Творческий проект о Пескове М.И.
творческая работа учащихся по краеведению по теме

Рассказывается о репреессиях, на примере жизни М.И. Пескова.

Скачать:


Предварительный просмотр:

     Всероссийское туристско-краеведческое  движение «Отечество»

                                                                                               

                                         

                 

                                               Земляки      

       (посвящается памяти всех репрессированных во времена культа               личности  Сталина на примере жизни Михаила Алексеевича Пескова, осужденного в 1937 году и прошедшего 10 лет ГУЛАГа).

                                                                   

                                                                 Творческий проект членов  

                                                                  кружка «Историческое краеведение».

                                                                  Работу выполнили учащиеся

                                                                   11б   класса    МОУ  «СОШ №4»                                                                                                                      

                                                                                     Гаран Александра,

                                                                                     Доценко Николай,

                                                                                     Мокрухина Анна.

                                         

                                                                    Руководитель проекта

                                                                    Учитель истории 1 категории

                                                                     МОУ  «СОШ № 4»

                                                                     Гейко Виктор Иванович

                                                                           

                                с. Сотниковское          2010 год.

                                              Содержание

                       

 I.Введение                

                  1.Цели и задачи исследования.

                  2. Обоснование направления исследования и обзор литературы.

                  3.Описание методов исследования.

                  4.Место  исследования.                                                            

II.Результаты исследования

                                                     

                  1.Общеполитическая обстановка в СССР в 30-40 гг.

                  2.Изложение результатов исследования.

                   а) Арест. 9 ноября 1937 года. Благодарненская тюрьма.

                   б) Ухта-Печорские лагеря

                   в) Ставропольская тюрьма, камера смертников №22

                   г) Памятное утро

III. Заключение

IV. Аннотация

V. Источники                  

 

VI. Приложение

                                       Введение

         1.1. Цели и задачи исследования.                                  

                                       

      Целью нашей работы является, во-первых, исследование дневниковых записей Михаила Алексеевича Пескова, уроженца с.Сотниковского, репрессированного в1937 году (как раз после празднования 20-й годовщины Великого Октября ) и осужденного на 10 лет долгих исправительных работ в нечеловеческих условиях ГУЛАГа, во-вторых, на основе воспоминаний воссоздание картин эпохи  репрессий и  террора в СССР в период 40-х годов ХХ в, в- третьих, раскрытие и анализ характера человека, не сломавшегося, не потерявшего веру в жизнь, в людей под ударами судьбы, закалившегося  в горниле  ГУЛАГа и вернувшегося домой к мирной жизни. Ведь все эти годы у него была одна единственная цель, вернуться домой к семье, ради чего он жил, старался выжить и  вернуться к родным через долгие годы разлуки. И наша главная задача -  донести до всех и рассказать историю жизни Пескова М.А., его семьи, каких было сотни тысяч, поведать  главное о лагерях, о жизни в них, о труде заключенных, о жизни и смерти. Потому что уже никто  и никогда не расскажет, так как в живых, наверное, уже почти никого не осталось. В современных учебниках по истории Отечества об этом говорится лишь на 1,5 страницах, подробнее -  у А.И. Кругова по истории Ставропольского края. А вот у А.И. Солженицына в «Архипелаге Гулаг» показано главное, о чем мы писали, с такой достоверностью, что каждый осудил бы страшную безжалостность лагерей к человеку и понял бы отчаяние человека от безысходности, бессилия. И главное  то, что в жизни  останется память об этом времени. И наша цель - не просто рассказать и донести до всех, а дать понять, что такое не должно никогда повториться.

                                                   

           1.2. Обоснование направления исследования и обзор литературы.

                                                         

      Почему мы выбрали «Земляки», одно из направлений Всероссийского туристско-краеведческого движения «Отечество». Наверное, потому что оно является важнейшим средством воспитания подрастающего поколения. Наша задача состоит в том, чтобы, используя краеведческий материал, привить детям любовь к Родине, формировать у них прекрасные гражданские чувства. «Земляки» интересно тем, что мы, вскрывая пласт за пластом из жизни наших земляков, можем показать реалии  того или иного времени, опираясь, естественно, на источники - записи дневников, письма, датированные 1937-1940 годами. Эта тема раскрывает нами спектр человеческих судеб, не только отдельно взятых людей, но и целых семей. Она дает возможность узнать, как жили, о чем думали, как менялся человек, о его отношении к власти и государству. Изучая жизнь Пескова М.А., мы с головой окунаемся в период репрессий 30-х - 40-х годов ХХ века и становимся невольно очевидцами и свидетелями событий жесточайшего террора Сталина и его приспешников против народа. Понять это время и оценить его объективно поможет нам история и литература. Поэтому в нашей работе особое место занимает исторические факты политических репрессий в СССР 30-40годы XX века. Исторической справкой по данному вопросу явился материал, изложенный в учебниках по истории Отечества под редакцией Н.Р. Загладина, Ставропольский край в истории России А.И. Кругова. Основной раздел составляет содержание дневниковых записей и писем Пескова М.А., а также огромную помощь в работе над проектом дал просмотр некоторых глав из романа «Архипелаг ГУЛАГ» А.И. Солженицына. Все это позволило сделать сравнительный анализ событий, связанных с периодом репрессий и террора в СССР.

