Исследовательская работа "Следы тотемизма в родовых названиях жителей коми-пермяцкой деревни Мысы"
материал (краеведение, 8 класс) по теме

Златина Клавдия Васильевна

В наше время история и культура коми –пермяцкого народа привлекает все большее внимание. Познать историю и культуру нашего народа помогает краеведение. Интересно выяснить происхождение того или иного обычая, термина, или материального предмета, а за тем проследить, какое развитие он получил в дальнейшем. Вот и нас заинтересовал вопрос: «Почему к именам некоторых жителей деревни Мысы добавляют название животного, птицы, насекомого?» Мы решили провести исследование и поставили перед собой цель: выявить родовые названия коми-пермяков и истоки их возникновения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issledovatelskaya_rabota_sledy_totemizma.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

        «Мысовская основная общеобразовательная школа»        

Краеведение

Следы тотемизма в родовых названиях жителей

коми-пермяцкой деревни Мысы

                        Златин Андрей

                                                      Александрович

                                                8 класс        

                        

                                                                                 Златина

                                  Клавдия Васильевна,

                                                                          МБОУ «Мысовская ООШ»,

                                                                     учитель русского языка

                                                            и литературы                        

        Жемчужный - 2012                

Оглавление

Введение. …………………………………………………………….. .3

Глава 1

1.1 Краткая характеристика исследуемой местности…………....5

1.2. Истоки зарождения родовых названий коми-пермяков …...6

Глава 2

2.1. Следы тотемизма в деревне Мысы…………………………….8

Заключение…………………………………………………………….12

Список использованной литературы…………………………………13

Приложение.

        

2

                В наше время история и культура коми –пермяцкого народа привлекает все большее внимание. Познать историю и культуру нашего народа помогает краеведение. Интересно выяснить происхождение того или иного обычая, термина, или материального предмета, а за тем проследить, какое развитие он получил в дальнейшем. Вот и нас заинтересовал вопрос: «Почему к именам некоторых жителей деревни Мысы добавляют название животного, птицы, насекомого?» Мы решили провести исследование и поставили перед собой цель: выявить родовые названия коми-пермяков и истоки их возникновения.

Для достижения поставленной цели сформулировали следующие задачи:

- На основе информационных источников выяснить истоки возникновения родовых названий у коми-пермяков;

                - Провести опрос жителей, старожилов деревни Мысы, поселка Жемчужный с целью выяснения родовых названий коми-пермяков и их потомков в современной деревне;

                - Систематизировать родовые названия жителей коми-пермяцкой деревни Мысы и перевести их на русский язык;

                 - Создать краткий словарь родовых названий жителей д. Мысы.

             Ежегодно в нашу местность приезжают этнографические экспедиции и по крупицам собирают материал о коми - пермяках среди населения (Последняя экспедиция была в июле 2010 года под руководством Черных

А. В., доктора исторических наук, доцента, преподавателя ПГПУ), но меж тем мы сами, коренные потомки коми – пермяков, мало или вообще не интересуемся своими корнями, стесняемся говорить на родном языке, забываем своих предков, ибо старожилов, кто бы мог вспомнить какие-то сведения о прошлом, осталось совсем мало.

              Считаем, что заявленная тема актуальна, так как  нельзя забывать язык, культуру, обычаи родного народа.                                                                                                                                3

        Исследователи  Л. С. Грибова, Г. Н. Чагин,  В. Н. Белицер и др. плодотворно изучили культуру и быт коми – пермяков. Об этом яркое представление можно получить из книги «Народы и культуры Урала в 19 – 20 вв.» Г. Н. Чагина, «Очерки по этнографии народов коми. 19 – начало 20 вв.» В. Н. Белицер, «Декоративно-прикладное искусство народов коми» Грибовой Л. С.  Однако вопрос о родовых названиях коми – пермяков  глубоко не изучался. Именно поэтому предметом нашего исследования стали родовые названия жителей деревни Мысы.  

        Своей работой мы хотим разбудить интерес к изучению родного края, перевернуть кое-какие представления о родовых названиях односельчан.

           Практическая значимость данной работы в том, что материалы можно использовать на внеклассных мероприятиях в школе, в кружках по краеведению.

