Изображение Святого Георгия на символах и атрибутах государства
творческая работа учащихся по краеведению (8 класс) по теме

Разоренова Валентина Викторовна

Я живу в городе Старая Русса, на улице Георгиевской. Названа она в честь церкви, которая находится на нашей улице. В этом году исполнилось 600 лет со дня основания Храма Святого Великомученика и Победоносца Георгия в моём родном городе. И поэтому я решил познакомиться с атрибутами и символами государства, на которых присутствует изображение Святого Георгия. Святой Георгий-Победоносец (Каппадокийский) - христианский святой, великомученик, наиболее почитаемый святой этого имени, герой многочисленных сказаний и песен у всех христианских народов и мусульман.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №8 с углублённым изучением математики города Старая Русса Новгородской области

Номинация: государственная символика, символика Новгородского края

Изображение Святого Георгия на символах и атрибутах государства

Посвящается 600-летию Храма Святого Великомученика и Победоносца Георгия в городе Старая Русса

Выполнил:

Кудрявцев Дмитрий Анатольевич, ученик 8-а класса

Руководитель:

Разорёнова Валентина Викторовна, учитель русского языка и литературы

Старая Русса

2010

Оглавление

  1. Введение………………………………………………………..………3
  2. Изображения Святого Георгия………………………………………..5
  3. Герб Москвы………………………………………..………………….8
  4. Гербы городов Московской области…………………………….……11
  5. Заключение……………………………………………………….….…14
  6. Литература………………………………………………..…………….15
  7. Приложение………………………………………………………….…16

  1. ВВЕДЕНИЕ

Я живу в городе Старая Русса, на улице Георгиевской. Названа она в честь церкви, которая находится на нашей улице.

В этом году исполнилось 600 лет со дня основания Храма Святого Великомученика и Победоносца Георгия в моём родном городе. И поэтому я решил познакомиться с атрибутами и символами государства, на которых присутствует изображение Святого Георгия.

Святой Георгий-Победоносец (Каппадокийский) - христианский святой, великомученик, наиболее почитаемый святой этого имени, герой многочисленных сказаний и песен у всех христианских народов и мусульман. Пострадал во время правления императора Диоклетиана, после восьмидневных тяжких мучений в 303 году был обезглавлен.

Изображается Святой Георгий сидящим на коне и пронзающим копьём змея. Это изображение символизирует победу над дьяволом - «древним змием».

Изображение Георгия Победоносца можно встретить на гербе Российской Федерации, на монетах России, на гербе Москвы и на гербах нескольких городов Московской области.

Работая над рефератом, я хотел привлечь внимание читателей и слушателей к значимости образа святого  Георгия.

Христианская легенда о святом Георгии имеет множество вариантов, значительно различающихся между собой. В одном из вариантов, получившем литературную обработку на греческом востоке (историки считают его наиболее ранним и подлинным), римский император Диоклетиан (в 303 году) начинает гонение на христиан. Вскоре к нему является молодой военный трибун Георгий родом из Каппадокии (область в Малой Азии, входившая тогда в состав Римской империи, сейчас территория Турции), в собрании высших чинов империи в городе Никомедии он объявляет себя христианином. Император пытается уговорить его отказаться от своей веры, но безуспешно. Тогда Георгия помещают в темницу и подвергают многочисленным жесточайшим пыткам - бросают в ров с негашеной известью, бичуют воловьими жилами, надевают раскаленные, утыканные шипами железные сапоги, травят ядом, колесуют и т.п., но он остается жив. В промежутках между пытками Георгий совершает чудеса (исцеляет больных, воскрешает умершего и т.п.), под влиянием которых императрица, некоторые из приближенных императора и даже один из его палачей уверовали во Христа. На восьмой день пыток Георгий соглашается принести жертву языческим богам, но когда его торжественно приводят в храм, "он словом Божьим низвергает их в прах, после чего по приказу императора ему отсекают голову". Георгию в день казни было около 30 лет.

