕВСК, 2014 ГОД
Содержание
| стр. 3 |
2. Учебно-тематический план 1-го года обучения…………...…… | стр. 9 |
3. Содержание программы 1-го года обучения……………………. | стр. 10 |
4. Предполагаемый результат 1 –го года обучения………………. | стр. 12 |
5. Учебно-тематический план 2-го года обучения……………….. | стр. 13 |
6. Содержание программы 2-го года обучения……………………. | стр. 14 |
7. Предполагаемый результат 2 –го года обучения………………. | стр. 17 |
8. Методическое обеспечение программы………………………… | стр. 18 |
9. Материально-техническое обеспечение программы…………… | стр. 18 |
10. Список литературы, рекомендуемой педагогу………………... | стр. 19 |
11. Список литературы, рекомендуемой учащимся………………. | стр. 19 |
Пояснительная записка
«Любовь к родному краю,
знание его истории – основа, на которой
только и может осуществляться рост
духовной культуры всего общества»
Д.С. Лихачев
Сегодня мы все чаще обращаемся к духовным ценностям прошлого, пытаемся искать пути восстановления прерванных связей времен, осознаем необходимость изучения своих национальных корней, как источника нашего нравственного здоровья, силы и богатства.
Любовь к родине является мировоззренческим стержнем, который во многом определяет жизненную позицию человека и гражданина.
Программа курса «Краеведение» ориентирована на более глубокое и подробное изучение истории родного края. Постепенно открывая для себя неизвестные страницы истории Тульской области, культивируя в себе интерес к историческому поиску, учащиеся сформируют целостное представление о взаимосвязи развития своего села, района, области и развития страны.
Краеведение – одно из важнейших средств связи обучения и воспитания с жизнью, оно содействует осуществлению общего образования, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию учащихся, всестороннему росту и развитию их способностей.
Краеведческая работа расширяет кругозор ребят, знакомит их с хозяйственной жизнью России, Тульского края, родного района. Воспитывает любовь к малой родине, истории ее возникновения, гордость за свой народ, настоящих людей прошлого и настоящего, воспитываются патриотизм, идеалы гуманизма и справедливости.
Краеведение тесно связано с туризмом, походами по родному краю, поэтому в программах каждого года обучения предусмотрено изучение правил техники безопасности и овладение туристскими навыками и умениями. С краеведением связана этнография, поэтому в программе предусмотрено изучение истории культуры, народного слога родного края.
Данная программа многоплановая, реализуется в Детском (подростковом) центре с 2000 года, внесены изменения в 2004, 2007, 2013 годах. Она включает в себя разработку и подготовку тематических экскурсий для учащихся центра и образовательных учреждений Киреевского района, дает возможность профессиональной ориентации учащихся, развивает речь, мышление, укрепляет память.
Направленность программы туристско-краеведческая. Цели и задачи данной программы направлены на развитие интеллектуальных способностей и творческого потенциала ребенка через приобщение к истории родного края посредством формирования навыков поисковой, экскурсионной работы, формирования коммуникативных и организаторских навыков.
Новизна и оригинальность программы заключается в проектной деятельности учащихся по теме «Казачество Тульского края», разработки экскурсионного маршрута по Киреевскому району «Если будет Россия, значит, буду и я», проведении экскурсий для учащихся образовательных учреждений муниципального образования Киреевский район.
Актуальность программы заключается в отражении в ее содержании комплексно-системного подхода к родному краю как некой целостности, представленной во всем многообразии составляющих ее процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования научного мировоззрения, целостной картины среды обитания, системы научно-обоснованных экологических и социокультурных взглядов, ценностного отношения учащихся к родному краю не только на эмоциональном, но и рациональном уровне.
Отличительные особенности программы отмечаются в том, что она носит интегрированный характер и включает в себя следующие разделы: «специализация» (этнография; историческое, географическое и литературное краеведение), «техника безопасности», «исследовательская деятельность учащихся», «подготовка, проведение экскурсий по муниципальному образованию Киреевский район». От других подобных программ ее отличает адаптация к конкретному Тульскому краю, Киреевскому района, городу Киреевск.
