урок по кубановедению в 5-м классе на тему: «Кубань с древнейших времен до IV века н.э.»
план-конспект урока по краеведению (5 класс) на тему
Цели: - Обобщить знания по истории древней Кубани
Задачи урока:
- формировать целостное представление об истории и культуре родного края, города и своих населенных пунктов;
- воспитывать интерес и уважительное отношение к истории своей малой родины.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5klass_kuban_s_drevnich_vremen.doc | 63.5 КБ |
5klass_kuban_s_drevnich_vremen.doc | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Кубань с древнейших времен до IV века н.э.
(повторительно-обобщающий урок по разделу История Кубани 5 класс)
Фролков Виталий Дмитриевич
Учитель кубановедения МБОУ СОШ № 22
г. Краснодар
Цель урока: Обобщить знания по истории древней Кубани.
Задачи урока: Формировать целостное представление об истории и культуре
родного края, города и своих населенных пунктов.
Воспитывать интерес и уважительное отношение к истории
своей малой родины.
Оборудование: схемы, аппликации древних орудий труда и одежды меотов, сарматов, греков, рисунки древнего и меотского поселений, корзина с орехами, кувшин с монетами, фломастеры, мультимедийная установка
ХОД УРОКА
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
Учитель: Я рад приветствовать вас, ребята, пожелать вам доброго дня. Надеюсь, что сегодняшнее наше общение будет интересным. Меня зовут ________________, я работаю в _________ школе учителем истории и кубановедения, а к вам меня привел городской конкурс «Учитель года», в котором я принимаю участие. Ну что ж, вы со мной знакомы, а теперь мне бы хотелось познакомиться с вами, узнать ваши имена. Думаю, что сегодня у нас будет царить дружеская обстановка, а ее символом будет ваши ладошки, на которых вы напишете ваши имена. Итак, готовы?
Положите свою ладошку левой руки на лист, обведите ее фломастером, напишите свое имя, а затем приколите свою визитную карточку. Начинайте!
( Во время работы звучит легкая музыка )
Мне очень приятно с вами познакомиться!
Слайд 1
Тема нашего урока : Кубань с древнейших времен до IV века н.э. И говорить мы будем сегодня о племенах, населявших наш родной край, о том, чем они занимались, какие строили жилища, с кем воевали.
У меня в руках грецкий орех, представим, что в нем заключен клад знаний о Кубанской земле с древнейших времен.
Орешек знаний тверд, но все же
Мы не привыкли отступать.
Нам расколоть его поможет
Урок наш. Все мы будем знать.
У каждого из вас тоже есть свой «крепкий орешек». Это ваши маленькие кладовые знаний. В конце урока мы с вами посмотрим, кому удалось расколоть этот орешек и узнать для себя что-то новое.
Есть у меня для вас еще один сюрприз. Древние города продолжают нас удивлять своими находками. У меня в руках кувшин, которому уже несколько сотен лет. Сегодня в нем для вас спрятан настоящий клад и каждый из вас. Ребята, правильно ответив на мои вопросы, сможет взять из этого кувшина монетку. Ну что же, а теперь давайте начнем наше путешествие в прошлое.
II. Основная часть
Слайд 2
Как полноводная река начинается из маленького источника, родничка, так и история человечества, история народов берет свое начало из истории древнего каменного века.
В тяжелых природно-климатических условиях боролся человек за выживание, за сохранение своего рода. И в этой борьбе накапливались знания, совершенствовались орудия труда. А значит, развивался и сам человек. Его трудовая деятельность становилась все более разнообразной: к охоте и собирательству добавились приручение, а затем разведение животных, возделывание земли. Чтобы лучше организовать свой хозяйственный уклад и защититься от врагов, люди объединялись в племена и создавали государства.
Территория Кубани не была исключением.
Слайд 3
Одни племена формировались здесь, другие приходили издалека. Возникали и исчезали города. Обо всем этом напоминают сохранившиеся до наших дней степные курганы, каменные гробницы - дольмены, остатки древних поселений. Раскопки дали нам представление о высокой культуре живших на Кубани скифов, меотов, сарматов, боспорян. Мы знаем, что они умели не только воевать, но и помогать друг другу, производили товары, вели торговлю. Вы видите, что древний период Кубани по-своему интересен и поучителен.
