Страницы из жизни и творчества Леонида Лапцуя
методическая разработка по краеведению (9 класс) по теме

Классный час

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kl._chas_lapcuy_novyy.doc829 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальная  общеобразовательная  школа-интернат

«Панаевская  школа-интернат  среднего  (полного)  общего  образования»

                                 

Конспект  внеклассного  мероприятия  по  литературе

«Страницы  жизни  и  творчества  Леонида  Лапцуя»

                               

                                                                                                              Автор:  учитель  русского  языка  и

                                                                                                                            литературы  Бакулина

                                                                                                                            Ирина  Геннадьевна

                                                                                                                                                                           

с.  Панаевск

2009 г.

Внеклассное  мероприятие  по  литературе

«Страницы  жизни  и  творчества  Леонида  Лапцуя»

Цель  внеклассного  мероприятия:  Продолжить знакомство  с  жизнью  и  творчеством  известного  ненецкого  поэта  Леонида  Лапцуя – решалась через реализацию следующих задач:

 Образовательные

 1.     Расширение кругозора учащихся.

  1.   Обучение выразительному чтению лирических произведений.

       Развивающие

  1. Развитие творческой деятельности учащихся, интереса к предмету через использование  формы – устный  журнал.

2.   Развитие эстетического вкуса.

3.   Формирование навыков публичного выступления  и  выразительного  чтения.

Воспитательные

1. Формирование дружеских отношений между учащимися.

2. Формирование  эмоциональной  отзывчивости  к  художественному  слову.

3. Формирование толерантного отношения к представителям других народов.

4.  Воспитание  любви  к  Родине,  гордости  за  героическое  прошлое  дедов  и  отцов.  

Оборудование: слайды  с   изображением  тундры,  животных;   выставка  книг  Л.  Лапцуя.

Эпиграф:                           А  песнь  моя  проста –

                                            Моей  земле,  как  драгоценный  дар,

                                            Ее  передаю  из  уст  в  уста.

                                                                                              Леонид  Лапцуй

Ход  внеклассного  мероприятия

Слово  учителя:  

Сегодня  мы  приглашаем  вас  на  устный  журнал  «Страницы  жизни  и  творчества  Леонида  Лапцуя».  Эпиграфом  нашего  журнала  стали  слова  самого  писателя:

                                                       А  песнь  моя  проста –

                                                       Моей  земле,  как  драгоценный  дар,

                                                       Ее  передаю  из  уст  в  уста.

              Замечательный  ненецкий  поэт  Леонид  Васильевич  Лапцуй  создал  много  произведений   для  детей.  К  детям  Леонид  Васильевич  относился  с  большим  вниманием:  «В  детстве  закладывается  фундамент  личности,  поэтому  дети  должны  знать  историческое  прошлое  народа,  его  традиции  и  культуру,  богатое  наследие,  нравственные  нормы.  На  примерах  героев  своих  произведений  я  хотел  бы  научить  любить  Родину,  ценить  прошлое,  приумножать  своим  трудом  богатства  родного  края».                                                                                                                                                                          

               А  рассказать  поэту    есть  о  чем.  Его  жизнь  трудна  и  прекрасна.  Сегодня  мы  приоткроем  всего  несколько  страниц  биографии  талантливого  поэта,  ребята  прочитают  его  стихотворения,  ведь  биография  настоящего  поэта – в  его  стихах.    

                                                                       

Первая  страница  «Рождение  сына»

Чтец 1:     

Однообразна  тундра  и  скучна

Для  многих  равнодушных  и  незорких –

Озёра,  реки,  кустики,  пригорки…

Такая  неприметная  страна…

Но  мальчик  маленький,  встречая  свой  рассвет,

Уверен,  что  земли  прекрасней  нет.

Он  знает  каждый  кустик,  лепесток –

Без  карты  тундру  знает  назубок.

Вон  озеро:  названье – Ярото,

Вон  речка:  имя  речке – Юрибей,

Вон  скромный,  но  такой  родной  цветок

И  люди – где  найдешь  родней  людей?

Но  только  вот  не  знает,  где  рожден,

Где  первый  огонек  его  зажжен.