Педагогическая целесообразность реализации программы заключается в следовании следующим принципам:
- признание приоритета воспитательных задач краеведения, его нацеленности на формирование патриотов страны, края, города, рачительных хозяев;
- выделение этапов краеведческой подготовки детей в соответствии с возрастом, с определением конкретных образовательных и воспитательных задач этих этапов при соблюдении преемственности в подготовке уч-ся от ступени к ступени, сохранении на всем протяжении изучения краеведения единства целей и принципов;
- понимание краеведения как курса, позволяющего учащимся увидеть край как сложный, многообразный, противоречивый, но целостный единый мир, следовательно, курс должен быть интегративным, вбирающим в себя географические, биологические, экологические, хозяйственно-экономические, социально-политические, правовые, конфессиональные, этнографические, лингвистические, культурологические компоненты;
- обращение к реалиям повседневной жизни жителей Киреевского района, решение воспитательных и образовательных задач курса с помощью содержания, актуального для ребят, осуществление личностно-ориентированного подхода при определении сущности изучаемого предмета;
в организации:
- реализация важнейшей особенности краеведения как учебного предмета: возможность показа учащимся реального объекта изучения – лесов, рек, хозяйственных и культурных объектов, исторических памятников и т.п.;
- придание особой роли наглядности в изучении предмета в аудиторных условиях, интенсивное использование аудио- и визуальных материалов, мультимедийных технологий;
- вовлечение в практическую деятельность по изучению края через обучение детей работе с источниками справочной литературой и ученические исследования (НОУ), экспедиции (археологические, геологические, этнографические, фольклорные и археологические и т.п.), экскурсии и туристические походы.
Цель программы - воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край и город, желающего сохранить его и принять активное участие в его развитии; создание условий для всестороннего развития личности.
Задачи программы:
Образовательные:
- Формирование представлений о различных сторонах жизни своего края и населения, показ его сложный структуры.
- Ознакомление с историей и современной жизнью муниципального образования Киреевский район и Тульского края.
- Освоение основ русской народной культуры, быта Тульского края.
Воспитательные:
- Развитие гражданских качества, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства.
- Формирование чувства толерантности и толерантного поведения в детском коллективе и социуме.
- Способствование укреплению семейных связей: заинтересованность содержанием предмета не только детей, но и родителей; наличие богатых возможностей для изучения истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников; изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы.
- Формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности.
- Воспитание навыков позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней.
- Воспитание трудолюбия, чувства коллективизма и взаимопомощи.
- Создание в детском коллективе обстановки доброжелательности психологического комфорта, удовлетворения потребностей детей в общении.
Развивающие:
- Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса учащихся к краеведению через тематические акции центра, детской библиотеки, конкурсы и т.д.
- Развитие навыков общения, оформления творческих работ через разработку экскурсионного маршрута «Если будет Россия, значит, буду и я» по Киреевскому району, экскурсий «Живи, казачество!».
- Формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни; видение своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.
- Развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности, познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей.
- Ориентирование при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы.
Возраст детей
Краеведческая программа рассчитана на учащихся 4-7 классов: 1 год обучения – 4-5 классы (9-11 лет), 2 год обучения – 6-7 классы (11-13 лет). Программа выполняется за 2 года.
Сроки реализации программы
Программа рассчитана на 2 года обучения: 1 год – 144 часа, 2 год – 144 часов, всего – 288 часов.
Режим занятий
Для учащихся 1-го и 2-го года обучения занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа.
Формы занятий
Занятия реализуются в следующих формах:
1. Для учащихся 4-5 классов – беседы с игровыми элементами, конкурсы, сюжетно-ролевые игры, игра-путешествие, мини-лекции, соревнования, походы выходного дня, экскурсии в краеведческий музей;
2. Для учащихся 6-7 классов – беседы, тематические задания, конкурсы, викторины, выставки, встречи с ветеранами ВОВ и интересными людьми, театрализованные обрядовые действа, походы по родному краю, участие в работе районных профильных лагерей, экскурсии, защита творческой работы, экскурсии по Тульскому краю.
Учащиеся по данной краеведческой программе могут быть участниками и помощниками в организации внеклассной и внешкольной краеведческой работы. Они могут проводить викторины, конкурсы, литературные и исторические вечера, экскурсии с учащимися начальных классов.