Основными методами сбора материалов стали анкетирование учащихся МБОУ «Мысовская ООШ», опрос старожилов  и жителей деревни Мысы, изучение литературных источников, поиск информации в сети Интернет.

4

Следы тотемизма в деревне Мысы

           Свое исследование мы решили начать с анкетирования учащихся МБОУ «Мысовская ООШ» и выяснить, насколько они знают корни своего родства.

Анкетирование среди школьников (опрошено 22 человека) показало, что 86% опрошенных слышали, что к именам односельчан добавляется название животного или птицы, но объяснить , что это значит не могут 62%, а какие названия добавляются 100% ответили «заяц», 57% - «медведь». Это означает, что молодое поколение мысовлян слабо знает свой народ и опирается лишь на догадки и интуицию. (См. прилож. 2) Поэтому вопрос о родовых названиях жителей Мысов открыт для исследования.

         Мы провели опрос жителей и старожилов деревень Мысы, Конопля, Сойга, поселка Жемчужный. Опрос проводился по плану:

Ф. И. О. опрашиваемого.

Место и год рождения.

Национальность.

Образование.

Вид занятий.

Вопросы : Какие родовые названия коми-пермяков вы знаете?

                  Почему так называется тот или иной род?

                  Как переводится название рода на русский язык?

                  Кого из потомков этого рода вы знаете?

                  Как вы можете охарактеризовать представителей этого рода?

В ходе исследования опрошено 4 старожила и 9 жителей . Удалось установить следующее.

Лесникова Матрена Ивановна, 1932 г. р., уроженка д. Сойга, коми-пермячка, образование 2 класса, пенсионерка (см. приложение 3).  Рассказала, что их родовое название гэрд сизь. Их род так назван, потому что у многих ее родственников были волосы ярко-рыжего цвета. В переводе на русский язык гэрд означает «красный» (№3 с. 39), а сизь – «дятел» (№3 с.173),                 8

следовательно это красные дятлы. Матрена Ивановна охарактеризовала своих  родственников, как добрых, веселых, плаксивых.

Златин Василий Иванович, 1949 г. р., уроженец деревни Мысы, коми-пермяк, образование  неполное-среднее, пенсионер (см. приложение 3).  Знает, что в деревне были лось род, кэч род, балакня род. Кэч – это «заяц» (№3 с.72). Слова же «балакня» в словаре нет, но рассказчик пояснил, что так называли их из-за болтливости, разговорчивости. Можно предположить, что слово означает «болтовня». Род же Василия Ивановича называется гушша, что значит «гуща» (№3 с. 167) и называли их так, потому что пили очень густой квас (ежедневный напиток коми пермяков из овсяной муки (№2 с. 144)) и ели густые шти («щи» №1 с.148).  Потомки рода лосей живут в п. Кебраты. Род зайцев до сих пор проживает в п. Жемчужный, д. Мысы (см. приложение 3). Сохранился и род медведей.

Златин Николай Михайлович, 1928 г. р., уроженец д. Мысы, коми-пермяк, образование 3 класса, пенсионер. Его  род называется пучей, что в переводе на русский язык означает «короед». По родовой легенде так называют их благодаря прапрадеду, который занимался  изготовлением кэньэсов, т. е. «кадок» (№3 с. 71) и сравнивал свою работу с работой короеда, т. к. чтобы изготовить кадку, нужно было выдолбить большой деревянный чурбак. В поселке Жемчужный много потомков короедов, их мы сосчитали 12 человек. Они по характеру смелые, целеустремленные, трудолюбивые, но немного высокомерны.

Мизев Артем Иосифович, 1967 г. р., уроженец д. Тошиб, коми-пермяк, образование неполное среднее, тракторист. (См. прилож. 3)  Рассказал, что его род называется каруш, переводится как «черный ворон». Представители рода черного ворона очень громкоголосые, крикливые, а также смуглолицые, с волосами черного цвета. По версии Артема Иосифовича их именно поэтому так и называют.

