Литературно-музыкальная композиция для учащихся 7-8 классов «Святые звонницы Кубани»
материал (краеведение, 7 класс) по теме
Церковь – сердце русского пейзажа,
Но вдали виднеется едва
Не архи и не тектура даже,
Как мираж, блестящая глава.
Литературно-музыкальную композицию можно использовать во время проведения предметных Недель кубановедения и основ православной культуры.
Эта композиция формирует знания учащихся по истории народов Кубани, созданию черноморских колоколов. Воспитывает любовь к своему Отечеству, бережное отношение к историческим памятникам Краснодарского края.
Учащиеся младших классов принимают участие в вернисаже «Святые звонницы Кубани».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lit-muz_kompoz_svyatye_zvonnicy_kubani.doc | 41.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Литературно-музыкальная композиция для учащихся 7-8 классов
«Святые звонницы Кубани»
МОБУ ООШ № 18 г.Кореновск Краснодарский край
Учитель изобразительного искусства Ядрышникова Лариса Александровна
Учитель русского языка и литературы Миронец Наталья Евгеньевна
Цель: формирование знаний учащихся по истории народов Кубани, созда нию черноморских колоколов, воспитание любви к своему Отечеству, бережного отношения к историческим памятникам Краснодарского края.
Оборудование: Вернисаж работ учащихся «Святые звонницы Кубани».
Презентация: «Наши златоглавые святыни»,
Фонограмма «Ростовские звоны», песня «Малиновый звон», романс А.Гумилева «Равнозвучный гремит колокольчик», романс «Вечерний звон».
Звучат колокольные звоны. Выходят двое ведущих.
Ведущий 1: Испокон веков славилась святая Русь златоглавыми храмами, святыми обителями, перезвонницей колоколов, звучавших и в радости, и в беде. А как все начиналось на Кубани?
Ведущий П: Первое упоминание о черноморских колоколах, доставленных в войсковой град Екатеринодар, датируется 1795 годом июля 24 дня, хотя история их возникновения была в документах отмечена несколько ранее.
Ведущий 1: Ведь сначала не было надобности в них, так как церкви были походными. Они представляли собой полотняную палатку, одетую на реечно-деревянный каркас и перевозимую в походе на двух воловьих повозках. В этом храме всё было сделано из полотна, даже иконы были нарисованы на полотне. Поэтому колоколов в этом храме не имелось. (Слайды 1-3)
Ведущий П: Помня о храмах, которые войско должно будет построить в своих будущих городах и куренных селениях, Антон Андреевич Головатый, войсковой судья Черноморской армии, обратился к Александру Васильевичу Суворову, генерал-аншефу, своему боевому товарищу, с просьбой, разрешить ему взять на острове Березань все находившиеся там в бывшей турецкой крепости трофейные медные пушки, чтобы затем отлить из них войсковые колокола. (Слайды 4-5)
Ведущий 1: В Херсоне был отлит первый колокол. А.В.Суворов, медленно обходя колокол, вслух прочитал в верхней части колокола надпись, сделанную старославянскими литерами, текст, который сохранился до наших дней:
Ученик: «В царствование великия Екатерины вторыя, в память великого гетмана восстановителя войска верных казаков Черноморских светлейшего князя Григория Александровича Потёмкина-Таврического, усердием господ кошевого атамана бригадира и кавалера Захария Чепеги и Войскового судьи армии полковника и кавалера Антона Головатого, сооружися звон сей в Херсоне лета 1793 октября 10 дня». (Слайды 6-7)
Ведущий П: Такова своеобразная летопись создания колокола, являющаяся историческим документом. Так и появились в войсковом граде Екатеринодаре первые колокола, да и на всей Черномории.
Ведущий 1:
Церковь – сердце русского пейзажа,
Но вдали виднеется едва
Не архи и не тектура даже,
Как мираж, блестящая глава.
Ведущий П: Казаки, основавшие кубанские курени, были людьми набожными. Бога боялись. Святых почитали. Сама их жизнь, полная постоянной опасности и тревог, непрерывное участие в войнах и защите своих куреней заставляли обращаться за помощью к Богу. В дальних походах ставились походные церкви, при переселении строились сначала временные храмы, затем основательные – деревянные или кирпичные.
Покровителем Куренивского куреня на Кубани стал Преподобный Савва Освященный. Вероятно, первым Кореновским священником храма Саввы Освященного был Мирон Трофименко. И хотя этот храм существовал с момента прихода казаков на место нынешнего поселения, датой его основания считается 1833 год, когда была построена деревянная церковь. (Слайды 8-10)
Ведущий 1: По воспоминаниям старожилов, это было высокое строение с двумя или тремя куполами. В церкви был придел во имя Николая Чудотворца, действовали мужская и женская церковно-приходские школы. Эта была самая большая и красивая церковь станицы Кореновской и располагалась она на территории нынешнего сквера у школы № 3.