Ожидаемые результаты
Требования к уровню подготовки учащихся направлены на реализацию культурологического, личностно-ориентированного, деятельностного и практико-ориентированного подходов: овладение учащимися способами интеллектуальной, в том числе учебной и практической деятельности, ключевыми компетенциями, востребованными в повседневной жизни и позволяющими эффективно ориентироваться в современном мире, значимыми для развития личности и ее социокультурной позиции.
Это предполагает:
- освоение знаний об основных краеведческих понятиях; особенностях природы, населения, хозяйства, социальной и культурной жизни своего края; об окружающей среде, материальной и духовной культуре родного края;
- освоение знаний о музейной экспозиции, музейной работе, умение проводить экскурсии;
- повышение уровня коммуникабельности и социализация личности;
- развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;
- стремление использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании личностной системы ценностей и ценностной ориентации;
- использование полученных знаний в дальнейшей учебе как предпрофессиональное образование, а также путем участия в конкурсах, викторинах, турнирах, краеведческих чтениях, научно-практических конференциях, круглых столах и т.д.
По завершению курса обучения учащиеся будут обладать следующими качествами:
- самостоятельно мыслить и умение отстаивать свое мнение;
- владение культурой речи и культурой общения со сверстниками и взрослыми;
- потребность в самообразовании и дальнейшем развитии профессиональных умений и навыков;
Будут уметь:
- соотносить даты событий истории Тульского края с основными периодами отечественной истории;
- рассказывать о важнейших событиях истории Тульского края и их участниках, отраженных в памятниках культурного наследия;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
- понимать причины и значения событий и явлений повседневной жизни;
- высказывать собственные суждения о наиболее значительных событиях и личностях местной истории, об исторически-культурном наследии Тульского края;
- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях.
Формы диагностики и подведения итогов реализации программы
1. Анкетирование – для выяснения мнения о проведенном мероприятии, мотивов поведения, оценки окружающей действительности, уровня информированности, уточнения жизненных планов (для предпрофессиональной подготовки) и так далее.
2. Наблюдение – в турпоходах, при посещении музеев, на занятиях (поведенческие моменты, умение общаться с ровесниками и людьми старшего возраста, туристские навыки, самостоятельная работа с книгой и так далее).
3. Собеседование – с обучающимися и их родителями (о помощи родителей в подготовке походов по родному краю и работе клуба, о предпрофессиональной подготовке обучающихся и так далее).
4. Методы самооценки – личные книги собирателей, тестирование.
5. Тестирование, зачет, мини-викторины и кроссворды по краеведению для определения уровня освоения программы, осведомленности в проблемах.
6. Обсуждение типовых ситуаций – применяется в блоках: «Первая доврачебная помощь», «Техника безопасности», «Общение с жителями населенного пункта во время туристического похода».
7. Деловые и ролевые игры (экскурсовод и экскурсант, ведущий мероприятия: встречи с ветеранами войны и труда, игры, круглые столы, дискуссии, викторины и т.д.).
8. Конкурсы, викторины, выставки в рамках программы «Тульский край – земля родная».
9. Очно-заочные викторины «Мой Тульский край». Темы викторин: «Тула древняя», «Поле русской славы», «Чтобы помнили» о событиях в ВОВ 1941-1945 гг., «Наш лучший край – муниципальное образование Киреевский район».
10. Общая оценка труда педагога дается на родительских собраниях, открытых мероприятиях, мастер-классах.
11. Организация и проведение экскурсий: экскурсионный маршрут по муниципальному образованию Киреевский район, экскурсия «Казачество Тульского края».