Не  может  он  то  место  указать,

Где  сделана  заботливым  отцом

Берестяная  люлька  с  бубенцом,

Где  в  руку  сыну  дал  он  свой  брусок,

Чтоб  сын  был  крепок,  строен  и  высок,

Где,  улыбаясь,  радостная  мать

Все  имя  не  могла  ребенку  дать

Такое,  чтобы  им  гордился  род -

Ведь  все  ж  мужчина  будущий  растет!

Мужчина  новый  родился  в  пути -

То  место,  где-то  возле  Ярото,

У  синего  далекого  холма.

Его  под  снегом  спрятала  зима…

Но  старики – то  знают,  что  тогда

Зажглась  над  тундрой  новая  звезда!

Вопросы:  О  чем  рассказал  поэт  в  стихотворении?

                  Как  бы  вы  озаглавили  первую  страницу?  Какой  строчкой  из  стихотворения?

Ведущий 1:  «Своим  днем  рождения  я  выбрал  28  февраля  1932  года, - вспоминал  Леонид   Васильевич – в  этот  день  в  1946  году,  в  марте,  всех  ребят  14-летнего  возраста  принимали  в  комсомол».  Своего  настоящего  дня  рождения  поэт  не  знал.  

   

Вторая  страница   «Детство»

Чтец 2:

Расцелованные  ветром,

День-деньской  проводят  время

При  большом  оленьем  стаде

Дети  наших  пастухов.

Краснощеки,  как  морошка,

Любят  хоркать,  как  олени,

Медвежатами  кататься

В  белой  осыпи  снегов.

Этот  щупленький  мальчонка,

Умной  тундрой  закаленный, -

Не  смотри,  что  мелюзга!

Собирает  он  в  ладошке

Все  аркановы  закрутки,

Кинет  метко,  словно  взрослый, -

Ну-ка,  милый,  посвищи!

Вот  лежат  рога  оленьи,

Заарканит  их,  как  будто

Схватит  солнышко  петлею

За  ветвистые  лучи.

А  еще  ребята  в  сани

Запрягаются – оленьей

Легконогою  упряжкой

Мчатся  вдаль  за  косогор.

Так  до  самой  поздней  ночи

Коротают  дети  время,

То  с  морозом,  то  с  ветрами

Затевая  первый  спор.

И  уж  так  им  люб  и  дорог

Этот  старт  суровой  жизни,

Что  поесть  и  то  бывает

Не  дозваться  детворы.

Лишь  когда  сиянье  в  небе

Голубым  и  красным  брызнет,

Побредут  молчком,  устало

На  домашние   костры.

С  олениною  варёной

На  огне  котел  клокочет,

А  они  уж  задремали

Тут  же,  сидя  у  костра,

Улыбаются  чему-то,

Что-то  сонное  бормочут,-

С  оленятами,  наверно,

Затевается  игра!

Завтра  будут  оленята,

Оленята  и  ребята

Чуть  постарше,  чем  вчера!

Вопросы:  Какие  игры  любят  ненецкие  дети?  Расскажите  о  них.  Чему  учатся  дети,  играя?

Страница 3  «Испытание»

Ведущий 2: Но  жизнь  в  тундре  не  только  веселые  игры,  а  еще  и  суровые  испытания  для  взрослых  и  для  детей.

Чтец 3:          

Холм  наш опоясало  водою,

Никуда  с  него  не  перебраться,-

Островком  торчал  он,  шириною

В  десять  метров,  а  длиною -  в  двадцать.

Волны  поднимались,  словно  скалы,

Опускались,  словно  перевалы,

И  одна  вдруг  горестно  и  длинно

Закричала  голосом  звериным.

Я  забился  в  угол  от  испуга.

Волки,  лисы,  зайцы  и  олени,

Прижимаясь  в  ужасе  друг  к  другу,

Плыли  к  чуму  в  поисках  спасенья.

Хищный  и  нехищный  плыли  рядом,

Притулились  маленькие  к  рослым,

И,  как  будто  дружбе  этой  рады,

Опускались  волны,  словно  весла.