(Исполняется песня «Малиновый звон»).
Ученик: Во все времена на Руси боролись со злом: кто мечом, кто кистью, кто словом. А кто-то строил храмы.
Сотни лет народ чтит свято память заступников Отечества Дмитрия Донского, Александра Невского. Сколько поколений людей склонялись перед неповторимой иконой Святой Троицы Андрея Рублёва. Шестьсот лет прошло с тех пор, как святой Сергий Радонежский воздвиг Свято-Троицкий монастырь, который сейчас именуется Троице-Сергиевой Лаврой. Со всего мира стекаются сюда люди, чтобы прикоснуться к святыне. Очиститься душой. (Слайды11-14)
Ученица: В 2006 году Свято-Троицкому храму станицы Платнировской исполнилось 100 лет. Всем миром шло восстановление храма. И теперь он вновь засиял куполами, зазвучал колокольным звоном, вновь стал духовной жемчужиной кубанской земли.
Строительство величественного храма в честь Святой Троицы платнировские казаки начали в конце Х1Х столетия по красивейшему проекту архитектора Екатеринодара И.Мальгерба. По этому проекту по всей Руси построено всего три таких храма.
Храм объединял людей, был сердцем и душой казаков на протяжении десятилетий. Во время Великой Отечественной войны община Свято-Троицкого храма собрала огромные денежные средства на формирование танковой бригады. За этот жертвенный подвиг община храма получила благодарность лично от главнокомандующего Вооруженными Силами страны. (Слайды 15-16)
Ведущий 1: В 1900 году была построена церковь Успения Пресвятой Богородицы, где сейчас аллея Славы, ведущая к вечному огню. Все годы своего существования церковные храмы благословляли казаков на ратные дела.
В 30-е годы ХХ века Успенская и Саввинская церкви были разрушены. Говорят, что в ночь перед снятием колоколов с Успенской церкви в ней до самого утра слышались громкий женский плач и причитания. На рассвете церковь открыли, а в ней никого не оказалось. Но в тот день один из снимавших колокола, осмелившийся забраться выше всех на колокольню, погиб, сорвавшись оттуда.
Ведущий П: Лишь в последние годы на прежнем месте закончилось строительство Саввинской церкви, воздвигли храм святого Равноапостольного князя Владимира в центре города, действует Свято-Успенский женский монастырь. Это ростки духовного возрождения России. (Слайды 17-19)
Здание Свято-Успенского женского монастыря – величественное сооружение начала ХХ века, с красивым архитектурным орнаментом, построена в 1911 году на частный капитал купечества станицы Кореновской.
Ведущий 1: В нем разместился банк взаимного кредита. Потом были прогимназия, средняя школа, педагогический техникум, школа пилотов, выпускники которой освобождали Кубань в 1943 г. в составе легендарного 104-го гвардейского истребительного авиационного полка. С 1961 года – штаб топографической войсковой части. А теперь, с 1992 года – Свято-Успенский женский монастырь.
Ведущий 1:
Церковь в лесистой глуши –
Только листы шелестят,
Стоны ли бедной души
Успокоенья хотят.
Крест над церковью вознесён,
Символ власти ясной, Отеческой,
И гудит малиновый звон
Речью мудрою, человеческой.
(Звучит песня «Малиновый звон»).
Ведущий П:
Ах, ты Русь моя – песня нежная,
Сторона моя неоглядная!
Колокола веков, колокольный звон,
Колокольчики в лугах,
Колокольчик под дугой.
(Исполняется романс А.Гумилева «Равнозвучный гремит колокольчик»).
Ведущий 1: Колокол – это символ России, её голос, это голос русского народа.
(Фонограмма. Ростовские звоны).
Ведущий П: Появление на Кубани колоколов, звон которых стал со временем не только частью богослужения, но и ветвью национальной культуры, торжественная красота русского колокольного звона ещё в старые времена была связана с народной культурой. Традиционное построение наших звонов: в начале размеренные удары большого колокола с басовым звуком, затем ритмический гул средних колоколов, а потом вступают малые с высоким звоном.
Ведущий 1:
Большой колокол, как гром,
Средний – как гул лесов,
А самые малые – как звонкий щебет птиц,
Оживленный голос природы.
(Фонограмма. Ростовские звоны)
Ученик: Бом, бом, бом!
Звон плывет, как сталь.
Русь святая живет,
Пока звонит звонарь.
Ведущий П: На Кубани, как и на Руси, школы звонарей никогда не существовало. Просто были талантливые люди, которые передавали из поколения в поколение давние, сочиненные другими мастерами, композиции колокольного звона.
Ученик:
Старики-звонари рассказывали, как они звонили под поговорки:
Большой колокол утверждал свой звон так:
Исполнитель: - Ко-лом прит-кнись!
- Ко-лом прит-кнись!
