культура края 8 класс
рабочая программа (краеведение, 8 класс) по теме

Варфоломеева Татьяна Геннадьевна

Краеведение 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon краеведение 8 класс137 КБ

Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»

Руководитель МО

_____________/Г.Э.Шлингер/

Протокол №_____

от «__ _»_____________2013 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МОУ  СОШ п.Юбилейный

_____________/Жидеева Е.Н./

от «     » августа 2013 г

«Утверждено»

Директор МКОУ  СОШ п.Юбилейный

____________/Тимофеева М.А./

Приказ №  

от «     » августа 2013 г

Рабочая программа педагога

Учителя Варфоломеевой Татьяны Геннадьевны

по курсу «Культура края» 8 класс

базовый уровень

Рассмотрено на заседании педагогического совета

Протокол №      от «     » августа 2013 г.

2013 - 2014 учебный год

Пояснительная записка

Программа для 8 класса общеобразовательных школ  «Культура края» авторы: Гаврилова Г.Н., Колесова Е.В. (34 ч., 1 ч. в неделю, резерв времени)

Главным объектом изучения является культура края. Через краеведение осуществляется связь школы с жизнью малой родины, с его художественной культурой, с людьми, созидающими художественные и эстетические ценности. В ходе изучения курса у учащихся развиваются познавательные интересы, любовь к историческим и художественным памятникам, нравственная и гражданственная ответственность за судьбу родного края и Родины.

Цель курса — сформировать у учащихся представления о культуре края как о части отечественной культуры.

Задачи курса:

  1. изучить художественное наследие в аспекте общественной и культурной жизни края;
  2. расширить образовательный и мировоззренческий кругозор школьников, повысить общую и эстетическую культуру, воспитывать чувство патриотизма, любви к своей малой родине;
  3. выявить связи народного искусства с бытом и культурными традициями края, обычаями, образом жизни;
  4. на материале конкретных произведений живописи, зодчества, музыки, театра и других видов искусства раскрыть особенности художественно-образного мышления мастеров родного края.

Огромные возможности в применении регионального компонента раскрываются в русле повышения эмоциональности предмета, образности раскрытия исторического прошлого, выхода на темы культуры повседневности, обращение к памятникам материальной и духовной культуры региона.

Принципиальным отличием курса от других культурологических дисциплин является воспитательная, мировоззренческая направленность содержания. Она выражается прежде всего в том, чтобы увидеть «большое в малом», постичь высокий нравственный смысл национальных художественных традиций  в разных его проявлениях. Построение и содержание курса определяется его общеобразовательным и пропедевтическим значением, возрастными особенностями познавательных возможностей учащихся, а также наличием опорных знаний и умений, сформированных у детей при изучении курса изобразительное искусство, музыка и мировая художественная культура. Вопросы культуры как совокупности художественных ценностей, воплощенных в народном творчестве и профессиональном искусстве, стоят в центре краеведческой линии 8 класса. На территории Саратовской области располагаются уникальные культурные объекты, созданные поколениями проживающих народов. Памятниками архитектуры интересны города: Вольск, Хвалынск, Петровск, Аткарск, Красноармейск, Энгельс, Новоузенск, Балаково, Пугачев, Маркс. Саратовская область располагает огромным культурным потенциалом, который может служить основой возрождения и активизации культурной жизни всего региона.

Главным смысловым стержнем программы должна стать связь искусства с жизнью человека.. Вопросы культуры края могут быть решены на базе практико- ориентированной работы учащихся через призму ученической исследовательской деятельности, через метод учебных проектов как системный компонент учебно-воспитательного процесса, позволяющий построить его на принципах проблемного и деятельностного подходов, личностно ориентированного обучения, педагогики сотрудничества. Формами работы может быть посещение музеев, выставок, создание презентаций, творческих практических работ.

Предлагаемый перечень объектов художественной культуры не является стабильным для каждого образовательного учреждения. Именно расширение поиска новых памятников, предметов, объектов искусства и других достопримечательностей является первоочередной задачей

Содержание тем учебного курса

Вводное занятие - 1 ч.