Камень  к  камню – так  слагают  крепость!-

Плыли  звери  плотною  стеною

И  молили  огненное  небо

Над  звериной  сжалиться  семьею.

На  колени  мать  моя  упала.

Волосы  ее  легли  на  волны,

И  вода  седая  в  них  вплетала

Голубое  отраженье  молний.

Мать  молила  воду,  чтоб  от  смерти

Сохранила  ребятишек  малых,

Все  оленье  стадо  наше  в  жертву

Обещала  божеству  Ямала.

Дикий  свой  обычай  забывая,

Волки  подошли  к  огню  погреться.

Тут  вода  вздохнула,  как  живая,

И  попятилась,  как  тьма  в  ложбины,

Тучи  поредевшие  качая…

И,  обычай  вспомнив  свой  звериный,

Звери  на  собратьев  зарычали…  

 

Страница 4  «Помощник»

Ведущий 1:  К  сожалению,  беззаботное  детство  быстро  кончается.  И  в  стихах,  как  в  зеркале,  отразились  события  дальнейшей  нелегкой  жизни  тундрового  мальчика,  который  рано  познал  тяжелый  труд,  потому  что  нужно  помогать  взрослым,  семье.                                                                       Схватка  с  волчьей  стаей,  со  страхом,  с  самой  природой – это  и  есть   каждодневная  работа  в  тундре.

Чтец 4:          

Был  в  руках  моих  ребячьих

Дробовик  отцовский  старый,

Я  его  мужскою  хваткой

Сжал  и  наземь  лег  ничком,

А  ветрище  надо  мною

Воет  волком,  дышит  паром,

И  рассвет  уж  небо  лижет

Длинным  красным  языком.

                         

Окровавленные  туши

У  реки  лежат,  дымятся,

Это  значит – волчья  стая

Скоро  будет  тут  как  тут.

Я  лежу,  а  ветер  тучи,

Словно  лайка,  погоняет,

И  оленьим  серым  стадом

Тучи  по  небу  бегут.

Ох,  несладко  ждать  мне  встречи

С  лютым  ворогом  клыкастым,

И  однако  ж  взгляд  мой  детский

Вдаль  бросаю,  как  аркан.

Нынче  я  впервые  встречу

Ненарочную  опасность,

Одолею  злого  зверя –

Не  смотри,  что  мальчуган!

А  на  том  на  берегу

Из  кустов  ползучей  ивы,

Носом  внюхиваясь  в  утро,

Цугом  волки  выползали,

Рыли  борозды  в  снегу.

Вот  вожак,  поднявшись  первым,

Вплавь  пустился  через  реку,

А  за  ним,  разинув  пасти,

Все  поплыли  аргишом.

А  вожак  зубами  лязгал,

Словно  чуя  человека;

Годовалого  оленя

Хищник  ростом  превзошел,

Застучало  моё  сердце,

Задрожала  моя  челюсть;

Вот  бы  мне  оленьим  бегом

Да  подальше  забежать!

Ледяная  дрожь  по  жилам –

И,  уже  неладно  целясь,

Только-только  и  поспел  я.

Спусковой  крючок  нажать.

Из  ствола  метнулось  пламя,

Словно  молния  косая,

Дробовик  в  плечо  ударил,

Грянул  гром  бездождевой,

И  сквозь  дым,  глаза  застлавший,

Показалось  мне,  что  стая

Вся,  как  есть,  ко  мне  рванулась –

Лязг  зубов  над  головой!..

Как  очнулся,  так  увидел,

Что  лежу  лицом  к  становью,

Что  в  беспамятстве  прорыл  я

Землю  аж  до  мерзлоты,

А  вожак,  подбитый  дробью,

Мордой  тыкался  в  кусты.

Обессиленный,  я  к  чуму

Всё  ж  добрался  своему.

Мой  отец  уже  вернулся,

Смотрит  взглядом  оробелым…

Весь  залитый  волчьей  кровью,

Пал  я  на  руки  ему.

Страница  5  «Беда»

Ведущий 2:  Однажды  семья  Леонида  Лапцуя  осиротела.  Трое  мальчиков  остались  с  матерью,  больной  костным  туберкулёзом.                    

