Природа родного края в произведениях В.И. Юровских.
план-конспект урока по краеведению (5 класс) по теме

Силкина Елена Фёдоровна

Урок краеведения в 5 классе по теме "Родная природа в произведениях писателей Зауралья"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _urok_po_yurovskikh.rar2.85 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Природа родного края в произведениях В.И. Юровских.

Тип урока: комбинированный урок.

Цели:

обучающая: познакомить обучающихся с жизнью и творчеством В.И. Юровских; развивающая: развить художественное видение, образное мышление и воображение; воспитывающая: воспитать интерес к творчеству писателя, привить любовь к родной природе.

Задачи: 1. Познакомить обучающихся с произведениями В.И. Юровских(2-3 по выбору), 2.Проанализировать произведение В.И. Юровских «Журавлиные корни», 3.Показать значение природы в жизни героев этих произведений, 4. Показать любовь автора к малой Родине.

Оборудование: портрет писателя, выставка книг В.И. Юровских, репродукции зауральских художников о природе.

Ход урока.

Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята!

Слово учителя.

         Родная природа всегда являлась неисчерпаемым источником для поэтов, писателей. Пейзажные зарисовки передают настроения, чувства человека, созвучны его душе. Разнообразны и выразительны образы родной природы в произведениях русских писателей. Они посвятили природе разных времен года множество своих творений. К таким писателям относится и наш земляк Василий Иванович Юровских, встреча с творчеством которого нам сегодня предстоит.

Сообщение ученика. Автобиография В.И. Юровских.  

 Я из крестьян. Родился 25 декабря 1932 года в селе Юровка Далматовского района (до февраля 1963 года – Уксянского). Родители происходили из беднейших крестьян. Отец так и остался неграмотным, а маму, выросшую «в людях», научили читать и писать в семье известного у нас доктора Словцова.

В родном селе окончил семилетку, затем учился в Уксянской средней школе, но из-за тяжелого материального положения оставил учебу. Отец вернулся с фронта инвалидом войны второй группы, а мама работала техничкой в Юровской школе и получала ничтожную зарплату. Пришлось до призыва на солдатскую службу работать в колхозе.
          Сочинять стал еще в начальных классах: слагал стихи, записывал бабушкино присловье и все, что видел в родных лесах. Семиклассником дерзнул написать даже две повести, и с кипой тетрадей был в гостях у Павла Петровича Бажова. По стихам первым моим наставником стал поэт Эдуард Асадов, с которым подружились мы тридцать лет назад. Столько же лет и моей первой публикации на страницах Уксянской райгазеты «По сталинскому пути» (с 1965 она именуется «Вперед»). В нее я посылал стихи, когда служил в армии, в нее пришел работать после службы в ноябре 1955 года.
         За двадцать лет работы газетчиком незаметно отошел от стихов к миниатюрам о природе. Они и составили мою первую книжку «Снегириное утро», выпущенную Южно-Уральским книжным издательством в 1968 году с напутственным словом Дмитрия Павловича Зуева. Однако в свои литературные опыты поверил серьезно лишь тогда, когда в 1972 году в девятой книжке журнала «Новый мир» напечатал подборку моих новелл о природе редактор журнала Валерий Алексеевич Косолапов. Этому прекрасному человеку я по гроб обязан не только появлением своего имени на страницах журнала, а и всей дальнейшей жизнью.

Свое писательство не мыслю без создания у нас в области писательской организации, которую целое десятилетие возглавлял старейший поэт Урала, человек редкой душевности и сердечной чуткости Яков Терентьевич Вохменцев. Дружба с ним и Виктором Потаниным поставила меня на ноги, а крупнейшие художники отечественной литературы Виктор Петрович Астафьев и Евгений Иванович Носов сыграли огромнейшую роль в моей судьбе. Они рекомендовали меня в Союз писателей СССР и мне до конца дней надо оправдывать их доверие.

          С 1976 года я ушел на творческую работу. Печатался в журналах «Наш современник», «Молодая гвардия», «Урал», «Подъем» и «Уральский следопыт», в десятках коллективных сборниках.

Рассказ, давший название книги «Синие пташки-пикушки» переведен и напечатан в Польше. Повесть «Журавлиные корни» вошла в трехтомник «Соверменная уральская повесть» - Свердловск, Средне-Уральское книжное издательство, 1981 год.  В комсомол вступил в 1948 году, с 1957 года член КПСС и член журналистов. Член Союза писателей с 1975 года.