                                                                 

                                                           

             1.3. Описание методов исследования.

                                                                                                   

      В работе над проектом были использованы следующие методы исследования: опрос и анализ устной и документальной (фактической) информации, связанной с жизнью Пескова М.А., репрессированного в 1937 году и осужденного «тройкой»  (начальником НКВД края, начальником НКВД района и прокурором края) на  10 лет долгих работ в лагерях Заполярья.

Опрос - один из самых продуктивных методов исследования, связанный с респондентом и дающий максимальную информацию об интересующем нас объекте как биографического характера, так и психолого - эмоционального воздействия на корреспондента.

      Работа с документами (фотографии, письма, дневники) требуют очень внимательного изучения материала и затем дальнейшего его осмысления. Потому что при пристальном изучении, а именно, несколько раз прочитанном и осмысленном, имеется возможность сопереживания, т.е. эмоционального воздействия на читателя, все это достигается средствами языка, особенностей стиля и лексики автора.

                       1.4 Место  исследования

      Местом исследования стали с. Сотниковское и поселок Терский Буденновского района, где проживает в данное время Песков И.М., сын Пескова М.А., ветеран войны и труда, рассказавший много интересного из жизни своей семьи, а также о себе как участнике  Великой Отечественной войны, и предоставивший в наше пользование дневники и письма своего отца.  

Сбор материала проводили учащиеся  9б  класса Мокрухина Анна, Гаран Александра, Доценко Николай.

      Школьники непосредственно на месте были ознакомлены с материалами исследования: письмами, дневниками, фотографиями.

         

                          11. Результаты исследования.                     

           

         11.1 Общеполитическая обстановка в СССР в 30-40 гг.

Эпоха репрессий и террора, начавшаяся еще со времен Гражданской войны

и интервенции продолжалось до самой смерти И.В.Сталина.

Когда Сталин в1929 г стал бесспорным лидером, репрессии ужесточились. В то время официальная пропаганда постоянно подчеркивала, что победы партии большевиков в октябре 1917г, в Гражданскую войну, в социалистическом строительстве были достигнуты благодаря  «мудрому руководству» Сталина. Так стал формироваться идеал непогрешимости вокруг его имени, складывался культ личности вождя. Любая критика в адрес Генерального секретаря  или кого-либо из его ближайших соратников, в том числе и в частной беседе, расценивалась как контрреволюционный заговор. И всякий, не сообщивший в ОГПУ, считался «врагом народа», его ждало суровое наказание.

С 1928 по 1931 годы были репрессированы многие управленцы, видные инженеры, ученые, «военспецы», бывшие офицеры царской армии (3 тыс. человек). В стране действовали концентрационные лагеря. В 1930-1931гг. было создано главное управление лагерями (ГУЛАГ).

      Заключенные лагерей использовались в основном на тяжелых и неквалифицированных работах в климатически неблагоприятных районах СССР.

      Своего апогея репрессии достигли в 1935-1938гг. после убийства руководителя ленинградской партийной организации С.М. Кирова. После этого возник повод для ужесточения законодательства и введения упрощенного порядка рассмотрения дел  о террористических актах и контрреволюционных организациях.  Основанием вынесения обвинительного приговора  стало личное признание подозреваемого.

     Следствию разрешалось использовать пытки, процесс проходил без участия прокурора и защитника, приговоры выносились без права обжалования и исполнялись незамедлительно.

     Смертную казнь разрешалось применять к лицам, достигшим 12-летнего возраста. Члены семей осужденных «врагов народа» без суда подлежали ссылке, лишались гарантированных Конституцией гражданских прав.

     Масштабы репрессий  до сих пор точно не установлены. По примерной оценке, с 1930 по 1953 год к смертной казни было приговорено около 800 тыс. человек. Контрреволюционные лагеря прошли около18 млн. человек, в том числе около 5-й части осужденных были по политическим статьям.