Учебно-тематический план
1-го года обучения
№ п/п | Наименование тем | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
1 | Вводное занятие | 2 | - | 2 |
2 | Знакомство с детским фольклором | 6 | 4 | 10 |
3 | Основные жанры словесного фольклора | 8 | 2 | 10 |
4 | Знакомство с элементами народной хореографии | 4 | 4 | 8 |
5 | Проведение игровых занятий | 4 | 4 | 8 |
6 | Музей как «машина времени» | 14 | 12 | 26 |
7 | История казачества на территории Тульского края. Сбор материалов и создание «Комнаты казачества». Разработка экскурсии по истории казачества на Руси и Тульском крае. | 20 | 10 | 30 |
8 | Моя малая Родина. Путешествие в прошлое Тульского края. Летопись 1552г. в с. Дедилово. | 20 | 12 | 32 |
10 | Основы туризма | 8 | 6 | 14 |
11 | Итоговое занятие | 2 | 2 | 4 |
Итого: | 88 | 56 | 144 |
Содержание программы 1-го года обучения
1. Вводное занятие – 2ч.
Анкетирование. Цели и задачи работы в учебном году, двухгодичная образовательная краеведческая программа «Краеведение»: содержание и формы учебной, исследовательской работы. Техника безопасности на занятиях объединения.
Понятие о фольклоре. Народ – создатель фольклора. Жанры народного творчества.
2. Знакомство с детским фольклором – 10ч.
Загадки, считалки, дразнилки, страшилки, жеребьевые приговорки, сговорки, частушки, пословицы, поговорки, прибаутки, заклички, потешки, скороговорки, долгоговорки, колыбельные песни и т.п. Их назначение, использование в современном быту.
Практическое занятие. Вводная экскурсия-игра «Сказка о музее».
3. Основы жанра словесного фольклора – 10ч.
Пословицы и поговорки, загадки, анекдоты, былицы, сказки, частушки, песни. Отражение в них истории и быта народа, наблюдательности человека. Их происхождение, тематика. Краткость и меткость языка. Деятельность В.Даля, А.Афанасьева, братьев Киреевских, И.Сахарова, В.Левшина.
Практическое занятие. Экскурсия-игра «В гостях хорошо, а дома лучше». Отгадывание загадок о предметах быта, семье, доме, избе. Поговорки о доме, избе, семье. Инсценирование одной из сказок, где действие происходит в избе («Теремок», «Заюшкина избушка», «Маша и медведь», «Три медведя» и др.)
4. Знакомство с элементами народной хореографии – 8ч.
Народная хореография как ценностный ориентир детей и подростков. Воспитание через народную хореографию таких ценностей как: жизнь, добро, труд, патриотизм, свобода.
Практическое занятие. Хороводы-игры «Заплятися плетень», «Кошки-мышки», «Хитрая лиса, где ты?», «Ручеек», «Бояре», «Русская кадриль».
5. Проведение игровых занятий – 8ч.
Календарный праздник «Кузьминки», праздник «Покров на Руси»
- Музей как «машина времени – 26ч.
Фонды музея и его экспозиции – источник изучения родного края. Основной, научно-вспомогательный, интерактивный и обменный фонды. Учет фондов и научное описание музейных экспонатов. Инвентарная книга. Книга поступлений экспонатов в музей. Книга регистрации экскурсий, бесед и консультаций. Книга отзывов о работе музея. Хранение фондов. Понятия «музейная экспозиция», «экспонат», «музейный предмет», «экскурсия», «экскурсовод», «экскурсант», «экскурсия – как одна из форм работы музея». Экскурсии по краеведческому музею муниципального образования Киреевский район.
7. История казачества на территории Тульского края. Сбор материалов и создание «Комнаты казачества». Разработка экскурсии по истории казачества на Руси и Тульском крае - 30ч.
История возникновения казачества в Тульском крае, Киреевском районе. Оформление и работа «Комнаты казачества» в детском (подростковом) центре. Экскурсии по истории казачества. Быт и праздники казаков. Военные походы казаков. Патриотическая деятельность ЦКВ (Центр казачьего войска) и Всевеликого войска Донского.
8. Моя малая Родина. Путешествие в прошлое Тульского края Летопись 1552г. в с. Дедилово – 32ч.
Наш край в далеком прошлом. Наши предки – вятичи, занятия вятичей. История возникновения п.Киреевска, затем Киреевского района, мифы и легенды, Супрутское городище. Возникновение Дедославля. Монголо-татарское нашествие на Тульский край и Дедославль. Крепость Дедославль – оплот на страже южной границы государства. Летопись 1552г. Сказания князя Курбского. Слово о Куликовом поле.
