Урок краеведения: « Географическое положение Челябинской области», 6 класс.
план-конспект урока по краеведению (6 класс) на тему
Тема урока: « Географическое положение Челябинской области».
Программа по краеведению 6 класс \ под ред. Кузнецова В.М. – Челябинск: Абрис, 2008
Тип занятия: урок - изучение нового материала.
Вид занятия: урок-исследование.
Средства обучения:
1. Учебник: Челябинская область. Краеведение. Учебное пособие для 6 класса. – Челябинск: Абрис, 2009.
2. Презентации: Географическое положение Челябинской области
3. Экспертный лист (4 экземпляра).
5. Мультимедийный проектор.
6. Контурные карты, атласы по географии Челябинской области. - Челябинск: Абрис.
7. Познай свой край. Атлас Челябинская область. -Челябинск: «Абрис».
Цель: Дать знания учащимся о географическом положении Челябинской области
Задачи урока:
- Дать знания учащимся о географическом положении Челябинской области, ее границах, соседях;
- Развивать умения учащихся составлять картосхему «Географическое положение области», читать карту Челябинской области;
- Используя занимательный материал, прививать интерес к изучению родного края.
- Воспитывать чувство гордости за свою Родину, свой край.
Методы урока: Частично-поисковый, практическая работа.
Приёмы обучения: работа с презентацией, заполнение таблицы, работа с контурной картой.
Планируемые результаты работы:
Личностные УУД: личностное самоопределение.
Регулятивные УУД: действия обеспечивающие организацию учащимся своей учебной деятельности; целеполагание как постановка учебной задачи; планирование; коррекция; элементы волевой саморегуляции.
Познавательные УУД:общеучебные – поиск и выделение необходимой информации; умение структурировать знания; умение осознано и произвольно строить речевое высказывание; определение основной и второстепенной информации. Универсальные – анализ объектов.
Коммуникативные УУД: планирование учебного процесса с учениками; инициативное сотрудничество в поиске.
Литература:
1. Дерягин В.В., Гитис М.С. Краеведение. Учебник для основной школы. 6 класс. Челябинск: Абрис, 2008 год.
2. Андреева М. А., Маркова А.С. География Челябинской области: Учеб. Пособие для учащихся 7-9 классов основной школы. Челябинск: ЮУКИ,2002.
3 Челябинская область. Атлас: Учебное пособие. -Челябинск: «Абрис»
4. Познай свой край. Контурные карты по географии Челябинской области. – Челябинск: «Абрис», 2006
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
geoograficheskoe_polozhenie_chelyabinskoy_oblasti.doc | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
6 класс.
Тема урока: « Географическое положение Челябинской области».
Программа по краеведению 6 класс \ под ред. Кузнецова В.М. – Челябинск: Абрис, 2008
Тип занятия: урок - изучение нового материала.
Вид занятия: урок-исследование.
Средства обучения:
1. Учебник: Челябинская область. Краеведение. Учебное пособие для 6 класса. – Челябинск: Абрис, 2009.
2. Презентации: Географическое положение Челябинской области
3. Экспертный лист (4 экземпляра).
5. Мультимедийный проектор.
6. Контурные карты, атласы по географии Челябинской области. - Челябинск: Абрис.
7. Познай свой край. Атлас Челябинская область. -Челябинск: «Абрис».
Цель: Дать знания учащимся о географическом положении Челябинской области
Задачи урока:
- Дать знания учащимся о географическом положении Челябинской области, ее границах, соседях;
- Развивать умения учащихся составлять картосхему «Географическое положение области», читать карту Челябинской области;
- Используя занимательный материал, прививать интерес к изучению родного края.
- Воспитывать чувство гордости за свою Родину, свой край.
Методы урока: Частично-поисковый, практическая работа.
Приёмы обучения: работа с презентацией, заполнение таблицы, работа с контурной картой.
Планируемые результаты работы:
Личностные УУД: личностное самоопределение.
Регулятивные УУД: действия обеспечивающие организацию учащимся своей учебной деятельности; целеполагание как постановка учебной задачи; планирование; коррекция; элементы волевой саморегуляции.
Познавательные УУД:общеучебные – поиск и выделение необходимой информации; умение структурировать знания; умение осознано и произвольно строить речевое высказывание; определение основной и второстепенной информации. Универсальные – анализ объектов.
Коммуникативные УУД: планирование учебного процесса с учениками; инициативное сотрудничество в поиске.
Литература:
1. Дерягин В.В., Гитис М.С. Краеведение. Учебник для основной школы. 6 класс. Челябинск: Абрис, 2008 год.
2. Андреева М. А., Маркова А.С. География Челябинской области: Учеб. Пособие для учащихся 7-9 классов основной школы. Челябинск: ЮУКИ,2002.
3 Челябинская область. Атлас: Учебное пособие. -Челябинск: «Абрис»
4. Познай свой край. Контурные карты по географии Челябинской области. – Челябинск: «Абрис», 2006
Содержание урока:
1. Организационный этап | |
Ведущая деятельность | |
Учитель | Ученик |
Приветствие учеников, проверка готовности к уроку | Приветствуют учителя, настраиваются на работу по ходу урока, проверяют готовность своего рабочего |
1. Показ слайдов с изображением Челябинской области. 2. Мотивационная беседа. - Мы не перестаем удивляться богатству и разнообразию природы. Широко раскинулись горы, прорезанные бурными реками. На склонах и вершинах горных хребтов – обширные каменные россыпи, скалы, крутые обрывы, смешанные леса. Всё это Челябинская область. Среди необъятных просторов страны есть местность, где ты родился и живёшь. Это - твой родной край. Чем лучше знает человек свой край, тем больше он его любит. Наша землячка поэтесса Людмила Татьяничева описала наш край в стихотворении: Живу я в глубине России. Проживая на территории нашей области, любуясь его природой. Мы должны с вами знать его географический «адрес» на Земле, т. е. другими словами, что мы должны знать? | Слушают и определяют тему урока – Географическое положение Челябинской области |
2. Этап усвоения новых знаний. | |
Ведущая деятельность | |
Учитель | Ученик |
Работа с учебником определяем площадь области сравнение по площади с другими государствами протяжённость с севера на юг, с запада на восток, длина границы (работа с атласом Челябинской области, учебником, записи в тетрадь)
определение крайних точек (работа с атласом, записи в тетрадь) Существуют еще и природные границы. Так, через территорию области проходит граница между Европой и Азией.
