История омского художественно-промышленного техникума им. М.А. Врубеля
статья по краеведению по теме

Суркова Галина Владимировна

Истоки художественного образования в г.Омске вызывают интерес не только у краеведов и художников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istoriya_hudproma.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

История омского художественно-промышленного техникума им. М.А. Врубеля

     Вопросы истории образовательных учреждений г. Омска достаточно изучены, однако проблемы художественного образования не столь широкого освещены. Поэтому нам представляется актуальным показать историю создания и функционирования художественно-промышленного техникума им. М.А. Врубеля, как центра художественного образования города 1920-х гг.

    При работе над данной темой была использована периодическая печать (газета «Рабочий путь», подшивки которой фронтально просмотрены за 1921-1927 гг., журналы «Искусство» и «Омский зритель»). Результаты работы с периодической печатью доложены на областной научной конференции посвящённой 110-летию Омского государственного объединённого историко-литературного музея (8, с. 53-56). Сведения, извлечённые из газет и журналов разнообразны по тематике и широте охвата действительности, но носят скорее справочный характер. Поэтому были привлечены  материалы  Государственного Архива Омской Области (ГАОО). Основной источниковой базой явился фонд Сибирского художественно-промышленного техникума им. М.А. Врубеля (Ф. 300). Всего было изучено более 30 дел. При работе с архивными источниками применялась следующая методика: выявление необходимых дел и фронтальный просмотр всех материалов по выбранной теме; отбор и сведение воедино всех типов делопроизводственной документации; систематизация полученной информации; анализ сведений и сравнение их с данными других источников; оценка событий. Изученная литература и собранный комплекс источников позволили придти к следующим выводам.

     Давнее и настойчивое желание омичей иметь свою художественную школу встречало до революции  различные затруднения. Но только в 1919 г. бывшее «Общество художников и любителей изящных искусств Степного края», приступило к практической реализации идеи. Была организована особая комиссия по разработке планов будущей школы. 15 октября 1920 г. состоялось открытие «Сибирской художественно-промышленной школы». Базой для неё послужили художественно-практические курсы, открытые секцией изобразительных искусств отдела народного образования г. Омска. В основу организации школы был положен принцип «единого искусства», включавший в себя так называемое «чистое» и «прикладное искусство». На практике этот принцип «выразился соединением художественных и промышленных отделений в стенах одной школы для прохождения общих дисциплин» (2, л. 21). Архитектурное, живописное и скульптурное отделения были отнесены к специальностям «чистого искусства», а декоративно-театральное, деревообделочное, текстильное и полиграфическое   отделения к «прикладному». Срок обучения в школе был определён в 5 лет. По окончании предполагалось давать звание художника-мастера по соответствующей специальности. Учебный план состоял из 3 составных частей: художественные предметы, предметы в объёме средней школы, работа в мастерских (теоретические и практические занятия). При школе были открыты вспомогательные учебные учреждения: библиотека, мастерские (скульптурная, декоративно-театральная, ткацкая, деревообделочная, типография и литография), музей (преобразованный в исторический кабинет по изучению художественно-промышленной культуры) (2, л. 4). Неожиданностью для руководства оказался тот факт, что среди поступивших учеников многие имели хорошую подготовку в художественном отношении. Эти учащиеся были зачислены на второй курс. К весне 1921 г. руководящие органы согласились с тем, что оборудование школы, увеличившийся штат преподавателей дают ей право перейти в разряд института (7, с. 33). Такому решению способствовало и то, что подобных заведений в Сибири не было, а потребность в кадрах постоянно росла. 16 августа 1921 г. «Сибирская художественно-промышленная школа» была преобразована в «Сибирский Художественно-промышленный Практический Институт» (2, л. 4). Для нового учебного учреждения были отпущены средства и оборудование. Такое положение дел продолжалось недолго т. к. начала давать о себе знать новая экономическая политика. Поэтому институт не успел развернуть свою деятельность в полном объёме. Особенно тяжёлым был 1922 г. Перестали поступать государственные кредиты (институт из-за недостатка средств был переведён с госбюджета на хозрасчет),  были сняты с продовольственного пайка преподаватели и студенты (2, л. 6). Для решения материальных проблем осуществлён перевод мастерских на «хозяйственное положение», были закрыты два отделения и сокращены штаты преподавателей. Правление института сделало всё возможное, чтобы сохранить учебную деятельность, но и она претерпела ряд изменений. По новому учебному плану, институт был разделён на два факультета: художественный и художественно-промышленный (школа промышленно-трудового ученичества). Срок обучения стал 4 года. Художественный факультет (архитектурная, живописная, декоративно-театральная и скульптурная специальности) имел задачу - «за счёт чисто художественных дисциплин усилить сведения из технологии материалов и ввести прикладные предметы» (2, л. 7). Факультет готовил художников по соответствующим специальностям. Школа промышленно-трудового ученичества имела иную задачу: «готовить мастера-инструктора по деревообделочной, ткацкой, графической специальностям, а так же типографии и литографии» (2, л. 7). Основное направление в обучении - практические занятия.

     Художественно-промышленный институт был единственным в Сибири учебным заведением, который готовил кадры для промышленности, школ, музеев, театров и т. п. Поэтому, когда вышло постановление о его закрытии в марте 1923 г., оно было опротестовано преподавателям и студентами. Учебное заведение удалось сохранить, однако  статус его изменился (2, л. 21). Институт стал художественно-промышленным техникумом (ему было присвоено имя М.А.Врубеля). И уже без изменений, он продолжал свою работу вплоть до расформирования (13.06.1930 г). Причинами данного решения были: значительное расширение учебных заведений с более узкой специализацией, свертывание деятельности кустарной промышленности для которой готовил кадры «худпром». Техникум им. М.А.Врубеля не исчез бесследно, а послужил базой для двух новых учебных заведений г. Омска: строительного техникума и художественно-педагогического училища (1, с. 286).

