разработка праздника Ивана Купалы
план-конспект урока по краеведению по теме
Разработка праздника для учащихся 5-10 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prazdnik_ivana_kupaly.doc | 93 КБ |
Предварительный просмотр:
Самарина Нина Алексеевна,
учитель русского языка и
литературы, директор
муниципального
образовательного учреждения
средней общеобразовательной
школы с. Ухтым Богородского
района Кировской области
Адрес школы:
612472 с. Ухтым Богородского
района Кировской области
тел.6 – 91 – 66
Домашний адрес:
612472 Кировская область,
Богородский район, с. Ухтым,
ул. Труда, 10
Самарина Нина Алексеевна
Тел. 6 – 91 – 25
2005 год
Цели:
приобщение к русской культуре, идеалу преображения души;
возрождение календарно – обрядовой поэзии;
поиски красоты вечной и непреходящей, выработка нравственного иммунитета против волны аморализма;
знание и обогащение народных традиций.
Подготовительная работа.
Оформление планшетов с изображением народного гулянья и названием праздника.
Оформление ярмарки на «торговой площади».
Подготовка изделий для продажи (на кружке «Сделай сам»)
Разработка сценария.
Распределение обязанностей среди классов – участников.
Оформление пригласительных билетов гостям.
Участники:
Учащиеся 5 – 11 классов. Каждый класс представляет определенную деревню, жители которой пришли на праздник в село Ухтым. Классы можно объединить по содружествам: 3 – 4 деревни. Каждое содружество готовит определенную часть праздника:
5 – 6 кл. – сценку «В гостях у бабушки», оформление планшетов, пригласительных билетов.
7 – 8 кл. – рассказ об истории праздника, оформляет выставку – ярмарку.
9 – 10 – 11 кл. – представляет музыкальную композицию (с привлечением всех участников).
Ход праздника
Картина 1я:
Сценка «В гостях у бабушки». (Действие происходит в доме бабушки. Действующие лица: бабушка и внучка).
Здравствуй, бабушка!
Здравствуй, внучка! Ко времечку жо ты угодила, дитятко!
Как вкусно пахнет…
То – то, деушка. А я давеча хлебушко пекла: титерьки, ерушники да шанежек немного в честь праздника.
О, бабушка, как ты все это испекла, ведь у тебя и духовки то нет?!
Вот слушай пуще да сама учись. Посумерничала вчерась я, в клить пошла, муки ситом насияла в сильницу, мне лонись сусед новую сделал, на середь принесла. Тесто мутовкой растворила, да мелу для закваски подбила. А квашенку закрыла квашенником и на голбец поставила. Да и спать пошла. А как пропели третьи петухи, встала и замесила квашню-ту. Сама покамесь лучины косарем нащепала и печь затопила. Квашенка подошла, слава богу, тесто разваляла.
Смотрю, и печь протопилась. Уголья пихалом к загнете подвинула, помелом под размела да лопатой титерьки в печь сунула, а потом ерушники в чарушах поставила. Заслонкой чело прикрыла.
Хлебушко испекла, а потом и молочко оттопила.
А как это оттопила?
Ухватом, мака, кринки с молоком в печку сунула, а к обеду горяченькие достала на шосток, прихватила горшовником – да в погреб снесла. Сейчас принесу, мы и пообедаем, и пощелычим с тобой.
Ой, спасибо, бабушка, я очень хочу попробовать ерушники с топленым молоком.
А че это, бают, ноне девки – то едят больно плохо, голодуют нарошно. А пошто голодовать – то зря, лиго, какие худые ходят, в гроб краше кладут. Ешь, мака моя, баская будешь! Тепереча ты уже на выдане, шутка ли в деле! Кушай, внученька, на здоровье! Скоро уже на Ивановскую соберется народ.
А почему, бабушка, этот праздник отмечают каждый год в нашем селе, почему он так называется?
Вот пойдешь сейчас, внученька, на центральную площадь села и все узнаешь, а что не узнаешь или не поймешь, я тебе завтра расскажу.
Картина 2я:
«Из глубины веков…»
(рассказ ведущих об истории праздника, звучит песня «Выйду на улицу».)
1 ведущий.