 Что изучает курс «Культура края». Диагностическое тестирование на знание памятников культуры родного края.

«Каменная летопись края» - 5 ч. К числу объектов, предлагаемых к изучению, следует отнести:

1.Памятники градостроительного искусства: архитектурные комплексы и ансамбли.

2. Памятники жилой архитектуры: городские и сельские жилые дома, усадьбы, особняки.

3.Памятники гражданской общественной архитектуры: театры, музеи, библиотеки, вокзалы и т.д.

4.Памятники культовой архитектуры- монастыри, соборы, часовни и т.д.

5. Памятники садово-паркового искусства- парковая декоративная скульптура, фонтаны, объекты малых архитектурных форм.

6. Архитектурно- скульптурные комплексы; архитектурные монументы- обелиски, колонны, стелы, арки; архитектурный металлический декор.

Русский классицизм в архитектуре. Дворянские и купеческие особняки, культовые здания, разрушенные и сохранившиеся. Архитекторы ( арх. В.П. Стасов Александро- Невский собор на Соборной площади, арх. Г.В. Петров – церкви Нерукотворно- Спасская, Вознесенско-Горянская, арх. П.М. Зыбин – церковь «Утоли моя печали», С.А. Каллистратов, В.А. Люкшин, К.С. Мельников, А.М. Салько, Ф.О. Шехтель

 «Мастера живописи и скульптуры» - 6 ч.

Творчество В.Э. Борисова-Мусатова. Живописная манера художника; изысканная гармония приглушённого колорита, роль пейзажа в произведениях художника. Влияние живописи художника на становление символизма в живописи начала 20 века.

 К.С. Петров- Водкин. Влияние символизма и модерна на творчество художника. Последовательность художника в обращении к образам древнерусского искусства.

А. И. Савинов, А. Е. Карев, П. С.  Уткин, П.В. Кузнецов, А.Т. Матвеев и др. Основные этапы развитие  саратовской школы и её влияние на отечественную культуру.

 «Мир музея» - 5ч.

Важной формой краеведческой работы являются экскурсии к памятникам истории и культуры, в художественные и краеведческие музеи, мастерские художников и т.п. Экскурсии могут быть ознакомительными и повторными, что обусловлено необходимостью продолжительного изучения того или иного художественного памятника, сбора различной познавательной информации, выполнения иллюстративного материала. Роль музея в развитии культуры современного общества.

Художественный музей им. А.Н. Радищева и  его филиалы: музей П.В. Кузнецова, музей В.Э. Борисова-Мусатова. Музей Краеведения и его филиалы: музей «Боевой Славы», музей этнографии. Музей К.А. Федина. Музей Н.Г. Чернышевского. Музей Л. Кассиля и др. музеи.

История создания музея им. А.Н. Радищева, этапы его существования (с 1885 по 1917 гг., с 1917по 1941 гг., 1950-2000 гг.). Жизнь музеев в наши дни. Музей в моём городе.

«Музыкальное искусство» - 6 ч.

История становления музыкального образования в Саратове. Музыканты, музыкальные коллективы, фестивали. Знаменитые имена: Паницкий И.Я., Русланова Л.А., Селянин В.В. и др. Творчество композиторов: А.Г. Шнитке, Е.В. Гохман, Е.М. Бикташева, В.В. Ковалёва. Саратовская государственная консерватория. Музыкальные традиции города. Фестиваль оперного искусства им. Собинова, Фестиваль оперного искусства Л.В. Собинова, фестиваль джазовой музыки «Заволжье». Известные коллективы: ансамбль старинной музыки «Трио- соната», фольклорные коллективы «Лель», «Кристалл-балалайка».

 «Театральное искусство» - 4ч.

