презентация к уроку краеведения
презентация к уроку по краеведению (6 класс) на тему

Косырева Олеся Александровна

презентация может быть полезна для учителей краеведения, дети получают информацию о том какие бывают куклы и как их изготовить собственными руками

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentaciya_k_uroku_po_kraevedeniyu.rar2.9 МБ

Предварительный просмотр:

В первобытном обществе кукла была оберегом, ей поклонялись, словно богине и прятали от посторонних глаз. Мастерить кукол разрешалось только добрым и совестливым мастерицам и старцам, чья жизнь служила примером для подрастающего поколения. Тогда куклам не рисовали лица и делали их из природных материалов. Со временем из богини, кукла превратилась в игрушку, но спрос на нее увеличился во много раз. Теперь ее стали шить не только для детей, но и для забав богатых и знатных дам, украшавших этой игрушкой роскошные будуары и салоны.

История тряпичной куклы

Традиционной игрушкой в быту русской деревни даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла. В иных домах их до ста штук накапливалось.

Куклы были не только девчачьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись.

Матерчатая кукла - простейшее изображение женской фигуры. Кусок тканины, свернутый в "скалку", тщательно обтянутое льняной , белой тряпицей лицо, груди из ровных, туго набитых шариков, волосяная коса с вплетенной в нее лентой и наряд из пестрых лоскутов.  

Самые ранние игрушки, обнаруженные в нашей стране, относятся ко второму тысячелетию до н. э. Это глиняные погремушки, посуда, топорики, фигурки людей.

Древние типы кукол или человеческих фигурок, представляли собой идолоподобные изображения с ярко выраженными признаками пола. Самой распространенной среди игрушек всегда была кукла. Куклы во многом были связаны со всевозможными обрядами во время проведения праздников. Самым крупным санкт-петербургским центром по изготовлению рукотворных кукол в национальных и светских костюмах разных времен и народов стало художественно-производственное объединение «Потешный промысел». Первые авторские игрушки, сделанные на заказ московскими умельцами из Оружейной палаты, появились в 17-18 веках. Они предназначались для царских детей и детей представителей высших слоев общества государства Российского. А в 1918 году был издан указ о создании в Москве Музея игрушки, и куклы заняли в нём достойное место.

Удивительна схожесть, перекличка кукол у разных народов. Их объединяет не  только происхождение (игровые куклы везде возникли из обрядовых, вышли из ритуала), но и общечеловеческие идеи и ценности: преемственность в родстве, семейственности и родительской опеке, в почитании предков.

Рукотворная игрушка служила для наших предков своеобразным родовым этническим кодом, который указывал ориентиры жизненного пути.

Сегодня покажется странным, что костюм с куклы не снимался Неужели наши предки не могли додуматься до такой простой вещи? Но они не ставили перед собой такой задачи: ведь куклу творили, как целостную форму. Это важный принцип: кукла – не манекен для переодевания, а самоценный образ. костюм органично участвовал в пластике игрушки.

Исследователи долго не догадывались заглянуть внутрь тряпичной куклы, где, оказывается, и скрыты самые важные ее тайны. Русская тряпичная кукла включает в себя несколько архетипов, сформированных традицией. Столбушка (столбец, полено, чурка), крестушка или крестец, кукла на палочке, узловая (узелковая) кукла, пеленашка, закрутка (скрутка, скатка, скалка), набивная кукла-мешочек – все они бытовали одновременно в XIX – первой половине XX века в деревне и малых провинциальных городках.

При всех этнографических различиях везде кукла являла собой мифологическую формулу мироустройства, отражая самую суть вселенского кругооборота в природе и жизни человека.

Простейшая трехчастная фигурка, перетянутая по месту шеи и перепоясанная, строилась по схеме триединого мира: небесного(верхнего), земного (среднего) и подземного (нижнего). Крестовидные куклы указывали еще и на четыре направления света. Таким образом в самой конструкции их содержалось универсальное число 7 – символ мироздания. Заметим, что каждодневное слово “семья” звучит как заклинание: “я” в центре мироздания, “я” должен повториться семь раз – тогда будет семья. Эта мощная символика зашифрована и в кукле.

