Адмиралтейство
план-конспект урока по краеведению по теме

Грабусова Елена Владимировна

Знакомство учащихся с достопримечательностями Санкт-Петербурга. Адмиралтейство - история создания, архитектор

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_otkrytogo_uroka_admiralteystvo.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №2(V вида) Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

        

                                                                                                                                                                 

        Конспект открытого урока по развитию речи в 3 классе с использованием ИКТ на тему:

«Экскурсия в Домик Петра Первого и в Адмиралтейство»

Составил учитель начальных классов

школы-интерната№2 Адмиралтейского р-на

Грабусова Е.В.

                                                    Санкт-Петербург

                                                                             

                                                             Конспект  урока

                                                                      по развитию речи и ознакомлению    с окружающим миром    

                                                                                    c  использованием ИКТ

 в 3 классе школы-интернат№2

                                                                                                                                                   

                                                        Учитель начальных классов                              Грабусова Елена Владмимировна

Тема урока: «Экскурсия в домик Петра I  и в Адмиралтейство»

                                                       

Обучающие задачи:

     Закрепить, уточнить,  пополнить знания детей о достопримечательностях  первых городских построек- Домик Петра I и Адмиралтейские верфи (история возникновения, место для строительства кораблей, архитектура и т.д.)

Коррекционные задачи:

1.Развивать  психические процессы: слуховое и зрительное внимание, память мышление , воображение ;

2.Продолжать учить использовать в речи простые и распространенные предложения  в правильной грамматической форме;

3.Развивать доказательную речь.

Логопедические задачи:

1.Добиваться четкого произношения всех поставленных звуков;

2.Продолжать работу над темпом и выразительностью речи;

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать любовь к родному городу, чувство патриотизма, желание узнать что-то новое о своем городе;
  2. Развивать дружеские взаимоотношения;

Словарь: достопримечательности,  реставраторы, мортира, верфь, стапеля, элинги, скульптуры,  держава, куранты, символ города, нимфы, архитекторы

Материалы:

Словарь-таблица, мнемо-таблицы со стихами, кроссворды и ребусы, игра «Сложи картинку», презентация  «Домик Петра Первого», «Адмиралтейство»

мультимедийный проектор

Ход урока

Учитель:

- Ребята, сегодня мы с вами снова отправляемся на экскурсию по нашему городу. Много замечательных мест в нашем городе. Во многих из них мы уже побывали . А вот сегодня мы совершим экскурсию в далекое прошлое нашего города и побываем в одном из первых домов, построенных в Санкт-Петербурге, где начинали строить корабли. Побываем на верфях, где начинали строить корабли, а завершим экскурсию в красивом сквере у Адмиралтейства.

         Во время экскурсии вы сами можете  быть экскурсоводами. Можете задавать вопросы, сами дополнять, что вы знаете о том или ином историческом памятнике, а по ходу экскурсии, чтобы было интереснее, мы поиграем.

Итак. Экскурсия наша начинается.

Учитель:

        Сядьте правильно. Давайте себе представим, что мы с вами очутились в далеком прошлом. Мы стоим у одной из самых первых построек нашего города

                                  ( слайд Домик Петра)

 Выставляется мнемо-таблица. Именно об этом домике написано это стихотворение. Кто из вас прочтет его?

Ученик:

              «В болоте хижина построена была,

                 Не для крестьянина построена она

                  В порфире,с скипетром,державой и

                                                                    короной

                   Великий государь имел жилище в оной»

Учитель:

Действительно, этот домик был  первым жилищем в строящемся городе. Кто из вас хотел бы начать экскурсия и рассказать о Домике Петра Первого(Слайд №2)

                       

     

                                (Рассказ экскурсовода)

Ученик:

  -Когда шло строительство Петропавловской крепости, здесь на березовом острове, солдаты- плотники за 3 дня( с24 по 26 мая 1703года) срубили из сосновых бревен небольшой домик для царя. Домик был летний, без печки. Петр отдыхал в нем летом. Домик был красив, стены снаружи раскрашены красной краской под кирпич. Окна были мелкие из лунного стекла. Крыша была покрыта дощечками под черепицу. На крыше была маленькая пушечка-мортира, а по бокам 2 деревяных ядра. Входная дверь вела в сени, она делила дом на 2 комнаты

(Слайд №3, №4)

Кабинет Петра Первого и Столовая

права был кабинет царя, а слева- столовая. Петр не часто бывал в домике, но очень любил его. Он приказал, чтобы этот домик берегли. Уже в наше время домик превратился в музей. Чтобы защитить домик от разрушения над ним был поставлен футляр .В настоящее время футляр стал каменным.