    А.И. Солженицын в своем романе «Архипелаг ГУЛАГ» писал, что,  «по подсчетам эмигрированного профессора статистики И.А.Курганова, от 1917 до 1959 года без военных потерь и от террористического уничтожения, подавлений, голода, повышенной смертности в лагерях и включая дефицит от пониженной рождаемости,- оно обошлось нам в …66,7млн. человек (без этого дефицита- 55 млн.). А.И. Солженицын «Архипелаг ГУЛАГ», с. 8 т. 6

    Конечно, мы  не  можем ручаться за эти цифры, но пока официальных данных не имеем. Александр  Исаевич отмечал, что террор начался с выстрела Авроры, а 6 июля 1918 года, когда левые эсеры были поголовно исключены из ВЦИКа и СНК, началась перестройка старой тюремной машины и создание Архипелага. Потом появилась «Временная инструкция о лишении свободы» от 23 июля 1918 и от неё пошли лагеря, и родился Архипелаг. Так закрутился страшный маховик террора и репрессий в СССР,  унесший  миллионы людей. И в этой мясорубке оказалось  Ставрополье. По данным архива УКГБ,  краевого суда и прокуратуры на Ставрополье было репрессировано 60 тыс. человек, расстреляно 5,6 тыс. человек. В лагерях ГУЛАГа побывали десятки тысяч ставропольцев. По свидетельству реабилитированных бывших политических узников выжили 1-2 человека из каждой тысячи приговоренных. А.И. Кругов. Ставропольский край в истории России (Ставрополь. 2001. с. 216)

       В чем же были причины массовых репрессий? На этот счет было несколько точек зрения. Например, современники из белой эмиграции видели в них переворот, по мнению Л.Д. Троцкого, репрессии связаны были со становлением нового звена  чиновников и управленцев, сместивших со своих постов старых партийных работников 1920-1930 гг. и узурпировавших

право распоряжения собственностью, которая формально считалась общественной. Некоторые западные ученые, рассматривая перемены в политической и экономической жизни СССР 1920-1930 годов, указывали на модернизационные процессы, проводившимися сверху самими жесткими методами.

        После осуждения репрессий ХХ  съездом КПСС (1956 года) в отечественной науке они стали связываться с личными качествами И.В. Сталина  и руководителей служб госбезопасности (НКВД времен Ягоды, Ежова и Берии).

                  11.2 Изложение результатов исследования.

                                                                                                           

                                                           Всем, кому  не хватило  

                                                         Жизни об этом рассказать,

                                                         И да простят они мне,

                                                         что я не все увидел,

                                                         не все вспомнил,

                                                         не обо всем догадался.

                                                                                                                                                                                 

                                                                     А.И. Солженицын.                                                         

       Эпиграфом к основной части уместны будут слова А.И.Солженицына из романа «Архипелаг ГУЛАГ»

      Автор романа в доступной художественной форме, используя исторические факты, донёс до нас правду о страшных событиях эпохи репрессий и террора в СССР.

      О событиях 1937 года, о судьбе Пескова Михаила Алексеевича, нашего земляка из села Сотниковского, и пойдет речь в этой работе. В созвучии с эпиграфом.

       Михаил Алексеевич писал: «Всего запомнить невозможно, в заключении вести какие-либо записи или дневники строго запрещалось…даже письма домой оставались всегда открытыми для проверки».

      И только спустя много лет, когда наступила оттепель, и начался процесс реабилитации жертв репрессий, Михаил Алексеевич воссоздал в памяти события прошлого и записал в своих дневниках  воспоминания с1937 по 1947 годы. Его дневники состоят из 14-ти тетрадей, 11 из них посвящены событиям, связанным с арестом, пребыванием в тюрьмах и работами на строительстве  мостов, населенных пунктов, станций, железной дороги  протяженностью более 1000 км от Котласа до Воркуты. Три другие тетради включают в себя записи различных постановлений съездов КПСС и  ВЦСПС, рассуждения о сотворении мира, глобальных проблемах; о детстве, наказе своим детям, и, конечно, письма, записки на клочках бумаги, датированных 1938- 1940 годами.

     Машина репрессий и террора против народа была запущена, близилась 20 годовщина Великого Октября. Михаил Алексеевич в это время работал трактористом в Сотниковской МТС. 7 ноября 1937года. Вот как он описывает этот день.

      Хмурое и прохладное утро.  7 ноября - великая дата нашей страны. Но как этот праздник прошел тогда грустно и подавленно, людей было очень мало. Митинг проходил в очень душной атмосфере, выступлений было очень мало и чувствовалось во всем напряжение, тревога и какая-то непонятная на сердце тоска. (Тетрадь №1)

     К этому времени уже были арестованы многие  видные партийные производственные руководители. Люди об этом знали, поэтому все жили в каком-то тревожном ожидании.