Чтец 5:            

В  ту  зиму  крутые  стояли  морозы.

Они,  как  скала,  нависали  над  тундрой;

Треща,  как  песок,  рассыпалось  железо,

У  птиц  застывала  кристаллами  кровь.

И  падали  камнем  на  снег  куропатки,

И  звери  друг  к  дружке   доверчиво  жались,

И  даже  лисица  ленивым  медведем

В  нору  залегла,  хоронясь  от  ветров.

А  в  стойбищах  нищих  хозяйничал  голод.

Задел  он  и  нас  вороными  крылами,

Детишки,  как  птенчики,  рты  разевали,

Но  в  горле  у  них – только  комом  слеза.

Держал  на  коленях  я  хворого  брата –

Одна  только  кожа  на  хрупких  костях.

Сидел  он  пеньком,  запелёнутым  в  шкуры,

Лицо  желтизною  покрыто,  как  жиром…

Как  птенчик-воробушек  в  летнюю  пору,

Братишка  дышал,  а  минуту  спустя

Глаза  его  стали,  как  лёд,  неподвижны,

Ещё  и  ещё  участилось  дыханье…

И   молвил  отец,  что  поедет  по  следу

Тех  русских,  ушедших  за  край  горизонта,

Что  русского,  может,  врача  раздобудет.

Чтец 6:          

 Разыскивать  отца  ушла  по  следу

В  то  утро  мать.  Сменялись  дни  и  ночи,

Мы  не  считали,  сколько  их  мелькнуло…

Раз  на  рассвете  сером,  как  зола,

Я  заглянул  в  лицо  больному  брату

И  отскочил  подстреленным  зверёнком:

Лицо  братишки  было  цвета  глины,

В  глазах  открытых – пустота  и  мгла.

Ничком  упал  я  на  порог  холодный,

Потом  пополз  назад  на  четвереньках

И  снова  повалился,  обезумев,

На  труп  холодный  брата  моего.

А  над  равниной  белою,  как  скатерть,

Как  белый  лунный  серп,  полусогнувшись,

Шла  мать,  впряженная  в  отцову  нарту,

С  опущенною  белой  головой.

Она  качалась,  как  трава  под  ветром,

И  снова  сердце  у  меня  заныло,

И,  словно  уколовшись  об  иголку,

Я  тонко  крикнул:  «Где  же  наш  отец?»

Сказала  мать,  что  мы  осиротели,

Что  нашего  отца  сожрала  вьюга,

И  снова  я  упал  ничком  на  землю,

Царапая  сугробы,  как  песец.

Ведущий 2:   Это  было  самое  страшное  время  в  жизни  поэта.  Потеря  кормильца  грозила  голодной  смертью  семье.  А  тут  еще  война…

Страница  6  «За  старшего»

Чтец 7:        

 С  той  поры,  блуждая  в  тундре,

Много  мы  хватили  горя.

Был  в  семье  я  самым  старшим,

Хлеб,  как  взрослый,  добывал,

Был  у  нашего  у  дяди

Пастухом  в  оленьем  стаде, -

Сам-то  он  не  пас  оленей,

Даже  клички  забывал!

Батраком  меня  считая,

Ожирел  и  обленился,

Мне  же  дохлого  теленка

Иногда  бросал,  как  псу.

Извела  нас  голодуха.

Мать  иссохла,  как  старуха.

И,  как  взрослый,  рассудил  я:

Так  семейство  не  спасу!..

И  пошли  торить  мы  тропку

К  рыбакам – приморским  ненцам,

Может,  там,  над  Карским  морем,

Звезды  ласковей  горят?

Чтец 8:            

На  столик  чашки  ставит  мать.

Расселись  братья

Шумной  стайкой.

Дав  по  кусочку  ребятне,

Мать  порцию  свою  утайкой

Пытается  подсунуть  мне.

Утихли  сразу  разговоры,

Все  ждут,

Когда  я  есть  начну:

Я  заменил  отца…

А  в  голове  ритмично  бьёт

Вчерашний  мощный  гул  прибоя,

Скрежещущий,  как  ледоход.