22 октября 1982 года

Беседа с классом.

- Каково было происхождение В.И. Юровских?

- В каком возрасте начал пробовать писать?

- Кто сыграл важную роль в творческой судьбе писателя?

Слово учителя.

Обратимся к произведению В.И. Юровских «Журавлиные корни». Это повесть в рассказах, автобиографичная. Посвятил ее Василий Иванович своему отцу Ивану Васильевичу Юровских. Василий Иванович принадлежит к таким авторам, которые пишут о лично виденном и пережитом. В его сюжетах нет необычных, исключительных ситуаций, острой злободневности. Его привлекает повседневная жизнь, обыкновенная, примелькавшаяся. Но не все могут сделать из обыденного художественное, а он обладал таким даром. В своих произведениях В.И. Юровских нам рассказывает о том, что мы и так видим и знаем, но не подозреваем, что за той простой жизнью, которая нас окружает, скрывается столько интересного, захватывающего.

Работа с хрестоматией.

Чтение рассказа «Журавлиные корни» (учителем).

 ЖУРАВЛИНЫЕ КОРНИ


            Тоскливо одному в избе и пуще того есть охота. А заслонку в печи и шевелить нечего: мама поставила кринку простокваши на творог. И чугунок на шестке пустой, остатки "трахмального" киселя я насухо выскреб.

Чего делать, куда пойти промышлять? Вороны и сороки яички свои давно запарили, сушеную картошку собирать боязно - всходы уже проклюнули и зеленым дымом окутали пашню. Если по водополице прогонял нас оттуда хромой бригадир Сано Кочненок и отбирал ведра с мерзлой картошкой, то сейчас живо потащит в сельсовет на глаза какому-нибудь уполномоченному.

Чего делать? Кольша с Нюркой в Пески ушли, дяде Василью дрова пилить. Поди, только завтра и воротятся домой...

И тут с заулка в окно бабушка побрякала и поманила меня за ограду. Выскочил я на крылечко и махом через заплот перепрыгнул. Обрадовался. Бабушка чего-то скажет.

- Что закручинился, Васько? Айда-ко на угор за пропиталом,- притянула она меня к себе.

- За каким, бабушка? Чо в лесу-то найдем? Кислетка не отросла, пиканов нету.

- А знаешь, что я надумала? Журавлиные корни испробовать на еду.

- Какие журавлиные корни?

- Дак я же показывала их тебе. Спомни-ко? Стебли-то тебе до пупа, с одной стороны листочки гребешком, такие сизоватые. А низом цветочки мелкие, бело-зеленые. Купеной правильно зовется. Ею, Васько, сколь людей лечила я. Ну, ревматизму, грыжу, поясницу и ишшо кое-что. А теперя ее на пищу бы попробовать.

- Счас, счас, бабушка! - кинулся я через заплот. В чулане взял корзинку, закрыл сени изнутри на жердь-запорину и был готов идти с бабушкой хоть куда.

...Май обсушил и обогрел землю, из нее прощипнулась и резво пошла в рост всякая трава. Расправлял-разглаживал мягкие морщины на первых лопушинах репей, фиолетовые ростки крапивы притворялись нежалючими, а щепотки полыни сразу заявляли о себе горьковатым духом. Уже не кололо босые ноги, подошвы ласкал загустевший конотоп - удивительно терпеливая и выносливая травка.

Спустились мы в подгорку к речке и на против Серофимьиного огорода бродком перешли на левый берег. Крутишка врезалась в тальниковые берега, но текла довольно хлестко, на поворотах и по намывам-запрудам сердито пошумливала, вертела-буравила свеженачатые в половодье ямины и омутки. Вода там была мутно-коричневой, выкруживала со дна ил и песок, отсеивала к берегам галечки и зернинки песка. Сюда же попадали посудные черепки, извитые раковинки и бледно-синие лепешки съедобной глины - "каменного масла".

Покуда бабушка оттирала ноги - вода студеная, и на суше у нее заломило суставы, - я копнул живой ворох песка, выудил плоские лепешки и тут же сунул в рот.

- Лампасейками угощаешься, - заметила бабушка. - Поешь, поешь на здоровье... Поискать бы чертовы пальцы. Из Степахиного ложка их кажну вешну намывает. Да некогда сёдни, журавлиные-то корни копать да рыть надо.