     Особенностью художественно-промышленного техникума были его кадры: преподаватели имели отличную подготовку (Строгановское художественно-промышленное училище, Московская школа живописи, ваяния и зодчества, Одесское и Петроградское художественные училища и др.). Некоторые стажировались за границей (2 года провела в Италии преподаватель скульптуры В.А.Сенгелевич). По нашим данным (получены после обработки 29 личных анкет и регистрационных карточек) более половины преподавательского состава имели профессиональный стаж от 8-11 до 20-25 лет. Многие педагоги получили специальные приглашения приехать в г.Омск для работы в техникуме (В.А.Сенгелевич, А.М.Монбланов). Других откомандировал городской отдел народного образования (Н.В.Пономарёв, С.А.Пахотин, В.М.Римский-Корсаков). Всё это свидетельствует о том, что техникум будучи единственным учебным заведением подобного типа в Сибири, сумел собрать лучшие художественные силы края.  Преподавательский состав (имеются в виду только художественные кадры) был предан общему делу и оставался практически неизменным в течение всех 10 лет существования учебного заведения (И.В.Волков, Е.А.Клодт, Ю.К.Куртуков, С.Я.Фельдман, М.И.Стрельников).

     Не отставали в своём профессиональном росте и студенты: из первого выпуска (1925 г.) трое были оставлены в качестве руководителей мастерских: архитектурной (П.И.Русинов) (5, л. 12), живописно-декоративной (Н.Н.Королёв) (3, л. 3)  и литографии (Н.А.Пудовкин) (4, л. 3-4). Многие выпускники продолжили образование в высших учебных заведениях страны: Ленинградской Академии Художеств, Высших художественно-технических мастерских (6, л. 1).

     Совместными усилиями студентов и преподавателей велась активная просветительская работа среди населения в самых разнообразных формах: культшефство над  клубами (им. Халтурина, «Маяк ленинизма») и заводами («Красный пахарь» и др.), проведение выставок и экскурсий, организация концертов самодеятельности и вечерних курсов художественного рисования, выпуск агитационных плакатов и чтение лекций. Особенно интересной была  попытка издавать журналы  «Искусство» (1921-1922 гг.) и «Омский зритель» (1928-1929 гг.). Эти издания сумели пробудить интерес к вопросам литературы, искусства и художественной промышленности не только в городе, но и за его пределами.  

    Таким образом, в 1920-х гг. главным центром художественного образования Омска (и всей Сибири) стал художественно-промышленный техникум. Он не только готовил специалистов по художественному воспитанию для школ, инструкторов-руководителей кружков, но и техников гражданского строительства, мастеров текстильной, мебельной и полиграфической промышленности. Наряду с учебными задачами, техникум выполнял и функции воспитания путём широкой выставочной, лекционной и других видов деятельности. Это в огромной степени благотворно сказалось на культурном облике города.

Список литературы:

1. Вибе П.П.,  Михеев А.П., Пугачева Н.М. Омский историко-краеведческий словарь. - М.: Отечество, 1994.

2. ГАОО. Ф. 300. Оп. 1. Д. 14.

3. ГАОО. Ф. 300. Оп. 2. Д. 171.

4. ГАОО. Ф. 300. Оп. 2. Д. 272.

5. ГАОО. Ф. 300. Оп. 2. Д. 945.

6. ГАОО. Ф. 300. Оп. 2. Д. 1024.

7. Муратов П.Д. Художественная жизнь Сибири 1920-х годов. - Л.: Художник РСФСР, 1974.

8. Стасенко Г.В. Художественная жизнь Омска в 1920-е гг. (по материалам периодической печати)//История культуры Западной Сибири: Омская областная научная конференция «История, краеведение и музееведение Западной Сибири»: Тез. докл. - Омск: ОмГУ, 1988.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно- исследовательская работа по теме: «Календарные праздники и традиционная обрядность российских немцев Омского Прииртышья в сохранении календарной обрядности российскими немцами села Солнцевки Исилькульского района Омской области ».

Календарные обрядности и связанные с ними обряды являются одним из древнейших и интереснейших пластов народной культуры. Календарь как организующая сила хозяйственной, культурной, обрядовой жизн...

НОУ – КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОДАРЁННЫХДЕТЕЙ. ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ Бочкарева Татьяна Валентиновна Учитель математики, БОУ г.Омска «Гимназия №159», г. Омск

НОУ – КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОДАРЁННЫХДЕТЕЙ. ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ Бочкарева Татьяна ВалентиновнаУчитель математики, БОУ г.Омска «Гимназия №159», г. Омск...

История Октябрьского административного округа города Омска

Материал может быть использован для подготовки тематического классного часа, внеклассных мероприятий....

Предметная неделя по истории "С днем рождения, Омск!"

В помощь учителям истории, которые занимаются краеведением. Материалы посвящены истории г.Омска ( 300-летию)....

Герб Омска и Омской области

Презентация с описанием герба города Омска и Омской области...

Программа дополнительного образования «Искусство Омска и Усть- Ишима (Омской области)»

                   Создание данной программы  вызвано актуальностью интеграции школьного образования в современную культуру региона и необ...

Михаил Врубель. История одного шедевра

Виртуальная экскурсия, содержащая искусствоведческий анализ произведений русского художника М. Врубеля. Материал может быть использован при изучении поэмы М.Ю. Лермонтова "Демон". Ссылка на ...