Мой Сызранский район. (программа по краеведению)
рабочая программа по краеведению (7 класс) по теме

Добрянина Татьяна Николаевна

Программа "Мой сызранский район" разработана для изучения Сызранского района Самарской области, его истории, культуры, географических особенностей и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_kraevedeniyu_moy_syzranskiy_rayon_dobryanina.doc117.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА «ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ» ПОС.ВАРЛАМОВО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СЫЗРАНСКИЙ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ, РЕАЛИЗУЮЩЕЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ»

УТВЕРЖДЕНО                                                   приказом по ГБОУ СОШ

«Центр образования» пос.Варламово

от «_____»_____________20__г.

                                                                    Программа принята на основании

решения методического совета

протоколом №_____

от «____»_____________20__г.

Образовательная программа

дополнительного образования детей

 

«Мой Сызранский район»

Возраст детей: 12 – 14 лет

Срок образования: 1 год

Автор:

Добрянина Т.Н. – методист

Образовательная  программа «Мой Сызранский район».

«Родина – место, где мы родились, Отечество – Родина, мною осознанная».

М. Пришвин

Программа по краеведению «Мой Сызранский район» составлена с учетом возрастных особенностей учащихся 6-8 классов. Программа конкретизирует содержание блоков курса «Краеведение», дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и последовательность их изучения - отражает географические, биологические и исторические аспекты изучения Сызранского района.

Содержание программы достаточно универсально, что предоставляет широкие возможности для создания индивидуализированных учебно-тематических планов. При этом учителя могут предложить собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения этого материала, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым, программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса краеведения, формированию ключевых компетенций.

Цель.

Воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край,  село, его традиции, памятники природы, истории и культуры и желающего принять активное участие в его развитии.

Образовательные (учебные) задачи:  

- сформировать представления о различных сторонах жизни своего населенного пункта и района и его населения, показать его сложную структуру;

- ознакомить с историей и современной жизнью своего населенного пункта и района;

- развивать умения сочетать панорамный взгляд на район с вычленением отдельных деталей повседневного бытия конкретного населенного пункта; изучить проблемы развития района (населенного пункта);

Воспитательные задачи:

  • развивать гражданские качества, патриотическое отношение к России и своему краю,
  • сформировать  личностно-ценностное отношение к своему родному краю;
  • укрепить семейные связи:
  • заинтересовать содержанием предмета не только учащихся, но и их родителей посредством изучения истории района (населенного пункта) через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников; изучение жизни района (населенного пункта) в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, семейные экскурсии;
  • сформировать экологическую культуру, способность самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности; позитивно-сберегающее отношение к окружающей среде и социально-ответственное поведение в ней;

Развивающие задачи:

  • развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности, стимулировать  самостоятельную познавательную деятельность;
  • стимулировать стремление знать как можно больше о родном районе, интерес учащихся к краеведению через конкурсы, олимпиады и другие специализированные акции;
  • способствовать адаптации к реальной действительности, к местной социально-экономической и социокультурной ситуации;
  • ориентировать при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы;
  • сформировать способность и готовность к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни; видения своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем;
  • стимулировать участие учащихся в повседневной реальной жизни своего населенного пункта, развивать установку на стремление внести личный вклад в совершенствование жизни своего района, реализацию культуротворческой инициативы.

Предполагаемые результаты обучения

  • Освоение знаний об основных краеведческих понятиях; особенностях природы, населения, хозяйства, социальной и культурной жизни своего района; об окружающей среде, путях ее сохранения или улучшения и рационального использования.
  • Овладение умениями использовать карту, статистические материалы, современные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных краеведческих данных; применять полученные знания для объяснения и оценки различных явлений и процессов;
  • Стремление использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании личностной системы ценностей и ценностной ориентации.

Формы и методы работы при реализации программы

Методы работы

  1. Диалог является основным методом педагогической деятельности и общения в программе и вытекающий из него вопросно-ответный метод, беседа.
  2. Поисковый метод.
  3. Проблемный метод.
  4. Консультации для подростков и родителей.

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

1. Объяснительно-иллюстративные (методы обучения, при использовании которых, дети воспринимают и усваивают готовую информацию).

2. Репродуктивные методы обучения (учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности).

3. Частично-поисковые методы обучения (участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом).

4. Исследовательские методы обучения (овладение детьми методами научного познания, самостоятельной творческой работы).

Формы проведения занятий:

  • акция;
  • открытое занятие;
  • семинар;
  • поход;
  • встреча с интересными людьми;
  • диспут, дискуссия, обсуждение;
  • беседа;
  • презентация;
  • круглый стол;
  • защита проектов;
  • викторина;
  • конкурс;
  • сбор;
  • консультация;
  • соревнование;
  • конференция.