В этом житии, как и во всех других ранних его вариантах, нет "Чуда о змие", так как вначале существовали две самостоятельные легенды - его "Житие" и "Чудо Георгия о змие". Объединены они были только в позднейших пересказах. Легенда "Чудо Георгия о змие" имеет много вариантов. Вот один из них. Возле города Ласии в Палестине в озере поселился дракон, который опустошал окрестности и пожирал жителей города. Чтобы избежать гибели, они были вынуждены приносить ему в жертву своих детей. Когда очередь дошла до царской дочери, явился прекрасный юноша на белом коне - Георгий. Узнав от царевны, что она христианка, Георгий словом Божьим заставил змея пасть к своим ногам. Царевна обвязала шею дракона своим поясом и повела его в город. Жители города, пораженные чудом, уверовали во Христа и были крещены, а Георгий поехал дальше.

Попытки найти конкретное историческое лицо, которое могло быть прототипом святого Георгия, не увенчались успехом, но было выдвинуто несколько интересных гипотез о связи этих легенд с дохристианской мифологией.

Культ святого Георгия, возникший, вероятно, как местый на территории Каппадокии в V-VI веках, к IX-XI веку получил распространение почти во всех государствах Европы и Ближнего Востока. Особенно почитался он в Англии, где король Ричард Львиное Сердце сделал его своим покровителем, а Эдуард III учреждает под патронажем святого Георгия орден Подвязки, на котором святой изображен в виде змееборца. Боевым кличем англичан, аналогичным нашему "ура", становится имя святого.

                     

2. ИЗОБРАЖЕНИЕ СВЯТОГО ГЕОРГИЯ

На Руси культ святого Георгия стал распространяться сразу же после принятия христианства, причем не через Западную Европу, а непосредственно из Византии. Его изображения в виде всадника-змееборца встречаются уже в начале XII века. Интересно его помещение на змеевике, на амулете, на одной стороне которого сплетение змей, а на другой - Георгий, на фреске XII века "Чудо Георгия о змие" в церкви его имени в Старой Ладоге, на иконах XIV-XV веков Новгородской школы.

Обычай помещать на печатях и монетах портрет князя, а также изображение святого, которого князь считал своим покровителем, был воспринят на Руси из Византии еще в конце X века. На златниках (золотых монетах) киевского князя Владимира Святославича, крестившего Русь, на лицевой стороне монеты - портрет князя и надпись: "Владимир на столе а се его злато", а на обороте изображение Иисуса Христа. В начале XI века на монетах и печатях сына Владимира Святославича Ярослава Мудрого (княжил с 1016 по 1054 гг.), принявшего имя Юрий (Георгий), впервые появляется изображение святого Георгия. Ярослав Мудрый много способствовал распространению и утверждению культа святого Георгия на Руси. В честь своего святого покровителя он основал в 1030 году город Юрьев (сейчас - Тарту) и заложил в том же году Юрьев монастырь в Новгороде, позднее там был построен Георгиевский собор. В 1037 году Ярослав начинает строительство Георгиевского монастыря в Киеве и возводит в нем храм святого Георгия, а день освящения храма учреждает ежегодным праздником - "Юрьевым днем". Основатель Москвы - Юрий Долгорукий продолжил эту традицию, заложив в 1152 году город Юрьев-Польский, где в 1230-34 годах был построен знаменитый Георгиевский собор. В том же 1152 году он строит на новом княжеском дворе во Владимире церковь Георгия. На его печати тоже святой, стоящий во весь рост и вынимающий меч из ножен.

Академик В.Л. Янин в своем труде "Актовые печати Древней Руси" описывает большую группу княжеских печатей, на лицевой стороне которых изображен святой покровитель князя, а на обратной - святой покровитель его отца. Таким образом, на печати можно прочитать имя и отчество князя. Именно к такому типу принадлежит печать Александра Невского. На большинстве этих печатей всадник вместо нимба имеет на голове корону. Это дало основание предположить, что на них изображен князь, а не святой, что не противоречит древней традиции.

В Московском княжестве образ пешего змееборца впервые встречается на монете князя Ивана II Красного (Красивого) (1353-59 гг.). На печати сына Дмитрия Донского Василия Дмитриевича изображен всадник с копьем, направленным вниз, в то место, где должен быть змей. И, наконец, на монетах того же Василия Дмитриевича и особенно его сына Василия Васильевича Темного эмблема приобретает вид, близкий к тому, что позднее утвердился в качестве московского герба.