И  снова  я  гребу,

Как  взрослый,

Терплю,  продрогший  до  костей.

И  обжигают  болью  острой

Бугры  мозольных  пузырей.

Мне  трудно.

А  кому  не  трудно?

За  всех,

Кто  нынче  на  войне,

Мы  тянем  сети,

Дети  тундры,

Сейчас  с  большими  наравне.

Чтец 9:            

Мы  проверяли  сети

И  двухметровый  лёд

Тяжёлой  пешней  долбили

Сутками  напролет.

Кидал  я,  кидал  бессчетно –

Минута  была  дорога!

Железной  своей  лопатой

Железные  те  снега.

Был  я  ещё  мальчишкой.

И  сил  не  хватало  мне,

Я  падал  и  спотыкался,

Но  снова  шел  наравне

Со  взрослыми  рыбаками…

Нас  голод  терзал  и  холод,

Но  помощи  ждал  фронт.

Вываливалась  лопата

Порою  из  чьих-то  рук,

А  кто-то  не  смог  проснуться,

Обледенев  к  утру.

И  страшно  тогда  мне  было

На  майне  Обской  губы,

Я  чувствовал  взгляд  смерти,

Я  слышал  голос  судьбы.

Но  мертвый  рыбак,  как  памятник,

Вставал  навстречу  врагу.

И  слышал  я  зов  победы,

И  говорил: - Могу!

Чтец  10:  

Мать  столик  накрыла –

Настил  из  досок,

Дав  каждому  рыбы

Да  хлеба  кусок.

Склоняясь  над  столом,

Она  пополам

Разломила  тайком,

Добавку  ту

В  сторону  сунув  мою,

Поскольку,  как  старший,

Кормил  я  семью.

Мол,  пусть  наш  работник

Поест  посытней.

Я  ж  только  устало

Склонился  над  ней.

В  моей  голове

Ещё  буйствовал  шквал,

Дул  ветер

И  снасти  рыбацкие  рвал,

Я  качку

Ещё  ощущал  под  собой

И  Карского  моря

Свирепый  прибой…

Вот  снова

Жму  весла  кедровые  я,

И  к  телу  прилипла

Одежда  моя

Сжав  зубы,

Гребу  среди  волн  седых,

В  мозолях  ладони,

И  кровь  на  них.

Со  взрослыми

Сети  за  полпайка

Тяну

С  одержимостью  рыбака.

А  вечером

С  тяжкою  головой,

Как  мокрый  мышонок,

Бреду  домой.

Нелегкое  детство

Досталось  мне.

И  я  говорю:

- Не  бывать  войне!

Чтец  11:

И  в  явь  мою,  и  в  сны  вошла  навечно

Та  женщина…

Как  веха  на  пути,

Как  памятник  на  пьедестале  тундры

Она  стояла.  И  рука  была

Протянута  ко  мне  торчащей  веткой,

А  губы  двигались  едва-едва…

                                         

Под  солнцем  меркнущим  стояла  мать-

Сухое  дерево  в  шершавой  коже.

Глаза  ее  глубоко  провалились

В  глазницы,  словно  в  трещины  земли.

Их  взгляд  уже  так  безразличен  был,

Как  будто  с  заходящим  солнцем

Скудела  жизнь…

В  руках  моих  мальчишеский  был  хлеб,

Для  мамы  и  братишек  припасенный.

Я  отломил  краюшку  и  вложил

Кусочек  жизни  в  старческую  руку.

И  судорожной  хваткой  пятерни,

Мозолями  и  трещинами  всеми

Она  зажала  хлеб.

Сейчас,  когда – в  который  раз! – кричу,

Чтоб  люди  хлеб  на  землю  не  бросали,

Я  тщусь  изобразить  гримасу

Той  женщины,  что  мертвой  пятернею

Сжимала  хлеб.

Страница  7 «Хочу  учиться!»

Ведущий 1:  Испытав  тяжести  судьбы  с  детства,  Леонид  начал  думать  о  счастливой  доле,  связывая  её  с  учебой.  В  1942  году  он  пошел  учиться  в  Новопортовскую  школу.  Работу  не  прекращал – нужно  было  кормить  мать  и  младших  братьев.  Рыбак,  пастух  в  оленеводческой  бригаде,  рабочий  в  сейсмической  партии,  бурильщик,  он  вдоль  и  поперек  исходил  всю  Новопортовскую  тундру  вплоть  до  мыса  Каменного.