Развитие театрального искусства в Саратовском крае. История создания и оформления театрального движения в Саратовском крае. Первый общедоступный театр. Театры Саратова и области. Детские театры («Теремок», ТЮЗ). Академический театр оперы и балета. (Актер, режиссер, драматург, художник, композитор-создатель сценического действия, знаменитые имена).  Мастера саратовской сцены. Роль режиссера в развитии и становлении театральной труппы. Творчество режиссёров Киселёва Ю.П., Дзекуна А.И. и др. «Золотые голоса оперной сцены»: Сметанников Л., Брятко Н.А., Бардина О.В. и др. Музыка и театр: история и современность.

«Костюмы народов Поволжья» - 4.

Одежда народов Саратовского Поволжья. Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма. Северорусский и южнорусский комплекс. Общее и различное в колорите, декоре. Форма и декор женских головных уборов. Костюм как модель вселенной.

Защита творческих проектов—3ч.

Учебно – тематическое планирование по краеведения курс «Культура края»

класс    8

учитель Варфоломеева Т.Г.

количество часов всего 34, в неделю 1 час

Плановых контрольных уроков нет , зачетов нет, тестов 4 , лабораторных работ нет, административных контрольных уроков нет

Планирование составлено на основе программы для 8 класса общеобразовательных школ  «Культура края» авторы: Гаврилова Г.Н., Колесова Е.В.

Тематическое планирование по предмету

Тема урока

Количество часов

Дата проведения по плану

Дата проведения фактически

Использование ИКТ

Д/з

Вводное занятие—1 ч.

1.

Что изучает курс «Культура края»

1

изучить запись в тетради

«Каменная летопись края» 5 ч.

2

Памятники градостроительного искусства. Каменная летопись края

1

изучить запись в тетради

3

Архитектора края. Архитекторы. Храмы саратовского края

1

подготовить сообщение

4

Троицкий собор. Покровский собор

1

презентация «Памятники культовой архитектуры»

изучить запись в тетради

5

Церковь Серафима Соровского. Духосошественский собор

1

подготовить сообщение

6

Обобщение. Храмы Саратова

1

презентация «Архитектурно-скульптурные комплексы»

подготовить сообщение

«Мастера живописи и скульптуры»- 6 ч.

7

Борисов-Мусатов В.Э.

1

изучить запись в тетради

8

Петров-Водкин К.С.

1

изучить запись в тетради

9

Кузнецов П.В.

1

подготовить сообщение

10

Уткин П.С. Уткин и его ученики.

1

презентация «Творчество Петрова-Водкина»

изучить запись в тетради

11

Скульптор Матвеев А.Т.

1

подготовить сообщение

12

Обобщение. Мастера живописи

1

изучить запись в тетради

«Мир музея» - 5ч.

13

Саратовский государственный художественный музей имени Радищева

1

презентация «Музей имени Радищева»

изучить запись в тетради

14

Музеи В.Э Борисова-Мусатова и Н.Г. Чернышевского

1

презентация «Музеи Кузнецова, Борисова-Мусатова»

подготовить сообщение

15

Саратовский областной музей краеведения

1

презентация «Музей краеведения»

подготовить сообщение

16

Этнограф- музей. Музей К.Ф. Федина

1

презентация «Музей боевой славы»

изучить запись в тетради

17

Саратовский государственный музей Боевой Славы

1

изучить запись в тетради

«Театральное искусство» - 4ч.

18

Первый городской и общедоступный.

1

подготовить сообщение

19

Театр Очкина

1

подготовить сообщение

20

ТЮЗ. Театр «Теремок»

1

презентация «ТЮЗ»

подготовить сообщение

21

Саратовская опера и оперетта

1

изучить запись в теради

«Музыкальное искусство» - 6 ч.

22

Саратовский драматический театр

1

подготовить сообщение

23

Музыкальная культура 19-начала 20 веков

1

СД диск музыкальные фрагменты

изучить запись в тетради

24

Саратовская филармония.

1

изучить запись в тетради

25

Русланова Л.А. Ковалёв В.В.