…Пересекли луговину, пока зыбко-сырую; пробрели болотинку с шубный лепень, где воды было уже тонко, и она, теплая, загустела закисавшей зеленью. За розовой красноталиной выбрались на дорогу и поднялись по ней на угор. Дорога не углажена, не укатана, и комочки сохлой грязи больно потыкивали необвыкшие подошвы. А уж за лето кожа до того задубеет - боярка не страшна. Ступишь в траве на сухие ветки, и только иголки захрустят. Нет, не проколоть им тогда наши подошвы. А сейчас на шиповник угоди, и то насадишь занозок. Потом после бани ковыряй их хомутной иголкой...

Но некогда оберегать ноги. Бабушка вон свернула с дороги под березы и осины, бумажно зашуршали пересохшие листья. Я побежал к ней и спугнул из вишняка задремавшую пташку-овсянку. Она с перепугу пискнула и шлепнула белую капельку на листок медуники. А когда села высоко на сучок и осмелела, стала разглядывать нас с бабушкой.
              Мы ползаем на коленках вокруг стеблей купены, разгребаем сопревшие рыхло-бурые листья и роем землю. И там не вглубь, а вдоль тянутся узловато-белые, с тонкими ворсинками журавлиные корни. А за что их журавлиными назвали? Ага, вот весь корень целым откопал, и так он похож на длинную ногу журавля. Надо у бабушки спросить...

- Что тут сказать, Васько! Верно ты угадал. А мне моя бабушка говорила: журавли осенями в теплы края улетают, зиму переждать на чужбине. Земля-то родимая у них здеся. И чтоб воротиться весной, не заблудиться им, оставляют оне корни дома. Как прилетают журавли, так и корни оживают. Стебель-то вишь какой! Навроде перо журавлиное с правой стороны, а низом цветочки. Опосля ягоды нальются темно-синие. И как закурлыкают на отлете журавли, осыпаются оне на землю.

…Корней в корзинках все больше и больше. На них малыми медвежатами налетают шмели, кружат и недовольно ворчат-дундят. А муравьи дружной артелкой берутся за корешок, хотят утащить его обратно в землю. Непонятно им: зачем люди роют журавлиные корни?

- Отвозились мы с тобой, Васько, - смеется бабушка, когда снова переходим бродом речку. - Умоемся-ко...

Мы умываемся сами, ополаскиваем и корни.И потом торопимся домой. Уж завтра-то изведаем вкус журавлиных корней...

Утром мама парит на вольном жару журавлиные корни. И когда они разбухают и выпирают из ведерного чугуна, мама подхватывает его ухватом и вытаскивает на шесток.

Пробует: уварились ли?

- Мягкие. Иди, Васька, чисти и толки в ступке.

Я спрыгиваю с полатей и аккуратно чищу корни. Они вязко-липучие и белые-белые. И что-то знакомое напоминают... Перед войной тятя привез нам из города две буханки белого хлеба. Ели их в потемках, а в памяти остался светлый мякиш буханок. Так то был хлеб, а тут корни.

Скоро ли, скоро ли испекутся лепешки?.. Их на два листа хватило.

Попробовали пышные лепешки: вкусные и сытные. Ели и обжигались, запивали мелкими глотками холодного молока. А я радовался: нашли мы с бабушкой пропитание, не замрем до ягод и груздей. Но скоро после застолья всех нас слихотило и стало рвать. Я ползал у кладовки, стонал и харкался. Мама отпаивала нас молоком и твердила:

       - Испробовали, и ладно. Живые, и ладно. А корни-то жабрея вредней.

          Полегчало мне, и я прямо огородами побежал к бабушке. Она, бледная и вялая, лежала на нижнем голбце. Я слазал в яму за молоком, стал отпаивать бабушку.

        - Охо-хо... - постанывала она. - Ревматизму, грыжу и поясницу лечила я купеней-то, а от голоду не годна она, Васько. Ядовита она. Дак испробовать охота было...

       - Ничо, ничо, баушка, скоро кобыляк отрастет, кислетка и пиканы вырастут. Не замрем, правда?
       - Не замрем, Васько, - приподнялась на голбце бабушка и так хорошо улыбнулась мне глазами и всеми морщинами. - А знаешь, что я ишшо надумала испробовать, а? Токо мотри, никому не говори...