Чтец  12:        

 Собакой  дрожу,  закусившей  язык,

В  душе  зарождается  вздох,  будто  крик.

Ох,  как  непосилен  мой  груз,  я  устал,

И  детский  мой  ум,  несмышленыш  мой,  мал.

И,   ранясь  о  каждый  сугроб  ледяной,

         Суровое детство  шагает  со  мной.

Но – осень,  и  сверстники  в  школу  идут.

Я – старший  из  братьев,  и  быть  мне  кормильцем,

Мне  тундра – и  школа,  и  мой  институт…

А  школу  кончали  друзья  без  меня,

Потом  покидали  родные  края,

Поныне  я  помню:  стою  на  Оби,

Уходят  друзья  дорогие  мои…

Вот  скрылся  их  катер,

Один  я  как  перст

На  грани  воды  и  свинцовых  небес

Стою,  не  скрывая  улыбки  и  слез:

Я  в  землю  родную,  как  дерево,  врос.

Чтец  13:          

Омытый  и  обласканный,

Как  олененок  бархатный,

В  просторном  светлом  классе  я

За  партою  сидел.

И  ту  седую  женщину

Я  звал  второю  матерью,

…Уж  четверть  века  минуло,

А  помню  все  о  ней!

Учительницу  первую

На  всех  дорогах  вижу  я…

Я  на  колени  падаю,

Тянусь  к  ее  рукам –

Не  эти  ль  руки  теплые

Спасли  меня  от  холода,

Учили  сердцем  ищущим

Шагать  за  горизонт.

Тебе  я  в  пояс  кланяюсь,

Земля  родная,  русская,

Теплу  твоих  натруженных,

Твоих  знакомых  рук,

Тебя  второю  матерью

На  зорьке  снежной,  розовой

Зову  в  моем  краю!

Страница  8  «Жизнь»

Ведущий 1:  Леонид  Васильевич  семь  лет проучился  в  Новопортовской  школе,  был  активистом.  В  школе  появилась  мечта – написать  книгу  о  своем  народе.  Но  суровая  реальность  заставила  поменять  мечту.  Умирали  от  туберкулеза  товарищи,  рано  ушел  из  жизни  младший  братишка,  много  лет  страдала  от  болезни  мать.  Нужно  спасать  близких!  «Стану  врачом», – решает  Леонид.

В  1951  году  он  поступает  в  Салехардское  медицинское  училище  и  заканчивает  его  в  1954  году.

По  решению  комитета  комсомола  Лапцуя  отправляют  в  Москву  для  учебы  в  Высшей  комсомольской  школе  при  ЦК  ВЛКСМ.  

           Закончив  ее,  в  1956-1961  годах  работал  в  аппаратах  райкома  и  окружкома  ВЛКСМ.  Окончив  Высшую  партийную  школу  в  Свердловске,  почти  10  лет  работал  в  партийно-советских  органах.  В  1960  году  принят в  члены  Союза  журналистов  СССР,   в  том  же  году  вышел  первый  сборник  стихов.  За  тридцать  лет  творческой  работы  поэт  написал  около  тридцати  книг.  Последние  10  лет  своей  жизни  посвятил  журналистике,  работал  в  окружной  газете  «Няръяна  Нгэрм»,  выходившей  на  ненецком  языке.

  Умер  14  февраля  1982  года.  

Чтец  14:                       Олений  бег

Вдоль  по  заснеженным  холмам  легко  скользят  полозья,

Хребты  сугробов  режет  след  разгоряченных  нарт,

И  снег  порошистый  скрипит  под  ними  на  морозе –

То  кочевые  аргиши  берут  весенний  старт.

Олени,  свесив  языки,  как  рукава  от  малиц,

На  жесткой  привязи  снуют  и  пляшут  на  ветру.