А более мелкие тут же вступали в спор:
Исполнитель: - Ко-лыш-ками при-ты-ка-ли!
- Ко-лыш-ками при-ты-ка-ли!
Большой колокол проспал, и спросонья, не открывая глаз, рявкнул:
Исполнитель: - По-чём су-дак?
- По-чём су-дак?
Малые же колокола, не зная истинной цены рыбы, затараторили:
Исполнитель: - Две копейки с половиной!
- Две копейки с половиной!
Ведущий П: Такие и другие приговорки употреблялись звонарями кубанских храмов.
Ведущий 1: Колокола играли важную роль в общественной жизни населения Черномории:
- Колокола звонили при встрече высокого гостя.
- Извещали своим звоном о пожаре, от которых кубанские города и селения сильно страдали.
- Предупреждали об опасности при нарушении государственной границы закубанскими разбойниками.
- Указывали путнику в метель или туман дорогу к человеческому жилью.
- Время тоже измерялось звоном колокола. Раз в сутки, в полдень, слышался удар часового колокола.
(Фонограмма. Ростовские звоны.)
Ученик: Колокол дремавший
Разбудил поля,
Улыбнулась солнцу сонная земля,
Понеслись удары к синим небеса,.
Звонко раздается голос по лесам.
Ученица: Как нежный звук любовных слов
На языке полупонятном
Твердит о счастье непонятном
Далекий звон колоколов.
Ученик: В прозрачный час вечерних снов
В саду густом и ароматном
Я полон дум о невозвратном,
О светлых днях иных годов.
Ученица: Но меркнет вечер, догорая,
Теснится тьма со всех сторон,
И я напрасно возмущен
Мечтой утраченного рая.
И в отдаленье, замирая.
Смолкает колокола звон.
Звучит романс, сочиненный еще в первой половине 19 века русским офицером и композитором Александром Алябьевым на слова И.Козлова, который прославил его имя на века:
Вечерний звон, вечерний звон!
Как много дум наводит он.
О юных днях в краю родном,
Где я любил, где отчий дом,
И как я с ним, навек простясь,
Так слушал звон последний раз
Уже не зреть мне светлых дней,
Весны обманчивой моей!
И скольких нет теперь живых,
Тогда весёлых, молодых!
И крепок их могильный сон –
Не слышен им вечерний звон!
Лежать и мне в земле сырой!
Напев унылый надо мной
В долине ветер разнесёт:
Другой певец по ней пройдет,
И уж не я, а будет он
В раздумье петь вечерний звон!
Ведущий: мы являемся свидетелями, как русский народ постепенно возвращается к почти забытым элементам своей культуры, когда колокольный звон, как и в старые годы, пробуждает у русских людей не только эстетическое наслаждение, но и уважение к своим талантливым предкам, к их труду, укрепляющему в народе великое чувство любви к Родине. (Слайды 20-25)
(Звучат колокола).
Использованная литература:
- Соловьев В.А. Черноморские колокола: (К 2000-летию со дня Рождества Христова). - Краснодар: «Периодика Кубани», 2000.
- Очерки истории Кубани с древнейших времен до 1920 год /Под ред. В.Н.Ратушняка. Краснодар, 1996.
- Прошлое и настоящее Кубани в курсе отечественной истории /Под ред. В.Н.Ратушняка. Краснодар, 1994.
- Щербина Ф.А. История Кубанского казачьего войска: В 2-х т. (репринтное воспроизведение). Екатеринодар, 1910-1913. Краснодар, 1992.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературно-музыкальная композиция как средство эстетического воспитания учащихся
Использование литературно-художественной композиции на уроках литературы является условием для непосредственного общения учащихся с истинными шедеврами мирового искусства и реализацией главной задачи ...
Литературно- музыкальная композиция для учащихся 6 класса "Родная природа в поэзии ХХ века"
Урок литературы....
Литературно-музыкальная композиция для учащихся 7-8 классов «Святые звонницы Кубани»
Церковь – сердце русского пейзажа,Но вдали виднеется едваНе архи и не тектура даже,Как мираж, блестящая глава.Литературно-музыкальную композицию можно использовать во время проведения предметных Недел...
Сценарий литературно-музыкальной композиции «И в феврале суровом, снежном пришла победа на Кубань»
Сегодня 12 февраля 2015 г. в 72-ю годовщину освобождения Краснодара от немецко-фашистских захватчиков, мы отдаем дань памяти и уважения людям, стойко защищавшим наш город....
Литературно-музыкальная композиция "На Кубани вырос - я"
Внеклассное мероприятие...
Методическая разработка «Сорок черный год» (литературно-музыкальная историческая композиция)
История России показывает, что двигателем общественных сил в тяжелые для государства времена становится патриотизм к Родине, своему народу, к лучшим национальным традициям, что воплощалось в стремлени...