                                                               

                                                 Арест

     9 Ноября 1937 года Михаила Алексеевича арестовали, заполнили

протокол и бросили в сырой подвал, где уже несколько суток томились арестованные. А месяцем раньше был арестован его отец, Песков А.Е. 1881г. рождения, который так и не вернулся домой. По одной версии он умер 27 мая 1941 года от сердечной недостаточности, по второй-погиб в декабре 1937 года. Семья осталась без кормильцев: больная жена с двумя детьми и мать. На такие семьи смотрели как на врагов народа, семья была брошена на произвол судьбы. Сын Михаила Алексеевича, Песков Иван Михайлович,  1926 года рождения, ветеран войны и труда, вспоминал: «Мы боялись всего: скрипа, стука; с нами никто не разговаривал, и к нам никто не заходил, боялись вызвать подозрение и попасть в «ежовые рукавицы». Спасибо людям, которые просто подбрасывали нам еду под ворота…, помогали, как могли, чтобы мы не умерли с голода». Казалось бы, обида и ненависть должны были остаться у Ивана Михайловича на власть, но нет. В 1942 году, когда он закончил семилетку, немецко-фашистские войска были на подступах к Ставрополью, 16-летние  подростки  в количестве 80 человек, не сговариваясь, поехали в военкомат города Благодарного с одной только целью, чтобы их взяли на фронт. Вот пример того русского патриотизма, когда про все личное забывали, а думали о Родине. А  вот что писал по этому поводу Михаил Алексеевич в своих дневниках «Весть о вероломном нападении Германии на СССР  всех потрясла, мы были обеспокоены, как и весь наш советский народ. Если бы объявили набор добровольцев на фронт, то, пожалуй,  пошли бы все на защиту своей Родины. И если бы пришлось погибнуть, то погибли  бы за Родину, за народ, выполняя священный долг перед Родиной. Не то, что в заключении, о смерти даже родным не сообщали». Как не странно, но все верили в победу Красной Армии.

                                 Благодарненская тюрьма.

      Но вернемся в ноябрь 1937 года, начало великого мытарства нашего земляка. Через три дня на четвертый всех арестованных погрузили, уложив их  как мешки с зерном в кузов машины, и повезли в тюрьму города Благодарного, где всех обыскали, сводили помыться и развели по камерам. Представьте себе камеру на 5-8 мест, а в неё вошло до 70 человек, и так по всей тюрьме. Некоторые люди физически не выдерживали, умирали, другие требовали начальника тюрьмы и прокурора. Таких убирали из камер, и дальнейшая их судьба была неизвестна.

     В то далекое время считалось нормой, если посадили человека, то словно похоронили. Редким счастливцам удавалось возвращаться, почти все погибали в бескрайных просторах севера.

     Учитывая сложившуюся обстановку, Михаил Алексеевич пришел к выводу,  что  « нужно взять себя в руки, набраться мужества и быть готовым ко всему». И это в основном помогло ему преодолеть все трудности.

     Через 45 дней его и других заключенных вызвали из камеры и отправили снова в Сотниковский  НКВД, где посадили в тот же подвал. За это время были собраны материалы для обвинения, проведена очная ставка (Петров И., Шерстюков Ф., Гончаров С.), подтвердившая версию обвинения о вредительских делах подсудимого. В письме от 3 октября 1939 года он указывает на Петрова И., главного виновника их семейного несчастья, который первым подал на него заявление, после чего последовали ложные доносы других. Михаил Алексеевич верил, что придет время, и ему скажут: «Ты не виноват, иди на свободу».(1939 год 3 октября).

      Только свобода пришла через долгие 10 лет. Михаил Алексеевич был мужественным и сильный духом человеком, верным и любящим мужем. В каждой записочке или письме он всегда старался вселить в сердца близких мысль о скорой встрече, всегда успокаивал любимых родных, обращаясь к ним «милая и возлюбленная семья, с горячей любовью целую вас, дорогая мать, милая Дуня и милые детки Ваня и Ниночка». Он никогда не жаловался на трудности, выпавшие на его долю.

      Ухта-Печорские лагеря, были адом для сотен тысяч, можно сказать, миллионов людей, оставшихся на более  1000-километровом  пути строительства железной дороги от Котласа до Воркуты. Оттуда мало кто возвращался, но каждый все - таки надеялся вернуться домой.

      Михаил Алексеевич был узником трех тюрьм : Благодарненской, Ставропольской и Саратовской, двух ДПЗ в Сотниковском и Ставрополе, каторжные работы отбывал в четырех лагерях: в трех республиканских и одном областном. Хронология этапирования заключенного выглядела следующим образом:

               1.  1937 год (9 ноября) три дня в Сотниковском ДПЗ, затем

                Благодарненская районная тюрьма, где находились 45 дней,

                после этого снова в Сотниковское на дознание, потом снова в

                Благодарный, где объявили, по какой статье обвиняются

                заключенные. Всем была предъявлена 58 статья, всеобъемлющая

                 и всемогущая, пункт №7: «подрыв промышленности, транспорта,

                 торговли, денежного обращения и кооперации, т.е. экономическая

                 контрреволюция, производственное вредительство.