1

подготовить сообщение

26

Шнитке А.Г. Гохман Е.В.

1

подготовить сообщение

27

Сметанников Л.А.

1

СД диск «Трио- соната», фольклорные коллективы «Лель», «Кристалл-балалайка».

изучить запись в тетради

«Костюмы народов Поволжья»-4 ч.

28

Обобщение. Великие имена Саратова

1

презентация «Одежда народов Саратовского Поволжья»

подготовить сообщение

29

Исторический костюм.

1

изучить запись в тетради

30

Русские, украинцы, немцы, мордва

1

изучить запись в тетради

31

Казахи, татары, чуваши

1

презентация «Форма и декор женских головных уборов. Костюм как модель вселенной»

подготовить сообщение

Защита творческих проектов—3ч.

32

Обобщение. Костюмы народов нашего края

1

работа над проектом

33

Защита творческих работ, проектов

1

работа над проектом

34

Защита творческих работ, проектов

1

Требования к уровню подготовки учащихся

Общие требования к знаниям и умениям по курсу «Культура края»:

1.Знать местные памятники истории и культуры, наиболее ценные в художественном отношении объекты каменной архитектуры, деревянного зодчества, монументальной скульптуры.

2. Знать имена художников и архитекторов, творческая деятельность которых связана с местным краем.

3. Знать мемориалы, связанные с жизнью и творческой деятельностью выдающихся художников и других деятелей культуры.

4. Иметь представление о культурно-просветительной и научно-исследовательской деятельности местных краеведческих и художественных музеев и их филиалов.

5. Уметь составлять краткую характеристику современного состояния художественной жизни города или отдельно взятого его района, поселка.

В программе указано примерное количество часов на каждую тему. Учитель может распределять время в соответствии с возможностями учебного плана школы.

Учебно-методическое обеспечение программы.

Учебное пособие для 8 класса КИЦ «Саратовтелефильм» - «Добродея» 2010г.

Рабачая тетерадь «Культура края» 8 класс Колесова Е.В., Гаврилова Г.Н.

Максимов Е.К. Культура 20 века.//Энциклопедия Саратовского края (в очерках, фактах, событиях, лицах). Саратов. 2002.

Максимов Е.К., Валеев В.Х. Саратов на старых открытках. Саратов. 1990.

По залам Радищевского музея. Саратов. 1995Мастера саратовской сцены/Сост.В.А.Дьяконов [Текст], 1994. - 288 с.
Старый Саратов [Текст] : Свидетельства прошлого:Летопись.Воспоминания.Факты.Сборник в двух книгах.Книга 2, 1995. - 254 с.
Декоративно-прикладное творчество (200 лет Саратовской губернии) [Текст], 1997. - 54 с.
Савельева Е.К. П.В.Вильямс."Портрет актера Охлопкова" [Текст] / 1994. - 2 с.
Громов А.А. Ртищево-перекресток России [Text] : К 200-летию Саратовской губернии / Кузнецов И.А., 1997. - 176 с.
Вардугин,Владимир Ильич Хранители времени.Музеи Саратова и Саратовской области [Text] /, 2000. - 208 с.

Бондарь П.А., Стенин Н.И. Саратов. М., 1951

Интернетные ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастера живописи Саратовского края (урок по Культуре края 8 класс)

В презентации представлены наиболее известные мастера живописи Саратовского края....

тест по "Культуре края" 8 класс

Тестовые задания по предмету "Культура края" в 8 классе...

Тест по "Культуре края" для 8 класса

Тестовые задания по "Культуре края" для 8 класса...

Тест по "Культуре края" «Театры Саратова» 8 класс

Тестовые задания по "Культуре края"...

Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики (Модуль "Основы светской этики" 4-5 класс. Модуль "Основы мировых религиозных культур" 4 класс)

Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики (далее – Учебный курс ОРКСЭ) составлена в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 ян...

Тестовые работы по "Культуре края"

Тестовые работы по Культуре края Саратовской области"...