Творческий проект Поморская вечеря
методическая разработка по краеведению по теме
Творческий проект Поморская вечеря реализован в региональном компоненте курса Моя Карелия и направлен на воспитание любви к малой Родине, развитие интереса к истории своего края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Рабочеостровская средняя общеобразовательная школа»
Кемского муниципального района, Республики Карелия
«Поморская вечеря»
(творческий проект)
Руководитель проекта:
Шуткина Т.С.- зав. школьной библиотекой
2012 г
Содержание
Стр.
Введение 3-4
Творческая работа: Поморская вечеря 5
1.1. История поморских песен 5
1.2 Жанры песенного фольклора 4
Заключение 8
Список литературы 8
Приложения:
1. Частушки ………………..…………………………………...………………………….9
2. Фото - материалы из библиотечных архивов (на диске)
3. Видео, аудио записи поморских песен (на диске)
Введение:
«Человеку холодно без песни
на земле, открытой всем ветрам…»
«Без прошлого нет будущего» – гласит народная пословица.
«Ты мира не узнаешь, не зная края своего», – писал Максим Горький.
Любовь к родному краю, знание его истории – это основа духовной культуры всей страны.
Тип проекта:
а) по доминирующей деятельности учащихся: творческий.
б) по продолжительности: долгосрочный.,
Проблема: снижение интереса детей к чтению, к истории и культуре своего края.
Цели проекта:
Образовательная: развитие у учащихся интереса к творческой работе через применение современных технологий.
Воспитательная: воспитание чувства любви к малой родине, поморской культуре, интереса к истории своего края.
Задачи проекта:
- творческая самореализация учащихся в проектной деятельности,
- активизация познавательного интереса учащихся к поморской культуре, истории своего края.
- совершенствование навыков работы с различными информационными источниками
- выявление способных детей и развитие у них интереса к творческой работе.
Актуальность данного проекта:
1. Проектная деятельность способствует улучшению качества знаний и развитию творческих способностей детей.
2. Продукт проекта имеет практическое применение в учебно-воспитательной деятельности библиотеки и школы.
Состав учащихся: учащиеся среднего звена. (7 – 8 класс).
Дополнительно привлекаемые участники (специалисты):
учителя музыки, музейный работник, специалисты по внеклассной работе, жители г. Кемь, п. Рабочеостровск, с. Гридино Кемского района.
Материально-техническое и учебно-методическое оснащение:
использование библиотечного фонда, материалов школьного музея, исследовательских фольклорных экспедиций, архивов поморских народных песен, современных технических средств: компьютера, мультимедиааппаратуры; фотоаппаратуры, видео-, аудио-записей поморских песен.
3. Ожидаемые результаты:
- Активизация познавательного интереса учащихся к дальнейшему изучению поморской культуры и истории своей малой Родины;
- Повышение интеллектуального уровня детей;
- Выявление способных и одарённых личностей;
- Формирование умений практического и творческого применения знаний в учебно-воспитательной деятельности;
- Создание фольклорной группы «Поморяночки» и осуществление её систематической деятельности;
- Создание наглядного материала: электронных презентаций, фонда аудиозаписей поморских народных песен которые будут иметь практическое применение для проведения интегрированных библиотечных уроков, массовых мероприятий, фольклорных праздников.
Описание проектной деятельности и её результаты:
В нашей школе проводится большая исследовательская работа, работа по сбору и хранению информации о нашем родном крае, ведь живы до сих пор в памяти людей песни да сказки, да такие старинные, что и не знает никто, сколько им веков. Ведь жива ещё память о смелых мореходах, ловких охотниках, умелых строителях кораблей, талантливых рукодельницах. Старинные песни и хороводы, прибаутки и поговорки, озорные частушки и исторические былины сохранились в поморских селениях до наших дней.
Это вылилось в конкретные дела:
- Встречи с жителями Кемского района с целью сбора информации по теме: «Истории поморских песен»
- участие в фольклорных праздниках, краеведческих конкурсах, семинарах.
1.1 История поморских песен
Есть така страна-сторонушка,
Возле морюшка студеного,
Возле моря, моря Белого,
Возле Мурмана сурового.
Это наш поморский край! В местном говоре, в песнях, в обычаях, в одеждах – во многом ещё видится и слышится далёкое новгородское время. Но живы до сих пор в памяти песни да сказки, такие старинные, что и не знает никто, сколько им веков.