                 2. В январе 1938 года всех заключенных, пересортировав, маши-

                 нами вывезли в Ставрополь (Ворошиловск), но тюрьма оказалась

                 забитой, поэтому всех осужденных отвезли на окраину города в

                 огромное каменное здание бывшего мясокомбината, помещение

                 которого разделили на две части, в каждую загнали по 600 человек,

                 условий никаких, не сидеть, не лежать, а только стоя можно было

                 там находиться. Вместо туалета стояли бочки, из которых испраж-            

                 нения  выливались и растекались по полу. В результате появи-

                 лись многочисленные паразиты, что привело к появлению больных,

                 и при этом со смертельным исходом.

                 Никому не оказывалась медицинская помощь. И в таких условиях

                 М.А.Песков провел два месяца.

      В конце марта привезли в ставропольскую тюрьму, где он просидел до 24 апреля 1938 года.

      И еще до перевода в тюрьму М.А. Песков сумел отправить весточку семье. Как же это произошло? Во время питания заключенным хлеб подвозила одна и та же женщина, и он пошел на риск, Заранее приготовил записку на клочочке бумаги. И в одно утро, помогая ей разгружать хлеб, сунул записочку в её руку. Так семья получила первую весточку.  

     Рассматривая этот случай помощи осужденному, можно сказать, что та женщина совершила подвиг, который для неё мог бы закончиться ссылкой на север на долгие годы. До конца жизни Михаил Алексеевич хранил эту записочку как реликвию, напоминавшую о смелой женщине.

     Вот её содержание.

      «Здравствуйте, дорогая семья!

         Во-первых, сообщаю, что я жив и здоров, сижу в Ворошиловске, дальнейшая судьба неизвестна, со мной сидит Усов Михаил и Петр Шевец ((видимо, Шевцов.).До свиданья, не беспокойтесь. Просит гражданку Звягенцеву: «Будьте добры, заложите в конверт и направьте по адресу: с. Сотниковское, Бурлацкий район, Орджоникидзевский край. Песковой Евдокии Алексеевне ».

      (Что было дальше с Усовым Михаилом и Петром Шевцовым неизвестно). Усов Михаил отбывал наказание в Ухта-Печорских лагерях. М.А. Песков его там встречал. Дальнейшая судьба его неизвестна.

      Была еще одна вторая весточка. Когда заключенных в количестве 200 человек вывели из тюрьмы, предварительно проведя обыск, не оставив ни одной железной пуговицы и крючка, то взору их предстала картина весеннего утра, которое произвело на Михаила Алексеевича неизгладимое впечатление.  «Яркое весеннее солнце, тихая и теплая погода, сады были в полном расцвете, воздух чистый и приятный, птицы поют на все голоса, и в природе ничего не изменилось. Как жизнь хороша, как мир прекрасен, но все это не для нас. Мы окружены плотным кольцом вооруженного конвоя и собаками, которые смотрят на нас злыми и ненавистными глазами, как на самых тяжких преступников». Что можно сказать об этом человеке?  Скорее всего то, что в такой обстановке, попирающей все права человека, он находил минуты для наслаждения природой весеннего утра и цветущими садами. В этом маленьком монологе чувствуется тонкая и добрая душа, понимающая прекрасное и все хорошее, доброе и реагирующая на все плохое и злое.

      Когда конвой вел осужденных по улице, то на всем пути следования до станции не встретили ни души, будто все вымерло. Вот и станция, вагоны готовы к загрузке. Проверив каждого поименно и по одному проводив, сажали в вагоны и закрывали. Погрузка закончилась, и прощай, Ставрополье. Все ожидали отправки в неведомый край. «В вагоне было одно маленькое окошечко,  в которое мы жалко смотрели на волю». Вокруг вагонов толпились женщины, высматривая своих родных. И у М.А. Пескова мелькнула мысль снова попробовать передать весточку на волю. У одного нашелся огрызок карандаша, у другого клочок бумаги. Он быстро написал, свернул, привязал грузик и, когда женщина проходила мимо, бросил свою бесценную почту. Перед этим ее тихонько окликнул. Она быстро подхватила, это же заметил конвойный, бросившись за ней, но та юркнула в толпу и скрылась, а охранник вернулся назад, ему нельзя было оставлять без присмотра заключенных.

      Ни имя, ни фамилия этой женщины, естественно, неизвестны, она совершила героический поступок, который можно назвать подвигом. Ведь за это сразу бы дали 10 лет. В ту пору наказания были за всякую мелочь.

