Адмиралтейство
план-конспект урока по краеведению по теме
Знакомство учащихся с достопримечательностями Санкт-Петербурга. Адмиралтейство - история создания, архитектор
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_uroka_admiralteystvo.doc | 76 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №2(V вида) Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
Конспект открытого урока по развитию речи в 3 классе с использованием ИКТ на тему:
«Экскурсия в Домик Петра Первого и в Адмиралтейство»
Составил учитель начальных классов
школы-интерната№2 Адмиралтейского р-на
Грабусова Е.В.
Санкт-Петербург
Конспект урока
по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром
c использованием ИКТ
в 3 классе школы-интернат№2
Учитель начальных классов Грабусова Елена Владмимировна
Тема урока: «Экскурсия в домик Петра I и в Адмиралтейство»
Обучающие задачи:
Закрепить, уточнить, пополнить знания детей о достопримечательностях первых городских построек- Домик Петра I и Адмиралтейские верфи (история возникновения, место для строительства кораблей, архитектура и т.д.)
Коррекционные задачи:
1.Развивать психические процессы: слуховое и зрительное внимание, память мышление , воображение ;
2.Продолжать учить использовать в речи простые и распространенные предложения в правильной грамматической форме;
3.Развивать доказательную речь.
Логопедические задачи:
1.Добиваться четкого произношения всех поставленных звуков;
2.Продолжать работу над темпом и выразительностью речи;
Воспитательные задачи:
- Воспитывать любовь к родному городу, чувство патриотизма, желание узнать что-то новое о своем городе;
- Развивать дружеские взаимоотношения;
Словарь: достопримечательности, реставраторы, мортира, верфь, стапеля, элинги, скульптуры, держава, куранты, символ города, нимфы, архитекторы
Материалы:
Словарь-таблица, мнемо-таблицы со стихами, кроссворды и ребусы, игра «Сложи картинку», презентация «Домик Петра Первого», «Адмиралтейство»
мультимедийный проектор
Ход урока
Учитель:
- Ребята, сегодня мы с вами снова отправляемся на экскурсию по нашему городу. Много замечательных мест в нашем городе. Во многих из них мы уже побывали . А вот сегодня мы совершим экскурсию в далекое прошлое нашего города и побываем в одном из первых домов, построенных в Санкт-Петербурге, где начинали строить корабли. Побываем на верфях, где начинали строить корабли, а завершим экскурсию в красивом сквере у Адмиралтейства.
Во время экскурсии вы сами можете быть экскурсоводами. Можете задавать вопросы, сами дополнять, что вы знаете о том или ином историческом памятнике, а по ходу экскурсии, чтобы было интереснее, мы поиграем.
Итак. Экскурсия наша начинается.
Учитель:
Сядьте правильно. Давайте себе представим, что мы с вами очутились в далеком прошлом. Мы стоим у одной из самых первых построек нашего города
( слайд Домик Петра)
Выставляется мнемо-таблица. Именно об этом домике написано это стихотворение. Кто из вас прочтет его?
Ученик:
«В болоте хижина построена была,
Не для крестьянина построена она
В порфире,с скипетром,державой и
короной
Великий государь имел жилище в оной»
Учитель:
Действительно, этот домик был первым жилищем в строящемся городе. Кто из вас хотел бы начать экскурсия и рассказать о Домике Петра Первого(Слайд №2)
(Рассказ экскурсовода)
Ученик:
-Когда шло строительство Петропавловской крепости, здесь на березовом острове, солдаты- плотники за 3 дня( с24 по 26 мая 1703года) срубили из сосновых бревен небольшой домик для царя. Домик был летний, без печки. Петр отдыхал в нем летом. Домик был красив, стены снаружи раскрашены красной краской под кирпич. Окна были мелкие из лунного стекла. Крыша была покрыта дощечками под черепицу. На крыше была маленькая пушечка-мортира, а по бокам 2 деревяных ядра. Входная дверь вела в сени, она делила дом на 2 комнаты
(Слайд №3, №4)
Кабинет Петра Первого и Столовая
права был кабинет царя, а слева- столовая. Петр не часто бывал в домике, но очень любил его. Он приказал, чтобы этот домик берегли. Уже в наше время домик превратился в музей. Чтобы защитить домик от разрушения над ним был поставлен футляр .В настоящее время футляр стал каменным.