Практическое занятие. Составление схем битвы на Куликовом поле, макетов сражения. Экскурсии на Куликово поле (автобусная), в с. Дедилово, д. Покровка.
9. Основы туризма – 14ч.
Обеспечение безопасности и правил поведения в походах. Соблюдение личной гигиены. Требование к одежде и обуви. Оказание первой медицинской помощи. Требования к подбору медицинской аптечки. Обязанности санитара. Распределение обязанностей в походе – завхоз, санитар, фотограф, повар. Групповое и индивидуальное снаряжение. Установка бивака, составление сметы расходов и меню. Топографическая карта и компас. Ориентирование на местности.
10. Итоговое занятие – 4ч.
Зачет по теоретическому материалу (проверка теоретических знаний – викторина, проверка практических навыков – однодневный поход «Казачество на Руси». Тестирование, организация конкурса мини-сочинений «Моя малая Родина».
Предполагаемый результат 1-го года обучения
Иметь представление:
- о планах и задачах на новый учебный год;
- о детском игровом фольклоре;
- об элементах народной хореографии.
Должны знать:
- основы жанра словесного фольклора;
- отражение в фольклоре истории и быта народа, наблюдательности человека;
- происхождение загадок и частушек, их тематику;
- деятельность В.Даля, А.Афанасьева, П.Киреевского;
- назначение детского фольклора, использование в современном быту;
- элементы народной хореографии;
- историю казачества Тульского края;
- основы поведения в музее, функции музея;
- деятельность наших предков – вятичей;
- возникновение Дедославля, п. Киреевска;
- историю монголо-татарского нашествия в Дедославле;
- историю Куликово поля.
Должны уметь:
- собирать материал по детскому фольклору;
- оформить свою родословную;
- составлять мини-экскурсии по теме «Казачество Тульского края».
Должны иметь навыки:
- участия в проведении практических занятий;
- участия в проведении игровых занятий;
- участия в туристических походах.
Учебно-тематический план
2-го года обучения
№ п/п | Наименование тем | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | ||
1 | Вводное занятие. | 2 | - | 2 |
2 | Экскурсия – одна из форм работы музея. Разработка и создание экскурсионного маршрута «Если будет Россия, значит, буду и я» по муниципальному образованию Киреевский район. | 10 | 14 | 24 |
3 | «Живое слово» и его значение. | 4 | 4 | 8 |
4 | Сбор материала об утвари, жилище, старинных орудиях труда, народном костюме. | 10 | 6 | 16 |
5 | Народные праздники и обряды. | 12 | 2 | 14 |
6 | Тульский кремль – гордость Тулы. | 10 | 6 | 16 |
7 | Туляки – герои Отечественной войны 1812г. | 20 | 8 | 28 |
8 | Тульский край в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. | 16 | 4 | 20 |
8 | Города и поселения муниципального образования Киреевский район | 4 | - | 4 |
11 | Подготовка к летнему туристическому походу | 8 | - | 8 |
12 | Итоговое занятие | 4 | - | 4 |
Итого: | 100 | 44 | 144 |
Содержание программы 2-го года обучения
1. Вводное занятие – 2ч.
Этнография как наука, ее материальные и духовные составляющие. Техника безопасности при работе в музее и полевых условиях. Правила поведения в музее.
- Экскурсия – одна из форм работы музея Разработка и создание экскурсионного маршрута «Если будет Россия, значит, буду и я» по муниципальному образованию Киреевский район – 24ч.
Обзорная и тематическая экскурсии. Выбор темы для последующей подготовки. Изучение различных источников информации, в т.ч. музейных предметов. Составление текста экскурсии. Прослушивание и обсуждение экскурсии. Разработка и создание экскурсионного маршрута «Если будет Россия, значит, буду и я» по муниципальному образованию Киреевский район.
- «Живое слово» и его значение – 8ч.
Логическое построение материала. Четкое и правильное произношение текста экскурсии. Разговорный, художественный, научный и деловой стиль речи. Школьный сленг. Деревенское просторечье (приговоры, песни, игры, величание).
Практическое занятие. Конкурс скороговорок и долгоговорок «Умница».
- Сбор материала об утвари, жилище, старинных орудиях труда, народном костюме – 16ч.
