Урок по краеведению "Мы новый мир построим..." (По роману В. Смирнова "Водополь")
план-конспект урока по краеведению (8 класс) по теме
Данная работа - конспект урока по литературному краеведению в 8 классе. На уроке анализируется отрывок из романа местного писателя В.Смирнова "Водополь"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_kraevedeniyu_my_novyy_mir_postroim.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Мы новый мир построим», или Образ эпохи в романе
В.Смирнова «Водополь».
(Урок проводится в рамках факультатива по историко-литературному краеведению в 7 классе).
Цели урока:
- создать проблемную ситуацию и побудить учащихся к собственной интерпретации образа эпохи конца XIX начала XX вв, созданного в отрывке романа В.Смирнова «Водополь»;
- определить место революционных выступлении жителей г. Тейково в истории нашей страны;
- продолжить обучение анализу художественного текста.
Методические приемы:
- комментированное чтение;
- аналитическая беседа;
- дискуссия;
- предварительная исследовательская работа.
Оборудование урока.
- распечатанные отрывки из романа В.Смирнова «Водополь»
-репродукция картины Павла Филонова «Февральская революция»;
- цветные карандаши;
- оборудование для просмотра отрывка из кинофильма «Мать» режиссера В. Пудовкина.
Ход урока.
- Слово учителя.
«Мы наш, мы новый мир построим» - эти слова из песни «Интернационал» стали своеобразным символом эпохи, говорить о которой в наше время даже не модно. Но тем не менее это наша история, наше прошлое, изучать которое мы обязаны.
Мы живем с вами на территории Ивановской области. Иваново – город Первого совета, один из центров революционного движения в России. Наш город, город Тейково, тоже по праву можно назвать городом – революционером. Здесь, в Тейково, еще в 1918 году начались первые в России рабочее – крестьянские выступления за свободу, независимость, справедливость.
Об этом хорошо написал местный писатель В.Смирнов в романе «Водополь», отрывок из которого станет предметом нашего анализа. А цель нашего занятия уловить образ эпохи, созданный В.Смирновым, постараться осознать роль нашего города (в основу романа легли события, происходившие некогда на местном хлопчато – бумажном комбинате) в основе революционного движения.
Но начнем мы с информации о том времени, тех событиях, которые легли в основу романа «Водополь». Предоставим слово «историкам».
- Сообщения учеников (сообщения зачитываются, основные события, даты записываются).
Смирнов С. «Россия начала ХХ века. Революционное движение».
Максимова К. «Тейково в годы революции».
- Слово учителя.
Как видим, начало хх века – время непростое в жизни нашей страны. И нам, людям ХХI века, трудно оценить то, что пережили наши прабабушки и прадедушки.
Но каковы ваши впечатления от услышанного! Я попрошу вас передать их через цвет.
- Творческий практикум.
Посмотрите на экран, вашему вниманию представлена картина Павла Филонова «Февральская революция», написанная в графике.
Раскрасьте картину, передавая свои впечатления. (На столе у каждого учащегося лежат иллюстрации картины Павла Филонова «Февральская револьция»).
- Какие цвета вы использовали?
Красный, темно – синий, черный, серый.
- Почему?
Передают дух эпохи: борьба, кровь, жажда свободы.
-Как вы объясните «слитность» (по словам художника) образов картины?
Не всегда понятно, что происходит; кто враг, а кто друг.
- Слово учителя, беседа с классом.
Таким же настроением проникнут и эпизод романа В.Смирнова «Водополь». Сам роман, написанный в 1970 году, тейковским писателем вызвал неоднозначную оценку у критиков. Известный поэт К. Симонов высоко оценил произведение провинциала – писателя, но были и те, кто упрекал Смирнова в том, что «мало понятна авторская позиция в отношении двух противоборствующих лагерей».
- Но давайте восстановим фабулу анализируемого отрывка. Определите тему эпизода.