Слайд ( Вид футляра в Петровские времена)
Современный футляр
Учитель:
-Молодец! Интересный получился рассказ. У вас есть вопросы
к экскурсоводу? (вопросы детей)
Учитель:
-В настоящее время люди берегут этот домик, реставрируют его. И вот во время одной из реставраций они обнаружили старую рукопись. Буквы на ней от сырости расплылись. Давайте же мы с вами постараемся помочь реставраторам прочитать, что здесь написано
(Игровое упражнение на внимание: «Прочти фразу»)
(Детям показываю плакат с текстом, где часть букв стерта)
- Молодцы! Правильно , «Берегите красные хоромца» так предки ласково называли Домик Петра.
Они обратились к нам, чтобы мы берегли Домик Петра .
Итак, побывав в « Красных хоромцах» мы продолжаем нашу экскурсию и отправляемся к одному то же очень старому и не менее интересному памятнику архитектуры- к Адмиралтейству.
А отправимся мы с вами вот на этом красивом паруснике.(Выставляю макет парусного судна)
Кто хочет быть нашим капитаном? Он не только поведет наш корабль, но и расскажет где
мы поплывем, какие замечательные места мы будем проплывать
(Выбирается капитан).( Выставляется схема-карта, с изображением знакомых достопримечательностей)
Капитан:
Показывает по карте и рассказывает:
-Мы проплываем мимо Летнего сада, Эрмитажа, Стрелки Васильевского острова, здание Биржи, Кунскамеры, здания Двенадцати коллегий, Меньшиковского дворца .
Учитель:
-Молодец капитан ! Хорошо справился с заданием.
Итак, мы с вами находимся у первого здания Адмиралтейских верфей (Слайд «Адмиралтейские верфи»)
Учитель:
- Для чего строились эти верфи? Кто из вас хочет рассказать об истории возникновения этого здания?
(Слайд «Адмиралтейство Петровских времен»
Рассказ экскурсовода:
-Царь Петр Первый хотел, чтобы Россия была крепкой морской державой, а без флота это было невозможно. Поэтому он приказал начать строительство Адмиралтейских верфей .Верфь-это место для строительства кораблей . И уже 5 ноября 1704 года началось их строительство. На огромном участке, отделенном глубоким рвом, расположили эллинги и стапеля-сооружения для постройки и ремонта судов .Здесь были кузницы, сараи, мастерские. Главное сооружение Адмиралтейский дом- стоял в глубине участка, от него шли боковые корпуса. Они были деревянные, одноэтажные, раскрашены под кирпич.
Верфь была крепостью, ее окружал ров с кольями, были бастионы с пушками. Это нужно было для того, чтоб враг не сумел захватить строящиеся суда.
Учитель:
-Молодец! Интересный получился рассказ.
В Петровские времена еще мало было сложных инструментов. Поэтому корабли строили вручную, используя самые простейшие инструменты. Постарайтесь отгадать закодированные слова и тогда вы узнаете, что это были за инструменты
( игровое упражнение «Закодированные слова»
РУБАНОК
ДОЛОТО
(Рубанок, топор, молоток, долото, пила)
Учитель
-Молодцы! Мы воспользуемся этими инструментами и сами построим парусные суда.!
Игра «Сложи корабль»(из разрезных картинок складываем парусное судно)
Учитель:
-Когда при Петре Первом было построено первое парусное судно( спустя 2 года) «Прам»- это было важное событие. Отмечалось это очень торжественно. Слышались крики «ура!». Кругом палили пушки, играла музыка. Мастеру, построившему корабль, на серебряном подносе преподносили 3 серебряных рубля за каждую пушку на корабле. В дальнейшем эта традиция сохранилась.
(устные задачки)
--А теперь вы постарайтесь ответить, сколько серебряных рублей получит мастер, если накорабле 10 пушек?(30 рублей)
- А за 15 пушек?
-- А за сколько пушек мастер получит 90 рублей? (за 30 пушек),
--- 36 рублей?
--И вот в 1718 г. был спущен на воду корабль «Старый дуб», построенный под руководством самого царя. (Слайд « Корабль петровских времен»)
И вот корабль, спущенный на воду отправился в свой первое плаванье. Давайте постараемся выбрать правильный маршрут нашего корабля.