Слайд 4
Мы с вами знаем, что всю историю каменного века археологи разделили на 3 больших периода. Назовите эти периоды, (палеолит, мезолит, неолит).
Задание: выберите из приведенного на доске списка символ периода и объясните свой выбор.
Символы на доске: скребок, рубило, дубина, копье, лук и стрелы, плуг, мотыга, топор.
Палеолит - древний каменный век. В это время происходило биологическое формирование человека. Люди только начинают применять грубые орудия труда.
Мезолит - средний каменный век. Появляются лук и стрелы.
Неолит - новокаменный век. Закончилась эпоха оледенения. Наступило время мягкого климата.
Слайд 5
Вопрос: когда на Кубани появились первые люди? (500 тыс. лет назад в раннем палеолите). Перечислите стоянки древнего человека на Кубани. (Ильская)
Задание: По рисунку составить рассказ где жили и чем занимались древние люди.
Вслед за каменными орудиями труда появляются медные. Гораздо легче вспахивать землю плугом с металлическим лемехом, собирать урожай с помощью острого серпа. Войско в прочных доспехах, вооруженное острыми мечами и копьями становилось непобедимым. Первым металлом, который научились выплавлять люди, была медь. Но медь - металл очень мягкий и кузнецы научились его сплавлять с оловом. Такой сплав назвали бронзой. С этого момента каменный век навсегда уступил место бронзовому.
Задание: Отдельные ученики должны изобразить то, что написано на карточках (охота, земледелие, разведение огня). Класс должен угадать то, что изобразили.
Слайд 6
Вопросы: 1) Ребята, а как мы узнаем как в древности жили люди? Какие строили жилища? Чем занимались?(захоронения)
Слайд 7
2)А какие виды захоронений есть на Кубани?
(дольмены, курганы)
Слайд 8
- Как выглядели дольмены, курганы?
4) Какой самый большой курган на территории Кубани? (Майкопский в Адыгее)
Слайд 9
Богатство и разнообразие эпохи бронзы было огромным. Именно в этот период были заложены основы многих будущих цивилизаций. Среди кочевников эпохи бронзы были не только меоты и сарматы, но даже древние греки. Сначала они освоили бассейн Средиземного моря. Путешествуя дальше на Восток, греки очутились на побережье Черного моря. Долгое время оно вызывало ужас у древних мореходов, так как побережье Кавказа тесно связывалось с краем света.
Есть предположение, что именно здесь находился вход в царство мертвых Аид. И древнегреческий герой Прометей был прикован к скале (Высокий берег в Анапе). Сюда за золотым руном в опасный поход ходили аргонавты.
Слайд 10
Не только мифические, но и реальные опасности ожидали первопроходцев. Все здесь было чужое: и ветры, и отсутствие островов, и течение, и бури. Поэтому вначале греки назвали Черное море Понт Аксинский, что означает «море негостеприимное». Но, прожив здесь некоторое время, греки убедились в обратном. Это и черноземная почва, мягкий и теплый климат.
На побережье Черного моря стали возникать греческие полисы. Сначала города были очень маленькими, даже самый большой из них можно было пройти из конца в конец за 10 - 15 минут. И, все же это, были настоящие города с мощными каменными стенами, рвами и тяжелыми воротами. Вокруг города были поля, сады и виноградники.
Слайд 11
Задание: Назвать древние греческие города на берегах Черного и Азовского морей. (Горгиппия — Анапа, Бата — Новороссийск, Фанагория — недалеко от станицы Сенной, Гермонасса — на территории нынешнего поселка Тамань).
Физкультминутка.
Ребята, вы знаете, что греки любили соревноваться между собой в спортивных состязаниях, которые проводились ежегодно на берегу Черного моря. Представьте себе, что вы - жители древних боспорских городов и являетесь участниками спортивных соревнований. Итак, знакомимся: первый ряд - жители Горгиппии, второй ряд - жители Фанагории, третий ряд - жители Баты.
Все вместе выполняют разминку.
Ну а теперь последнее задание для жителей наших городов. Задание выполняют только те, к кому я обращаюсь (ученики по очереди рядами садятся волной). Ребята, посмотрите, какую замечательную мы с вами сделали волну. И вместе с ней оказались на побережье Азовского моря.
