Творческий проект Поморская вечеря
методическая разработка по краеведению по теме

Шуткина Татьяна Семеновна

Творческий проект Поморская вечеря реализован в региональном компоненте курса Моя Карелия и направлен на воспитание любви к малой Родине, развитие интереса к истории своего края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvorheski_proekt_pomorska_vehera_tshytkina.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Рабочеостровская средняя общеобразовательная школа»

Кемского муниципального района, Республики Карелия

«Поморская вечеря»

(творческий проект)

                                                                     

                                                                     Руководитель проекта:

                                                                     Шуткина Т.С.- зав. школьной библиотекой    

       

2012 г

Содержание

Стр.

Введение        3-4

Творческая работа: Поморская вечеря        5

1.1. История поморских песен        5

1.2 Жанры песенного фольклора        4

Заключение        8

Список литературы        8

 Приложения:

1. Частушки ………………..…………………………………...………………………….9

2. Фото - материалы из библиотечных архивов (на диске)

3. Видео,  аудио записи поморских песен (на диске)

Введение:

«Человеку холодно без песни

   на земле, открытой всем ветрам…»

«Без прошлого нет будущего» – гласит народная пословица. 
«Ты мира не узнаешь, не зная края своего», – писал Максим Горький.
Любовь к родному краю, знание его истории – это основа духовной культуры всей страны.

Тип проекта:

а) по доминирующей деятельности учащихся: творческий.

б) по продолжительности: долгосрочный.,

Проблема: снижение интереса детей к чтению, к истории и культуре своего края.

Цели проекта:

Образовательная: развитие у учащихся интереса к творческой работе через применение современных технологий.

Воспитательная: воспитание чувства любви к малой родине, поморской культуре, интереса к истории своего края.

Задачи проекта:

  1. творческая самореализация учащихся в проектной деятельности,
  2. активизация познавательного интереса учащихся к поморской культуре, истории своего края.
  3. совершенствование навыков работы с различными информационными источниками
  4. выявление способных  детей и развитие у них интереса к творческой работе.

Актуальность данного проекта:

1. Проектная деятельность способствует улучшению качества знаний и развитию творческих способностей детей.

2. Продукт проекта имеет практическое применение в учебно-воспитательной деятельности библиотеки и школы.

Состав учащихся: учащиеся среднего звена. (7 – 8 класс).

Дополнительно привлекаемые участники (специалисты):

учителя музыки, музейный работник, специалисты по внеклассной работе, жители г. Кемь, п. Рабочеостровск, с. Гридино  Кемского района.

Материально-техническое и учебно-методическое оснащение:

использование библиотечного фонда, материалов школьного музея, исследовательских фольклорных экспедиций,  архивов поморских народных песен, современных технических средств: компьютера, мультимедиааппаратуры; фотоаппаратуры, видео-, аудио-записей поморских песен.

3. Ожидаемые результаты:

  1. Активизация познавательного интереса учащихся к дальнейшему изучению поморской культуры и истории своей малой Родины;
  2. Повышение интеллектуального уровня детей;
  3. Выявление способных и одарённых личностей;
  4. Формирование умений практического и творческого применения знаний в учебно-воспитательной деятельности;
  5. Создание  фольклорной группы «Поморяночки» и осуществление её систематической деятельности;
  6. Создание наглядного материала: электронных презентаций, фонда аудиозаписей поморских народных песен которые будут иметь практическое применение для проведения интегрированных библиотечных уроков, массовых мероприятий, фольклорных праздников.

Описание проектной деятельности и её результаты: 

В нашей школе проводится большая исследовательская работа, работа по сбору и хранению информации о нашем родном крае, ведь  живы до сих пор в памяти людей песни да сказки, да такие старинные, что и не знает никто, сколько им веков. Ведь жива ещё память о смелых мореходах, ловких охотниках, умелых строителях кораблей, талантливых рукодельницах. Старинные песни и хороводы, прибаутки и поговорки, озорные частушки и исторические былины сохранились в поморских селениях до наших дней.

Это вылилось в конкретные дела: 

  1. Встречи с жителями Кемского района с целью сбора информации по теме: «Истории поморских песен»
  2. участие в фольклорных праздниках, краеведческих конкурсах, семинарах.