Утварь, характерная для современного жилища и в прошлом. Утварь, связанная с хлебопечением. Молочная посуда в прошлом. Современная молочная посуда. Традиционная посуда и утварь для варки пищи в прошлом, для хранения пищи, для принятия пищи. Современная посуда. Утварь для сбора ягод и грибов в прошлом. Утварь для ношения воды и ее хранения, для переноса тяжестей. Утварь, служившая при стирке и глажении белья. Утварь, употребляющаяся при кормлении скота и птицы. Утварь и предметы хозяйственного обихода, употребляемые в праздничные и повседневные дни. Традиционная утварь, изготовляемая и употребляемая в настоящее время. Общие сведения о поселении (примерное число жителей и домов, наличие путей сообщения – железной или шоссейной дорог, судоходной реки, удаленность от ближайшего города, наличие клуба, школы, почтового отделения, магазина, столовой – трактира, кафе, электрофицированность, наличие природного газа, телефонной связи). Тип поседения (однорядная застройка – вдоль реки, по берегу озера, пруда, дороги; двурядная – улица из двух рядов домов, обращенных фасадами друг к другу или другие типы застройки). План селения, ориентированный по отношению сторон света. Хозяйственные постройки (амбар, хлев, рига – рыга, сарай, погреб и т.д.). Стены дома (срубные, т.е. из бревен в «лапу» или «обло» рубленные; каркасные, глинобитоные, саманные, каменные, кирпичные, шлакоблочные, «засыпные», панельные и т.д.). Форма крыши (двускатная, четырехскатная и т.д.). Покрытие крыши (железо, шифер, черепица, камыш, солома и т.д.). Разница между городским и сельским современным жилищем. Крестьянское жилище и городское индивидуальное, построенное по канонам народного зодчества. Элементы убранства дома, изготовленные не фабричным способом (вышитые полотенца, пологи, занавески, ковры, скатерти, покрывала и т.д.). Современное внутреннее убранство дома (занавески на окна, салфетки, комнатные цветы, прикроватные коврики, статуэтки или игрушки на трельяже, трюмо, комоде или серванте, книжные полки или шкафы, зеркала, фотографии на стенах и т.д.). Орудия традиционного сельскохозяйственного производства (соха, борона, вилы, лопата для веяния зерна, коса, серп, копалка для сахарной свеклы, грабли деревянные и т.д.). Орудия по обработке льна, конопли, шерсти и других волокнистых материалов (прялка-самопряха, веретено-веретенце, гребни, щетки, ступы, мялки, трепала, ткацкие и ковровые станы, приспособления по перемотке нитей и для витья веревок и т.д.). Орудия гончарного производства (ручной и ножной гончарные круги и т.д.). Южно-русский (паневный) комплекс в женском костюме. Северо-русский (сарафанный) комплекс в женском костюме. Обувь (лапти, чуни, сапоги, коты, валенки и т.д.), головные уборы (картузы, малахаи, сороки, кокошники, повойники, волосняки и т.д.), украшения (бусы, серьги, кольца, броши и т.д.). Мужская, женская и детская одежда. Материал для изготовления одежды и обуви.
Практическое занятие. Описать, зарисовать старинные орудия труда. Оформить выставку музейных предметов и рисунков. По возможности, зарисовать народный костюм.
- Народные праздники и обряды – 14ч.
Деление праздников на народные, православные и государственные. Местные престольные праздники – Успение Пресвятой Богородицы и Казанской Божьей Матери. Месяцеслов. Новый год, Рождество, Сочельник, Крещение, Масленица, Вербное воскресение, Пасха, Красная горка, Радуница, Троица, Петров день, Ильин день, Покров, Кузьминки и др. Семейная обрядность – свадебная, похоронная, родины, крестины.
Практическое занятие. Экскурсия-игра «Коляда пришла…». Обряд празднования «Масленицы».
- Тульский кремль – гордость Тулы – 16ч.
Тульский кремль, история построения, мастера-строители. Башни Тульского кремля. Легенды и былины. Героическая оборона г.Тулы и роль Тульского кремля во время монголо-татарского нашествия. Тульское «сиденье» в крестьянской войне 1606-1607 гг.Тульские легенды о Левше, тульские оружейники: Сурнин, Захава, Сокольников.