Основным занятием поморов была рыбная ловля. Часто приходилось отходить далеко от берега, а море неспокойное, холодное.
«У моря живём, морем кормимся, море – наша кормилица», – говорили поморы. – «И радость, и горе помору – все от моря»
«Морем живем, ему и песни поем», – гласит поморская поговорка.
«– А как без песен-то?
Без песен внутрях одне потёмки.
Беседа – дорогу коротат, а песня – работу».
Лирическая песня (фонограмма) «Куда милый скрылся?»
1.2 Жанры песенного фольклора.
Известны следующие жанры песенного фольклора: лирические – протяжные, свадебные, игрищные, частушки, утушные.
- И у нас в Поморье так: явился гость на порог, хоть пой, хоть тужи, но приют окажи, крепким чаем напои.
- А потом уж спрашивай: кто пироги печёт, а кто беду в ступе толчёт, где клин с светом сходится, где каки дела водятся.
- Мы тоже сегодня будем хвастать, как живётся в Поморье, как работается, как отдыхается, как поётся.
(Сценка)
Гости: Не мало ли Вас, не надоть ли нас?
Хозяин: Проходите, хвастайте, да на скамейку хрястайте!
Хозяйка: Скидывайте скорее одежду-то, у нас тепло. Сейчас самоварцик поставлю.
Гости:
А мы к Вам в дом,
Не с худом, а с добром!
Немного нам нать:
– Хлеба краюшку,
– Да денёг полушку,
– Печку шанег,
– Вьюшек да кулебяк,
– Браги бочонок,
– Брусницы моченой.
Хозяин: Хозяйка, волочи, не жалей! Принимай нежданных гостей!
Хозяйка: Пущай таки голосуньи поиграют, да нас величают, да песни поспевают.
Ведь певуньи поморского края,
Когда свои песни поют,
Мелодии в нити свивая,
Как кружева тонко плетут»
Поморская песня «Лучше бы я девушка…»
- Фольклор сопровождал человека, живущего на Севере, от рождения до “могильной травы”.. С появлением ребёнка в доме помора поселялась колыбельная песня “байка”. Байки пели все – от малого до старого. Ими дорожили, мастерству байкать учили девочек, которые рано становились няньками.
(Ученица напевает “байку”, сопровождая её действиями, укачивая куклу):
Я качаю, зыбаю,
Отец пошёл за рыбою.
Мать пошла уху варить,
Дедка в лес дрова рубить, Я должна бельё стирать,
А Ванюше надоть спать.
Баю-бай! Баю-бай!
Поскорее засыпай.
Исполнительницами поморских песен традиционно являлись женщины. Свое душевное состояние, свои мечты, заботы поморки смогли передать в песне.
Поморские песни протяжны, исполняются без музыкального сопровождения, для них характерно многоголосие . Эти песни удивительно созвучны северной природе, бушующему морю, шуму ветра.
– Вот, что говорили исполнительницы о своих песнях: "Наши долги песни, тяжелы, одной не вытянуть, их надо голосами выводить, тогда хорошо, а одной и заводить нечего»
Песня «Ой, там на горе»
На Кемском берегу в начале 20 века существовало несколько видов праздничных вечеринок, устраиваемых отдельно молодыми людьми и девушками (вецерок, вецерина и беседа).
(Вечерины - вечёрки проводили в вечернее время. Девушки арендовали дом у одинокой старой женщины. Расплачивались пирогами, сладостями. В зимнее время приносили дрова. В один день в селе могло проходить несколько вечерин..
Вот что рассказали местные жители: «Мы пели песни старинные, старушечьи, давношни. Со старухами, да старухи-то поют стары-то песни, дак уж мы и принатыкались. А плясали у нас скромно, не тряхнись, не пошевелись, скромно иди… Тихо, как плавали. Платочки на сарафанах у пояса. (Митрахова, Воронина, с. Сумпосад)
Парни, приглашая поморку на танец, в пояс кланялись: “Свет краса, люба девушка, не откажи хоровод с тобой водить”. Такое приглашение было обязательным, оно входило в этикет деревенских танцев. Самым любимым танцем была Утушная – очень простой танец на три шага)
Утушная «Во лузях»
Во время отдыха, когда парни выходят покурить и переброситься словом, девицы распевают частушки.
