Со школьного порога ушедшие в войну. Устный журнал.
методическая разработка по краеведению по теме

Козютенко Светлана Ильинична


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon so_shkolnogo_poroga_ushedshie_v_voynu._dlya_sayta.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа  №25
с углубленным изучением отдельных предметов г.
Россошь Россошанского района Воронежской области

Со школьного порога, шагнувшие в войну

( массовое мероприятие)

Разработала:

Козютенко Светлана Ильинична,

руководитель школьного музея

МКОУ СОШ №25 с УИОП г Россошь

Россошь

2013

Форма мероприятия: устный журнал
Место проведения: музей
Участники: ученики 8-а класса
Оформление зала: плакаты – страницы устного журнала.
Цель мероприятия: сформировать представление о событиях Великой Отечественной войны, об истории школы в годы войны, героическими подвигами выпускников средней школы № 25. Воспитывать гордость за вклад наших земляков, выпускников Великую Победу, формировать преемственность школьных традиций.

Ход мероприятия.
Звучит музыка «День победы». Выходят чтецы.

  1. В мае 1945 года окончилась война советского народа  против фашистской Германии. Более 65 –лет отделяет нас от того волнующего дня – Великого праздника Победы.
  2. Мы знаем по сбивчивым трудным рассказам
    О горьком победном пути.
    Поэтому должен хотя бы наш разум
    Дорогой Победы пройти.
  3. И мы разобраться обязаны сами
    В той боли, что мир перенес…

Конечно, мы смотрим другими глазами
Такими же полными слез.

(Звучит мелодия школьного вальса)

  1. 21 июня 1941 года. В школах Советского Союза идут выпускные вечера. Десятиклассники средней школы №25 станции Россошь мечтают стать врачами, инженерами, военными.
  2. Стояло юное в цвету,
    Едва с весной простившись лето,
    И мы смотрели в высоту,
    Где плыли облака к рассвету.
    Стояла утренняя тишь,
    Был смешан с медом воздух сочный,
    Стекала капельками с крыш
    Роса по трубам водосточным.
  3. Как мы теряли этот день и мир –

Минуту за минутой,
И предрассветная луна
еще с влюбленными мечтала.
Вставал рассвет….И, вдруг, - война!
Рванула грохотом металла!

(Звучит песня «Священная война»)

  1. Встала страна на смертный бой.
    Уходили на фронт наши земляки,
    Уходили на защиту Родины
    Учителя и ученики средней школы №25.
  2. Им, шагнувшим в грозные бои
    чуть ли не со школьного порога,
    Наш устный журнал посвящается.
    (Учитель объявляет гостей мероприятия – это выпускники школы 1944 -1945 гг. Во вступительном слове говорит о вкладе наших земляков в разгром фашистов. Объявляет первую страницу журнала: «Огненный пилот»)
  1. Среди выпускников нашей школы довоенного выпуска значится фамилия Виктора Георгиевича Соколова. Окончив авиационное училище, он уже в начале войны оказался в числе  защитников Родины. Геройски сражался наш ученик с фашистскими захватчиками и выходил победителем.
  2. Полк, где служил Соколов, за 424 боевых вылета уничтожил 87 танков, 290 автомашин, 116 защитных орудий, 9 цистерн с горючим и уничтожил около 50 тысяч солдат и офицеров фашистской армии. Большой вклад в эти ратные подвиги внес комсомолец, старший лейтенант Соколов.
  3. «Я – Сокол 54». Этот позывной радиостанции его экипажа часто был слышен в эфире. 28 ноября 1942 года эскадрилья Соколова получила задание вылететь на цель. Было обнаружено множество непрятельских автомашин, танков, пушек.
  4. Вниз полетели бомбы  - соколы!

«Я – 54! Еще один заход!» - скомандовал Виктор. Последняя атака увеличила потери врага. Экипажи начали отходить от цели. Внезапно под ногами Соколова что – то сильно ударило. Спина почувствовало жар: горел бензобак. Воздушный стрелок Шелегов был убит.