Окончательное утверждение всадника-змееборца как герба Московского княжества произошло при Иване III (княжил с 1462 по 1505 гг.) и совпало по времени с завершением объединения основной части русских земель вокруг Москвы. Сохранилась печать 1479 года, на которой всадник, поражающий копьем змея-дракона, окружен надписью: "Печать великого князя Ивана Васильевича", а на обороте печати, не имеющей рисунка, надпись повторена, но к ней добавлено - "всея Руси". С этого момента можно считать, что герб Московского княжества на какое-то время становится и гербом всея Руси. В 1497 году появляется другой тип государственной печати Ивана III. На лицевой стороне ее по-прежнему всадник, поражающий копьем дракона, и надпись: "Иоанн божиею милостью господарь всея Руси и великий князь", а на обороте впервые помещен двуглавый орел, окруженный надписью, являющейся продолжением лицевой: "и велик княз Влад и Мос и Пск и Тв и Вят и Пер и Бол". Судя по расположению надписи (вокруг орла окончание титулатуры князя), главным символом и здесь является всадник.

При Иване III в 1464 году скульптурный образ святого Георгия был помещен над въездными воротами главной башни Кремля - Фроловской (позднее Спасской). Об этом событии сообщает Ермолинская летопись, составленная по заказу купца и подрядчика Василия Ермолина, "предстательством" которого и был установлен этот образ. Очень заманчиво было бы считать эту скульптуру гербом Москвы, но здесь, скорее всего, эта икона имела охранительные функции, так как через два года тот же Ермолин поставил над воротами башни с внутренней стороны образ святого Дмитрия. Известно, что после перестройки башни образ святого Георгия был помещен в храм его имени, сооруженный возле башни, в качестве храмовой иконы. На место Георгия был поставлен образ Спаса Вседержителя, от которого башня и получила свое второе название.

При сыне Ивана III Василии III эта печать была полностью сохранена, заменено лишь имя князя. Только при Иване Грозном, первом русском князе, принявшем в 1547 году царский титул, на золотой булле 1562 года двуглавый орел занимает главное положение, а всадник, как герб Московского княжества, переходит на грудь орла. Эта композиция сохраняется и на Большой государственной печати 1583 года и на всех последующих Больших государственных печатях Руси и России. При этом тип печати 1497 года сохраняется и продолжает употребляться до XVII века в виде кормчей печати. Так называлась печать, которую прикладывали к царским грамотам на земли, угодья, жалуемые подданым за службу, "на кормление".

О том, как объясняли современники значение фигуры всадника-змееборца на печатях и монетах XV-XVII веков, опубликованы письменные свидетельства, позволяющие сделать однозначный вывод - русские источники считали всадника изображением князя или царя, и только иностранцы называли московского всадника святым Георгием. Послы Ивана Грозного на вопрос Александрийского патриарха: "На кони де благоверный царь на сей печати?", отвечали: "Государь на коне". Известна цитата из летописи: "При великом князе Василье Ивановиче бысть знамя на деньгах: князь великий на коне, а имея меч в руце и оттоле произваша деньги копейныя".

Георгий Победоносец изображён на современных монетах номиналом в 1, 5, 10, 50 копеек.

 

  1. ГЕРБ МОСКВЫ

В старинной описи Оружейной палаты о гербовом знамени 1666-1667 годов сказано: "В кругу изображен двуглавый орел, коронованный двумя коронами, а на груди у него "царь на коне колет копием змия". Дипломат и писатель середины XVII века Григорий Котошихин в своем сочинении "О России в царствование Алексея Михайловича" свидетельствует: "в истинно Московского княжения печати вырезано - царь на коне победил змия". На государственном гербе, помещенном на титульном листе Библии, изданной в Москве в 1663 году, змееборцу на груди орла придано портретное сходство с царем Алексеем Михайловичем.