(Звучит легкая успокаивающая музыка — шум моря)
Вопрос: Как греки называли Азовское море? (Меотийское озеро)
Слайд 12
Здесь на равнинах вдоль заболоченных речек обитали племена, которым по названию моря дали общее название.
Вопрос: 1)Как называли эти племена? (меоты)
2) Назовите главные занятия меотов. (земледелие и рыболовство)
Слайд 13,14
Настоящим богатством племен, живших вдоль берегов теплого Меотийского озера, стала рыба. Её коптили, вялили, сушили, солили в специальных ямах. В обмен на зерно и рыбу греки привозили свои товары: вино в больших глиняных амфорах, драгоценности.
Если ехать из Краснодара на Восток в сторону Кропоткина вдоль берегов Кубани можно увидеть огромные земляные холмы, окруженные рвами. Здесь лежат развалины древних меотских поселений.
Задание: По рисунку «меотское городище» описать поселение меотов. А почему эти поселения в виде холмов?, (камышовые домики быстро разрушались, или горели в пожарах, которые часто случались в тесноте поселения. Тогда жители выравнивали площади и поверх развалин старого дома строили новый. Постепенно, за многие сотни лет, слой земли нарастал, поэтому в наше время древние городища выглядят как огромные зеленые холмы)
Слайд 15
Около двух с половиной тыс. лет назад на берегах Меотийского озера появились племена сарматов пришедшие с востока. Большинство сарматов вели кочевой образ жизни, т.к. основным их занятием являлось скотоводство.
Слайд 16
Степные кочевники были прекрасными воинами. На своих лошадях, вооруженные копьями и луками, они нападали не только на соседние племена, но проникали далеко на территорию Боспорского царства, спасали поселения и уходили с богатой добычей. Такие беспокойные всегда готовые к войне соседи очень опасны. Поэтому в конце концов в степи разгорелась война. Против сарматского племени вступило Боспорское царство. Кочевники потерпели поражение и откочевали подальше от границ Боспорского царства.
Слайд 17
Задание: А сейчас ребята мы с вами поиграем и в ходе игры выясним, как хорошо мы запомнили пройденный материал.
Задание 1 кричалки (отвечают хором) (см. приложение 1)
Задание 2 (в игре участвует 3 ученика. На столе разложены части одежды (аппликация) из этих частей ученики должны собрать одежду того или иного племени (одежда: сарматов, греков).
III. Заключительный этап
Итак ребята, прошло уже более 1500 лет, как исчезли смешавшиеся с другими племенами меоты и сарматы. Давным-давно превратившись в руины цветущие (боспорские города) И теперь мы понимаем что у всех у них была общая история, в которой у каждого была своя роль, свое место. И давно прошедшие время нам интересны , потому что каждый народ принес в общую жизнь, свои особенные черты. Теперь мы живем в наших краях, и все мы тоже очень разные. И если мы научимся понимать древнюю историю, то будем лучше понимать друг друга.
IV. Выставление оценок. Домашнее задание
Слайд 18
Наш урок подходит к завершению .Пришло время вспомнить о наших орешках знаний. И сейчас я прошу тех ребят, которые считают, что они закрепили свои знания по истории др. Кубани и узнали для себя что-то новое, поло жить орешки в эту корзину, а те ребята, которым захотелось после нашего урока узнать о Кубани еще больше, могут оставить орехи у себя. Свой орешек я первой кладу в корзину.
(Дети делают свой выбор, учитель по кол-ву орехов подводит итог)
1 Вариант (если орехов много в корзине)
Ну что ж, по кол-ву орехов я понимаю, что большинство ребят получили для себя много интересной информации, закрепили свои знания и теперь могут считать себя знатоками древней истории Кубани, а ребятам, которые оставили орехи у себя я желаю удачи в путешествии по дороге истории родного края.
2 Вариант (если орехов в корзине мало)
Я очень рада, что наш урок так заинтересовал вас, что орех знаний вы оставили у себя, чтобы открыв страницу учебников по кубановедению еще раз совершили удивительное путешествие по дороге истории родного края. Загадки истории Кубани ждут ваших открытий
Спасибо всем за работу! Наш урок закончен
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
1. Древнегреческий историк. Имя помнит весь народ,
Знал немало он историй. Звали грека...
