Результат проектно-исследовательской деятельности учащихся по теме: «Как рубашка в поле выросла»
методическая разработка по краеведению по теме

Учащиеся изучили и исследовали тему, разработали сценарий, подготовили реквизиты спектакля  и показали процесс изготовления рубашки в старину.

 В прошлые века русские и удмурты шили одежду преимущественно из домотканого холста. Из чего делали холст?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rubashka_v_pole_vyrosla.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Удмуртская Республика

Воткинский район

д. Кварса

Профессиональное училище №14

Преподаватель краеведения

А.П. Капин

Результат

 проектно-исследовательской деятельности учащихся по теме:

«Как рубашка в поле выросла»

Учащиеся изучили и исследовали тему, разработали сценарий, подготовили реквизиты спектакля  и показали процесс изготовления рубашки в старину.

 

В прошлые века русские и удмурты шили одежду преимущественно из домотканого холста. Из чего делали холст?

Известно, что русские ткали из льняной пряжи, а удмурты – большей частью из конопляной. Надо отметить, что лен использовался не только для изготовления холста, но и для изготовления мешков, веревок.

Обратимся к народным традициям изготовления льна, холста.

Сей лен у семи Олён (18 мая). Лен сей в последнюю четверть (луны), земля при запашке коренится (обрастает мхом) – лен будет волокнист.

(Показ сита и семена льна)

Лен начинали сеять в мае в 2 – 3 приема, когда начинала куковать кукушка. Если ранней посев перехватит заморозок, выручит средний и поздний; если поздний посев будет плох из – за засухи, все равно не останутся без урожая. «Лен не родиться и мочало сгодиться».

Неописуемо красиво было льняное поле – покрывалось зеленой шелковистой травою. Через несколько недель показываются голубые цветочки. Поле во время цветения льна становиться особенно красиво. Сколько народных песен воспевает ленок! Сколько поэтов отозвались на его цветение. «Хорошо рябина цветет – к урожаю льна» - гласит народная примета.

(Показ фотографий с цветущим полем )

Лен две недели цветет, четыре недели спеет, на седьмую семя летит.

Росы с Федора (8 июня) – к урожаю льна. На Марию (22 июля) сильные росы – льны будут серы и косы. Когда же убирать – время конец лета?

«Овес да льны в августе смотри». В августе семенные коробочки бурели – и лен начинали рвать и теребить.

(показ коробочек льна).

Теребили вручную. Из 3 -4 горстей льна составляли – связывали сноп. До 100 снопов в день могла нарвать одна женщина. Снопы ставили в ряд вершинами друг к другу. Так снопы сушили 2-4 недели, затем молотили, обивая головки вальками, колотушками, цепями. Одна женщина в день околачивала до  100 снопов. Тресту(так называют околоченный лен) вывозили на луга и расстилали на влажных местах. На Лупа (23 августа) – льны лупит (заморозки лупенские).

(Показ снопов – как связывают и ставят сушить)

29 августа последнее  стлище  на льны. Лен стели к бабьему лету (1 сентября), а подымай к Казанской (22 октября).  В зависимости от погоды это продолжалось 4-6 недель. Лен выдерживали до тех пор, пока стебли не потемнеют,  и волокно не будет отделяться от соломки. Затем лен снова связывали в снопы и вывозили под навес и досушивали в бане.

В последующих операциях по переработке льна – жителям пригодился их богатый и давний опыт. Просушенный в бане лен мяли на льномялке –

Уж я мяла, я мяла ленок,

Уж я мяла приговаривала,

Чеботами приколачивала

Ты удайся, удайся, ленок!

Ты удайся, мой беленький ленок!

Лен мой, лен, белый лен!

(Показ работы на льномялке)

После льномялки лен теребили деревянным трепалом, чесали железным гребнем, затем щетинной щеткой, выколачивая кострику, вычёсывая отрепья(короткие нити).

(Показ работы трепала, железного гребня и щетки)

Переработкой тресты в волокно занимались до конца октября. Получали чистое чёсаное волокно. Первосортное волокно шло на нитки и тонкий холст. Пряжа из второго сорта толще, холст из нее годиться на мешки и портянки для онучей (). Третий сорт волокна (пакля) использовался для конопачения дома на веревки  и т. д.

В ноябре начинали прядение. Женщины и девушки пряли почти всю зиму – на ручных прялках с помощью веретен, но и пользовались ножной прялкой (самопрялкой).