- Найдите в тексте эпизод «Забастовка рабочих на Петрово - городищенской фабрике» и зачитайте, как автор объясняет причины забастовки?
«Увольнение рабочих», «увольнение - означало гибель…»
- Кто герои эпизода? На сколько групп их можно разделить?
Осип Ильич Крашо, рабочие – ткачи, Лева Мокряков. Герои делятся на 2 – а противоборствующих лагеря:
Крашо и рабочие.
- Что мы узнаем из отрывка романа об Осире Крашо?
Иностранец, «наполовину англичанин, наполовину француз», директор фабрики. Злой, самодовольный,
жадный, презирает рабочих, издевается над ними.
- Как ведут себя рабочие фабрики? Выделите в тексте слова, передающие настроение ткачей.
«никто из ткачей не снял, как обычно, картузов»,
«настала такая тишина…», «мужик глядели
на него с откровенной ненавистью…»,
«унылая негромкая песня…»,
«кто – то отчаянно взвыл».
- Безысходность, отчаяние толкают людей на необдуманные поступки. Этому пример - действия Левы Мокрякова. Найдите в тексте, выразительно прочитайте сцену осады дома Крашо.
- Какую оценку вы дадите действиям Мокрякова. Что привело его к смерти?
Бессмысленная смерть. Его действия неосторожны, необдуманны.
- Как восприняли убийство Левы восставшие рабочие?
Как сигнал к действию – все рушить,
громить и даже убить Крашо.
В основу романа «Водополь» автор положил частный случай – забастовка на петрово – городищенских фабриках, но просмотрите эпизод из кинофильма «Мать» режиссера В. Пудовкина, созданному по одноименному роману М. Горького «Стачка на заводе».
- Что общего между прочитанным нами в отрывке романа и увиденного в фильме?
Рабочие действуют стихийно, они полны злобы, отчаяния, жажды справедливости.
- Какой вы видите революционную эпоху в России?
Выпишите из отрывка романа Смирнова слова, которые на ваш взгляд, дали бы характеристику конца ХIХ – начала ХХ столетия.
«Рабочие ввалились…», «заорали», «загикали»,
«из окон полетели зеркала, стулья, подушки – перины…».
- Выводы урока.
Стихийность, злоба, жестокость с одной стороны, а с другой – отчаяние, жажда справедливости, счастья для себя и своих детей – вот стороны полной противоречий эпохи, о которой мы говорили сегодня на уроке.
Мы работали над отрывком романа местного писателя, описавшего частный случай – забастовку рабочих в одном из маленьких городков России. Но такие маленькие стачки переросли в большие и значительные события, потрясшие Россию начала XX века.
Домашняя работа: подобрать материал к слайду мультимедийной презентации по памятнику В.И. Ленина, стоящему в центре города.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мы наш, мы новый мир построим!
Сценарий и презентация ко дню защитников Отечества....
Реальная математика.Применение ЗУН и СД в реальной жизни. Урок "Что нам стоит дом построить".
Как применить умения и знания,полученные на уроках в реальной жизни?...
Реальная математика.Применение ЗУН и СД в реальной жизни. Урок "Что нам стоит дом построить". Приложение 1
Как применить умения и знания,полученные на уроках в реальной жизни?...
Реальная математика.Применение ЗУН и СД в реальной жизни. Урок "Что нам стоит дом построить". Приложение 2
Как применить умения и знания,полученные на уроках в реальной жизни?...
Реальная математика.Применение ЗУН и СД в реальной жизни. Урок "Что нам стоит дом построить". Приложение 3
Как применить умения и знания,полученные на уроках в реальной жизни?...
Реальная математика.Применение ЗУН и СД в реальной жизни. Урок "Что нам стоит дом построить". Приложение 3
Как применить умения и знания,полученные на уроках в реальной жизни?...
Реальная математика.Применение ЗУН и СД в реальной жизни. Урок "Что нам стоит дом построить". Приложение 4
Как применить умения и знания,полученные на уроках в реальной жизни?...