Первым из русских назвал всадника на московском гербе святым Георгием Петр I. Сохранилась его собственноручная записка, относящаяся предположительно к 1710-м годам: "Сей герб (зачеркнуто) Сие имеет свое начало оттуду, когда Владимир монарх российский свою империю разделил 12 сынам своим, из которых Владимирские князи возымели себе герб с. Егория, но потом ц. Иван Вас., когда монархию, от деда его собранную, паки утвердил и короновался, когда орла за герб империи российской принял, а княжеский герб в груди оного поставил". Однако, в течение всего царствования Петра I на московском гербе продолжали изображать светского всадника в кафтане с короной или шляпой на голове. Во многих случаях всадник имел портретное сходство с Петром I. Это подтверждает указ 1704 года о выпуске первых медных копеек, в котором сказано, что на них будет "воображение великого государя на коне". В кратковременное царствование Екатерины I сенатский указ об изготовлении новой государственной печати называет змееборца "ездацом". Без изменений герб оставался и при Петре II.

В 1728 году возникла необходимость составить гербы на знамена полков, размещенных по разным городам России. В мае 1729 года они были представлены в военную коллегию и удостоились высочайшего утверждения. Сенатский указ об этом последовал 8 марта 1730 года. Первым в списке утвержденных был государственный герб. Часть его описания посвящена московскому гербу: "...в середине того орла Георгий на коне белом, побеждающий змия, епанча и копье желтые, венец желтый же, змий черный, поле кругом белое, а в середине красное".

С этого момента и вплоть до начала XX века всадник на московском гербе официально именуется святым Георгием. Почему именно в это время произошло такое изменение? С одной стороны, под влиянием иностранцев Петр I в 1722 году пригласил на службу в качестве герольдмейстера графа Санти. Но, пожалуй, в неменьшей степени способствовало этому восшествие на российский престол плеяды императриц. На пробном экземпляре копейки 1730 года еще старый петровский тип всадника, но он не был уже утвержден. Напомним, что 1730-й год - год воцарения Анны Иоанновны.

В указе 1781 года об утверждении гербов Московской губернии описание московского герба почти полностью повторяет описание 1730 года: "Москва. Святой Георгий на коне против того же как в середине Государственного герба, в красном поле, поражающий копьем черного змия". Герб Москвы просуществовал в таком виде до 1856 года, когда в результате реформы в русской геральдике, проведенной по указанию царя Николая I, герольдмейстером Кене был значительно изменен герб Московской губернии. Новый же герб столичного города Москвы был утвержден только 16 марта 1883 года и отличался от губернского обрамлением: вместо дубовых листьев - скипетры. "В червленом щите Святой Великомученик и Победоносец Георгий, в серебряном вооружении и лазоревой приволоке (мантии) на серебряном покрытом багряною тканью, с золотой бахромою, коне, поражающий золотого с зелеными крыльями дракона золотым с осьмиконечным крестом наверху копьем. Щит увенчан императорскою короною. За щитом два накрест положенные золотые скипетра, соединенные Андреевскою лентою".

Основное изменение герба - всадник был повернут в другую сторону. По правилам западноевропейской геральдики живые существа (всадник, зверь) должны быть повернуты только в правую геральдическую (левую для зрителя) сторону. Это древнее правило было установлено для того, чтобы всадник или, например, лев, изображенные на щите рыцаря, который он держал у левого своего бока, не казались убегающими от противника. Плащ всадника вместо желтого стал лазоревым (синим), дракон из черного превратился в золотого с зелеными крыльями, а белый конь назван серебряным.

В указе 1781 года названы только цвета щита, коня и змия, соответственно - красный, белый и черный. Выяснить, какими были первоначальные, исконные цвета московского герба, помогает его подробное описание, приведенное в статуте ордена святого Георгия, утвержденном Екатериной II 26 ноября 1769 года. Это ближайшее из предшествующих указу 1781 года официально утвержденное описание. В середине орденского креста был помещен московский герб: "...в красном поле Святой Георгий, серебряными латами вооруженный, с золотою сверх оных висящею епанчою, имеющей на голове золотую диадему, сидящий на коне серебряном, на котором седло и вся сбруя золотые, черного змия, в подошве излита, золотым копьем пронзающий". У составителей списков гербов на знамена 1730 года, вероятно, были в руках только цветные рисунки гербов без подробного их описания, на которых золото было передано желтой охрой, поэтому они назвали цвет венца и епанчи желтым. Серебро же в геральдике передается белым цветом.