Слайд ( Вид футляра в Петровские времена)

           

                                         Современный футляр

Учитель:

-Молодец! Интересный получился рассказ. У вас есть вопросы

к экскурсоводу? (вопросы детей)

Учитель:

-В настоящее время люди берегут этот домик, реставрируют его. И вот во время одной из реставраций они обнаружили старую рукопись. Буквы на ней от сырости расплылись. Давайте же мы с вами постараемся помочь реставраторам прочитать, что здесь  написано

(Игровое упражнение на  внимание: «Прочти фразу»)

(Детям показываю плакат с текстом, где часть букв стерта) 

-  Молодцы! Правильно , «Берегите красные хоромца» так предки  ласково называли Домик Петра.

Они обратились к нам, чтобы мы берегли Домик Петра .

Итак, побывав в « Красных хоромцах» мы продолжаем нашу экскурсию и отправляемся к одному то же очень старому и не менее интересному памятнику архитектуры- к Адмиралтейству.

   А отправимся мы с вами вот на этом красивом паруснике.(Выставляю макет парусного судна)

 Кто хочет быть нашим капитаном? Он не только поведет наш корабль, но и расскажет где

мы поплывем, какие замечательные места мы будем проплывать

(Выбирается капитан).( Выставляется схема-карта, с изображением знакомых достопримечательностей)

Капитан:

Показывает по карте и рассказывает:

-Мы проплываем мимо Летнего  сада, Эрмитажа, Стрелки Васильевского острова, здание Биржи,  Кунскамеры, здания Двенадцати коллегий, Меньшиковского дворца .

 Учитель:

           -Молодец капитан ! Хорошо справился с заданием.

Итак, мы с вами находимся у первого здания Адмиралтейских верфей (Слайд «Адмиралтейские верфи»)

Учитель:

- Для чего строились эти верфи? Кто из вас хочет рассказать об истории возникновения этого здания?

(Слайд «Адмиралтейство Петровских времен»

Рассказ экскурсовода:

-Царь Петр Первый хотел, чтобы Россия была крепкой морской державой, а без флота это было невозможно. Поэтому он приказал начать строительство Адмиралтейских верфей .Верфь-это место для строительства кораблей . И уже 5 ноября 1704 года началось их строительство. На огромном участке, отделенном глубоким рвом, расположили эллинги и стапеля-сооружения для постройки и ремонта судов .Здесь были кузницы, сараи, мастерские. Главное сооружение Адмиралтейский дом- стоял в глубине участка, от него шли боковые корпуса. Они были деревянные, одноэтажные, раскрашены под кирпич.

Верфь была крепостью, ее окружал ров с кольями, были бастионы с пушками. Это нужно было для того, чтоб враг не сумел захватить строящиеся суда.

Учитель:

-Молодец! Интересный получился рассказ.

В Петровские времена еще мало было сложных инструментов. Поэтому корабли строили вручную, используя самые простейшие инструменты. Постарайтесь отгадать закодированные слова и тогда вы узнаете, что это были за инструменты

              ( игровое упражнение «Закодированные слова»

РУБАНОК

ДОЛОТО

(Рубанок, топор, молоток,  долото, пила)

Учитель

-Молодцы! Мы воспользуемся этими инструментами и сами построим парусные суда.!

   Игра «Сложи корабль»(из разрезных картинок складываем парусное судно)

            

Учитель:

-Когда при Петре Первом было построено первое парусное судно( спустя 2 года) «Прам»- это было важное событие. Отмечалось это очень торжественно. Слышались крики «ура!». Кругом палили пушки, играла музыка. Мастеру,  построившему корабль, на серебряном подносе преподносили 3 серебряных рубля за каждую пушку на корабле. В дальнейшем эта традиция сохранилась.

                     (устные задачки)

 --А теперь вы постарайтесь ответить, сколько серебряных рублей получит мастер, если накорабле 10 пушек?(30 рублей)

- А за 15 пушек?

-- А за сколько пушек мастер получит 90 рублей? (за 30 пушек),

--- 36 рублей?  

 


 

--И вот в 1718 г. был спущен на воду корабль «Старый дуб», построенный под руководством самого царя.   (Слайд « Корабль петровских времен»)

И вот корабль, спущенный на воду отправился в свой первое плаванье. Давайте постараемся выбрать правильный маршрут нашего корабля.