(Геродот)
2. Как назывались поселенья -
Дадим ответ без промедленья.
Ни леса, ни полянки,
А древнейшие ... (стоянки)
- Одно из первых жилищ человека Дошло до нас из каменного века. В скале прорублена и сера Обыкновенная ... (пещера)
- Металл, который дал названье веку, Пришел на помощь к человеку.
В нем цвет заката есть и тепло от солнца. И это всем известная нам...
(бронза)
5. Для человека первою работой
Чтоб племя накормить была ... (охота)
6. Большими жили группами в то время,
И эти группы назывались ... (племя)
7. Подарок сделал рыбакам Нептун.
Для рыбной ловли сделал он... (гарпун)
8. В лесу тот домик можно встретить,
Стоит он не одно столетье.
В нем плиты и для крыши и для стен.
Зовется он, вы скажете... (дольмен)
9. Народ - кочевник, народ - воин,
Отдельных слов он все ж достоин.
Ответьте мне скорей, ребята,
Что за народ это? ... (сарматы)
- В них есть племен захороненья, Но нет в истории забвенья. Ответ услышим в разных странах, Что эти насыпи -... (курганы)
- Между двумя прекрасными морями
Есть Керченский пролив, мы знаем с вами.
Но помним мы и до сих пор,
Что назывался он... (Боспор)
12. На азовских дальних берегах
Жило племя в древних временах.
Не сарматы и не киприоты,
А назвали тот народ ... (меоты)
13. Античные авторы. Берег у моря.
Назвав Меотидой, с Гомером не спорят.
Море красивое, название броское,
А называем мы его ... (Азовское)
Предварительный просмотр:
Тема: Кубань с древнейших времен до IV века н.э.
(повторительно-обобщающий урок по разделу История Кубани 5 класс)
Фролков Виталий Дмитриевич
Учитель кубановедения МБОУ СОШ № 22
г. Краснодар
Цель урока: Обобщить знания по истории древней Кубани.
Задачи урока: Формировать целостное представление об истории и культуре
родного края, города и своих населенных пунктов.
Воспитывать интерес и уважительное отношение к истории
своей малой родины.
Оборудование: схемы, аппликации древних орудий труда и одежды меотов, сарматов, греков, рисунки древнего и меотского поселений, корзина с орехами, кувшин с монетами, фломастеры, мультимедийная установка
ХОД УРОКА
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
Учитель: Я рад приветствовать вас, ребята, пожелать вам доброго дня. Надеюсь, что сегодняшнее наше общение будет интересным. Меня зовут ________________, я работаю в _________ школе учителем истории и кубановедения, а к вам меня привел городской конкурс «Учитель года», в котором я принимаю участие. Ну что ж, вы со мной знакомы, а теперь мне бы хотелось познакомиться с вами, узнать ваши имена. Думаю, что сегодня у нас будет царить дружеская обстановка, а ее символом будет ваши ладошки, на которых вы напишете ваши имена. Итак, готовы?
Положите свою ладошку левой руки на лист, обведите ее фломастером, напишите свое имя, а затем приколите свою визитную карточку. Начинайте!
( Во время работы звучит легкая музыка )
Мне очень приятно с вами познакомиться!
Слайд 1
Тема нашего урока : Кубань с древнейших времен до IV века н.э. И говорить мы будем сегодня о племенах, населявших наш родной край, о том, чем они занимались, какие строили жилища, с кем воевали.
У меня в руках грецкий орех, представим, что в нем заключен клад знаний о Кубанской земле с древнейших времен.
Орешек знаний тверд, но все же
Мы не привыкли отступать.
Нам расколоть его поможет
Урок наш. Все мы будем знать.
У каждого из вас тоже есть свой «крепкий орешек». Это ваши маленькие кладовые знаний. В конце урока мы с вами посмотрим, кому удалось расколоть этот орешек и узнать для себя что-то новое.