Формы контроля

     В процессе реализации программы педагогом осуществляются  основные виды контроля знаний, умений и навыков воспитанников на этапах реализации программы. Систематическая проверка практических умений и теоретических знаний обучаемых помогает выявить их соответствие установленным требованиям и оказать своевременную помощь.

Контроль предметных знаний, умений и навыков обучающихся  осуществляется в разных формах:

  • текущий контроль (беседы по изучаемым темам);
  • рецензирование знаний;
  • тематический контроль (тестовые задание, тематические зачеты);
  • обобщающий (итоговый) контроль в форме презентаций личных достижений, полученных в результате краеведческо - исследовательской деятельности (устных и письменных докладов и сообщений, проектных работ).

Ресурсное обеспечение образовательной программы

Для реализации данной образовательной программы имеется программно-методическое и ресурсное обеспечение образовательного процесса.

В районной и сельских библиотеках  имеется литература по краеведению Сызранского района.

В образовательных учреждениях района имеются компьютерные классы с точками доступа к сети Internet, мультимедийная аппаратура.

Учебно - тематический план

№ п/п

Тема

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1

Общие сведения о Сызранском районе

0,5

0,5

1

2

Население района

2

2

4

3

Сельские поселения района

10

10

20

4

Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые, почвы

2

1

3

5

Климатические условия

0,5

0,5

1

6

Водные ресурсы

0,5

0,5

1

7

Растительность и животный мир

1

1

2

8

Сельскохозяйственная деятельность

1

-

1

9

Промышленность района

1

-

1

10

Экскурсия на сельскохозяйственное (промышленное) предприятие.

-

2

2

Итого:

18,5

17,5

36

Содержание программы.

   Тема 1: Общие сведения о Сызранском районе (1 час).

Основание района, площадь района, протяженность, размеры, герб и флаг района. Влияние географического положения на природные условия и хозяйство района. Практическая работа

Географическое положение Сызранского района. Найдите район на карте области. Пользуясь масштабом, сделайте карту-схему Сызранского района и нанесите на нее ваш населенный пункт. Определите направление и расстояние по масштабу от вашего населенного пункта до г.Сызрани.

Требования к знаниям и умениям.

Учащиеся должны знать:

Дату основания района, географическое положение района на карте области, России, его границы с другими территориями, площадь, протяженность.

Учащиеся должны уметь:

работать с тематическими картами области, определять любые направления и расстояния по заданию учителя.

Тема 2: Население района (4 часа).

Общая характеристика населения. Демографическая ситуация. Численность, плотность, национальный состав. Трудовые ресурсы. Трудовая деятельность. Особенности культуры населения, строений, архитектуры. Географические особенности расселения.

Выдающиеся люди района, их вклад в науку, просвещение, сельское хозяйство, промышленность и т.д.

 Практическая работа,

Определите количество и плотность населения вашего района. Узнайте количество населения вашего села (поселка). Назовите героев и знаменитых людей района. Охарактеризуйте трудовую деятельность местного населения.

Поисково-исследовательская деятельность: Его именем названа улица. История в лицах.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

 Требования к знаниям и умениям.

Учащиеся должны знать:

национальный состав населения, плотность, численность, расселение, миграцию населения своего района; особенности трудовой деятельности и культуры; передовых людей своей местности.

Учащиеся должны уметь:

работать с различными статистическими материалами, касающимися различных проблем жизни и деятельности местного населения.

Тема 3: Сельские поселения района (20 часов)

 Характеристика сельских поселений: Варламово, Балашейка, Рамено, Междуреченск, Троицкое, Старая Рачейка, Жемковка, Сборный, Печерское, Усинское, Ивашевка, Новая Рачейка, Чекалино, Кошелевка, Заборовка.

Практическая часть.

Узнайте о происхождении названий населенных пунктов района.

Поисково-исследовательская деятельность по истории своего села (поселка).

История села (поселка) в истории страны.

Мое село в годы Великой Отечественной войны.

Так начиналось село мое.

Село в годы гражданской войны (становление Советской власти).

Требования к знаниям и умениям.

Учащиеся должны знать:

Основные села и поселки района; их отличительные особенности, историю своего села (поселка)

Учащиеся должны уметь:

охарактеризовать сельские поселения, уметь показать их на карте.

Тема 4: Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые, почвы (3 часа).

Геологическое строение территории района. Самые высокие и самые низкие участки суши. Влияние времени на рельеф. Уникальные «Рачейские Альпы».