Пар,  вырываясь  из  ноздрей  и  к  небе  поднимаясь,

Мерцает  легкий,  кружевной,  как  иней  поутру.

Как  будто  тундра  у  реки  кустарником покрыта –

Свистя,  распарывают  синь  ветвистые  рога.

Сыпучий  снег,  багряный  снег,  лиловые  копыта,

Олений  бег,  олений  бег – из-под  копыт  пурга!

Так  от  зари  и  до  зари  бегут  стада  оленьи,

Как  ручеек  за  ручейком, - и  вот  уже  река

Рогов,  копыт,  ноздрей  и  глаз – во  всём  великолепье –

По  плоской  тундре  разлилась,  тепла  и  широка.

Плывет  река,  звенит  земля  огромным  белым  бубном,

Олений  бег – старинный  лук  с  гудящей  тетивой.

И  я  лечу  к  моей  земле,  как  лебедь,  с  криком  трубным

В  оленьем  беге  обрести  утраченный  покой.

Чтец  15:        Тундра

Скажите  мне,

А  разве  плохо,

Когда  вся  тундра  в  феврале,

Себя  окрасив  лунной  охрой,

Не  уступает  места  мгле.        

Кому-то  друг,

Кого-то  с  толку

Сбивает,  выбелив  пути,

Чтоб  невозможно  было  волку

К  добыче  близко  подползти…

На  севере  России  где-то

Под  круглолицею  луной

Она,  как  снежная  планета,

Блестит  безмолвной  белизной.

Чтец  16:                        Приезжай!

Ты  не  видел  тундры?  Приезжай!

Если  встретит  холодом  она,

Будто  моря  Карского  волна,

Если  вьюга  зарычит,  страшна,

Не  пугайся,  словно  горностай,

Не  кидайся  в  снежные  бугры

Неумелым  лыжником  с  горы.

Ясным  взором  посмотри  вокруг,

Полной  грудью  свежести  вдохни,

Бодрости  исполнится  твой  дух,

В  тундре – век  двадцатый,  наши  дни.

Сядешь  в  нарты,  что  летят  стрелой,

Или  в  сизокрылый  самолет,

В  тундре,  под  Полярною  звездой,

Где  живет  мой  маленький  народ,

Жар  гостеприимства  сохраняя,

Обогрет  ты  будешь  без  огня!

Список  литературы

1.Лапцуй  Л.  В.  Песни  мои – детям:  Сборник  стихотворений  и  поэм. – СПб.:  филиал  изд-ва      «Просвещение»,  2001.

2.Сусой  Е.  Г.  Леонид  Лапцуй.  Страницы  жизни  и  творчества. – Тюмень:  «Софт Дизайн»,  1995.

3.Иллюстрации  художников  Е.  Баскаковой  и  Н.  Циолика  из  книги  «Песни  мои – детям».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Устный журнал "Жизнь и творчество Л.В.Лапцуя"

Мероприятие нацелено на знакомство учащихся с жизнью и творчеством ненецкого поэта Л.В.Лапцуя, привитие интереса к настоящему и будущему страны, родному краю, формирование эстетических взглядов (культ...

Литературно-музыкальная композиция «Страницы мятежной жизни», посвященная творчеству М.Ю.Лермонтова

Сценарий литературно-музыкальной композиции по творчеству М.Ю.Лермонтова...

Жизнь и творчество Леонида Андреева

Презентация составлена для учеников 11 класса. Она знакомит с основными фактами биографии удивительного писателя рубежа XIX-XX веков....

Л. Лапцуй. Страницы жизни и творчества. Устный журнал.

Занятие - разговор о жизни и творчестве одного из выдающихся сыновей древнего Ямала Леонида Васильевича Лапцуя.Знакомство  проходит в форме устного журнала. Страницы устного журнала открывают уче...

Жизнь и творчество Леонида Утёсова.

Жизнь и творчество Леонида Утёсова....

Особенности отражения Великой Отечественной войны в поэзии Леонида Лапцуя

Исследовательский проект обучающейся 9 класса  для межрегиональной олимпиады по краеведению  и родным языкам...

Жизнь и творчество Леонида Андреева

Материалы по жизни и творчеству Леонида Андреева...