Есть у меня для вас еще один сюрприз. Древние города продолжают нас удивлять своими находками. У меня в руках кувшин, которому уже несколько сотен лет. Сегодня в нем для вас спрятан настоящий клад и каждый из вас. Ребята, правильно ответив на мои вопросы, сможет взять из этого кувшина монетку. Ну что же, а теперь давайте начнем наше путешествие в прошлое.
II. Основная часть
Слайд 2
Как полноводная река начинается из маленького источника, родничка, так и история человечества, история народов берет свое начало из истории древнего каменного века.
В тяжелых природно-климатических условиях боролся человек за выживание, за сохранение своего рода. И в этой борьбе накапливались знания, совершенствовались орудия труда. А значит, развивался и сам человек. Его трудовая деятельность становилась все более разнообразной: к охоте и собирательству добавились приручение, а затем разведение животных, возделывание земли. Чтобы лучше организовать свой хозяйственный уклад и защититься от врагов, люди объединялись в племена и создавали государства.
Территория Кубани не была исключением.
Слайд 3
Одни племена формировались здесь, другие приходили издалека. Возникали и исчезали города. Обо всем этом напоминают сохранившиеся до наших дней степные курганы, каменные гробницы - дольмены, остатки древних поселений. Раскопки дали нам представление о высокой культуре живших на Кубани скифов, меотов, сарматов, боспорян. Мы знаем, что они умели не только воевать, но и помогать друг другу, производили товары, вели торговлю. Вы видите, что древний период Кубани по-своему интересен и поучителен.
Слайд 4
Мы с вами знаем, что всю историю каменного века археологи разделили на 3 больших периода. Назовите эти периоды, (палеолит, мезолит, неолит).
Задание: выберите из приведенного на доске списка символ периода и объясните свой выбор.
Символы на доске: скребок, рубило, дубина, копье, лук и стрелы, плуг, мотыга, топор.
Палеолит - древний каменный век. В это время происходило биологическое формирование человека. Люди только начинают применять грубые орудия труда.
Мезолит - средний каменный век. Появляются лук и стрелы.
Неолит - новокаменный век. Закончилась эпоха оледенения. Наступило время мягкого климата.
Слайд 5
Вопрос: когда на Кубани появились первые люди? (500 тыс. лет назад в раннем палеолите). Перечислите стоянки древнего человека на Кубани. (Ильская)
Задание: По рисунку составить рассказ где жили и чем занимались древние люди.
Вслед за каменными орудиями труда появляются медные. Гораздо легче вспахивать землю плугом с металлическим лемехом, собирать урожай с помощью острого серпа. Войско в прочных доспехах, вооруженное острыми мечами и копьями становилось непобедимым. Первым металлом, который научились выплавлять люди, была медь. Но медь - металл очень мягкий и кузнецы научились его сплавлять с оловом. Такой сплав назвали бронзой. С этого момента каменный век навсегда уступил место бронзовому.
Задание: Отдельные ученики должны изобразить то, что написано на карточках (охота, земледелие, разведение огня). Класс должен угадать то, что изобразили.
Слайд 6
Вопросы: 1) Ребята, а как мы узнаем как в древности жили люди? Какие строили жилища? Чем занимались?(захоронения)
Слайд 7
2)А какие виды захоронений есть на Кубани?
(дольмены, курганы)
Слайд 8
- Как выглядели дольмены, курганы?
4) Какой самый большой курган на территории Кубани? (Майкопский в Адыгее)
Слайд 9
Богатство и разнообразие эпохи бронзы было огромным. Именно в этот период были заложены основы многих будущих цивилизаций. Среди кочевников эпохи бронзы были не только меоты и сарматы, но даже древние греки. Сначала они освоили бассейн Средиземного моря. Путешествуя дальше на Восток, греки очутились на побережье Черного моря. Долгое время оно вызывало ужас у древних мореходов, так как побережье Кавказа тесно связывалось с краем света.
Есть предположение, что именно здесь находился вход в царство мертвых Аид. И древнегреческий герой Прометей был прикован к скале (Высокий берег в Анапе). Сюда за золотым руном в опасный поход ходили аргонавты.
Слайд 10
Не только мифические, но и реальные опасности ожидали первопроходцев. Все здесь было чужое: и ветры, и отсутствие островов, и течение, и бури. Поэтому вначале греки назвали Черное море Понт Аксинский, что означает «море негостеприимное». Но, прожив здесь некоторое время, греки убедились в обратном. Это и черноземная почва, мягкий и теплый климат.