  1. «Я – 54Й, 57- у принять командование группой. Я пошел добивать фашистов. Прощайте, товарищи!»
  2. И ринул на вражьи гнездовья
    Два жарко горящих крыла.
    Его соколиная гибель всю землю кругом потрясла.
  3. Огненным факелом врезался он в скопление немецкой техники. Так погиб выпускник школы 1937 гола Виктор Соколов.Родина высоко оценила подвиг летчика, он был, посмертно, награжден орденом Ленина.

Учитель. У стен нашей школы в 1968 году был открыт памятник Ивану Письменному. Следующая страница устного журнала « Герой – пулеметчик».

  1. Учился в нашей школе комсомолец Иван письменный. После освобождения нашего края от немецко –фашистских захватчиков был призван на фронт, стал пулеметчиком.
  2. «Дорогие папа и мама! Извините, что редко пишу, все время в наступлении или отбиваем атаки противника. Сейчас я в Бесссарабии, как раз на нашей границе. Назначен командиром пулеметного расчета».
  3. Свой подвиг он совершил 14 апреля 1944 года на территории Румынии. Наша армия гнала фашистов за пределы Родины, в этих боях участвовал и пулеметный расчет Письменного.
  4. Когда два его товарища, Монаенко и Шкуратов, погибли, Иван перетащил пулемет на более выгодную позицию, оказался на стыке двух наших подразделений. Фашисты предприняли яростную атаку.
  5. В копии наградного листа говориться, что Письменный остановил наступление немцев, уничтожил 220 солдат и офицеров противника, тем самым обеспечил успешное действие 682 – го стрелкового полка, который овладел селом Тотоусчий.
  6. Иван Алексеевич погиб.

Указом Президиума Верховного Совета СССР ему присвоено звание Героя Советского Союза.

Учитель. Страница устного журнала  «Школа в годы войны».

  1. Путь к победе был долгим и трудным. Каждый день войны – это кровь  и смерть, боль и горечь утрат, бесстрашие и доблесть. Поколению мальчишек и девчонок сороковых пришлось выдержать многие испытания. Школа в те далекие годы была единственным местом, где можно было забыть о войне. Но всюду главным девизом учеников были слова «Все для фронта, все для победы!»
  2. Война ворвалась во все дома, затронула каждого человека, стала тяжелым и трагическим испытанием для нашей страны. « Нас сильно потрясло известие, мы пошли к школе, учителя давали какие-то поручения...», - вспоминает выпускница Гаевская Анна Константиновна.  Позже она окончила школу младших авиационных специалистов, служила в войсках.
  3. « В августе 1941 года был призван в армию. Моя мать и матери моих сверстников плакали, провожая нас на фронт, а у нас радости не было конца. Так хотелось сразиться с ненавистным врагом», - рассказывал о мобилизации ряды Красной армии выпускник школы 1941 года Мищенко Иван Дмитриевич.
  4. Жизнь в родном городе перестраивалась с первых дней войны: вводилось военное положение, велась организация противовоздушной обороны. Россошанцы вступали в группы самозащиты, занимались оборудованием бомбоубежищ, в ночное время следили за светомаскеровкой. В городе был развернут эвакогоспиталь, и каждый житель Россоши оказывал посильную помощь в его организации. Например, «жены железнодорожников на личные средства изготовили для раненых 50 подушек и 25 матрацев».
  5. Старшеклассники нашей школы помогали в работе сортировочного пункта на станции Россошь, об этом вспоминает выпускница 1944 года Жаркова Людмила Михайловна.   Она пишет в письме следопытам: «На станцию подвозили раненых, мы на носилках помогали их разгружать, затем мыли, несли в перевязочную или операционную. Такие дежурства были по 12 часов в ночное время, а днем все шли в школу на занятия».
  6.   Родная школа в то тяжелое время оставалась для  учеников вторым домом,  была еще более необходима каждому.  Здесь можно было вернуться в довоенную жизнь, получить поддержку друзей и учителей, можно было мечтать и лелеять надежду на будущее, после войны.                      
  7. Старшеклассники вспоминают, как иногда приходилось в ночное время дежурить на чердаке школы на случай бомбежки, а во время учебных занятий на них лежала обязанность успеть вывести младшие классы в бомбоубежище.
  8. Со словами благодарности учащиеся школы военного времени рассказывают о своих учителях, которые продолжали преподавать свой предмет и другие жизненные уроки.
  9. В школе можно было научиться телеграфному делу, которое вел в 1941-1943гг. учитель Клименко Михаил Васильевич. Выпусница 1943 года Мария Зеленская вспоминает, как Михаил Васильевич учил девчонок вождению трактора.
  10. Учителя вместе со старшеклассниками ездили в колхоз на уборку урожая, показывали пример стойкости и самообладания в минуты, когда рядом гремит взрыв, когда в дома все чаще и чаще приходили похоронки и был слышен плач детей и взрослых, узнавших о гибели кого-то из родных.