Иванов день, Иван Купала, Иван Цветной, праздник Солнца при свете Луны – самый почитаемый, самый важный, самый разгульный праздник в году, который встречают со времен язычества.
2 ведущий.
У Иванова дня несколько имен. Как еще его называют?
Купалу называют «любовным» потому, что в этот день раз в году расцветает папоротник, при помощи которого « сердце девичье огнями зажигают на любовь». Существует поверье, что ночь на Ивана Купалу чудодейственная сила папоротника перейдет к тому, кто найдет цветок и сорвет его.
1 ведущий.
Ивана Купалу называют и «чистоплотным» оттого, что на заре этого дня принято купаться, причем такое купанье обладает целебной силой. Чтобы отыскать целебную силу, поутру Иванова дня бабы «черпали росу». Для этого брали чистую скатерть и бурак и отправлялись на луг. Скатерть таскали по мокрой траве и затем выжимали в бурак. Этой водой потом умывали лицо и руки, чтобы прогнать всякую болезнь.
2 ведущий.
Ивана Купалу называют и «веселым», потому что всю ночь и весь последующий день люди поют и веселятся.
1 ведущий.
Ивана Купалу называют еще и «травником», оттого что все чудодейственные и целебные травы распускались как раз в эту ночь, когда творческие силы земли достигали своего наивысшего напряжения. Поэтому в эту ночь нужно собирать целебные травы и коренья на весь год.
2 ведущий.
В ночь на Купалу все девушки отправляются отыскивать цветы. Нужно набрать 12 трав, из которых главными считают Иван – да – Марью и головную траву. Когда эти цветы собраны, берут и остальные 10, какие встретятся. Собравши цветы, девушки идут молча по домам, и ложась спать, не помолившись, кладут пучок цветов в изголовье, приговаривая: «Иван – да – Марья, головная трава и все двенадцать трав, скажите, кто мне будет жених?». За того, кто приснится, гадающая выйдет замуж.
1 ведущий.
Иванов день – день ведьм, оборотней, колдунов. Остерегайся проказов нечисти (домовых, водяных, леших, русалок). Ночь на Ивана Купалу – колдовская ночь, когда может сбыться все, что ни пожелаешь.
2 ведущий.
Зарождается три ведьмы
На Петра да на Ивана:
Первая ведьма закон разлучает,
Другая ведьма коров заклинает,
Третья ведьма залом ломает.
Первой ведьме, что закон разлучает,
Ее по уши в землю, ей прощенья нет!
Другой ведьме, что коров заклинает,
Ту по плечи в землю, ей прощенья нет!
Третью ведьму, что залом ломает,
Ту по пояс в землю, ей прощенья нет!
Вы катитесь, ведьмы, за мхи, за болоты,
За гнилые колоды,
Где люди не бают.
Собаки не лают, куры не поют,-
Вам там и место!
1 ведущий
С незапамятных времен и в нашем селе Ухтым празднуют Ивановскую. А село наше образовалось в 1703 году (ровесник г. Санкт – Петербургу). А в середине XIX века в селе была построена пятиглавая Покровская церковь с колокольней; Ухтымский приход объединял 47 деревень.
(звон колокола)
2 ведущий.
Праздник Ивана Купалы начинали встречать накануне. Вечером 6 июля молодежь из деревень спешила в с. Ухтым на всеобщее ночное гулянье. За селом устраивали очищающие костры, вокруг них плясали, через них прыгали: кто удачнее и выше – тот будет счастлив. Была такая примета: перепрыгнут парень с девушкой через костер, держась за руки, - быть им сужеными.
Костры устраивали за селом на высоком месте. В огонь подбрасывали бересту, чтобы горело ярче: обвязывали соломой старые колеса, поджигали их и пускали с пригорка. Около костров устраивали шумные, веселые игры, потасовки, бег наперегонки.
1 ведущий.
Обязательно играли в горелки. А рядом шла бойкая торговля. Ярмарка, организованная прямо на улицах села, манила к себе гостей. Чего там только не было: товар привозили из разных деревень и сел. Гуляли и веселились всю ночь.
2 ведущий.
Народные приметы гласят:
- Сильна роса на Ивана – к урожаю огурцов.
- На Иванов день небо звездное – много будет грибов.
1 ведущий.