1.1 История поморских песен

Есть така страна-сторонушка,
Возле морюшка студеного,
Возле моря, моря Белого,
Возле Мурмана сурового.

Это наш поморский край! В местном говоре, в песнях, в обычаях, в одеждах – во многом ещё видится и слышится далёкое новгородское время. Но живы до сих пор в памяти песни да сказки, такие старинные, что и не знает никто, сколько им веков.

  Основным занятием поморов была рыбная ловля.  Часто приходилось отходить далеко от берега, а море неспокойное, холодное. 

«У моря живём, морем кормимся,  море – наша кормилица», – говорили поморы.  – «И радость, и горе помору – все от моря»
«Морем живем, ему и песни поем»,
 – гласит поморская поговорка. 
«– А как без песен-то? 
Без песен внутрях одне потёмки.
Беседа – дорогу коротат, а песня – работу».

Лирическая песня (фонограмма)  «Куда милый скрылся?»

1.2 Жанры песенного фольклора.

Известны следующие жанры песенного фольклора: лирические – протяжные, свадебные, игрищные, частушки, утушные.

- И у нас в Поморье так: явился гость на порог, хоть пой, хоть тужи, но приют окажи, крепким чаем напои.

- А потом уж спрашивай: кто пироги печёт, а кто беду в ступе толчёт, где клин с светом сходится, где каки дела водятся.

- Мы тоже сегодня будем хвастать, как живётся в Поморье, как работается, как отдыхается, как поётся.

 (Сценка)

Гости: Не мало ли Вас, не надоть ли нас?

Хозяин: Проходите, хвастайте, да на скамейку хрястайте!

Хозяйка: Скидывайте скорее одежду-то, у нас тепло. Сейчас самоварцик поставлю.

Гости: 

А мы к Вам в дом, 
Не с худом, а с добром!
Немного нам нать:
– Хлеба краюшку,
– Да денёг полушку,
–  Печку шанег,
– Вьюшек  да кулебяк,
– Браги бочонок,
– Брусницы моченой.

Хозяин: Хозяйка, волочи, не жалей! Принимай нежданных гостей!

Хозяйка: Пущай таки голосуньи  поиграют, да нас величают, да песни поспевают.

Ведь певуньи поморского края,

Когда свои песни поют,

Мелодии в нити свивая,

Как кружева тонко плетут»

Поморская песня «Лучше бы я девушка…»

- Фольклор сопровождал человека, живущего на Севере, от рождения до “могильной травы”.. С появлением ребёнка в доме помора поселялась колыбельная песня “байка”. Байки пели все – от малого до старого. Ими дорожили, мастерству байкать учили девочек, которые рано становились няньками.

(Ученица напевает “байку”, сопровождая её действиями, укачивая куклу):

Я качаю, зыбаю,

 Отец пошёл за рыбою.

 Мать пошла уху варить,

 Дедка в лес дрова рубить,        Я должна бельё стирать,

 А Ванюше надоть спать.

 Баю-бай! Баю-бай!

 Поскорее засыпай.

Исполнительницами поморских песен традиционно являлись женщины. Свое душевное состояние, свои мечты, заботы поморки смогли передать в песне.

Поморские песни протяжны, исполняются без музыкального сопровождения, для них характерно многоголосие . Эти песни удивительно созвучны северной природе, бушующему морю, шуму ветра.

– Вот, что говорили исполнительницы о своих песнях: "Наши долги песни, тяжелы, одной не вытянуть, их надо голосами выводить, тогда хорошо, а одной и заводить нечего»

Песня  «Ой, там на горе»

На Кемском берегу  в начале 20 века существовало несколько видов праздничных вечеринок, устраиваемых отдельно молодыми людьми и девушками (вецерок, вецерина и беседа).

 (Вечерины  - вечёрки проводили в вечернее время. Девушки арендовали дом у одинокой старой женщины. Расплачивались пирогами, сладостями. В зимнее время приносили дрова. В один день в селе могло проходить несколько вечерин..