Далее учитель представляет выпускников школы 1944 года Сухомлинова Вячеслава Дмитриевича и Кулешову Ирину Федоровну. Они рассказывают свои детские воспоминания о школе в годы войны.

Заключение.

  1. Мы славим тех, кто в смертный час

От гибели Отчизну спас.

Кто в первый и последний бой

Пошел бесстрашно, как герой.

  1. Потомки про вас не забыли

Вписали в сердца и гранит.

Вы Родине жизнь подарили –

Она вам бессмертье дарит.

  1. Жизнь нашей Родины

Трудом утверждена,

Нам нужен мир, а не война!

  1. Чтоб жизнь простых людей была светла

Нам нужен мир, а не война.

( звучит песня о мире)

Библиография:

1. Воспоминания выпускников школы №25 ЮВжд станции Россошь об учебе в годы Великой Отечественной войны. Папка материалов.
2. В.И. Цимбалист. Память о подвиге. Никто не забыт, ничто не забыто. Газета « За Изобилие», 1984г.
3. А. Гриц. Здесь колыбель героев. Газета « За изобилие», 11 октября 1986г.
4. А.Г.Емельянов. Соколы идут на цель. Газета « За изобилие», 1980г.
5. Наградной лист Соколова В.Г. Копия, экспонат школьного музея.
6. Наградной лист Письменного И.А. Копия. Экспонат школьного музея.
7.Стихи А. Твардовского, Ю. Полякова.

.

                                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация"Со школьного порога шагнувшие в войну"

Презентация о пионерах героях,которые на ровне со взрослыми встали на защиту нашей Родины и одолели врага.Разработчик методический центр.Можно использовать в подготовке мероприятия посвященное Великой...

Устный журнал "Давным-давно прошла война".

Устный журнал "Давным-давно прошла война" возвращает детей в  военные годы, где ученики знакомятся с героями войны, слышат их голоса (в аудиозаписях и в письмах)....

Устный журнал "Детство, опаленное войной"

Война и дети… Как несовместимы эти понятия! Каким беззащитным становится ребенок, когда взрослые воюют. Дети войны познали горечь жизни раньше, чем научились понимать эту жизнь. Трудно представить, чт...

Устный журнал "Идут по войне девчата"

Так уж повелось, что наша память  о войне, наши представления о войне – мужские. Это и понятно: ведь большинство воевавших – мужчины. Большинство, но не все. С годами мы все больше и больше пости...

Устный журнал "Священная война - великая Победа"

Устный журнал "Священная война - великая Победа"...

Устный журнал «На пороге экологической катастрофы»

Цель: Расширение представлений ребят о взаимосвязях в природе, о способах сохранения и оказания помощи природе.Задачи: Ознакомить с фактами уничтожения природы России.Способствовать формированию полож...

Маленькие герои большой войны. Устный журнал

Наш сегодняшний устный журнал посвящается маленьким героям большой войны....