А поутру 7 июля по обычаю купались. Девушки плели венки из трав и цветов и пускали их на воду.
«Если немил косо глянет,
Мой веночек тонет, вянет.
Если мил венок достанет-
Зеленеет, расцветает».
Во всем этом звучали отголоски языческих культов: бог Купало занимал видное место среди богов древних славян.
2 ведущий.
У нас в гостях жительница села Ухтым, переехавшая в село из деревни Чемерево (в 7 км. от села) в 1962 году Сементина Екатерина Прокопьевна.
(Воспоминание о праздновании Ивановской)
«С раннего детства больше всего я любила этот праздник за веселье, в котором принимали участие все жители от мала до велика. Никто никому не объявлял, где и когда собраться. А люди ждали этого праздника, готовились к нему. Вечером собирались все вместе у кого – нибудь дома, где площадка побольше и поровнее. Молодежь шла в Ухтым, а люди среднего возраста, старики, дети веселились в деревне. Женщины, усевшись под окнами на скамейке, пели раздольные песни, обычно грустные, протяжные. Например, «Знаю, ворон, твой обычай», «Уродилась я как былинка в поле» и др.
Но постепенно гулянье набирало силу. На смену грустным песням приходили веселые. Но больше пели такие песни, в которых есть сюжет и поучение молодым.
(Гости-женщины из фольклорного ансамбля исполняют русскую народную песню ).
Веселье достигало своей кульминации к полуночи. Гармонисты играли более задорные, бойкие мелодии, и всех объединяли в общий круг веселые плясовые песни. Один игрок сменял другого. На смену песням приходили задорные частушки. Но находилось место и игре.
Веселье не смолкало до рассвета. И только домашние дела отвлекали от продолжения праздника. Управившись дома по хозяйству, выгнав скотину в поле, люди шли в гости к соседям, где был накрыт стол. Ели, немного пили спиртного и снова пели и плясали. Сейчас так молодые веселиться не умеют, а в то время умели работать, умели и отдыхать».
1 ведущий
У нас в гостях Филимонова Тамара Павловна, переехавшая в село Ухтым из деревни Решетники (в 6-ти км.от села)
«В нашей деревне Решетники перед Ивановской даже улицу подметали. Мы еще подростками ходили на праздник в с. Ухтым. Больше всего мне запомнилась ярмарка. Чего тут только не было: горшки, глиняная посуда, резные ложки, лапти, упряжь для лошадей, одежда разная, сладости, пиво. А как плясали: на несколько кругов, объединившись по деревням и вперемешку, кто кого перепоет и перепляшет. Гармонист сменял гармониста, плясуны не жалели ног, выделывая невообразимые кренделя, девушки устраивали из частушек самые настоящие соревнования – перепевки…
А после войны вошли в моду танцы «Краковяк», «Подгорная», «Месяц», «Под испань» и др. Только гармонистов стало меньше, погибли на фронте».
(Фольклорный ансамбль исполняет русскую народную песню «Как по садику девчоночка гуляла»)
Изображение всеобщего гулянья. Каждый класс представляет определенную деревню. Исполняются песни, которые пелись в этой деревне, частушки, разучивают народные игры, показывают танцы, демонстрируют изделия ручной работы, которые принесли на ярмарку, т.е. представляют произвольную композицию, показывая, что в их деревне умеют работать, отдыхать и веселиться.
2 ведущий:
Эх, гармонь, душа гулянки,
Самородная краса,-
Басовиты, медны планки,
С приговором голоса.
1 ведущий:
Выйду на улицу, песнь заведу,
Девушек веселых петь позову.
Девушки – красавицы,
Некогда грустить,
Нынче на улице
Празднику быть!
Картина 3я:
Всеобщее гулянье на площади.
(Пример одной из композиций, выходят парень с девушкой).
Парень:
От твоей околицы
до моей деревни –
хоровод березовый,
ветер луговой.
Я иду, а ты уже,
милая, наверное,
ты уже подушечку
смяла головой.
Девушка:
Только выбегу на крылечко,
Только стану лицом к полям
И услышу, как по за речкой
Заиграет полубаян.
(Выходят все участники с песней:)
«Ой, сад во дворе расстилается,
Народ у ворот собирается.