В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания. Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое. Позволяли играть "молодухе", пришедшей в дом жениха после свадьбы, ведь замуж выдавали с 14 лет. Она прятала их на чердаке и тайком играла с ними.

Потом эти куклы переходили к детям. В кукольных забавах проигрывались почти все деревенские праздничные обряды. Чаще всего свадьбы - особо впечатляющий, торжественный и красивый русский народный обряд. Относились к игре очень серьезно, сохраняя последовательность обряда, запоминая и повторяя разговоры взрослых, исполняемые ими обрядовые песни.

Для игры собирались группами в избе, в амбаре, летом на улице. И каждая девка приносила с собой коробейку с куклами. В игре их было до двадцати и более: жених, невеста, родители молодых, подруги-повязочницы, подруги-кокушницы, тысяцкий, повозник и все остальные, как полагается на настоящей свадьбе. Сцена за сценой развертывается сватовство, налаживание к богомолью, посиделки, баня, девишник.

Первые куклы изображали высших и могущественных существ - Богов. Люди создавали скульптуры богов:
Сварог-бог - кузнец, отец Дажьбога
Дажьбог – бог плодородия, солнечного света ,
Макошь – женское божество в восточнославянской мифологии, покровительница женского начала, плодородия, брака, родов, домашнего очага
 Люди давали богам  имена, поклонялись и просили помощи и защиты. Так первые куклы были похожи на этих богов, они облегчили жизнь первых людей.

У тряпичных кукол лицо не изображалось. Это связано с древними представлениями, с ролью игрушки в прошлом, как магического предмета. Такая «безликая кукла» служила «оберегом». Отсутствие лица было знаком того, что кукла – вещь неодушевленная, а значит не доступная для вселения в неё злых сил.

По своему назначению куклы делятся на три большие группы: обереговые, обрядовые
и игровые.

Кукла – знак человека, его игровой образ-символ. В этой роли она фокусирует время, историю культуры, историю страны, народа, отражая их движение и развитие. Традиционная тряпичная кукла несет память культуры и делает это гораздо ярче, шире и глубже, чем любая другая игрушка (глиняная либо деревянная)

В кукольной хронике высвечивается жизнь российской культуры, негаснущая народная память. И у каждого, кто делает тряпичные куклы, получается своя “лоскутная история”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку краеведения "Наши земляки. Борис Андреев".

Презентация посвящена творчеству знаменитого актёра, уроженца г.Саратова, Бориса Андреева. Материал может быть использован на уроках литературного краеведения....

презентация к уроку краеведения в 6 классе по теме" Ядовитые растения Сахалинской области"

Дананя презентация составлена по теме " Ядовитые растения Сахалинской области" и знакомит обучающихся  с многообразием ядовитых растений в области . Она состит из 36 слайдов, в которых выделены э...

Презентация к уроку краеведения 8 класс "Лекарственные растения Сахалинской области"

Данная презентация может быть использована на уроках краеведения в 8 классе....

Презентация к уроку краеведения в 5 классе по теме "Занятия и орудия труда древнейшего населения Сахалина и Курил"

Презентация содержит ценные фото орудий труда каменного века  Сахалина и Курильских островов, уникальную карту древней суши - Берингии и Охотии....

Презентация к уроку краеведения в 5 классе "Леонид Сметанников - наш земляк".

Презентация о Леониде Сметанникове - народном артисте СССР, почётном гражданине г. Саратова....

Старый Оскол – город воинской славы. презентация к уроку краеведения

Старый Оскол – город воинской славы. презентация к уроку краеведения. Город воинской славы - это почетное звание, присвоение которого установлено Федеральным законом РФ от 9 мая 2006. Оно пр...

Презентация к уроку "Краеведения", 7 класс

В презентации отображены основные моменты становления самостоятельного Нижегородского княжества в 14 веке....