Характер же черных воронов отличается вспыльчивостью.                         9

Гилева Галина Александровна, уроженка п. Жемчужный, 1966 г. р., коми-пермячка, образование среднее специальное, учитель истории (См. прилож. 3) Родина ее предков д. Тошиб, что находится в пяти километрах от деревни Мысы. Она считает, что именно в этой деревне люди делились на роды. Каждый род олицетворял представителя животного мира. Их семья по такому делению относится к роду кэрт ныр. Кэрт означает на русском «железо» (№3 с.71), ныр – «нос» (№3 с. 95). Следовательно это название можно перевести, как «железный нос», а подразумевалось под этим «дятел». Людям этого рода присущи твердый характер, упорство в достижении целей, упрямство.

Мизева Надежда Михайловна, уроженка д. Конопля, 1963 г. р., коми-пермячка, образование  среднее, работает поваром. Она рассказала, что род ее матери называется лёлё,  в переводе на русский означает «улитка» (№3 с. 80). Сведений, почему так назван род, нет. Потомки рода до сих пор проживают в д. Сойга. Также она поведала о том, что в д. Конопля проживал род, называемый модей. Перевода на русский язык у этого слова нет. Но можно предположить, что это слово довольно молодое и означает «модный», т. к.  представители этого рода любили красиво одеваться, были о себе очень высокого мнения.  А у коми-пермяков людей с таким характером принято называть «модными».

Интересно, но оказалось, что роды жителей д. Мысы именуются не только названиями животных и птиц, но и насекомых, и даже рыб. В п. Жемчужный проживают представители рода ёрш, что не требует перевода. По характеру мужчины этого рода действительно ершисты, задиристы, но неразговорчивы, как рыбы.

А вот представители рода гузь голю, где кузь – «длинный» (№3 с. 73), голю или голя – «шея» (№3 с.37), т. е. длинные шеи – высокого роста. Со слов старожилов, кузь голю – это есть журавль. По характеру представители рода журавлей несколько нагловатые, но очень ценят своих жен.                     10

           В религиозных представлениях мысовлян следы тотемизма хранят легенды о  превращениях людей в животных. Например, в ходе исследования мы узнали, как произошел ош род. Ош – это «медведь» (№3 с. 203). Легенда дошла до нас от моей прабабушки Златиной Анны Егоровны (1914 – 1994 гг). Она рассказывала моей маме, что давным - давно молодожены в день венчания и их гости ехали по лесной дороге. Им встретился колдун, который был влюблен в молодую невесту. Он был зол на молодоженов и решил их наказать: превратил молодых и гостей в медведей. От них и пошел ош род. Это было 27 сентября. Теперь этот день назывался Воздвижение  и до сих пор считается у жителей Мысов, что в этот день в лес ходить опасно: можно превратиться в медведя или встретить медведя.

Охотники рассказывают, что тело медведя после разделки от шкуры действительно напоминает тело человека по форме.  Особенно лапы медведя очень похожи на кисти рук человека. В деревне Мысы старожилы не употребляют в пищу медвежатину. Об этом рассказала Златина Мария Михайловна, 1932 г. р., уроженка д. Мысы, коми-пермячка, образование 4 класса, пенсионерка. (См. приложение 3).

         Итак, позади каждого человека в Мысах стоит тотемное имя. Это олицетворение связи человека с живой природой.

 К именам жителей деревни Мысы добавляются  не только названия представителей животного мира. Следовательно, это лишь прозвища, которые принято в Мысах тоже называть родом.

11                                                                     

Краткая  характеристика исследуемой местности.

       Часто  люди, приезжающие  в наш поселок Жемчужный, говорят: «Приехал в Мысы», «Был в Мысах», и. т. д., а меж тем могли в Мысах и не побывать. Почему? Потому что Мысы – это близлежащая к поселку деревня, она в метрах пятистах от поселка. Кроме этого, вокруг поселка расположены еще 2 маленькие деревушки: Конопля и Сойга.  Считается, что сначала была основана деревня Мысы (первое упоминание о деревне Мысы было в 18 веке), а после уж Сойга, Конопля, и поселок Жемчужный в  1962 году. Наверное, именно поэтому люди называют все эти населенные пункты одним названием Мысы.