          Милая, милая моя покойная бабушка, Лукия Григорьевна... Как вовремя пришла на ум мне твоя просьба, а то уж с языка вот-вот и сорвалось бы, чего мы еще пробовали с тобой, какое "лекарство" искали. И не от хвори. Как-то и не хворалось нам тогда. А от голода. И нашли, не замерли...

           А все же не забываются мне журавлиные корни. Вспоминаю, когда хожу лесами и вижу похожую чем-то на ландыш купену... И часто-часто моргаю, когда сентябрьское небо окликает меня журавлиными голосами. Они расстаются с родиной, а корни их остаются здесь. И мои корни тут же, где стала пухом бабушке родимая земля.

Беседа с классом. (вопросы задает учитель и предполагаемые ответы учеников)

- Кто герои произведения? (Бабушка Лукия Григорьевна и внук Васька).

- Как вы думаете, сколько мальчику лет? (лет 11-13)

- Мы говорим, что рассказ автобиографичен, т.е. Васька – лирический двойник автора. В каком году родился В.И. Юровских? (в 1932 году). В каком году ему было 11-13 лет, посчитайте? (1943-1945 Великая Отечественная война).

- Война – голод, нужда, лишения, страдания.

- О чем это произведение? (О Родине, о Малой Родине. Зачитать последний абзац). Еще о чем?(О детстве, о трудном военном детстве, не детских заботах, о раннем повзрослении в суровом познании жизни).

- Чем заняты бабушка с внуком? (Ищут еду, «пропитал». Находят, но… зачитать эпизод).

(Утром мама парит на вольном жару журавлиные корни. И когда они разбухают и выпирают из ведерного чугуна, мама подхватывает его ухватом и вытаскивает на шесток. Пробует: уварились ли?

- Мягкие. Иди, Васька, чисти и толки в ступке. Я спрыгиваю с полатей и аккуратно чищу корни. Они вязко-липучие и белые-белые. И что-то знакомое напоминают... Перед войной тятя привез нам из города две буханки белого хлеба. Ели их в потемках, а в памяти остался светлый мякиш буханок. Так то был хлеб, а тут корни. Скоро ли, скоро ли испекутся лепешки?.. Их на два листа хватило. Попробовали пышные лепешки: вкусные и сытные. Ели и обжигались, запивали мелкими глотками холодного молока. А я радовался: нашли мы с бабушкой пропитание, не замрем до ягод и груздей. Но скоро после застолья всех нас слихотило и стало рвать.)

- Какими качествами обладают герои?(Любопытством, усердием, трудолюбием, настойчивостью, жизнелюбием. Зачитать эпизоды).

(Мы ползаем на коленках вокруг стеблей купены, разгребаем сопревшие рыхло-бурые листья и роем землю.

 - Не замрем, Васько, - приподнялась на голбце бабушка и так хорошо улыбнулась мне глазами и всеми морщинами. - А знаешь, что я ишшо надумала испробовать, а? Токо мотри, никому не говори... )

- Чем необычна речь героев?(В ней много диалектизмов. Например, пропитал, закручинился, айда-ко, покуда, слихолетило, опосля и др.)

- С какой целью использует их писатель?(Они делают речь более живой, настоящей).

- Найдите описание природы и зачитайте.

( ...Май обсушил и обогрел землю, из нее прощипнулась и резво пошла в рост всякая трава. Расправлял-разглаживал мягкие морщины на первых лопушинах репей, фиолетовые ростки крапивы притворялись нежалючими, а щепотки полыни сразу заявляли о себе горьковатым духом. Уже не кололо босые ноги, подошвы ласкал загустевший конотоп - удивительно терпеливая и выносливая травка.

 …Корней в корзинках все больше и больше. На них малыми медвежатами налетают шмели, кружат и недовольно ворчат-дундят. А муравьи дружной артелкой берутся за корешок, хотят утащить его обратно в землю.)

- Какая она? (Май. Природа еще скудная, только начинает все расти).

- Но посмотрите, как автор словесно рисует ее, показывая мельчайшие детали, используя художественно-выразительные средства. (зачитать).

(Расправлял-разглаживал мягкие морщины на первых лопушинах репей, фиолетовые ростки крапивы притворялись нежалючими, а щепотки полыни сразу заявляли о себе горьковатым духом. Уже не кололо босые ноги, подошвы ласкал загустевший конотоп - удивительно терпеливая и выносливая травка.