Изменение желтого (золотого) цвета плаща всадника на лазоревый (синий) было, возможно, следствием желания герольдии привести цвета московского герба в соответствие с цветами национального флага России - белым, синим и красным (конь белый, плащ синий, щит красный). Стоит отметить, что канонический, то есть утвержденный церковью, цвет плаща святого Георгия - красный, поэтому почти на всех русских иконах он красный, очень редко - зеленый, но не синий.

После революции 1917 года герб Москвы был упразднен. Новый герб города с советской символикой был составлен архитектором Д. Осиповым и утвержден Президиумом Моссовета 22 сентября 1924 года. Этот герб состоял из следующих элементов:

а) В центральной части в овальный щит вписана пятиконечная звезда. Это победный символ Красной Армии.

б) Обелиск на фоне звезды, являющийся первым революционным монументом РСФСР в память Октябрьской революции (поставленный перед зданием Моссовета). Это символ твердости Советской власти.

в) Серп и Молот - эмблема рабоче-крестьянского правительства.

г) Зубчатое колесо и связанные с ним ржаные колосья, изображенные по овалу щита, являются символом смычки города с деревней, где колесо с надписью "РСФСР" определяет промышленность, а ржаные колосья - сельское хозяйство.

д) Внизу по обеим сторонам изображены эмблемы, характеризующие наиболее развитую промышленность в Московской губернии: слева наковальня - эта эмблема металлообрабатывающего производства, справа челнок - текстильного производства.

е) Внизу под надписью "Московский Совет Рабочих, Крестьянских и Красноармейских депутатов", изображенной на ленте, расположена "динама" - эмблема электрификации.

Таким образом, в целом герб являлся синтезом деятельности Моссовета.

Распоряжением мэра Москвы "О восстановлении исторического герба Москвы" 23 ноября 1993 года столице был возвращен ее древний герб. В положении о гербе сказано: "На темно-красном щите (отношение ширины к высоте 8:9) развернутый вправо Георгий Победоносец в серебряных доспехах и лазоревой приволоке (мантии) на серебряном коне, поражающий золотым копьем черного змия". Итак, снова на гербе святой Георгий.

Так кто же изображен на гербе Москвы? Судя по официальным документам, этот вопрос еще окончательно не решен. В "Положении о гербе Москвы" он назван "Георгием Победоносцем", а в положении "О Государственном гербе Российской Федерации", утвержденном президентом 30 ноября 1993 года, сказано: "на груди орла - всадник, поражающий копьем дракона".

  1. ГЕРБЫ ГОРОДОВ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Изображение Георгия Победоносца можно встретить не только  на гербе Российской Федерации, на монетах России, на гербе Москвы, но и на гербах нескольких городов Московской области: Бронницы, Верея, Волоколамск, Дмитров, Домодедово, Егорьевск, Жуковский, Звенигород, Ивантеевка, Истра, Клин, Коломна, Красногорск.

Герб г. Бронницы утвержден 2 декабря 1991 г. Описание герба: "В зеленом щите стоящий золотой конь. В левой вольной части щита в червленом поле всадник в золотом одеянии на золотом скачущем коне, влево, поражает черным копьем черного дракона. Щит увенчан серебряною башенною короною о трех зубцах и окружен золотыми колосьями, перевитыми червленою Александровскою лентою".

Герб г. Верея утвержден 16 марта 1883 г. Описание герба: "В серебряном щите, между двумя червлеными зубчатыми стенами, с золотыми швами, две червленые же вереи, с полуоткрытыми воротами, приборы которых золотые. В вольной части герб Московский. Щит увенчан серебряной башенной короною о трех зубцах. За щитом два накрест положенных золотых молотка, соединенных Александровской лентою".

Герб г. Волоколамск (Волок-Ламский, Волок) утвержден 16 марта 1883 г. Описание герба: "В серебряном щите зеленое трехугольное укрепление. В вольной части - герб Московский. Щит увенчан серебряной башенной короною о трех зубцах. За щитом два накрест положенных золотых молотка, соединенных Александровской лентою".