Если рассмотреть географическое положение этих населенных пунктов, то с севера, с юга, запада и востока, чтобы попасть в п. Жемчужный нужно подняться на мыс, т. е. холм, на котором расположились и 3 перечисленные деревни: с северной стороны – Сойга, с южной Стороны – Мысы, с северо – восточной – Конопля. Возможно поэтому укоренилось общее для всех 4 населенных пунктов название – Мысы.

Также год от года уменьшается количество жителей близлежащих деревень. На начало 2011 года в деревне Мысы проживает 6 семей, в деревне Сойга – 2 семьи, а в Конопле – 1. Большинство жителей (359 человек, по данным Павловой К. А, переписчика во время проведения Всероссийской переписи населения) проживает в п. Жемчужный, но несмотря на это, укоренилось за местностью название Мысы.

Со всех сторон окружают местность бескрайние леса. С севера, огибая западную сторону Мысов, протекает река Лупья, впадающая в Каму.

Почти все население является коренными коми-пермяками, но в школе изучается русский язык и постепенно родной коми-пермяцкий язык умирает, т. к. родители с детства учат своих детей говорить на русском языке. Те же дети,  кто понимает коми – пермяцкий, стесняются на нем говорить. А ведь если умрет язык, умрет и род, и народ в целом. (См. прилож. 1)

5

Список использованной литературы

  1. Агафонова Н. Н. и др.  Страницы истории земли Пермской: Прикамье с древнейших времен до начала 18 века/ под ред. А. М. Белавина. – Пермь: Книжный мир, 1995 .- 176 с., ил.
  2. Мальцева Н. А. Литература родной Пармы: хрестоматия для общеобразовательных учреждений Пермского края, 8 – 9 кл. Кудымкар, 2009. – 376 с.: ил.
  3. Немтинова Г. И. и др. Коми-пермяцко-русский русско-коми-пермяцкий словарь. Кудымкар: Коми-пермяцкое книжное издательство, 1993.- 288с.
  4. Савельев А. С. Коми-пермяцкий и финно-русский мир. Материалы 1 Международной научно-практической конференции. – Кудымкар: Коми-пермяцкое книжное издательство, 1997. – 584 с.
  5. Семенова М. Быт и верования древних славян. – СПб.: Азбука-классика, 2001. – 560 с.
  6. Чагин Г. Н. Коми-пермяцкий национальный костюм. – Пермское книжное издательство, 2006. – 88 с.
  7. Чагин Г. Н. Народы и культуры Урала в 19 – 20 вв./ Учебное пособие для учащихся 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений. – Екатеринбург: ИД «Сократ», 2002. – 296 с.: ил.

                                                                                                                            13

Истоки зарождения родовых названий коми - пермяков

             Жизнь мысовлян, так же как и всех коми – пермяков, была постоянно связана с лесом. Лес давал им все: пищу, тепло, одежду, орудия труда. Можно сделать вывод, что люди полностью зависели от леса. В связи с этим одним из  главных  занятий коми – пермяка были охота, рыболовство и собирательство. Главным образом на  основе охоты и собирательства складывались религиозные верования коми – пермяков.  Мысовляне верили в Ена (бог светлых сил, бог неба (№1 с.74)), в злых духов (например, дух леса – Лешак). Кроме этого у древних жителей существовали покровители из мира животных. Они верили в происхождение человеческого рода от зверя или птицы. Это не что иное, как проявление тотемизма.

Тотемизм – это вера в сверхъестественную связь группы людей с определенным зверем, в результате которой это животное считается мифическим предком – покровителем рода. (№1 с.53).

Сам термин тотем – заимствован из языка одного из северо – американских племен и означает вид животных или растений, являющихся символическим покровителем, а на более поздней стадии  - прародителем группы кровных родственников. (Из интернет ресурсов).

 Конечно, коми-пермяки этим термином не пользовались, но проявления тотемизма у них существовали, как и у всех других народов мира.

Жители Мысов до сих пор верят в колдунов, ведьм, которые могут навести на других порчу. Оказывается, в древности они предпочитали хранить свое имя в тайне, чтобы злой колдун не сумел «взять» имя и использовать для наведения порчи. Поэтому настоящее имя было известно только родным, а все остальные звали  по имени рода или по прозвищу. Они верили, что имя рода защитит человека от злых духов. К тотему относились как к доброму и

заботливому предку и покровителю, который оберегает всех родственников от голода, холода, болезней и смерти. Каждый род носил имя своего тотема.    