Игровое упражнение «Определи маршрут»
( таблица)
Учитель:
-Молодцы! Вы правильно определили маршрут.
А теперь немного отдохнем.
( мнемотаблица со стихотворением: «Катит серые воды Нева…»)
Физкультминутка
«Катит серые воды Нева…
Гулко в соснах шумят ветра..»
(дети читают стихотворение и выполняют упражнения»
Учитель:
-Ребята, а сейчас вы мне сами назовете фамилию первого архитектора, который построил первое здание Адмиралтейства ( выставляется ребус)
(ответы детей)
Учитель:
-Правильно, это был русский архитектор Иван Коробов .Здание было деревянное. Оно с годами ветшало, старело. И поэтому в 1806 году архитектор Андреян Захаров берется за его преобразование
. Он перестраивает здание, стараясь сохранить первоначальный вид.
Учитель:
-Кто вспомнит это стихотворение?
( Выставляется мнемо-таблица)
Ученик читает
: «Преодолев ветров злодейство
И вьюг крутящуюся мглу…
Над городом Адмиралтейство
Зажгло светящую иглу!
Чтоб в громе пушечных ударов
В Неву входили корабли,
Построил Андриян Захаров
Маяк Отеческой земли»
Учитель:
-Итак. Возвращаемся из прошлого и рассмотрим современное здание Адмиралтейства.. Кто из вас хотел бы рассказать о главной башне Адмиралтейства, самой красивой части здания
(слайд «Современное Адмиралтейство»)
Рассказ экскурсовода:
-Главная башня похожа на огромную пирамиду. На нижний куб с аркой поставлен прямоугольник, на него еще один с колоннами, затем мы видим четырехугольную башенку с круглыми часами – курантами и завершает башню золоченый шпиль 23 метров с шаром и флюгером в виде кораблика.
Адмиралтейство украшают скульптуры. Над окнами первого и второго этажей расположены маски морских чудовищ. У главной арки на постаменте 3 женских фигуры- нимфы держат Землю. Вверху над башней с колоннами расположено 28 скульптур. Здесь есть скульптуры, изображающие 4 времени года. 4 сторон света, 4 направления ветра и др.
Над аркой скульптор И.Теребенев поместил композицию»Заведение флота в России» Мы видим, как царь морей Нептун передает Петру Первому символ власти над морем- трезубец. Над аркой м видим гениев Победы. Они трубят и прославляют победу российского флота .
Учитель:
-Молодец! Интересный получился рассказ. А что сейчас находится в здании Адмиралтейства?
Ответы детей:
- Военно-Морское училище. Там обучают военному делу.
Учитель:
-Расположенный на шпиле Адмиралтейства кораблик- это символ нашего города
(Слайд «Кораблик –флюгер на Адмиралтействе» )
. Гордо плывет трех мачтовый кораблик с надутыми парусами. Даже в годы ВОВ снаряды и бомбы не смогли его погубить. Яркий шпиль был очень хорошей мишенью для фашистов, поэтому было принято решение- зачехлить
И вот три женщины сумели без всякой техники, лишь с помощью тросов и веревок сшить огромный чехол для шпиля и укрыли его от вражеских глаз. Не случайно Адмиралтейская игла увековечена в медали за «Оборону Ленинграда»( как символ несгибаемой силы, воли и стойкости жителей города)
Учитель:
-Очень хорошо об этом написал поэт Ник. Браун
«Пройдя сквозь грохот боя
На слиток бронзовый легла
Как символ города героя
Адмиралтейская игла
Слова уходят, затихая.
В металл. Бессмертье. Темноту…
И снова. Бронзой полыхая
Игла пронзает высоту…»
Учитель:
- Итак. Экскурсия наша подходит к концу.
Подведение итогов:
Вы сегодня хорошо работали. Интересные получились рассказы у экскурсоводов. Вы много знаете об замечательных достопримечательностях нашего города. Старались выразительно читать стихи. Правильно отвечали на вопросы. Молодцы!
Домашнее задание:
Дома вы должны разгадать кроссворд посвященный нашей сегодняшней экскурсии .На следующем уроке мы проверим, как вы справились.
Урок окончен .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Первые верфи города. Адмиралтейство.
Презентация по предмету "История и культура Санкт-Петербурга", 7 класс....