роль краеведения в преподавании
статья по краеведению (7 класс) на тему

Будкина Наталья Германовна

 Воспитательная роль  краеведения в истории, огромный потенциал краеведческого материала для патриотического и гражданского воспитания учащихся; особенно -воспитание на местном материале.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kraevedenie.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассная краеведческая работа.

Значение краеведческого материала в преподавании истории

очень велико.

 Во- первых, он позволяет конкретизировать исторический материал с местным краеведческим материалом, так как местные условия накладывают  свой отпечаток на ход событий.

Во- вторых, изучение истории, когда она касается непосредственно  твоего края, села,  дает более правильное представление о развитии тех или иных событий. Изучение краеведения идет через самые разнообразные формы:

походы по родному краю, экскурсии в музеи, создание школьных краеведческих музеев, подготовка экспонатов для них, оформление различных альбомов.

 В отличие от уроков, внеклассная работа проводится иначе, так как

учитель уже сам определяет и тему, и форму занятия.

Большинство внеклассных работ носит поисковый, исследовательский характер, и в этом его притягательность. Потому что, исследовательский метод воспитывает стремление к самостоятельному поиску темы, её материала, расширяет кругозор, развивает наблюдательность. Учащиеся

учатся работать творчески,  работать со справочным материалом, архивными документами,  живыми людьми – участниками  военных и трудовых событий, старожилами села.

 В нашей школе вместе с учащимися  была проведена эта большая работа, в результате которой появился  в школе Зал Военной Славы, Зал Трудовой Славы, уголок краеведческого музея. Видно было, что ребятам интересно заниматься краеведением.  Ребятам нравится заниматься  исследовательской работой, находить интересные темы и их разрабатывать. Так,  наши школьники принимают участие во всероссийском конкурсе исторических исследовательских работ « Человек в истории. Россия ХХ век».  Здесь  пригождается их опыт в общении с людьми, умения брать  интервью, работа с архивными данными, справочными материалами. Темы выбирают на основе местного материала: об истории образования малых сел района, о ветеранах труда, фронтовиках, о первых поселенцах нашего края, исследуют  истории своих семей, пишут работы о жизни интересных людей. Собирают материал  у родственников, соседей, местных жителей, в музеях местных и школьных.

Это письма, документы, фотографии, воспоминания родственников, знакомых и местных жителей. В итоге получаются неплохие  исследовательские работы. Участие в таком конкурсе способствует сохранению исторической памяти, привлекает школьников к изучению местной истории края, семейной истории, к памяти  о прошлом, которая может исчезнуть  с уходом старшего поколения.

 Еще одна форма внеклассной работы, это участие в областных интеллектуальных краеведческих играх «Знай наших»!  

Здесь уже предлагаются вопросы по определенной тематике, например: «Астраханский край в ХVI – XIX  веках».  Учащиеся начинают отвечать на предложенные вопросы, работая с краеведческим материалом, поднимают подшивки старых газет, журналов. Им приходится прочитывать книги местных краеведов, обращаться за помощью в краеведческий музей, в библиотеку. И это очень радует, потому что ученики приобщаются к литературе, учатся работать с книгой, находя правильный ответ.  Можно привлекать и другие формы, такие как: викторина, неделя истории, выпуск газет по определенной тематике, устный журнал, исторический марафон и т.д. Например, в нашей школе мы проводили историко-краеведческий  марафон, состоящий из нескольких этапов.

1. Викторина «Люби и знай свой край»! для учащихся 7-11 классов.

2. Конкурс  рисунков «Мой край родной» для учащихся 1-6 классов.

3. Исторический вечер, как заключительный этап марафона.

 Вот как это проходило.  Заранее были составлены вопросы  викторины

«Люби и знай свой край»!:

1. Как называлось государство, находившиеся в  Х1V – XV вв на территории нашего края?

2. Какое название имела Волга до Х1 века?

3. Кто из великих и знаменитых людей посещали Астрахань в ХVII – XIX вв?

4. Как связано имя Татищева с Астраханью?

5. Почему Астрахань сравнивают с Венецией?

Это были вопросы по истории края, а ещё у нас были составлены вопросы конкретно по истории  Лиманского района:

Когда был образован Лиманский район и как он назывался ранее, почему?

Как происходило  заселение нашего края, кто были первые поселенцы, откуда?

Расскажите об истории нашего села,  образовании колхоза.

Расскажите об интересных людях района, села.

Расскажите об образовании любого села нашего района.

Подготовить рассказ о поэте – лиманце и прочитать его стихотворение.

Учащиеся готовились к марафону почти месяц. Они искали ответы в сельской библиотеке, привлекли к работе своих родителей, не оставляли в покое учителей, которые проводили консультации со  школьниками.  Свои работы учащиеся оформили в виде докладов, сообщений, подготовили даже красочные  кроссворды с вопросами по истории родного края. А какая получилась выставка из   рисунков,  предоставленных нам  младшими школьниками. На вечере учащиеся  дали нам столько информации по истории родного края, что можно только радоваться за учеников.

Было подготовлено много материала, который был собран в один альбом под названием « История Лиманского района».  Сколько было прочитано стихотворений поэтов – лиманцев. Ученики привлекли творчество наших местных  поэтов:  Олега Куликова  и Евгении  Козобродовой (учителя

русского языка и литературы).   Многие в школе и не знали, что у нас есть свой поэт -  учитель словесности, которая печатает свои стихи в местной газете.  

 Подобные мероприятия помогают учащимся овладеть основами знаний о

 истории родного края, её событий, фактов; познакомиться с творчеством

местных поэтов, узнать об интересных людях своего края.  При выполнении заданий предполагалась развитие интереса и уважения к истории  и культуре тех народов, которые проживают в нашем крае, а также формирование ценностных ориентаций на основе личных осмыслений  фактов  истории родного края.

 Внеклласная работа по краеведению  имеет большой воспитательный потенциал: она не только повышает интерес к предмету, но и способствует осуществлению прочной связи обучения с жизнью, помогает школьнику повысить свой уровень воспитанности. Дает большой материал для нравственного  и патриотического воспитания  учащихся, глубже узнать свои корни, а самое главное – знать и любить историю родного края.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль краеведения в формировании нравственной личности

На уроках краеведения можно более успешно формировать нравственную личность с опорой на местную историю....

Роль краеведения в формировании нравственной личности

На уроках краеведения можно более успешно формировать нравственную личность с опорой на местную историю....

презентация по теме: "Роль краеведения в процессе воспитания и образования школьников"

В презентации показана роль краеведческого материала в процессе образования и воспитания учащихся. Возможности использования краеведения на уроках истории, географии, в научно - исследовательской деят...

Роль краеведения в воспитании учащихся

опыт работы по патриотическому воспитанию учащихся через краеведение...

О роли краеведения в воспитании. От краеведения к гражданственности.

Статья затрагивает вопрос преподавания истории в современной школе и как  через изучение истории и краеведения можно способствовать формированию гражданственности , патриотизма у школьников....

ДОКЛАД «Роль краеведения в духовно-нравственном воспитании учащихся с ОВЗ»

Одна из главных проблем современности — это духовный кризис. Сегодня сложно выбрать идеал, на который можно ориентироваться, тяжело распознать, где истинное добро, а где зло. Настоящие духовные ...