      А.И. Солженицын в романе «Архипелаг ГУЛАГ» рассматривает, как и за что сажали людей. «Портной, откладывая иголку, вколол её, чтоб не потерялась, в газетку на стене и попал в глаз Кагановичу. Клиент видел». Статья 58, 10 лет (террор). В этом была всесокрушающая сила 58 статьи против врагов народа. Абсурдность обвинения и наказания  вызывают лишь смех, недоумение и страх.

      Состав с заключенными тронулся в путь, а записочка полетела в Сотниковское к родным М.А. Пескова. (Благодаря той смелой женщине, мы можем ознакомиться с содержанием письма от 24 апреля 1938 года). «Здравствуй, дорогая семья! Передаю вам привет, целую тысячу раз всех: маманю, Дуню, и дорогих деток Ваню и Ниночку. Радую вас весточкой о себе, что я жив, здоров и отправляюсь на этап 24 апреля. Пишу в вагоне. Осужден «Тройкой» заочно, срок неизвестный, но по всему, вероятно, на 10 лет. Подробности ждите с места. Этап, видно, далекий. Прошу, не волнуйтесь, придет время, будем вместе, духом не падайте. Жаль, что не сумели дать  помощь деньгами. Еще сообщаю, со мной Усов Михаил… Передавайте привет Григорию, Сане, Середам, Хоменковым, всем родным и знакомым. Еще привет Петрову И., Щербине З., Гончарову С. и Шерстюкову Ф. Всем до свидания. Советую хлеб не продавать. Еще и еще целую. Духом не падаю. Остаюсь любящий вас. Песков. 24.IV.38.»

                              Ухта-Печорские лагеря ( Коми АССР)

      Путь лежал на крайний север, через края и области, Москву и Горький, и другие населенные пункты. Через две недели прибыли в Котлас, огромный пересылочный пункт, где пробыли 5 дней. Затем погрузили на пароход и по Северной Двине вверх по течению поплыли дальше. Впечатление от этого дикого края М.А. Песков передал нам в своих записях. Вот какие мысли вызвал у него этот край: «По берегам реки Северная Двина возвышаются каменные сопки, и стоят они многие тысячелетия, немые свидетели седой старины, изрезанные временем в глубокие морщины и трещины. Многое они видели на своем веку: проходящих мимо судов, русских и иностранных с разнообразным товаром для жителей крайнего севера. Но такой товар, как в ХХ веке 40-годов, они увидели впервые. Это живой товар, люди, осужденные сроком на 10 лет, дармовая сила, которая должна построить железную дорогу от Котласа до Воркуты через горы и леса, через непроходимые болота, тундру и  вечную мерзлоту расстоянием более 1000 км. Дорога эта была построена быстро, качественно и дешево, если не считать сотен тысяч погибших от голода и цинги людей. Раньше в эпоху СССР в СМИ сообщалось, что эту железную дорогу построили  комсомольцы, а ее построили простые, ни в чем не повинные люди, осужденные как враги народа по ложным доносам или каким-то другим причинам. В Гвоздеве, одном из причалов, находились 3 дня, после этого автомашинами повезли дальше. Когда « лежневая» дорога закончилась, пошли колонной пешком по бездорожью: кочки да болото, валежник да многочисленные речушки и ручейки. И наконец после долгого  100 км перехода дошли до Ухта-Печорского лагеря (Коми АССР), М.А. вспоминал «Отворились «царские врата», и мы вошли в отведенный нам барак. Ну вот, теперь мы уже и дома. Утром на работу, но вначале был завтрак (посуды никакой не было), подали в тазиках баланду (8 л. на 10 человек) и, конечно, хлеб. Представьте картину: 10 человек вокруг тазика, ложек нет, люди были в недоумении. Кое-как похлебали через край, время завтрака вышло, и «блюстители порядка», отобрав тазики, повыливали недоеденное и погнали всех на работу .

      И в сырость, и в дождь, и в холод, и в 45 градусные морозы заключенные работали вручную с простыми орудиями труда (кирка, лопата, топор, пила, носилки), преобразовывая северный край.

         

        В1939 году, когда шла Советско-финская война, сформировали эшелон из ста вагонов и направили в Финляндию. Этап вместо двух недель продлился более 2 месяцев(66 дней) и был насыщен трагическими событиями: холодом, голодом, смертью и бесчеловечным отношением охранников к осужденным.

       В марте 1940 г. прибыли в Карело-Финскую АССР, где проработали на строительстве железных дорог, мостов и других. сооружений. В ноябре  1940 была сформирована колонна из 250 человек и отправлена на юг в Азербайджанскую ССР, где за 4 месяца построили железную дорогу.

       В апреле 1941 вернулись на север в КОМИ АССР строить мост через реку Уси и тянуть дальше железную  дорогу.