 Крутишка врезалась в тальниковые берега, но текла довольно хлестко, на поворотах и по намывам-запрудам сердито пошумливала, вертела-буравила свеженачатые в половодье ямины и омутки. Вода там была мутно-коричневой, выкруживала со дна ил и песок, отсеивала к берегам галечки и зернинки песка.

 …малыми медвежатами налетают шмели, кружат и недовольно ворчат-дундят. А муравьи дружной артелкой берутся за корешок, хотят утащить его обратно в землю.)

- Посмотрите, как великолепна картина наступающей весны. Первая зелень конотопа, репья, жужжание шмеля, журчание воды. Все это создает чувство спокойствия, радости, уверенности в будущем. Полон жизни и движения мир природы.

- Автор с нежностью описывает на первый взгляд обыденные вещи. Через отношение к природе видна любовь к Родине.

- Какую роль играет природа в произведении? (Природа – жизнь, природа – кормилица. Не дала умереть в трудные голодные годы).

( - Ничо, ничо, баушка, скоро кобыляк отрастет, кислетка и пиканы вырастут. Не замрем, правда?
Милая, милая моя покойная бабушка, Лукия Григорьевна... Как вовремя пришла на ум мне твоя просьба, а то уж с языка вот-вот и сорвалось бы, чего мы еще пробовали с тобой, какое "лекарство" искали. И не от хвори. Как-то и не хворалось нам тогда. А от голода. И нашли, не замерли...
)

Слово учителя:

В рассказе «Журавлиные корни» В.И. Юровских предстает как художник слова, мастер описания природы. Он умеет так описать окружающий мир, что мы чувствуем краски майского дня, запахи и звуки.

Виктор Федорович Потанин – зауральский писатель, друг В.И. Юровских писал: «В книгах Василия Юровских много любви к родной природе и к отчему дому – к той малой родине, где возник человек на свет. …Его книги наполнены поэзией жизни и живой природы».

( А все же не забываются мне журавлиные корни. Вспоминаю, когда хожу лесами и вижу похожую чем-то на ландыш купену... И часто-часто моргаю, когда сентябрьское небо окликает меня журавлиными голосами. Они расстаются с родиной, а корни их остаются здесь. И мои корни тут же, где стала пухом бабушке родимая земля.)

Домашнее задание:

  1. Прочитать рассказ В.И. Юровских «Столешница».
  2. Приготовить подробный пересказ понравившегося эпизода.

Рефлексия: 1. Мне было интересно на уроке.

                        Мне было не интересно на уроке.

                     2. Я доволен своей работой на уроке.

                         Я не доволен своей работой на уроке.

Литература:

  1. Хрестоматия по региональному курсу «Литературное и фольклорное Зауралье». 6 класс / Авт. – сост. О.Г. Шаврина, Е.А. Сергеева; Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области. – Курган, 2009.
  2. Фольклор и литература Зауралья: Программа курса. 6-11 классы / Авт. – сост. О.Г. Шаврина; Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области. – Курган, 2008.
  3. Юровских В.И. Родное гнездовье: Повесть в рассказах, новелла. Вступ. статья Ю. Селезнева. М.: Современник, 1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Природа родного края

Внеклассное мероприятие для учащихся 7-8 классов. Интеллектуальная игра  в которой принимают участие 2 команды. В кажом туре по 5 вопросов о растительном и животном мире....

Конспект урока " Поэты Ставрополья о родном крае и о природе родного края"

Урок знакомит учащихся 6-7 классов с творчеством поэтов Ставропольского края и раскрывает особенности лирических произведений о природе родного края. Урок сопровождается презентацией. К уроку прилагаа...

Презентация к уроку "Поэты Ставрополья о родном крае и о природе родного края"

Презентация содержит основные сведения о  жизни и творчестве писателей  Ставропольского края  И. В. Кашпурова,  Г. С.Фатеева, с. Рыбалко....

Природа родного края глазами поэтов

Работа содержит в себе стихотворения поэтов саратовской области, а также краткую биографию авторов...

Тематические тесты по курсу "Природа родного края" для 6 класса

Материал по курсу "Природа, история и культура Ленинградской области" для 6 класса...

Природа родного края

Руководитель проекта: Вагнер Елена Сергеевна, учитель английского языкаАвтор(ы) проекта :Максимов Максим, ученик 8 «А» классаЦелевая аудитория: учащиеся 8-9 классовТема: Природа родного края, Место гд...