Вот что рассказали местные жители:  «Мы пели песни старинные, старушечьи, давношни. Со старухами, да старухи-то поют стары-то песни, дак уж мы и принатыкались. А плясали у нас скромно, не тряхнись, не пошевелись, скромно иди… Тихо, как плавали. Платочки на сарафанах у пояса. (Митрахова, Воронина, с. Сумпосад)

Парни, приглашая поморку на танец, в пояс кланялись: “Свет краса, люба девушка, не откажи хоровод с тобой водить”. Такое приглашение было обязательным, оно входило в этикет деревенских танцев. Самым любимым танцем была Утушная – очень простой танец на три шага)

Утушная «Во лузях»

Во время отдыха, когда парни выходят покурить и переброситься словом, девицы распевают частушки.

Частушки: (См. Приложение)

Заключение:

На основании полученных результатов от проектной деятельности можно сделать вывод, что: проектная деятельность способствует привлечению детей и педагогов к научно-исследовательской, поисковой работе. Активизирует  познавательный интерес к дальнейшему изучению поморской культуры и истории своей малой Родины. Нельзя отрекаться от своей основы. Ведь не стоит дом без фундамента, не растёт дерево с подрубленными корнями, и человек без основы не стоек.

– Много песен сложено о земле поморской

И много на свете есть разных сторон

 Немало манящих просторов,

Но сердце моё говорит, что родней,

Нет в мире, чем наше Поморье!

Список литературы

  1. Васильев В. Поют поморы / В. Васильев.- Санкт-Петербург «Сати», 2004
  2. Живёт в народе песня.- Петрозаводск «Карелия»,1983
  3. Краснопольская Т. Песни Карельского края / Т. Краснопольская.- Петрозаводск «Карелия», 1981
  4. Русские эпические песни.- «Карелия», 1977
  5. Русские песни Карелии.- Государственное издательство Карело-Финской СССР, 1940
  6. Аудиоматериалы из архива фольклорной экспедиции «Общество русской традиционной культуры» г. Санкт-Петербурга  (руководитель – Емельянова Галина Владимировна),  побывавшей в деревне Гридино Кемского района 29 июля 2006 г.
  7. Аудио, видео материалы из архива фольклорной творческой группы «Поморяночки», жителей д. Гридино Кемского района (Мехниной Антонины Митрофановны, Коноваловой Веры Николаевны, Коноваловой Любови Феоктистовны, Мехниной Ольги Ивановны, Гашковой Валентины Мартемьяновны и др.

Приложение

Частушки:

1 Я бывало запою рябина закачается,

А сейчас я запою – ничто не получается!

2. Ой, скоро-скоро расплету я по плечам волосья,

А у любимой матушки, да, скоро будут гости!

3. Хорошо у моря жить, где ходят пароходики,

Незаметно пролетают молодые годики!

4.Вспомни милый то-ю-то, да где гуляли двое-то,

Да у тесовых у перил, да вспомни, что ты говорил.

5. А вы ребята-ребятята, что за речку ходитё,

Чужих девок любите, а своих не заводите –

Сашеньку, Машеньку, душеньку Наташеньку,

Самсоновну, Мироновну, Катюшу Спиридоновну!

6. Через речку, через мост я держала перевоз

Меня душенька Ванюшенька – курчавенький, курносенький,

В костюмчике, при часиках, на ручках перенёс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над творческим проектом. Творческий проект - "Игрушки - подушки"

Проект выполнен в программе паур- поинт. Этот материал мне помогает в работе над проектами. Проект был представлен на районе и занял 1 место. Затем на городе и занял 2 место. Если кому -то подойдет и...

Проблемный урок по теме: «Творческий проект. Этапы выполнения творческого проекта», автор Матвеева Н.А., МАОУ лицей № 2, г. Балаково

Учащиеся не должны, подобно ремесленникам, научиться делать ограниченный круг вещей или работ, как это традиционно было на уроках технического, обслуживающего или сельскохозяйственного труда. От них п...

Творческий проект по повестям Н.В.Гоголя сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Данный материал представляет собой творческий проект по повестям сборника  Гоголя "Вечера на хуторе близ Диканьки".Задача: Проследить, как  показана борьба Добра и  Зла в повестях Н.В.Г...

Требования к творческому проекту по технологии. Тематика творческих проектов для 5-7 классов.

Проект – это самостоятельная творческая работа учащихся, выполненная под методическим руководством учителя и опираясь на поддержку близких, а также специалистов. Он может быть и коллективным. Темой тв...

Занятие «Творческий проект. Этапы выполнения творческого проекта»

Занятие на тему: «Творческий проект. Этапы выполнения творческого проекта»...