Определяем Административный центр области, Географическим центром – Пограничные территории (работа с атласом) | На Южном Урале расположена Челябинская область, где мы и живем. Она занимает 88,5 тысяч кв. км. По площади область больше Австрии и Ирландии и превосходит в два раза такие европейские государства, как Дания, Нидерланды и Швейцария. Общая протяжённость границ области составляет 2750 км. На севере Челябинская область граничит со Свердловской областью – 260 км, на востоке – с Курганской – 410 км, на юге – с Оренбургской – 200 км, на западе – с республикой Башкортостан – 1150 км. Юго-восточная часть границы области с Казахстаном (730 км) На севере – деревня Подкорытово (Каслинский район); На юге – поселок Синий Шихан (Брединский район); На востоке – поселок Крутоярский (Октябрьский район); На западе – поселок Точильный (Ашинский район). См. рис. на стр.26,27 является город Челябинск Работа с учебником в 3 км на юго – восток от села Нижнеусцелемово в Уйском районе. Юго-восточная часть границы области с Казахстаном (730 км) является государственной границей Российской Федерации. |
3. Применение знаний и умений | |
Ведущая деятельность | |
учителя | учащихся |
Организация заполнения таблицы по Оценка ЭГП Челябинской области | Заполнение таблицы. |
положительные и отрицательные черты ЭГП области (работа с таблицей). Заполнив таблицу, мы сможем ответить на вопрос: почему в годы войны Урал и наша область имели возможность в спокойной обстановке ковать оружие для фронта | Положительные черты: положение почти в центре Европы, на стыке двух частей света – Европы и Азии, положение между Европейской частью и Сибирью, «Соседское положение» с индустриальным Средним Уралом и такими государствами и районами, как Башкортостан, Казахстан, Западная Сибирь, богатыми топливными ресурсами Отрицательные черты: незащищённость с северо-востока, востока и юго-востока, на большом удалении от морей и океанов. Учащиеся отвечают на поставленный вопрос: Располагаясь почти в центре страны, область находится на значительном удалении от внешних границ. В период Великой Отечественной войны Урал и область оставались за пределами радиуса военных действий и имели возможность в спокойной обстановке ковать оружие для фронта. |
4. Этап закрепления нового материала. | |
Ведущая деятельность | |
учителя | учащихся |
Практическая работа по составлению картосхемы «Географическое положение Челябинской области» Задания: Используя физическую карту Челябинской области в атласе, нанеси границу области на контурную карту. Подпиши на ней соседей области, крайние точки, административный и географический центры. Используя рисунок учебника нанеси на к\к границу между Европой и Азией, отметь города Златоуст, Магнитогорск, Верхнеуральск. Работу выполняй аккуратно, надписи делай простым карандашом! | 1. Заполнение контурной карты. |
7. Рефлексия | |
Задает вопросы:
| Отвечают на вопросы учителя. Анализируют собственную деятельность на уроке. |
5. Инструктаж по выполнению домашнего задания. | |
Ведущая деятельность | |
Составить кроссворд «Географическое положение Челябинской области» - 10 слов, используя текст учебника, параграф. | Записывают домашнее задание. |
Приложение:
Оценка ЭГП Челябинской области
Положительные черты | Отрицательные черты |
|
Положительные черты | Отрицательные черты |
1. Положение почти в центре Европы | 1. Незащищённость с северо-востока, востока и юго-востока |
2. На стыке двух частей света – Европы и Азии | 2. На большом удалении от морей и океанов |
3. Положение между Европейской частью и Сибирью |
|
4. «Соседское положение» с индустриальным Средним Уралом и такими государствами и районами, как Башкортостан, Казахстан, Западная Сибирь, богатыми топливными ресурсами |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по географии 9 класс по теме "Экономико- географическое положение Липецкой области"
Тема урока по географии "Экономико-географическое положение Липецкой области"...
Географическое положение Саратовской области.Географическое краеведение, 6 класс
Изучить особенности географического положения Саратовской области, дать знания о границах Саратовской области и пограничных областях, учить работать с географической картой, познакомить с администрати...
Презентация 6 класс по краеведению: "Административное устройство Челябинской области и города Троицка"
Презентация по курсу краеведения. Содержит информацию о географическом положении, размерах области, изображение флага, герба области и города Троицка, карту областного административного устройства....
Презентация 6 класс по краеведению: "Административное устройство Челябинской области и города Троицка"
Изучение темы "Атмосфера" в 6 классе, в презентация помогает изучать различные типы облаков на фоне родного города....
урок-практикум "Географическое положение Африки" - 7 класс в стихах
Урок- практикум, путешествие по теме "Географическое положение Африки" в стихах.В ходе урока учащиеся знакомятся с географическим положением Африки в игровой форме - путешествие.Игровая форма позволяе...