       В 1943 году отправляют в Саратовскую( Откарскую) тюрьму для формирования большого этапа в КОМИ АССР. Где должны были строить городок на Печоре, станции, мосты и железную дорогу. Так перебрасывали с места на место; многочисленные колонии и лазареты, холод и голод, болезни и смертные камеры - все прошел М.А. Песков.

                  Ставропольская тюрьма, камера смертников № 22

      Заканчивая работу, хотелось бы рассказать еще несколько эпизодов. Во время заключения в Ставропольской тюрьме Михаил Алексеевич попал в 22-ю камеру смертников, где был заведен такой порядок: каждый человек должен был рассказывать что-нибудь из своей жизни. И здесь он познакомился с бывшим командиром партизанского отряда в Гражданскую войну, уроженцем села Серафимовского, Петром Парамоновичем Сургучом, который после Гражданской войны занимал ряд ответственных постов. Он много лет работал директором Благодарненского элеватора, на этой работе и был арестован. Процесс по делу П.П. Сургуча продолжался три дня, после каждого допроса его приводили на ночь в камеру 22. По словам Михаила Алексеевича, из волевого партизанского вожака сделали жалкого и безвольного человека. О себе он мало говорил, был очень скромен, больше рассказывал о партизанских походах и подвигах бойцов. Больше всего П.П. Сургуча мучило то, что он должен погибнуть, как враг народа, а семье на всю жизнь- позор.  Он не мог с этим смириться, это его угнетало.

     Утром после завтрака его вызвали с вещами, и в камеру он больше не вернулся. Позже узнали, что высшую меру наказания ему заменили 10 годами каторжных работ отдаленных лагерей, где прожил недолго, внезапно скончавшись от сердечного приступа.

                               

                             Памятное утро.

      В 1947 году М.А. Песков вернулся домой, сын Ванюшка, которому в 1937 году

было 11 лет и который учился в 4 классе, в 1943 году ушел со всеми  на фронт защищать Родину. Прошло 10 лет. Ваня был в армии. В 1948 году он получил отпуск и без предупреждения появился в селе Сотниковском. По пути домой  встретились родственники и знакомые, которые его задержали. День был воскресный, базарный. Михаил Алексеевич, ничего не подозревая, шел на базар. Впереди толпа людей и солдат какой-то, он попытался обойти. А те до этого предупредили сына, вот твой отец идет, «постарайся не объясняться, узнает ли». Когда  М.А. Песков подошел к ним, то почувствовал на себе какие-то напряженные взгляды. Его это немного смутило. Поздоровавшись, он хотел пройти мимо, но родственники остановили его в тот момент и стали знакомить с солдатом. Михаил Алексеевич первым подал руку, назвав фамилию, тот не назвал. Потом Михаил Алексеевич задал несколько вопросов, он ответил. Последним был: « Где служишь?» « В городе Поти». И кто-то из толпы крикнул : « Да ты что, не узнаешь своего сына? Михаил Алексеевич растерялся, и как можно было узнать, ведь в то памятное утро 1937 года мальчику было 11 лет, а сейчас перед ним стоял здоровенный солдат. У многих людей были слезы на глазах. Ведь из всех призывников в Великую Отечественную войну из села Сотниковского половина их погибла. Вот такая произошла встреча у Михаила Алексеевича со своим сыном через 11 лет, в то памятное  утро 1948 года, когда члены семьи оказались вместе после долгой разлуки. И в этом было счастье, счастье, в которое он верил всегда.

      М.А. Песков был верующим человеком. И он, и его жена  Евдокия Алексеевна, когда поженились, дали друг другу обед верности. Свою любовь и верность друг  другу пронесли через долгие, в 10 лет расстояния невзгод и трудностей. Они сумели раскрыть дверь к семейному и супружескому счастью. Вот что писал он о нравственных ценностях семейного счастья. «Сохраняя супружескую верность, мы гордо и смело смотрим друг другу в лицо, а также детям и людям, а еще мы счастливы и горды, что мы не только сохранили семью, но после такого  длительного периода нашли новую семью, от которой имеем карапуза- внучка Женю…». Совесть и любовь, верность и терпение, уважение и взаимопонимание, честь и долг - вот на чем стоит семейное счастье. Так считает Михаил А.лексеевич, приводя в доказательство  поговорку: «И раем  пустыня глядит, когда союз в семье».  

                                                         

                                III.  Заключение

Считаем, что цель, поставленная в нашей работе, выполнена. Мы постарались на примере  жизни М.А. Пескова с достоверностью рассказать о том страшном времени 30-40х годов ХХ века, когда маховик репрессий в своем водовороте погубил миллионы ни в чем не повинных людей, когда с легкостью разрушались такие ценностные понятия: совесть, честь, правда, любовь, добро, когда попиралось естественное право людей на жизнь. Исследуя дневники М.А. и беря во внимание рассказы его сына И.М. Пескова, мы пришли к выводу, что М.А., благодаря своей жизненной силе, любви к семье, нравственной чистоте, не сломался под ударами судьбы, а выдержал все и сумел выжить, никого не предавая.