(Показ орудий труда )

Уж я пряла, я пряла ленок.

Уж я пряла, приговаривала,

Чеботами приколачивала.

Ты, удайся, удайся ленок!

Ты удайся, мой беленький ленок!

Лен мой, лен, белый лен!

(вариант русской народной песни).

Скот в теплых гидах (в хлевах)

Убран хлеб с полей…

Вотячки в гуртах взяли самопрялки

И лен прядут в мерцаниях огней.

Кузебай Герд

В феврале начинали отбеливать пряжу. На Осима (15 февраля)  зарнят пряжу выставляют моток на утренник, и вся пряжа от этого будет бела.

(показ пряжи)

 В начале марта стирали заготовленную пряжу. Для этого сначала замачивали её  в зольной щелочной воде и оставляли на ночь. Наутро приглашали родственниц на помочь (помощь) для мытья пряжи в реке  и полоскали в проруби. Вечером помочанок угощали и они, отдыхая после долгого прядения и мытья в проруби, веселились.

Выстиранную пряжу перематывали на деревянные катушки с помощью моталки.

(Показ деревянной катушки, шпульки и цевки)

 А затем сновали, то есть делали основу для тканья (ткацкие станки были различные). Нитки мотали на шпульки или цевки (палочки), которые вставлялись в челнок. Мотание ниток на палочки считалось детской работой. Подготовив основу и нитки принимались за ткание холстов. Девочки  14 -15 лет ткали простые однотонные ткани.

Уж я ткала, я ткала ленок,

Уж я ткала,  приговаривала,

Ты, удайся, удайся ленок!

Ты удайся, мой беленький ленок!

Лен мой, лен, белый лен!

(Показ работы на ткацком станке).

На простейшем станке создавали великолепные ткани для одежды, покрывала, ковры, занавески, полотенца и другие изделия.

Холсты из неокрашенной пряжи, ранней весной отбеливали. Сначала, залив щёлочной водой, их оставляли в чугунах в печь, на другой день расстилали по насту на снег. С Дарьи (19 марта) холсты белят.  Стели холсты по заморозкам.

(Показ отбеленных холстов - полотенец)

 Время от времени их мочили и переворачивали.  Через 2-3 недели холсты отбеливались, а если не успевали,   то еще раз стелили в мае на зеленую травку. Снова брызгали водой  и на майском солнышке холсты отбеливались быстрее. Холсты скручивали в рулоны и для смягчения били колотушкой – валиком. Наступает снова зима. Скроили из холста женщины и девушки рубашек, платьев, полотенец, рукотёрников – кто на что горазд.  На Святой (святки 25 декабря) хоть плохонькая да беленька; к Рождеству (Новый год ) хоть сурова да нова.

Уж я шила, я шила ленок,

Я носила, приговаривала,

Чеботами приколачивала.

(Показ  изготовленной  рубахи)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта организации самостоятельной деятельности учащихся по теме «Строение вещества. Химическая связь» на основе ЭОР.

Технологическая карта организации самостоятельной деятельности учащихся по теме «Строение вещества.  Химическая связь» на основе ЭОР....

Технологическая карта самостоятельной деятельности учащихся по теме «Атмосферное давление и методы его измерения», (7 класс) на основе ЭОР.

Данный  материал  можно  использовать  на  уроке  физики  при  изучении темы  "Атмосферное давление"...

Организации проектной деятельности учащихся на тему "Правильные многоугольники" 9 класс, геометрия.

Необходимый для урока материал при организации работы учащихся 9 класса на уроке геометрии на тему "Правильные многоугольники". Были поставлены цели для учащихся, распределены на группы по интересам и...

Интеллект карта_План организации проектной деятельности учащихся по теме: "Фонтаны"

Интеллект карта_План  организации проектной деятельности учащихся  по теме: "Фонтаны"...

"Как рубашка в поле выросла"

Презентация по теме "Старинная одщежда". Поговорим о рубахах, косоворотке, о льне, а так же вспомним сказку "Царевна Лягушке". Познакомимся с героиней Таней сказки  К. Уш...

Конспект занятия для старшего возраста "Как рубашка в поле выросла"

Дети  знакомятся с технологией изготовления одежды, последовательностью обработки льна. Знакомятся с орудиями трудаобработки льна....