поурочное планирование
план-конспект урока по краеведению (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
6 «А» |
03.09 |
Урок № 1
Тема: | Кубань – перекресток цивилизаций |
Цель: | Познакомить учащихся с историей малой родины, являющейся частичкой всеобщей и российской истории |
Задачи: |
|
Оборудование: | Мультимедиа /презентация «Кубань – перекресток цивилизаций»/ |
Ход урока
- Организационный момент
- инициация: знакомство с классом; требования к учащимся;
- вхождение в тему: постановка целей и задач урока;
- формирование ожиданий учеников
- Актуализация опорных знаний у учащихся по ранее изученному материалу
Беседа с классом.
- Что представляет собой кубановедение как наука?
- Вспомните наиболее интересные и важные исторические факты, события из курса: "Кубановедение: археология, мифология, культура" в 5 классе.
- Как вы понимаете утверждение выдающегося исследователя Кубани Ф. А. Щербины: "В знании истории родного края сила и величие народа"?
- Изучение нового материала
Интерактивная беседа /рассказ с использованием презентации/
Учитель. Чтобы полнее представить весь колорит народностей, населявших наш край на протяжении многих веков, обратимся к истории его возникновения, к его истокам.
Конечно, основу современного Краснодарского края, включающего в себя более 120 национальностей, составляют русские, но более 2-х столетий назад, кубанский край заселили черноморские казаки, бывшие запорожцы, выходцы с Украины, и донские линейные казаки - потомки беглых русских крестьян. А ещё раньше, как и в последующие годы, здесь оседали «служилые» русские солдаты, женившиеся на дочерях и сестрах кунаков-горцев, армян, греков, на пленённых турчанках. А тысячу лет назад тут стояли древние русские поселения Тмутараканского княжества, и чуткий музыкальный слух ещё и теперь может уловить тяжеловесный, тмутараканский камень, древнерусский речевой оборот…
В шестом классе нам всем вместе предстоит пройти долгим историческим путем наших предков, охватывающий значительный промежуток времени, познакомиться с историей, культурой, образом жизни кочевых и осёдлых племён Прикубанья в раннем железном веке. Определить роль великой древнегреческой колонизации в этнополитическом и культурном сближении народов Кубани, взаимовлияния и взаимопроникновения греческой, меото-сарматской, скифской культур.
Чтобы путешествие по данному курсу было познавательным и интересным на каждом уроке вашим помощником станет учебник.
Проработка содержания темы
1. Знакомство с учебником.
Задание: выяснить фамилии авторов, название учебника, оглавление (сделать акцент на заключение).
Игра «Навигатор»:
- обратить внимание школьников на одного из авторов учебника, кубанского историковеда Бориса Алексеевича Трехбратова (просмотр фрагмента видеофильма «История Кубани – обращение Б.А. Трехбратова к учащимся).
- организовать работу с текстом «Введения» (ученикам предлагается прочитать стр. 5-6 учебника).
2. Работа с терминами, датами и понятиями.
Используя хронологическую таблицу, словарь учебника (вопросы и задания учитель корректирует самостоятельно в ходе изучения содержания и структуры учебника. Особый акцент сделать на терминах: национальность и народность).
Народность. Одна из форм этнических общностей людей, объединённая происхождением, имеющая единый язык, территорию и культуру.
Национальность.
Устойчивая общность людей, исторически складывающаяся из различных племён и народностей в процессе формирования общности их территории, литературного языка, некоторых особенностей культуры и характера.
Знакомство с атласом «История Кубани».
Информация для учителя (памятка для работы с атласом и исторической картой):
- при работе с исторической картой предложить учащимся опираться на знания по картографии, приобретенные на уроках природоведения в начальной школе; чтение карты с помощью легенды, составление по карте характеристики исторических объектов;
4. Закрепление изученного материала
Задание № 1
Решить тест
Оценить утверждения и поставить в соответствующем квадрате значок «+» или «-»:
Кубань – многонациональный край:
ВЕРНО НЕВЕРНО
Племена Прикубанья в раннем железном веке вели оседлый образ жизни:
ВЕРНО НЕВЕРНО
Огромную роль в культурном сближении народов Кубани в V в до н. э. сыграла греческая колонизация:
ВЕРНО НЕВЕРНО
Задание № 2
Ответить на вопросы.
- Какая наука изучает историческое прошлое людей по предметам быта? ___________(археология)
- Назовите эпохи истории первобытности?____________________________________ (каменный, бронзовый и железный века)
- Перечислить племена и народности, проживавшие на территории Кубани в древности____________________(скифы, сарматы, меоты, греки).
Задание № 3
Выполнить Синквейн
Из предложенного набора выбрать слова, характеризующие понятие 1. КУБАНЬ на сегодняшнем учебном занятии:
2 Широкая, многонациональная, историческая, богатая, степная.
3.Кормит, процветает, воспитывает, оберегает, обогащает.
4. Житница России. Перекрёсток цивилизаций.
5. Родина. Отчизна.
КУБАНЬ
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Материал для учителя. Порядок написания синквейна:
Первая строка - одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна.
Вторая строка - два прилагательных, характеризующих данное предложение.
Третья срока - три глагола, показывающие действие понятия.
Четвёртая строка - короткое предложение, в котором автор высказывает своё отношение.
Пятая строка - одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации связанные с данным понятием.
Рефлексия/саморефлексия учащихся (заполнить таблицу)
Понравилось | Не понравилось | Было интересно, хотелось бы ещё |
5. Домашнее задание
Творческое задание:
- Рисунок «Любимый уголок родного края»
- Открытка «С днем рождения, мой край родной»
- Сообщение «Мой край в цифрах и датах»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поурочное планирование по алгебре 8класс
Рабочая программа с поурочным планированием по алгебре для 8 класса . Авторы Макарычев Ю.Н., Миндюк, под редакцией Теляковского.....
Поурочное планирование. Биология 6 класс. Учебник И.Н Пономарёва, О.Н Корнилова. Растения, грибы, бактерии, лишайники. Москва «Вентана-Граф» 2005 г.
Пояснительная записка.Планирование составлено в соответствии с программой «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» (68 часов, 2 часа в неделю) Авторы: И.Н. Пономарева, В. С. Кучменко учебник...
Тематическое поурочное планирование математики в 5 классе
Поурочное тематическое планирование по математике в 5 классе к УМК Виленкина...
поурочное планирование для 4 класса 2 четверть
табличный вариант...
Поурочное планирование уроков математики в 8 классе
Всего 6 часов в неделю: алгебра - 4 часа, геометрия - 2 часа.УМК: алгебра - Макарычев Ю.Н. геометрия - Атанасян Л.С....
Учебно-методический комплекс по курсу "Основы мировых религиозных культур" для 5 класса: Рабочая программа по модулю, Календарно-тематическое планирование, Поурочное планирование.
Учебно-методический комплекс по курсу "Основы мировых религиозных культур" для 5 класса:Рабочая программа по модулю "Основы мировых религиозных культур",Календарно-тематическое планирование с поясните...