На побережье Черного моря стали возникать греческие полисы. Сначала города были очень маленькими, даже самый большой из них можно было пройти из конца в конец за 10 - 15 минут. И, все же это, были настоящие города с мощными каменными стенами, рвами и тяжелыми воротами. Вокруг города были поля, сады и виноградники.
Слайд 11
Задание: Назвать древние греческие города на берегах Черного и Азовского морей. (Горгиппия — Анапа, Бата — Новороссийск, Фанагория — недалеко от станицы Сенной, Гермонасса — на территории нынешнего поселка Тамань).
Физкультминутка.
Ребята, вы знаете, что греки любили соревноваться между собой в спортивных состязаниях, которые проводились ежегодно на берегу Черного моря. Представьте себе, что вы - жители древних боспорских городов и являетесь участниками спортивных соревнований. Итак, знакомимся: первый ряд - жители Горгиппии, второй ряд - жители Фанагории, третий ряд - жители Баты.
Все вместе выполняют разминку.
Ну а теперь последнее задание для жителей наших городов. Задание выполняют только те, к кому я обращаюсь (ученики по очереди рядами садятся волной). Ребята, посмотрите, какую замечательную мы с вами сделали волну. И вместе с ней оказались на побережье Азовского моря.
(Звучит легкая успокаивающая музыка — шум моря)
Вопрос: Как греки называли Азовское море? (Меотийское озеро)
Слайд 12
Здесь на равнинах вдоль заболоченных речек обитали племена, которым по названию моря дали общее название.
Вопрос: 1)Как называли эти племена? (меоты)
2) Назовите главные занятия меотов. (земледелие и рыболовство)
Слайд 13,14
Настоящим богатством племен, живших вдоль берегов теплого Меотийского озера, стала рыба. Её коптили, вялили, сушили, солили в специальных ямах. В обмен на зерно и рыбу греки привозили свои товары: вино в больших глиняных амфорах, драгоценности.
Если ехать из Краснодара на Восток в сторону Кропоткина вдоль берегов Кубани можно увидеть огромные земляные холмы, окруженные рвами. Здесь лежат развалины древних меотских поселений.
Задание: По рисунку «меотское городище» описать поселение меотов. А почему эти поселения в виде холмов?, (камышовые домики быстро разрушались, или горели в пожарах, которые часто случались в тесноте поселения. Тогда жители выравнивали площади и поверх развалин старого дома строили новый. Постепенно, за многие сотни лет, слой земли нарастал, поэтому в наше время древние городища выглядят как огромные зеленые холмы)
Слайд 15
Около двух с половиной тыс. лет назад на берегах Меотийского озера появились племена сарматов пришедшие с востока. Большинство сарматов вели кочевой образ жизни, т.к. основным их занятием являлось скотоводство.
Слайд 16
Степные кочевники были прекрасными воинами. На своих лошадях, вооруженные копьями и луками, они нападали не только на соседние племена, но проникали далеко на территорию Боспорского царства, спасали поселения и уходили с богатой добычей. Такие беспокойные всегда готовые к войне соседи очень опасны. Поэтому в конце концов в степи разгорелась война. Против сарматского племени вступило Боспорское царство. Кочевники потерпели поражение и откочевали подальше от границ Боспорского царства.
Слайд 17
Задание: А сейчас ребята мы с вами поиграем и в ходе игры выясним, как хорошо мы запомнили пройденный материал.
Задание 1 кричалки (отвечают хором) (см. приложение 1)
Задание 2 (в игре участвует 3 ученика. На столе разложены части одежды (аппликация) из этих частей ученики должны собрать одежду того или иного племени (одежда: сарматов, греков).
III. Заключительный этап
Итак ребята, прошло уже более 1500 лет, как исчезли смешавшиеся с другими племенами меоты и сарматы. Давным-давно превратившись в руины цветущие (боспорские города) И теперь мы понимаем что у всех у них была общая история, в которой у каждого была своя роль, свое место. И давно прошедшие время нам интересны , потому что каждый народ принес в общую жизнь, свои особенные черты. Теперь мы живем в наших краях, и все мы тоже очень разные. И если мы научимся понимать древнюю историю, то будем лучше понимать друг друга.