Пойду молода в сад зелененький.
Цветите цветы все лазоревые.
Скорей поспевай, изюм-ягода.
Ой, едут ко мне дорогие гости.
Ой, станут срывать изюм-ягоду,
Меня молоду всё похваливать».
1 ведущий:
Вы играйте, ребятки,
Плачь и смейся гармонь!
То полынны, то сладки
Звуки льются в ладонь.
Промелькнут эти моды
На гитарный недуг,
А гармошка – на годы,
А гармонь – верный друг.
(исполняется русская народная песня)
2 ведущий:
Хорошо поют у нас,
А плясать народ гаразд?
А давайте – ка попляшем,
Удаль русскую покажем.
Парень- гармонист:
Встаньте, девки,
Встаньте в кучу,
Я частушки отчебучу.
Парень-гармонист (играет и поет)
Шёл деревней – девки спали,
Заиграл в гармошку - встали,
Встали, пробудилися,
Окна растворилися. (играет на гармошке, а девушки поют частушки)
1я девушка:
Я частушечки пою,
Никогда не устаю.
Пели бабушка, прабабушка,
И я теперь пою.
2я Я одна плясать не буду,
вызову товарочку,
дорога моя товарка,
выходи на парочку.
1я Ой, подруга дорогая,
выхожу к тебе плясать,
мы заставим гармониста
полтора часа играть.
2я Дорога моя подруга,
выйди на середочку.
Тебе премию дадут-
Красивого залеточку.
1я Приходите к нам, ребята,
у нас девок как опят.
Я согласна поменяться:
На две девки пять ребят.
Гармонист:
Вы спросите, я скажу,
Зачем я в этот край хожу.
Для избушки новые,
Для милки чернобровыя.
2я Разрешите познакомиться
мне с этим пареньком,
довести его до дела,
чтоб качало ветерком.
1я Не сама гармонь играет –
пальчики ученые,
не сама я завлекаю –
мои глазки черные.
Гармонист:
Мы с товарищем плясали –
сапоги резиновы,
на нас девушки смотрели,
даже рты разинули.
2я Захочу, так кофту вышью,
захочу, так в клеточку.
Захочу, так парня высушу,
как в поле веточку.
1я Я надену кофту белу,
белую – пребелую,
я такого ухажера
из бумаги сделаю.
Гармонист:
Речка к мосту подбегает –
в речке темная вода.
Я вчера был у Матанечки,
опять пошел туда.
(уходит)
2я Брось, подруга, думу думать,
брось, подруга, горевать,
не о каждом парне думать,
не о каждом тосковать.
(1я и 2я поют вместе):
Ой, спасибо, игрочок,
ох, и наплясалися,
твои рученьки устали,
да и нам досталося!
1 ведущий:
Что им сон, девчатам нашим,
Каблучками словно шьют.
От любви сгорают – пляшут,
От измены сохнут – пляшут.
И зимой, и летом пляшут,
Как они не устают?
2 ведущий:
А сейчас поиграем в «хлопанцы». Встаньте все в общий круг. Давайте выберем ведущего (считалка). «Трынцы, брынцы, бубенцы, раззвонились удальцы. Диги, диги, диги, дон, выходи скорее вон».
(Ведущий выходит за пределы круга и обходит кругом всех играющих. В это время все хлопают в ладоши и считают: раз, два, три. На счет «три» парень легонько хлопает девушку по плечу, а сам убегает. Она должна его догнать. Возвратившись, девушка становится ведущей.)
1 ведущий:
А сейчас посмотрите, что принесли на ярмарку умельцы да рукодельницы нашей деревни.
(Рассказ об умельцах деревни, демонстрация и продажа изделий: наличников, подставок под цветы, веретен, разделочных досок, вешалок под полотенца и т.д.)
Картина 4я:
Вятская ярмарка
(инсценировка песни «Коробейники»)
1 ведущий:
Сегодня у нас ярмарка открывается,
На которую все приглашаются.
2 ведущий:
Эй, честной народ, собирайся,
На торговую площадь поспешайся!
Нынче ярмарка намечается,
Ворота все раскрываются,
Люди добрые приглашаются.
1 ведущий:
Там скатерочки все шелковые,
А столы там все дубовые,
А напитки все медовые!