Игровое упражнение «Определи маршрут»

                                   ( таблица)

           

 Учитель:

-Молодцы! Вы правильно определили маршрут.

А теперь немного отдохнем.

                                    ( мнемотаблица со стихотворением: «Катит серые воды Нева…»)

Физкультминутка

«Катит серые воды Нева…

Гулко в соснах шумят ветра..»

(дети читают стихотворение и выполняют упражнения»

Учитель:

-Ребята, а сейчас вы мне сами назовете фамилию первого архитектора, который  построил первое здание Адмиралтейства ( выставляется ребус)

 (ответы детей)

Учитель:

-Правильно, это был русский архитектор Иван Коробов .Здание было деревянное. Оно с годами ветшало, старело. И поэтому в 1806 году архитектор Андреян Захаров берется за его преобразование

. Он перестраивает здание, стараясь сохранить первоначальный вид.

Учитель:

-Кто вспомнит это стихотворение?

                          (  Выставляется мнемо-таблица) 

     Ученик читает

:                «Преодолев ветров злодейство

              И вьюг крутящуюся мглу…

              Над городом Адмиралтейство

              Зажгло светящую иглу!

              Чтоб в громе пушечных ударов

               В Неву входили корабли,

               Построил Андриян Захаров

               Маяк Отеческой земли»

Учитель:

-Итак. Возвращаемся из прошлого и рассмотрим современное здание Адмиралтейства.. Кто из вас хотел бы рассказать о главной башне Адмиралтейства, самой  красивой части  здания

   

 (слайд  «Современное Адмиралтейство»)

Рассказ экскурсовода:

-Главная башня похожа на огромную пирамиду. На нижний куб с аркой поставлен прямоугольник, на него еще один с колоннами, затем мы видим четырехугольную башенку с круглыми часами – курантами и завершает башню золоченый шпиль 23 метров с шаром и флюгером в виде кораблика.  

Адмиралтейство украшают скульптуры. Над окнами первого и второго этажей расположены маски морских чудовищ. У главной арки на постаменте 3 женских фигуры- нимфы держат Землю. Вверху над башней с колоннами расположено 28 скульптур. Здесь есть скульптуры, изображающие 4 времени года. 4 сторон света, 4 направления ветра и др.

 Над аркой скульптор И.Теребенев поместил композицию»Заведение флота в России» Мы видим, как царь морей Нептун передает Петру Первому символ власти над морем- трезубец. Над аркой м видим гениев Победы. Они трубят и прославляют победу российского флота .

Учитель:

-Молодец! Интересный получился рассказ. А что сейчас находится в здании Адмиралтейства?

Ответы детей:

- Военно-Морское училище. Там обучают военному делу.

Учитель:

-Расположенный на шпиле Адмиралтейства кораблик- это символ нашего города

(Слайд «Кораблик –флюгер на Адмиралтействе»  )

. Гордо плывет трех мачтовый кораблик с надутыми парусами. Даже в годы ВОВ снаряды и бомбы не смогли его погубить. Яркий шпиль был очень хорошей мишенью для фашистов, поэтому было принято решение- зачехлить

И вот три женщины сумели без всякой техники, лишь с помощью тросов и веревок сшить огромный чехол для шпиля и укрыли его от вражеских глаз. Не случайно Адмиралтейская игла увековечена в медали за «Оборону Ленинграда»( как символ несгибаемой силы, воли и стойкости жителей города)

 

             

Учитель:

-Очень хорошо об этом написал поэт Ник. Браун

         «Пройдя сквозь грохот боя
         На слиток бронзовый легла

           Как символ города героя

           Адмиралтейская игла

           Слова уходят, затихая.

           В металл. Бессмертье. Темноту…

          И снова. Бронзой полыхая
         Игла пронзает высоту…»

Учитель:

    -  Итак. Экскурсия наша подходит к концу.

Подведение итогов:

Вы сегодня хорошо работали. Интересные получились рассказы у экскурсоводов. Вы много знаете об замечательных достопримечательностях нашего города. Старались выразительно читать стихи. Правильно отвечали на вопросы. Молодцы!

Домашнее задание:

Дома вы должны разгадать  кроссворд посвященный нашей сегодняшней экскурсии .На следующем уроке мы проверим, как вы справились.

 Урок  окончен .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Первые верфи города. Адмиралтейство.

Презентация по предмету "История и культура Санкт-Петербурга", 7 класс....