Литературная гостиная "Берновские вечера"
план-конспект по краеведению по теме

 

Сценарий литературной гостиной может использоваться как библиотечное мероприятие, музейное занятие или классный час. Его задача - расширить знания учащихся о пребывании А.С. Пушкина на Старицкой  земле и его творчестве; познакомить учащихся с укладом жизни дворянских усадеб 19 века; пополнить культурологические знания учащихся; способствовать развитию интереса к культуре своего края; развитие художественных склонностей и задатков учащихся. Данное мероприятие может проводиться совместно с учителем музыки, литературы, библиотекарем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnaya_gostinaya.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Литературная гостиная « Берновские вечера».

Цели и задачи:

- расширить знания учащихся о пребывании А.С. Пушкина на Старицкой     земле и его творчестве;  

           - познакомить учащихся с укладом жизни дворянских усадеб 19 века;

- пополнить культурологические знания учащихся

  1. способствовать развитию интереса к культуре своего края;

- развитие художественных склонностей и задатков учащихся .

Оборудование: декорации в стиле 19 века ( диваны, кресла, стулья, подсвечники со свечами, стол), поэтические карты, костюмы эпохи 19 века, фортепиано.

Музыкальный материал: Свиридов.«Тройка», «Вальс» - музыкальные иллюстрации к повести Пушкина А.С. «Метель», песня «Зимняя дорога» на стихи Пушкина А.С.,

Звучит музыка: Г.Свиридов,

Ведущий:         Дома косые, двухэтажные

                И тут же рига, скотный двор,

                Где у калитки гуси важные

Ведут немолчный разговор.

В садах настурции и розаны,

В прудах зацвётших караси, -

Усадьбы старые разбросаны

По всей таинственной Руси. ( Н. Гумилёв).

Старинные усадьбы. Когда-то величественные и пышные, окружённые роскошными парками и садами. Судьба по-разному распорядилась ими: какие-то преданы забвению, а некоторые стали школами, музеями. Но столетие- два назад в них кипела жизнь: раздавался смех барышень, чинно ступала нога хозяина... Нашей усадьбе повезло больше всех- она стала музеем. И я предлагаю вам сегодня перенестись в 20-е годы XIX столетия, когда Берново было полно барышень, уланов, когда сюда приезжал А.С. Пушкин. Как проводили время, чем увлекались местные дворяне? Как развлекались?

                   Деревня, где скучал Евгений,

Была прелестный уголок;

Господский дом уединенный,

Горой от ветров ограждённый,

Стоял над речкою. Вдали

Пред ним пестрели и цвели

Луга и нивы золотые.

Давайте заглянем в эту усадьбу.

Звучит музыка Г.Свиридова « Тройка». 

Стихотворение А. Пушкина « Зима. Что делать нам в деревне...».Читает чтец ( до приезда гостей).

Ведущий: Самое приятное время в усадьбе - это вечер, приезд гостей. В такие вечера имение оживало - раздавались шутки, смех, играли в карты, танцевали, пели романсы, читали стихи.

Но если под вечер в печальное селенье,

Когда за картами сижу я в уголке,

Приедет издали в кибитке иль в возке

Нежданная семья: старушка, две девицы

( Две белокурые, две стройные сестрицы),-

Как оживляется глухая сторона!

Как жизнь, о, боже мой, становится полна! 

И тогда главным местом в усадьбе становилась гостиная.

Сценка-диалог:

-Сударыня, согласитесь, что погода нынче удивительно хороша?

  1. Да, сударь, погода нынче удивительно хороша. Как никогда.
  2. Скажите, сударыня, нравлюсь ли я вам и можно ли мне надеяться на вальс с вами?
  3. Мне будет приятно принять ваше приглашение.

Ведущий:    Однообразный и безумный,

Как вихорь жизни молодой,

Кружится вальса вихорь шумный,

Чета мелькает за четой...

Танец «Вальс», муз. Г.Свиридова. ( Танцуют участники ).

Ведущий: На таких вечерах не только танцевали. Случались и курьёзы. Вот как об одном из них вспоминает Пушкин: « На днях было сборище у одного соседа; я должен был туда приехать. Дети родственницы Петра Марковича, балованные ребятишки, хотели непременно туда же ехать. Мать принесла им изюму и черносливу и думала тихонько от них убраться. Но Пётр Маркович их взбудоражил, прибежал к ним: дети! Дети! Мать вас обманывает, поезжайте с нею. Там Пушкин будет- он весь сахарный, а зад его- яблочный; его разрежут и  всем вам по кусочку будет. Дети разревелись; не хотим черносливу, хотим Пушкина. Приехали, сбежались ко мне, облизываются. Но увидели, что я не сахарный, а кожаный, совсем опешили.

Конечно, вы не раз видали

Уездной барышни альбом,

Что все подружки измарали

С конца, с начала и кругом.

Сюда, назло правописанью,

Стихи без меры, по преданью,

В знак дружбы верной внесены,

Уменьшены, продолжены...

Сценка-диалог: - Вы были вчера на обеде у Вельяшевых? Там Пушкин был, он читал свои удивительные стихи. Все были в восторге.

-Везде только о Пушкине и говорят. Какой он? Вы знаете его стихи?

  1. Посмотрите, в этом альбоме он мне оставил своё стихотворение.

Стихотворение «Цветок ». ( Читает ученица ).

  Ведущий: Простая русская семья,

К гостям усердие большое,

Варенье, вечный разговор

Про дождь, про лён, про скотный двор...

...Их разговор благоразумный

О сенокосе, о вине,

О псарне, о своей родне,

Конечно, не блистал ни чувством,

Ни поэтическим огнём,

Ни остротою, ни умом...