      Письма и монологи позволили нам судить о его внутреннем мире, уверенности в своих силах, умении тонко чувствовать все прекрасное и главное - не только понимать, в чём счастье, но и самому действовать, трудиться и бороться за своё счастье, при этом оставаться нравственным человеком, гражданином.

      Читая дневники М.А. Пескова, невозможно не сопереживать,  потому что в некоторых эпизодах он сумел передать психологизм, состояние души человека. А описание весеннего утра в Ставрополе 24 апреля 1938 года, а векового величия скалистых берегов Северной Двины говорит не только о наблюдательности и развитости эстетических чувств, но и о любви к Родине. А желание всех пойти на фронт добровольцами еще раз  подчёркивает чувство патриотизма русских людей. Нельзя не отметить мужество и                

смелость женщин, которые помогали Михаилу Алексеевичу при передаче записок семье. Это яркий пример героического поступка женщин и образчик для подражания.

       Эта работа посвящается памяти всех безвинно осужденных и погибших в годы репрессий и террора против народа в 30-40е годы ХХ века.

    Она является напоминанием нам о том, к чему может привести в том или ином государстве культ личности. Исследование имеет историко-краеведческую ценность для дальнейшего изучения жизни этой эпохи,  людей и их роли в жизни страны, родного края, села, своей семьи,  а также осмысления гражданской позиции каждого из нас.

                              IV.  Аннотация.

                                   

Работа посвящена памяти всех репрессированных на примере жизни нашего земляка Михаила Алексеевича Пескова, уроженца села Сотниковского, осужденного «тройкой» на 10 лет каторжных работ.  

Во введении говорится о целях, задачах и месте исследования, в основной части речь идет о природе возникновения культа личности Сталина, в связи с чем указываются причины и масштабы репрессий в СССР в 30-40 годы ХХ века.

В результате исследования дневниковых  записей и писем было установлено, что Михаил Алексеевич Песков, обвиненный в 1937 году по ложному доносу, был осужден на 10 лет по 58 статье – экономическое вредительство.

Как выяснилось, он был узником трех тюрьм : Благодарненской, Ставропольской и Саратовской (Откарской); двух ДПЗ: сотниковского и ставропольского. Каторжные работы отбывал в четырех лагерях: Коми АССР, Карело-финская АССР, Азербайджанская ССР и Саратовская область.

10 лет Михаил Алексеевич строил мосты, железные дороги, станции и другие

объекты, но самой тяжелой стройкой, погубившей сотни тысяч людей, была железная дорога от Котласа до Воркуты протяженностью более 1000 километров.  

Эпизоды, приведенные в работе, достоверно показывают лицо эпохи репрессий, раскрывая лучшие черты нашего народа: патриотизм, любовь к близким, терпение и трудолюбие, доброта и чистота души, сила воли.

Судьба Михаила Алексеевича – это cудьба миллионов людей, безвинно пострадавших от репрессий, людей, которые думали о судьбах своей страны даже в заключении.

                                   V.  Источники      

                                                                 

                                                       

   1   Дневники Михаила Алексеевича  Пескова.                                                                                                                                                   

2.Запись рассказов И.М.Пескова, сына М.А.Пескова.

3.Фотографии семьи М.А. Пескова.

4.А.И. Кругов. Ставропольский край в истории России (конец XVIII-XX век.) Ставрополь 2001 год.

5.История России ХХ век.

6.История России в мультимедийном исполнении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над творческим проектом. Творческий проект - "Игрушки - подушки"

Проект выполнен в программе паур- поинт. Этот материал мне помогает в работе над проектами. Проект был представлен на районе и занял 1 место. Затем на городе и занял 2 место. Если кому -то подойдет и...

Проблемный урок по теме: «Творческий проект. Этапы выполнения творческого проекта», автор Матвеева Н.А., МАОУ лицей № 2, г. Балаково

Учащиеся не должны, подобно ремесленникам, научиться делать ограниченный круг вещей или работ, как это традиционно было на уроках технического, обслуживающего или сельскохозяйственного труда. От них п...

Требования к творческому проекту по технологии. Тематика творческих проектов для 5-7 классов.

Проект – это самостоятельная творческая работа учащихся, выполненная под методическим руководством учителя и опираясь на поддержку близких, а также специалистов. Он может быть и коллективным. Темой тв...

Занятие «Творческий проект. Этапы выполнения творческого проекта»

Занятие на тему: «Творческий проект. Этапы выполнения творческого проекта»...