                                                                        6                        

«Самым тотемным»  животным считался медведь – ош. Соблюдалсь немало обычаев, связанных с ним: клыки зверя носили на поясе, как талисман, лапы хранили в подполье, чтоб была удачной охота, клыки также зашивали в подушку для избавления от несчастий; золой от сожженных медвежьих зубов лечили собственную зубную боль. Медведя называли хозяином тайги, его убивали лишь в том случае, когда он нападал на человека или домашний скот. (№7 с. 149).

Выбор тотема связан с физико – географическим  характером местности.

Тотемами родов мысовлян  признавались не только животные, но и птицы, и насекомые, и рыбы. Животных и птиц «прародителей» было запрещено убивать и употреблять в пищу. Считалось, что если нарушишь этот запрет, то тебя неизбежно ждет несчастье.

Информации о том, были ли у мысовлян изображения тотемов найти не удалось. Однако, один из охотников в своем родовом угодье нашел  изображение какого-то животного из дерева, возможно, это родовой тотем. (См. прилож.3)

Итак, в еще сохранившихся родовых названиях жителей Мысов проступают следы тотемизма.

7

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Словарик родовых названий жителей деревни Мысы

  1. Гушша род -  род гущи.
  2. Гэрд сизь род – род красного дятла.
  3. Ёрш род – род ерша.
  4. Каруш род – род черного ворона.
  5. Кэч род – род зайца.
  6. Кэрт ныр род – род дятла.
  7. Кузь голю род – род журавля.
  8. Лёлё род – род улитки.
  9. Лось род – род лося.
  10.  Модей род – род модных.
  11.  Ош род – род медведя.
  12.  Пучей род – род короеда.

Заключение

  1. Родовые названия жителей коми-пермяцкой деревни Мысы появились очень давно в связи с тем, что у них существовала вера в покровителей рода из животного мира. В сохранившихся родовых названиях проступают следы тотемизма.
  2. Исследование показало, что родовые названия жителей Мысов можно разделить на 2 группы: 1 – названия , связанные с животным миром: ош, кэч, кузь голю, гэрд сизь, кэрт ныр, пучей, ёрш, лёлё лось, каруш,   а 2 – названия, связанные с бытом коми – пермяков: модей, гушша, балахня, курсу и др.
  3. Представления молодого поколения Мысов о том, что названия животных, добавляемые к именам людей, являются их кличками, опровергнуты, т. к. это тотемические корни коми-пермяцкого народа.
  4. Во время проведения исследования мы убедились в том, что жители знают историю своих родов, но для молодого поколения это стало интересным открытием.

Надеемся, что наша работа поможет вызвать интерес молодежи к истории своей малой родины, своего народа, своего рода, чтобы не быть Иванами, не помнящими своего родства.

12


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательская работа "Родовые названия птиц как основа образования фамилий Гусь-Хрустального района Владимирской области.

Часто ли задумываются наши ученики о том, как образованы их фамилии? А ведь это очень интересно узнать: от чего произошла та или иная фамилия. Анализируя фамилии нашего городка, мы заинтересовались те...

Методическая разработка внеклассного занятия для учителей физической культуры и воспитателей «Коми – пермяцкие подвижные игры»

Актуальность темы: Приобщение школьников в современном обществе к национальной культуре становиться актуальным педагогическим вопросом, потому что каждый народ не просто хранит свои традиции и особенн...

конспект по коми-пермяцкой литературе

Тема: Виктор Рычков «Гажа гожум», «Гажтöм юöр»....

Урок по коми-пермяцкой литературе на тему «Коми му сьылӧтiсь. М. Д. Вавилинлӧн олан да кывбуррез»

Технологическая карта по уроку коми-пермяцкой литературе, посвященного творчеству Дмитрия Вавилина...

Исследовательская работа "Происхождение и значение фамилий жителей деревни Баит"

Изучение фамилий жителей деревни Баит по способу их образования и определение лидирующих групп....