Но давайте не будем судить строго местных помещиков; ведь их разговоры подкупали, прежде всего, своим прямодушием и простотой. Давайте прислушаемся:

Сценка-диалог: - 1.- А расскажите, господа, каково вы поохотились, пока я был в отъезде?

-2- Э, Пётр Иванович, намедни, четвёртого дня, мы славно поохотились!

-3- Собралось нас несколько человек: павловские, малинниковские, берновские.

-2- Даже исправник из Старицы со своими гончими был.

-3- Да, гончие у него хороши! Не глядя, поменялся бы с ним. Его Рогдай сразу взял след, и пошёл-пошёл с голосом: ау-ау-ау...! ( Извините, господа, я , кажется, напугал наших дам).Так вот, пошёл-пошёл, и все за ним!

-2- Да, славная была охота. Правда, серый от нас ушёл. Хитёр, оказался, шельма, но двух зайчиков мы взяли. Да.

-3- Эх, и хороши они были под соусом , да под бутылочку бургундского!

-2- А как вы съездили, Пётр Иванович?

Ведущий: В тоже время, подальше от глаз и ушей взрослых, проходили тайные объяснения в любви.

Стихотворение А.С.Пушкина «Признание». ( Читает ученик).

Ведущий: На таких вечерах происходили и роковые встречи, которые оставляли память на долгие годы, рождали бессмертные строки...

Стихотворение А.С.Пушкина «Подъезжая под Ижоры...». (Читает ученик).

Ведущий:         Столы зелёные раскрыты:

Зовут задорных игроков.

Бостон и ломбер стариков,

И вист, доныне знаменитый...

Одной из занимательных игр на таких вечерах, была раскладывание пасьянса. Вот и сегодня я предлагаю сыграть в карты. Но карты не простые, а поэтические. В игре участвуют 40 карт. 20 карт перед вами- в них окончания стихов Пушкина. Столько же у меня- с их началом. Я начинаю любое стихотворение, а вы его продолжаете.

Игра «Литературный пасьянс».

 Ведущий: Особой популярностью на вечерах пользовались  игра на фортепьяно и исполнение романсов.

Сценка-диалог:  - А вы были вчера на музыкальном вечере?

-Нет, я посетила литературный салон.

  1. А жаль! Там выступала музыкальная знаменитость.
  2. И что же он сочиняет?
  3. Музыку на стихи Пушкина.
  4. Давайте споём одну из его песен.

Исполнение песни «Зимняя дорога».

Ведущий: Вот и подошёл к концу наш вечер. Гостиная потихоньку пустеет, гости разъезжаются по домам. Пора в дорогу и нам. Домой, в 21 век, сохранив в памяти все, что увидели и услышали.

Под музыку Г.Свиридова «Тройка» ребята расходятся.

Список используемой литературы и музыкальных произведений:

  1. Пушкин А.С. Зима. Что делать нам в деревне.
  2. Пушкин А.С. Евгений Онегин.
  3. Пушкин А.С. Пушкин. Цветок.
  4. Пушкин А.С. Признание.
  5. Пушкин А.С..  Подъезжая под Ижоры…
  6. Пушкин А.С. Письмо А.А. Дельвигу. Из Малинников в Петербург. / Тверской венок Пушкину: Сборник.- Калинин: Моск. Рабочий,1989 г.- стр. 43-44.
  7. Мерзлякова С.И., Струве Г.А. Музыкально-литературный материал для детей 5-8 лет: Встречи у портрета Пушкина.- М: «Владос», 1999 г. – стр.25.
  8. Гумилев Н.
  9. Свиридов Г. Музыкальные иллюстрации к повести А. Пушкина «Метель». Фрагменты: «Тройка», «Вальс».
  10.  Песня «Зимняя дорога». Слова А. Пушкина, музыка Алябьева.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно- музыкальный вечер "День независимости России"

Литературно – музыкальный вечер,  посвящен самому дорогому – любви к Родине. Через года доносятся до нас голоса, в которых звучит трепетная любовь к родной русской земле....

Литературно -музыкальный вечер для старшеклассников " Пушкинский бал"

Очень интересное мероприятие для учащихся 8-11 классов. В течение всего вечера звучат произведения А.С.Пушкина, классическая музыка. Ребята исполняют бальные танцы. горят свечи. Старшеклассники одеты ...

Литературно-музыкальный вечер "Я воскресну и спою"

Данное мероприятие проводилось с учениками 11 класса. Посвящён этот литературно-музыкальный вечер памяти поэта, музыканта. певца Игоря Талькова....

Литературно-музыкальный вечер "Лицейское братство"

Данное мероприятие было создано для учащихся 9 -11 классов. Посвящено лицейским товарищам А.С. Пушкина....

ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНЫЙ ВЕЧЕР

Уважаемые дамы и господа, а также почётные гости! Сегодня мы собрались на бал, посвящённый 200летию со дня основания Царскосельского лицея, альма матер великих людей: и конечно же известнейшего лицеис...

Сценарий литературно-музыкального вечера. Литературная гостиная.

Сценарий литературно- музыкального вечера "...И жизнь, и слезы, и любовь" был разработан с целью более глубокого ознакомления учащихся с лирикой любви в творчестве А.С.Пушкина, а также с адресатами лю...

Сценарий литературно-музыкального вечера. Литературная гостиная.

Сценарий литературно- музыкального вечера "...И жизнь, и слезы, и любовь" был разработан с целью более глубокого ознакомления учащихся с лирикой любви в творчестве А.С.Пушкина, а также с адресатами лю...