2 ведущий:
Игрушки, сувениры,
чеканки и картины,
Представляют умельцы
да искусницы.
Зазывалы:
1. Ярмарка (3 р.)
направо, налево, прямо.
Куда не глянь,- кипит торговая реклама.
2. Покупай: хочешь ложки,
хочешь доски и веселые матрешки,
на любой здесь вкус товар,
хоть ты стар и хоть ты мал.
3. Вот почти задаром редкие товары!
Побренчи кошельком,
Не жалей монету,
Как у нас ли товар
Со всего свету!
4. Много здесь поделок разных
и рисунки хороши.
Становитесь в ряд,
Да смотрите все подряд!
5. Проходите, девочки, есть платочки-сеточки,
заплетайте в них парней,
как ершистых окуней!
6. Вот блины – блиночки!
Кушайте девочки и паренечки!
Блин – не клин, брюха не расколет.
7. Коль устанешь невзначай,
пей горячий русский чай!
(музыка «Блины», все идут на ярмарку, рассматривают «товары», едят блины, пьют чай)
Картина 5я:
Веселые состязания.
(Приглашаются участники из разных «деревень».)
Традиционные прыжки через костер.
«Самый сильный». На бревно, поднятое над землей, садятся двое парней с мешками, набитыми соломой, пытаются сбить друг друга.
Перетягивание каната. (Приглашается представители в две команды из разных деревень).
Прыжки со связанными ногами. (Соревнуются две пары, у каждой из которых связанны рядом стоящие ноги: правая и левая).
Передвижение на ходулях (соревнуются пары).
Не хотелось чтоб вам спать,
Приглашаем танцевать.
Не сидеть пришли на стульях -
Потанцуйте на ходулях.
(звучит музыка «Камаринская»)
Бой петухов. (В кругу на одной ноге прыгают двое, пытаясь плечом вытолкнуть за круг друг друга).
Если ловок и силен,
То представься петухом:
Надо ногу в руку взять
И соперника толкать.
Бег в мешках.
Если ты силен в прыжках,
То попробуй-ка в мешках:
Ноги вместе ты поставь
И соперника обставь.
Картина 6я:
Общий хоровод.
1 ведущий:
О песни, песни русские,
Веселые и грустные,
Они для нас, как повести,
В них - радости и грести,
Они – душа народная,
Веселая, свободная.
2 ведущий:
- Кто придумал на Руси хороводы эти?
Хоть полмира обойди, нет красивей в свете.
- Кто соткал такой узор?
- То душа народа.
- Кто украсил полотно?
- Русская природа.
Хоровод (парни и девушки поют и ходят по кругу, взявшись за руки.)
«В хороводе были мы.
Кого надо видели.
Сокола – молодчика.
Встань молодчик,
Подбодрись,
Вправо, влево развернись.
Кому хочешь поклонись.
Хоровод девичий.
«Ой, со вечора, с полуночи головка болела…»
Заключение.
1 ведущий:
Время незримо течет сквозь меня,
Годы уходят, а дни остаются.
Тысячелетия в генах храня,
Люди рождаются, плачут, смеются.
Кто мы? Откуда? Куда мы? Зачем?
Тянемся к высшему, к главному, к сути.
Против себя – за себя не прощая,
Как ты не слаб, человек, но держись:
Только твоя высота защищает
Родину, песню, историю, жизнь.
2 ведущий:
И под каким я не пребуду небом –
Мне только б знать, тревогу утоля,
Что не скудеет песнями и хлебом
Отеческая милая земля.
1 ведущий:
И сейчас ежегодно, хотя все деревни вокруг села ликвидированы, собираются к нам вечером 6 июля, без всякого объявления, люди из других сел, приезжают из городов к своим родственникам, приурочив к празднику свои отпуска, встречаются выпускники нашей школы со своими одноклассниками и учителями.
2 ведущий:
И доныне по полям и перелескам слышатся веселые песни, переливы гармошки, смех и шутки.
Купала на Ивана!
Где Купала ночевала?
Иван да Марья в реке купались.
Где Иван купался, берег колыхался,
Где Марья купалась, трава расстилалась.
1 ведущий:
Народная традиция живет, давая возможность людям отдохнуть, повеселиться, просто пообщаться и отвлечься от повседневных забот.