Полезные ископаемые. Характеристика почв района, их разнообразие, значение в жизни человека. Почвенные и земельные ресурсы.

Практическая работа.

Рельеф и полезные ископаемые Сызранского района. С помощью карт и личных наблюдений (во время экскурсий и туристических походов) определите характер рельефа вашей местности. Удобен ли рельеф для хозяйственной деятельности человека? Какими полезными ископаемыми богат район? Нарисуйте картосхему района и обозначьте на ней месторождения полезных ископаемых.

Требования к знаниям и умениям.

Учащиеся должны знать:

геологическое  строение района, полезные ископаемые, особенности рельефа, типы почв Сызранского района, их формирование и значение в хозяйственной деятельности человека.

Учащиеся должны уметь:

характеризовать рельеф своей местности  и своего района, обосновать значимость рельефа района для хозяйственной деятельности человека, дать характеристику основных типов почв,  рассказать о земельных ресурсах района, обосновать правильность использования земельных угодий.

Тема 5: Климатические условия (1 час).

Изменение климата района, его особенности. Характеристика времен года. Практическая работа.

Пользуясь климатической картой области, определите климат района. Выявите климатообразующие факторы. По календарям погоды и сведениям ближайшей метеостанции составьте графики средних температур по месяцам, длительности безморозного периода, высоты снежного покрова, господствующих ветров. Составьте климатическую картосхему района, обозначив изотермы июля и января, направление господствующих ветров и годовое количество осадков.

Требования к знаниям и умениям

Учащиеся должны знать:

факторы, определяющие особенности климата района, неблагоприятные явления, агроклиматические ресурсы.

Учащиеся должны уметь;

дать характеристику климата района, дать характеристику времен года, уметь обосновать влияние сезонных и суточных изменений на сельскохозяйственную деятельность людей.

Тема 6: Водные ресурсы (1 час).

Реки и озера Сызранского района. Их значение для жизнедеятельности человека. Современное экологическое состояние.

Практическая работа.

Характеристика рек района: где они берут начало, куда впадают. Дайте характеристику ближайшей к школе реки (направление течения, режим питания, когда замерзает, когда вскрывается).

Раскройте на конкретных примерах взаимосвязи внутренних вод с рельефом и климатом вашей местности.

Озера района, их размеры, глубина, хозяйственная ценность.

Грунтовые воды: их химический состав, глубина залегания.

Нанесите на картосхему района реки, озера, родники, ключи, колодцы.

Требования к знаниям и умениям.

Учащиеся должны знать:

реки и озера своего района, их питание, происхождение, режим, значение для жизни и деятельности человека.

Учащиеся должны уметь:

раскрывать взаимосвязи внутренних вод своей местности с другими компонентами природы, уметь обосновать их значение для правильного природопользования.

Тема 7: Растительность и животный мир (2 часа)

Леса Сызранского района:  Рачейский бор, Раменский лес, Узилово и Моховое болота.  Памятники природы и достопримечательные места. Животный мир.

Практическая работа.

Составьте картосхему растительного и животного мира района. На конкретных примерах раскройте взаимосвязи между растительностью, климатом, рельефом, почвами и водами вашего района. Составьте рассказ. Назовите памятники природы и достопримечательные места вашего района. Охарактеризуйте по выбору один из них. Какую работу Вы проводите по охране памятников?

Требования к знаниям и умениям.        

Учащиеся должны знать:

растительность района, географию лесных и степных ресурсов, разнообразие растительного мира, животный мир, разнообразие видового состава животного мира.

Учащиеся должны уметь:

составить картосхему растительного и животного мира своего района; рассказать об охране ценных животных района, раскрыть  на конкретных  примерах взаимосвязи между  растительностью, климатом, рельефом с горными породами, почвами, водами.

Тема 8: Сельскохозяйственная деятельность (1 час).

Достижения и трудности в развитии хозяйства. Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов.

Требования к знаниям и умениям.

Учащиеся должны знать:

современные проблемы развития хозяйства района; отрасли специализации; современные тенденции хозяйственной жизни.

Учащиеся должны уметь:

на конкретных примерах сравнивать прошлое и настоящее в развитии сельского хозяйства района; раскрывать причинно-следственные и пространственно-временные связи на примерах своего села (поселка).

Тема 9: Промышленность района (1час).

Агропромышленный комплекс. Горно-обогатительное предприятие.  

Практическая работа.

Ознакомьтесь с промышленностью и другими видами хозяйства вашего района. Узнайте, какие преобразования в развитии хозяйства намечены на будущее.

Требования к знаниям и умениям.