Практическое занятие. Экскурсия в Тульский кремль, музей оружия (автобусная).
- Туляки – герои Отечественной войны 1812г. – 28ч.
Создание Тульского народного ополчения, участвовавшего в Отечественной войне 1812г. и заграничном походе русской армии 1814г. герои – туляки Отечественной войны 1812г.: Арсентьев М.А., Балашов А.Д., Беннигсен Л.Л., Вадбольский И.М., Вельяминов И.А., Волконский Д.М. и другие. Офицеры Тульского народного ополчения.
Практическое занятие. Экскурсия в музей оружия г. Тула (зал Отечественной войны 1812г.).
- Тульский край в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. – 20ч.
Тульский край под оккупацией фашистов. Партизанская война на территории Тульского края, оборона г. Тулы, п. Киреевска. Деятельность истребительного батальона на территории Киреевского района. Оборона г.Болохово, части и соединения участвующих в сражениях под г.Болохово. Наши земляки – герои Советского Союза: Тесаков Н.Ф., Афанасьев П.А., Захаров Н.Д. Боевой путь 50-й армии, освободившей г. Тулу. Братские могилы, обелиски, памятники на территории Киреевского района. Построение Кургана бессмертия в д. Быковка.
Практическое занятие. Написание сочинения-эссе «Этих дней не смолкнет слава». Урок мужества «Огонь Победы» с приглашением ветеранов ВОВ, детей войны.
- Города и поселения муниципального образования Киреевский район – 4ч.
Город Болохово – история и люди. Город Липки – создание города. Село Дедилово, д. Быковка, д. Черная Грязь, д. Орловка, д. Большие Калмыки, п. Бородинский, п. Октябрьский – история и люди.
- Подготовка к летнему туристическому походу – 8ч.
Обеспечение безопасности и правил поведения в походах и экспедициях (инструкция № 293 «По организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий, путешествий с учащимися»). Обязанности и права руководителя туристического похода, его заместителя, обучающихся (членов туристического похода). Правила дорожного движения. Культурно-гигиенические навыки. Требования к одежде и обуви. Оказание первой медицинской помощи. Требования к подбору медицинской аптечки. Обязанности санитара. Групповое и индивидуальное снаряжение. Организация туристского быта, привалы и ночлеги. Подбор группы. Распределение обязанностей в туристическом походе: завхоз, санитар, фотограф, повар. Оформление походной документации. Разработка маршрута. Составление задания. Составление сметы расходов и меню, списка продуктов. Фасовка и упаковка продуктов. Смотр готовности группы – двухдневный поход.
- Итоговое занятие – 4ч.
Зачет по теоретическому материалу «Я – юный экскурсовод», викторина «Мой Тульский край – великой Родины частица».
Предполагаемый результат 2-го года обучения
Иметь представление:
- о планах и задачах на новый учебный год;
- об этнографии как науке.
Должны знать:
- методику составления экскурсионного маршрута;
- о «живом слове», стилях речи;
- разницу между утварью современного жилища и в прошлом;
- предметы быта, характерные для современного жилища и в прошлом;
- разницу между современным городским и сельским жилищем;
- общие сведения о городе Туле;
- элементы внутреннего убранства дома;
- старинные орудия труда;
- о народном костюме;
- историю Тульского кремля;
- народные праздники и обряды;
- о туляках – героях Отечественной войны 1812г.;
- о Тульском крае и Киреевском районе в годы ВОВ 1941-1945гг.;
- города и поселения муниципального образования Киреевский район.
Должны уметь:
- подготовить экскурсию по залу славы г.Киреевска, по залу быта краеведческого музея г. Киреевска;
- разрабатывать экскурсионные маршруты по муниципальному образованию Киреевский район;
- собрать материал по этнографии.
Должны иметь навыки:
- зарисовать, по возможности, описать предметы быта, элементы
внутреннего убранства дома, жилища, старинные орудия труда;
- разработать экспозицию и организовать выставку;
- подготовить материал для экскурсии.