Частушки: (См. Приложение)
Заключение:
На основании полученных результатов от проектной деятельности можно сделать вывод, что: проектная деятельность способствует привлечению детей и педагогов к научно-исследовательской, поисковой работе. Активизирует познавательный интерес к дальнейшему изучению поморской культуры и истории своей малой Родины. Нельзя отрекаться от своей основы. Ведь не стоит дом без фундамента, не растёт дерево с подрубленными корнями, и человек без основы не стоек.
– Много песен сложено о земле поморской
И много на свете есть разных сторон
Немало манящих просторов,
Но сердце моё говорит, что родней,
Нет в мире, чем наше Поморье!
Список литературы
- Васильев В. Поют поморы / В. Васильев.- Санкт-Петербург «Сати», 2004
- Живёт в народе песня.- Петрозаводск «Карелия»,1983
- Краснопольская Т. Песни Карельского края / Т. Краснопольская.- Петрозаводск «Карелия», 1981
- Русские эпические песни.- «Карелия», 1977
- Русские песни Карелии.- Государственное издательство Карело-Финской СССР, 1940
- Аудиоматериалы из архива фольклорной экспедиции «Общество русской традиционной культуры» г. Санкт-Петербурга (руководитель – Емельянова Галина Владимировна), побывавшей в деревне Гридино Кемского района 29 июля 2006 г.
- Аудио, видео материалы из архива фольклорной творческой группы «Поморяночки», жителей д. Гридино Кемского района (Мехниной Антонины Митрофановны, Коноваловой Веры Николаевны, Коноваловой Любови Феоктистовны, Мехниной Ольги Ивановны, Гашковой Валентины Мартемьяновны и др.
Приложение
Частушки:
1 Я бывало запою рябина закачается,
А сейчас я запою – ничто не получается!
2. Ой, скоро-скоро расплету я по плечам волосья,
А у любимой матушки, да, скоро будут гости!
3. Хорошо у моря жить, где ходят пароходики,
Незаметно пролетают молодые годики!
4.Вспомни милый то-ю-то, да где гуляли двое-то,
Да у тесовых у перил, да вспомни, что ты говорил.
5. А вы ребята-ребятята, что за речку ходитё,
Чужих девок любите, а своих не заводите –
Сашеньку, Машеньку, душеньку Наташеньку,
Самсоновну, Мироновну, Катюшу Спиридоновну!
6. Через речку, через мост я держала перевоз
Меня душенька Ванюшенька – курчавенький, курносенький,
В костюмчике, при часиках, на ручках перенёс.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/02/26/picture-62863.jpg)
Работа над творческим проектом. Творческий проект - "Игрушки - подушки"
Проект выполнен в программе паур- поинт. Этот материал мне помогает в работе над проектами. Проект был представлен на районе и занял 1 место. Затем на городе и занял 2 место. Если кому -то подойдет и...
Проблемный урок по теме: «Творческий проект. Этапы выполнения творческого проекта», автор Матвеева Н.А., МАОУ лицей № 2, г. Балаково
Учащиеся не должны, подобно ремесленникам, научиться делать ограниченный круг вещей или работ, как это традиционно было на уроках технического, обслуживающего или сельскохозяйственного труда. От них п...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/09/picture-354197-1386604232.jpg)
Презентация урока в 5 классе «Творческий проект. Этапы выполнения творческого проекта»
Презентация урока в 5 классе...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/09/picture-354197-1386604232.jpg)
Методическая разработка урока в 5 классе «Творческий проект. Этапы выполнения творческого проекта»
Урок с презентацией по проектной деятельности учащихся...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/25/picture-407644-1393332074.jpg)
Творческий проект по повестям Н.В.Гоголя сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Данный материал представляет собой творческий проект по повестям сборника Гоголя "Вечера на хуторе близ Диканьки".Задача: Проследить, как показана борьба Добра и Зла в повестях Н.В.Г...
Требования к творческому проекту по технологии. Тематика творческих проектов для 5-7 классов.
Проект – это самостоятельная творческая работа учащихся, выполненная под методическим руководством учителя и опираясь на поддержку близких, а также специалистов. Он может быть и коллективным. Темой тв...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/03/picture-243254-1367533161.jpg)
Занятие «Творческий проект. Этапы выполнения творческого проекта»
Занятие на тему: «Творческий проект. Этапы выполнения творческого проекта»...