Герб г. Дмитров утвержден 20 декабря 1781 г., восстановлен 22 января 1991 г. В 1281 году возле Дмитрова сошлись на битву князья Дмитрий Переяславский, Святослав Тверской, Даниил Московский, пять дней стояли друг против друга, но, договорившись о мире, разошлись. А в 1301 году четыре князя соперничающих княжеств - Даниил Московский, Иван Переяславский, Михаил Тверской и Андрей Городецкий - специально съехались в Дмитрове и порешили свои дела, как говорит летописец, "дружелюбно". Это событие и стало эмблемой Дмитрова в его гербе.

Герб г. Домодедово утвержден 3 февраля 1997 г.

Герб г. Егорьевск утвержден 29 марта 1789 г. Описание герба: "В первой части щита, в золотом поле, часть из герба Рязанского: серебряный меч и ножны, положенные накрест, над ними зеленая шапка. Во второй части щита, в красном поле, змей, пронзенный выходящей из облака рукою Святого Великомученика Георгия."

Герб г. Звенигород утвержден 16 марта 1883 г. Описание герба: "В лазуревом щите серебряный колокол, с золотыми украшениями. В вольной части герб Московской губернии. Щит увенчан серебряной башенной короною о трех зубцах. За щитом два накрест положенных золотых молотка, соединенных Александровской лентою".Звенигород в XII - XIV веках являлся сторожевой крепостью. Возле города, на горе, которую до сих пор называют Сторожевой, тогда стояла воинская застава. С высокой башни стража наблюдала за окрестностями, тут же была звонница с колоколами. "И в случае нашествия, - повествует старинная рукопись, - стерегущие ударяли в оные. Звук сообщался подобной не в дальнем расстоянии второй стороже, от коей - третьей и так далее в самую Москву о приближении неприятельском".

Герб г. Ивантеевка утвержден 30 июля 1992 г. Описание герба: "Щит пересеченный. В верхнем червленом поле в серебряном одеянии и золотой приволоке скачущий на серебряном коне Георгий Победоносец поражает копьем дракона. В нижнем серебряном поле левая лазуревая волнистая перевязь, обремененная золотым колесом".

Герб г. Истра (Воскресенск) утвержден 16 марта 1883 г. Описание герба: "В лазуревом щите золотое сияющее с лицом солнце. В вольной части - герб Московский. Щит увенчан червленой башенной короною о трех зубцах и окружен двумя золотыми колосьями, соединенными Александровской лентою".

Герб г. Клин утвержден 16 марта 1883 г. Описание герба: "В серебряном щите скачущий почталион, в червленой рубахе, зеленой епанче и черной шляпе и сапогах, на черном коне с червлеными глазами и языком, украшенном золотом седлом и сбруей. В вольной части герб Московский. Щит увенчан серебряной башенной короною о трех зубцах. За щитом два накрест положенных золотых молотка, соединенных Александровской лентою". Город Клин - старинная пограничная крепость, известная с 1234 года. С течением времени, утратив оборонное значение, Клин к началу XVIII века был заурядным небогатым селом. Но тут в его судьбе наступила перемена: он оказался на дороге между Москвой и основанным Петром I новым городом Санкт-Петербургом. Интенсивное движение между ними требовало специальной организации, по дороге устраивались станции с постоялыми дворами, ямские слободы, и, по повелению Петра, одной из таких станций стал Клин, а его жители были "поверстаны" в ямское сословие. С развитием и усовершенствованием почты около 1720 года появилась должность почтальона, в которую назначались "семьянистые лошадные люди", и часть клинских ямщиков была сделана почтальонами.

Герб г. Коломна утвержден 16 марта 1883 г. Описание герба: "В лазуревом щите серебряная колонна на зеленом холме, с золотой капителью, увенчанною таковою же короною; колонна, сопровождаемая двумя золотыми звездами о шести лучах. В вольной части - герб Московский. Щит увенчан серебряной башенной короною о трех зубцах. За щитом два накрест положенных золотых молотка, соединенных Александровской лентою". Герб Коломны впервые появился в гербовнике 1730 года. Существует легенда, что город был основан в 1147 году вышедшим из Италии знатным человеком Карлом Колонною, который дал городу свое имя и герб. Но, скорее всего, герб Коломны - это так называемый полугласный герб, то есть такой, в котором название эмблемы напоминает по созвучию название города: Коломна - колонна.