Методическое обеспечение программы
В зависимости от поставленных задач на занятии используются различные методы обучения (словесные, наглядные, практические), чаще всего их сочетание. Основные формы проведения занятий – беседы, конкурсы, сюжетно-ролевые игры, соревнования, походы выходного дня, экскурсии в краеведческий музей, «Комнату казачества», викторины, выставки, встречи с ветеранами ВОВ, уроки мужества, театрализованные обрядовые действия, туристические походы, работа с источниками интернет-сайтов, составление текстов экскурсий на основе научного краеведческого материала. В качестве дидактического материала используются:
- раздаточный материал;
- наглядные пособия;
- краеведческая литература для чтения;
- сведения из интернета (краеведческих сайтов по тульской области)
- книги, брошюры, газетные материалы;
- картографические пособия по родному краю;
- разработанные тексты экскурсий по муниципальному образованию Киреевский район, комнате казачества;
- фотографии;
- тесты, кроссворды по темам;
- видеоматериалы с документальными фильмами о ВОВ, об экскурсиях и музейных праздниках;
- компьютерные презентации по темам;
- аудиозаписи с народными и патриотическими песнями.
Материально-техническое обеспечение программы
Помещение: учебный кабинет, оборудованный в соответствии с санитарными нормами: столы, стулья, классная доска, шкафы для хранения учебной и методической литературы, наглядных пособий. На занятиях используются наглядные пособия, альбомы, карты-схемы, книги, газеты. Возможно использование интернет-технологий и мультимедийного оборудования при проведении занятий. Транспорт для экскурсий. Аудиотехника и телевизионное оборудование.
Список литературы, рекомендуемой педагогу:
1. Алмазов, Б.А. Казаки / Б.А. Алмазов. – Санкт-Петербург: Золотой век, 1999.
2. Афремов, И.Ф. История Тульского края / И.Ф. Афремов. – Тула: Приокское книжное изд-во, 2002.
3. Григорьев, В.М. Методика собирания и изучения народных игр / В.М. Григорьев. – М.: Рекл.-информ. бюро «Турист», 1992.
4. Князев, В.Ф. Казачья сотня / В.Ф. Князев. – М.: Воениздат, 1996.
5. Лепехин, А.Н. Казачество Тульского края / А.Н. Лепехин – М.: Витязь, 2010.
6. Максимцов, М.Д. Дорогами мужества / М.М. Максимцов. – Тула: Приокское книжное изд-во, 1966.
7. Нам дороги эти позабыть нельзя / под. ред. А.И. Федулова. – Тула: Пересвет, 2005.
8. Ошевский, С.Д. Грани Тульского зодчества / С.Д. Ошевский. – Тула: Приокское книжное изд-во, 1983.
9. Ошевский, С.Д. Гордость земли Тульской / С.Д. Ошевский. – Тула: Приокское книжное изд-во, 1991.
10. Савельев, Е.П. Древняя история казачества / Е.П. Савельев. – М.: Вече, 1995.
11. Скачков, В. Это было на Тульской земле / В. Скачков. – 2 тома. – Тула: ГРИФиК, 2001.
12. Соколовский, Ю.Е. Бальная и народная хореография / Ю.Е. Соколовский. – М.: Искусство, 2007.
Список литературы, рекомендуемой учащимся:
- Алексеев, С.П. Грозный всадник: рассказы о Степане Разине и восставшем народе/ С.П. Алексеев. – М.: Дет.лит., 1971.
- Афанасьев, В.В. Родного неба милый свет… / В.В. Афанасьев. – М.: Дет. лит., 1998.
- Ашурков, В.Н. Город мастеров / В.Н. Ашурков. – Тула: Тульское книжн. изд-во, 1958.
- Венков, А.В. История казачества России / А.В. Венков. – Ростов н/Д: изд-во РГУ, 2001.
- Лепехин, А.Н. Слава предков – потомкам пример. Дедославль – Дедилов/ А.Н. Лепехин. – Тула: ГРИФиК, 2003.
- Тульский краеведческий альманах / под ред. Е. В. Симонова. – Тула: Тульский полиграфист, 2012.
- Чуднов, П.М. История Тульского края / П.М. Чуднов. – Тула: Пересвет, 2000.
Комментарии
Спасибо, за вашу программу
Спасибо, за вашу программу по краеведению. Очень познавательно.