Учащиеся должны знать:

уровень развития промышленности в районе.

Учащиеся должны уметь:

обосновать изменения в промышленности района, происходящие в настоящее время; охарактеризовать трудности в развитии экономики своей местности.

Тема 10: Экскурсия на сельскохозяйственное (промышленное) предприятие. (2 часа)

Используемая литература.

  1. Барашков В.Ф., Дубман Э.Л., Смирнов Ю.Н. Самарская топонимика. – Самара: Издательство «Самарский университет», 1996 г.
  2. Воронин В.В. «География Самарской области» Самара,2004г.
  3. Дмитриева Э.Я., Кабытов П.С. «Самарская область (география и история, экономика и культура) учебное пособие» ЗАО «Самарский информационный концерн», 1998 г.
  4. Журлова Г.Г. Звалась когда-то ты Ручейкой.- Сызрань: Издательство «Ваш Взгляд», 2010 г.
  5. Журлова Г.Г. Но прошлое в нас не уснуло.- Сызрань: МУП «Сызранское полиграфобъединение», 2004 г.
  6. Зотов А.Ф. Книга памяти. Сызранский  район в годы Великой Отечественной войны. – Сызрань: Сызранское полиграфобъединение, 1994 г.
  7. Зотов А.Ф. Книга памяти. Сызранский  район. Том 2. – Сызрань: Сызранское полиграфобъединение, 1997 г.
  8. Историко – культурная энциклопедия Самарского края. Самара, 1993-1995. В 4-х томах.
  9. Синельник А.К. «История градостроительства и заселения Самарского края» Издательский дом «Агни», 2003г.
  10. Синельникова Н.А. Летопись малых деревень Сызранского района.- Сызрань: ООО «РПГ Ларец», 2008 г.
  11. Сукайло В.А. Труды и дни Ивана Дмитриева.- Москва – Ульяновск: Издательство «Корпорация технологий продвижения», 2010 г.
  12. Храмков Л.В. Введение в Самарское краеведение. Учебное пособие.- Самара: Издательство «НТЦ», 2007 г.
  13. Шевченко В.Ф. Иван Кузин – художник из села Троицкого. – Ульяновск: Лаборатория культурологии, 1998 г.

Интернет ресурсы

http://gpskarts.ru/Privolzhskii-okrug/ 

http://www.perevozki-samara.ru/samara_karta_samarskaya_oblast.shtml 

http://www.bankgorodov.ru/place/inform.php?id=111406

http://www.bankgorodov.ru/region/raion.php?id=1404

http://syzrayon.ru/poseleniya/balashejka/balashejka.html

http://syzrayon.ru/poseleniya/mezhdurechensk/balashejka.html

http://syzrayon.ru/poseleniya/varlamovo/balashejka.html

http://syzrayon.ru/poseleniya/volzhskoe/balashejka.html

http://syzrayon.ru/poseleniya/zhemkovka/balashejka.html

http://syzrayon.ru/poseleniya/zaborovka/balashejka.html

http://syzrayon.ru/poseleniya/rameno/balashejka.html

http://syzrayon.ru/poseleniya/staraya-rachejka/balashejka.html

http://syzrayon.ru/poseleniya/troitskoe/balashejka.html

http://syzrayon.ru/poseleniya/chekalino/balashejka.html

http://syzrayon.ru/poseleniya/pecherskoe/balashejka.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

К 75-летию Сызранского района

Наш Сызранский район основан 1 сентября 1938 года по указу Президиума Верховного Совета РСФСР .В этом году он празднует свое 75 летие!Много событий произошло в районе и нашем селе за эти годы и ...

Познавательная программа "Мой Сызранский район"

Сызранский район в 2013 году отмечал 75-летие. Познавательная программа посвящена этой дате....

75 лет Сызранскому району (Выпуск №1)

Буклет к 75-летию Сызранского района...

75 лет Сызранскому району (Выпуск №2)

Буклет к 75-летию Сызранского района...

Сценарий церемонии награждения лучших обучающихся Сызранского района «Ученик года - 2014»

Человек, как звезда рождается,Средь неясной туманной млечности.В бесконечности начинаетсяИ кончается в бесконечности.Поколениями создаетсяВек за веком Земля нетленная.Человек, как звезда, рождается,Чт...

Труженики тыла в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. (п.Сборный Сызранского района Самарской области) презентация ч.1

Презентация выполнена на местном материале и отражает вклад труженников тыла в победу над врагом....

Сценарий открытия районного слета социально-активных школьников Сызранского района "Быть в теме".

Сценарий проведения четвертого слета социально-активных школьников Сызраского района...