2 ведущий:
И какое же надо иметь постоянство,
И любовь к языческой вере своей,
Если клятый попом
Древний праздник славянства
Докатился до наших стремительных дней.
1 ведущий:
И сегодня по традиции древней,
Знать недаром весь год заедает тоска, -
Горожане, что были вчера лишь деревней,
К этим дням норовят взять свои отпуска.
2 ведущий:
Только если заглохнет он,
праздник купальский,
Я скажу вам в тоске
безо всяких прикрас:
Станет меньше одной
чародейною сказкой,
Чудом меньше одним
станет в жизни у нас!
1 ведущий:
Пора по домам расходиться,
Вторые кричат петухи.
На прощание давайте,
Веселу песню запевайте.
(«Ой, ты, Порушка – Пораня, ты за что любишь Ивана…»)
1 и 2 ведущие вместе:
Жить нам вместе лет до двести!
Приглашаем всех ежегодно к нам
в Ухтым на Ивановскую
в ночь с 6 на 7 июля.
(Все участники исполняют песню)
Так будьте здоровы, живите богато,
А мы уезжаем до дома, до хаты.
Мы славно гуляли на празднике вашем.
Нигде не видали мы праздника краше.
Словарь диалектов.
Давеча – тогда
Титерьки – ржаные буханки хлеба
Ерушники – каравай хлеба из овсяной муки
Шаньги – ватрушки
Клить – кладовка
Сильница – лоток, в которой сеяли муку
Лонись – тогда
Середь – кухня
Мотовка – палочка с сучками на конце для взбивания масла.
Мел – закваска
Квашня – деревянное ведро для теста.
Квашенник – чехол
Голбец – деревянный мостик перед печью
Косарь – нож
Пихало – приспособление для выгребания зерна, углей из печи.
Помело – метла из осоки
Под – низ внутри печи
Чаруша – тарелка из прутьев для выпечки хлеба
Заслонка – металлический лист с ручкой для закрытия чела печи.
Шосток – углубление перед печью
Чело – проход в печь
Ухват – предмет – приспособление с одной ручкой на конце с двумя рогами для передвижения чугунов в печь
Горшовник – тряпка-прихватка
Погреб – яма под домом
Баять – говорить
Лиго – вон
Баская – красивая
Щелычить - говорить
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по истории Отечества на тему: "Славянские языческие праздники: Коляды, Масленица, День Ивана Купалы, Осенины". ( 6 класс школы 8 вида).
Конспект индивидуального урока по истории Отечества для школы 8 вида (1 вариант). Основная цель урока - формирование представлений об истории Отечества. Задачами являются повторение темы "В...
Конспект открытого урока по истории Отечества на тему: "Славянские языческие праздники: Коляды, Масленица, День Ивана Купалы, Осенины". ( 6 класс школы 8 вида).
Конспект индивидуального урока по истории Отечества для школы 8 вида (1 вариант). Основная цель урока - формирование представлений об истории Отечества. Задачами являются повторение темы "В...
Конспект открытого урока по истории Отечества на тему: "Славянские языческие праздники: Коляды, Масленица, День Ивана Купалы, Осенины". ( 6 класс школы 8 вида).
Конспект индивидуального урока по истории Отечества для школы 8 вида (1 вариант). Основная цель урока - формирование представлений об истории Отечества. Задачами являются повторение темы "В...
презентация "Праздник Ивана Купала"
Один из самых романтических, таинственных народных праздников - это, несомненно, Ивана Купала.Отмечать его начали еще в седой языческой древности....
Праздник Ивана Купала в летнем лагере школы.
Приобщение детей к истокам русской народной культуры и привитие любви к народному творчеству....
ХЭЛЛОУИН И ПРАЗДНИК ИВАНА КУПАЛА. СХОДСТВА И ОТЛИЧИЯ.
Holidays are an integral part of the national culture of people and their history. On the territory of each country there is a holiday that preserves its cultural heritage and customs, reflects the me...
Сценарий праздника Ивана Купала
День Ивана Купала – праздник мистический, загадочный, но, в то же время, весёлый, полный всевозможных примет, легенд и все они были связаны с водой, огнем и травами. В загадочную купальскую...