Герб г. Красногорск утвержден 29 сентября 1992 г. Описание герба: "Щит пересеченный. В верхнем повышенном червленом поле всадник в серебряном одеянии и лазуревой мантии на серебряном скачущем коне с красною попоною колет копьем золотого дракона с зелеными крыльями. В нижнем лазуревом поле на червленой волнистой оконечности белая колонна, сопровождаемая по сторонам шестью: 3 и 3 зелеными деревьями с золотыми стволами, а вверху двумя: 1 и 1 серебряными линзами, испускающими золотые лучи. Щит обрамлен дубовыми ветвями с зелеными листьями и золотыми желудями, перевитыми бело-сине-красной лентой".

  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Многие авторы пытались объяснить необычайную популярность святого Георгия как в народе, так и среди княжеских дружинников перенесением черт русских языческих богов на этого святого. С одной стороны, само имя Георгия, означающее "возделывающий землю", делало его покровителем земледелия и скотоводства, преемником Велеса, Семаргла, Дажьбога. Этому способствовали и дни памяти святого. Весенний - 23 апреля - совпал с началом полевых работ, с которым на Руси были связаны многие древние языческие обряды, а осенний - 24 ноября - знаменитый "Юрьев день", когда крестьяне имели право переходить от одного феодала-землевладельца к другому. С другой стороны, как воин и победоносец, он был покровителем князя и его дружины, так как на Георгия был перенесен культ Перуна - главного бога языческого пантеона князя Владимира. Кроме того, сам образ Георгия в виде прекрасного юноши - воина, освободителя и защитника, привлекал к себе симпатии всего народа.

Как бы ни называли эмблему на гербе Москвы, она остается собирательным образом, воплотившим в себе все наше прошлое - это и святой, покровитель наших князей и царей, и сам князь или царь в образе змееборца, и просто воин - защитник Отечества, а главное - это древний символ победы Света над Тьмою и Добра над Злом.

6. ЛИТЕРАТУРА:

  1. Рево О.А. «Из истории герба Москвы», журнал «Наука и жизнь» 7/1997
  2. Янин В.Л., Гайдуков П.Г. Актовые печати Древней Руси 10-15 вв. – Москва: Палеограф, 2006 г.

3. Православная энциклопедия. Георгий великомученик. Москва, 2005 г.

4. Бугаевский А.В., игумен Владимир Зорин. «Житие, страдания и чудеса святого великомученика Победоносца Георгия и святой мученицы царицы Александры.

  1. ПРИЛОЖЕНИЕ






Печать Юрия Долгорукого. XII век.




Герб Москвы 1730 г.








Г




Герб Москвы 1781 г


         

Герб Москвы 1883 г.


 

Герб Москвы 1924 г.



Герб Москвы 1993 г.

        


Герб г. Бронницы

        


Герб г. Верея

        

     

Герб. Г. Волоколамск



Герб г. Дмитров

        

                      

Герб г. Домодедово

        

        

Герб г. Егорьевск



Герб г. Звенигород



Герб г. Ивантеевка




Герб г. Истра



Герб г. Клин



Герб г. Коломна



Герб г. Красногорск

Герб г. Жуковский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок православной культуры в 5 классе Тема. Святой Георгий Победоносец.

Цель: дать знания о подвиге, его понимании христианами на примере жизни святого  воина Георгия Победоносца, познакомить с памятниками христианской культуры (иконами, храмами), посвященными ...

Интегрированный урок ОПК + физическая культура. Тема: "Святой Георгий Победоносец"

6 мая - Русская Православная Церковь совершает память святого великомученика Георгия, покровителю Русской земли, небесного покровителя русского православного воинства. В честь этого праздника проводит...

Святой Георгий Победоносец

Статья о Святом Георгии Победоносце...

Орден Святого Георгия

Описание Ордена Святого Георгия....

день Святого Георгия Победоносца

материал к встрече Дня Победы, поэтому рекомендуется проводить 6 мая, в день памяти святого Георгия. Рассказывает о святом Георгии Победоносце и его роли в истории России, о наградах и людях, связанны...