IV. Выставление оценок. Домашнее задание
Слайд 18
Наш урок подходит к завершению .Пришло время вспомнить о наших орешках знаний. И сейчас я прошу тех ребят, которые считают, что они закрепили свои знания по истории др. Кубани и узнали для себя что-то новое, поло жить орешки в эту корзину, а те ребята, которым захотелось после нашего урока узнать о Кубани еще больше, могут оставить орехи у себя. Свой орешек я первой кладу в корзину.
(Дети делают свой выбор, учитель по кол-ву орехов подводит итог)
1 Вариант (если орехов много в корзине)
Ну что ж, по кол-ву орехов я понимаю, что большинство ребят получили для себя много интересной информации, закрепили свои знания и теперь могут считать себя знатоками древней истории Кубани, а ребятам, которые оставили орехи у себя я желаю удачи в путешествии по дороге истории родного края.
2 Вариант (если орехов в корзине мало)
Я очень рада, что наш урок так заинтересовал вас, что орех знаний вы оставили у себя, чтобы открыв страницу учебников по кубановедению еще раз совершили удивительное путешествие по дороге истории родного края. Загадки истории Кубани ждут ваших открытий
Спасибо всем за работу! Наш урок закончен
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
1. Древнегреческий историк. Имя помнит весь народ,
Знал немало он историй. Звали грека...
(Геродот)
2. Как назывались поселенья -
Дадим ответ без промедленья.
Ни леса, ни полянки,
А древнейшие ... (стоянки)
- Одно из первых жилищ человека Дошло до нас из каменного века. В скале прорублена и сера Обыкновенная ... (пещера)
- Металл, который дал названье веку, Пришел на помощь к человеку.
В нем цвет заката есть и тепло от солнца. И это всем известная нам...
(бронза)
5. Для человека первою работой
Чтоб племя накормить была ... (охота)
6. Большими жили группами в то время,
И эти группы назывались ... (племя)
7. Подарок сделал рыбакам Нептун.
Для рыбной ловли сделал он... (гарпун)
8. В лесу тот домик можно встретить,
Стоит он не одно столетье.
В нем плиты и для крыши и для стен.
Зовется он, вы скажете... (дольмен)
9. Народ - кочевник, народ - воин,
Отдельных слов он все ж достоин.
Ответьте мне скорей, ребята,
Что за народ это? ... (сарматы)
- В них есть племен захороненья, Но нет в истории забвенья. Ответ услышим в разных странах, Что эти насыпи -... (курганы)
- Между двумя прекрасными морями
Есть Керченский пролив, мы знаем с вами.
Но помним мы и до сих пор,
Что назывался он... (Боспор)
12. На азовских дальних берегах
Жило племя в древних временах.
Не сарматы и не киприоты,
А назвали тот народ ... (меоты)
13. Античные авторы. Берег у моря.
Назвав Меотидой, с Гомером не спорят.
Море красивое, название броское,
А называем мы его ... (Азовское)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Кубань с древнейших времен до IV века н.э.»
Цель: Обобщить знания по истории древней КубаниЗадачи урока: - формировать целостное представление об истории и культуре родного края, города и своих населенных пунктов;- воспитывать интерес и ув...
Поле чудес - внеклассное мероприятие для 6-8 классов на тему Россия с древнейших времен до XIX века
Внеклассное мероприятие...
урок по кубановедению на тему: «Кубань с древнейших времен до IV века н.э.»
урок по кубановедению на тему: «Кубань с древнейших времен до IV века н.э.»...
разработка открытого урока по истории России в 6 классе по теме "Русь с древнейших времен до конца XIII века".
Обобщение знаний учащихся по истории России с древнейших времен до конца XIII века, стремление воспитывать любовь и уважение к истории родной страны....
Конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме "Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени"
Конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме "Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени"...
презентация к уроку по теме Кубань с древнейших времен
презентация к уроку в 5 классе...
Стартовый срез знаний по истории 7 класс по теме «Россия с древнейших времен до конца XVI в.»
Стартовый срез знаний по истории 7 класспо теме «Россия с древнейших времен до конца XVI в.»...